Научная статья на тему 'Судебная реформа у бурят в начале ХХ века'

Судебная реформа у бурят в начале ХХ века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
218
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУДЕБНАЯ РЕФОРМА / ИНОРОДЧЕСКИЕ СУДЫ / СЪЕЗДЫ ИНОРОДЧЕСКИХ СУДЕЙ / КРЕСТЬЯНСКИЕ НАЧАЛЬНИКИ / СЪЕЗДЫ КРЕСТЬЯНСКИХ НАЧАЛЬНИКОВ / СУДЕБНЫЕ ИНСТАНЦИИ / ЮРИДИЧЕСКИЙ ОБЫЧАЙ / ЗАКОН / JUDICIAL REFORM / INDIGENOUS COURTS / CONGRESSES OF INDIGENOUS JUDGES / PEASANT SUPERIORS / CONGRESSES OF PEASANTS SUPERIORS / JUDICIAL INSTANCES / JUDICIAL USANCE / LAW

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шагдурова Ирина Никитична

В статье рассматривается содержание судебной реформы бурят в начале ХХ в. и деятельность инородческой судебной системы, введенной по реформе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Judicial reform of Buryats in the beginning of the XX-th century

The article deals with the content of judicial reform of Buryats in the beginning of the XX-th century and the activity of the indigenous judicial system, adopted according to the reform.

Текст научной работы на тему «Судебная реформа у бурят в начале ХХ века»

рые автономные республики (Татария, Башкирия) фактически продолжали руководствоваться в последующие годы нормами своих конституций.

Конституция СССР 1924 г., Конституция РСФСР 1925 г. и конституции автономных республик закрепляли на своих территориях принцип диктатуры пролетариата, соответственно и представительные органы государственной власти всех уровней были призваны выражать политику данного класса. Это достигалось формированием специфичного социального состава Советов благодаря действующей избирательной системе, при которой часть населения лишалась политических прав. Не могли избирать и быть избранными в Советы лица, лояльность которых к новой власти была под сомнением. Активного и пассивного избирательного права лишались семь категорий лиц, в том числе использовавшие наемный труд с целью получения прибыли, живущие на нетрудовые доходы, частные торговцы, торговые и коммерческие посредники, монахи и духовные служители церквей и религиозных культов, бывшие служащие и агенты полиции, корпуса жандармов и охранных отделений. В целом избирательная система обеспечивала количественное преобладание рабочего класса в советских органах. Конституционные нормы нового государства, с одной стороны, узаконили политическую дискриминацию целых классов и социальных слоев общества, отказавшись от ранее провозглашенных большевиками политических требований всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. С другой стороны, в России впервые были созданы условия, при которых в выборах органов власти в отличие от сословного государства могло участвовать большинство населения.

Таким образом, избирательная система в РСФСР, установленная в 1918 - первой полови-

не 1930-х гг., обеспечивала количественное доминирование рабочего класса в высших представительных органах государственной власти и полностью отвечала типу провозглашенного государства - диктатуре пролетариата.

Литература

1. Полное собрание законов Российской империи. Протоколы заседаний Петергофских совещаний (извлечения). Манифест об учреждении Государственной Думы. Собрание III. Т. XXV. Отделение I. СПб., 1908. Ст. 26656; Положение о выборах в Государственную Думу. Там же. Отделение I. Ст. 26662. Отделение II. С. 384-396, 406-407; Манифест об усовершенствовании Государственного порядка. Ст. 26803.

2. Институт выборов в истории России. Источники, свидетельства современников. Взгляды исследователей Х1Х-ХХ вв. // Авторы проекта и составители: Ю.А. Веденеев, И.В. Зайцев, В.В. Луговой // под общ. ред. А.А. Вешнякова. М.: Норма, 2001. С. 483.

3. Онишко Н.В. Парламентаризм как конституционноправовой институт // Журнал российского права. -

1999. - № 7-8. - С. 3-8.

4. Плетнев Б.А. Государственная структура РСФСР // Право и жизнь. - 1992. - № 1. - С. 26.

5. Елаев А.А. Бурятский народ: становление, развитие, самоопределение. М.: Изд-во Рос. акад. госслужбы,

2000. С. 171.

6. Конституция РСФСР 1918 года. Чита, 1922. - С. 9, С. 27, С. 34-35.

7. Конституционные акты РСФСР (1918-1937). М.: Го-суд. изд-во юрид. лит-ры, 1940. С. 36.

8. История парламентаризма в государствах-участниках Содружества Независимых Государств // Материалы научно-практической конференции. М.: Изд-во Управления делами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, 1996. С. 24-26.

10. Конституция (Основной закон) РСФСР 1925 года. М., 1925. С. 66.

11. Лукьянов А.И. Развитие законодательства о советских представительных органах власти: Некоторые вопросы истории, теории и практики. М.: Юридическая лит., 1978. С. 87-88.

палхаева Елизавета николаевна - кандидат исторических наук, доцент, заведующая кафедрой истории Отечества Бурятского государственного университета, г. Улан-Удэ.

palhaeva Elizaveta Nikolaevna - candidate of historical sciences, lecturer of department of Native history of Buryat State University, Ulan-Ude.

УДК 947.084 (571.54)

и.н. шагдурова судебная реформа у бурят в начале хх века

В статье рассматривается содержание судебной реформы бурят в начале ХХ в. и деятельность инородческой судебной системы, введенной по реформе.

Ключевые слова: судебная реформа, инородческие суды, съезды инородческих судей, крестьянские начальники, съезды крестьянских начальников, судебные инстанции, юридический обычай, закон.

I.N. shagdurova judicial reform of buryats in the beginning OF THE xx-th century

The article deals with the content ofjudicial reform of Buryats in the beginning of the XX-th century and the activity of the indigenous judicial system, adopted according to the reform.

Key words: judicial reform, indigenous courts, congresses of indigenous judges, peasant superiors, congresses of peasants superiors, judicial instances, judicial usance, law.

В начале ХХ в. царским правительством по временному положению «Об устройстве общественного управления и суда кочевых инородцев Забайкальской области» от 23 апреля 1901 г. были проведены административная и судебная реформы у бурят и эвенков. Административная реформа достаточно глубоко освещена в исторической литературе, чего нельзя сказать о судебной. Между тем судебная реформа создала стройную судебную систему для бурят. По реформе был введен принцип территориальной подсудности взамен существовавшей личной, изменению подверглись система судебных инстанций и сам порядок рассмотрения дел. Но при этом в отличие от административной реформы судебная реформа сохранила ряд национальных и региональных особенностей судебной системы бурят и эвенков. Так, в отличие от общеимперских судебных инстанций - мировых судей и съездов мировых судей, замененных в 1889 г. земскими участковыми начальниками, в Забайкальской области по реформе были созданы: волостные инородческие суды в качестве судов первой инстанции, участковые съезды инородческих судей - в качестве судов второй инстанции. Надзорной инстанцией становится уездный съезд крестьянских начальников [1].

Волостные инородческие суды учреждались в каждой волости и созывались по мере надобности в сроки, определяемые крестьянским начальником. Инородческий суд состоял из не менее трех судей, включая председателя. Инородческие судьи назначались по выбору волостных сходов на четыре года. На каждую должность инородческого судьи должны были избираться два кандидата. Уездный съезд крестьянских начальников утверждает в должности одного из них, а другого кандидатом к нему, а в случае неутверждения назначает новые выборы. В случае отсутствия, увольнения, болезни или смерти судьи в исполнение его обязанностей вступает кандидат. Один из инородческих судей в каждой волости назначается по выбору уездного съезда крестьянских начальников председателем волостного инородче-

ского суда, а другой кандидатом к нему для замены его в случае отсутствия, увольнения, болезни или смерти. Число инородческих судей в каждой волости устанавливается в зависимости от размеров территории и количества населения уездным съездом крестьянских начальников перед началом выборов, но оно не должно было быть менее четырех. В инородческие судьи мог быть избран каждый домохозяин, пользующийся уважением и доверием и имеющий не менее тридцати лет от роду. К избранию не допускались: 1) подвергшиеся по приговору суда наказаниям, превышающим семидневный арест или денежное взыскание в тридцать рублей; 2) состоящие под следствием или судом за преступления и проступки, влекущие наказания не ниже означенных в п.1; 3) состоящие под следствием или судом за преступления и проступки, совершенные с корыстною целью, и судебным приговором не оправданные, и 4) лица, занимающие другие должности по инородческому управлению [2].

По реформе волостные инородческие суды создавались в волостях, которые для этого были поделены на участки. В каждом участке инородческим волостным сходом в составе не менее двух третей доверенных, с участием булучного и сельского старосты и под председательством волостного старшины сроком на четыре года избирались волостные судьи. Процедура выборов была следующая: сначала записками намечались кандидаты из числа инородцев волости, далее производилась закрытая баллотировка шарами, т.е. доверенные от волости голосовали за какого-либо кандидата - «за», «против», «воздерживаюсь». Затем голоса подсчитывались и из числа набравших большее количество голосов избирались председатель суда, 4 судьи и 4 кандидата к ним. Процесс выборов фиксируется в протоколе схода, а затем избранные судьи и кандидаты к ним должны были быть утверждены съездом крестьянских и инородческих начальников [3]. Так, например, как указывается в архивных документах, 28 сентября 1915 г. Агинский инородческий

волостной сход в составе не менее двух третей доверенных, с участием булучного и сельского старосты под председательством волостного старшины Д О. Самдакова приступил к выборам пяти инородческих волостных судей и четырех к ним кандидатов на место дослуживающих к 1 января 1916 года прежних судей. Записками намечены были более 24 кандидатов. В результате закрытой баллотировки, избранными оказались Дамдинов Бадмажаб, Дамдинов Сымпил, Гармаев Базар Гуро, Очиров Сырен Жаб, Цыренов Цыден, Сым-пилов Цыбен, Очиров Цыден, Намдаков Намса-рай и Шагдаров Базар. В протоколе отмечается, что избранные лица все буддийского вероисповедания и что Бадмажаб Дамдинов, Цырен-Жаб Очиров и Намсарай Намдаков хорошо грамотны по-русски, а остальные лица хорошо грамотны по-монгольски, причем они отвечают всем требованиям закона к избранию их в должностях [4].

Следует отметить, что кандидатуры инородческих судей тщательно подбирались. За преступления по должности или за общие преступления, инородческие судьи сами могли быть преданы суду. Инородческие судьи и председатели волостных инородческих судов не вправе были принимать участие в решении дел, касающихся их самих или членов их семейств. Инородческие судьи снабжались особыми знаками для ношения при исполнении служебных обязанностей, а также печатями и книгами для записи решений и приговоров.

Судопроизводство в инородческих волостных судах обычно начиналось с подачи заявления или жалобы истца в суд. Суд назначал дату судебного слушанья и рассылал повестки истцу, ответчику, свидетелям. В качестве доказательств по делу учитывались свидетельские показания, акты инородческого волостного старшины об осмотре, приговоры волостных сходов, дознания инородческого старшины [5]. После рассмотрения обстоятельств дела инородческий волостной суд выносил решение, которое объявлялось сторонам в зале суда. Судебное заседание могло быть открытым или закрытым. Наблюдение за исполнением решения дела обычно поручалось булучно-му старосте. Дело также могло завершиться «мировой подпиской» истца и ответчика, в которой стороны договаривались об отказе от иска и претензий друг к другу. Если какая-либо из сторон не являлась в суд, дело откладывалось до следующего заседания. Если к тому времени не явившиеся в суд лица не представляли уважительных причин, они подвергались штрафу в размере двух рублей.

Повестки в суд вручает волостной старшина. Повестки выписывались в двух экземплярах: один экземпляр остается у получателя, второй экземпляр с распиской возвращается в суд ко времени разбирательства дела. Если по какой-либо причине повестка не была вручена, булучный староста должен был выяснить причину этого [6].

Волостные инородческие суды рассматривали дела гражданские и уголовные. К уголовным относились дела о нанесении побоев, буйстве, нанесении оскорблений, краже скота, имущества, об азартных играх, обман и мошенничество, самоуправство, злостная порча имущества, продажа араки (водки), неопубликование пригульного скота, вымогательство и др. Значительно большим было количество гражданских дел. Среди последних на первом месте находились дела о праве владения земельными участками, по денежным искам, искам скота, сена. На втором месте дела о расторжении брака, возврате калыма, по вопросам раздела имущества, наследства и др. Например, Агинский инородческий волостной суд за десятилетие (с 1905 по 1915 год) рассмотрел дела, включая и оконченные миром: по посягательствам на имущество, захвату угодий - 30; по кражам - 123; по азартным играм - 111; по присвоениям - 22; по обману и мошенничествам

- 11; по самоуправству - 26; по злостной порче имущества - 2; по самовольному уходу с полевых работ - 4; по продаже араки - 4; по неопубликованию пригульного скота (не с целью присвоения)

- 2; по вымогательствам - 1 [7].

По «Временному положению» решение волостного инородческого суда могло быть обжаловано в 30-дневный срок в участковом съезде инородческих судей, т.е. в следующей судебной инстанции. В Забайкалье были созданы съезды инородческих судей: Читинский съезд (2 участка), Верхнеудинский съезд (2 участка), Селенгинский съезд и др. Участковые съезды инородческих судей созывались в каждом участке крестьянского начальника, в места и сроки, назначенные уездным съездом крестьянских начальников [8].

Участковые съезды инородческих судей возглавлялись крестьянскими начальниками и формировались из председателей инородческих судов всех волостей, входящих в состав каждого участка. Присутствие съезда должно было состоять из не менее трех лиц. Так, например, съезд инородческих судей 2-го участка Читинского уезда состоял из 6 членов. Председателем данного съезда в 1906 г. являлся крестьянский и инородческий

начальник 2 участка Читинского уезда Соболев. Членами его были председатели инородческих судов: Цугольского, Агинского, Кужертаевского, Онгоцонского, Хори-бурятского, Улдургинского. Местонахождение съезда было в с. Агинском [9]. В 1912 г. председателем данного съезда инородческих судей являлся крестьянский и инородческий начальник 2 участка Читинского уезда Н.М. Никольский, членами являлись председатели инородческих судов: Цугольского, Агинского -Соктоев, Кужертаевского - Дынзынов, Онгоцонского, Ульдургинского - Сандуев [10]. Данный съезд инородческих судей напрямую подчинялся Читинско-Нерчинско-Заводскому съезду крестьянских начальников, где его решения могли быть обжалованы в кассационном порядке в 30дневный срок со дня объявления [11].

Съезд инородческих судей отменял или оставлял в силе решения инородческих волостных судов на основе «Временного положения об устройстве общественного управления и суда кочевых инородцев Забайкальской области» (1901). В случае недостатка сведений по делу съезд инородческих судей проводил дополнительное расследование. Съезды инородческих судей, в случае если заинтересованные лица не могли приехать на суд по уважительным причинам, могли рассматривать дела без них на основе предоставленных инородческим волостным судом документов [12].

Следующая ступень в судебной системе бурят

- это уездный съезд крестьянских начальников, который являлся высшей судебной инстанцией для инородцев Забайкалья. Кроме судебных функций этот орган административного управления осуществлял общее руководство управлением крестьянами и инородцами. В ведении уездного съезда крестьянских начальников находились дела, касающиеся переселения, вопросы назначения и снятия с должности лиц волостного, сельского или инородческого управления и предания их суду. Уездный съезд крестьянских начальников составлял и представлял на утверждение в губернское управление инструкции сельским и волостным обществам и должностным лицам крестьянского управления. Ежегодно по итогам проделанной работы губернскому управлению представлялся отчет о деятельности уездного съезда крестьянских начальников и всех крестьянских начальников в уезде [13]. Институт крестьянских начальников введен в Сибири в 1898 г. Он являлся копией института земских начальников в европейской части России, но имел некоторые особен-

ности. Первая из них - это то, что крестьянскими начальниками в Сибири становились не дворяне, а просто лица, имевшие высшее или среднее образование. В Западной Сибири крестьянские начальники назначались министром внутренних дел, в Восточной Сибири - генерал-губернатором [14].

В судебные функции крестьянских начальников входили: ревизия волостных судов, пересмотр их решений, причем крестьянские начальники имели право самостоятельно, т.е. без съезда крестьянских начальников, рассматривать споры до 2000 рублей, касающиеся найма на сельскохозяйственные работы, договоры аренды без нотариального засвидетельствования. Также рассматривать вопросы пользования крестьянскими наделами и потравы, в том случае, если обе стороны или ответчик подведомственны крестьянскому управлению. Имел также право без суда подвергать аресту до трех дней или штрафу до 15 рублей в случае неисполнения законных распоряжений и требований их самих или других властей, в случае нарушения общественного порядка и грубости властям [15]. По «Временному положению» в Забайкалье были созданы следующие съезды крестьянских начальников: Баргузинский уездный съезд крестьянских начальников (3 участка), Верхнеудинский съезд (4 участка), Селенгинский съезд (3 участка), Читинско-Нерчинскозаводской съезд и другие - всего 25 участков, в то время как в 1912 г. всего было в крае 19 крестьянских начальников [16]. Нехватка кадров была острейшей проблемой в Сибири в этот период.

Уездный съезд крестьянских начальников состоял из секретаря, назначенного губернатором, и канцелярии. Председателем съезда являлся один из крестьянских начальников, назначенный губернским генерал-губернатором. Место и срок сбора уездного съезда ежегодно определялся на заседании Общего присутствия губернского управления. Уездные съезды крестьянских начальников заседали раз в месяц. Судопроизводство в участковом уездном съезде крестьянских начальников начиналось с апелляционной жалобы истца или ответчика. Порядок рассмотрения любого дела предполагал наличие не менее трех членов съезда, в том числе и председателя. Решение считалось принятым при большинстве голосов, при равенстве же голосов голос председателя являлся решающим [17].

На рассмотрение съезда крестьянских начальников поступали дела, которые прошли предыдущие инстанции. В необходимых случаях съезд

крестьянских начальников направлял дело прокурору окружного суда. Так, например, в протоколе заседания Верхнеудинского съезда крестьянских начальников от 21 марта 1907 г. отмечается, что дело, представленное крестьянским начальником 1 участка Верхнеудинского уезда от 28 января 1907 г. за № 21, было направлено прокурору в связи с установлением в ходе расследования, что документ, по которому Цырен-Гарма Цыбиков требовал с Жамбала Гармаева 40 рублей, является подложным [18].

В работе съездов крестьянских начальников были нередки случаи затягивания рассмотрения дел в связи с большим объемом работы уездного съезда крестьянских начальников. Медленное разбирательство дел и волокита являлись основными недостатками не только инородческой судебной системы, но и всей судебной системы в Сибири в целом. А.И. Термен приводит массу примеров этого по русским волостям Иркутской губернии и Забайкальской области. Так, он пишет: «В селе Среднем Убукуне один крестьянин выпустил кишки другому. Тот, прожив 20 часов, умер в полном сознании, указав священнику, понятым и фельдшеру своего убийцу. После него остались жена и трое детей. Это было в 1906 году, летом 1909 года убийца еще гулял на свободе в том же селении» [19].

Таким образом, мы приходим к выводу, что судебная реформа начала ХХ в. значительно изменила систему судоустройства бурят, но при этом сохранила ряд национальных и региональных особенностей. В условиях развития капитализма в старую систему судоустройства бурят она внесла новые прогрессивные элементы, отвечающие требованиям времени.

Литература

1. Временное положение «Об устройстве общественного управления и суда кочевых инородцев Забайкальской области» // Забайкальские ведомости. 1901. 4 авг. № 82.

2. Там же.

3. НАРБ. Ф. 129. Оп.1. Д.3969. Л. 38-39.

4. НАРБ. Ф. 129. Оп.1. Д. 3969. Л. 38 об.-40.

5. НАРБ. Ф. 268. Оп.1. Д. 267. Л. 6.

6. НАРБ. Ф. 129. Оп.1. Д. 3969. Л. 38-39.

7. НАРБ. Ф. 281. Оп.1. Д.4. Л. 19.

8. Временное положение «Об устройстве общественного управления и суда кочевых инородцев Забайкальской области» // Забайкальские ведомости. 1901 г. 4 авг. № 82.

9. НАРБ. Ф. 129. Оп.1. Д. 3366. Л.11.

10. НАРБ. Ф. 281. Оп.1. Д.2. Л. 22.

11. НАРБ. Ф. 130. Оп.1. Д.1380. Л. 1.

12. Временное положение «Об устройстве общественного управления и суда кочевых инородцев Забайкальской области» // Забайкальские ведомости. 1901 г. 4 авг. № 82.

13. Там же.

14. Соболев М. К вопросу о реформе крестьянского управления в Сибири // Сибирские вопросы. 1905 г. №1.С. 88-90.

15. Манне Г. Программа по собиранию материала о народных воззрениях и юридических обычаев в области уголовного права и суда туземных народностей Сибири // Бурятиеведение. 1925. № 11. С.34.

16. Скворцова О.В. Административно-территориальное устройство Восточной Сибири в конце Х1Х - начале ХХ в.: проблема организации и реформирования регионального управления: дис. ... канд. ист. наук. Иркутск, 2006. С.157-158.

17. Статистический ежегодник России на 1912 год. СПб., 1912. С.22.

18. НАРБ. Ф. 266. Оп.1. Д. 79. Л. 3.

19. Термен А.И. Среди бурят Иркутской губернии и Забайкальской области. Очерки и впечатления. СПб., 1912. С.9-10

шагдурова ирина никитична - кандидат исторических наук, доцент кафедры истории Бурятии Бурятского государственного университета, г. Улан-Удэ.

shagdurova Irina Nikitichna - candidate of historical sciences, lecturer of department of history of Buryatia of Buryat State University, Ulan-Ude.

УДК 340.0(09)+94(47)

Т.Л. Курас кандидаты на должности по судебному ведомству при судебных палатах российской империи: общая характеристика, правовое положение

Институт кандидатов на должности по судебному ведомству был создан в результате проведения судебной реформы XIX в. и направлен на подготовку профессиональных судейских кадров. По замыслу законодателя молодые люди должны были некоторое время работать в судебном ведомстве, чтобы получить необходимый опыт и быть в дальнейшем назначенными на должности судей. Однако регламентация данного института и его практическая реализация имели существенные недостатки, не позволяя надлежаще выполнять поставленные законодателем задачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.