Научная статья на тему 'Судьба «Святой Руси» в представлении А. М. Ремизова (по произведениям зрелого периода творчества)'

Судьба «Святой Руси» в представлении А. М. Ремизова (по произведениям зрелого периода творчества) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
183
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУСЬ / САМОБЫТНОСТЬ / КУЛЬТУРА / ХРОНОТОП / ОБРАЗ БАБУШКИ / ПЕТЕРБУРГСКИЙ МИФ / RUS / IDENTITY / CULTURE / CHRONOTOPE / GRANDMOTHER IMAGE / PETERSBURG MYTH

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кривошея Н. А.

В статье рассматриваются характерные особенности произведений А.М.Ремизова зрелого периода. Основное внимание уделяется итоговому произведению «Взвихрённая Русь», в котором писатель пытается осмыслить возможные последствия Февральской и Октябрьской революций, задается вопросом: сможет ли Россия преодолеть кризис духовной культуры, вернуть свою самобытность?

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A.M. REMISOV''S VIEW OF "SAINT RUS" DESTINY (ACCORDING TO THE MIDDLE PERIOD WORKS)

The typical features of A.M. Remisov’s middle period works are explored in the article. The research focuses on “Whirled Rus”, in that work author tried to understand possible results of February and October revolutions and wondered: Can Russia come over the spiritual culture crisis, get back her own identity?

Текст научной работы на тему «Судьба «Святой Руси» в представлении А. М. Ремизова (по произведениям зрелого периода творчества)»

УДК 82.09 КРИВОШЕЯ Н. А.

аспирант, кафедра филологии и массовых коммуникаций, Нижневартовский государственный университет

E-mail: hom erka -nadezhda @ya ndex.ru

UDC 82.09 KRIVOSHEYA N.A.

Graduate student, Department of philology and mass communication, Nizhnevartovsk State University E-mail: [email protected]

СУДЬБА «СВЯТОЙ РУСИ» В ПРЕДСТАВЛЕНИИ A.M. РЕМИЗОВА (ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ

ЗРЕЛОГО ПЕРИОДА ТВОРЧЕСТВА)

A.M. REMISOV'S VIEW OF "SAINT RUS" DESTINY (ACCORDING TO THE MIDDLE PERIOD WORKS)

В статье рассматриваются характерные особенности произведений А.М.Ремизова зрелого периода. Основное внимание уделяется итоговому произведению «Взвихрённая Русь», в котором писатель пытается осмыслить возможные последствия Февральской и Октябрьской революций, задается вопросом: сможет ли Россия преодолеть кризис духовной культуры, вернуть свою самобытность?

Ключевые слова: Русь, самобытность, культура, хронотоп, образ бабушки, петербургский миф.

The typical features of A.M. Remisov's middle period works are explored in the article. The research focuses on "Whirled Rus", in that work author tried to understand possible results of February and October revolutions and wondered: Can Russia come over the spiritual culture crisis, get back her own identity?

Keywords: Rus, identity, culture, citronotope, grandmother image, Petersburg myth.

Творчество зрелого A.M. Ремизова преисполнено чувством утрачивания, исчезновения исконной Руси, ее самобытности, ее ладного могучего языка, берегинь ее культуры и традиций - русских женщин, с «изнасилованными» судьбами и «потерянными» глазами. Ожидание катастрофы, расплаты народа за пассивное. рабское «молчание» пронизывает произведения Ремизова 1910-х годов. И чувство провидца не изменяет писателю - события Февральской и Октябрьской революций 1917 года не заставляют себя долго ждать.

Алексей Михайлович, ревностно относившийся к навязыванию и насаживанию всего «противоестественного» для Руси, имея свою историософическую концепцию, пишет в эти годы много обличающих разножанровых произведений, но публикуются из-за жесткой цензуры, по большей части, только басни. Только через 10 лет в свет выйдет книга-временник «Взвихрённая Русь», в которой будут содержаться как лирические, так и художественно-документальные подробности жизни 1917 года.

Эта книга - своеобразный итог зрелого творчества Алексея Михайловича, в которой, пожалуй, ему впервые удалось, не ограничивая себя рамками жанра, разносторонне, разнообразно, полифонично. мастерски отточенным стилем воплотить свое видение участи «Святой Руси» [2, с. 46].

Напомним, что взгляды Алексея Ремизова, его убеждения относительно судьбы России не были однозначны. Так, в начале 1900-х он отказался от прежней концепции Богом забытого мира, тупикового пути

России и проклятого народа, обреченного на бессмысленные страдания. Писатель стал рассматривать исторический путь России «...как органическое развитие национальной социокультурной модели, менявшей очертания, но, по сути, оставшейся неизменной. В его историософии появляются такие понятия, как «Русская земля» - социокультурное единство пространства, населяющего его народа и созданной им культуры; «Россия» - исторически-конкретная фаза развития Русской земли; «Русь» - символ констант, составляющих духовные основы бытия русского народа; «Государство Российское» - издавна органично развивавшиеся формы «уклада», «порядка» - политической организации жизни» [2. С. 46].

Итак, в рамках научно-квалификационной работы (диссертации) нами были рассмотрены произведения зрелого периода творчества Алексея Ремизова: повесть «Крестовые сестры» (1910), сборник сказок «Докука и балагурье» (1914) и книга «Взвихрённая Русь» (1927). При детальном рассмотрении мы отметили, что все три произведения, помимо своей хронологической принадлежности к зрелому периоду писателя, имеют много общего.

Первой закономерностью нам видится использование писателем одного и того же топоса - места действия. Так, события в «Крестовых сестрах» разворачиваются в Петербурге, в «Докуке и балагурье» место не конкретизируется, что характерно для жанра сказки, однако в некоторых сказках автор упоминает Петербург: «Ходил вор Васька по Петербургу» (глава «Жулики»), «Поехал

© Кривошея Н. А. © Krivosheya N.A,

Ученые записки Орловского государственного университета. №4 (73), 2016 г. Scientific notes of Orel State University. Vol. 4 - no. 73. 2016

Федор в Питер на заработки, осталась одна Марья со стариком и старухой» (глава «Хлоптун») [6, с. 251, 284]. В «Взвихрённой Руси» основное место событий также Петербург.

Что касается хроноса, то время во всех трёх произведениях отслеживается по церковному календарю: на Кузьму-Демьяна, на Красную горку, на Рождество, под Крещенье, на Пасху и другие. Хотя стоит отметить, что во «Взвихрённой Руси» утрачивается значение дат, будь то Пасха, захват Зимнего дворца или другие исторические и знаменательные события. Акцент смещается на ненормальные, антигуманные условия жизни человека.

Объединяет все эти произведения и образ бабушки, старухи Акумовны. Так, в «Крестовых сестрах» Акумовна - терпеливая, юродивая старуха с непростой судьбой, которая набожна и принимает все свои беды как должное - «обвиноватить никого нельзя». На страницах «Докуки и балагурья» мы встречаем целую галерею образов бабушек: любопытная, мудрая, добрая, болтливая, заботливая. Во «Взвихрённой Руси» помимо отдельного образа Акумовны. забежавшей к рассказчику поделиться своими переживаниями («Ой, что будет-то, Господи!» [8. С.31]), существуют собирательные образы старух, символизирующие Россию.

Отметим, что функцию образа бабушки в литературе затрагивает в своей статье Д. Мережковский: «Бабушка вся, до последней морщинки, - лицо живое, реальное; но это - не только реальное лицо, а также символ, и, может быть, во всей русской литературе. Бабушка - сама Россия в ее глубочайшей народной религиозной сущности. Отречься от Бабушки, значит, отречься от самой России» [5].

Повествование «Взвихрённой Руси» открывается знакомством читателя с «костромской» бабушкой, наименованием которой, в нашем представлении, A.M. Ремизов подчеркивал духовное историческое наследие России (Кострома - один из древнейших городов России с немалым числом на ее территории храмов, церквей, монастырей). Также этот образ отождествляется с событиями 1917 года, а именно с войной, надвигающимся голодом, озлобленностью народа и попытками урвать последнее: «Бабушка наша костромская, Россия наша, это она прилегла на узкую скамеечку ночь ночевать. прямо на голые доски, на твердое старыми костями, бабушка наша, мать наша Россия!» [8, с .8].

Другой образ - это древняя бабушка, смирившаяся со своей судьбой, которую рассказчик встречает на трамвайной остановке: «Бабушка, ты своим сердцем с потерей и утратой, белым сердцем приняла всю свою горючую судьбу, - а и вправду, разве скажешь так, как сказала ты о своих разорителях: свои робята! - и вот одна ты на белом свете со своим белым сердцем, и тяжка твоя жизнь, твои последние дни, и кто утешит тебя? Кто нас утешит? Бабушка, это я за всех говорю, всем, всем, всем. И кому легко, кому счастливо, кто может быть счастлив на твоем белом пожарище, на белой могиле твоего погубленного мира? Какой зверь или какая оскаленная косматая душа или душа придушенная, как

трухлявый червивый гриб, или сердце, как оглоданная сухая кость? Нет, вот все мы тут, и если умом кто не понял чего, сердцем-то все почу вствовали, каждый из нас, всю твою свинцовую тяжесть, весь крест наш» [8. С.186].

Образ бабушки как символ старой России встречается в поэме А. Блока «Двенадцать»1, но в отличие от него ремизовские старушки более смиренные, терпеливые и кроткие. Ни для кого не секрет, что эти произведения тематически связаны, что поэма А. Блока является, по сути, прообразом «Взвихрённой Руси» под увеличительным стеклом. A.B. Ларов в своей статье приводит слова Андрея Белого, как нельзя лучше характеризующие оба произведения: «Если в поэзии лучшим произведением русской революции является «Двенадцать» Блока, то в прозе - само собой разумеется и за явностью и договаривать стыдно, - это «Взвихренная Русь» Ремизова» [3].

Добавим, что и финалы у обоих писателей очерчены религиозными образами: у Блока - Иисус Христос, у Ремизова образ бабушки расширяется до образа Богоматери: «Богородица - великая мать сыра земля есть. И великая в этом для человека радость. И всякая тоска земная и всякая слеза земная - радость нам есть. А напоишь слезами своими под собой на пол-аршина в глубину, то тотчас же о всем и возрадуешься. И никакой, никакой больше горести твоей больше не будет» [8, с.363].

В отличие от блоковского образа Иисуса Христа, образ Богородицы у А. Ремизова более «прочитываем» и понятен. В последней главе «Неугасимые огни» автор делится своими впечатлениями о службе на праздник Успения (смерти) Богородицы и на Страстной неделе. Страстная неделя (предвестница Пасхи) и Успение являют собой символ конца земной и начала вечной жизни. В контексте этой главы переживания и воспоминания писателя связаны с культурным наследием христианства почившей Руси (Богородицы), ее традициями и самобытностью. Но есть ли у Ремизова надежда на возрождение России?

Дтя ответа на данный вопрос обратимся к авторской интерпретации петербургского мифа и роли основателя города - Петра Алексеевича.

Напомним, что у истоков мифа были легенды староверов; классики воспевали героизм и подвижничество Петра; реалисты (Гоголь и Достоевский) считали город разрушителем судеб; Пушкин же видел в Петербурге и великое, и трагичное.

У Ремизова, как говорилось ранее, отношение к Петербургу и «Медному всаднику» не было устояв-

1 Старушка убивается - плачет, Никак не поймет, что значит. На что такой плакат. Такой огромный лоскут? Сколько бы вышло портянок для ребят, А всякий - раздет, разут... Старушка, как курица. Кой-как перемотнулась через сугроб.

- Ох, Матушка-Заступница!

- Ох, большевики загонят в гроб! [1]

шимся. Так, в произведениях Алексея Михайловича 1910-1912 годов отчетливо провозглашается идея о невозможности какого бы то ни было прогресса, о неприятии Петровской Руси: «Петр Алексеевич, - сказал он, обращаясь к памятнику, - Ваше Императорское Величество, русский народ настой из лошадиного навоза пьет и покоряет сердце Европы за полтора рубля с огурцами» [7, с. 201].

В книге «Взвихрённая Русь» хронологические главы перемежаются с лиро-эпическими, в которых автор, как правило, используя свободный стих, размышляет о старой и новой России. Так, его размышления относят нас к пушкинскому «Медному всаднику» как памятнику великому императору России. Однако Ремизов не забывает и раздавленных этим городом «маленьких людей»: пушкинского Евгения и гоголевского Акакия Акакиевича. Став свидетелем революционных событий, Алексей Михайлович понимает, что его страна, его родина, находится в куда более страшном положении, нежели после реформ Петра. Переменить свою точку зрения о роли Петра в истории России помог историк. А. Кизеветтер. утверждавший, «что петровские «регламенты, инструкции, указы» являли собой образ трансформации страны в «европеизированную Россию», вырастающую на «обломках разрушенной страны». Однако «документы, в которых записывались обыденные факты текущей жизни», по мнению автора «Исторических очерков», являют совершенно иной образ: «С полувыцветших страниц этих документов, из-под внешней оболочки нового канцелярского жаргона на вас глядит старая московская Русь, благополучно переступившая за порог XVIII ст. и удобно разместившаяся в петербургской империи» [9, с. 154]. Поэтому именно Петр видится Ремизову спасителем: «Безумный

ездок! Хочет прыгнуть за море из желтых туманов. - он сокрушил старую Русь, он подымет и новую из пропа-да. Слышу трепет крыльев над головой. Это новая Русь - Русский народ! настанет светлый день!» [8. С. 142].

Таким образом, зрелый период творчества А.Ремизова представляет собой переосмысление истории своей страны, ее исторического пути развития и попытки предсказать ее будущее. Так, «Крестовые сестры» - ожидание возмездия и «пропада» «святой Руси». «Докука и балагурье» - вместилище и хранилище традиций и обычаев Руси, ее самобытности. «Взвихрённая Русь» - продукт авторских представлений о расплате народа2 за свое невежество, утрату веры, традиций, духовности, перемеженный с реальными нечеловеческими условиями вершащейся революции.

Названные произведения зрелого периода наглядно показывают, что Алексей Ремизов не оставляет без внимания и «шлифовки» и свое писательское мастерство, работая не только над содержанием произведений, но и над формой и поэтикой. Работа над сказками «Докуки и балагурья» помогла А. Ремизову понять «богатство природной русской речи» [4, с.38], отточить слог и умело использовать форму сказа и авторской игры с читателем в произведениях большой формы. Используя литературный опыт и традиции своих предшественников и современников, Алексей Михайлович создает свое видение действительности, зачастую по-новому интерпретируя образ «маленького человека», образ бабушки, петербургский миф, философские идеи о переустройстве мира, раздвигая границы жанра и подчиняя его структурные элементы своей логике.

2 «Русский народ, что ты сделал? Искал свое счастье--

Одураченный, плюхнулся свиньей в навоз. Поверил--Кому ты поверил? Ну, пеняй теперь на себя, расплачивайся» [8, с. 142].

Библиографический список

1. Блок АЛ. Двенадцать. URL: http:// www.kostyor.ra/poetry/blok/?n=48

2. Грачева A.M. Жанр романа и творчество Алексея Ремизова (1910-1950-е годы). СПб.: 2010. 536 с.

3. Лавров А.В. «Взвихренная Русь» Алексея Ремизова: символистский роман-коллаж.ХЖЬ: http:// rvb.ru/remizov/ ssl 0/03article/05_lavrov.htm

4. Маркин П.Ф. Мифосновидческая модель мира в художественной прозе А.М.Ремизова // Мир науки, культуры, образования. 2007. №2(5). С. 38-42

5. Мережковский Д.С. Не святая Русь. URL: http://ouc.ru/merezlikovsky/ne-sviataya-rys.httnl

6. Ремизов A.M. Собрание сочинений. Т.2. Докука и балагурье. М.: Русская книга, 2000. 720с.

7. Ремизов A.M. Собрание сочинений. Т.4. Плачужная канава. М.: Русская книга, 2001. 560с.

8. Ремизов А. М. Собрание сочинений. Т. 5. Взвихрённая Русь. М.: Русская книга, 2000. 688с.

9. Слобин Г.Н. Проза Ремизова 1900-1921. Пер. на рус. яз. Спб., «Академический проект», 1999. 206 с.

References

1. BlokAA. Twelve. URL: http://www.kostyor.ru/poetry/blok/?n=48

2. Gracheva A.M. Genre of novel and Alexey Remizov works (1910-1950). St. Peterburg.: 2010. 536p.

3. LavmvA. И Alexey Remisov "Whirled Rus" is a symbolic collage novel.URL: http:// rvb.ru/remizov/ssl0/03article/05_lavrov.htm

4. Markin P.F. Myth and dreaming world model in A.M. Remisov's prose // The world of science, culture and education. 2007. №2(5). Pp. 38-42

5. Merezhkovsky D.S. Not saint Rus. URL: http://ouc.ru/merezlikovsky/ne-sviataya-rys.html

6. Remisov A.M. Complete works. V.2. Dokuka and balagurie. M.: Russian book, 2000. 720p.

7. Remisov A.M. Complete works. V. 4. Plachuzhnaya kanava. M.: Russian book, 2001. 560p.

8. Remisov A.M. Complete works. V. 5. Whirled Rus. M.:Russian book, 2000. 688p.

9. Slobin G.N. Remisov's Fictions: 1900-1921. St. Peterburg.: Academic project, 1999. 206 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.