УДК 316.723
А. Э. Хасуев
кандидат философских наук, доцент
Чеченский государственный
университет,
Грозный, Россия
E-mail: [email protected]
Н. У. Ярычев
доктор философских наук, доктор педагогических наук, член-корреспондент РАО, профессор
Чеченский государственный университет, Грозный, Россия
E-mail: [email protected]
СУБКУЛЬТУРНЫЕ СООБЩЕСТВА СОВРЕМЕННОСТИ: К АНАЛИЗУ ГЕНДЕРНОЙ СПЕЦИФИКИ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ В ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВЕ
Изменение мира обуславливает стремление к индивидуальности, поэтому люди все чаще хотят причислять себя к какой-то определенной группе. В конце 1990-х — начале 2000-х гг. большое распространение получили такие субкультуры, как готы, панки, эмо, скинхеды, байкеры. На современном этапе появились новые сообщества, при этом еще не до конца известны ценности, на которых они базируются. В статье мы попытались обозначить ряд ценностных оснований формирования современных женских субкультур. Преимущественно речь идет о субкультурах, получивших распространение среди девушек-подростков и в основном активно существующих в сетевом пространстве: ванильные девушки, «винишко тян», «фитоняшки». Также акцентируется внимание на отличительной характеристике современного этапа развития женских субкультур — информация о них становится широко доступной в Интернете, что не было свойственно прежним этапам функционирования альтернативных молодежных сообществ. Делается вывод о том, что вхождение в субкультуры помогает молодым людям уйти от одиночества и удовлетворить потребность в насыщенном общении с единомышленниками.
Ключевые слова: молодежь, субкультура, женские субкультуры, ценностные установки
Для цитирования: Хасуев, А. Э. Субкультурные сообщества современности: к анализу гендерной специфики самопрезентации в интернет-пространстве/А. Э. Хасуев, Н. У. Ярычев// Вестник культуры и искусств. — 2021. — № 3 (67). — С. 92—96.
Современная культура, развивающаяся в логике принципиального стилевого разнообразия и дифференциации культурных потоков, сосуществования и пересечения порой полярных тенденций, вновь актуализирует идеи субкультурной организации социума. Стремление отыскать точку опоры в мире неопределенности приводит к поиску и выбору референтных групп, отражающих ценности и нормы, регламентирующие определенный (значимый с позиций данного сообщества) сегмент социальной действительности.
Впервые понятие субкультура в современный научный оборот ввел Д. Рисмен, который предполагал, что общество в структурном отношении делится на подгруппы (social societies), а сама культура — на подкультуры.
В соответствии с представлениями Д. Рис-мена, субкультура — это сообщество, сплоченное внутри самого себя определенными нормами и ценностными ориентациями; именно эти особенности и характеризовали обособленность группы от общества в целом [8]. Традиционно субкультуры понимаются как подсистемы самой культуры (доминирующего культурного слоя), выступают в качестве области неформального разнообразия, в рамках которой происходят процессы, связанные с альтернативным развитием.
В контексте изучения проблематики субкультур мы будем руководствоваться подходом А. Я. Флиера, рассматривающего культуру в целом как «свойство коллективной жизни, регулируемой разумом. Коллективный образ жизни и разум образуют
92
культуру в наиболее полном ее понимании» [7, с. 42]. Исходя из данного определения, субкультуры могут оцениваться как сознательно создаваемые и целенаправленно регулируемые сообщества, выстраивающие ценностно-нормативный порядок жизни, отличающийся от большинства.
Изучение ценностных ориентаций молодых людей стало особенно актуальным, когда в российском обществе произошли политические и экономические изменения и начался активный процесс трансформации социальной системы ценностей [5, с. 63]. Молодежные субкультуры как альтернативные доминирующей культуре молодежные течения появились в конце Второй мировой войны. В ХХ в. среди молодых людей наблюдался настоящий всплеск интереса к различным субкультурным направлениям, большинство из которых в том или ином виде сохранились и в сегодняшнем мире (например, хиппи или байкеры). «Официальное открытие границ обеспечило поток в субкультурное пространство России множества западных, а позже и восточных образцов. Это во многом способствовало процессам субкультурного заимствования. Однако подобное массовое увлечение "не нашим" становится причиной возникновения среди части молодежи явно выраженных и наглядно демонстрируемых ксенофобских настроений» [2, с. 56].
Нельзя говорить о том, что вопросы, связанные с исследованием молодежных субкультур, малоизучены, отнюдь нет. Этой проблематике посвящены различные работы, фиксирующие особенности выражения, структуры и содержания данного явления. Тем не менее по большей части данные исследования сосредоточены на анализе молодежных субкультур, которые возникали и развивались в конце 1990-х — начале 2000-х гг. Наиболее ярко проблемы молодежных субкультур освещают работы таких авторов, как Т. Б. Щепанская, Е. Л. Омельченко, В. И. Ильин. «В условиях очевидных процессов глобализации, которые характеризуются возникновением огромного разнообразия моделей поведения и стилей жизни, изуче-
ние феномена субкультуры становится востребованным и актуальным. Более того, со второй половины XX в. субкультуры стали оказывать влияние на образ жизни и культурные приоритеты больших социальных групп, что обостряет научный интерес к их природе, структуре, функциям и динамике» [3, с. 3].
Необходимо отметить, что с появлением Интернета и развитием социальных сетей многое изменилось. Если раньше рокер оставался рокером в любой ситуации, то сейчас субкультура — это подобие маски, которую легко надеть и также легко снять. Днем в учебном заведении мы можем наблюдать обыкновенную студентку, а вечером на фото в социальной сети она превращается в «винишко тян». «Сегодня на улицах современного города, — пишет Н. С. Полева, — редко можно встретить металлистов в косухах, панков с ирокезами, ярких эмо, сумрачных готов и т. д. Они еще есть, но с каждым годом их становится все меньше. Среди последних упоминаний в СМИ о подростковых и молодежных субкультурах фигурируют "ваниль-ки", "винишко-тян" и "АУЕ"» [6, с. 31].
Современный этап развития, характеризующийся натиском информационных технологий, сформировавших контуры принципиально новой социокультурной реальности, в контексте субкультурной проблематики изучен, на наш взгляд, не в полной мере. К числу исследований последних лет, анализирующих специфику развития субкультур в XXI в., можно отнести работы таких авторов, как В. В. Волкова, Е. Л. Омельченко, Н. С. Полева, А. Ю. Ва-сильчук, А. Ю. Павлова и др. [2—4; 6].
В меньшей степени фиксируется гендерная специфика развития субкультурных сообществ. В данной статье мы представим некоторые особенности функционирования женских субкультур в интернет-пространстве.
Ванильки, или ванильные девушки. Представительницы этой субкультуры — девушки-подростки. Название объясняется любовью к одежде ванильных оттенков, сладостям, а некоторые представительницы данной суб-
93
культуры утверждают, что это отсылка к известному фильму «Ванильное небо». Набор внешних атрибутов, чрезмерно выраженная самопрезентация, которая проявляется практически во всем — одежде, мимике, речи и образе мышления, такой девушки призваны подчеркнуть ее нежность и женственность. Ванильные девушки выбирают определенный фасон одежды, большие очки, майки с принтами, креативную укладку волос [4, с. 44]. Слово «ванильный» стало нарицательным и означает все приторно нежное, а сами ванильки нередко становятся предметом шуток в сетевом пространстве. Появление этой субкультуры в начале 2010-х гг. обусловлено развитием социальных сетей и возможностью выкладывать фото и видео в широкие массы.
Мировоззрение представительниц данной субкультуры строится на подчеркивании женственности и слабости. Возможно, это реакция на навязывание современным девушкам образа сильной женщины (феминистическая повестка), а может быть, это девушки, выросшие в семьях советского образца, где мать работала наравне с отцом на тяжелом производстве, а после еще столько же готовила борщ дома. Дети из таких семей почувствовали, что новое время дает им возможность прожить жизнь не такую тяжелую, как у их матерей.
Следующая отличительная черта — это любовь к депрессивному состоянию и внутреннему трагизму. Любая субкультура в той или иной степени протестует против общества, у ванильных девушек бунт мягкий и тихий, они дистанцируются от социума.
«Винишко тян» — это относительно недавно возникшая в России молодежная субкультура, также распространенная преимущественно среди юных девушек (но и для молодых парней это не чуждо, хотя и в меньшей степени). В настоящее время в Интернете, в особенности в социальной сети «Ин-стаграм», наблюдается значительный рост последователей данной субкультуры. Девушка, принадлежащая к этому сообществу, именуется в единственном числе «винишко тян». Субкультура появилась на рубеже 2016— 2017 гг., хронологически винишки пришли на
смену ванилькам. Название «винишко» зародилось на просторах Интернета в различных пабликах, где выкладываются фото девочек в очках с бокалом вина. Винишек выделяют по их внешнему виду и одежде. Такие девушки делают прически в стиле каре и носят очки без диоптрий округлой формы, волосы они красят в яркий цвет либо высветляют. Одеваются скромно и небрежно, носят российские бренды, небольшой рюкзак, кеды, любят кататься на скейтборде. В макияже предпочитают яркие тона, иногда украшают себя разноцветными татуировками по всему телу, пирсингом и прочими трендовыми боди-модификациями. Долгое время пользователи Сети не могли определиться с фиксацией этого стиля, так как он очень абстрактный и характерен для многих молодежных течений. Под подобное описание подпадают широко обсуждаемые хипстеры, однако позже пользователи придумали название «винишко тян». Любовь к недорогому вину (в пакетах и пр.) стала основой для определения названия данной субкультуре. Их музыкальные предпочтения — молодежные пост-панк группы, интересы винишек — модные выставки, арт-хаус, чтение таких авторов, как Бродский, Ницше, Шопенгауэр, Паланик и др. Но в реальности же это знакомство с книгами и искусством в целом вполне может быть поверхностным, выражаемым через демонстрацию интереса, не всегда подкрепленного реальной осведомленностью. Обычно знания добываются не через первоисточники, а с помощью пабликов в социальных сетях, специализирующихся на распространении цитат известных людей, афоризмов и крылатых выражений. Интернет-пользователи в открытых дискуссиях обвиняют представительниц данной субкультуры в показной самопрезентации, поскольку считают, что это всего лишь ширма и на самом деле девушки сконцентрированы на внешнем виде и даже на выставки ходят ради очередных фотографий в социальных сетях. Сами винишки полагают, что это прозвище было создано искусственно с целью их унижения. И хотя вполне можно допустить, что обращение к философским первоисточникам, демонстрируемое представительницами
94
данной субкультуры, носит поверхностный характер, но даже поверхностное ознакомление оставляет свой «эволюционный след»: развивает способность воспринимать информацию, которую они получают из внешнего мира и окружающей среды.
Следующая субкультура — «фитоняш-ки», это молодые девушки, которые активно следят за собой, «прокачивают» свое тело в тренажерных залах, пропагандируют здоровое питание, выкладывая фото еды в контейнерах. Они не просто ходят в спортзал, а реально добиваются результатов, акцентируя внимание на том, чтобы не пропустить тренировку, вовремя принять пищу, не забыв предварительно посчитать БЖУ (баланс белков и углеводов). Со стороны кажется, что у девушки в жизни только один интерес — спортзал и что результатом такого увлечения оказывается здоровый образ жизни. В реальности же многие девушки в попытках стать идеальными зарабатывают анорексию, були-мию и другие пищевые расстройства.
Подчеркнем, что отличительной характеристикой современного периода развития субкультур становится широкая доступность информации о них в интернет-пространстве, не свойственная прежним этапам функционирования альтернативных сообществ (закрытый характер, ориентированный на «посвященных»). Кумира теперь ищут в Интернете и очень часто начинают подражать тому или иному образу. Так уж устроен человек — он всегда хочет выделиться в обществе, продемонстрировать собственную оригинальность, подчеркнуть свои лучшие черты. К чему в результате придет человечество в целом, покажет только время. При этом необходимо понимать, что одной из ведущих причин развития молодежных субкультур выступает внутренний протест молодежи против ограничений, которые накладываются обществом в лице старшего поколения. К проблемам такого порядка можно отнести и желание молодых людей обрести новую реальность, функционирующую по отличным от общепринятых норм, обозначить новый круг общения среди сверстников.
Подводя итог характеристике молодежных субкультур современности, можно
привести цитату из романа Поппи Брайт «Потерянные души»: «Они все такие юные, думал Дух, ощущая их боль и восторг, их наивную глупость, их красоту и страх. Они такие юные. Они ходят в своих дешевеньких украшениях, слямзенных из магазинов, в своих драных джинсах, в своих черных одеждах — как знак принадлежности к некоему тайному обществу» [1, с. 35].
Таким образом, субкультура представляет собой общность людей, объединенных специфическими интересами, в рамках которой решается одна из важных задач данной общности — поиск единомышленников, одинаково думающих об окружающей социокультурной действительности. Вхождение в субкультуры помогает молодым людям уйти от одиночества и удовлетворить потребность в насыщенном общении. Порой молодежная субкультура с ее нестандартной и эпатажной атрибутикой становится своеобразным «убежищем» от конфликтных отношений в семье подростка. В качестве продолжения исследования данной проблемы видится необходимость изучения установок толерантности общества к различным субкультурам.
1. Брайт, П. Потерянные души / Поппи Брайт. - Москва : АСТ, 2002. - 349 с.
2. Васильчук, Е. О. Латентный конформизм как доминанта политизации идейного базиса панк-субкультуры / Е. О. Васильчук, А. Ю. Павлова // Вестник челябинской государственной академии культуры и искусств. - 2012. -№ 4 (32). - С. 56-61.
3. Волкова, В. В. Многогранность феномена субкультуры: теоретический и методологический аспекты : автореф. дис. ... канд. культурологии / В. В. Волкова. - Саранск, 2016. - 22 с.
4. Омельченко, Е. Л. Молодежные культуры и субкультуры / Е. Л. Омельчен-ко. - Москва : Институт социологии РАН, 2000. - 264 с.
5. Патрикеева, Э. Г. Ценность профессионального образования в молодежной среде (гендерный подход) / Э. Г. Патрикеева, О. А. Соловьева // Молодой ученый. - 2015. - № 23-2. - С. 63-67.
6. Полева, Н. С. «Закат» молодежных субкультур / Н. С. Полева // Психология субкультуры: феноменология и
95
современные тенденции развития : материалы междунар. науч. конф. — Москва, 2019. - С. 30-36.
7. Флиер, А. Я. Культура в универсальной истории. Философские размышления / А. Я. Флиер // Современная действительность сквозь призму культурологического знания : материалы междунар. науч.-творч. форума (науч. конф.)
«Научные школы. Молодежь в науке и культуре XXI в., Челябинск, 12—13 ноября 2020 г.). — Челябинск : ЧГИК, 2020. - С. 40-53.
8. Riesman D., Glazer N., Denney R. 2001. The lonely crowd: a study of the changing American character. L.: Yale University Press. 315 p.
Получено 27.04.2021
A. Khasuev
Candidate of Philosophical Sciences, Docent
Chechen State University, Grozny, Russia
E-mail: [email protected]
N. Yarychev
Doctor of Philosophical Sciences, Doctor of Pedagogic Sciences, Professor, Corresponding Member of the RAE Chechen State University, Grozny, Russia
E-mail: [email protected]
Modern Subcultural Communities: to the Analysis of Gender Specific Features of Self-Presentation in Internet Space
Abstract. Changes of the world explain the ambition of people to be individual. More often they want to classify themselves as a certain group of people. Among them were goths, punks, emo, skinheads, bikers developed in the late 90s and early 2000s. At present new communities have appeared and not all of them have been thoroughly studied. In this article we tried to define a number of values when forming modern female subcultures. Mostly the authors talk about subcultures that have become widespread among adolescent girls actively existing in Internet space including vanilla girls, "vinishko chan, "phytonyashki" and others. They also stress the peculiar characteristics of modern stage in development of female subcultures. You can easily get all necessary information about them in Internet that was impossible to do in previous stages of alternative youth communities functioning. They conclude by saying that entry to subcultures helps young people to keep away from loneliness and to meet needs in intensive communication with their associates.
Keywords: youth, women, subculture, vinishko chan, vanilla, phytonyashki, philosophical analysis
For citing: Khasuev А., Yarychev N. 2021. Modern Subcultural Communities: to the Analysis of Gender Specific Features of Self-Presentation in Internet Space. Culture and Arts Herald. No 3 (67): 92-96. References
1. Brite P. 2002. Poteryannye dushi [Lost souls]. Moscow: AST 349 p. (In Russ.).
2. Vasilchuk E., Pavlova A. 2012. Latent conformism as the dominant politicization of the ideological basis of punk subculture. Herald of the Chelyabinsk State Academy of Culture andArts. No 4 (32): 56-61. (In Russ.).
3. Volkova V. 2016. Mnogogrannost' fenomena subkul'tury: teoreticheskiy i metodologicheskiy aspekty [The versatility of the phenomenon of subculture: theoretical and methodological aspects]. Saransk. 22 p. (In Russ.).
4. Omelchenko E. 2000. Molodezhnye kul'tury i subkul'tury [Youth cultures and subcultures]. Moscow: Institute of Sociology RAS. 264 p. (In Russ.).
5. Patrikeeva E., Soloveva O. 2015. The value of professional education in the youth environment (gender approach). Molodoyuchenyy [Youngscientist]. No 23-2: 63-67. (In Russ.).
6. Poleva N. 2019. "Sunset" of youth subcultures. Psikhologiya subkul'tury: fenomenologiya i sovremennye tendentsii razvitiya [Psychology of subcultures: phenomenology and modern development trends]. Moscow. P. 30-36. (In Russ.).
7. Flier A. 2020. Culture in a universal history. Philosophical reflections. Sovremennaya deystvitel'nost' skvoz' prizmu kul'turologicheskogo znaniya [Modern reality through the prism of cultural knowledge]. Chelyabinsk: ChGIK. P. 40-53. (In Russ.).
8. Riesman D., Glazer N., Denney R. 2001. The lonely crowd: a study of the changing American character L.: Yale University Press. 315 p. (In Engl.).
Received 27.04.2021
96