Научная статья на тему 'Субъекты отношений по обеспечению безопасности личности в уголовном судопроизводстве как элемента принципа охраны прав и свобод человека и гражданина'

Субъекты отношений по обеспечению безопасности личности в уголовном судопроизводстве как элемента принципа охраны прав и свобод человека и гражданина Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
155
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УГОЛОВНОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО / ПОДОЗРЕВАЕМЫЙ / СУД / ПРАВООТНОШЕНИЕ / ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Субъекты отношений по обеспечению безопасности личности в уголовном судопроизводстве как элемента принципа охраны прав и свобод человека и гражданина»

судом присяжных, ведь необоснованное исключение доказательств является безусловным основанием к отмене приговора.

М. Л. Базюк

СУБЪЕКТЫ ОТНОШЕНИЙ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ В УГОЛОВНОМ

СУДОПРОИЗВОДСТВЕ КАК ЭЛЕМЕНТА ПРИНЦИПА ОХРАНЫ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

Оказание противоправного воздействия на любого участника судопроизводства следует рассматривать как угрозу осуществления правосудия. При расследовании и раскрытии преступлений трудно переоценить значимость доказательственной информации, содержащейся в показаниях лиц, оказывающих содействие правосудию - сознавшегося обвиняемого (подозреваемого); свидетеля, потерпевшего или иного участника уголовного процесса. Зачастую эти лица, решившись на дачу изобличающих показаний, рискуют жизнью, здоровьем и спокойствием - как собственными, так и близких им лиц, в связи с чем проблема обеспечения безопасности личности в уголовном судопроизводстве является крайне актуальной.

Согласно ч. 3 ст. 11 УПК РФ при наличии достаточных данных о том, что потерпевшему, свидетелю или иным участникам уголовного судопроизводства, а также их близким родственникам, родственникам или близким лицам угрожают убийством, применением насилия, уничтожением или повреждением их имущества либо иными опасными противоправными деяниями, суд, прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель принимают в пределах своей компетенции в отношении указанных лиц меры безопасности, предусмотренные статьями 166 частью девятой, 186 частью второй, 193 частью восьмой, 241 пунктом 4 части второй, и 278 частью пятой настоящего Кодекса.

Отношения по обеспечению безопасности личности в уголовном судопроизводстве являются особым видом правоотношений, при осуществлении которых взаимодействуют различные субъекты. Следует согласиться с существующей в науке классификацией, в соответствии с которой всех субъектов отношений по обеспечению безопасности можно разделить на три группы:

«1) субъекты (лица, органы), принимающие решение о применении мер безопасности;

2) субъекты (лица, органы), реализующие (применяющие, осуществляющие) меры безопасности;

3) субъекты, подлежащие защите (защищаемые лица)»1.

1. В состав первой группы входят должностные лица, уполномоченные принимать процессуальные решения по уголовному делу: дознаватель, орган дознания, начальник подразделения дознания, следователь, руководитель следственного органа, прокурор, судья. К ним могут быть также отнесены иные должностные лица, не принимающие решения по уголовному делу, но наделенные правом принимать решения о применении внепроцессуальных мер безопасности (в случае необходимости принятия такого решения после окончания уголовно-процессуальных отношений). Согласно ст. 2 Федерального закона РФ от 20 августа 2004_г. № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства»2 решение об осуществлении государственной защиты принимают суд (судья), начальник органа дознания или следователь, в производстве которых находится заявление (сообщение) о преступлении либо уголовное дело, если иное не предусмотрено уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

2. Вторую группу образуют органы и должностные лица, осуществляющие меры безопасности. В соответствии со ст. 3 ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» к ним относятся: органы внутренних дел Российской Федерации, органы федеральной службы безопасности, таможенные органы Российской Федерации и органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ по уголовным делам, находящимся в их производстве или отнесенным к их ведению, а также иные государственные органы, на которые может быть возложено в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществление отдельных мер безопасности. Предусмотрены вышеуказанным Федеральным законом и особые случаи - так, применение мер безопасности в отношении защищаемых лиц из чис-

1 Епихин А. Ю. Обеспечение безопасности личности в уголовном судопроизводстве. - СПб., 2004. - С. 145-146; Зайцев О. А. Государственная защита участников уголовного процесса. - М., 2002. - С. 44-72.

Собрание законодательства РФ. - 2004. - № 34. - Ст. 3534.

ла военнослужащих осуществляются также командованием соответствующих воинских частей и вышестоящим командованием (ст. 5), а в отношении защищаемых лиц, содержащихся в следственных изоляторах или находящихся в местах отбывания наказания, осуществляются также учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации (ст. 6).

Открытым остается предложение, активно обсуждаемое в науке, но не нашедшее до настоящего времени отражения в российском законодательстве и правоприменительной практике, о необходимости создания специальных служб по реализации мер безопасности участников процесса1. Как справедливо замечает О. А. Зайцев, в вопросе о субъекте применения мер государственной защиты участников уголовного процесса, «важно, чтобы на государственном уровне были четко определены те органы, которые наделены правом осуществлять меры по защите на разных этапах судопроизводства»2. По предложению А.Ю. Епихина «выполнение защитной функции должно быть связано с одним государственным органом или специальной службой, которая координирует деятельность других правоохранительных и иных органов, контактирует с ними в части обеспечения безопасности защищаемого лица. В целях реализации возложенных на этот орган задач следует установить ответственность других государственных органов и должностных лиц за неисполнение (ненадлежащее исполнение) указаний специальной службы по реализации мер безопасности . Целесообразность создания единого государственного органа, осуществляющего задачи по обеспечению безопасности лиц, содействующих правосудию, связана с тем, что в российской системе правоохранительных органов каждый из них может осуществлять защиту личности по уголовным делам, строго отнесенным уголовно-процессуальным законодательством к их компетенции, однако государственное финансирование силовых ведомств неодинаково, «уровень профессионализма также различен, поэтому надежнее защита обеспечивается тем органом, который в финансовом, кадровом, организационном отношениях наиболее благополучен... Наличие единой

1 См., напр.: Брусницын Л. В. Теоретико-правовые основы и мировой опыт обеспечения безопасности лиц, содействующих уголовному правосудию: Дис. ... докт. юрид. наук: 12.00.09. - М., 2002.

2 Зайцев О. А. Указ. соч. - С. 42.

3

Епихин А. Ю. Указ. соч. - С. 71.

службы позволит уменьшить до минимума рассекречивание конфиденциальной информации, чему будет способствовать и небольшой штат»1.

3. К третьей группе субъектов безопасности следует отнести лиц, в отношении которых оказывается или может быть оказано посткриминальное воздействие - «защищаемых лиц».

Как известно, все участники уголовного судопроизводства обладают процессуальными правами, несут определенные обязанности, могут вступать в процессуальные отношения и осуществлять процессуальную деятельность. Перечень участников уголовного судопроизводства является закрытым, закреплен в главах 5-8 УПК РФ. Таким образом, все участники уголовного судопроизводства обладают определенным правовым статусом. А к лицам, в отношении которых могут быть приняты меры безопасности, закон (в частности, ч. 3 ст. 11 УПК РФ) относит еще и такую категорию, как «близкие родственники, родственники и близкие участников процесса». Они, по точному замечанию А. Ю. Епихина, «не являются участниками уголовно-процессуальных отношений, однако они являются участниками правоотношений, возникающих при обеспечении их безопасности»2. Таким образом, в случае необходимости, статус защищаемого лица могут приобрести:

1) участники уголовного судопроизводства;

2) близкие родственники участников судопроизводства (супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки);

3) родственники участников судопроизводства (все иные лица, состоящие в родстве с участником процесса, за исключением близких родственников);

4) близкие лица участников судопроизводства. К этой категории обычно относят друзей участников уголовного процесса, обрученных (помолвленных) с участниками уголовного процесса, лиц, находящихся в свойстве с участниками уголовного процесса, а также лиц,

жизнь, здоровье и благополучие которых дороги участнику уголовно__с X г ^

го процесса в силу сложившихся личных отношений. К этой категории также следует отнести и лиц, находящихся в фактических (но не

1 Там же. - С. 74.

2

Епихин А. Ю. Указ. соч. - С. 161.

зарегистрированных в установленном законом порядке) брачных отношениях с участниками уголовного судопроизводства.

В соответствии с ч. 3 ст. 11 УПК РФ, при наличии достаточных данных о том, что потерпевшему, свидетелю или иным участникам уголовного судопроизводства, а также их близким родственникам, родственникам или близким лицам угрожают убийством, применением насилия, уничтожением или повреждением их имущества либо иными опасными противоправными деяниями, суд, прокурор, следователь, орган дознания и дознаватель принимают в пределах своей компетенции в отношении указанных лиц меры безопасности. Как следует из этой нормы, меры безопасности могут быть применены, в том числе, к близким лицам потерпевшего, свидетеля и иных участников уголовного судопроизводства. Однако согласно определению, данном в п. 3 ст. 5 УПК РФ, под близкими лицами понимаются иные, за исключением близких родственников и родственников, лица, состоящие в свойстве с потерпевшим, свидетелем, а также лица, жизнь и здоровье и которых дороги потерпевшему, свидетелю в силу сложившихся личных отношений.

Таким образом, складывается впечатление, что меры безопасности могут применяться в отношении близких лиц лишь потерпевших и свидетелей. Безусловно, в отношении этих категорий участников процесса и их близких лиц посткриминальное воздействие осуществляется наиболее часто, что, однако, не исключает воздействия на близких лиц иных участников процесса. Анализ ч. 3 ст. 11 УПК РФ, а также положений ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» (так, в ч. 1 и ч. 3 ст. 2 в качестве лиц, подлежащих государственной защите, указаны потерпевший, свидетель, частный обвинитель, подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, их защитники и законные представители, осужденный, оправданный, а также лицо, в отношении которого уголовное дело либо уголовное преследование было прекращено; эксперт, специалист, переводчик, понятой, а также участвующие в уголовном судопроизводстве педагог и психолог; гражданский истец, гражданский ответчик; законные представители, представители потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и частного обвинителя, а также родственники, близкие родственники и близкие лица перечисленных участников) позволяет сделать вывод, что законодатель, вероятно, ошибочно не включил в указанное понятие близ-

ких лиц других участников уголовного судопроизводства, содействующих правосудию.

В связи с изложенным, предлагается внести изменения в п. 3 ст. 5 УПК РФ, изложив его в следующей редакции:

«3) близкие лица - иные, за исключением близких родственников и родственников, лица, состоящие в свойстве с потерпевшим, свидетелем или иными участниками уголовного судопроизводства, а также лица, жизнь, здоровье и благополучие которых дороги потерпевшему, свидетелю или иным участникам уголовного судопроизводства в силу сложившихся личных отношений».

Таким образом, важной особенностью правоотношений по обеспечению безопасности в уголовном судопроизводстве является то, что при реализации этой составляющей принципа охраны прав и свобод человека и гражданина факт принадлежности личности к участникам со стороны защиты, или со стороны обвинения, или к иным участникам, способствующим отправлению правосудия не имеет абсолютно никакого значения. Более того, положения о безопасности распространяются также и на лиц, не являющихся участниками уголовного судопроизводства и не имеющих непосредственного отношения к уголовному делу - это родственники, близкие родственники и иные близкие лица участников процесса, содействующих правосудию.

М. А. Днепровская

К ВОПРОСУ ПРИМЕНЕНИЯ ОСОБОГО ПОРЯДКА

СУДЕБНОГО РАЗБИРАТЕЛЬСТВА ПО ХОДАТАЙСТВУ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ОБВИНЯЕМОГО

Уголовно-процессуальный закон не конкретизирует возраст обвиняемого, который вправе требовать рассмотрения уголовного дела в особом порядке судебного разбирательства, предусмотренного гл. 40 УПК РФ (далее сокращенно - «особый порядок»), поэтому следует разрешить вопрос о возможности рассмотрения уголовного дела в таком порядке по ходатайству несовершеннолетнего обвиняемого.

Пленум Верховного Суда РФ в своем постановлении «О применении судами норм Уголовно-процессуального кодекса РФ» от 5 марта 2004 г. № 1 разъяснил, что закон не предусматривает возмож-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.