Научная статья на тему 'СУБЪЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ'

СУБЪЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
347
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СУБЪЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ / ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ / ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ / МЕТОДЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ / ДЕТИ / НЕБЛАГОПОЛУЧНЫЕ СЕМЬИ / SUBJECTS PREVENTION / ABUSE / PREVENTION / METHODS OF EFFECT / CHILDREN / DYSFUNCTIONAL FAMILIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шелеметьева Елена Владимировна

В статье перечисляются субъекты профилактики, основным направлением которых, является борьба с жестоким обращением с детьми. Перечисляются и характеризуются методы воздействия субъектов профилактики, направленные на предотвращение жестокого обращения с детьми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Шелеметьева Елена Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SUBJECTS OF PREVENTION OF CHILD ABUSE

The article lists the subjects of prevention, whose main focus is the fight against the abuse of children. Lists and characterized by the methods of effect of subjects of prevention, aimed at preventing ill-treatment of children.

Текст научной работы на тему «СУБЪЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

СУБЪЕКТЫ ПРОФИЛАКТИКИ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ

Шелеметьева Елена Владимировна

Преподаватель кафедры государственно-правовых и гражданско-правовых дисциплин, майор полиции

THE SUBJECTS OF PREVENTION OF CHILD ABUSE

Shelemetyeva Elena Vladimirovna

Lecturer at the criminal low and criminology department, Far Eastern Law Institute of the Ministry of the Interior of theRussian Federation, Russia, Vladivostok, 690087

АННОТАЦИЯ

В статье перечисляются субъекты профилактики, основным направлением которых, является борьба с жестоким обращением с детьми. Перечисляются и характеризуются методы воздействия субъектов профилактики, направленные на предотвращение жестокого обращения с детьми.

ABSTARCT

The article lists the subjects of prevention, whose main focus is the fight against the abuse of children. Lists and characterized by the methods of effect of subjects of prevention, aimed at preventing ill-treatment of children.

Ключевые слова: субъекты профилактики, жестокое обращение, предотвращение, методы воздействия, дети, неблагополучные семьи.

Key words: subjects prevention, abuse, prevention, methods of effect, children, dysfunctional families

Традиционно, в каждом государстве предпринимаются широкомасштабные меры по совершенствованию борьбы с преступностью несовершеннолетних, в том числе и на одном из приоритетных направлений этой борьбы - по предупреждению преступлений. В современном обществе стремительно развивается и растет количество семей, в которых детей воспринимают не как «цветы жизни» и надежда на будущее, а совсем по-другому, например, как очаг постоянных проблем и трудностей. Защита прав несовершеннолетних, безусловно, требует особого внимания. Даже в средствах массовой информации молодое поколение рассматривают в связи с угрозой алкоголизма и наркозависимости, детской проституцией и распространением СПИДа, подростковой преступностью и тому подобное. В данной ситуации необходимо оказать помощь родителям осознать не только то, что родитель - это прежде всего большая ответственность, но и то, что это огромное счастье быть им. В первую очередь, научить и призвать к этому необходимо неблагополучные семьи. Научить их смотреть на проблему с положительной стороны. А после этого воспитание ребенка будет становиться все легче[1].

Государству достаточно сложно повлиять на подобную ситуацию, так как возможности его в данном случае ограничены. Секретари комиссий по делам несовершеннолетних, педагоги, полиция не в силах работать индивидуально с каждой неблагополучной семьей, а лишение родительских прав уже не принимают в качестве наказания[3]. Мы полагаем, что наиболее быстрый путь к изменению ситуации заключается в активизации

работы, которая направлена на увеличение заинтересованности родителей, а прежде всего, раннюю работу с неблагополучными семьями, для того, чтобы предотвратить жестокое отношение к детям в подобных семьях. В 2012 г. Президентом Российской федерации был подписан Указ О Национальной Стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы [4 ].

Координирование и регулирование в системе органов, а также учреждений, чья деятельность направлена на предотвращение безнадзорности и совершения правонарушений способствует:

- наиболее частому и действенному выявлению жестокому обращению с детьми в неблагополучных семьях;

- систематизированию и надлежащему осуществлению мер, которые направлены на охрану детей, подвергающихся жестокому обращению в неблагополучных семьях;

- устройству психологической и социальной работы с такими детьми, а при необходимости, и осуществление медицинской помощи.

Рассматриваемая нами проблема жестокого обращения с детьми в неблагополучных семьях -действительная угроза для устоев правового государства. Решить ее можно лишь посредством формирования и совершенствования

взаимодействия абсолютно всех структур, которые заинтересованы в этом.

По нашему мнению, наиболее заинтересованными субъектами профилактики и предупреждения жестокого обращения с детьми являются:

1. Исполнительные органы государственной власти;

2. Уполномоченный по правам ребенка;

3. Органы управления социальной защитой населения, учреждения социального обслуживания населения (Центры социальной помощи семье и детям);

4. Органы, осуществляющие управление в сфере образования, учреждения образования;

5. Органы опеки и попечительства;

6. Органы по делам молодежи, учреждения по молодежной политике;

7. Прокуратура, органы внутренних дел;

8. Органы управления здравоохранением, учреждения здравоохранения;

9. Территориальные детские общественные приемные;

10. Детский телефон доверия;

11. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав;

12. Координационный совет по реализации политики в интересах семьи и детей;

13. Межведомственная комиссия по организации отдыха, оздоровления, занятости детей, подростков, молодежи;

14. Комиссия по вопросам семьи, женщин, детства и демографической политике[3].

Сотрудники медицинских учреждений, в случае выявления определенных признаков, свидетельствующие о жестоком обращении, должны для начала оценить общее состояние ребенка, непосредственно, с медицинской точки зрения. В первую очередь, следует оценить видимые признаки насилия (синяки, кровоподтеки, ожоги и т.п.). Затем, все обнаруженное в результате осмотра должно быть зафиксировано в медицинской карте. В случае, если были обнаружены более тяжкие последствия (ушибы головного мозга, потеря зрения), сотрудник медицинских учреждений принимает решение о госпитализации ребенка, подвергшегося насилию. После регистрации ребенка, поступившего в медицинское учреждение, необходимо направить уведомление в правоохранительные органы, а также - в комиссию по делам несовершеннолетних и в органы опеки и попечительства, тем самым передавая им дальнейшие полномочия по работе с детьми, подвергнутыми жестокому обращению в неблагополучных семьях.

Сотрудники органов опеки и попечительства действуют в соответствии с Семейным кодексом Российской Федерации. Согласно ст. 77 СК РФ, они вправе немедленно отобрать ребенка у родителей или же у одного из них, а также у других лиц (опекунов, попечителей). Это возможно лишь в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью ребенка (действия, могущие повлечь за собой телесные повреждения, а в некоторых случаях - смерть). Выявить это можно путем обследования условий жизни, а также воспитания ребенка, претерпевавшему насилие в семье. Для отобрания ребенка должен быть составлен акт органа исполнительной власти субъекта

Российской Федерации или же акт главы муниципального образования (в том случае, если ОМС наделены соответствующими полномочиями по опеке и попечительству). Отбирая ребенка, у органа опеки и попечительства появляются важные обязанности:

1.- незамедлительное уведомление прокурора;

2.- обеспечение ребенку временного устройства;

3.- обращение в соответствующий суд с иском о лишении либо об ограничении родительских прав. При этом, сделать это необходимо в течение семь дней с момента вынесения вышеуказанного акта. Таким образом, можно выделить такие основания гражданско-правовой ответственности: лишение и ограничение родительских прав, а также отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью (статьи 69, 73 и 77 Семейного кодекса РФ соответственно).

Мы считаем, что такие методы воздействия достаточно правомерны, ведь жестокое обращение, насилие над детьми - существенное основание для привлечения родителей, опекунов и попечителей к ответственности.

Сотрудники комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав обязаны проанализировать поводы и условия, которые способствовали в момент совершения того или иного акта насилия в отношении ребенка в неблагополучной семье. Затем следует четко определиться и составить план профилактических работ с таким ребенком. Также необходимо отметить, что если информация о совершении жестокого обращения в неблагополучной семье над ребенком получена от иных граждан, следует проводить проверку условий жизни ребенка. После проведения такого обследования, составляется акт обследования, который содержит все его результаты, например, несоответствие жилища санитарным условиям, отсутствие спального места у ребенка, постоянное употребление алкоголя и наркотиков родителями. Затем акт направляется в правоохранительные органы для решения вопроса о проверке родителей и жилища, уголовной ответственности и наказании, которое можно применить к ним.

Сотрудники учреждений социальной защиты населения также наделены функциями проверки условий жизни и воспитания ребенка, но только вместе с сотрудниками органов опеки и попечительства. В случае, если будут обнаружены какие-либо признаки насилия над детьми в проверяемой неблагополучной семье, нужно составить служебную записку руководителю того учреждения, в пределах полномочий которого было произведено обследование. Руководитель, в свою очередь, рассматривает такую записку и решает вопрос о направлении сведений о тех или иных признаках насилия над ребенком в правоохранительные органы [2].

Сотрудники образовательных учреждений, выявив те или иные признаки жестокого обращения с детьми, составляют служебную записку, которая

передается руководителю образовательного учреждения, сообщение - в орган опеки и попечительства, опять же для проведения проверки условий жизни ребенка. Затем, такая информация должна быть направлена в правоохранительные органы и в комиссии по делам несовершеннолетних.

Сотрудники правоохранительных органов обладают широкими полномочиями по профилактике и предотвращению жестокому обращению с детьми в неблагополучных семьях. При поступлении информации о признаках жестокого обращения с детьми в неблагополучных семьях обязаны принять меры, направленные на защиту ребенка, которому угрожает опасность. Имеют право на задержание и доставление в ОВД лиц, которые применяли жестокое обращение к ребенку[3]. Могут применять меры уголовно -процессуального принуждения, назначать проведение экспертиз и проводить иные следственные действия, а также решают вопрос об уголовной ответственности, о применении к лицу, совершившему преступление, меры уголовного наказания. Как известно, Уголовный кодекс РФ также предусматривает ответственность за совершение насилия над детьми разного рода.

Подводя итог всему вышесказанному, мы можем сказать, что у всех субъектов (педагогов, социальных работников, психологов, врачей и

сотрудников ОВД) схожие права и обязанности в сфере профилактики жестокого обращения с детьми. Но для их укрепления и усиления необходимо «плотное» взаимодействие. Достигнуть этого можно путем повышения квалификации и обучения сотрудников тех или иных служб и органов, проведение совместных курсов по исследуемой теме, которые должны вызвать интерес к проблеме жестокого обращения с детьми, что поспособствует ее разрешению и предотвращению.

Библиографический список

1.Волкова, Е. Н. Междисциплинарный подход предотвращения насилия и жестокого обращения с детьми. // Вестник психосоциальной и коррекционно- реабилитационной работы. СПб.

2006. № 6. С. 24-28.

2.Волкова, Е. Н. Защита детей от жестокого обращения. / Под ред. Е. Н. Волковой. СПб. : Питер,

2007. С. 45-46.

З.Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений

несовершеннолетних. Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ (ред. от 26.07.2019) // URL:http://www.garant.ru (дата обращения 17.03.2020).

4.URL:http://www.rg.ru (дата обращения: 29.03.2020)

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ РАЗВИТИЕ ЦЕНЗУРЫ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ

DOI: 10.31618/ESU.2413-9335.2020.9.73.719

Эктумаев А.Б.

Кандидат юридических наук, доцент, Высшая школа правоведения ИГСУ РАНХиГС

CONSTITUTIONAL AND LEGAL BASIS OF CENSORSHIP

Ektumaev A.B.

АННОТАЦИЯ

В настоящей статье раскрывается сущность, признаки и функции цензуры. Отмечается, что вся история развития свободы слова в России тесно связана с государственной цензурой, и это оказывает влияние на состояние общественной коммуникации в современный период. На основании анализа положений Конституции РФ и сформировавшегося на их основе законодательства РФ, обосновывается деление цензуры на предварительную (до передачи сообщения) и последующую (после передачи сообщения).

ABSTRACT

This article reveals the essence, features and functions of censorship. It is noted that the entire history of the development of freedom of speech in Russia is closely connected with state censorship, and this has an impact on the state of social communication in the modern period. Based on the analysis of the provisions of the Constitution of the Russian Federation and the legislation of the Russian Federation formed on their basis, the division of censorship into preliminary (before the message is transmitted) and subsequent (after the message is transmitted) is substantiated.

Ключевые слова: права и свободы человека; свобода слова; свобода информации; цензура.

Keywords: human rights and freedoms; freedom of speech; freedom of information; censorship.

Запрет цензуры является конституционной гарантией, которая входит согласно части 5 статьи 29 Конституции РФ в состав конституционного положения о свободе массовой информации. В Конституции РФ не содержится определения понятия «цензура». Для выявления его

конституционно-правового смысла следует выделить сущностные признаки цензуры, функции, цели и задачи.

В толковом словаре С.И. Ожегова понятие «цензура» определяется как просмотр произведений, предназначенных для печати, для

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.