Ц К 80-ЛЕТИЮ ДЛ. КОНСТАНТИНОВСКОГО
Коллектив «Социологического журнала» сердечно поздравляет уважаемого Давида Львовича Константиновского, члена нашей редколлегии, с юбилеем. Желаем здоровья и творческого вдохновения на долгие годы!
Г.А. ЧЕРЕДНИЧЕНКО СУДЬБЫ МОЛОДЫХ
И ТВОРЧЕСКИЙ ПУТЬ ИХ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ
Аннотация. В статье кратко рассказывается о творческом пути известного российского социолога Давида Львовича Константиновского — основателя нового научного направления, изучающего дифференциацию в образовании, роль образования в социальной мобильности и формировании социальной структуры общества; проблемы доступности качественного общего образования; взаимодействие и взаимное соответствие системы образования, рынка труда и социального поведения молодежи.
Ключевые слова: творческий путь; дифференциация образования; ориентации и социальное поведение молодежи; динамика неравенства; качество образования.
Чередниченко Галина Анатольевна — доктор социологических наук, ведущий научный сотрудник, Центр социологии образования, науки и культуры, Институт социологии ФНИСЦ РАН.
Адрес: 117218, Москва, ул. Кржижановского, д. 24/35, корп. 5. Телефон: +7 (499) 128-69-01. Электронная почта: [email protected]
Для цитирования: Чередниченко Г.А. Судьбы молодых и творческий путь их
исследователя // Социологический журнал. 2017. Том 23. № 4. С. 164—170.
Б01: 10.19181Аофиг.2017.23.4.5535
Юбилей — это поздравления и почести, признание той высокой репутации, которую Давид Львович заслужил всем делом своей жизни. Но еще и хороший повод поговорить о том, как судьба ведет человека в его призвании, в раскрытии его предназначения в этом мире. В этом отношении путь Д.Л. в социологию и в самой науке примечателен и по-своему логичен.
В своем обширном исследовании формирования российского социологического сообщества Б.З. Докторов относит Д.Л. Константиновского к третьему поколению социологов, детство которых пришлось на время войны, становление — на период «оттепели», а особенность вхождения в социологию — гораздо большая, чем до того и после, доля пришедших с математическим, физическим или техническим образованием. Каждое поколение, по мнению Б.З. Докторова, в науке рождается и существует для того, чтобы ответить на некий общественный вызов. Третье поколение в своих философских представлениях обнаружило склонность к позитивизму, большую критичность в рассуждениях об общественном устройстве. Этому поколению довелось налаживать обработку больших массивов первичной информации, при этом им были начаты освоение методологии мягких методов, гуманизация социологии в целом. Д.Л. — яркий представитель третьего поколения российских социологов.
Физика-лирика ведет судьба
Давид Львович, отец которого был журналистом и главным редактором крупной областной газеты, рано начинает писать прозу и стихи, печататься в газетах. Когда при поступлении на факультет журналистики МГУ его попросили охарактеризовать важность трудов Сталина о языкознании, он встал и покинул экзамен. Оканчивает Политехнический институт в Челябинске и получает «модную» тогда и «настоящую», по словам отца, профессию инженера. В Новосибирске некоторое время работает в «почтовом ящике», то есть на оборонном предприятии, где концентрируются интересные люди и интересная тематика и где держат команду молодых подвижников, которым поручают совершенно нестандартные задачи. Постепенно эта молодежь и Д.Л. в их числе переходит на работу в Институт ядерной физики под руководством Г.И. Будкера — там создается так называемый ускоритель на встречных пучках. Параллельно Д.Л. продолжает заниматься журналистикой, печатается в газетах и журналах, в том числе участвует в злободневной тогда дискуссии «физиков и лириков»; становится членом Союза писателей. В интенсивной «тусовочной»,
как мы говорим сейчас, жизни Академгородка он встречает Владимира Николаевича Шубкина, который рассказывает о своем исследовании того, как разные группы молодежи выбирают профессию, продолжение образования и куда они реально поступают учиться и работать. Эта тематика очень интересует Д.Л., и он переходит на работу к Владимиру Николаевичу, быстро защищает кандидатскую диссертацию и вскоре, после отъезда Шубкина в Москву, возглавляет сектор в Институте истории, филологии и философии СО АН СССР. Сектор плодотворно работает, расширяет свои исследования, включая в них разные регионы Сибири: Тюменскую область, Алтай, Бурятию, Туву, Хакасию. Публикуется коллективная монография, а у Д.Л. выходят в свет две личные монографии, а также роман. И наступает лихое время: человеческая ревность и зависть рождают злопыхательство и неприязнь, травлю, доносы в парторганы — сектор упраздняют. Вынужденный покинуть академическую среду он переезжает в Москву и переключается на литературное творчество, публикует роман, занимается преподаванием. Годы перестройки обогащают жизненный опыт новыми практиками, встречами с самыми разными группами людей, поездками во многие регионы страны. В начале 1990-х открывается возможность поступить на работу в сектор В.Н. Шубкина в Институт социологии РАН, и Д.Л. решительно возвращается в социологию. В ее развитие он вносит свой вклад как основатель нового научного направления, изучающего дифференциацию в образовании, роль образования в социальной мобильности и формировании социальной структуры общества. Жизненный путь Д.Л. прекрасно передает финальная строка стихотворения Б. Пастернака «О, знал бы я, что так бывает, когда пускался на дебют» — «тут... дышат почва и судьба».
Динамические ряды и не только
Сочетание журналистики и писательства с бэкграундом инженера-физика делают Константиновского социологом со своей особой нишей в этой науке.
Сразу по приходе на работу к В.Н. Шубкину в Сибири он обращает внимание на то, что повторявшиеся ежегодно с 1963 по 1969 год обследования выпускников средних школ на тему их профессиональных планов и их реализации предоставляют возможность изучения соответствующих социальных процессов на основе анализа динамических рядов. Он начинает заниматься вопросами моделирования и прогнозирования социальных процессов. По результатам социологических обследований выявляются ведущие тенденции процессов, особенности их динамики, основные взаимосвязи с теми или иными влияниями. Моделируемые показатели отбираются таким образом, чтобы получить не отдельные количественные выражения, а систему взаимосвязанных показателей. При построении моделей предпочте-
ние отдается методике сочетания количественного и качественного анализа, позволяющей не утрачивать содержательную сторону при математической формализации. На тщательно разработанном математическом аппарате осуществляется построение моделей динамики шансов молодежи при поступлении в вузы, прогностической модели жизненных планов молодежи и модели их реализации. Также Д.Л. проводит исследования динамики трансформации профессиональных предпочтений молодежи от 8-го к 10-му классу на примере пяти регионов Сибири.
«Новосибирское исследование» (как оно реферируется Американской социологической ассоциацией) представляет собой уникальную базу наблюдений на одном и том же объекте с сохранением преемственности методики протяженностью в 50 лет — от 1963 до 2013 г. Задумавший и осуществлявший этот большой проект В.Н. Шубкин затем передает руководство им Д.Л. Константиновскому. Разработка его материалов позволяет Д.Л. создать целое научное направление — изучение в динамике образовательных ориентаций разных групп молодежи и вероятности изменения их жизненных шансов под воздействием изменений в социальной структуре общества, системе образования, демографической ситуации, трансформации общей ситуации в стране. Изучение различий в динамике ориентаций и социального поведения разных групп молодежи на разных этапах развития общества позволяют выявить динамику определенных функций образования и его роли как социального лифта. Обнаруживается движение от модели самопроизвольной селекции в образовании (в начале периода) к мери-тократической модели (после введения общего среднего образования) и далее — к «парентократической» (развитие рынка образовательных услуг приводит к тому, что образование ребенка все больше зависит от социально-экономического положения родителей и их желаний, а не от его способностей и усилий).
В своей монографии «Динамика неравенства» Д.Л., благодаря анализу на основе динамических рядов, приходит к заключению: «За годы, на которые возлагались большие надежды как на период демократизации общества, в сфере образования ярко проявился обратный эффект — социальная дифференциация не только сохранилась, но и возросла. Если к анализу ситуации в обществе в целом прибавить данные по образованию — общему среднему, специальному и высшему, — неизбежен вывод: социальная дифференциация усилилась и помолодела» [2, с. 234].
В ответ на новые вызовы в системе образования Д.Л. включается в разработку проблем доступности качественного общего образования. Вместе с молодыми коллегами — В.С. Вахштайном, Д.Ю. Куракиным, Я.М. Рощиной — он разрабатывает изощренную методологию исследования таких неколичественных характеристик,
как «доступность» и «качество», не сводимых к одному интегральному показателю. На региональных материалах мониторинга применяется методика кластеризации образовательных учреждений: путем интерпретации большого объема статистической и количественно-социологической информации выделяются восемь кластеров школ в регионе, обладающих различными сочетаниями качеств процесса и результатов обучения. В каждом регионе складывается своя картина доступности образования (то есть сочетания барьеров — социокультурных, экономических, территориальных, информационных и мотивационных, институциональных). По результатам исследования вырабатываются рекомендации вариантов воздействия на ситуацию для разных уровней управления.
В последние годы серьезно обострились проблемы, связанные с рассогласованием образовательной системы и рынка труда, осложняющие трудоустройство и начало профессиональной деятельности молодежи. И Д.Л. предпринимает комплексное исследование взаимодействия и соответствия системы образования, рынка труда и социального поведения молодежи. Один его этап в виде исследовательского проекта, поддержанного грантом Российского научного фонда, завершился. Коллектив под руководством Д.Л. Константиновского только за последние пять лет выпустил шесть монографий и 93 на-Ф учные статьи.
Богатство личности
Нужно обязательно добавить, что у Давида Львовича прекрасная большая семья — две дочери, одарившие его множеством внуков и внучек, и успешный сын, достойно носящий имя своего деда. Д.Л. долгие годы занимался альпинизмом (был даже инструктором по альпинизму) и по сей день сохраняет замечательную спортивную форму. Он ведет многообразную, наряду с творческой, научную деятельность: является членом Ученого Совета Института, диссертационных советов, руководителем Исследовательского комитета «Социология образования» Российского общества социологов (РОС), входит в состав редакционных советов и редакционных коллегий четырех журналов. Он был заместителем директора Института по науке и внес свой вклад в то, чтобы структура института стала более четкой, укрупнилась тематика исследований, стало реальным сотрудничество между подразделениями, что повышало конкурентоспособность научного коллектива. Д.Л. награжден Золотым дипломом Российского общества социологов, удостоен премии Президента Российской Федерации за исследования в области социологии образования. Мы, коллектив сотрудников его отдела, хорошо осознаем, как нам повезло иметь в качестве руководителя не только известного ученого, но и человека, чья интеллигентность, тактичность, высокая культура определяют исключительно творческие
и дружеские отношения, дух поддержки и сотрудничества. Большая благодарность ему за это!
Давид Львович увлекся социологией именно потому, что в тематике В.Н. Шубкина можно было исследовать судьбы людей. Пример собственной счастливой судьбы Д.Л. Константиновского, основанной на творчестве и внутренней свободе, можно адресовать молодым.
ЛИТЕРАТУРА
1. Докторов Б.З. Современная российская социология: Историко-биографические поиски. 2-е изд. В 6-ти т. / Редактор электронного издания Е.И. Григорьева. М.: ЦСПиМ, 2014 [электронный ресурс]. Дата обращения 12.12.2017. URL: <http://www.socioprognoz.ru/publ.html?id=389>.
2. Константиновский Д.Л. Динамика неравенства. Российская молодежь в меняющемся обществе: ориентации и пути в сфере образования (от 1960-х годов к 2000-му). М.: Эдиториал УРСС, 1999. - 344 с.
Sotsiologicheskiy Zhurnal = Sociological Journal 2017. Vol. 23. No. 4. P. 164-170. DOI: 10.19181/socjour.2017.23.4.5535
G.A. Cherednichenko Institute of Sociology of FCTAS RAS; Moscow, Russian Federation.
Galina A. Cherednichenko — Doctor of Sociological Sciences, Leading Researcher, Institute of Sociology of FCTAS RAS. Address: bl. 5, 24/35, Krzhizhanovskogo str., 117218, Moscow, Russian Federation. Phone: +7 (499) 128-69-01. Email: [email protected]
The Fates of the Young people
and the Creative Path of Their Researcher
Abstract. This article gives a brief description of the creative path of well-known Russian sociologist David L. Konstantinovskiy, the founder of a new scientific field which studies differentiation in education, the role of education in social mobility and the formation of the social structure of society; issues regarding the accessibility of quality general education; interaction and mutual conformity of the education system, the labor market, and the social behavior of young people.
Keywords: creative path; differentiation of education; orientations and social behavior of youth; dynamics of inequality; quality of education.
For citation: Cherednichenko G.A. The Fates of the Young People and the Creative Path oftheir Researcher. Sotsiologicheskiy Zhurnal = Sociological Journal. 2017. Vol. 23. No. 4. P. 164-170. DOI: 10.19181/socjour.2017.23.4.5535
Дата поступления: 11.12.2017.
Ф
#
REFERENCES
1. Doktorov B.Z. Sovremennaya rossiiskaya sotsiologiya: Istoriko-biograficheskie poiski. [Modern Russian Sociology: Historical and Biographical Searches.] 2nd ed. in six Volumes. Ed. of the electronic edition — E.I. Grigorieva. Moscow: TsSPiM publ., 2014. Accessed 12.12.2017. URL: <http://www.socioprognoz.ru/publ.html?id=389>. (In Russ.)
2. Konstantinovskii D.L. Dinamika neravenstva. Rossiiskaya molodezh"v menyayushchemsya obshchestve: orientatsii i puti v sfere obrazovaniya (ot 1960-kh godov k 2000-mu). [The di-namics of inequality: Russian youth in the changing society: orientations and lifecourses in the sphere of education, from 1960s to 2000.] Moscow: Editorial URSS publ., 1999. 344 p. (In Russ.)
Received: 11.12.2017.