Научная статья на тему 'Судебная защита прав и свобод человека: история и современность'

Судебная защита прав и свобод человека: история и современность Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1263
166
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
судебная защита / омбудсмен / история развития / Judicial protection / ombudsman / development history

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Вагапова Р. Р.

Данная статья демонстрирует тот факт, что отделение судебной власти от других ветвей в нашем государстве подготовило фундаментальную правовую основу для развития правового государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article demonstrates the fact that separation of the judiciary from other branches in our state has prepared a fundamental legal basis for the development of the rule of law

Текст научной работы на тему «Судебная защита прав и свобод человека: история и современность»

СУДЕБНАЯ ЗАЩИТА ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА: ИСТОРИЯ И

СОВРЕМЕННОСТЬ

Вагапова Р.Р.,

студентка 1 курса Института Прокуратуры, Уральский государственный юридический университет, г.

Екатеринбург;

Научный руководитель: Безруков Ю.И., доцент, доцент кафедры правовой психологии и судебных экспертиз , Уральский государственный юридический университет, г. Екатеринбург.

Аннотация: Данная статья демонстрирует тот факт, что отделение судебной власти от других ветвей в нашем государстве подготовило фундаментальную правовую основу для развития правового государства. Ключевые слова: судебная защита ,омбудсмен, история развития Summary: This article demonstrates the fact that separation of the judiciary from other branches in our state has prepared a fundamental legal basis for the development of the rule of law.

Keywords : Judicial protection, ombudsman, development history Защита прав и свобод человека - одно из основных направлений деятельности современных юристов. Данную проблему разрабатывали еще в древности, рассматривали ее с разных точек зрения различных наук. И вопрос реализации существующих прав и свобод решался по -разному согласно существующим традициям, идеям, обычаях и господствующими социальными интересами.

Институт защиты возник еще в далекой древности. Например, возникновение должности народного трибуна (492 г. До н.э.) в Древней Греции -защитника гражданских прав. В его полномочия входило налагать «вето» на любой закон цивильного права. И существование данной должности на протяжении нескольких веков еще раз доказывает тот факт, что даже на любом этапе развития общества существовала необходимость своего рода должностного лица, на которое возлагаются функции контроля соблюдения справедливости. Римские юристы создали учение о естественно-правовой справедливости и справедливом праве. Это учение существенно повлияло на формирование и развитие юридической концепции прав и свобод человека.

Омбудсмен не является ни органом власти, ни государственного управления, ни судебным органом[4, с. 7]. Говоря о Российской Федерации, стоит сказать, что данная должность учреждена в связи с необходимостью полного удовлетворения и решения всех контрольных задач, и преодоление необходимости дополнительной защиты прав и свобод человека. В настоящее время в Российской Федерации существует несколько основных средств защиты прав и свобод гражданина, такие как административный способ решения защиты прав, судебный контроль и прокурорский надзор. В Конституции РФ, в пункте «е» ч.1 ст. 103[1, с. 8]. предусматривается введение должности Уполномоченного по правам

человека, и это означает признание на высшем государственном уровне приоритета прав и свобод человека. Воплощение данной конституционной идеи требовало дальнейшего законодательного урегулирования существования данного института. Именно поэтому в целях реализации конституционного положения вводится ФКЗ от 26 февраля 2007 года «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» [7, с. 4].

Зарождение судебной власти происходит в Киеве, когда судебные функции исполняла община и вела судебный процесс по нормам «обычного» права. В развитие права Древней Руси, а именно появлении «Русской Правды» судебные функции закреплялись в руках верховного законодателя, правителя и судьи -князя. Вплоть до XVI века судебная власть оставалась неизменно сосредоточенной в руках князя, юрисдикция которого предусматривала рассмотрение дела только по 1 инстанции на территории княжеского домена и лиц, которые обладали тарханной грамотой. Круг таких лиц существенно и значительно сужался, и как следствие, в XVII веке вводится наказание за прямое обращение к правителю с просьбой судебного разбирательства.

Говоря о дальнейшем развитии института защиты прав и свобод, стоит сказать о возникновении приказов как судебной инстанции, которые с XVI века становятся одной из основных форм организации центрального суда. Проследив эволюцию, можно сказать о 1775 г., когда Императрица Екатерина провела реформу, по которой учреждалась целая сложная и органическая система судов, полномочия деятельности которых были строго ограничены. Благодаря судебной реформе Александра II в Российской Империи произошли серьезные изменения в организации деятельности судов, оказании правовых услуг, структуре судебной власти. Справедливо стоит отметить, что благодаря данной реформе была создана эффективная система правосудия. В качестве результатов данной реформы стоит сказать о том, произошло отделение судебной ветви от власти от законодательной и исполнительной, предварительного расследования преступлений от полиции и суда, впервые в истории российского законодательства образованы новые органы - адвокатура и нотариат. Отдельно стоит сказать о суде присяжных-институт судебной системы, состоящий из коллегии присяжных заседателей, отобранных по методике случайной выборки только для данного дела и решающих вопросы факта, и одного профессионального судьи, решающего вопросы права -предоставление возможности решать судьбу таким же равным себе. Все демократические преобразования реформы 1864 года были пересмотрены новым тоталитарным режимом, при котором снова происходило традиционное подчинение закона власти. Но опыт истории показывает, что наличие отдельного, независимого органа, компетенцией которого было бы рассмотрение различных дел и осуществление судейской деятельности необходим. Поэтому большевики установили Декретом о суде №1 от 22 ноября 1917 г. На территории РСФСР, а затем и СССР систему судебных

органов. Суды присяжных, введенных Александром II были заменены коллегией народных заседателей и при формальной гласности и открытости практически исключалась роль защиты в судебном процессе. Также стоит отметить ,что в 30-е годы в отдельных кругах доминировала позиция, которая принижала роль правового регулирования в обществе, и как следствие существенное упрощение процедуры судебных разбирательств[3, с. 23]. В истинном смысле тройки вообще не были связаны с какими-либо судебными процедурами. Их основной принцип деятельности — внесудебное рассмотрение дел и вынесение приговоров без формальных процедур[3, с. 24]. Таким образом, престиж и роль советского права в 30-е годы существенно снизилась. Были проведены некоторые преобразования в области материального и процессуального права, в том числе и ликвидация внесудебных органов и разбирательств, попытки уменьшить давление политической силы на судебные процессы в первые годы после смерти И.В. Сталина, однако существенных результатов достичь не удалось[6, с. 12]..В период правления Н.С. Хрущева достаточно сильно усиливалась зависимость судопроизводства от чиновников, что составило одну из главных проблем.

С началом перестройки была выдвинута концепция правового государства, которая заключалась в разделении властей на законодательную, исполнительную, судебную, которые были бы независимыми друг от друга в плане полномочий, но в то же время сдерживающими.Государство должно обеспечить права граждан, а его аппарат и механизм призваны их охранять от произвола и злоупотребления. Данная система нашла отражение в Конституции 1993 г, в которой защита прав и свобод человека и гражданина является основной задачей государства. Анализируя современное законодательство можно сделать вывод о том, что значительное пополнение законодательной базы происходит именно согласно европейским и международным стандартам. Например, в принятой в 1991 г. Съездом народных депутатов СССР -Декларации прав и свобод человека и гражданина, в которой в ст. 8 закреплялось «Каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом». В настоящее время данная гарантия нашла выражение в Конституции РФ, а именно ст.46 по которой «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод».

Стоит также отметить, что одной из тенденций развития современного законодательства является расширение судебной деятельности, в том числе повышение контроля за деятельностью должностных лиц, государственных органов и общественных объединений. И это не просто так, поскольку преимущества обжалования в судебном порядке над административным очевидны. Суд, как

государственный орган, независим и подчиняется только закону. Судьи профессионально сведущи в вопросах законодательства.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что российский правовой механизм развивается в правильном направлении.

Список использованных источников:

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398

2. Вершинин Вадим Борисович Институт судебной защиты: признаки и сущность // Вестник ТГУ. 2010. №6. // [Электронный ресурс] URL http://cyberleninka.ru/article/n/institut-sudebnoy-zaschity-priznaki-i-suschnost Дата обращения: 04.04.17 г. 17:20.

3. Мозохин О. Б. Право на репрессии: Внесудебные полномочия органов государственной безопасности (1918-1953). М.: Жуковский, 2006. 256 С.

4. Пономарева Ю. Ю. Судебная защита прав человека и гражданина: исторические этапы развития // Среднерусский вестник общественных наук. 2012. №3 С.164-168.

5. Столярова Ю. О. Судебная защита прав граждан как комплексный политико-правовой институт // [Электронный ресурс] URL http://cyberlemnka.ru/article/n/sudebnaya-zaschita-prav-grazhdan-kak-kompleksnyy-politiko-pravovoy-institut Дата обращения: 04.04.17 г. 13:10.

6. Терехин В.А. Приоритетные направления судебной реформы в современной России // Российская юстиция. 2008. N 8. 3-12 C.

ВЕДЕНИЕ ПЕРЕГОВОРОВ СОТРУДНИКАМИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ С ТЕРРОРИСТАМИ, КАК СПОСОБ ОСВОБОЖДЕНИЯ ЗАЛОЖНИКОВ

Виноградова Н.Ю.

Студент 3 курса Юридического института Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск 3 курс, группа Ю-317, Юридический институт

Научный руководитель: Поспеев К.Ю. кандидат педагогических наук, доцент кафедры Правоохранительной деятельности

и национальной безопасности юридического института ЮУрГУ, г. Челябинск Аннотация: Автор рассматривает тактические основы деятельности проведения операции сотрудниками органов внутренних дел РФ по освобождению заложников, захваченных террористами, в частности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.