Научная статья на тему 'Суд в сибирской деревне в конце XIX В. : своеобразие правового регулированияя'

Суд в сибирской деревне в конце XIX В. : своеобразие правового регулированияя Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
258
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЫЧАЙ / ВОЛОСТНОЙ СУД / МИРОВОЙ СУД / СУДЕБНАЯ РЕФОРМА / CUSTOM / PARISH COURT / MAGISTRATE COURT / JUDICIAL REFORM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кучерявенко Евгений Владимирович

В статье рассматривается своеобразие правосудия в сибирской деревне в конце XIX века. Автор описывает деятельность волостных и мировых судов, а также подчёркиваются плюсы и минусы данных судебных институтов. Прослеживается соответствие действующих судебных инстанций сложившимся представлениям крестьян и их общественным потребностям. Выделяются различные факторы, отрицательно повлиявшие на деятельность мировых судов и на их популярность среди местного населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The court in a Siberian village in the end of XIX century: peculiarity of legal regulation

This article describes the peculiarity of justice in a Siberian village in the end of XIX century. The author describes the activities of district and magistrate courts, and also he underlines the pros and cons of these judicial institutions. There has match existing courts in attitudes of the peasants and their social needs. It has allocated various factors negatively affecting the activities of magistrates courts and their popularity among the rural population.

Текст научной работы на тему «Суд в сибирской деревне в конце XIX В. : своеобразие правового регулированияя»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (92) 2010

В.Д. Лымарь // Этносоциальные процессы в Сибири. — Новосибирск : Сибирское научное издательство, 2007. — С. 236.

7. Бабенко, И.А. Концепция государственной национальной политики: региональные особенности реализации / И.А. Бабенко // Этносоциальные процессы в Сибири. — Новосибирск : Сибирское научное изд-во, 2007. — С. 238.

8. Томилов, Н.А. Региональная национальная политика в России и усиление ее научной базы / Н.А. Томилов // Культурологические исследования в Сибири. — 2003. — № 3. — С. 266.

9. Библиотека как центр межкультурной коммуникации: дискуссия по докторской диссертации Е. Ю. Г ениевой / / Науч. и техн. б-ки. - 2007. - № 5. - С. 64-68.

10. Гениева, Е.Ю. Библиотека как центр межкультурной коммуникации / Е.Ю. Гениева. — М. : РОССПЭН, 2005. — С. 8.

АХУНОВА Земфира Ихвальевна, преподаватель кафедры библиотечно-информационной деятельности, Адрес для переписки: e-mail: [email protected]

Статья поступила в редакцию 12.04.2010 г.

© З. И. Ахунова

УДК 347.99 (571) (09) е. В. КУЧЕРЯВЕНКО

Омский государственный аграрный университет

СУД В СИБИРСКОЙ ДЕРЕВНЕ В КОНЦЕ XIX в.: СВОЕОБРАЗИЕ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ___________________________________

В статье рассматривается своеобразие правосудия в сибирской деревне в конце XIX века. Автор описывает деятельность волостных и мировых судов, а также подчёркиваются плюсы и минусы данных судебных институтов. Прослеживается соответствие действующих судебных инстанций сложившимся представлениям крестьян и их общественным потребностям. Выделяются различные факторы, отрицательно повлиявшие на деятельность мировых судов и на их популярность среди местного населения.

Ключевые слова: обычай, волостной суд, мировой суд, судебная реформа.

Осуществление правосудия в российской деревне всегда было сопряжено с некоторыми трудностями, которые обуславливались своеобразным крестьянским мировосприятием. В крестьянской среде ключевую роль играл элемент традиционализма. Сила традиции была священна для большинства деревенских жителей и была связана с непререкаемым культом земли, на основе которого рождалось множество обычаев, необходимых для упрочения стабильности крестьянского общежития. Обычай выступал здесь правилом, соблюдение которого, по мнению большинства сельчан, обеспечивало единственно правильное и справедливое решение возникающих вопросов. Это, в свою очередь, накладывало своеобразный отпечаток на решение спорных дел в судебном порядке. Отчасти в связи с этим можно объяснить и определённую популярность волостных судов среди крестьянского населения, которые разбирали дела в соответствии с обычным правом в ущерб действующему законодательству. Для крестьян такой порядок был «по духу» и в соответствии с их вековыми представлениями о правде. Это объяснялась рядом причин.

Во-первых, обычай имел большую нравственную силу. Переходя из поколения в поколение, он стал заветом предков об эталоне крестьянского жития. В консервативной среде это имело огромное значение.

Во-вторых, обычай применялся практически повсеместно для разбора различных споров, преимущественно возникающих из-за земельных правоотношений (хотя он широко применялся и в се-

мейных отношениях). Такой порядок одобрялся и охранялся многими членами сельского общества.

В-третьих, обычай для волостного суда имел преимущественное значение перед другими доказательствами. Даже наличие у одной из сторон, участвующих в судебном разбирательстве, необходимых юридических документов (купчих, закладных и др.) не всегда обеспечивало ей решение спора в свою пользу. Например, неопровержимым доказательством для суда являлась т.н. «мирская память». «В процессе освоения земель и обработки их в едином хозяйственном цикле устанавливались межи, выставлялись те межевые знаки, которые запечатлевались в памяти поколений... Попеременное обращение судей к старожилам, выставляемых сторонами, с вопросом: «чья то земля, на которой мы стоим», ответы старожилов и хождение по межам со старожилами истца и от-ветчика-почти обязательная часть судебного разбирательства» [1]. Существование подобных процедур отмечалось и в конце XIX в.

Всё это обеспечивало значимость деятельности волостных судов среди крестьян и, в некотором роде, устраивало имперскую администрацию.

Это подтверждает и тот факт, что введённые на территории Сибири Временные правила от 13 мая 1896 года фактически не устранили волостные суды как реально функционирующий судебный орган. В действительности, волостные суды являлись низшей инстанцией в системе местных судов. Исследователи объясняли это достаточно просто. Бтикеева М.А. отмечала, что у крестьян сохранился сословный уклад

жизни, продолжали действовать нормы обычного права, особенно в таких областях, как дела о наследовании и разделе имущества, об опеке и попечительстве над малолетними, в спорах о земельных наделах.

В то же время волостные суды не были органом, действующим вне закона. Их правовой статус определялся Временными правилами о волостном суде в местностях, в которых введено Положение о земских участковых начальниках. В этом законе были учтены своеобразие данного института и значение его в крестьянской среде, но в то же время более широко прописывалась расширенная компетенция. Волостной суд остался судебным органом, разбиравшим тяжбы только среди крестьян. Влияние традиции можно отметить и в статьях, описывающих требования к волостному судье. Так, «на должность волостного судьи избирались грамотные крестьяне-домохозяева, достигшие тридцати пяти лет, пользующиеся уважением своих односельчан» [2, с. 20]. Традиционным остался и сам судебный процесс. «Волостной суд решал дела по совести на основании имеющихся в деле доказательств. При разрешении тяжб и споров между крестьянами, в особенности дел о разделе крестьянского наследства, суд руководствовался местным бытом, нравом и обычаями.» [2, с. 21]. Например, чувство собственности сибирского земледельца формировало единое правовое основание для пользования землёй, свойственное обычному праву. Это т.н. «трудовое право», т.е. представление крестьян о праве на освоенную их трудом и окультуренную ими землю, а также обустройство земельного участка. Широко распространённое в XV -XVI вв. оно в значительной степени применялось и в XIX в. и признавалась волостными судами в качестве надлежащего правового основания владения землёй. Вот один из примеров. «Крестьянин Тюменского уезда Ивановский в течение 13 лет находился в «отлучке». На участке его усадьбы за это время крестьянин Шмурыгин возвёл хозяйственные постройки. Ивановский вернулся и потребовал возвратить ему усадьбу. Крестьянская община и волостной суд на основе тех норм обычного права, где собственника определял вложенный труд, постановили считать усадьбу владением Шмурыгина« [3].

Для Сибири была характерна и ещё одна особенность правосудия. Так, Бтикеева М.А. отмечает, что обращение сибирских крестьян в волостные суды было более частым, чем в европейской части России. Чем это было вызвано ?

Прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо кратко охарактеризовать ещё одну судебную инстанцию, которая уже официально, в отличие от волостных судов, являлась частью судебной системы Сибири. Это мировой суд, возникший в крае благодаря реформе судопроизводства 1896 года.

Не проводя широкого юридического анализа этого института, охарактеризуем, прежде всего, его социальную значимость.

А она была в начале судебных преобразований велика. Новый суд-новый порядок. А как раз порядка дореформенным судам не хватало. Это отмечали многие и государственные служащие, и общественные деятели, среди которых министр внутренних дел Ланской С.С., русский юрист Кони А.Ф., философ, поэт и публицист Хомяков А.С., писатель Аксаков И.С. Пороки, свойственные судам Центральной России, с увеличенной силой разрушали и сибирское правосудие. «Так, результаты сенатской ревизии губерний Западной Сибири, проведённой в 1891 — 1892 гг., показали весьма низкий уровень правовой

культуры среди судейских чиновников. В документах проверки Ишимского окружного суда отмечалось: «... из трёх столоначальников двое страдают запоем, являются на службу пьяными, грубят в суде, валяются пьяными на улицах». А один из заседателей суда во время ежегодно происходившей в городе ярмарки (одна из крупнейших в Западной Сибири) сдавал комнату купцам, а сам был у последних на посылках. Ревизия обнаружила среди дел, находившихся в судебном производстве, и такие, как «дело о вскрытии беременности крестьянской девицы Феклы Бухваловой», «о похвальных словах крестьянки Шергиной» или «об изорвании галоши почтальона Монастырева собакой Беретнева» [4, с. 76-77].

Многочисленные недостатки дореформенных судов пытались устранить путем коренного преобразования системы судопроизводства. Новые правила судопроизводства для Сибири были утверждены императором Николаем II 13 мая 1896 года и были с восхищением встречены местным обществом. «Русские ведомости» писали, что «ни один из провинциальных судебных округов не открывался с такой пышностью как сибирский». Думы сибирских городов выделяли средства для проведения торжеств, улицы украшались флагами, организовывались народные гуляния. Население края, настрадавшееся от произвола дореформенного суда, ликовало [5]. Что же на самом деле принёс новый суд местному населению и оправдались ли ожидания сибиряков?

Прежде всего, необходимо отметить отличие тех черт, которыми разработчики реформы хотели наделить мировой суд, и действительное состояние реформированной системы правосудия. Предполагалось значительное наполнение деятельности мировых судей нравственным содержанием и стремление приблизить новых судебных служащих к местным жителям, завоевать их доверие. Современники судебной реформы второй половины XIX века подчеркивали особый социальный статус мировых судей, особенно имеющий большое значение в сибирских деревнях. Они выступали как новый элемент во взаимоотношениях местных жителей, не противоречащий патриархальным устоям крестьянского общества. «Разработчики российских реформ в правосудии 1864 г. в основном рассматривали мировых судей в патриархальном славянофильском ключе, называя их хранителями мира и судьями совести« [6]. Исследователи суда в Сибири в конце XIX века отмечали, что мировые судьи в целом оправдали эту надежду, по крайней мере, на начальных этапах реформы. «Они стали «хранителями мира» в отдаленных деревнях, селах, улусах, станицах и т.д. Посещая отдаленные селения, мировой судья часто был единственным представителем центральных властей. Приезд мирового судьи был для местного населения событием. От него ожидали милости и справедливости. Местное начальство относилось к приезду мирового судьи с боязнью и нередко заискивало перед ним. Эти обстоятельства придавали мировым судьям особый авторитет» [7].

Мировой судья выступал как справедливый арбитр в многочисленных и достаточно эмоциональных спорах сельского населения. Учитывая своеобразный мир сибирской деревни, в котором действовали собственные правила общежития, отличные от норм поведения горожан, составители Временных правил попытались закрепить в них специальные нормы. Так, «мировым судьей мог быть только местный житель. Закон поставил это условие, чтобы создать авторитетную местную власть, хорошо знакомую с местными обычаями

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (92) 2010 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (92) 2010

и людьми» [2, с. 15]. В этом мировые судьи, в некоторой степени, были схожи с волостными судьями. Однако если первые должны были оказать правовую помощь, умело сочетая обычай и закон, то последние решали дела не только по обычаю, а по своему внутреннему убеждению, которое не всегда основывалась на взвешенном и объективном анализе обстоятельств. Так, Бтикеева М.А. подчёркивает, что волостной судья мало заботился о том, чтобы точно указать как сам обычай, который они применили к решению данного дела, так и те соображения, которыми руководствовались. И, наоборот, «в лице мировых судей судебные уставы хотели дать местному населению не столько юристов, сколько лиц, к которым население могло бы обращаться как к авторитетным посредникам в разрешении мелких споров» [2, с. 21]. Более того, «при рассмотрении дел, вынесении решений и приговоров они имели возможность руководствоваться законом, своим правосознанием и внутренним убеждением» [8, с. 29].

Всё это сделало мировой суд очень популярным среди местного населения. Новый судебный орган стал для крестьян более справедливым по сравнению с уже потерявшим доверие волостным судом. «Если до реформы крестьяне, например, по наблюдению тобольского губернатора Л.М. Князева, обращались «часто даже к волостному суду предпочтительно пред общими судебными местами», то теперь «заброшенная и глухая страна, долго жаждавшая первых лучей истинного правосудия, так страстно бросилась им навстречу, что крайне затруднила первые шаги новой юстиции» [5].

Огромное количество дел, поступившее в мировые суды, оказало негативное влияние на их деятельность. «В результате наблюдалось значительное превышение мировыми судьями тех годовых норм рассмотрения дел, из которых исходили составители проекта «Временных правил» (500-600 дел мировой юрисдикции и 70-80 следственных дел). Так, судьей первого участка Тарского уезда Тобольской губернии в 1898 г. было заведено 1041 мировое и 144 следственных дела, а в 1899 г. соответственно 1136 и 195 дел. У единственного мирового судьи г. Новониколаевска в 1907 г. в производстве находилось до 1600 судебных дел» [5].

В качестве ещё одной из причин неудовлетворительного состояния судопроизводства исследователи отмечали недостаточный уровень образования. С этим можно согласиться отчасти. Да, в действительности нехватка квалифицированных кадров заставляла правительство назначать на должности мировых судей лиц, не имеющих высшего юридического образования. Однако в начале проведения реформы уровень образования замещающих должность мировых судей был достаточно высок. «Так, из первого состава нового пореформенного судебного корпуса более 90 % имели высшее образование, причём 53 % из них сибиряки» [4, с. 77]. Однако в дальнейшем нерациональное устройство сибирских мировых учреждений привело, к перегрузке судей. Ссылаясь на существенные трудности мировой службы в Сибири, судебные деятели отказывались туда ехать. Вскоре началось «бегство мировых судей из края», некоторые из них пытались перейти в адвокатуру. В такой ситуации власти вынуждены пополнять штаты мирового суда крестьянскими начальниками, врачами, судебными секретарями»[5].

Помимо огромной нагрузки на деятельность мировых судей отрицательно влиял такой фактор как большие расстояния территории, на которую распространялась власть судьи. В Сибири только один «округ

Иркутской судебной палаты имел площадь около 9 млн кв. верст. Остальные 13 палат занимали территорию около 12 млн кв. верст. Иркутская судебная палата делилась на 7 окружных судов, а 13 остальных палат-на 99. Московская судебная палата, например, занимала территорию около 1 млн кв. верст и делилась на 15 окружных судов, Санкт-Петербургская имела площадь в 447094 кв. верст и делилась на 11 окружных судов. Окружной суд Московской судебной палаты в среднем имел площадь в 66666 тыс. кв. верст, Санкт-Петербургской - 40645 кв. верст. Территория Иркутского окружного суда составляла 1 млн кв. верст, Благовещенского-544084 кв. верст и т.д.»[8, с. 28]. Влияние этого фактора проявлялась и в переписке судей. Например, мировой судья 2-го участка Томского уезда писал следующее. «С 2 по 14 июня назначено было исключительно производство предварительных следствий по 23 делам в Нарымском крае, дела мировой подсудности не назначались к разбору за невозможностью из-за весенней распутицы собрать массу людей в известные пункты: с. Тогург, с. Нарым, с. Тымское.

Выехав в Нарымский край 29 мая, в Томск я возвратился лишь 22 июня, потеряв 14 дней на проезды в оба пути из-за бурной погоды. Остальную часть месяца июня я употребил на окончание следственных производств и к разбору накопившейся в моё отсутствие почтовой корреспонденции» [9].

В результате «мировой суд не стал доступным населению. Из Иркутской губернии сообщали: «В Сибири мировой суд введен уже около года, однако наше село еще ни разу не видало своего судьи в камере... Г оворят, что местный судья все свое время посвящает обязанности следователя. Район, подлежащий ведению нашего судьи, так велик, дел, переданных ему дореформенными следователями, так много, что, по-видимому, мы не скоро дождемся мирового суда». Первые ревизии местных судебных учреждений обнаружили, что сибиряки понемногу начинают привыкать к отсутствию мировых судей в камерах и с покорностью их ожидают.

Недоступность суда, безобразное предварительное следствие вызывали у населения озлобленность. К мировым судьям, неспособным удовлетворить насущные правовые нужды сибиряков, начинают относиться враждебно. Крестьяне, разуверившись в возможностях системы правосудия, нередко прибегают к самосуду. Авторитет сибирской мировой юстиции в глазах общественного мнения неуклонно падал» [5].

Как результат, мировой суд в сибирской деревне не стал для крестьян тем судебным органом, который в своей деятельности учитывал бы патриархальное мировосприятие местных земледельцев, уважение к традиционным ценностям сельского жителя и своеобразие их правосознания, основанное на нормах обычного права. Следствием этого осталась нерешённой задача постепенного вытеснения и последующей замены волостных судов институтами более современной и основанной на официальном праве системе правосудия. В Сибири в конце XIX — начале XX веков действовали две судебные инстанции, разбиравшие дела между крестьянами, - мировой и волостной суды. Популярность первого в начале своего функционирования в значительной степени повредила престиж последнего. Однако дальнейшие трудности, с которыми пришлось столкнуться мировому суду, подорвали доверие большинства крестьянского населения. Это привело к действию «по старинке» - обращение в волостной суд. Судебная реформа в Сибири 1896 года

не смогла установить единый порядок судопроизводства. В сибирской деревне действовала «двойная юрисдикция»: осуществление правосудия на основе юридического закона и на основе обычного права.

Библиографический список

1. Копанев, АИ. Крестьянское землевладение Подвинья в XVI в. / А.И. Копанев // Проблемы крестьянского землевладения и внутренней политики России. — Л., 1972. — С. 131.

2. Бтикеева, М.А. Судебные учреждения Западной Сибири в конце XIX- начале XX веков (по судебным уставам 1864 г.) / М.А. Бтикеева. — Омск, 2001. — 38 с. — КВК 5-88651-149-0.

3. Худяков, В. Н. Аграрная политика царизма в Сибири в пореформенный период / В. Н. Худяков. — Томск, 1986. — С. 152.

4. Чечелев, С.В. Правовая культура и правовое сознание жителей Сибири во второй половине XIX — начале XX вв. / С.В. Чечелев // Правовая культура и правовой нигилизм : сб. материалов межвуз. конф. (24 февраля 2006 года).—Омск, 2006. —С. 75—78.

5. Коновалов, В.В. Судебные преобразования в России и сибирский суд во второй половине XIX - начале XX вв. / В.В. Коновалов, Е.А. Крестьянников // Налоги, инвестиции, капитал.—2000.—

№ 1—2. — Режим доступа : Ьир://law.admtvumen.ru noframenic?d& nd = 466200150&prevDoc = 466200133&mark = 3ABRQS73WWVU 2KGMLF8000000419704QD001789Q3VVVVCM1D5UGP9#I0.

6. Рыжова, Л.Е. Исторические вехи института мировой юстиции в России и Волгоградской области / Л.Е. Рыжова // Мировой судья.—2007. — № 3-4. — С. 19

7. Вишневский, В. Г. Мировой суд Восточной Сибири и средневековой Англии / В. Г. Вишневский // Мировой судья. — 2007. — № 8. — С. 3.

8. Вишневский, В. Г. Особенности правосудия в Восточной Сибири в конце XIX века / В. Г. Вишневский // История государства и права. —2007.—№ 10. —С. 28—29.

9. Государственный архив Томской области. Ф. 10. Оп. 1. Д. 133 Л. 10.

КУЧЕРЯВЕНКО Евгений Владимирович, аспирант кафедры истории и регионального развития.

Адрес для переписки: e-mail: [email protected]

Статья поступила в редакцию 18.02.2010 г.

© Е. В. Кучерявенко

УДК 329 1/6 : 94 (571 14) И. С. ХОМУТСКИХ

Омский государственный аграрный университет

ПРАКТИКА ПАРТИЙНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА НОВОСИБИРСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ «СОЮЗ ПРАВЫХ СИЛ» В 2000-2004 гг.

Автор обращается к проблемам парТИЙного строительства, а также предпринятым попыткам их решения новосибирским отделением политической партии «Союз правых сил» с момента создания отделения до начала 2004 года. Анализ показывает, что, несмотря на значительный масштаб и финансирование работ, создать полноценную структуру в регионе так и не удалось, а число официальных сторонников партии даже в лучшие времена было достаточно скромным. Статья базируется на материалах, полученных из архивных и личных источников, а также на публикациях в СМИ.

Ключевые слова: политическая деятельность в Новосибирской области, «Союз правых сил», партийное строительство, политический организации, действия и лозунги.

Первое собрание новосибирского отделения общественно-политической организации «Союз правых сил» состоялось 24 апреля 2000 года, присутствовало 107 человек. На повестке дня было сразу несколько принципиальных организационных вопросов, касающихся работы первичной организации отделения. Практически единогласно (против - 1 голос, воздержались - 0), хотя и с незначительными поправками, был принят устав отделения, основанный, в свою очередь, на уставных документах центрального органа «Союза правых сил». Председателем отделения абсолютным большинством голосов был избран депутат Государственной думы Российской Федерации созыва 1999 года Александр Фомин. Уже в качестве председателя Фомин вынес на рассмотрение вопрос о вы-

борах политсовета отделения, а также предоставил заранее подготовленный список из 23 кандидатов [1]. Все они были избраны в политсовет подавляющим большинством голосов, что позволяет предположить, что формально этот вопрос был решен давно.

В 2002 году новосибирский СПС вынужден был провести серьезную реорганизацию в связи с изменением статуса центрального отделения «Союза правых сил». Конференция, посвященная преобразованию общественно-политической партии в политическую партию, состоялась 12 марта 2002 года. Председательствовавший на ней Фомин зачитал доклад о внесении необходимых изменений в уставные документы партии, важнейших организационных вопросах, требовавших скорейшего разрешения, а также

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №6 (92) 2010 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.