Научная статья на тему '«СУД НАД ДЮШАНОМ» (из опыта использования интерактивных форм обучения)'

«СУД НАД ДЮШАНОМ» (из опыта использования интерактивных форм обучения) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
112
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««СУД НАД ДЮШАНОМ» (из опыта использования интерактивных форм обучения)»

Т.Е. БАБАЕВА, канд. пед. наук, преподаватель кафедры философии и социологии ТИУиЭ

«СУД НАД ДЮШАНОМ» (из опыта использования интерактивных форм обучения)

Базовый курс «Искусство и литература», изучаемый в 1-111 семестрах на специальности «Реклама», направлен на освоение студентами теоретических основ эстетико-искусствовед-ческих знаний, основных этапов развития мирового искусства, на овладение его «золотым фондом» -наиболее яркими хрестоматийными образцами, на понимание своеобразия художественно-выразительных характеристик каждой отдельной исторической эпохи и логики исторического развития искусства в целом.

В процессе обучения поэтапно реализуются ос -новные задачи курса: формируются навыки в определении видов и форм жанров искусства и умение выявлять художественно-стилистические характеристики произведений искусства в соответствии с основными направлениями, течениями, школами в искусстве; формируются способности к образному и визуальному мышлению; складывается система устойчивых художественных интересов и предпочтений; появляется интенция к творчеству. В конечном счете, хочется видеть разносторонне информированную в искусстве и творчески развитую личность.

Искусство, как никакая другая сфера, предполагает человеческую свободу, поэтому формы овладения навыками в искусстве также разнообразны. Игра как наиболее свободная, раскрепощенная и творчески насыщенная форма позволяет овладевать учебным материалом в наиболее эффективной форме. Игра -понятие общенаучное: в философии, педагогике, психологии, теории искусства этот термин имеет различные толкования. Но важно одно: игра - сложное социально-психологическое явление, потому это не возрастное явление, а личностное.

Игровые формы обучения выделяются в отдельную группу активных имитационных методов обучения, сущность которых заключается в создании модели ситуации с целью последующего обучения по ней.

Для проведения «Суда над Дюшаном» была ис -пользована игровая имитационная форма обучения по типу «ролевая игра» [6]. Метод ролевой игры, активизирующий учебный процесс, связан с «разыгрыванием сюжета» в учебных условиях. Это наиболее продуктивный вид деятельности, отличающийся высокой степенью вовлеченности обучаемых в учебный процесс, их активным взаимодействием между собой. Реализация определенного сюжета в ходе ролевой игры включает образовательные задачи в ее содержание. Использование приема позволяет значительно повысить мотивацию и заинтересованность участников процесса, т.к. повышает эмоциональную и творческую активность, позволяет приобрести профес-сиональные, интеллектуальные и поведенческие навыки в сжатые сроки.

Ролевая игра, материалом для которой выступает искусство, имеет ряд специфических особенностей. Она включает в себя одновременно элементы игровых, диалоговых и театрализационных технологий. Игровая и диалоговая направленность связана с соз-данием коммуникативной среды, расширением пространства сотрудничества на различных уровнях: «преподаватель-студент», «студент-студент», «студент-автор», «автор-студент». Театрализация как обучающий прием позволяет, проживая жизнь другого, «выходя из себя», обнаружить и раскрыть в себе новые личностные грани.

Игра «Суд над Дюшаном» ставила цель смоделировать ситуацию, в которой можно высказать различные точки зрения на предмет искусства, исторически сложившиеся на данный момент. Выбор роли и выступление от имени конкретного исторического персонажа позволяло участникам процесса глубоко проанализировать суть конфликта между истцом и ответчиком, определиться в своих предпочтениях и постараться убедить в этом окружающих. В ходе подготовки и проведения «Суда» отрабатывалась тактика поведения, действий, выполнение функций и обязанностей конкретного лица, способность отстаивать свою точку зрения.

По замыслу игры «Суд над Дюшаном», действующими лицами в ней являются все присутствующие студенты. Девятьчеловек - «исторические лица» и непосредственные участники «суда», остальные -«зрители и слушатели», высказывающие после окончания «процесса» свою точку зрения на суть конфликта. В процессе «суда» участники используют репродукции «своих» картин, а также других привлекаемых для обсуждения произведений искусства (живопись, скульптура) и «авторские» издания (З.Фрейд «Леонардо да Винчи. Воспоминания детства», С. Дали «Дневник одного гения» и т.п.). Аудитория, в которой проходит заседание, наполнена репродукциями выдающихся произведений искусства.

«Исторические лица» (персонажи): Марсель Дюшан - художник XX столетия, обвиняемый; Леонардо да Винчи - художник эпохи Возрождения (ХУв), обвинитель;

Казимир Малевич - художник XX столетия, представитель русского авангарда;

Ван Гог - художник второй пол. XIX в., представитель постимпрессионизма;

Сальвадор Дали - художник XX столетия, представитель сюрреализма;

Зигмунд Фрейд - австрийский врач-психиатр, психолог, основатель психоанализа;

свидетель со стороны обвинения;

эксперт-искусствовед;

судья.

Дюшан (Duchamp) Марсель (1887-1968) - известный франко-американский художник, введший в ис-кусство принципиально новый тип художественного мышления и, соответственно, художественной практики, которые он обозначил в 1916 г. как «Ready-made». Родился и начал свою художественную деятельность во Франции. В начале 1910-х гг. в живописи и графике увлекался сезаннизмом, фовизмом, символизмом, кубизмом, футуризмом. Его интерес к движущимся механизмам, к динамике формы привел к созданию неких футуро-кубистических полотен (западный аналог русского кубофутуризма), скандально знаменитой из которых стала картина «Обнаженная, спускающаяся по лестнице № 2» (1912, Филадельфийский музей искусств).

Изобретение Д. «Ready-made» - шаг на пути аннигиляции (или хаотизации) общечеловеческих (в частности, художественных) ценностей, когда любой предмет, внесенный по произволу художника в пространство искусства, музея или даже гардероба выставочного зала, становится произведением искусства. Дюшан наиболее радикально из всех современников пытался утвердить в визуальных искусствах ницшеанскую идею принципиальной относительно -сти (или конвенциональности, сказали бы теперь) эстетических ценностей и к 60-м гг. стал классиком новой «неклассической эстетики». Его произведения, ставшие классикой: «Велосипедное колесо» (1913), укрепленное на белом кухонном табурете, «Сушилка для бутылок» (1914), купленная им по случаю у старьевщика, скандальный белый писсуар, обозначенный как «Фонтан» (1917).

В дадаистской шок-стилистике он создает свою «L.H.O.O.Q» (1919) - репродукцию «Монны Лизы» Леонардо с подрисованными усиками и бородкой, представленную на парижскую выставку дадаистов в 1920 г.

С 1923 г. Д. отходит от активной творческой деятельности, посвящает себя шахматам и только изредка участвует в организации своих выставок или в коллективных выставках и перформансах как почетный классик продвинутого искусства XX столетия.

Менее чем за 15 лет Д. прошел путь от почти классического рисовальщика и живописца до предтечи оп-арта и кинетизма, открывателя реди-мейд, объектов, концептуальных композиций; от традиционного искусства через авангард к ПОСТ-. Фактически его можно считать одним из конкретных творческих символов художественной культуры XX в. [4].

Ниже приводится протокол заседания суда по де-лу обвиняемого Марселя Дюшана.

Судья: Уважаемые слушатели! Уважаемые господа! Сегодня вашему вниманию представляется судебное разбирательство по предъявлению иска г-на Леонардо да Винчи к г-ну Марселю Дюшану. Пожалуйста, г-н Леонардо да Винчи, Вам слово!

Леонардо да Винчи: Уважаемый суд! Ваша честь! Содержание моего искового заявления заключается в следующем. Некто Марсель Дюшан, называющий себя художником, позволил себе безобразную, безнравственную выходку. Он надругался над моим великим творением, известным в мире искусства под названием «Джоконда». Вы только посмотрите, что

он сделал! (показывает репродукцию «Джоконды» Дюшана, рис. 1) Как поднялась рука у этого негодяя пририсовать моей Джоконде эти дурацкие усики и бородку...

Рис. 1 «L.H. O. O. Q»(1919)

Судья: Прошу, г-н Леонардо да Винчи, следите за выражениями, будьте, пожалуйста, корректны.

Леонардо: Да, Ваша честь, простите. Это у меня от избытка негодования... Так вот. Он, этот Дюшан, не имея возможности создать что-либо собственное великое, как пресловутый Герострат изуродовал мою божественную «Мону Лизу». Но это еще не все. Если бы он совершил только это, я бы назвал его просто хулиганом, заявил бы о своем личном оскорблении и все. Но г-н Дюшан позволил себе еще более опасные действия - он назвал произведением искусства совершенно непозволительный с точки зрения такового предмет. И не только назвал, но и выставил его в художественном салоне в качестве такового. Я не могу даже произнести название этого предмета, так он оскорбляет моё человеческое достоинство и мой вкус как художника. Я просто покажу это, уважаемому суду. (Показывает репродукцию с писсуаром, рис. 2).

Рис. 2. «Фонтан» (1917)

Судья: Насколько мы понимаем, это сантехническое приспособление? Значит, г-н Дюшан именно это представил как произведение искусства?

Леонардо: Да, Ваша честь! И это возмутительно. Тогда как поколения художников веками боролись за высокое звание художника и высокое звание ис-кусства, несущего людям прежде всего красоту и гармонию, этот выскочка, недоучка позволил себе такое! Просим уважаемый суд вынести справедливое решение по данному делу, а именно - заключить под стражу так называемого художника и оградить общество от его так называемого искусства!

Дюшан: Прошу меня не оскорблять! Вы - гениальный художник, но вы не знаете жизни и не знаете, какой счет она может предъявить художнику!

Судья: Г-н Дюшан, подождите. Вам слово не давали. Суд хочет выслушать мнение эксперта-искусствоведа.

Эксперт-искусствовед: Уважаемый суд! Моя задача не из легких, т.к. говорить об искусстве однозначно практически невозможно. Никакая другая область человеческой деятельности - ни наука, ни религия, ни политика - не истолковывается столь разноречиво, как искусство. Споры об определении и назначении искусства, ведутся на протяжении всей его истории и не затихают по сей день. И в том, что человечество не может «договориться» в определении искусства, нам видятся причины таких разногласий, свидетелями которых мы сегодня являемся.

Действительно, как правильно ответить на вопрос : что такое искусство? ... Прежде всего, искусство - это средство передачи чувств художника.

Искусство делает духовный мир художника достоянием каждого. Огромную роль играет просвети тельская функция искусства. Каждый испытал на себе огромную воспитательную силу искусства. Но важнейшей задачей искусства, на наш взгляд, является его способность и возможность нести людям радость наслаждения красотой, в противном случае, оно перестает быть искусством. Конечно, здесь вы вправе спросить: а что такое красота? И мы готовы дать на это ответ. Еще на заре цивилизации основатель античной математики Пифагор учил: «Все прекрасно благодаря числу». А Аристотель сказал: «красота состоит в соразмерности и правильности расположения». Такого же мнения были и мастера эпохи Возрождения, которые говорили так: «Красота есть строгая соразмерная гармония всех частей, объединяемых тем, чему они принадлежат, такая, что ни прибавить, ни убавить, не изменить ничего нельзя, не сделав хуже». Для иллюстрации моих слов, я представляю знаменитый «Канон» Поликлета (показывает изображение античной скульптуры Поликлета «Копьеносец») - образец античного понимания красоты, основа классического европейского искусства.

Что же касается рассматриваемого здесь вопроса, то главным содержанием искусства при всей многообразной палитре его функций чаще выступает эстетический опыт, отождествляемый с красотой, прекрасным. Неслучайно, в эстетике Нового времени -начиная с ХУПв. появился главный смысловой термин искусства - «изящные искусства». Я хочу привести слова крупнейшего историка и теоретика ис -

кусства первой половины XX в. Рихарда Гаманна -«Сущность изобразительного искусства заключается в том, чтобы облегчить эстетическое видение мира или, более того, вообще осуществить его».

Проведенная в 1917 г. в Нью-Йорке обвиняемым здесь г-ном Дюшаном акция, как мы понимаем, направлена на подрыв или полное отрицание такого понимания искусства. Чтобы однозначно сказать, насколько негативные и разрушающие последствия это имеет и будет иметь в будущем, необходимо, на наш взгляд, выслушать свидетелей из этого будущего.

Судья: Спасибо, уважаемый эксперт. Суд учтет ваши предложения. Но если мы вас правильно понимаем, то вы все же осуждаете акцию г-на Дюшана? Не так ли?

Эксперт: Ну, в общем, да!

Судья: Понятно. А сейчас предоставляем слово обвиняемому - г-ну Марселю Дюшану. Г-н Дюшан отказался от защиты и будет отстаивать свою невиновность самостоятельно.

М. Дюшан: Ваша честь! Господа! С полной ответственностью заявляю: искусство умерло! Да здравствует искусство! Прошу выслушать меня и постараться понять. При всем моем глубоком уважении и почтении к классическому искусству я свидетельствую. о его смерти! Искусство исчерпало свои возможности копировать и преображать мир. Искус -ство не подражает действительности, не преобразует её, её цель - создание высшей реальности! Мой поступок - не хулиганская выходка. Это мой, если хотите, антиэстетизм! .Мир - абсурден, его зловещий оскал как облако дурмана навис над человечеством! Художник просто обязан быть дерзким, чтобы выжить!

Судья: Ближе к делу, г-н Дюшан!

Дюшан: Да, Ваша честь, конечно! Действительность, творящаяся у нас на глазах, эстетична, она — произведение искусства, неизмеримо более богатое, чем шедевр величайшего художника. О моем деле я заявляю твердо: искусство - все, на что указывает художник! Если вы - не сухарь, если вы человек не лишенный воображения и фантазии, то вам в любом комке грязи может привидеться такая выразительная форма, какой до того никогда не было на свете!

При всем моем глубоком уважении к классикам, призываю уважаемых слушателей честно признаться, что искусство вот уже больше ста летне создает произведений «изящного искусства». Оно пытается протиснуться в узкие коридоры нашего подсознания и лабиринты нашего бессознательного!

Человек жаждет новой земли и нового неба! Старая жизнь исчерпана, её необходимо разрушить и на её месте воздвигнуть храм новой жизни для нового свободного человека, с его техникой и его дерзкой мыслью, его гениальными интуициями и его духовными исканиями! Будь проклята ложь старого искус -ства и ложь цивилизации, иллюзия красоты и нравственных ценностей!!!

Господа! Я не одинок в своем желании создавать новое искусство. Чтобы вы могли лучше понять меня, прошу выслушать одного из величайших художников современности - Казимира Малевича. Я прошу выслушать и других моих свидетелей.

Судья: Слово предоставляется художнику Казимиру Малевичу.

Казимир Малевич: Благодарю уважаемый суд за предоставленную мне возможность высказаться. Но я, честно говоря, не знаю, благодарить ли мне господина Дюшана, за то что он считает меня своим единомышленником..., единоверцем, так сказать. Честно говоря, я нахожусь в некоторой растерянности и своеобразном раздвоении личности. Я поясню. Дело в том, что идейная платформа искусства господина Дюшана мне очень импонирует, но вырастающее на этой платформе искусство я с трудом могу назвать таковым. Да! Совершенно верно, задача искусства -творить новую реальность, порвать с прошлым. Но только на холсте и красками мы живописуем новую реальность! Вот она (показывает «Черный квадрат»), Я задумал это величайшее произведение, чтобы «преобразиться в нуле форм», чтобы мир увидел новый художественный реализм! Мой «Черный квадрат» - этот «живой царственный младенец» -первенец нового искусства, явился в мир, чтобы спасти его, покончив с видимой живописью! Таким образом, я не считаю господина Дюшана виновным в том, что он отрицает живопись как искусство, но я считаю его виновным в том, что он портит человеческий вкус. Я бы посоветовал Дюшану искать художественные идеи не в столь прозаичном месте как магазин сантехники. У меня все, Ваша честь.

Судья: Слово предоставляется свидетелю со стороны обвинения.

Свидетель со стороны обвинения: Уважаемый суд! Господа! Я выступаю от имени тех художников, чьи имена золотом вписаны в историю человечества! Я выступаю от имени тех художников, которые своим творчеством утверждают светлые идеалы Красоты, Добра, Истины! Посмотрите, как чувствовал мощь и величие Человека гениальный Микеланджело (показывает репродукцию фрески Сикстинской капеллы, фрагмент «Сотворение Адама»), А это - Давид! (показывает скульптуру Давида), Бели мы останемся еще хоть минуту в эпохе Возрождения, то увидим божественную «Мадонну» Рафаэля. Это - юная мать, отдающая в жертву свое самое дорогое - сына ради будущего всего человечества! .XVII в. - творчество гениального Рембрандта! Какую силу, какое очищение несут человеку картины этого художника. Например, «Даная» (обращается жестом к прикрепленной на стену репродукции «Данаи») - это гимн самой прекрасной, самой чувственной и одновременно самой возвышенной любви на свете! Посмотрите, какие имена! Микеланджело, Дюрер, Пуссен, Делакруа, Курбе, Мане! (обращается жестом к репродукциям на стенах), И кто не знает и не любит прекрасные творения отечественных мастеров искусства - Брюллова, Репина, Куинджи, Саврасова, Вру белья. «Демон сидящий» Врубеля (показывает жестом на репродукцию) - это и есть сам художник-творец, мучительно размышляющий о смысле жизни и предназначении искусства!

Добро, Истина, Красота. Еще древние учили о триединстве этих ликов культуры. Со временем, увы, это триединство распалось: Истина отошла к науке, Красота - к искусству, Добро, вообще, повисло в

воздухе. Сегодня, как никогда, важно возродить утраченное триединство. Наука, не освященная гуманистическими идеалами Добра, ведет мир к катастрофе. Искусство, потерявшее луч Истины, погружается в сумерки декаданса.

Я от имени всех художников - представителей классического искусства обвиняю господина Дюшана в безнравственности как человека и безответственности как художника и требую его наказания!

Судья: Слово предоставляется свидетелю со стороны защиты, врачу Зигмунду Фрейду.

Зигмунд Фрейд: Господа! Разрешите мне высказаться по данному вопросу в защиту подсудимого! В 1900г. я опубликовал первую психоаналитическую работу «Толкование сновидений» и справедливо считаю её провозвестником новой эры мышления людей. В этой работе я рассматриваю ситуацию, когда сновидения и невротические симптомы являются носителями скрытого смысла: существует тайный язык глубинных психических процессов, доступный переводу на язык сознания.

Я заявляю, что в качестве главного двигателя жизни человека, общества, культуры необходимо считать бессознательное, и это - настоящая революция в век господства рационализма и «света разума»! Смысл конфликта человека с культурой - во всевозрастающем вытеснении культурой природных - сексуальных и агрессивных влечений человека, что уменьшает его счастье, развивает, вроде бы, немотивированные чувства страха, вины, социального дискомфорта; приводит к психическим расстройствам. Вот здесь-то и спешит на помощь человеку его собственное творчество. Именно в нем он отдыхает, успокаивается, находит удовлетворение и смысл.

В искусстве осуществляется игра психических энергий, освобожденных от внешних ограничений. Художник в своих формах и образах «обходит» запреты цензора (бодрствующего сознания) и выводит на поверхность запретные зовы и вожделения плоти, до того бушевавшие в бессознательном. Проанализировав некоторые выдающиеся произведения искусства, в том числе знаменитое полотно присутствующего здесь Леонардо да Винчи, я окончательно пришел к выводу, что искусство - это специфический способ выражения эмоционального состояния индивида. «Джоконда» г-на Леонардо - это не что иное, как выражение инфантильных сексуальных переживаний художника.

Леонардо да Винчи: Я протестую! Как вы смеете так унижать меня и мое творчество! И вообще, вы все наврали в вашей гнусной книжонке «Леонардо да Винчи. Воспоминания детства»! (Передразнивает),

Фрейд: Минуточку! Но ведь вы, г-н Леонардо, не будете отрицать, что вы - левша, и у вас на протяжении всей жизни отсутствовали какие-либо любовные отношения с женщинами!

Судья: Господин Фрейд! Это не имеет прямого отношения к рассматриваемому здесь делу. Сформулируйте, пожалуйста, коротко вашу позицию.

Фрейд: Пожалуйста! Бегство от реальности в мир фантазий, перевод бессознательных желаний в социально приемлемые художественные образы, игровое отношение к жизни как реализация душевных сил и

разрешение вну трипе ихических конфликтов - таково моё понимание природы художественного творчества и механизма творческого процесса! Доказательством верности моих предположений и выводов служит творчество одного из гениальнейших художников XX столетия, г-на Сальвадора Дали. Не так ли, уважаемая публика?

Леонардо: Я протестую! Кощунство, называть этого фальсификатора, сумасшедшего великим художником !

Судья: Прошу тишины. Суд изъявляет желание выслушать мнение г-на Сальвадора Дали. Пожалуйста, г-нДали!

Сальвадор Дали: (тихо, проникновенно, угрожающе) Кто сказал, что мы должны обеспечить людям их омерзительный комфорт? Наша задача -именно культуру уличать в фальсификациях, уважаемый г-н Леонардо да Винчи! Уличать логику в том, что она лжет. Уличать мораль в том, что она лицемерит. Уличать зримую реальность в том, что она иллюзорна и ненадежна. Культура есть не что иное, как форма проявления хаоса, абсурда, случая! Цивилизация настаивает на том, что умеет различать прекрасное и уродливое, истинное и ложное? Да! Но культурные и нравственные люди, которые свято верят в то, что умеют отделить «добро» от «зла» и «истину» от «лжи», способствуют увековечиванию насилия среди людей! Я решительно возражаю против любых попыток представить реальность как некое законосообразное целое! Я выступаю за разрушение логики и нравственности, здравого смысла и общественной нормы! Мы, сюрреалисты, и наши последователи возвели в закон художественного творчества спонтанный творческий акт, максимально освобожденный от какого-либо контроля или руководства со стороны сознания. Посмотрите на мои работы! (показывает репродукции своих картин). Это - образы сна., безумия., насилия., экстремальных психологических состояний, . это таинственные превращения всего во все в нашем сознании. Я назвал свой метод «параноидально-критическим» и создал фотографию бессознательного! Именно там скрыты подлинные «истины» бытия, а искусство призвано вывести их оттуда! (пауза)

Судья: Так как же вы относитесь к деятельности г-на Дюшана?

Дали: О! Никак! То, чем недоволен г-н Леонардо да Винчи, вообще нельзя рассматривать с позиций искусства! Искусство - это, конечно, великий вымысел! Но в первую очередь - это мастерство! Королева живописи - перспектива, король - его величество цвет, их дети - линия иобъем. А здесь что? Ночной горшок?! Ха-ха-ха. Да это розыгрыш, господа! Давайте оштрафуем Дюшана и все! Только я предлагаю оштрафовать его не на очень большую сумму, а то он не будет больше веселить нас так мило!...

Леонардо да Винчи: Уважаемый суд! Прошу слова! Я возмущен высказываниями доктора Фрейда о якобы прямой связи между какими-то скрытыми желаниями и великим творчеством! Я собираюсь подать в суд на так называемого доктора за клеветнические измышления в мой адрес в его так называемом исследовании. А также я возмущен высказываниями

Сальвадора Дали и собственно его деятельностью. Именно такие, как он, можно сказать, проторили дорожку, таким как Дюшан. Конечно, после того, как он использовал классическое искусство как тему для своих галлюцинаций, вы только посмотрите (показывает репродукцию картины С. Дали «Голова Рафаэля» и «Венера с ящиками»), Дюшану уже ничего не стоило надругаться над моим гениальным произведением, известным в мире искусства под названием «Джоконда».

Дюшан: Прошу слова, Ваша честь! Прошу заметить, что господин Леонардо да Винчи ошибается. Я выставил свою «Джоконду» раньше, чем Сальвадор Дали сделал первый рисунок!

Эксперт-искусствовед: Ваша честь! Я замечу -это действительно так. Эту ошибку господин Леонардо допустил неслучайно. Марсель Дюшан, действительно, ещё в 20-е гг. XX столетия гениально предугадал будущие художественные изыскания, в том числе и сюрреалистические находки господина Сальвадора Дали! Он, Дюшан, если можно так сказать, предтеча и первый представитель искусства модернизма.

Дали: Минуточку! Это как понимать? Кто предсказал мои «сюрреалистические находки»? Дюшан?!! Да знаете ли вы, что я гений? Об этом прямо так и сказано в моей книге. Она называется «Дневник одного гения» А гений - это всегда уникально, глубоко оригинально, неповторимо! Поэтому меня никто не мог предсказать! И что это вообще за заявления по поводу гениальности Дюшана?! Может спросим у него, в какой малярной мастерской он обучался? Какое он получил образование? Господа судьи, удовлетворите мою просьбу, пожалуйста!

Судья: Суд считает возможным удовлетворить просьбу господина Дали и спрашивает у господина Дюшана: какое вы получили образование?

Дюшан: Ваша честь! Я получил достойное образование! И художественное в том числе. Сначала я учился в общеобразовательной школе в Нормандии. Я - француз, Ваша честь! Мой дед был в свое время довольно известным живописцем и графиком! Поэтому с раннего детства я пребывал в атмосфере свободного творчества и уже в 15 лет начал писать вполне приличные картины в импрессионистической манере. Когда мне исполнилось 17 лет, я отправился в Париж покорять художественный Олимп Франции. Но, признаюсь честно, на вступительных экзаменах в Школу изящных искусств я провалился. Впрочем, я и не очень то расстроился, так как проводить дни и ночи в мастерской как добропорядочный художник-профессионал я не собирался! Ведь можно получить отравление скипидаром! И потом, я нашел свой способ стать художником!

Вы знаете, господа, в молодые годы мне было тяжело бороться с самим собой. Я блуждал в потемках между разными направлениями, останавливаясь, то на фовизме, то на кубизме, а порой принимаясь за более классические вещи. Но, имея гордость, я считал ниже своего достоинства пользоваться чужими открытиями, я пытался вести самостоятельные поис-ки. Посмотрите, что я открыл тогда (показывает «Обнаженную, спускающуюся по лестнице») - я её

назвал «Обнаженная, спускающаяся по лестнице». На создание этой картины меня натолкнул придуманный в то время французскими физиологами метод графической регистрации физиологических процессов. Правда, здорово? Но, к сожалению, эту картину на выставку в Салоне независимых 1912 г. не пустили, потребовали «немедленно вынести из здания эту пародию». Они говорили: «Это насмешка над кубистическими идеалами». А один критик язвительно назвал её «взрывом на макаронной фабрике»! Моё самолюбие было задето, но я не подал и виду и молча выполнил это требование. Тогда я сказал себе: хорошо, если дела обстоят таким образом, значит, и речи быть не может о присоединении к какой-либо группе, я должен рассчитывать только на себя и быть собой!

Дали: Так вот господа, в чем источник этого, так называемого творчества! В его оскорбленном самолюбии!

Судья: Я вам делаю замечание, г-н Дали! Не перебивайте говорящего. А что касается оскорбленного самолюбия, то здесь у любого художника все в порядке, т.е. сполна. Надеюсь, вы меня понимаете. Продолжайте, господин Дюшан.

Дюшан: Поражение на художественном салоне в Париже склонило меня без сожаления расстаться с искусством и приступить к созданию более интеллектуальных объектов, главным преимуществом которых была бы не художественная выразительность, а идея. Так я пришел к первому в истории искусства ready-made. Редимейды - это готовые фабричные предметы, иногда измененные, но всегда представленные как произведение искусства. В 1913 г. я приладил велосипедное колесо к табурету и назвал его искусством, чтобы показать всем, каким напыщенным и пустым является традиционное искусство. А потом, да! Я купил в магазине сантехники писсуар, гордо подписал его «Фонтан» и сказал, что это самое известное мое творение. Во всяком случае, с того момента эта шутка, если хотите, вошла в культуру как одно из самых знаменательных событий нашего века. Кстати, «Мона Лиза» с усиками была опубликована в журнале, учредителем которого был известный художник того времени Франсис Пикабия, и тоже вызвала восхищение.

Леонардо да Винчи: (возмущенно) Это чем же?

Дюшан: Этот веками освященный символ искусства был свергнут с пьедестала шедевра живописи, потому что постулаты культуры и разума обанкротились, лишились всякого смысла... Вот.

Леонардо: Господа! Где же справедливость?!! Что происходит?! Уважаемый эксперт называет этого проходимца Дюшана гениальным, предтечей какого-то еще более безумного искусства, в лице «гения» Сальвадора Дали. А этот, так называемый, доктор раздает нам, великим и истинным художникам, диагнозы.

3. Фрейд: Прошу слова! Попрошу не оскорблять меня и мою научную точку зрения! Вам в вашем XVb., уважаемый г-н Леонардо, еще не понять, какие проблемы может испытывать человек XX столетия и чем для него в этом случае является искусство! А я прекрасно понимаю, о чем говорит господин Дюшан. Я чувствую, какая ржавчина разъедает его душу.

Знаете ли вы, уважаемый маэстро, (обращается к Леонардо да Винчи), что XX век принес неисчислимые страдания человечеству и в корне изменил его самоощущение?! Проблемы и трагедии нашего века потрясли традиционные устои культуры и искусства. Они разрушили веру в рациональное устройство мира! Зачем нужна историческая драма, когда есть ис-тория! Именно нерациональные факторы правят миром и лежат в основе всего существующего!

Судья: Господа! Ваши претензии друг к другу - я имею в виду господина Леонардо да Винчи и господина Фрейда - будут рассмотрены в судебном порядке в следующий раз, а сегодня мы будем рассматривать только деятельность г-на Дюшана. В суд поступило заявление от г-на Ван Гога, художника, с просьбой выслушать его мнение и учесть его в дальнейшем ходе судебного разбирательства. Пожалуйста, г-н Ван Гог!

Ван Гог: Господа! Мне чрезвычайно больно слышать разговоры о смерти искусства. Мое мнение, что искусство с его подлинно человеческим содержанием никогда не умирало и не умрет. Какие бы трудности в своей жизни не испытывал человек, это не должно отвратить его от Добра, Света, Истины! Поверьте мне! Я знаю, что говорю. Я заплатил жизнью за свою работу. Она стоила мне половины моего рассудка. Это так. Но великий художник не может разделить человечность и искусство. В мире существует много великого - море и рыбаки, поля и крестьяне, шахты и углекопы. В самых нищенских лачугах и грязных углах я видел сюжеты рисунков и картин, меня неодолимо тянуло к ним.

Мы, художники, влюбленные в симметрию и порядок, должны видеть в искусстве созидательную и, если можно так сказать, конструирующую силу. Человечеству нужны картины, которые и в бурю сохраняют спокойствие, поэтому долг художника -стремиться к искусству, дающему опору и силу духа.

У настоящего художника постоянна жажда воскресить и воссоединить все когда-либо созданные ценности. Мировая культура, как и вечная мать-природа, - это оплот против хаоса. Я всегда мечтал синтезировать искусство Европы и Азии; объединить трезвый реализм и романтический полет; сплотить в общих усилиях всех хороших художников, сблизить действительность и искусство, преодолев их разобщенность, возвысить искусство до «творчества жизни». Я верю, что все это должно сбыться и сбудется: разрозненные реки культуры вольются в общее море, ни одна крупица прекрасного не утратится, будущее подаст руку прошлому!

Судья: Выслушав показания свидетелей - они все принадлежат к искусству первой трети XX в., - хотелось бы знать мнение эксперта. Пожалуйста, г-н эксперт.

Эксперт: Уважаемый суд! Я должен констатировать, что здесь, сейчас, на наших глазах свершилась кардинальная смена художественного видения. ХХв. действительно знаменует собой существенный перелом в истории человека и формах его культурной деятельности. На протяжении XIX столетия все взрывающие вихри и нововведения в искусстве как угодно растягивали и трансформировали отношения

между образами действительности и образами искус -ства, однако само по себе это отношение не уничтожалось. Все направления в искусстве XIX в. - и символизм, и натурализм, и импрессионизм так или иначе, старались извлекать художественные смыслы на основе разной степени взаимодействия с реальностью. Но реальность продолжала мыслиться порождающей пуповиной художественного творчества. Все богатство художественных смыслов художники, писатели, драматурги, безусловно, черпали из предметности и событийности окружающего мира. Реализм, таким образом, являлся природой искусства, выражаясь фигурально, её сторожевым псом, который не дает уклониться от следа, проложенного ариадниной нитью.

Расставаясь с предметностью реального мира, присутствующие здесь художники начала XX в. изобрели новую фигуративность, дабы выразить «подземный гул эпохи». Выслушав представленные здесь мнения, мы пришли к следующему заключению, что «выходки» и «хулиганство» начала XX в. продиктованы не только беспокойной и экспериментирующей волей художников, но и вполне объективными обстоятельствами. Опыты по расщеплению ядра, возникновение теории относительности, учение присутствующего здесь доктора Фрейда (я говорю о развитии психоанализа) - это интерес к бессознательной сфере человека. Все эти реалии задали совершенно иной уровень и масштаб воображению эпохи. Произошло разрушение старой картины мира. Возникло новое чувство жизни, новое чувство времени, приводящее к рождению нового качества интеллекта! У меня все.

Судья: У суда вопрос к Вам, уважаемый эксперт! Не кажется ли вам, что вы постепенно в ходе суда меняете свою точку зрения на произошедшее? Ваше первое выступление в защиту классического искус -ства и Ваше второе выступление противоречат друг другу.

Эксперт: Нет, Ваша честь, я с этим не согласен. Если Вы помните, в конце первого выступления я сказал, что для окончательного мнения необходимо заслушать, так сказать, «свидетелей будущего». И вот сейчас в моей позиции по данному делу наметились следующие акценты: своеобразие новой фазы художественного творчества состоит в том, что она подвергла ревизии все предшествующие представления о возможностях и предназначении искусства. Стремление искусства XX в. расстаться с любым жизненным подобием и извлекать смыслы из себя самого, безусловно, вызвало к жизни такое качество, как непонятность нового искусства. Публика, воспитанная на классических образцах, стремится отыскать в искусстве общепонятную человеческую драму, но, заметьте, пребывать в этой драме ей совсем не хочется! Умиротворяющая сила катарсиса гармонизирует отношения человека с миром, но и одновременно дистанцирует его от этого мира. Получается, что классическое искусство способствует гармо-низацииотношенийчеловекас миром несмотря ни на что?! Но более истинное предназначение искусства заключается в том, чтобы обжечь человека болью другого, заставить его содрогнуться и привнести изменения в самого себя!

Судья: Если мы правильно поняли, то вы считаете, что произведения искусства, выполненные г-ном Дюшаном, могут «обжечь болью» и «привнести изменения в самого человека»?

Эксперт: Да, Ваша честь! Вся история искусства XX века свидетельствует об изменениях в духовном мире человека, его менталитете, психике, системе ценностей, во всем поле его экзистенции. Чтобы ни говорили классики о «смерти искусства» в XX веке, этот «художественный Апокалипсис культуры» приведет нас, в конце концов, в иное измерение, к иным принципам, иным ценностным ориентирам, иным механизмам восприятия себя и мира, иным законам бытия в мире. Это - неумолимый ход истории. XX век стал началом, возможно, еще достаточно длительного глобального периода в культуре, когда коренной переоценке подвергаются все традиционные ценности, универсалии и формы бытия. Будем надеяться, что переход человечества из Культуры в ПО-СТкулыуру и дальше свершится без глобальной потери - потери самого человека, а будущее предъявит нам достойный облик человека XXI века.

В свете вышесказанного я считаю, что г-на Дю-шана необходимо оправдать!

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Судья: Суд заслушал всех свидетелей по данному делу. Кто хочет еще высказать свое мнение? Пожалуйста, свидетели, слушатели и зрители. Последнее слово предоставляется обвиняемому, г-ну Марселю Дюшану.

Дюшан отказывается от последнего слова Судья: Суд, будучи предельно объективным и беспристрастным по данному делу, выносит следующее заключение: приказать г-ну Дюшану не глумиться над классическими произведениями искусства, а всеми достойными художника средствами способствовать развитию цивилизации и процветанию КУЛЬТУРЫ! Освободить из под стражи в зале суда. (Аплодис менты).

В результате проведения ролевой игры «Суд над Дюшаном» можно считать, что были получены следующие результаты:

• накоплены основные и дополнительные знания концептуальных основ в вопросах о сущности и предназначении искусства;

• получило развитие эстетическое начало личности, связанное с конкретно-чувственным восприятием эстетического объекта (произведения искусства);

• появилось осознание себя не только как «инструмента» передачи готовой информации, но и как личности, транслирующей окружающим свои убеждения, идеалы и духовные ценности, способной влиять на их интересы и потребности;

• появилось осознание себя как субъекта своего обучения;

• получило развитие образное мышление, сформировалась наклонность к аналитическому мышлению об искусстве, что является предпосылкой к успешному овладению избранной профессией;

• участники «процесса» приобрели навыки публичных выступлений, логического доказательства выдвигаемого тезиса;

• была создана творческая атмосфера, стимулирующая участников к повтору занятий в данной форме.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бычков В. В. Эстетика. М., 2004.

2. Игра в образовательном процессе. СПб., 2001.

3. Кривцун O.A. Эстетика. М., 1999.

4. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века. / Под ред. В.В.Бычкова. М., 2003.

5. Михалевская Г.И, Основы профессионально педагогической грамотности. СПб., 2001.

6. Слевко Г. К, Современные образовательные технологии. М., 1998.

Ю.В. САЕНКО, канд. пед. наук, доцент кафедры теоретической и прикладной психологии ТИУиЭ

ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ КАК ФОРМА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ-ПСИХОЛОГОВ

Самостоятельная работа студентов (СРС) является составной частью процесса обучения: это способ активного, целенаправленного приобретения студентом новых для него знаний и умений во внеаудиторное время без непосредственного участия в этом процессе преподавателей. Самостоятельная работа в обучении осуществляется по заданию преподавателя или по учебным пособиям в соответствии с программой учебной дисциплины, т.е. при опосредованном руководстве преподавателя [1].

Главная цель СРС - расширить и углубить знания, умения, полученные на лекциях и семинарах, предотвратить их забывание, развить профессиональные способности студентов. Самостоятельная работа строится с учетом требований учебных программ, а также интересов и потребностей студентов, уровня их развития [2].

Опираясь на дидактические функции самостоятельной работы, выделенные И.П. Подласым [2], можно выделить следующие функции СРС:

- закрепление знаний и умений, полученных на лекциях и семинарах;

- формирование умений и навыков самостоятельного решения профессиональных проблем;

- развитие творческого мышления;

- выполнение исследовательской работы. Самостоятельная работа требует от студентов

умения осознать проблему, творчески подходить к ее решению и эффективно реализовать найденное решение. В СРС обычно включают подготовку к лекционным и семинарским занятиям, выполнение контрольных, курсовых и дипломных работ, рефератов, творческих заданий и т.п.

В настоящее время высшее образование в соответствии с компетентностным подходом направлено на развитие таких качеств будущих специалистов как мобильность, коммуникабельность, открытость новому опыту, высокая обучаемость и пр., для формирования которых создает предпосылки СРС, в частности, выполнение творческих заданий, требующих от студентов самостоятельного приобретения новых

знаний, обучения новым навыкам эффективного взаимодействия с другими людьми и т.д. В наибольшей степени это касается подготовки по специальности «Психология». Большие возможности для развития компетенций будущих психологов создает обучение в рамках спецпрактикума. Спецпрактикум -интегральная психологическая дисциплина, целью которой является обучение студентов навыкам практической психологической работы [3].

Рассмотрим организацию СРС в рамках спецпрактикума «Психология социального влияния» для студентов, обучающихся по специальности «Психология». Цель данного курса - развитие навыков социального влияния в ходе профессионального общения. СРС в данном курсе приобретает научно-творческий характер, в качестве метода использует естественный эксперимент и предполагает поиск нового, оригинального решения. Внеаудиторная работа создает предпосылки для развития у будущих психологов способностей оказывать влияние на других людей, осознавать себя как субъекта своей профессиональной коммуникативной деятельности; для реализации возможностей конструктивной интеракции, сотрудничества с партнерами по общению. СРС предполагает применение полученных теоретических знаний и формирование на их базе профессиональных умений и навыков. Студентам даются следующие творческие задания для самостоятельной работы:

1. Манипулятивное воздействие в обыденной жизни. Цель - овладение следующими навыками: распознавания и использования приемов и способов социального влияния; распознавания и нейтрализации манипулятивных воздействий; внушения, заражения и пробуждения импульса к подражанию, а также навыками противостояния влиянию;

2. Влияние посредством слушания в обыденной жизни. Цель - овладение следующими навыками: внимательного и заинтересованного слушания в ходе профессионального общения; осознанного определения признаков истинности и неистинно -сти сообщения;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.