к. И. Егоров*
суд и судебная власть
в механизме обеспечения прав и свобод граждан
Рассматривается государственно-правовой механизм обеспечения прав и свобод гражданина, описана его структура. Определены место и роль судебной власти в механизме обеспечения прав и свобод гражданина.
Ключевые слова: права и свободы гражданина, государственно-правовой механизм обеспечения прав, механизм охраны прав, механизм защиты прав, механизм реализации прав, суд, судебная власть
The concept of state-legal mechanism maintenance of the rights and freedom of the citizen reveals, its structure is described. The place and role of judicial authority in the mechanism maintenance of the rights and freedom of the citizen are defined.
Key words: the rights and freedom of the citizen, the state-legal mechanism maintenance of the rights, the mechanism of protection of the rights, the mechanism of realization of the rights, court, judicial authority
Права и свободы человека — основа конституционализма. Они занимают в общей системе ценностей, как и сам человек, центральное место, составляют важнейший политикоюридический институт, выступающий мерилом достижений данного общества, показателем его зрелости, цивилизованности. Так, в ст. 2 Конституции РФ говорится: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — обязанность государства».
В связи с этим обеспечение прав и свобод граждан следует рассматривать как необходимое направление деятельности государства, одну из основных его функций. Для осуществления названной функции требуется отлаженный государственно-правовой механизм, под которым нужно понимать взятую в единстве систему правовых средств, применяемых государством в целях обеспечения прав и свобод личности1.
Термин «обеспечение» здесь означает деятельность различных органов государственной власти в пределах их компетенции с целью создания оптимальных условий для «перевода прав человека из разряда возможностей, содержащихся в действующем законодательстве, в конкретные правоотношения, блага»2. Обеспечение включает «широкий комплекс мер законодательного, исполнительного и судебного характера»3.
В юридической науке категория «обеспечение прав и свобод граждан» трактуется неоднозначно и нередко используется в сочетании с понятиями «реализация», «охрана», «защита» и т. д., что во многих случаях допустимо и оправданно. Но, как правильно пишет Ю. В. Анохин, базовой категорией здесь выступает «обеспечение», так как без обеспечительных мероприятий невозможны ни реализация, ни охрана, ни защита прав и свобод личности. Значит, реализацию, охрану и защиту необходимо рассматривать как формы выражения обеспечения прав и свобод личности4. Разделяя позицию автора, полагаем, что в содержание понятия «обеспечение прав и свобод граждан» следует включать их охрану, защиту и реализацию. Поэтому в качестве элементов механизма обеспечения прав и свобод граждан можно выделить: механизм охраны, механизм защиты, механизм реализации. Будучи самостоятельными понятиями и одновременно на-
* Егоров Константин Иванович — кандидат юридических наук, председатель Уральского окружного военного суда (Екатеринбург). E-mail: [email protected].
права человека
права человека
ходясь в диалектической взаимосвязи друг с другом, они создают целостную структуру механизма обеспечения прав и свобод граждан5.
В зависимости от того, в каких и в скольких элементах механизма участвует тот или иной орган государственной власти, можно судить о его значимости и месте в системе обеспечения прав и свобод граждан.
Охрана представляет собой деятельность, связанную с изданием законов как признающих права и свободы личности, так и предусматривающих гарантии их реализации и защиты. Целью правоохранительной деятельности государства являются установление определенного правового режима и предупреждение правонарушений. Поэтому механизм охраны прав и свобод гражданина включает не только правотворческую деятельность, но и меры по профилактике правонарушений.
Основные субъекты, осуществляющие охрану прав и свобод граждан, — правотворческие органы. К ним относятся Федеральное Собрание РФ, Президент РФ, Правительство РФ с его многочисленными структурными подразделениями, полномочными принимать решения нормативного характера, а также парламенты и исполнительные органы власти регионального уровня. Что касается судебной системы, то, даже если не брать во внимание традиционную дискуссию о признании судебной практики в качестве источника права, нужно отметить расширение полномочий судебной власти в правотворческом процессе.
Так, согласно ст. 125 Конституции РФ Конституционный Суд РФ может проверить и признать неконституционным законодательный акт или его отдельные положения. В этом случае акты или положения, признанные неконституционными, утрачивают силу и не подлежат применению. Аналогичные полномочия имеются у судов общей юрисдикции (чч. 3, 4 ст. 253 ГПК РФ) и арбитражных судов (ч. 5 ст. 195 АПК РФ) в рамках их деятельности по отправлению правосудия. Такая деятельность, на наш взгляд, имеет правотворческий характер, что предопределяется последствиями, закрепленными в указанных нормах (ч. 6 ст. 125 Конституции РФ, чч. 3, 4 ст. 253 ГПК РФ, ч. 5 ст. 195 АПК РФ).
Как отмечает А. С. Мордовец, проверка закона на конституционность — главное средство охраны прав и свобод личности. Необходимы меры, которые обеспечили бы постоянную критику законов. Это возможно только при наличии соответствующих институтов6, каковым и выступает судебная система.
Защита прав — это деятельность, осуществляемая компетентными органами и должностными лицами в рамках их законных полномочий в случаях нарушений прав и свобод личности с целью их восстановления и наказания виновного. Механизм правовой защиты включает меры по восстановлению нарушенных прав и меры ответственности лица, которое совершило эти правонарушения.
Защита прав и свобод человека и гражданина в соответствии с Конституцией РФ возложена на судебные органы. Правосудие — эффективное, решающее средство защиты прав и свобод личности. Именно эта идея положена в основу ст. 46 Конституции РФ: «Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод».
В процессе правозащитной деятельности суды разрешают правовые конфликты, споры между участниками общественных отношений на основе Конституции и закона, осуществляют проверку законности решений и действий различных государственных органов, должностных лиц, восстанавливают нарушенные права и свободы граждан, применяют меры наказания за содеянные правонарушения на основе закона и в установленном порядке. Поэтому несомненно, что суд — основной правозащитный орган государства. По мнению Н. В. Витрука, все иные органы государственной власти «работают на правосудие, обслуживают его», их защитительная деятельность получает окончательную оценку в суде с позиций права, Конституции, закона (конституционности, законности, обоснованности и справедливости)7.
20
Суд и судебная власть в механизме обеспечения прав и свобод граждан
Реализация прав и свобод — это не только закрепление за гражданином точно очерченного и вполне конкретного права или свободы, но и сама материализация этого права или свободы, действительное получение гражданином того блага, которое составляет их содержание.
Практическое значение реализации прав и свобод состоит в том, что именно в процессе использования они обретают реальность, обеспечивают гражданам, которые этими правами и свободами обладают, возможность удовлетворения собственных и иных потребностей и интересов8.
В то же время права и свободы не могут быть абсолютными, они имеют рамки, которые устанавливает государство. Так, в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ сказано: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». Суть ограничения прав, как пишет А. С. Мордовец, состоит в побуждении индивидов к социально полезному поведению, с одной стороны, и сдерживанию социально вредного поведения — с другой9. Анализ отдельных постановлений Конституционного Суда РФ позволяет сделать вывод, что ограничение прав сопряжено с созданием препятствий для их реализации10.
В связи с этим в механизм реализации прав и свобод нужно включать меры как по созданию условий для их фактического использования, так и по их ограничению.
Согласно Конституции РФ правовое ограничение отдельных конституционных прав и свобод, таких как право на свободу и личную неприкосновенность (ч. 2 ст. 22), право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ч. 2 ст. 23), право на неприкосновенность жилища (ст. 25), возможно только на основании решения суда.
Как отмечалось, роль главного субъекта в правообеспечительном механизме выполняет государство во взаимосвязи всех ветвей власти. Однако проведенный анализ элементов государственно-правового механизма показывает, что наиболее весомо представлена судебная власть, что делает ее центральным звеном в системе обеспечения прав и свобод граждан.
1 Формулируя это определение, мы исходили из устоявшегося в юридической науке понятия механизма правового регулирования (Алексеев С. С. Общая теория права: учеб. М., 2008. С. 267).
2 Корнеев А. В. Государство, право, личность // Общая теория права и государства: учеб. / под ред.
B. В. Лазарева. М., 2000. С. 449—450.
3 Анохин Ю. В. О формах обеспечения прав и свобод личности // Ползуновский вестн. 2005. № 1.
C. 257.
4 Там же.
5 Мордовец А. С. Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина: автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Саратов, 1997. С. 8.
6 Там же. С. 24.
7 Витрук Н. В. Общая теория правового положения личности. М., 2008. С. 156—157.
8 Там же. С. 139.
9 Мордовец А. С. Указ. соч. С. 16.
10 См., например: постановления Конституционного Суда РФ от 15 декабря 2004 г. № 18-П // СЗ РФ. 2004. № 51. Ст. 5260; от 1 февраля 2005 г. № 1-П // Там же. 2005. № 6. Ст. 491; от 16 февраля 2007 г. № 11-П // Там же. 2007. № 30. Ст. 3988.
права человека