УДК 316.346.32 - 053.6 ББК 60.542.15 - 425 П 44
B.В. Подольский,
преподаватель кафедры тактико-специальной подготовки Краснодарского университета МВД России, г. Краснодар, тел.: +79182343895, e-mail: [email protected]
C.В. Масеев,
кандидат социологических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления и права Западного филиала РАНХ и ГС, г. Калининград, тел.: +79118627555, e-mail: [email protected]
СУБКУЛЬТУРНЫЕ ТРАНСФОРМАЦИИ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ ПОВЕДЕНИЯ
В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ
( Рецензирована )
Аннотация. В представленной статье исследуются факторы, влияющие на формирование отклоняющегося поведения в молодежной среде: социальные, экономические, психолого-педагогические. Автором также анализируются проблемы влияния субкультурных течений на эффективность современных институтов личностной социализации.
Ключевые слова: девиация, деформация, мировоззрение, молодежь, правосознание, социальные нормы, социальные ценности, субкультура.
V.V. Podolskiy,
Lecturer of the Department of Special Tactical Training, the Krasnodar University of Ministry of Internal Affairs of Russia, Krasnodar, ph.: +79182343895, e-mail: [email protected]
S.V. Maseev,
Candidate of Sociology, Associate Professor of Public and Municipal Administration and Law West branch of RANH and GS, Kaliningrad, tel: +79118627555, e-mail: [email protected]
SUBCULTURAL TRANSFORMATIONS AS A FACTOR OF FORMATION OF DEVIANT BEHAVIOR AMONG
YOUNG PEOPLE
Abstract. This paper explores the factors influencing formation of deviant behavior among young people: social, economic, psychological and pedagogical. The author also analyzes influence of subcultural currents on effectiveness of the contemporary institutes of personal socialization.
Keywords: deviation, deformation, outlook, youth, sense of justice, social norms, social values, subculture.
На протяжении всего исторического развития общества в его структуре непрерывно возникают регуляторы поведения, социальных
связей и отношений между индивидами, вследствие чего социум развивается как определенная целостная система. К числу таких регуляторов
можно отнести социальные ценности и социальные нормы, являющиеся принципиальными ориентирами социального развития.
Вместе с тем, в социуме также достаточно распространено неприятие и неисполнение социальных норм. Такое поведение индивидов или социальных групп определяется как ненормативное. В случае если такое поведение имеет деструктивный характер, это ведёт к разрушению положительных тенденций в обществе. Такое поведение индивидов принято называть отклоняющимся, или девиантным. Под девиантным поведением подразумевается поведение индивидов и социальных групп, не соответствующее общепринятым или официально установленным социальным нормам и ожиданиям [1].
Девиантное поведение опосредуется многими факторами. Так, например, к факторам, влияющим на формирование девиантного поведения, можно отнести:
1. Социальные факторы. Они имеют непосредственное влияние на формирование девиантного поведения. К таким факторам, прежде всего, следует отнести неблагоприятные условия социализации: недостаточное внимание к ребёнку со стороны близких, смена референтных лиц в детстве и подростковом возрасте (развод родителей, повторное вступление в брак, помещение ребёнка в детский дом), деструктивные условия в семье (насилие, алкоголизм и наркомания родителей, судимость родителей или старших братьев и сестёр) [2].
2. Экономические факторы. Большинство девиантных подростков являются выходцами из социальных «низов» или маргинальных слоёв общества. Стартовые условия в детстве у них хуже, чем у представителей более обеспеченных слоёв. Финансовое положение референтных лиц или референтной системы, обстановка «гетто» в социальных жилых кварталах обуславливает
бедность эмоциональных впечатлений, которые можно получить легальным путём (узость пространства для конструктивных занятий в свободное время), возможности для «приключений» на почве нарушения закона и порядка, напротив, весьма разнообразны [3].
Личностный потенциал индивида не находит своевременного и последовательного развития. Попытки конструктивных занятий в свободное время (например, в обществах и кружках по интересам) несовершеннолетние девианты прекращают со вступлением в определенный возраст.
3. Личностные факторы. Деви-антные подростки часто страдают от недостатка социальной компетентности и испытывают дефицит чувства самооценки. Это проявляется в том, что они в большинстве случаев не владеют социально приемлемыми и эффективными способами общения (например, выражения своих чувств) и разрешения конфликтов. Помимо прочего, нередко у них отмечаются дефициты в области школьной успешности (неоконченная основная школа, неумение хорошо читать и писать) и низкая толерантность к фрустрациям.
Необходимо отметить, что современное научное сообщество в контексте изучения детерминирующих факторов развития девиантности и делинквентности в молодежной среде наиболее часто рассматривает социально-экономические явления как наиболее значительные категории, влияющие на криминализацию данной социальной группы.
Вместе с тем, ряд ученых справедливо обращают внимание на растущий приоритет культурных и субкультурных ценностей и значений в оценке показателей девиантности молодого поколения, обуславливающих процессы легитимации форм асоциального мировоззрения современной российской молодежи (Р.Ю. Александров, Е.Г. Багреева, Г.С. Денисова, И.М. Мацкевич и др.).
Следует отметить, что обращение к исключительному значению ценностей в процессе общественного развития и их влиянию на формирование поведенческих моделей прослеживалось как в отечественных, так и в зарубежных гуманитарных исследованиях. Так, известный американский ученый Т. Парсонс рассматривал ценности как составные части социальной системы, соответственно, определяя их как общепринятые представления о желательном типе общества [4]. Однако качественное содержание системы культурных ценностей, в свою очередь, трансформируется именно под воздействием условий социальной среды, определяющей так называемые «культурные универсалии» [5].
Необходимо отдельно отметить, что одной из наиболее влиятельных научных концепций на поле социологической науки, объединяющей несколько подходов к проблеме молодежной девиантности, является концепция, увязывающая развитие рисков в молодежной среде с деструкцией основополагающих постулатов культуры российского социума и возрастающим приоритетом субкультурных тенденций (Ю.Н. Давыдов, И.Б. Роднянский, А.И. Шендрик). Данная деструкция провоцирует возрастание нигилистического отношения не только к праву, как к таковому, но и к основным праворегулирующим институтам.
В свою очередь, отмечая, что актуальность обозначенной проблематики в современном обществе демонстрирует регулярное нарастание, следует констатировать, что вопросы влияния культурной маргинальности на развитие деви-антных и делинквентных практик в среде молодых граждан России, последствий трансформации доминирующей культуры и идеологии, массового развития субкультурных течений в современной отечественной науке всесторонне не изучены.
Вместе с тем, именно «крушение» идеологии, и в частности - идеологической составляющей культуры, возрастание интереса к различным субкультурным течениям в первые два десятилетия текущего столетия, на наш взгляд, предопределили не только рост динамики развития асоциальных и преступных практик в среде российской молодежи, но и возникновение новых форм отклоняющегося поведения.
Известный российский исследователь, профессор Ю.Г. Волков также разделяет точку зрения о ключевой роли деидеологизации в процессе трансформации основных культурных ценностей. В своей работе «Идеологическая сфера российского общества и развитие российской государственности» он отмечает: «С деидеологизацией в российском обществе связывается проблемная ситуация социальной дезинтеграции, слабости и неаттрактивности базовых социальных ценностей, которые, являясь интегральными по направленности и характеру воздействия, включены в различные сферы общественной жизни, координируя деятельность субъектов общественно-политических отношений» [6].
А.П. Михайлов в одной из своих работ также дает аналогичную оценку ситуации, связанной с транзитивными процессами в российском обществе и трансформацией его культурной составляющей. Он пишет: «Радикальные преобразования, произошедшие в нашей стране в конце прошлого века, нарушили привычные механизмы поведения: разрушены стереотипы и схемы поведенческих моделей, сложившиеся традиции и нормы, ранее существовавшие в обществе» [7].
По нашему мнению, именно де-идеологизация традиционной российской культуры, во многом, обусловила не только возникновение новых субкультурных течений, но и способствовала активизации уже
существовавших, но в силу патерналистского положения базовой культуры находящихся «в забвении». Именно эти субкультуры, со своей устойчивой системой ценностей и
традиций, в свою очередь, активно способствовали легитимации в общественном сознании молодежи тех или иных противоправных моделей поведения.
Примечания:
1. Большой психологический словарь / под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зин-ченко. СПб.: Прайм - Еврознак, 2004. 456 с.
2. Клейберг Ю.А. Социальная психология. М.: Сфера, 2004. 189 с.
3. Долганов Д.Н. Когнитивная коррекция продуктивного поведения // Вопросы психологии. 2008. № 3. 109 с.
4. Парсонс Т. Система современных сообществ. М., 2004. С. 113.
5. Хрущев В.В. Девиации поведения в социологической исследовательской парадигме. // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Ре-гионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2015. Вып. 4 (167). С. 137.
6. Волков Ю.Г. Идеологическая сфера российского общества и развитие российской государственности. Социально-культурная консолидация в условиях модернизации современной России: материалы всерос. науч.-практ. конф., 12-14 марта 2013 г., Майкоп. М.; Майкоп; Ростов н/Д, 2013. С. 27.
7. Михайлов А.П. Культурная маргинальность как фактор развития преступного поведения молодежи // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. 2015. Вып. 3 (163). С. 150.
References:
1. A big psychological dictionary / Ed. by B.G. Meshcheryakov, V.P. Zinchenko. SPb.: Prime - Evroznak, 2004. - 456 pp.
2. Kleyberg Yu.A. Social Psychology. M.: Sfera, 2004. 189 pp.
3. Dolganov D.N. Cognitive correction of productive behaviour // Problems of Psychology. 2008. No. 3. 109 pp.
4. Parsons T. The system of modern societies. M., 2004. P. 113.
5. Khrushchev V.V. Deviations of behavior in the sociological research paradigm // Bulletin of Adyghe State University. Ser. Area studies: Philosophy, History, Sociology, Jurisprudence, Political Sciences and Cultural studies. Iss. 4 (167). 2015. P. 137.
6. Volkov Yu.G. Ideological sphere of the Russian society and the development of the Russian statehood. Socio-cultural consolidation in the conditions of modernization of contemporary Russia. Materials of All-Russia scientific and practical conference (12-14 March 2013 Maikop). M. - Maikop - Rostov-on-Don: 2013. P. 27.
7. Mikhailov A.P. The cultural marginality as a factor in the development of criminal behaviour of youth // Bulletin of Adyghe State University. Ser. Area studies: Philosophy, History, Sociology, Jurisprudence, Political Sciences and Cultural studies. Iss. 3 (163). 2015. P. 150.