Информация об авторе
Дружинина Инна Евгеньевна, доцент кафедры архитектурного проектирования, e-mail: irk.allegro.id@gmail.com, Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Information about the author
Druzhinina I.E., associate professor, Department of Architectural Design, e-mail: irk.allegro.id@gmail.com; Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.
УДК 711.55
СУБУРБАНИЗАЦИЯ ГОРОДА ИРКУТСКА: МАСШТАБ И ПОСЛЕДСТВИЯ
© А.В. Зедгенизов
Рассматриваются проблемы расселения (субурбанизации) населения крупных и крупнейших городов в пригородной черте. Приведены примеры субурбанизации в пригороде г. Иркутска. Рассмотрены основные ее формы по транспортным направлениям города. Приводится распределение площади коттеджных поселков, поселений и садоводческих (дачных) некоммерческих товариществ по транспортным направлениям в зоне влияния г. Иркутска. Рекомендации практического характера заключаются в необходимости учета влияния пригородной территории при оценке транспортного спроса в крупных и крупнейших городах.
Ключевые слова: урбанизация; субурбанизация; генерация корреспонденции; индивидуальное жилищное строительство; садоводческие некоммерческие товарищества.
SUBURBANIZATION OF THE CITY OF IRKUTSK: LEVELS AND RESULTS
© A.V. Zedgenizov
In this article we consider the problems of settlement of large and the largest cities within the suburb line. We give the examples of settlement (suburbanization) in the suburbs of the city of Irkutsk. We have considered the main forms of suburbanization according to transport directions of Irkutsk. We give the square distribution of cottage suburbs, settlements and garden (dacha) noncommercial societies according to transport directions in area of influence of the city of Irkutsk. Recommendations of a practical character are in the necessity to calculate the impact of a suburb territory on the evaluation of transport demand in large and the largest cities.
Key words: urbanization; suburbanization; generation of correspondence; individual residential development; gardening noncommercial societies.
Процессы мировой субурбанизации, начавшиеся в США, Канаде, странах западной Европы в середине прошлого столетия, сегодня в полной мере правомерны для городов-центров России. Прежде всего, следует дать определение этому процессу, корни которого тесно переплетены с понятием урбанизации [4]. Итак, урбанизация - процесс повышения роли городов в развитии общества (рост в них промышленности, развитие их культурных
и политических функций, углубление территориального разделения труда). Для нее характерны приток в города сельского населения и возрастающее маятниковое движение населения из сельского окружения и ближайших малых городов в крупные (на работу, по культурно-бытовым надобностям и пр.). Субурбанизация (дезурбанизация, рурализация) -процесс, обратный урбанизации.
В Иркутске и Иркутской агломерации процессы субурбанизации начались относительно недавно, примерно 10-15 лет назад. Активное развитие пригородной территории как в виде индивидуального жилищного строительства, так и гибридной застройки (town house) получило широкое распространение. Было бы ошибочно понимать, что все жители благоустроенных квартир в городской черте предпочитают переехать за город в жилье типа town house или же в индивидуальный дом. Такие перемены в настоящее время рассматриваются, скорее, как исключение из правила. Большая доля приобретений жилья типа town house основывается на сугубо экономическом подходе. Стоимость квадратного метра жилья такого типа значительно ниже цен на недвижимость в городской черте (в 2-2,5 раза), прежде всего, за счет экономии на земельных участках, а также технологии строительства; имеются и другие причины низкой стоимости квадратных метров [3]. Таким образом, приобретая жилье в среднем на 50 % дешевле его стоимости в городской черте, на сэкономленные средства можно купить личный автомобиль, что для загородного жилья является не просто приятным дополнением, а в подавляющем числе случаев - единственной возможностью передвижения.
Существуют и другие разновидности субурбанизации, в том числе и сезонная, при которой семьи выезжают для постоянного проживания в загородный дом, на дачу на теплый период или время отпуска. При этом если не все члены семьи на это время берут отпуск, то они становятся жителями агломерационной территории. Общий вид распределения мест распространения процессов субурбанизации Иркутска представлен на рис. 1.
Рис. 1. Развитие пригородной территории г. Иркутска
Следует особенно подчеркнуть, что каждая из представленных территорий имеет ряд специфических отличий, и, прежде всего, они заключаются в характере использования
территории. Дачные кооперативы будут наиболее востребованы в летний период, несмотря на то, что часть этой территории задействована круглогодично для постоянного проживания, а населенные пункты и коттеджные поселки используются в большей степени для проживания. Заметим, что характер связей, их мощность и периодичность, по мнению автора, будут разными, поскольку в коттеджных поселках проживает так называемая «элита», и, следовательно, предпочтения, образ жизни, транспортная подвижность у этих социальных групп будут различаться. В таблице представлена площадь жилых территорий, различающихся категорией землепользования.
Количественные показатели использования пригородной территории г. Иркутска
Направление (тракт) Периметр, км Площадь, га
ИЖС* Земли поселений ДНТ, СНТ** ИЖС Земли поселений ДНТ, СНТ
Мельничная Падь 40,99 17,8 126,72 788,5794 315,27 2704,8735
Байкальский тракт 6246 56,44 66,51 1304,6291 731,6502 1194,659
Голоустненский тракт 14,19 30,12 7279 240,2293 590,8252 1346,4897
Другие направления (М55, М53, Качугский и др.) 13,27 52,24 119,58 401,9971 1402,7224 2050,3105
Итого 6314,45 156,6 7591,81 2735,4349 3040,4678 7296,3327
* Индивидуальное жилищное строительство
** Дачные некоммерческие товарищества, садоводческие некоммерческие товарищества
Данные таблицы приведены на рис. 2.
= Другие направления (М55, М53, Качугский
и др.) н Голоустненский
^ Байкальский
Мельничная Падь
Рис. 2. Площадь прилегающей к г. Иркутску территории по типу землепользования
Общая площадь прилегающей к г. Иркутску территории составляет порядка 13 тыс. га. При средней генерирующей способности 6-8 чел./га [1] такая территория может создавать значительные нагрузки (70-100 тыс. корреспонденций в сутки или 9-
13 тыс. в пиковые часы) на улично-дорожную сеть (УДС) города, особенно если учесть, что при реализации этих корреспонденций преимущественно будет использоваться индивидуальный транспорт. Из таблицы и рис. 2 видно, что наибольшей популярностью в Иркутске пользуется Байкальский тракт, на котором размещена большая часть ИЖС и земель поселений. Такая популярность обусловлена наличием чистой байкальской воды, живописными местами и возможностью выхода в оз. Байкал. СНД и ДТН большей популярностью пользуются в направлении Мельничной Пади и тракта на Б. Голоустное. Несмотря на существующие рамки агломерационных связей, преимущественно основанных на радиусе взаимодействия по трудовым целям, существуют и исключения, находящиеся за переделами транспортной доступности. Как правило, это исторически сложившиеся населенные пункты, жители которых, в отличие от жителей территорий ИЖС и ДНТ/СНТ, вынуждены совершать более длительные поездки по трудовым целям. В Иркутской агломерации таких исключений несколько: п. Хомутово, Мегет. Хомутовская слобода основана в 1685 г. В истории Приангарья село Хомутово было транзитным пунктом, через который проходил основной торговый путь Сибири. В настоящее время Хомутово Иркутского района - быстро растущее сельское поселение. Поселок расположен на левом берегу Ангары на расстоянии примерно 22 км от центра Иркутска, который является единственным крупным населенным пунктом, в котором жители могут трудоустраиваться. Численность населения - 8 тыс. человек по данным на 2014 год.
Поселок Мегет находится на левом берегу Ангары. Первое упоминание о нем встречается в начале 20-го века как о железнодорожном разъезде на Транссибирской железной дороге между станциями Суховская и Иннокентъевская. Станция насчитывала несколько дворов. Население состояло из вольнопоселенцев и каторжников. Расстояние до Иркутска - 35 км, до Ангарска - 18 км. Таким образом, большая часть жителей п. Мегет трудоустроена в г. Ангарске и частично в г. Иркутске. Мегет имеет очевидный плюс по сравнению с п. Хомутово - наличие железнодорожного сообщения.
Городская территория представляет собой конгломерат центров массового тяготения, нередко обладающих совершенно разной функциональной направленностью. Изменение функций городской территории предполагает строительство на ней новых центров массового тяготения, перепрофилирование уже существующих или уплотнение застройки, как правило, за счет рекреационных зон [5].
Изменение функций городской среды предполагает изменение (перепрофилирование) территории с точки зрения ее привлекательности по отношению к потенциальным посетителям. Наиболее наглядным перепрофилированием в городах России является строительство жилых комплексов или торгово-развлекательных центров на жилой территории с участком земли.
Пример, приведенный на рис. 3, является удачным с точки зрения использования территории, поскольку, будучи перепрофилированной, она будет функционировать более эффективно и удовлетворять культурно-бытовые потребности достаточно широкого круга жителей г. Иркутска и гостей столицы Восточной Сибири. К положительному опыту можно отнести и перепрофилирование территории промышленных зон, организованных еще в советский период, в торгово-развлекательные или торгово-деловые центры. Только в г. Иркутске (с населением примерно 600 тыс. чел.) таких примеров можно насчитать больше десяти (завод карданных валов - ТЦ «Иркутский», завод им. Куйбышева - ТЦ «Фортуна», радиозавод - торгово-развлекательный центр «Jam Молл» (рис. 4) и др.).
Однако следует сделать оговорку и признать, что развитие крупных центров массового тяготения, подобных тем, которые были перечислены в примерах, невозможно без соответствующего развития УДС, обслуживающей эти центры тяготения.
Рис. 3. Перепрофилирование жилого квартала (130 квартал) с участком земли в общественное пространство культурно-бытовой направленности, г. Иркутск:
а - 2009 г.; б - 2015 г.
Рис. 4. Перепрофилирование территории радиозавода в торгово-развлекательный комплекс, г. Иркутск: а - 2002 г.; б - 2015 г.
Кроме этого, необходимы условия обслуживания посетителей как на индивидуальном (обеспечение доступа, достаточного числа мест для паркирования и навигации на территории парковки), так и на общественном транспорте (пересадочные пункты, тротуары и пешеходные дорожки). Игнорирование этих требований приводит к транспортным коллапсам в зоне функционирования крупных центров массового тяготения и не только снижает эффективность работы перепрофилированной территории, но и создает помехи транзитным пассажирам.
Перепрофилирование территории не всегда приносит положительный эффект с точки зрения ее функционирования. Часто в погоне за прибылью, а также необходимостью сохранения территориальных границ города его власти идут на так называемое уплотнение застройки. Как правило, используют пустыри, технологические разрывы и зеленые полосы. Нередко под снос отдают спортивные объекты (стадионы, спортивные площадки) и автомобильные стоянки (рис. 5).
Рис. 5. Перепрофилирование а/стоянки (м-он Первомайский) в жилой комплекс высокой этажности, г. Иркутск: а - 2002 г., б - 2015 г.
Следует отметить, что автомобильные стоянки в микрорайонах и жилых районах позволяют вынести вредное воздействие отработавших газов двигателей внутреннего сгорания на безопасное расстояние от жилой застройки, кроме того, паркование автомобиля вне дворовой территории позволяет сохранить пространство для нужд человека - газоны и придворовые территории. Следует упомянуть тезис, высказанный в [2]: «...города создаются не для машин, а для людей». Политика ликвидации автомобильных стоянок, в том числе, интересна страховым компаниям, к которым вынуждены обращаться владельцы транспортных средств, размещение которых осуществляется на неохраняемой территории - непосредственно возле подъездов жилых домов. Наиболее приемлемым вариантом является строительство подземных паркингов, которые, к сожалению, приводят к удорожанию стоимости жилья и не всегда выгодны застройщику. В настоящее время имеются и отдельные примеры перепрофилирования детских дошкольных учреждений в кафе, рестораны или другие заведения культурно-бытовой направленности в связи с образовавшейся демографической «ямой» в конце двадцатого и начале двадцать первого веков.
Сегодня мы можем наблюдать кардинальные перемены в градостроительной политике страны, наряду с изменением общественного сознания и образа жизни; под влиянием технического прогресса города в значительной степени претерпевают изменения. Однако не стоит забывать о том, что уплотнение застройки или ее перепрофилирование и (или) строительство новых микрорайонов или других крупных центров массового тяготения требует создания сопутствующей транспортной инфраструктуры, без которой полученные территории/центры массового тяготения (ЦМТ) будут не доступны и в конечном счете потеряют свою привлекательность. Доступ к территории/ЦМТ должен быть учтен уже на стадии (пере)проектирования и поставлен в очередь для оценки его влияния в целом на перераспределение транспортных потоков в городе (выполнение комплексных транспортных схем, комплексных схем организации движения). Только таким образом возможна интеграция градостроительного и транспортного планирования, которые неразрывно связаны. Итак, в современных условиях формирования транспортного спроса на сети крупного города необходимо учитывать агломерационные связи. В случае с г. Иркутском такие связи образуются преимущественно с поселками индивидуального жилищного строительства, дачными кооперативами и городами-спутниками. Следует также учитывать, что основные связи будут иметь большую мощность с наиболее близкими объектами и снижаться по мере удаления от города. Для выявления количественных характеристик агломера-
ционных связей необходимо определение параметров функционирования территорий индивидуального жилищного строительства и дачных кооперативов, что представляет собой достаточно сложный и трудоемкий процесс.
Статья поступила 16.12.2015 г.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Вильнер М.Я. О градостроительных основах инновационного развития России // Недвижимость и инвестиции. Правовое регулирование. 2008. № 4 (37). С. 46-56.
2. Вукан Р. Вучик. Транспорт в городах, удобных для жизни / пер. с англ. А. Калинина; под научн. ред. М. Блинкина. М. : Территория будущего, 2011. 576 с.
3. Павлов Б.А., Бурков Д.Г. Оценка транспортного спроса жителей малоэтажной застройки (на примере «Шведской деревни» г. Иркутска) // Известия вузов. Инвестиции. Строительство. Недвижимость : научный журнал. 2014. № 6 (11). С. 80-86.
4. Krisjane Z., Berzins M. Post-socialist urban trends: new patterns and motivations for migration in the suburban areas of Riga, Latvia // Urban studies. 2012. № 2 (49). С. 289-306.
5. Ekers M., Hamel P., Keil R. Governing suburbia: modalities and mechanisms of suburban governance // Regional studies. 2012. № 3 (46). С. 405-422.
REFERENCES
1. Vil'ner M.Ia. O gradostroitel'nykh osnovakh innovatsionnogo razvitiia Rossii [About town planning foundations of innovative development of Russia]. Nedvizhimost' i investitsii. Pravovoe regulirovanie - Real estate and investments. Law regulation, 2008, no. 4 (37), pp. 4656.
2. Vukan R. Vuchik. Transport v gorodakh, udobnykh dlia zhizni [Transport in the cities, comfortable for living]. Moscow, Territoriia budushchego Publ., 2011. 576 p.
3. Pavlov B.A., Burkov D.G. Otsenka transportnogo sprosa zhitelei maloetazhnoi zas-troiki (na primere "Shvedskoi derevni" g. Irkutska) [Evaluation of transport demand of low-rise building residents at the example of "Sweedish village" in Irkutsk city]. Izvestiia vuzov. Investitsii. Stroitel'stvo. Nedvizhimost' - News of Higher Educational Institutions. Investments. Building. Real estate, 2014, no. 6 (11), pp. 80-86.
4. Krisjane Z., Berzins M. Post-socialist urban trends: new patterns and motivations for migration in the suburban areas of Riga, Latvia. Urban studies, 2012, no. 2 (49), pp. 289-306.
5. Ekers M., Hamel P., Keil R. Governing suburbia: modalities and mechanisms of suburban governance. Regional studies, 2012, no. 3 (46), pp. 405-422.
Информация об авторе
Зедгенизов Антон Викторович, кандидат технических наук, доцент кафедры менеджмента и логистики на транспорте, докторант, e-mail: azedgen@gmail.com, Иркутский национальный исследовательский технический университет, 664074, Россия, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Information about the author
Zedgenizov A.V., Candidate of technical sciences, Associate Professor of the Department of management and logistics transport, e-mail: azedgen@gmail.com, Irkutsk National Research Technical University, 83 Lermontov St., Irkutsk, 664074, Russia.