Научная статья на тему 'Судьбы национально-культурной идентичности реформатора: от «Философуса» к «Виттенбергскому папе»'

Судьбы национально-культурной идентичности реформатора: от «Философуса» к «Виттенбергскому папе» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
105
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕНТИЧНОСТЬ / НЕОФИЦИАЛЬНЫЕ ИМЕНОВАНИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / IDENTITY / UNOFFICIAL NAME / MODERNIZATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Харитонова Наиля Галимжановна

Исследуется специфика модернизационных процессов в Германии. В этом контексте рассматривается становление национально-культурной идентичности Мартина Лютера. Этапы формирования прослеживаются через неофициальные именования реформатора. Делается вывод о взаимосвязи микрои макропроцессов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is devoted to consideration of the specificity of historical development Germany in the late Middle Ages. The social dynamics is reflected in the formation of Martin Luther`s national-cultural identity. Employment of polydiscipline techniques is by special interest.

Текст научной работы на тему «Судьбы национально-культурной идентичности реформатора: от «Философуса» к «Виттенбергскому папе»»

2009 История №2(6)

УДК 930.1+940

Н.Г. Харитонова

СУДЬБЫ НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ РЕФОРМАТОРА:

ОТ «ФИЛОСОФУСА» К «ВИТТЕНБЕРГСКОМУ ПАПЕ»

Исследуется специфика модернизационных процессов в Германии. В этом контексте рассматривается становление национально-культурной идентичности Мартина Лютера. Этапы формирования прослеживаются через неофициальные именования реформатора. Делается вывод о взаимосвязи микро- и макропроцессов.

Ключевые слова: идентичность, неофициальные именования, модернизация

Новые тенденции в развитии Западной Европы в позднее Средневековье ярко проявили специфику исторических процессов каждой страны. Изменения, коснувшиеся всех сфер жизнедеятельности, сказались и на ментальной сфере. Формирование нового мироощущения и системы ценностей было длительным процессом. Динамику зарождавшихся установок сознания можно проследить на основе анализа становления идентичности личностей, символизирующих эпоху. В этой связи особый интерес вызывает личность великого реформатора Мартина Лютера (1483-1546). Ориентирами для нас будут неофициальные именования Лютера, данные ему современниками или им самим в период его зрелости.

Первое из них - «Философус». Это студенческое прозвище, полученное Лютером в Эрфуртском университете за умение дискутировать и отстаивать свою позицию. С одной стороны, оно знаменует начало длительного пути, ведущего к ломке его мировоззренческих установок. С другой - является итогом тех трансформаций, которые претерпела идентичность Мартина Лютера в предыдущий период. Нарастание в ней позитивных черт во многом связано с успешной учебой, овладением латинским стихосложением, умением петь и играть на лютне. После завершения учебы Лютер отказывается от карьеры юриста и уходит в монастырь, тем самым сделав выбор своей главной социальной роли. Углубленному пониманию такого его шага, традиционно анализируемого биографами реформатора, может способствовать технология полидисциплинарного анализа, разработанная в рамках томской историографической школы [1]. Опираясь на нее, в частности, выявляется следующее: единая нефиксированная установка Лютера не обрела багажа позитивных готовностей к преодолению таких чувств, как страх, тревога и неуверенность в себе.

Ориентация на корпоративные связи, социальный контроль, свойственные традиционному обществу, способствует тому, что важное место в идентификационной матрице личности занимает национальная идентичность. Пройдя длительный путь становления как религиозного деятеля, Лютер в 1517 г. обнародовал знаменитые 95 тезисов, протестуя против продажи индульгенций и, более того, против политики Рима в Г ермании. Этот шаг, несмотря на всю свою важность для истории и для самого Лютера, выглядит

Н.Г. Харитонова

неоднозначно. Письмо своему соратнику Спалатину в этот период он подписывает торжественно, подражая гуманистам: F. Martinus Elutherius - брат Мартин освобожденный. (Позже это именование Мартин адаптирует к своей фамилии, превратившись из Людера в Лютера). Но стал ли он действительно соответствовать статусу Elutherius? Как чувствует себя освобожденный Мартин? Биографы отмечают: такая «вычурность самосознания - компенсация неуверенности и неопределенности» [2. С. 89]. В этой связи показательными являются слова самого Лютера, отразившие его оценку быстрого распространения тезисов: «Песня представлялась мне слишком высокой для моего голоса» [3. С. 94].

Понять природу поведения Лютера позволяет теория социального характера Э. Фромма, в частности его размышления об авторитарной личности. Исследователь называет борьбу авторитарного характера (обладателем которого, без сомнения, был Лютер) против власти бравадой, проявлением стремления к самоутверждению и преодолению чувства собственного бессилия. Однако при этом, подчеркивает он, сохраняется мечта подчиниться, независимо от того, осознается она или нет [4. С. 178]. Несомненно, это было свойственно и для Лютера, о чем косвенно свидетельствуют следующие факты. Лютер, с вызовом обнародовав свои тезисы, вскоре пишет архиепископу сопроводительное письмо к тезисам в очень осторожных формулиров -ках. Его другое послание - к князю - поражает обилием просьб и лести. Он интересуется судьбой подарка, обещанного князем (ткань на жилет), необходимого ему, прежде всего, как проявление милости князя.

Знаменитое Вормское противостояние в 1521 г. запечатлевает в народном сознании другой образ М. Лютера и новое именование «непобедимый еретик». Автором его считают Агриппу Нетессгеймского. Известно, что это было время триумфа реформатора, на гравюрах его изображали с нимбом вокруг головы. Когда распространились слухи о его убийстве, многие верили, что небо покарает папистов за это деяние. В это время Мартин Лютер жил в Вартбурге, где скрывался после Вормса (по тайному указу курфюрста Фридриха). Окружающим он был известен как «юнкер Йорг». Появилось время успокоиться, отдохнуть и приняться за работу. Изменив имя, Мартин должен был переодеть монашескую рясу, сменить ее на дворянский костюм. Он покрыл тонзуру беретом и отрастил окладистую бороду. С одной стороны, Лютер получил доказательство своей весомости (за его жизнь беспокоились, создавали особые условия, владелец бурга угощал его, как дорогого гостя), с другой - успокоения не было. Нужна была решимость, чтобы перейти от слов к делу.

К 1529-1531 гг. относится еще одно именование Лютера, которое он себе дал сам: «homo verbosatus» - «человек, насыщенный словом». Двенадцать лет он занимался переводом Библии. Ему хотелось совместить доступность текста и красоту языка. Лютер показал себя знатоком немецкой речи, всех немецких диалектов и наречий. К началу 1530-х гг. он собрал более 2000 пословиц и поговорок немецкого народа, перевел на немецкий язык басни Эзопа. Все это обострило его чувство языка. «Насыщенность словом» связа-на еще с одним аспектом жизни Лютера. После смерти отца он стал играть в

своей семье роль «старого Лютера», должен был содержать многочисленных родственников. Также известно, что у Лютера столовались студенты, которые платили за пропитание. Важнее, чем еда, для них были речи Лютера. Записи этих разговоров позже воплотились в «Застольных речах».

Ироническое прозвище «Виттенбергский папа» Мартин Лютер получил от Себастьяна Франка. Лютер действительно занял место высшего авторитета в вопросах веры, подобно папе. В 1542 г., спустя 20 лет после провозглашения священства всех верующих, он посвятил в епископы своего старого друга - Николая Армсдорфа. Известно, что с XII в. предоставление светского лена, по Вормскому конкордату, было делом императора, а введение в духовный сан - папы. Поскольку курфюрст Иоганн Фридрих осуществлял светскую власть, Лютер провозгласил духовное достоинство. Еще один пример, свидетельствующий о возросшем влиянии Лютера, - совет заключить тайный брак ландграфу Филиппу Гессенскому (в империи существовал закон, карающий за это смертью). По мнению Г. Брендлера, ландграф нужен был Лютеру в борьбе против католических противников [3. С. 307-308]. Проявляя свою власть, реформатор требовал введения цензуры для инакомыслящих и объяснял это тем, что необходимо прийти к единому мнению по ряду вопросов. Настаивал на применении отлучения. В своем исследовании Э.Ю. Соловьев упоминает реакцию Мартина на «Виттенбергского папу» при встрече с кардиналом Веджерио: Лютер отмечал, что не обижается на прозвище, любит начальствовать. И даже пошутил, что хочет назначить Букен-хагена епископом [5. С. 255].

Таким образом, идентичность Лютера является тем реактивом, который позволяет проявить макроисторические процессы. Вовлеченная в процесс Перехода, Германия не могла закрепить новый уклад, не решив проблему национально-политического единства. Интегрирующей общественной силой в этих условиях становится бюргерство, остро ощутившее разлад между новой системой ценностей и сложившейся обстановкой. М. Лютер, как его представитель, нашел тот «камень», который надо было «убрать с дороги». Этим «камнем» была церковь, не заинтересованная в централизации и создании сильного немецкого государства. Г. Г ейне назвал Мартина Лютера «не только самым большим, но и самым немецким человеком во всей нашей истории» [6. С. 221].

Литература

1. Николаева И.Ю. Проблема методологического синтеза и верификации в истории в свете современных концепций бессознательного. Томск, 2005.

2. Брендлер Г. Мартин Лютер. Теология и революция. М.; СПб., 2000.

3. Фаусель Г. Мартин Лютер. Жизнь и дело. Т. 1: 1483-1521: Биографический очерк и источники к биографии Лютера. Харьков, 1995.

4. Фромм Э. Бегство от свободы. Человек для себя. М., 2006.

5. Соловьев Э.Ю. Непобежденный еретик: Мартин Лютер и его время. М., 1984.

6. Гейне Г. К истории религии и философии в Германии // Гейне Г. Собр. соч.: В 6 т. М., 1982. Т. 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.