Научная статья на тему 'Сублимация особый способ типизации жизненных явлений в песнях периода Великой Отечественной войны'

Сублимация особый способ типизации жизненных явлений в песнях периода Великой Отечественной войны Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
480
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЛИМАЦИЯ / ОБОБЩЕНИЕ / ВАРИАТИВНОСТЬ / ТИПИЗАЦИЯ / ПЕСНЯ / SUBLIMATION / GENERALIZATION / VARIABILITY / TIPIZACII / SONG

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Теклева Л. А.

В статье рассматривается сублимация как форма отражения реальности в песнях периода Великой Отечественной войны. Один аспект сублимации связан с типизацией образов, условностью, широтой обобщения. Другой аспект сублимации связан с возникновением, так называемых, песен-переделок новых вариантов на базе известных народных песен и популярных авторских песен довоенной и военной поры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUBLIMATION A SPECIAL WAY TIPIZACII LIFE PHENOMENAS IN CANTO OF THE PERIOD OF THE GREAT DOMESTIC WAR

Sublimation is considered In article as the form of the reflection to realities in canto of the period of the Great Domestic war. One aspect to sublimations is connected with tipizacii image, conventionality, width of the generalization. The Other aspect to sublimations is connected with origin, so named, song-alteration new variant on the base known public song and popular author''s song brought and military time.

Текст научной работы на тему «Сублимация особый способ типизации жизненных явлений в песнях периода Великой Отечественной войны»

19. Мальгин, А. Беседа о поэме. - М., 1990.

20. Шестков, Е. «Считаю, что я - дитя войны». Беседа с Р Рождественским // Неделя. -1993. - № 18 (май).

21. Семёнов, В. «Жизнь наша зебрастая» // Красная звезда. - 1993.- 25 июня.

22. Мальгин, А. Роберт Рождественский. Очерк творчества. - М., 1990.

23. Агеносов, В. Современные русские поэты / В. Агеносов, К. Анкудинов. - М., 1997.

24. Бакланов, Г. Воспоминания о Р Рождественском // Роберт Рождественский: удостоверение личности. - М., 2002.

25. Карякин, Ю. Две посмертные поэмы // Роберт Рождественский: удостоверение личности. -М., 2002.

26. Лазарев, Л. Удивление перед творчеством // Роберт Рождественский: удостоверение личности. - М., 2002.

27. Аннинский, Л. «Зона, незабвенная шестая часть земли // Роберт Рождественский: удостоверение личности. - М., 2002.

Bibliography

1. Sluckiyj, B. Zametki o poehzii R. Rozhdestvenskogo. - M., Rossiyjskiyj gosudarstvennihyj arkhiv literaturih i iskusstva. F 3101 .Sluckiyj, Op.l.,

ed. khr.104, mashinopisj s podpisjyu avtora. 1968 g.

2. Voronov, Vl. Mih ethyo budem // Voprosih literaturih. - 1965. - № 3.

3. Anninskiyj, L. Zametki o molodoyj poehzii // Znamya. - 1961. - № 9.

4. Zhukhovickiyj, L. Kazhdihyj denj khotj kto-nibudj proiznosit ego // Robert Rozhdestvenskiyj: udostoverenie lichnosti. - M., 2002.

5. Gamzatov, R. Poeht // Robert Rozhdestvenskiyj: udostoverenie lichnosti. - M., 2002.

6. Vanshenkin, K. Poehziya ne umiraet // Robert Rozhdestvenskiyj: udostoverenie lichnosti. - M., 2002.

7. Sokolov, V. O Roberte Rozhdestvenskom // Robert Rozhdestvenskiyj: udostoverenie lichnosti. - M., 2002.

8. Aksyonov, V. Dva ne ochenj trezvihkh boga // Robert Rozhdestvenskiyj: udostoverenie lichnosti. - M., 2002.

9. Ehdlis, Yu. Ehto bihlo schastlivoe vremya // Robert Rozhdestvenskiyj: udostoverenie lichnosti. - M., 2002.

10. Evtushenko, E. «Mih capaemsya zhyostko, mih yarostno molchim» // Robert Rozhdestvenskiyj: udostoverenie lichnosti. - M., 2002.

11. Ozerov, L. Poslednie stikhi // Robert Rozhdestvenskiyj: udostoverenie lichnosti. - M., 2002.

12. Anninskiyj, L. Ne dokrichavshiyjsya do KhKhKh veka. Prikhod i ukhod Roberta Rozhdestvenskogo // R.I. Rozhdestvenskiyj. Stikhotvoreniya. -

M., 2006.

13. Tarasov, M. «A zakata ne zhdatj» // Robert Rozhdestvenskiyj: udostoverenie lichnosti. - M., 2002.

14. Fradkin, M. O R. Rozhdestvenskom // Pesni na stikhi R. Rozhdestvenskogo. - M., 1987.

15. Sidorov, E. Sluzhba poehticheskogo slova // R.I. Rozhdestvenskiyj. Stikhotvoreniya. - M., 1988.

16. Rozhdestvenskiyj, R. Vot ono - svyatoe nashe voinstvo: 9 maya B. Okudzhave ispolnilosj 70 let // Nezavisimaya gazeta. - 1994. - Mayj.

17. Rozhdestvenskiyj, R. Ukhodyat mogikane // Rostislav Yanovich Plyatt: vospominaniya druzeyj i kolleg. - M., 1994.

18. Medvedev, R. Cena prozreniya. Spec. kor. «Ogonjka» beryot intervjyu. - M., 1990.

19. Maljgin, A. Beseda o poehme. - M., 1990.

20. Shestkov, E. «Schitayu, chto ya - ditya voyjnih». Beseda s R. Rozhdestvenskim // Nedelya. -1993. - № 18 (mayj).

21. Semyonov, V. «Zhiznj nasha zebrastaya» // Krasnaya zvezda. - 1993.- 25 iyunya.

22. Maljgin, A. Robert Rozhdestvenskiyj. Ocherk tvorchestva. - M., 1990.

23. Agenosov, V. Sovremennihe russkie poehtih / V. Agenosov, K. Ankudinov. - M., 1997.

24. Baklanov, G. Vospominaniya o R. Rozhdestvenskom // Robert Rozhdestvenskiyj: udostoverenie lichnosti. - M., 2002.

25. Karyakin, Yu. Dve posmertnihe poehmih // Robert Rozhdestvenskiyj: udostoverenie lichnosti. -M., 2002.

26. Lazarev, L. Udivlenie pered tvorchestvom // Robert Rozhdestvenskiyj: udostoverenie lichnosti. - M., 2002.

27. Anninskiyj, L. «Zona, nezabvennaya shestaya chastj zemli // Robert Rozhdestvenskiyj: udostoverenie lichnosti. - M., 2002.

Статья поступила в редакцию 18.12.13

УДК 398:89

Tekleva L.A. SUBLIMATION - A SPECIAL WAY TIPIZACII LIFE PHENOMENAS IN CANTO OF THE PERIOD OF THE GREAT DOMESTIC WAR. Sublimation is considered In article as the form of the reflection to realities in canto of the period of the Great Domestic war. One aspect to sublimations is connected with tipizacii image, conventionality, width of the generalization. The Other aspect to sublimations is connected with origin, so named, song-alteration new variant on the base known public song and popular author's song brought and military time.

Key words: sublimation, generalization, variability , tipizacii, song.

Л.А. Теклева, аспирант каф. литературы Института журналистики и филологии Хакасского гос. университета им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан, Е-mail: [email protected]

СУБЛИМАЦИЯ - ОСОБЫЙ СПОСОБ ТИПИЗАЦИИ ЖИЗНЕННЫХ ЯВЛЕНИЙ В ПЕСНЯХ ПЕРИОДА ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

В статье рассматривается сублимация как форма отражения реальности в песнях периода Великой Отечественной войны. Один аспект сублимации связан с типизацией образов, условностью, широтой обобщения. Другой аспект сублимации связан с возникновением, так называемых, песен-переделок - новых вариантов на базе известных народных песен и популярных авторских песен довоенной и военной поры.

Ключевые слова: сублимация, обобщение, вариативность, типизация, песня.

Известный учёный-фольклорист В.П. Аникин назвал принципы художественного отражения реальности в фольклоре искусством художественных сублимаций. Ученый писал: «...фольклорное искусство в процессе осознания фактов минует стадию правдоподобия, переходит на уровень столь широкого обобщения, что правдоподобие становится для него обременяющим моментом. <...> Здесь нет обязательного отражения жизни в форме самой жизни, допускается условность» [1, с. 196]. Другими словами, фольклорный творец, воссоздавая реальную жизнь, преображает ее в духе своего идеала.

Сублимирующие формы отражения реальности особенно ярко проявляются в песнях периода Великой Отечественной

войны, полнее, чем любой другой жанр фольклора, запечатлевших героические события военной поры. В песнях, характерной особенностью которых является типизация образов, условность, широта обобщения, даётся собирательный образ героя, защитника родной земли. Это делает песню близкой и понятной всему народу: и тому, кто сражается с врагом, и тому, кто ждет родных и близких с фронта.

Песни военных лет не только несут в себе информацию, связанную с тем или иным событием на фронте, но и свидетельствуют об эмоционально-психологическом восприятии действительности её создателями. Они передают мысли людей, объединившихся в стремлении победить врага. Обращаясь

к чувствам, песня сближается с переживаниями бесчисленного количества людей и обретает особенный тип жизненных обобщений: «. солдат открывал в услышанной песне будто только ему предназначенное заветное слово... потому что песня была про него и про его жизнь, про его битву с врагом, и прибавлялось с той минуты солдату сил, и начинал он сражаться умнее и решительнее, и мечтать о послевоенной жизни ярче, и твёрже верить в то, что она придёт», - писал участник войны Б.П. Маршалов [2, с. 7].

Присутствие искренних непосредственных чувств участников событий придаёт песням высокую степень сублимации. Особенно ярко это проявляется в песнях-некрологах, к которым можно отнести песни о герое Советского Союза генерал-майоре Л.М. Доваторе «Зачем вы нахмурились, темные ночи...» [3, с. 57], о командующем 3-м Белорусским фронтом И.Д. Черняховском «Скрылись за тучами...» [3, с. 61], об Александре Матросове «Шумел валдайский темный бор...» [3, с. 68], о Зое Космодемьянской «Село родное вышло из тумана...» [3, с. 180]. Эти песни об известных всей стране людях, они описывают реальные фронтовые события, одновременно типизируя образы героев: песни о Доваторе и Черняховском рисуют образ идеального командира, песни о Матросове и Космодемьянской передают пафос героического подвига.

Обобщение с высоким уровнем типизирования происходит в том случае, когда песня, утратив связь с историческим лицом, живет как песня о безымянном герое. В качестве примера можно привести «Песню о снайперах». Первоначально посвящённая Герою Советского Союза снайперу Николаю Ильину, впоследствии она пелась по всем армейским подразделениям просто как песня о снайперах:

Ночью на границе Умолкают птицы,

В тучах прячется луна,

Ветер в поле бродит, -Снайпера выходят

Истреблять заклятого врага [3, с. 64].

Иногда в вариантах песни слово «снайпера» заменялось конкретной фамилией выдающегося снайпера данного подразделения, части или полка, как в песне о герое Сталинградской битвы Пётре Гончарове:

Гончаров выходит

Истреблять заклятого врага... [3, с. 65].

Примеров героизма, совершённого на войне, было огромное количество, благодаря этому рождается другой тип обобщения: песни о безымянных героях:

.В те дни враг пытался расширить Стремительный танков прорыв Но встали полки у Каширы,

Сердцами столицу прикрыв... [3, с. 29].

Несмотря на то, что у героев данной песни нет имён, их подвиг связан с определенным участком фронта, с реальными военными действиями, а именно, с защитой Москвы. Образы безымянных героев присутствуют в песнях, отражающих все основные события войны.

Ярко проявляется сублимация в том случае, когда песня, которая изначально пелась о безымянном герое, впоследствии посвящалась конкретному человеку, такова, например, песня «В чистом поле, поле под ракитой» (слова М. Исаковского, музыка В. Захарова), получившая повсеместное распространение в партизанской среде. Рассказ в ней ведётся о безымянном партизане, погибшем в борьбе с врагом, но есть варианты, в которых герой наделён конкретным именем, среди них песня о Михаиле Голдышеве «В чистом поле, поле под ракитой» [3, с. 176], «Песня о Заслонове» [3, с. 178]. Сублимация позволила авторам наполнить данные песни фактическими подробностями. Например, в «Песне о Заслонове» не только говорится о том, как погиб герой: «дядя Костя, командир Заслонов, пулей был прострелен он в бою», но и указано место гибели партизанского командира: «Возле Орши роща небольшая». И в том и другом примере наблюдается сублимация - значительный отход условного образа от того, каким он был в первоисточнике.

Ещё один аспект сублимирования можно связать с возникновением новых вариантов на базе старых народных песен и популярных авторских песен довоенной и военной поры. Это огромный песенный пласт, ставший своеобразной парадигмой для народной творческой среды, на основе которого сформировался тематически новый песенный массив.

Вариативность становится одним из главных законов функционирования песен войны и проявляется в разных формах. Первая, основываясь на традициях, интерпретирует готовый сюжет: «На фронте и в тылу зазвучали песни о Ермаке, Степане Разине, о великих русских полководцах Суворове и Кутузове, песни первой мировой войны и войны гражданской» [4, с. 4]. В связи с этим закономерным актом явилось возрождение среди солдат старых воинских и казачьих песен с их тематикой и стилевыми особенностями: «За курганом пики блещут», «То да сокол и орёл крылатый», «Любо, братцы, любо» и другие. Вариативные элементы в этом случае возникают на основе стабильной песенной формы с устойчивыми компонентами поэтики, сложившимися в народной практике. Сублимирование происходит через приспособление содержания песен к новым историческим условиям, через дополнение текстов конкретными деталями боевой обстановки, в которой данный песенный вариант возникал. Так, песня гражданской войны «Смело мы в бой пойдём» исполнялась в годы войны практически без изменений, только «белые цепи» были заменены на «фашистские»:

Вот показались Фашистские цепи,

С ними мы будем

Биться до смерти... [4, с. 63].

Другая форма вариативности заключается в создании множества версий на исходный вербальный текст, когда на основе старых песен появляются новые песни с самостоятельной словарной основой. В этом случае наблюдается свободное типологическое воплощение исходного материала, когда текст становится важнейшим структурирующим элементом нового произведения, аккумулируя в себе сюжетную канву первоисточника. Многочисленные варианты альтернативных текстов были созданы в годы Великой Отечественной войны на сюжет песни «Варяг». Меняя тексты, песня обретала новый смысл, оставаясь при этом гимном стойкости и героизму:

Товарищи, к бою! Рубеж не сдавать!

Горячее время настало.

Немало боёв нам пришлось испытать,

Такого ещё не бывало...

.Вот рвутся снаряды, и танки гремят,

Над нами стервятники вьются,

Но мы порешили: ни шагу назад!

Фашисты сюда не прорвутся! [4, с. 79].

Не менее ярким является пример с песней «Коногон». В данном случае на основе сюжета о гибели шахтёра создаются новые образы, связанные с гибелью представителей разных родов войск: в песне «Мы шли на дело ночкой тёмной» [4, с. 73] описана гибель партизана, в песне «По полю танки грохотали» [4, с. 76] поётся о гибели молодого краснофлотца, песня «На поле танки грохотали рассказывает о гибели танкового экипажа:

.По танку вдарила болванка.

Погиб гвардейский экипаж.

Четыре трупа возле танка Дополнят утренний пейзаж [5, с. 145].

Во всех представленных примерах обстоятельства гибели героев сублимируются в соответствии с реальными боевыми условиями, в которых приходилось действовать данному роду войск.

Ещё одним распространённым приёмом становится создание песен на любимые напевы. В этом случае создание варианта проходит через создание абсолютно нового текста, сюжет которого отличается от сюжета первоисточника. Как пишет П. Лебедев, «в большинстве случаев авторы стихов сознательно “нацеливались” на знакомую мелодию... Так, уже в первые дни войны Александр Твардовский создаёт “Песню девяносто девятой дивизии” с подзаголовком: “На мотив ‘По военной дороге”» [6, с. 270].

Принцип адаптации популярных в народе песенных мелодий и бытующих напевов является традиционным для фольклора. Известны тексты песен периода Великой Отечественной войны на мотивы песен: «Коробейники» («Выйду, выйду в ночь глубокую») [5; 95], «По долинам и по взгорьям» («Партизаны истребляют») [5, с. 98], «Три танкиста» («Ты пропой-ка песенку, подруга») [5, с. 99], «На закате ходит парень» («На закате ходит немец») [5, с. 340] и многих других. Например, песня на мотив «Отпрягайте хлопцы коней»:

Отпрягайте, хлопцы, коней Да ложитесь сами спать.

А я буду на дозоре Сон ваш зорко охранять,

Гарнизон когда встряхнули,

Завязался славный бой.

Не ушел от вашей пули Ни один фашист живой.

... В перепутье бед немало Довелось вам перенесть,

Но отваги прибавляла

Вам в боях святая месть... [5, с. 26].

Известная мелодия воплотилась в новом героико-патриотическом сюжете. Текст созданной песни абсолютно отличается от первоисточника, сохранился только запев.

Песни профессиональных поэтов и композиторов на фронтовую тематику: «Любимый город», «Катюша», «Синий платочек», «Землянка», «Огонек», «Темная ночь», «Моя любимая» -также породили огромное количество вариантов. Среди них есть варианты, полностью отличающиеся от исходных тестов. Именно создание песен-переделок с абсолютно новым текстом привело к многообразию сюжетов, созданных на одну и ту же мелодию. Например, песня «Синий платочек» (муз. Г. Петербургского, слова Я. Галицкого) получила необычайно широкое распространение на фронте и в тылу, её тексты варьировались, переделываясь на протяжении всех военных лет. «Новый текст на мелодию данной песни «Двадцать второго июня, ровно в четыре часа» был внесён в записную книжку фронтовика Н.И. Немчинова уже 29 июня 1941 года на Украине, но уже через месяц песня была записана в Ивановской области от бойца А.И. Смирнова» [7, с. 103]. Но это не единственный сюжет песен, исполнявшихся на данную мелодию. В песнях «С крестиком белый платочек» и «Беленький скромный платочек» говорится о медицинских сёстрах, их роли в спасении раненых героев. Первая песня поётся от имени раненого бойца, которого в госпитале выхаживает медсестра:

.Порой ночной...

Помню больничный покой.

Библиографический список

Солнце в закате.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Был я в палате Раненый, слабый, больной.

Чувства героя к спасительнице, вдохновляют его на борьбу с врагом:

Надо в борьбе за свободу Черную свастику смять.

Шумным мотором, с русским задором Буду врага штурмовать [8, с. 23].

В конце песни звучит уверенность в победе и надежда на встречу с любимой. Песня «Беленький скромный платочек» повествует не только о спасении раненого бойца, но и о том, что он дожил до Победы и встретил свою возлюбленную:

...Только закончилась битва,

И под кудрявой сосной С девушкой в белом Скромном платочке встретился парень-герой!

- Здравствуй, родная сестрица!

Вот и остался живой.

В праздник Победы

Теперь навсегда уже

Встретились снова с тобой [8, с. 30].

Основу художественного обобщения в обеих песнях составляет фронтовая реальность: война, тяжелое ранение, выздоровление, возвращение в строй. Минуя стадию конкретного воспроизведения фронтовой действительности, авторы свободно переходят к широким обобщениям сходных между собой явлений той поры: спасённый боец влюбляется в свою спасительницу - медицинскую сестру, надежда на встречу с любимой вдохновляет его на битву с врагом. Отход от конкретности и перевод художественных обобщений на ступень универсализма является в данном случае результатом сублимации.

Таким образом, сублимирующая работа художественной мысли определяет в песнях периода Великой Отечественной войны и фольклорный процесс, и формирование самого фольклорного произведения, помогает воссоздать реалии освободительной войны и показать её главного героя - воина-освободителя.

1. Аникин, В.П. Теория фольклора: курс лекций. - М., 2007.

2. И сердцу по-прежнему горько. Песни / сост. Б.П. Маршалов. - Челябинск, 1995.

3. Крупянская, В.Ю. Материалы по истории песни Великой Отечественной войны / В.Ю. Крупянская, С.И. Минц. - М., 1953.

4. Незабываемые годы. Русский песенный фольклор Великой Отечественной войны в записях К.Г. Свитовой. - М., 1985.

5. Народные песни Великой Отечественной войны / составитель А.С. Ярешко. - М., 2012.

6. Лебедев, П. Песни боевых походов. Солдатское песенное творчество Великой Отечественной войны. - Саратов, 1986.

7. Русский фольклор Великой Отечественной войны. - М.; Л., 1964.

8. Родники народные. Песни Красноярского края / сост. К.М. Скопцов. - Красноярск, 1995.

Bibliography

1. Anikin, V.P. Teoriya foljklora: kurs lekciyj. - M., 2007.

2. I serdcu po-prezhnemu gorjko... Pesni / sost. B.P. Marshalov. - Chelyabinsk, 1995.

3. Krupyanskaya, V.Yu. Materialih po istorii pesni Velikoyj Otechestvennoyj voyjnih / V.Yu. Krupyanskaya, S.I. Minc. - M., 1953.

4. Nezabihvaemihe godih. Russkiyj pesennihyj foljklor Velikoyj Otechestvennoyj voyjnih v zapisyakh K.G. Svitovoyj. - M., 1985.

5. Narodnihe pesni Velikoyj Otechestvennoyj voyjnih / sostavitelj A.S. Yareshko. - M., 2012.

6. Lebedev, P. Pesni boevihkh pokhodov. Soldatskoe pesennoe tvorchestvo Velikoyj Otechestvennoyj voyjnih. - Saratov, 1986.

7. Russkiyj foljklor Velikoyj Otechestvennoyj voyjnih. - M.; L., 1964.

8. Rodniki narodnihe. Pesni Krasnoyarskogo kraya / sost. K.M. Skopcov. - Krasnoyarsk, 1995.

Статья поступила в редакцию 18.11.13

УДК 811: 112

Berzina G.P MULTIVARIABLE DISCRIPTION OF THE CATEGORY CONCESSIVITY IN A COGNITIVE PARADIGM OF RESEARCH. This article is devoted to the problem of multivariable method in description of the concessivity category in a cognitive paradigm. The short characteristic of aspects of concessivity category (anthropological, ontological, gnoseological, onomasiological, semasiological, communicative-pragmatically, social) is offered for the large-scale description the concessivity category with split-level language ontology.

Key words: category, concessivity, aspect, anthropological, split-level, gnoseological, semasiological, ontological.

Г.П. Берзина, канд. филол. наук, доц., проф. каф. иностранных языков Новосибирского военного института внутренних войск им. генерала армии И.К. Яковлева МВД России, г. Новосибирск, E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.