2. Официальный Интернет-сайт Росстат. Режим доступа:
http://www.gks.ru.
3. Официальный Интернет-сайт электронного издательства «Газетами». Режим доступа: http://www.gazeta.ru.
4. Кувшинова О. Имитация инноваций / О. Кувшинова // Ведомости. 2009. № 191. Режим доступа: http://www.vedomosti.ru.
5. Стратегия развития химической и нефтехимической промышленности России на период до 2015 года: приказ Минпромэнерго России от 14.03.2008 г. № 119.
6. Федорова Е.А. Финансово-экономические аспекты государственно-частного партнерства в реальном секторе экономики / Е.А. Федорова, Д.А. Ломовцев // Финансы и кредит. 2009. № 27. Режим доступа: http://www.fin-izdat.ru/iournal/fc/detail.php?ID=15726.
E.A. Fedorova
Modern innovative goals of Russian economy
The author researches the modern tendencies of the Russian innovative delay from the world economic leaders, also substantiates the principal goals of the native economy renovation, especially actual in the modern conditions.
УДК 336.563.1:336.143:332.142
А.А. Погудин, директор, (Россия, Тула, Департамент финансов Тульской области)
СУБСИДИИ КАК ФОРМА МЕЖБЮДЖЕТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НА УРОВНЕ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Рассмотрены нормативно-правовые основы распределения субсидий из регионального бюджета, практика их предоставления муниципальным образованиям в Тульской области, изменения, происходящие в условиях финансового кризиса.
Ключевые слова: бюджет, межбюджетные трансферты, муниципальные образования, субсидии
Субсидии местным бюджетам из бюджета субъекта РФ определяются ст. 139 Бюджетного кодекса как межбюджетные трансферты, предоставляемые муниципальным образованиям для софинансирования расходных обязательств, возникающих при реализации полномочий по вопросам местного значения. Местное самоуправлении, согласно Конституции РФ, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собст-
9
венностью; его органы самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы. Таким образом, местное самоуправление является независимой публичной властью. Однако органы местного самоуправления должны обладать достаточными финансовыми ресурсами для решения вопросов местного значения. Выполнение этой задачи обеспечивается как соблюдением финансовой самостоятельности муниципальных образований, так и выравниванием уровней их социальноэкономического развития, в том числе путем справедливого перераспределения финансовых ресурсов, включая бюджетные средства. Исходя из этого, финансирование вопросов местного значения должно производиться из местных бюджетов, а при недостаточности собственных источников финансирования — и за счет федерального бюджета и бюджета субъекта РФ в порядке компенсации дополнительных расходов, которые обусловлены требованиями, содержащимися в федеральных и региональных законах. Участие субъектов РФ в финансировании вопросов местного значения, реализуемых муниципальными образованиями, закреплено также в ст. 26.2 федерального закона № 184-ФЗ и осуществляется путем выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований.
Субсидии образуют региональный фонд софинансирования расходов. Несмотря на то что часть субсидий выделяется на финансирование муниципальных полномочий из федерального бюджета, условия их предоставления и расходования, а также распределение их по муниципальным образованиям устанавливаются законами субъекта РФ и (или) нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.
Таким образом, межбюджетные отношения регулируются не только федеральным законодательством, но и нормативными правовыми актами субъектов РФ. В ст. 15 Устава (основного закона) Тульской области сказано, что в рамках бюджетного процесса в регионе межбюджетные отношения осуществляются на основании законов области в соответствии с федеральным законодательством, а ст. 41 Устава, определяющая полномочия органов государственной власти области в сфере местного самоуправления, закрепляет положение о том, что законами области и иными нормативными правовыми актами области регулируется предоставление меж-бюджетных трансфертов из бюджета области и местных бюджетов. Регулирование межбюджетных процессов в Тульской области осуществляется также на основании закона Тульской области от 11 ноября 2005 г. № 639-ЗТО «О межбюджетных отношениях между органами государственной власти Тульской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Тульской области». Данным законом определены порядок, формы и методы регулирования межбюджетных отношений между органами государственной власти области и органами местного само-
управления муниципальных образований. Определены формы межбюд-жетных трансфертов, предоставляемых из бюджета области местным бюджетам, условия их представления, а также методика образования и распределения межбюджетных трансфертов местным бюджетам.
В данный закон неоднократно вносились изменения, например Закон Тульской области от 08.05.2008 г. № 999-ЗТО «О внесении изменений в ст. 10 Закона Тульской области «О межбюджетных отношениях между органами государственной власти Тульской области и органами местного самоуправления муниципальных образований Тульской области», который был принят в целях реализации Закона Тульской области от 3 ноября 2006 г. № 751-ЗТО «Об Областной целевой программе «Реформирование финансов Тульской области на 2006-2008 годы». Перечень видов субсидий местным бюджетам дополнен субсидиями на реформу муниципальных финансов. Администрации Тульской области было предоставлено право устанавливать условия предоставления и расходования субсидий на реформу муниципальных финансов, критерии отбора муниципальных районов (городских округов) для распределения субсидий.
Цели и порядок предоставления субсидий из областного фонда со-финансирования социальных расходов определены законом Тульской области от 29 декабря 2006 г. № 782-ЗТО «О порядке предоставления отдельных межбюджетных трансфертов из бюджета Тульской области бюджетам муниципальных образований Тульской области». Кроме того, Закон устанавливает порядок предоставления дотаций из областного фонда сбалансированности муниципальных районов (городских округов) и субсидий из областного фонда софинансирования социальных расходов муниципальным образованиям Тульской области, за исключением субсидий на формирование районных фондов финансовой поддержки поселений и финансовое обеспечение решения вопросов местного значения городских округов, а также целевое назначение указанных субсидий.
Рассмотрим динамику межбюджетного регулирования в Тульской области в 2006-2009 гг. Общий объем межбюджетных трансфертов из регионального бюджета за этот период вырос на 64,6 % (таблица, рисунок), что обусловлено преимущественно ростом общего объема бюджетных доходов бюджетов всех уровней и увеличением стоимости бюджетных услуг, финансируемых из местных бюджетов.
Сумма субсидий муниципалитетам начиная с 2006 г. росла, а в 2009 г. несколько сократилась. Стоит отметить, что в общем объеме расходов бюджета области доля межбюджетных трансфертов выросла за рассматриваемый период с 30,2 % в 2006 г. до 37,1 % в 2009 г. и наиболее существенным является именно увеличение объема субсидий муниципальным образованиям.
Межбюджетные трансферты, предоставляемые из бюджета Тульской области в 2006-2009 гг.
Вид трансфертов 2006 2007 2008 2009
Дотации 1869,06 1671,67 1973,5 1932,56
Субсидии 717,5 1712,9 1825,4 1617,2
Субвенции 2979,0 3671,1 4544,2 4991,4
ИТОГО 5565,56 7055,67 8343,1 8541,16
Динамика межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета Тульской области в 2006-2009 гг.
Объем субсидий, выделенных муниципальным образованиям в 2006 г., заметно меньше уровня 2007 г. При этом стоит отметить: данные об итогах исполнения бюджета области за 2006 г. свидетельствуют, что средства по целому ряду запланированных на этот год субсидий муниципалитетам вообще не выделялись. Например, средства, предусмотренные в бюджете области на 2006 г. в виде субсидий на реализацию региональных целевых программ «Обеспечение жильем молодых семей в Тульской области на 2006-2010 годы» и «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства на территории Тульской области на 2006-2010 годы», бюджеты муниципальных образований не получили.
В 2007 г. по сравнению с 2006 г. наиболее существенный рост объема субсидий отмечается по Новомосковскому району. Значительно (выше среднеобластного уровня — рост на 3 9%) увеличилась помощь в виде субсидий Кимовскому, Узловскому, Ленинскому, Тепло-Огаревскому рай-
онам, а также городу Туле (областной центр также получил наибольшую в абсолютном выражении сумму субсидий как в 2006 г., так и в 2007 г.).
При этом, по данным контрольной комиссии областной Думы, исполнение плановых назначений по ряду субсидий из областного бюджета муниципальным образованиям в 2007 г. было крайне низким. Так, субсидии на реализацию закона Тульской области «Об областной целевой программе «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства на территории Тульской области на 2006-2010 годы», на реализацию подпрограммы «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 гг., утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. № 675, переданы в бюджет Тулы в объемах, составляющих 30,5 % и 27,6 % соответственно от годовых плановых назначений.
В 2008 г. общий объем субсидий муниципалитетам увеличился, правда, незначительно всего на 7 %. Наибольший рост опять-таки отмечается по Новомосковску, на втором месте по темпу роста — город Донской. Эти два муниципальных образования получили наибольшие суммы субсидий и в абсолютном выражении. В то же время по целому ряду муниципальных образований произошло сокращение объема получаемых из областного бюджета субсидий, это: Арсеньевский, Веневский, Воловский, Каменский, Кимовский, Киреевский, Куркинский, Ленинский, Одоевский, Тепло-Огаревский, Узловский и Чернский районы, город Тула. Наибольшее сокращение произошло по областному центру — на 78 %.
Изменения, внесенные и предполагаемые к внесению в бюджет области на 2009 г., сокращают объем субсидий еще более значительно. Поправки, внесенные весной 2009 г., предполагают сокращение бюджета. Это уже уменьшило сумму субсидий на 20,4 %. Дополнительно предполагается еще одно сокращение за счет уменьшения объема следующих субсидий:
- на формирование районных фондов финансовой поддержки поселений — на 14 631,2 тыс. руб., или на 3 %;
- на реализацию подпрограммы «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства» — на 3190,1 тыс. руб., или на 65,7 %;
- на софинансирование приоритетных расходов по отраслям экономики и социальной инфраструктуры на 2009 г. — на 193 992,7 тыс. руб., или на 82,8 %;
- на реализацию долгосрочной целевой программы «Газификация населенных пунктов Тульской области на 2009-2012 годы» — на 73 875,0 тыс. руб., или на 42,5 %;
- на реализацию долгосрочной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Тульской области на 2009-2012 годы» — на
4413,7 тыс. руб., или на 10,7 %;
- на реализацию долгосрочной целевой программы «Переселение граждан из жилищного фонда, признанного непригодным для проживания, и (или) жилищного фонда с высоким уровнем износа по Тульской области на 2009-2012 годы» — на 31 656,5 тыс. руб., или на 13,7 %;
- на реализацию долгосрочной целевой программы «Обеспечение жильем молодых семей в Тульской области на 2009-2012 годы» — на 30 000,0 тыс. руб., или на 30 %;
- на реализацию долгосрочной целевой программы «Модернизация и капитальный ремонт объектов коммунальной инфраструктуры Тульской области на 2009-2012 годы» — на 65 689,5 тыс. руб., или на 48,7 %;
- на реализацию долгосрочной целевой программы по улучшению демографической ситуации в Тульской области — на 16,5 тыс. руб., или на 1 %;
- на реализацию долгосрочной целевой программы «Развитие дошкольного образования в Тульской области на 2009-2012 годы» — на 58 308,1 тыс. руб., или на 86,2 %;
- на реализацию долгосрочной целевой программы «Социальное развитие села Тульской области до 2012 года» — на 33 185,0 тыс. руб., или на 35,6 %, в том числе на софинасирование объектов капитального строительства бюджетные ассигнования уменьшаются на 25 885,0 тыс. руб. (36,5 %), на субсидии на обеспечение жильем молодых семей молодых специалистов, проживающих и работающих на селе, — на 4700,0 тыс. руб. (32,6 %), на субсидии на осуществление мероприятий по обеспечению жильем граждан Российской Федерации, проживающих в сельской местности — на 2600,0 тыс. руб. (32,9 %);
- на реализацию долгосрочной целевой программы «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства на территории Тульской области на 2009-2012 годы» — на 5000,0 тыс. руб., или на 91,7 %;
- на реализацию долгосрочной целевой программы «Развитие образования в Тульской области на 2009-2012 годы» — на 22 546,8 тыс. руб., или на 66,9 %;
- на реализацию долгосрочной целевой программы развития здравоохранения Тульской области на 2009-2012 гг. — на 2408,6 тыс. руб., или на 74,1 %;
- на содержание автомобильных дорог общего пользования — на
16,7 тыс. руб., или на 100 %.
Очевидно, что финансово-экономический кризис заставляет региональные власти существенно сокращать финансирование многих областных целевых программ.
Неоднозначным представляется дальнейшее использование субсидий как инструмента софинансирования. Так, в Бюджетном послании Президента РФ о бюджетной политике сказано, что «бюджетные субсидии
должны ограничиваться целями исключения значительных дисбалансов в уровне предоставления отдельных публичных услуг или стимулирования внедрения наилучшей практики оказания таких услуг, в том числе в рамках реализации приоритетных национальных проектов».
Таким образом, в условиях дефицита бюджетных средств, наблюдающегося в условиях кризиса на региональном уровне, следует разрабатывать механизмы повышения эффективности распределения и использования субсидий муниципальным образованиям для реализации софинанси-рования расходов при решении вопросов местного значения.
Pogudin A.A.
Grants as the form of interbudgetary regulation at a level of the subject of the Russian Federation
Norm-legal bases of distribution of grants from the regional budget, practice of their granting to municipal formations in the Tula area, the changes occuring in conditions of financial crisis are considered.
Key words: the budget, interbudgetary transfers, municipal formations, grants.
УДК 330
Ф.И. Шамхалов, канд. экон. наук, профессор, 8-499-943-94-37, [email protected], (Россия, Москва, Фин. акад. при Правительстве РФ)
ОПЫТ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ ПРОДУКЦИИ ОБОРОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
Рассматривается современный опыт реализации политики
импортозамещения в оборонной промышленности в некоторых зарубежных странах дальнего и ближнего зарубежья.
Ключевые слова: оборонная промышленность России, стратегия
развития, импортозамещение.
Импортозамещение продукции является одной из концептуальных идей, на базе которых развивающиеся страны пытаются догнать развитые. Основной характеристикой политики импортозамещения является индустриализация экономики при помощи ограничения и дискриминации импорта. Другими словами, проведение политики импортозамещения предполагает создание искусственных стимулов (внешнеторговых и валютных) для развития отдельных отраслей отечественной промышленности с целью повышения их конкурентоспособности на внутреннем рынке. Определяющим институтом в данном случае является частная собственность, опирающаяся на протекционизм. Однако защита «молодой» промышленности