Научная статья на тему 'Суммы, не подлежащие налогообложению ЕСН'

Суммы, не подлежащие налогообложению ЕСН Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
260
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Беляева На

В заключительной статье (начало см. в журналах БИНО № 17 и 18) подробно рассмотрены суммы, не подлежащие налогообложению единым социальным налогом. Кроме того, здесь отмечены изменения, которые вступят в силу с 1 января 2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Суммы, не подлежащие налогообложению ЕСН»

Налогообложение

СУММЫ, НЕ ПОДЛЕЖАЩИЕ НАЛОГООБЛОЖЕНИЮ ЕСН*

Н.А. БЕЛЯЕВА,

консультант по налогам и сборам ЗАО «BKR-Интерком-Аудит»

Порядок исчисления и уплаты единого социального налога (ЕСН) регулируется гл. 24 «Единый социальный налог» Налогового кодекса Российской Федерации (далее — НК РФ). В соответствии со ст. 238 НК РФ ряд выплат не подлежит налогообложению. Перечень этих выплат довольно широкий. В данной статье мы подробно рассмотрим суммы, не подлежащие налогообложению единым социальным налогом. Кроме того, здесь отмечены изменения, которые вступят в силу с 1 января 2008 г.

Согласно подп. 3 п. 1 ст. 238 НК РФ не подлежат налогообложению ЕСН суммы единовременной материальной помощи, оказываемой налогоплательщиком:

• физическим лицам в связи со стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством в целях возмещения причиненного им материального ущерба или вреда их здоровью, а также физическим лицам, пострадавшим от террористических актов на территории Российской Федерации;

• членам семьи умершего работника или работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи.

Под стихийным бедствием или другим чрезвычайным обстоятельством следует понимать события и явления, факт наступления которых подтвержден соответствующими документами (решение органов государственной власти, справки из ДЭЗ, СЭС, органов МВД России и др.). В случае стихийного бедствия (наводнения, землетрясения и тому подобного) или другого чрезвычайного обстоятельства (крупные транспортные катастрофы, межэтнические вооруженные конфликты и тому подобные) физическому лицу налогоплательщиком может быть оказана материальная помощь в

* Продолжение. Начало см. в журналах БИНО №17, 18. 2007.

целях возмещения: причиненного им материального ущерба (в том числе разрушение жилищ, уничтожение личного имущества и т. д.); причиненного вреда жизни и здоровью налогоплательщика. Эта материальная помощь (единовременная) не подлежит налогообложению ЕСН.

Работодателями может оказываться материальная помощь членам семьи работников, которые до своей смерти работали у работодателя на основании трудового договора (контракта), либо своему работнику в связи со смертью члена (членов) его семьи. Семейный кодекс РФ относит к членам семьи супругов, родителей и детей, усыновителей и усыновленных.

При выделении материальной помощи в связи со смертью работника или члена его семьи необходимы заявление работника (члена его семьи) и копия свидетельства о смерти работника или члена его семьи (при необходимости — копии документов, подтверждающих родство: свидетельство о браке или рождении).

Согласно подп. 4 п. 1 ст. 238 НК РФ не подлежат налогообложению ЕСН суммы оплаты труда и другие суммы в иностранной валюте, выплачиваемые своим работникам, а также военнослужащим, направленным на работу (службу) за границу, налогоплательщиками, финансируемыми из федерального бюджета государственными учреждениями или организациями, в пределах размеров, установленных законодательством Российской Федерации.

Таким образом, суммы выплат физическим лицам, работающим по контракту за рубежом, не подлежат обложению ЕСН в том случае, если такие выплаты производятся в иностранной валюте за счет средств организаций, финансируемых из федерального бюджета. Если финансирование выплат работникам, состоящим в штате организации и направленным на работу по контракту за границу,

производится не из средств федерального бюджета, ЕСН должен начисляться в общеустановленном порядке. При применении данного подпункта следует учитывать следующее: основными условиями для невключения указанных выплат в иностранной валюте в налоговую базу по ЕСН является финансирование организаций из федерального бюджета, а также направление работника (военнослужащего) на работу (службу) за границу. При этом под работниками понимаются физические лица, работающие по трудовым договорам (контрактам).

В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 238 НК РФ не подлежат налогообложению ЕСН доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства, получаемые в этом хозяйстве от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, а также от производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации — в течение 5 лет начиная с года регистрации хозяйства.

Крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии (ст. 1 Федерального закона от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»).

Освобождение распространяется на 5 лет начиная с года регистрации вышеуказанного хозяйства. Доходы членов крестьянского (фермерского) хозяйства, полученные от иной деятельности, облагаются налогом в общем порядке. Настоящая льгота применяется в отношении доходов тех членов крестьянского (фермерского) хозяйства, которые ранее не пользовались такой нормой.

Обратите внимание! С 1 января 2008 г. согласно Федеральному закону от 24.07. 2007 № 216-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации» (далее Закон № 216-ФЗ) подп. 5 п. 1 ст. 238 НК РФ будет действовать в новой редакции:

«5) доходы глав крестьянского (фермерского) хозяйства, получаемые от производства и реализации сельскохозяйственной продукции, а также от производства сельскохозяйственной продукции, ее переработки и реализации — в течение пяти лет начиная с года регистрации хозяйства».

В соответствии с подп. 6 п. 1 ст. 238 НК РФ не подлежат налогообложению ЕСН доходы (за исключением оплаты труда наемных работников),

получаемые членами зарегистрированных в установленном порядке родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, лишь тогда, когда речь идет о доходах, полученных от реализации продукции, полученной в результате ведения ими традиционных видов промысла.

Следует обратить внимание, что не подлежат налогообложению доходы, полученные членами зарегистрированных в установленном порядке родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, лишь тогда, когда речь идет о доходах, полученных непосредственно членами указанных общин. Доходы же наемных работников облагаются ЕСН. Кроме того, родовые, семейные общины малочисленных народов Севера должны быть зарегистрированы в установленном порядке.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от

20.07.2000 № 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» семейные (родовые) общины малочисленных народов — это формы самоорганизации лиц, относящихся к малочисленным народам, объединяемых по кровнородственному признаку, ведущих традиционный образ жизни, осуществляющих традиционное хозяйствование, а также занимающихся традиционными промыслами.

Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации, в который включены и народы Севера, утвержден постановлением Правительства РФ от 24. 03.2000 № 255 «О едином Перечне коренных малочисленных народов Российской Федерации».

В статье 10 Федерального закона от 07.03.2001 № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» упоминается о промысле рыбы и морского зверя, сборе дикорастущих растений.

В разделе 1 Федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2011 года», утвержденной постановлением Правительства РФ от

27.07.2001 № 564, содержится примерный перечень традиционных отраслей хозяйствования малочисленных народов (оленеводство; охотничий и морской зверобойный промысел; рыболовство; клеточное звероводство; промысел полевой пушнины; добыча морепродукции, отличная от добычи рыбы и морского зверя; добыча дикорастущих плодов; пошив изделий из пушнины, кожевенно-обувных изделий; выпуск сухих лекарственных растений).

Учредителями общин малочисленных народов могут выступать только лица, относящиеся

к малочисленным народам, достигшие возраста 18 лет. Число учредителей не может быть менее трех. При этом иностранные граждане и лица без гражданства, юридические лица, органы государственной власти РФ, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, их должностные лица не могут быть учредителями общин малочисленных народов.

Учредительные документы подписываются учредителями общины малочисленных народов. С момента принятия решения об организации общины малочисленных народов она считается созданной. Созданная община малочисленных народов подлежит обязательной государственной регистрации. После государственной регистрации община малочисленных народов приобретает права юридического лица.

В соответствии с подп. 7 п. 1 ст. 238 НК РФ не подлежат налогообложению ЕСН суммы страховых платежей (взносов) по обязательному страхованию работников, осуществляемому налогоплательщиком в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; суммы платежей (взносов) налогоплательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов этих застрахованных лиц; суммы платежей (взносов) налогоплательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым исключительно на случай наступления смерти застрахованного лица или утраты застрахованным лицом трудоспособности в связи с исполнением им трудовых обязанностей.

Обратите внимание! С 1 января 2008 г. согласно Федеральному закону № 216-ФЗ в подп. 7 слова «или утраты застрахованным лицом трудоспособности в связи с исполнением им трудовых обязанностей» будут заменены словами «и (или) причинения вреда здоровью застрахованного лица».

Обращаем также ваше внимание на то, что к добровольному медицинскому страхованию не относятся прямые платежи лечебным учреждениям. Следует иметь в виду, что если налогоплательщик производит оплату медицинского обслуживания физических лиц — работников напрямую лечебному учреждению, то стоимость такой оплаты подлежит налогообложению в общеустановленном порядке.

При исчислении ЕСН налогоплательщики не учитывают сумму взносов, перечисляемых страховой организации по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее 1 года, предусматривающим

оплату страховщиками медицинских расходов этих застрахованных лиц. Однако, если договоры добровольного личного страхования заключаются на срок менее года, то на основании п. 3 ст. 236 НК РФ платить с таких взносов ЕСН все равно не надо, так как страховые взносы по таким договорам не уменьшают налогооблагаемую прибыль (подп. 7 п. 1 ст. 238 НК РФ).

Основы добровольного медицинского страхования определены Законом Российской Федерации от 28.06.1991 № 1499-1 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» (далее — Закон № 1499-1).

Договор добровольного медицинского страхования является соглашением между страхователем и страховой медицинской организацией. В соответствии с заключенным соглашением страховая организация обязуется организовывать и финансировать предоставление застрахованному контингенту медицинской помощи определенного объема и качества или иных услуг по программам добровольного медицинского страхования (ст. 4 Закона № 1499-1). Из вышесказанного можно сделать вывод, что от налогообложения, безусловно, освобождаются страховые взносы по договорам добровольного медицинского страхования, предусматривающим оплату именно (и только) медицинских услуг.

Не подлежат налогообложению суммы страховых платежей (взносов) налогоплательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым исключительно на случай наступления смерти застрахованного лица или утраты застрахованным лицом трудоспособности в связи с исполнением им трудовых обязанностей.

Таким образом, суммы платежей по таким договорам независимо от суммы и срока договора ЕСН облагаться не будут.

Наиболее часто встречающиеся платежи по добровольному страхованию на средствах транспорта или в гостинице, навязываемые работникам в ходе командировок, являются платежами по добровольному личному страхованию, заключаемому исключительно на случай наступления смерти застрахованного лица или утраты застрахованным лицом трудоспособности в связи с исполнением им трудовых обязанностей.

В соответствии с подп. 9 п. 1 ст. 238 НК РФ не подлежат налогообложению ЕСН стоимость проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно, оплачиваемая налогоплательщиком лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с действующим законо-

дательством, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Стоимость проезда лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, должна производиться в соответствии с действующим законодательством, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами. При этом следует учитывать, что не подлежат налогообложению суммы по возмещению стоимости проезда работников и членов их семей к месту проведения отпуска и обратно, оплачиваемые налогоплательщиком лицам, которые работают и проживают в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии со ст. 325 ТК РФ и ст. 33 Закона от 19.02.1993 №4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».

Разъяснения, касающиеся обложения ЕСН стоимости предоставляемых работникам гражданской авиации и членам их семей льготных авиабилетов для проезда к месту проведения отпуска или санаторно-курортного лечения приведены в письме УМНС по г. Москве от 12.10.2004 № 2811/65513. В частности, в нем сказано, что в случае, когда работнику выдается льготный авиабилет со скидкой и работодатель, в свою очередь, доплачивает за работника сумму, недостающую до реальной стоимости билета, сумма стоимости выдаваемого льготного авиабилета, а также сумма доплаты не признаются объектом налогообложения ЕСН на основании п. 3 ст. 236 и п. 29 ст. 270 НК РФ.

В соответствии с подп. 10 п. 1 ст. 238 НК РФ не подлежат налогообложению ЕСН суммы, выплачиваемые физическим лицам избирательными комиссиями, комиссиями референдума, а также из средств избирательных фондов кандидатов на должность Президента РФ, кандидатов в депутаты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, кандидатов на должность в ином государственном органе субъекта РФ, предусмотренном конституцией, уставом субъекта РФ и избираемом непосредственно гражданами, кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования, кандидатов на должность главы муниципального образования, на иную должность, предусмотренную уставом муниципального образования и замещаемую посредством прямых выборов, избирательных фондов избирательных объединений, избирательных фондов региональных отделений политических партий, не являющихся избирательными объединениями, из средств фондов референдума инициативной

группы по проведению референдума Российской Федерации, референдума субъекта РФ, местного референдума, инициативной агитационной группы референдума Российской Федерации, иных групп участников референдума субъекта РФ, местного референдума за выполнение этими лицами работ, непосредственно связанных с проведением избирательных кампаний, кампаний референдума.

Все денежные средства, образующие избирательный фонд, фонд референдума, согласно положениям п. 11 ст 58 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее — Закон № 67-ФЗ) перечисляются на специальный избирательный счет, специальный счет фонда референдума, открытый с разрешения соответствующей комиссии кандидатом либо его уполномоченным представителем по финансовым вопросам, уполномоченным представителем по финансовым вопросам избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума в филиалах Сберегательного банка России, а при их отсутствии — в других кредитных организациях, расположенных на территории избирательного округа, территории проведения референдума. Эти средства имеют целевое назначение и могут использоваться только на покрытие расходов, связанных с проведением избирательной кампании. Средства избирательного фонда кандидата не являются его доходом и не облагаются налогом на доходы физических лиц.

В соответствии с подп. 11 п. 1 ст. 238 НК РФ не подлежат налогообложению ЕСН стоимость форменной одежды и обмундирования, выдаваемых работникам, обучающимся, воспитанникам в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также государственным служащим федеральных органов власти бесплатно или с частичной оплатой и остающихся в личном постоянном пользовании.

Нередки случаи, когда организация в соответствии с трудовыми договорами обеспечивает своих работников форменной одеждой, которая остается в их личном постоянном пользовании. Рассмотрим на примере, как отражается эта операция в бухгалтерском и налоговом учете.

Пример. Организация, в соответствии с трудовыми договорами, обеспечивает своих работников форменной одеждой, которая остается в их личном постоянном пользовании. Установленный организацией срок носки одежды составляет 11 месяцев. В мае вновь принятому работнику Иванову И. А. (1966г. р.)

выдан со склада комплект форменной одежды, числящийся в составе материально-производственных запасов, стоимость которого составляет 4 500руб. В нашем примере предусмотрено, что форменная одежда остается в личном пользовании работников. Поэтому для целей исчисления налога на прибыль стоимость выданной форменной одежды учитывается в составе расходов на оплату труда на основании п. 25ст. 255 НКРФ.

Выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, в соответствии с п. 1 ст. 236 НК РФ, являются объектом налогообложения по ЕСН. Согласно подп. 11 п. 1 ст. 238 НК РФ не подлежит налогообложению стоимость форменной одежды, выдаваемой работникам бесплатно и остающейся в личном постоянном пользовании, только в случае, если ношение форменной одежды предусмотрено законодательством Российской Федерации. В данном примере обеспечение работника форменной одеждой предусмотрено условиями трудового договора, следовательно, организация обязана включить стоимость выданной форменной одежды в налоговую базу по ЕСН. На основании п. 2ст. 10 Закона № 167-ФЗ такие выплаты подлежат обложению страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование. Сумма начисленных за отчетный период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в соответствии с п. 2ст. 243 НК РФ уменьшает сумму ЕСН (сумму авансового платежа по ЕСН), подлежащую уплате в федеральный бюджет за этот период.

В соответствии с п. 3 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 № 184 «Об утверждении правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», на начисленную по всем основаниям оплату труда работников начисляются страховые взносы. Согласно п. 4 указанных Правил и п. 12 Перечня выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 07.07.1999 № 765 «О перечне выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации», не начисляются страховые взносы на стоимость фор-

менной одежды, выдаваемой работникам в соответствии с законодательством Российской Федерации бесплатно или с частичной оплатой, и остающейся в личном постоянном пользовании. Поскольку врас-сматриваемом примере выдача форменной одежды законодательством не предусмотрена, то сумма компенсации подлежит обложению указанными взносами.

В качестве примера страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний рассчитаны исходя из страхового тарифа 0,3 %.

Корреспонденция Сум-

счетов ма, Содержание операции

Дебет Кредит руб.

20 10 4 500 Списана стоимость форменной одежды, выданной работнику

Отражено начисление единого

20 68 900 социального налога, в части федерального бюджета (4500 х 20 %)

Отражено начисление единого

20 69 270 социального налога в части внебюджетных фондов (4500 х 6 %)

Начислены страховые взносы

68 69 630 на финансирование трудовой пенсии (4500 х 14 %)

Начислены взносы на обяза-

тельное социальное страхование

20 69 13,50 от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (4500 х 0,3 %)

Согласно подп. 12 п. 1 ст. 238 НК РФ не подлежат налогообложению ЕСН стоимость льгот по проезду, предоставляемых законодательством Российской Федерации отдельным категориям работников, обучающихся, воспитанников. То есть не подлежит налогообложению стоимость льгот по бесплатному проезду, установленная законодательством Российской Федерации для:

• работников предприятий и учреждений железнодорожного транспорта в соответствии с п. 5 ст. 25 Федерального закона от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»;

• студентов, обучающихся по заочной форме в высших учебных заведениях, которые имеют государственную аккредитацию, в соответствии с п. 3 ст. 17 Федерального закона от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (см. письмо ФНС РФ от 16. 03.2007 № ГВ-6-05/199@ «О направлении письма Минфина России от 6 марта 2007 года № 03-04-07-02/6» (вместе с письмом Минфина России от 06.03.2007 № 03-04-07-02/6).

• граждан, занятых на работах с химическим оружием, в соответствии со ст. 6 Федерального закона от 07.11.2000 № 136-ФЗ «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием».

Суммы возмещения стоимости льгот по проезду, не установленные законодательством Российской Федерации, подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.

Вопрос о том, облагается ли ЕСН покупка проездных билетов для участковых врачей и участковых медсестер, которые по роду своей деятельности 50 % рабочего времени обслуживают больных на дому, рассмотрен в письме УМНС по г. Москве от 04. 02.2003 № 28-11/6985. В нем сказано: если в соответствии с приказом руководителя организации выполнение служебных обязанностей участковых врачей и участковых медсестер носит разъездной характер и при этом они не обеспечиваются специальным транспортом на время выполнения данных обязанностей, то произведенная в этом случае работникам компенсация стоимости проездных билетов на городском пассажирском транспорте на основании подп. 12 п. 1 ст. 238 НКРФ не подлежит налогообложению ЕСН.

Согласно подп. 15 п. 1 ст. 238 НК РФ не подлежат налогообложению ЕСН суммы материальной помощи, выплачиваемые физическим лицам за счет бюджетных источников организациями, финансируемыми за счет средств бюджетов, не превышающие 3 000 руб. на одно физическое лицо за налоговый период.

Таким образом, данные суммы материальной помощи не облагаются ЕСН только в том случае, если они выплачены за счет бюджетных средств. В случае выплаты материальной помощи бюджетной организацией за счет доходов от предпринимательской деятельности лимит в 3 000 руб. не применяется.

В соответствии с п. 3 ст. 238 НК РФ в налоговую базу (в части суммы налога, подлежащей уплате в Фонд социального страхования РФ), помимо выплат, указанных в пп. 1 и 2 ст. 238 НК РФ, не включаются также любые вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера, авторским договорам. То есть ЕСН нужно начислять только на те суммы, которые платят за выполненные работы или оказанные услуги.

Обратите внимание, что зачастую организации предпочитают заключать с работниками (особенно с вновь принятыми) не трудовые договора, а договора подряда. Это позволяет им снизить сумму ЕСН (в части, подлежащей зачислению в ФСС).

Однако налоговые органы могут расценить подобные отношения как трудовые и доначислить ЕСН. В связи с этим приведем письмо Минфина России от 11.02.2005 № 03-05-02-04/25:

«Статьей 236 Налогового кодекса РФ (далее — Кодекс) установлено, что объектом налогообложения единым социальным налогом признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам.

В соответствии со ст. 779 Гражданского кодекса РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Таким образом, договор возмездного оказания услуг можно отнести к гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.

Согласно п. 3 ст. 238 Кодекса в налоговую базу (в части суммы налога, подлежащей уплате в Фонд социального страхования РФ) не включаются любые вознаграждения, выплачиваемые физическим лицам по договорам гражданско-правового характера, авторским договорам.

Вместе с тем следует иметь в виду, что в соответствии с абз. 3 ст. 11 Трудового кодекса РФ в тех случаях, когда в судебном порядке установлено, что договором гражданско-правового характера фактически регулируются трудовые отношения между работником и работодателем, к таким отношениям применяются положения трудового законодательства. При этом одним из признаков наличия трудовых отношений является регулярность выплачиваемого вознаграждения, на которую указывается в письме».

Обратите внимание! Не рассмотренные в данной статье пп. 8, 13, 14 ст. 238 НК РФ, утратившие силу с 1 января 2005 г. (Федеральный закон от 20.07.2004 № 70-ФЗ «О внесении изменений в главу 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» и признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации»), в действующей редакции НК РФ не исключены.

Надеемся, что вышеизложенная статья поможет налогоплательщикам при разрешении вопросов, связанных с применением норм ст. 328 НК РФ.

Пенсионная реформа

КОНВЕРТАЦИЯ ПЕНСИОННЫХ ПРАВ

В КАПИТАЛ

Т.В. ЗЫРЯНОВА, доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой бухгалтерского учета, анализа и аудита

Е.М. КОТ, старший преподаватель Уральская академия государственной службы

можно будет изменить. Следовательно, лица, чьи права будут конвертироваться, должны знать правила и механизм конвертации и располагать теми сведениями, которые будут положены в основу выгодного для них варианта конвертации. Поэтому в данной статье мы особое внимание уделяем определению «стартового» пенсионного капитала по состоянию на момент начала реформы, а также вопросам подтверждения и реализации права на выбор наиболее выгодного варианта его определения.

Основные положения конвертации пенсионных прав в капитал

Конвертация пенсионных прав проводится по состоянию на 1 января 2002 г., т. е. на момент начала пенсионной реформы. Пенсионные права преобразуются в сумму расчетного пенсионного капитала.

Следует отметить, что условия и порядок конвертации урегулированы ст. 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ (в ред. от 03.06.2006 с изм. от 10.07.2007) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Расчет начального пенсионного капитала производится по правилам исчисления трудовых пенсий, которые применялись накануне реформы, — исходя из трудового стажа и среднего заработка за определенный период.

Размер трудовой

Рис. 1. Расчетный пенсионный капитал пенсии по старости (П)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Одним из главных моментов пенсионной реформы является новая модель расчета пенсий, в которой заработная плата работника учитывается в полном объеме (с учетом всех ежегодных индексаций и повышений) и на протяжении всего трудового стажа, который условно делится на два периода: до 1 января 2002 г. и после (рис. 1).

Размер пенсии в новой системе зависит от величины страховых взносов, перечисленных в Пенсионный фонд. Однако персонифицированный учет страховых взносов начался только с 1 января 2002 г. В целях сохранения ранее приобретенных гражданами пенсионных прав законодательством предусмотрено преобразование их в денежное выражение — конвертация.

Конвертация — это преобразование пенсионных прав в сумму расчетного пенсионного капитала по состоянию на момент начала реформы, иными словами, пенсионные права в денежном выражении.

С одной стороны, конвертация носит разовый характер. Но, с другой стороны, фиксация пенсионного капитала не подразумевает, что он остается неизменным и не может быть пересмотрен. В случае предоставления гражданином дополнительных сведений расчетную величину пенсионного капитала

Расчетныи пенсионный капитал

Начальный пенсионный капитал, приобретенный до 1 января 2002 г.

Общая сумма страховых взносов, уплаченных с 1 января 2002 г. до выхода на пенсию

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.