Научная статья на тему 'Субсидиарное применение норм права в трудовом законодательстве'

Субсидиарное применение норм права в трудовом законодательстве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
902
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Субсидиарное применение норм права в трудовом законодательстве»

собственности в профессиональной рабочей силе и о количестве подготовленных специалистов по определенным специальностям (специализациям).

Поскольку эту задачу сейчас трудно выполнить в достаточно непродолжительный срок, нужно иметь яркую и четкую картину спроса и предложения на региональном уровне работников определенных профессий и специальностей (специализаций). Примером потенциального решения данной проблемы является утвержденная областной администрацией Томской области программа социальной занятости населения на 1997 год. Программа предусматривает сдерживание роста безработицы, обеспечение занятости населения, предупреждение массового высвобождения рабочей силы и смягчение негативных ситуаций на рынке труда.

Определенные положительные результаты дает и простая информация работодателей о тех категориях специалистов, которые могут предложить конкретные учебные заведения.

Исключительно важное значение для разрешения возможных споров между работодателем и выпускником имеет наиболее полное оговаривание условий договора (контракта). Характерно, что ни в одном из договоров, заключенных с Томским политехническим университетом, нет условия о санкциях за нарушение обязательств сторон. Желательно в договоре предусмотреть правовые последствия на случай, например, объявления работодателя банкротом; изменения его организационно-правовой формы или изменения хозяйственного профиля и т.д. Нелишне отразить и основные, отправные условия будущего трудового контракта.

Все это в значительной мере облегчит работу суда, рассматривающего спор о трудоустройстве, в большей степени гарантирует принятие объективно справедливого судебного решения.

СУБСИДИАРНОЕ ПРИМЕНЕНИЕ НОРМ ПРАВА В ТРУДОВОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

Калинин И.Б.

Зачастую в силу различных причин общественные отношения, требующие нормативного регулирования, остаются вне поля зрения законодателя. И, поскольку объективно существует необходимость регулирования таких отношений нормами права, постольку в этих случаях встает вопрос о пробелах в законе и праве, путях их устранения, преодоления.

Неурегулированность условий субсидиарного применения норм одной отрасли права в другой приводит к необходимости выработки такого понятия юридической наукой. При этом принципиально можно отталкиваться от мысли, высказанной еще в начале нашего века Г.Ф. Шершеневичем, что законодатель в сходных случаях не может давать разные решения и возможно применить закон по сходству, или, иначе, по аналогии. Подтверждение этой мысли можно найти и в современной правоприменительной и законодательной практике. В 1996 г. Пленум ВС РФ в Постановлении "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда" разъяснял, что, хотя КЗоТ РФ и не предусматривает возможность компенсации морального вреда, причиненного работнику увольнением или переводом, тем не менее, суды вправе обязывать работодателя компенсировать незаконно уволенному или переведенному работнику моральный вред, основываясь на положениях ст. 131 Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик и ст. 151 ГК РФ. Тем самым Пленум ВС РФ указывал на возможность применения по аналогии закона по отношениям, возникающим по поводу нематериальных благ. Впоследствии в КЗоТ РФ вводится форма, предусматривающая возможность компенсации морального вреда, причиненного работодателем работнику (ч. 5, ст. 213 КЗоТ РФ). Можно сомневаться в необходимости введения указанной нормы в КЗоТ РФ, поскольку применение закона по аналогии, что вытекает из анализа положений п.2 ст.2 и п.1 ст. 6 ГК РФ, возможно и к неотчуждаемым правам и свободам человека и другим нематериальным благам. Это вытекает, в частности, из следующего. Ст. 151 ГК РФ определяет моральный вред как физические или нравственные страдания, и очевидно, что такие страдания определенно являются результатом неправомерного воздействия на жизнь, здоровье, достоинство личности и иные нематериальные блага, перечисленные в ст. 150 ГК РФ. С другой стороны, трудовым правоотношениям, особенно в последние годы, становятся присущи такие черты гражданско-правового отношения, как имущественная самостоятельность, автономия воли, равенство их субъектов, хотя, конечно с известными оговорками. Сказанное позволяет сделать вывод о том, что в данном случае нет никаких препятствий для субсидиарного применения норм гражданского права, регулирующих отношения по поводу причинения морального вреда к трудовым отношениям. Если в связи с этим вспомнить упоминавшийся М.И. Бару принцип рационального размещения норм права в смежных отраслях, то вряд ли можно признать обоснованным включение указанной нормы в КЗоТ РФ.

Трудовые отношения, строящиеся чаще всего на принципах свободы договора и возмездное™, имеют много общего с гражданско-правовыми отношениями, хотя имеют и свою специфику. Гражданское и трудовое право являются, несомненно, смежными отраслями. В силу этого нет причин,

препятствующих субсидиарному применению норм одной отрасли права в другой. Более того, в рыночных условиях применения и использования труда ряд трудовых отношений уже регулируется гражданским, а не трудовым правом. Несмотря на то, что в деятельности индивидуального предпринимателя, руководителя казенного предприятия, арбитражного или конкурсного управляющего налицо отношения, связанные с применением труда и использованием его результатов, Указ относит данные нормы к гражданскому, а не к трудовому законодательству. Существует точка зрения на рассматриваемый вопрос C.B. Полениной, полагающей, что одной из причин, обусловливающих явление субсидиарное™, является наличие юридических понятий, общих для смежных отраслей.

Оценивая возможности субсидиарного применения норм гражданского и трудового законодательства, можно, руководствоваться следующими соображениями. Во-первых, в действующем гражданском законодательстве отсутствует прямой запрет на субсидиарное применение норм ГК РФ к трудовым отношениям. Во-вторых, метод гражданско-правового регулирования основан на равенстве их участников, автономии их воли и имущественной самостоятельности. Трудовой договор заключается именно на таких принципах. В-третьих, трудовые правоотношения, так же как и гражданско-правовые, являются чаще всего отношениями имущественными, возмездными. Таким образом, в ряде случаев мы имеем существенное сходство как по предмету, так и по методу регулирования определенных групп трудовых и гражданско-правовых отношений.

Изложенное свидетельствует о возможности и необходимости применения норм гражданского права к трудовым отношениям. Проблема трудового договора в условиях рыночной экономики должна решаться наукой трудового права с использованием соответствующих норм гражданского законодательства РФ, что с позиции теории субсидиарное™ не является основанием для "поглощения" трудового права гражданским.

Рассматривая вопросы субсидиарного применения норм трудового права, нельзя не затронуть вопрос о соотношении имеющихся в КЗоТ РФ норм, носящих процессуальный характер, и гражданского процессуального законодательства РФ. КЗоТ РФ включает в себя процессуальные нормы двоякого характера: во-первых, процессуальные нормы, естественно вписывающиеся в трудовое законодательство, охватываемые его предметом и методом. К ним следует отнести большинство норм главы XIV КЗоТ РФ "Трудовые споры", касающиеся порядка организации, компетенции комиссии по трудовым спорам, порядка рассмотрения трудовых споров и вынесения решений по ним и ряд других. Во-вторых, ряд норм КЗоТ РФ (ст.ст. 210-212, 214, 221 и некоторые другие) относятся к таким "чисто гражданским процессуальным" институтам, как подведомственность дел судам, сроки, судебные расходы, исполнительное производство. С другой стороны, и гражданское процессуальное законодательство содержит ряд норм, регламентирующих особенности рассмотрения споров, вытекающих из трудовых отношений (ст. 210 п.п. 2 - 4, ст. 212 ГПК РСФСР). В настоящее время законодатель не отказывается от такого дублирования - в ФЗ "Об исполнительном производстве", вступившим в силу 5 ноября 1997 г., также содержатся нормы, регулирующие исполнительное производство по делам, вытекающим из трудовых правоотношений (ст.ст. 7, 13, 14 и другие указанного Закона). В этой связи закономерно возникает вопрос о том, насколько необходимо дублирование схожих норм права в различных отраслях, тем более, что в данном случае мы сопоставляем отрасль материального права и отрасль процессуального права. Представляется, что такое дублирование вряд ли можно признать обоснованным. В целях нормативной экономии можно, в принципе, рассматривать три варианта решения этого вопроса:

Аккумулирование всех процессуальных норм, регулирующих порядок, сроки, иные условия рассмотрения споров, вытекающих из трудовых правоотношений, в трудовом законодательстве.

Аккумулирование указанных норм в гражданском процессуальном законодательстве.

Выделение всех указанных норм из КЗоТ РФ, ГПК РФ, иных нормативных актов и создание на их основе самостоятельной отрасли права - трудового процессуального права.

Можно предположить, что и первый, и второй варианты не очень жизнеспособны. Объяснить это можно тем, что искусственное введение в любую отрасль права норм, которые регулируют общественные отношения, имеющие свой, отличный от других отраслей права, предмет и метод регулирования, не является обоснованным. Вместе с тем, объединение в одной отрасли - трудовом процессуальном праве -всех норм, регулирующих принципы, порядок, условия, сроки и иные существенные условия рассмотрения трудовых споров, порядок и условия исполнения решений по делам, вытекающим из трудовых правоотношений, позволило бы не только избежать, как уже упоминалось, ненужного дублирования, но и решать более комплексно процессуальные вопросы, возникающие при рассмотрении, разрешении споров, вытекающих из трудовых правоотношений, исполнении соответствующих решений. Исходя из предположения о том, что такая отрасль процессуального права будет оформлена, можно говорить о том, что все же какая-то часть норм, регулирующих данные отношения все равно останется в соответствующих отраслях права - трудовом, гражданском процессуальном и других, так как явление субсидиарности неизбежно в праве, поскольку нерационально превращать любую из отраслей права в

обособленную, не связанную с другими структуру. Каждая отрасль права, имея свой предмет и метод исследования, тем не менее тесно связанна со смежными отраслями права как в силу использования одних и тех же юридических понятий и категорий, так и в силу известной схожести общественных отношений, являющихся предметом регулирования.

ИСТОРИЯ

О КУРСЕ «КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА» В СТРУКТУРЕ ГУМАНИТАРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕДУНИВЕРСИТЕТА

Ануфриев С.И., Сагалаев A.M.

Для современного высшего образования характерно повышенное внимание к гуманитарным дисциплинам, независимо от основного профиля обучения. В сфере исторического образования также происходит процесс, который с определенной условностью можно назвать смещением центра тяжести. Наряду с традиционными историческими дисциплинами , уделяющими основное внимание изложению истории, понимаемой как события и явления, взятые в их хронологической последовательности, в учебных планах появляются курсы, ориентированные на выявление общих закономерностей исторического процесса. Тенденция отрадная, но в то же время еще не устоявшаяся - методологически и методически. К сожалению, практика показывает, что порой содержание культурологических ( и шире -гуманитарных) дисциплин грешит описательностью, опорой на классические традиции и имена. История культуры в таком виде превращается в "экскурсию" по некоему музею - экскурсию интересную, но изобилующую повторами, перенасыщенную конкретикой в ущерб теоретическому осмыслению материала. Думается, что в немалой степени описательность истории культуры проистекает из нашего невнимания к "началу начал" культуры человечества. Именно поэтому в курсах древней истории существует как бы "провал" : эпоха обезьяноподобных предков человека и - неожиданно - высокие культуры Передней Азии. При таком подходе история культуры лишается своей ретроспективы и мотивированности, с одной стороны , а с другой - неоправданно удревняется включением в историю явно досапиентных стадий эволюции. Исправить, хотя бы отчасти, такое положение дел может курс "Культура первобытного общества" в предлагаемой редакции.

Культура первобытного общества нуждается в междисциплинарном освещении по целому ряду причин. Так или иначе проблемы первобытной культуры затрагиваются в курсах истории философии, культурологии, мировой художественной культуры. Однако, там первобытная культура - всего лишь "предисловие" к высокой культуре первых цивилизаций. Авторы исходят из убеждения, что культура первобытности была целостным и самодостаточным феноменом, требующим специального рассмотрения. В противном случае доистория остается в восприятии студентов некоей "черной дырой", и становление фундаментальных характеристик человеческой культуры остается вне поля их зрения.

Настоящий курс не подменяет традиционный для исторических факультетов курс "История первобытного общества". Главное отличие предлагаемого курса в том, что здесь ведущую роль играет категория "культура", и через призму этой категории рассматривается все наследие первобытности. Первобытность при этом выступает как эпоха формирования всех основных институтов культуры, существующих и в наше время. Идея преемственности в развитии человеческой культуры демонстрируется с привлечением обширных материалов археологии, этнологии, фольклористики, философии, языкознания. Студенты получают возможность познакомиться с исходным содержанием и символикой таких понятий, как язык, сознание, миф, вещь, судьба, жизнь, Родина и т.д. В силу этого предлагаемый курс имеет определенное значение в формировании мировоззрения учащихся.

Содержание курса

Введение. Первобытное общество и его место во всеобщей истории человечества. Проблемы хронологии. Границы эпохи первобытности. Понятийный аппарат. Содержание процесса социоантропогенеза и его основные этапы.

Часть 1. Категория "культура" и ее роль в изучении эпохи первобытности. Оппозиция "Культура - Природа". Становление культуры как основное содержание эпохи первобытности. Определения культуры. Культура как механизм адаптации человека к условиям окружающей среды с использованием внебиологических средств. "Культура" как антитеза "Природы", соотношение и взаимодействие этих феноменов. Культура как преобразование биологического и развитие его иными средствами. Культура как открытие новых смыслов и значений в окружающем мире. Культура как диалог и конфликт. Избыточность культуры. Традиции и новации в развитии культуры.

Демократизм и консервативность культуры. Культура массовая и элитарная, их взаимодействие. Культура материальная и духовная. Первобытность как эпоха становления духовности человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.