Субурбанизация: проблемы российской специфики.
Г.А.Малоян
Если урбанизация в целом индифферентна по отношению к масштабам страны, ее регионов (рост роли городов в развитии общества не детерминируется какими-либо внутренними радиусами), то субурбанизация изначально сориентирована на проявление в территориально локализованных ареалах (процесс пространственной трансформации расселения, размещения мест жительства и занятости в условиях субурбанизации предопределяется масштабами удаленности от городов-центров, позволяющими осуществлять, как минимум, трудовые связи с ними переселяющейся в пригороды части городского населения). Как центробежная тенденция классическая субурбанизация наступает после урбанизационной (центростремительной) фазы социально-экономического развития и «движется изнутри» сформировавшихся крупных городских центров «наружу», распространяясь главным образом в зоне их непосредственного функционально-территориального влияния.
Процесс этот реализуется в условиях достигнутой достаточно высокой степени стабилизированности расселения на территории страны как следствия существенной про-двинутости урбанизационного этапа ее развития. Без общетерриториального в масштабах страны уравновешивания расселения, в условиях сохраняющихся общенациональных социально-территориальных и макроэкономических диспропорций, доминирования внешних межрегиональных потоков (капитала, населения) над местными, субурбанизация (переезд горожан, перемещение мест при-
Рис.1. Топологическая схема-анаморфоид соотношений населенности Москвы (1), Московской агломерации (2), Московской области (3).
При сохранении миграционных тенденций на уровне, установившемся в период между двумя последними переписями, численность населения Москвы-агломерации с учетом мигрантов превысит 20 миллионов человек.
ложения труда в пригороды) не только не получает предпосылок для объективно закономерного развития, но, по сути, подменяется нарастающим расползанием городов-центров на сопредельные территории, дальнейшим ростом фактической численности их населения.
Специфика отечественной субурбанизации состоит в том, что она идет параллельно с урбанизацией - ее концентрирующей фазой и пространственно «совмещена» с ней. Хроническое запаздывание социально-экономических предпосылок макромасштабного уравновешивания расселения, ведения политики преодоления острейших социально-территориальных диспропорций по-прежнему продуцирует резкие дисбалансы в развитии центров и периферии на всех таксономических уровнях сети городов, поселков, сельских поселений. Центрами роста продолжают оставаться крупнейшие и в первую очередь сверхмиллионные по численности населения города. Выгоды их географического положения, инфраструктурная оснащенность, социально-культурный, кадровый потенциал по-прежнему обусловливают тенденции, стягивающие в них внешние миграционные и финансовые потоки на фоне сохраняющихся стагнационных процессов, характеризующих периферию расселения.
Рис. 2. Москва - географические границы (тенденция).
Территория со сплошной застройкой, включающая столицу в административных границах и внешнюю зону, в состав которой входят территории с различным административным статусом, в том числе городские и сельские поселения. Направления: А - Химки, Долгопрудный, Мытищи, Зеленоград; Б - Балашиха, Реутов, Королев; В - Люберцы, Жуковский; Г - Серпухов, Подольск; Д - Красногорск, Одинцово.
Рыночная экономика, нацеленная на скорейший оборот средств и «дистанцирующаяся», как правило, от масштабных территориальных проектов, быстро «освоив» незастроенные территории крупнейших городов, поставила их перед необходимостью поиска новых территориальных ресурсов. Под эти ресурсы, как показала практика, отводятся нередко конъюнктурно определяемые как неэффективно используемые участки внутри города (например, застроенные 5- и даже 9-этажной панельной жилой застройки) и в ближайшей, прилегающей к нему зоне. В основе их освоения в расчете на получение максимальных рыночных выгод - снос и уплотнение существующей и возведение многоэтажной и вы-
сотной коммерческой застройки. Увеличение объемов такого жилья в крупных городах, как показывает практика, рассчитывается не столько на внутригородской спрос, сколько на внешний - региональный и межрегиональный, ведущий к дальнейшей концентрации избыточного населения в них, а попутно и к наращиванию и без того значительных территориально-демографических дисбалансов в масштабах регионов, страны в целом.
Ни крупнейшие города таким образом не разуплотняются (как в моделях истинной субурбанизации), ни пригороды их не застраиваются индивидуальным, в том числе с участками, жильем с низкими плотностными характеристиками (одна
Рис. 3. Размещение коттеджных поселений в ближайшем Подмосковье (по А. Махровой).
Сложившаяся сеть поселений центральной части Московской области в настоящее время существенно трансформирована размещением здесь с 2000 г. более 500 новых коттеджных поселков. В то время как для большинства коттеджей, а также домов в дачных товариществах характерно сезонное проживание (специфика отечественной субурбанизации), небольшая часть их начинает использоваться как постоянное жилье. Вместе с тем большинство новых коттеджных поселков функционирует как «закрытые поселения», изолированные от окружения в целях обеспечения гомогенности соседства и безопасности (по А. Махровой).
из главных целей субурбанизации). В то же время растет общая численность их населения. Крупные города, переуплотняясь, раздвигают свои фактические границы за пределы административных. Локальные в социально-экономическом и функционально-территориальном отношениях процессы субурбанизации подменяются нерешенными социально-территориальными проблемами межрегиональных, федеральных масштабов.
Подобная ситуация весьма характерна для градостроительных процессов, протекающих в нашей стране, где субурбанизации противостоят два разнонаправленных, но вместе с тем интегрирующихся в одних и тех же зонах - пригородах крупных городов - процесса. С одной стороны, сюда устремляется центробежный (из города-центра) поток, обусловленный преимущественно целями вложения инвестиций в недвижимость, строительства индивидуального (второго) жилья, традиционно используемого, как правило, в сезонном режиме. С другой - центростремительный (преимущественно межрегиональный) поток, стимулирующий в основном многоэтажное жилищное и культурно-бытовое строительство, рассчитанный на локализацию внешнего, «на подступах» к городу-центру миграционного давления, где недвижимость существенно дешевле. Иными словами, в новых рыночных условиях во многом реализуются те же, что существовали и в прошлом, процессы, связанные с режимами закрытых городов и институтом прописки.
Мировые субурбанизационные процессы свидетельствуют о тенденциях устойчивого уменьшения или стабилизации населения крупнейших городов-центров и опережающего роста его количества в зонах субурбанизационного расселения. При этом ослабевает структурная моноцентрич-ность расселения, и с параллельным пространственным выравниванием размещения объектов социально-экономической сферы возрастает его полицентричность (в ситуациях, характеризующихся достаточной длительностью субурбани-зационных процессов, объемы связей между районами пригородов превышают объемы связей пригород - город-центр). Эти процессы реализованы в экономически развитых странах. Они объективны и носят универсальный характер, и потому их проявление закономерно и у нас. В этой связи представляется актуальным сфокусировать внимание на ряде положений, приобретающих ориентирующее для отечественной субурбанизационной практики значение (основанных главным образом на анализе тенденций и проблем, характеризующих Москву и область, где они уже сегодня проявляются существенно активнее в сравнении с другими крупнейшими городами и зонами их влияния), обобщающих, как процесс в целом, так и отдельные его составляющие:
субурбанизация - процесс, ведущий к оттоку населения и мест приложения труда из городов-центров в их развивающиеся пригородные зоны (движущими причинами процесса становятся: физическая переуплотненность городов-центров и истощение их территориальных ресурсов; психоло-
гическая тяга к проживанию в собственном доме в комфортном природном окружении; недоступно высокие цены на хорошую недвижимость в городах-центрах; ухудшающаяся экологическая обстановка; стремление к проживанию в социально гомогенной среде и др.);
классическая субурбанизация в отличие от усадеб, дач, садоводства и огородничества (последнее, скорее, средство выживания в кризисных условиях) - этап социально-экономического развития, характеризующийся ростом жизненного уровня, позволяющим населению иметь дом с участком на расстоянии от города, но продолжать работать в нем, распространением качеств городской среды на пригородные территории;
субурбанизация неотделима от деконцентрации промышленности в городах-центрах в связи с переходом к новым технологиям, требующим больших территорий для размещения филиалов городских производств, корпораций, а в настоящее время обусловлена стремительным ростом занятости в сфере обслуживания и отраслях четвертичной сферы деятельности, связанных с обработкой и передачей информации, административно-управленческими функциями, что отражается на росте потребностей в разнообразных учреждениях обслуживания, крупных комплексах офисных пред-приятиий, паркингах и прочем (все эти потребности эффек-
А
Рис. 4. Территория, планируемая под новую застройку по проекту «А101» вдоль Калужского шоссе (по материалам http://www.a101.ru/master-plan.xml).
Под проект отведена группа участков общей площадью 13 тыс. га, где предполагается возвести 13 млн. кв. метров жилой площади. Участки размещены в диапазоне 3-23 км от МКАД. Места занятости - в размещаемых офисных центрах и объектах социальной инфраструктуры. Реализация проекта, рассчитанного на 350 тыс. жителей (что эквивалентно появлению примерно 100-150 тыс. автомобилей) может привести к колоссальному возрастанию маятниково-миграци-онной и транспортной нагрузок на Москву по Калужскому радиальному направлению.
тивно реализуются в пригородах городов-центров, где существенно ниже стоимость земли, жилья, сопутствующих жизнедеятельности населения объектов и инфраструктур);
необходимое условие субурбанизации - развитие автомагистралей и транспорта, что существенно влияет на «растягивание» специфически характерных для субурбанизацион-ного расселения межселенных трудовых связей населения, не вызывая необходимости в перемене мест приложения труда или жительства (при этом систему транспорта во взаимосвязи с задачами повышения социально-территориальной сбалансированности функционирования зон субурбанизацион-ного расселения целесообразно ориентировать на рост объе-
мов крайне неразвитых в отечественной практике тангенциальных направлений в их пределах по сравнению с абсолютно доминирующими радиально-центростремительными);
в целях снижения неконтролируемого нарастания маятниковых миграционных нагрузок на города-центры поселения городского типа в зонах субурбанизационного расселения целесообразно формировать как полифункциональные градостроительные образования, что, экономически активизируя поселения и повышая их социальную жизнеспособность, позволяет населению на месте осуществлять культурно-бытовые и значительную часть трудовых связей (в противном случае субурбанизация будет вести к постоянному
Е
:
Рис. 5. Варианты развития Московской агломерации (НИиПИ генплана Москвы, 1980 г.). а - компактное; б - по 1-3 направлениям; в - по 5-6 направлениям; г - за счет городов Московской области. 1 - урбанизированные районы, 2 - существующие селитебно-производственные образования, 3 - резервные территории, 4 - скоростные магистрали.
увеличению диктуемых направлениями автострад разрозненных участков, застроенных тем или иным количеством домов, абсолютно привязывающих население к автомобилю);
как средство ускорения решения жилищных проблем жителей городов-центров субурбанизацию целесообразно планировать, предусматривая широкий спектр типов жилья по размерам, соответствию демографической специфике, ценовым критериям, структуре жилой ячейки (в то время как ставший традиционным для загородного строительства дом с тремя спальнями в перспективе будет соответствовать все более сужающемуся, согласно данным переписи, слою населения, распространение должно будет получить жилье по доступным ценам и демографически дифференцированной специфике - для семей с малым числом детей, одиночек, пожилых пар и др.);
субурбанизация - стадия, интегрирующая социальное, экономическое и инфраструктурное развитие города-центра и прилегающих к нему территорий, и потому аккумулирующиеся здесь проблемы необходимо решать в контексте формирующихся в зонах влияния крупных городов агломераций (крупный город-центр и совокупность городских и сельских поселений в зоне 1,5-2-часовой транспортной доступности от него, объединенных регулярными социальными, трудовыми, культурно-бытовыми, производственными связями с ним, а также совместно используемые межселенные территории, транспортные и инженерные инфраструктуры);
в контексте агломерационного формирования зон субур-банизационного расселения необходимо решение вопросов их территориальных границ, приоритетов социально-экономической направленности взаимосвязанного развития поселений и рациональных масштабов их территориального роста, организации системы центров общественного обслуживания, модернизации сложившихся систем транспортных сообщений, формирования планировочной структуры, стимулирования социально сбалансированного развития территории агломерации в целом;
рассматривая все многообразие возможностей размещения индивидуальной малоэтажной жилой застройки в агломерациях, следует иметь в виду, что преимущественно компактное, концентрированное ее формирование является более предпочтительным, чем дисперсное по ряду градостроительных характеристик (концентрация населения предполагает параллельную активизацию размещения мест занятости, что стабилизирует расселение, создает благоприятные предпосылки для развития сопутствующих обслуживающих, рекреационных функций, повышает эффективность организации систем общественного транспорта, инженерного оборудования территории);
наиболее емкой по масштабам формой концентрированного размещения индивидуального жилищного строительства в агломерациях, приобретающей структуроформирую-щие расселенческие качества, является создание укрупненных селитебных образований в благоприятных в природ-
ном отношении районах во взаимосвязи со сложившимся и развиваемым магистральным транспортно-коммуникацион-ным каркасом и его узлами (в состав таких образований наряду с участками новой застройки могут войти и существующие реконструируемые поселения, отдельные безвредные предприятия, комплексы бэк-офисов и др.).
Решающим базисным условием социально-экономически эффективного формирования зон субурбанизационно-го расселения должна стать разработка стратегии общенационального социально-территориального баланса и проведение соответствующей социально-экономической и территориально-градостроительной политики в масштабах страны и ее регионов (в условиях сложившегося социально-территориального разрыва между центром и периферией, принявшего системный характер, внешний центростремительный в направлении крупных городов-центров «натиск» -миграционный, хозяйственно-экономический, финансовый - блокируя собственно субурбанизационные, децентрали-зационные тенденции, перерастает в архаично концентрирующий экономику, социальную сферу, демографический потенциал процесс, ведущий к еще большему экстенсивному росту крупных и крупнейших городов в ущерб малым и средним городам, периферии расселения в целом.
В решении многообразных проблем стимулирования социально-экономически эффективной субурбанизации важная роль должна быть отведена изысканию возможностей концентрации бюджетных и административных ресурсов государства в направлении превращения ее в реальную предпосылку решения острейшей жилищной проблемы для широких масс населения. В этих целях возможно использование западного опыта государственных гарантий страхова-
Рис. 6. Схема зон планируемого размещения объектов капитального строительства областного значения - территории концентрации градостроительной активности (по материалам НИиПИ генпланов городов Московской области).
ния инвестиций в приобретение жилья в пригородах, существенного снижения размеров первоначального взноса на него, значительного продления сроков погашения кредита, ограничения максимальной стоимости домов и др., имея в виду то обстоятельство, что загородное малоэтажное жилищное строительство, более дешевое по сравнению с городским, может и должно формировать рынок доступного и комфортного жилья.
Литература
1. Национальный проект «Доступное и комфортное жилье гражданам России». М., «Российская газета», 26.06.2007.
2. Махрова А. Рынок жилья и расселение в Московском регионе. М., «Демоскоп Weekly», № 247-248, 2006.
3. Бочаров Ю.П., Петрова З.К. От квадратных метров к дому на собственной земле. М., «Academia», №3, 2007.
4. Эпштейн А.С. Комментарий к Стратегии массового строительства жилья до 2020 г. (материал подготовлен Н. Королевой). М., «Строительство, архитектура, недвижимость», №41(57), 08, 2008.
5. Смирнова В. Москвичи затягиваются в пояса. М., «КДО информ», 10-16, 06, 2008.
6. Подмосковье: год несбывшихся надежд. М., «Эксперт», №1, 2008.
Л
Рис. 7. Планировочная стратегия баланса радиальных и тангенциальных центров, связей и зон в системе расселения - основа пространственного упорядочения формирования субурбанизационных процессов в зонах влияния крупнейших городов (на примере Москвы и Московской области).
1 - Москва; 2 - центры периферийных локальных систем расселения; 3 - опорные центры агломерационного каркаса; 4 - интегрированные системы агломерационных подцентров; 5 - центры административных районов периферии расселения; 6 - существующие радиальные магистрали; 7 - тангенциальные транспортные оси стимулирования полицентрических качеств расселения; 8 - границы Московской агломерации; 9 - границы области.
Модель социально-территориального уравновешивания расселения в целях баланса радиальных и тангенциальных основ его полицентрического формирования - важнейшая структурная предпосылка ослабления сложившегося моноцентризма и доминирующих центростремительных тенденций, ведущих к развитию субурбанизационных процессов в формах непрерывно расширяющихся и уплотняющихся городских территорий, ухудшающих условия функционирования среды жизнедеятельности, ее коммуникационные и экологические качества.