Научная статья на тему 'Судомеханический факультет кузница кадров для водного транспорта'

Судомеханический факультет кузница кадров для водного транспорта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
235
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУДОМЕХАНИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ / КАДРЫ ДЛЯ ФЛОТА / УНИВЕРСИТЕТСКИЙ КОМПЛЕКС / BOATMECHANICAL FACULTY / FLEET PERSONNEL TRAINING / UNIVERSITY COMPLEX

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузьмин Александр Алексеевич

В статье освещаются этапы становления и развития судомеханического факультета, его роль и место в университетском комплексе, рассматриваются вопросы подготовки кадров для флота и судостроительной промышленности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Boatmechanical faculty the forge for training the fleet personnel

The article presents the main stages of establishing and developing the boatmechanical faculty, its part in university structure. The article considers questions of training of personnel for fleet and shipbuilding industry.

Текст научной работы на тему «Судомеханический факультет кузница кадров для водного транспорта»

занимать высокие позиции как в российском, так и в международном научном и образовательном пространстве.

Миссией университета является приумножение и передача молодым

поколениям нравственных и гражданских ценностей, знаний и опыта для обеспечения социально-экономического и духовного процветания страны.

GLADKOV G. 200 YEARS OF TRAINING SPECIALISTS FOR TRANSPORT INDUSTRY

The paper covers the historical aspects of foundation and development of St. Petersburg State university of waterways communications, problems and prospects of university education waterways transport.

Keywords: university structure, higher education, water transport, jubilee, training of specialists.

А.А. КУЗЬМИН, профессор, декан судомеханического факультета

Судомеханический факультет - кузница кадров для водного транспорта

(1971-1979), В.Г. Никифоров (19791980), Ю.В. Сумеркин (1980-1988), В.Б. Чистов (1988-1994), А.А. Кузьмин (с 1994 г.).

Факультет по праву гордится своими выпускниками. Многие из них возглавляют предприятия водного транс-

В статье освещаются этапы становления и развития судомеханического факультета, его роль и место в университетском комплексе, рассматриваются вопросы подготовки кадров для флота и судостроительной промышленности.

Ключевые слова: судомеханический факультет, кадры для флота, университетский комплекс.

История возникновения судомеханического факультета

1930 год - год образования Ленинградского института инженеров водного транспорта - считается моментом основания и судомеханического факультета, который в то время именовался механическим, а свое современное название приобрел в 1938 г. Факультет тогда осуществлял подготовку по энергетической и технологической специальностям. В 1938 г. механический факультет был разделен на два факультета: судомеханический и механизаторский. Судомеханический факультет традиционно осуществлял подготовку инженеров-кораблестроителей. Его последовательно возглавляли Ю.П. Бирюков (1933-1940), К.А. Стриж (1940-1942), Л.В. Арнольд (1945-1951), З.А. Хандов (1951-1955), В.Е. Рокицкий (1955-1957), С.А. Смирнов (1957-1960), В.П. Кузнецов (1960-1962), В.М. Селиверстов (1963-1971), В.Н. Дурманов

порта, вносят существенный вклад в развитие отраслевой науки.

Выпускник факультета 1938 г. Н.К. Лопырев, д.т.н., профессор, проректор ЛИВТ по научной работе, в годы войны работал главным инженером Ленинградского судоремонтного завода, был одним из организаторов эвакуации населения Ленинграда по Дороге жизни.

И.М. Гуревич, выпускник судомеха-нического факультета 1938 г., до 1954 г. являлся директором Невского ССРЗ в г. Петрокрепость.

Выпускник 1935 г. Б.П. Арефьев был главным инженером Балтийского морского пароходства, с 1939 по 1958 гг. -директором ЦНИИРФ, а позже - ректором Ленинградского института водного транспорта.

Хорошая подготовка, полученная на факультете, позволила многим выпускникам впоследствии занять высокие руководящие посты. Так, В.Д. Лебедев работал заместителем председателя Госплана СССР, О.С. Бачинский, В.А. Черемных, А.В. Люфт - главными инженерами пароходств, В.Н. Задорож-ный, В.А. Долгов, В.М. Мамонтов, Е.В. Яшин - директорами заводов. В настоящее время Н.М. Вихров возглавляет ЗАО «Канонерский судоремонтный завод», В.Г. Левченко - ОАО «Выборгский судостроительный завод», а Н.Н. Фомин - Северо-Западную инспекцию Российского речного регистра.

Ученые факультета принимают участие в решении задач по развитию водного транспорта, созданию новых типов судов, переходу на современные формы организации производства.

Большое влияние на развитие теории и конструирование энергетических установок оказали труды профессоров Л.В. Арнольда, В.Л. Сурвилло, З.А. Хан-дова, И.А. Чиняева, В.М. Селиверстова, В.А. Сомова, Л.В. Тузова и др.

Совершенствованию технологии и организации судостроения и судоре-

монта способствовали работы профессоров М.Н. Гусева, Ю.П. Бирюкова, Н.К. Лопырева, Ю.В. Сумеркина, В.Б. Чистова, И.М. Гуревича, Ф.Ф. Бе-нуа, В.М. Заморуева, Л.И. Погодаева, А.В. Криулина и др. Большой вклад в создание новых типов судов и в совершенствование их гидромеханических комплексов внесли профессора Н.К. Дормидонтов, А.М. Басин, В.Н. Анфи-мов, А.П. Фомин, П.А. Малый, В.Ф. Бавин, А.Д. Гофман и др.

За весь период существования су-домеханического факультета многократно изменялся состав кафедр и лабораторий, их названия, направления научных исследований и подготовки специалистов в соответствии с условиями производства и потребностями отрасли, но факультет сохранял основную направленность своей деятельности - подготовку инженеров по энергетическому, технологическому и судостроительному направлениям для водного транспорта.

Место и роль судомеханического факультета в университетском комплексе

В настоящее время судомеханичес-кий факультет является одним из самых крупных в университете. Здесь обучается более 700 студентов. На факультете ведется подготовка по специальностям: «Кораблестроение»; «Судовые энергетические установки»; «Эксплуатация судовых энергетических установок»; «Эксплуатация судового электрооборудования и средств автоматики ». Уникальность факультета состоит в том, что здесь проходят обучение как будущие специалисты, которые будут строить и ремонтировать суда, так и те, кто будет работать непосредственно на флоте.

Кроме того, в вопросах подготовки кадров университет ориентируется прежде всего на реальные потребности предприятий отрасли. Высокое ка-

чество подготовки кадров обеспечивается профессионализмом педагогического состава, интеграцией науки и образовательного процесса, тесными связями с предприятиями - потребителями кадров. Так, три кафедры судомеха-нического факультета имеют филиалы на таких предприятиях, как ЗАО «Канонерский судоремонтный завод», ОАО «Балтийский завод», Северо-Западная инспекция Российского речного регистра.

Выпускающие кафедры осуществляют подготовку студентов по специальным дисциплинам, руководят дипломным проектированием. К ним относятся кафедры: судостроения (заведующий кафедрой - д.т.н., профессор В.В. Веселков); теории и конструкции судовых двигателей внутреннего сгорания (заведующий кафедрой - д.т.н., профессор О.К. Безюков), судовых энергетических установок, технологических систем и технологий (заведующий кафедрой - д.т.н., профессор А.А. Иванченко); технологии судоремонта (заведующий кафедрой - д.т.н., профессор Ю.Н. Цветков).

Кафедра судоремонта (заведующий кафедрой - д.т.н., доцент Н.В. Вихров) организует проведение производственных практик на ведущих судоремонтных предприятиях. Кафедра технологии материалов и материаловедения (заведующий кафедрой - к.т.н., доцент А.А. Кузьмин) осуществляет общеинженерную подготовку. Укреплением здоровья и поддержкой физической формы студентов и преподавателей занимается кафедра физической культуры под руководством к.п.н., доцента Н.Г. Измайлова.

Уровень подготовки специалистов факультета получил международное признание. В 1996 г. все специальности были аккредитованы ведущей международной организацией - Институтом морских инженеров со штаб-квартирой в Лондоне.

Подготовка кадров для флота

Подготовка специалиста эксплуатационного профиля - высокозатратный и трудоёмкий процесс, который требует, помимо теоретической подготовки, проведения длительных практик, использования сложного оборудования и дорогостоящих тренажеров.

При обучении судовых механиков и электромехаников необходимо обеспечить выполнение не только государственного образовательного стандарта, но и требований ряда международных конвенций. Специалисту по эксплуатации флота недостаточно получить диплом о высшем образовании. Он должен еще иметь рабочий морской и речной дипломы, которые выдаются морской администрацией портов и управлениями водных путей только после сдачи квалификационных экзаменов и практической работы на флоте.

Сегодня серьезное внимание обращается на практическую составляющую в подготовке специалиста, на выработку навыков и умений по эксплуатации судна и управлению его энергетической установкой и электрооборудованием. Быстрые темпы развития технической оснащенности судов, объективные трудности в организации прохождения долгосрочной практики, невозможность моделирования ряда нештатных ситуаций на судне или натурном тренажере выдвигают компьютерную тренажерную подготовку в разряд рекомендуемых, а во многих случаях и обязательных видов обучения.

Для выполнения специфических требований к обучению специалистов флота необходима современная, регулярно обновляемая учебно-лабораторная и тренажерная база, учебные суда и рабочие места на судах для прохождения учебных и производственных практик.

На факультете расширяется целевая подготовка специалистов плавательных специальностей по договорам с

крупнейшими российскими судоходными компаниями. Получая фундаментальное техническое образование, студенты-целевики ежегодно работают на штатных должностях специалистов на судах этих компаний.

Сегодня эксплуатационные специальности факультета находятся на пороге важных преобразований. С 2010 г. состоится переход на государственные образовательные стандарты третьего поколения, построенные на принципах компетентностного подхода. Предстоит перестройка методического обеспечения, совершенствование лабораторной базы.

В настоящее время готовится обновленная редакция Международной конвенции ПДНВ 1978/95 гг., что потребует новых подходов к повышению качества образования специалистов водного транспорта.

Действующая в университете система переподготовки кадров и дополнительного профессионального образования позволяет не только повышать квалификацию специалистов флота всех уровней, но и осуществлять дополнительное обучение педагогических кадров учебных заведений среднего специального и начального профессионального образования.

Подготовка кадров для судостроительной и судоремонтной промышленности

Санкт-Петербургский государственный университет водных коммуникаций является одним из немногих вузов, занимающихся подготовкой морских инженеров - инженеров-кораблестроителей и инженеров-судомехаников-проектировщиков. Как показывает статистика, спрос на морских инженеров ежегодно возрастает. При этом основная часть выпускников (около 75%) успешно работает на судостроительных и судоремонтных заводах, около 20% - в проектных отделах кон-

структорских бюро, и 2-4% трудятся в научно-исследовательских организациях или учатся в аспирантуре.

В последние годы подготовка инженеров-судостроителей претерпела существенные изменения и вышла на качественно новый уровень. Это обусловлено произошедшими в отечественном судостроении изменениями, касающимися повышения требований к качеству выполнения технологических процессов, сокращением сроков строительства судов, необходимостью применения современных методов организации и средств комплексной автоматизации производства, которые позволят повысить производительность труда и сделают отечественные предприятия конкурентоспособными.

В настоящее время успешные судостроительные предприятия осуществляют коренную модернизацию производственных мощностей, поэтому потребность в специалистах, комплексно разбирающихся в вопросах использования компьютерной техники и автоматизированного оборудования, постоянно увеличивается.

В научно-исследовательских институтах активно применяют компьютерное моделирование для разработки новых технологий и оборудования для судостроительной отрасли. Однако опыт показал, что профессиональные программисты не всегда успешно справляются с этой задачей, поскольку она требует глубокого понимания объекта моделирования, инженерных знаний и навыков, а не только знания математического аппарата моделирования и программных средств. По этой причине многие предприятия имеют в своем штате программистов, выросших из специалистов с кораблестроительным образованием.

Идея подготовки таких специалистов в высших учебных заведениях не нова. Первые попытки имели место в 90-х годах. Однако данный подход сопровож-

дался определенными трудностями: отсутствием в вузах преподавателей с необходимыми знаниями, сложностями оснащения лабораторной базы для проведения занятий, отсутствием непосредственной связи с производством. Решить данные проблемы в определенной мере позволило привлечение к обучению студентов предприятий-спонсоров и размещение лабораторной базы непосредственно на производстве.

Подобный центр был создан в СПГУВК. В июле 2000 г. на базе кафедр технологии судоремонта и судостроения и теории проектирования и конструкции судна была создана новая кафедра судостроения. В качестве ее основной задачи была определена подготовка морских инженеров, обладающих современными знаниями и обеспечивающих эффективное внедрение информационных технологий и средств автоматизации производственных процессов постройки судов.

В рамках реализации общей идеи изменения содержания подготовки инженеров-кораблестроителей на кафедре был подготовлен новый курс «Комплексная автоматизация производства в судостроении». Студенты изучают не собственно CAD/CAM/CAE-системы, а методологию автоматизированного проектирования, требования к интеграции этапов проектирования и подготовки производства, особенности использования «безбумажной технологии» при обмене данными между КБ и заводом-строителем, принципы автоматизации технологических процессов.

Для практического освоения изучаемого материала в 2000 г. был организован филиал кафедры на ОАО «Балтийский завод». В дальнейшем к подготовке специалистов подключилось конструкторское бюро «Петробалт», которое накопило значительный опыт автоматизированного проектирования судов как для отечественных предприятий, так и для иностранных заказ-

чиков. Совместная работа Балтийского завода и КБ «Петробалт» позволила данным предприятиям реализовать наиболее эффективные варианты интеграции процессов проектирования и инженерной подготовки производства, а также отследить все особенности их выполнения в отечественных условиях. Для этого на судомеханичес-ком факультете был создан специализированный компьютерный класс, в котором КБ «Петробалт» установило в качестве спонсорской помощи нидерландскую CAD/CAM/CAE-систему NUPAS - Cadmatic.

Помимо этого, была опробована практическая форма освоения студентами CAD/CAM-систем путем их привлечения в свободное от учебы время к деятельности отделов завода и КБ. Уже девятый год студенты старших курсов овладевают методами автоматизированного проектирования на реальных рабочих местах. Получив в период обучения на последних курсах опыт работы, студенты приходят в КБ и на производство уже подготовленными к практической деятельности.

Не меньше внимания уделяется и вопросам послевузовского образования и развития отраслевой науки. Сегодня в университете имеется уникальная исследовательская база для подготовки морских инженеров и ученых в области «Теории корабля». В настоящее время завершены работы по реконструкции уникального комплекса судомеханического факультета - Лаборатории исследования навигационных качеств судов. Возможности опытного бассейна и аэродинамической трубы, входящих в комплекс, позволяют выполнять широкий спектр исследований как по созданию судов с новыми принципами динамического поддержания, так и по обоснованию нестандартных конструктивных решений традиционных корпусов судов.

Качественные изменения претерпе-

ла и подготовка морских инженеров по специальности «Судовые энергетические установки». Традиционный подход при проектировании судовых энергетических установок и двигателей внутреннего сгорания с апробацией решений на натурных механизмах машинного отделения в лабораториях факультета был дополнен компьютерным моделированием. На кафедре теории и конструкции судовых двигателей внутреннего сгорания впервые в России были разработаны и внедрены в учебный процесс основы эвристического трехмерного моделирования.

Эвристическое трехмерное моделирование представляет собой творческую задачу, и прежде чем приступить к её реализации, требуется собрать как можно больше информации о будущей детали, т.е. произвести предварительные расчеты или численное моделирование термодинамических, гидравлических, газодинамических или иных процессов, имеющих отношение к проектируемой детали. В результате расчетов или численного моделирования определяются функциональные размеры и выявляются внутренние и внешние контуры будущей трехмерной модели. Подобный подход активизирует у студентов нестандартное мышление и приводит к смелым и новым инженерным решениям.

В процессе обучения используются новейшие учебные разработки по системам КОМПАС-3DV8, выполненные преподавателями кафедры - сертифицированными специалистами по данным программным продуктам.

2009/2010 учебный год знаменует-

ся для судомеханического факультета не только переходом на ФГОС, но и существенными изменениями в подготовке морских инженеров. На факультете начинается реализация образовательных программ подготовки бакалавров и магистров по направлению «Кораблестроение, океанотехника и системотехника объектов морской инфраструктуры». Это потребует совершенствования всех направлений деятельности факультета.

Необходимо укрупнение подразделений, и в первую очередь кафедр - для повышения их педагогического и научного потенциала. Укрупнение структур позволит аккумулировать значительные средства на приоритетных направлениях, а также избежать их распыления.

Наряду с кафедральным структурированием в рамках факультета целесообразным представляется создание учебно-научных центров. Концентрация выделяемых финансовых средств в рамках таких центров позволит за относительно небольшой период времени вывести лабораторное оборудование на современный уровень, отвечающий требованиям не только сегодняшнего, но и завтрашнего дня. Образование межкафедральных структур даст возможность

привлекать больше специалистов из ведущих организаций как для проведения научных исследований совместно с преподавателями университета, так и для преподавательской деятельности на различных договорных условиях. Данные центры смогут стать базой по подготовке кадров высшей профессиональной квалификации через аспирантуру и докторантуру.

В настоящее время судомеха-ническому факультету удалось сохранить практически все свои лучшие педагогические кадры. Возрождается система подготовки специалистов высшей квалификации из молодежи. Каждый прошедший учебный год либо подтверждает правильность решений в области совершенствования подготовки специалистов, либо ставит новые задачи. Полученный опыт вселяет уверенность в том, что все они будут решены.

В европейской части страны СПГУВК является единственным университетом в системе Министерства транспорта РФ, где ведется подготовка кадров для флота. Солидный профессорско-преподавательский состав, уникальная лабораторная и тренажерная база, широкий спектр специальностей сделали университет известным не только в России, но и за рубежом.

KUZMINA. BOATMECHANICAL FACULTY - THE FORGE FOR TRAINING THE FLEET PERSONNEL

The article presents the main stages of establishing and developing the boatmechanical faculty, its part in university structure. The article considers questions of training of personnel for fleet and shipbuilding industry.

Keywords: boatmechanical faculty, fleet personnel training, university complex.

Е.Н. АНДРИАНОВ, доцент, декан факультета портовой техники и электромеханики

Из истории факультета портовой техники и электромеханики

В статье рассматриваются основные вехи истории становления и развития факультета портовой техники и электромеханики, приводятся хронологические даты образования ведущих кафедр, освещена их научно-производственная и учебная деятельность, рассказано об ученых, внесших значительный вклад в развитие факультета.

Ключевые слова: подготовка специалистов портового оборудования, электромеханический факультет, электротехнические дисциплины.

При образовании в 1930 г. Ленин- циалистов по эксплуатации и проекти-

градского института инженеров вод- рованию портового перегрузочного

ного транспорта был создан механи- оборудования, а также технологов за-

ческий факультет для подготовки спе- водов и судовых энергетиков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.