Научная статья на тему 'Субъекты финансового контроля в сфере денежного обращения в Японии'

Субъекты финансового контроля в сфере денежного обращения в Японии Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1091
154
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЯПОНИЯ / КОНТРОЛЬ В СФЕРЕ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ / МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ / АГЕНТСТВО ФИНАНСОВЫХ УСЛУГ / МОНЕТНЫЙ ДВОР / НАЦИОНАЛЬНОЕ БЮРО ПЕЧАТИ / БАНК ЯПОНИИ / КРИПТОВАЛЮТА / JAPAN / MONETARY CONTROL / MINISTRY OF FINANCE / FINANCIAL SERVICES AGENCY / MINT / THE NATIONAL PRINTING BUREAU / BANK OF JAPAN / CRYPTOCURRENCY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Карпов Кирилл Александрович

Статья посвящена исследованию правового статуса особых субъектов в Японии органов, которые осуществляют контроль в сфере денежного обращения. Автор уделяет внимание их генезису, а также разграничению полномочий между ними. Положительный опыт Японии в данной сфере может быть заимствован российской правовой доктриной и законодателем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SUBJECTS OF FINANCIAL CONTROL IN THE SPHERE OF MONETARY CIRCULATION IN JAPAN

The article is devoted to the research of the legal status of special subjects in Japan the bodies which exercise control in the sphere of monetary circulation. The author pays attention to their genesis, as well as the separation of authorities between them. Japan’s positive experience in this sphere can be borrowed by the Russian legal doctrine and the legislator.

Текст научной работы на тему «Субъекты финансового контроля в сфере денежного обращения в Японии»

ПРО БА ПЕРА

4*

■Iii

Кирилл Александрович КАРПОВ,

магистрант Института непрерывного обучения Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) [email protected] 125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9

СУБЪЕКТЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В СФЕРЕ ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ В ЯПОНИИ

Аннотация. Статья посвящена исследованию правового статуса особых субъектов в Японии — органов, которые осуществляют контроль в сфере денежного обращения. Автор уделяет внимание их генезису, а также разграничению полномочий между ними. Положительный опыт Японии в данной сфере может быть заимствован российской правовой доктриной и законодателем. Ключевые слова: Япония, контроль в сфере денежного обращения, Министерство финансов, Агентство финансовых услуг, Монетный двор, Национальное бюро печати, Банк Японии, криптовалюта.

DOI: 10.17803/2311-5998.2019.59.7.154-163

K. A. KARPOV, Master student of Kutafin Moscow State Law University (MSAL) [email protected] 125993, Russian Federation, Moscow, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, 9 THE SUBJECTS OF FINANCIAL CONTROL IN THE SPHERE OF MONETARY CIRCULATION IN JAPAN Abstract. The article is devoted to the research of the legal status of special subjects in Japan — the bodies which exercise control in the sphere of monetary circulation. The author pays attention to their genesis, as well as the separation of authorities between them. Japan's positive experience in this sphere can be borrowed by the Russian legal doctrine and the legislator. Keywords: Japan, monetary control, Ministry of Finance, Financial Services Agency, the Mint, The National Printing Bureau, Bank of Japan, cryptocur-rency.

Введение

В современной российской финансово-правовой науке остро стоит вопрос о выделении отдельной подотрасли — права денежного обращения (денежное право). Она включает нормы, которые регулируют обращение национальной и иностранной валюты в наличной и безналичной формах1.

Стоит заметить, что денежное обращение всегда играло ключевую роль в эффективном функционировании общества и государства. Однако, по мнению Л. Л. Арзумановой, в российской юридической литературе проблемы правового

1 Правовое регулирование денежного обращения (Денежное право) / Н. М. Артемов, © К. А. Юф^ 2019 и. Б. Лагутин, А. А. Ситник, М. Н. Урда. М. : Норма, Инфра-М, 2016. С. 9.

в

•МШН1Ж Карпов К. А

УНИВЕРСИТЕТА Субъекты финансового контроля

имени o.e. кугафина(мгюА) в сфере денежного обращения в Японии

регулирования денежного обращения не получили четкой научной разработки, что повлекло необходимость более тщательного исследования данного вопроса2. По верному замечанию А. А. Ситника, это было вызвано существовавшей в период Советского Союза общей недооценкой денег как правовой категории. Данная ситуация была обусловлена в том числе разрывом преемственных связей с научной школой царской России.

Вместе с тем стоит признать, что в последнее время эта ситуация начала исправляться3. Повышается интерес со стороны государства и крупных коммерческих организаций к решению проблемы законодательного регулирования цифровой экономики в связи с появлением новых технологий, в том числе технологии распределенного реестра данных — блокчейн и цифровых валют (криптовалют) на ее основе. Более того, развитие Интернета и беспроводных каналов связи вынуждает законодателя вносить изменения в нормативные правовые акты, для ускорения и упрощения работы с платежными системами и электронными денежными средствами (далее — ЭДС).

По верному замечанию Жана Бодена, финансы являются нервом Республики4. Сравнение государственных финансов разных стран помогает лучшему пониманию существа различных операций5. Также проведенные в последние годы исследования зарубежного опыта регулирования публичных финансов позволяют выявить ключевые особенности основных институтов финансового права, в том числе и денежного обращения, в различных юрисдикциях. Французский ученый-правовед Рене Давид считал, что сравнительное правоведение полезно для того, чтобы лучше понять наше национальное законодательство и тем самым улучшить его6.

Понятие и виды финансового контроля в сфере денежного обращения

Ни одно из государств в мире не может реализовывать свою внешнюю и внутреннюю политику, а также обеспечивать выполнение социально-экономических программ без финансовых ресурсов, не осуществляя финансовый контроль за их формированием и целенаправленным расходованием. По мнению Е. Ю. Грачевой, «существование финансового контроля объективно обусловлено наличием контрольной функции, присущей финансам»7.

2 Арзуманова Л. Л. Система права денежного обращения как подотрасли финансового права Российской Федерации / отв. ред. Е. Ю. Грачева. М. : Проспект, 2016. С. 4.

3 Ситник А. А. Финансово-правовое регулирование денежного обращения в Российской Федерации : дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010. С. 4.

4 Gaudemet P. M. Joël Molinier: Finances publiques budget/trèsor. Montchrestien, 1996. T. 1. P. 11.

5 Годме П. М. Финансовое право. М., 1978. С. 49. Р

6 David R., Jauffret-Spinosi C, Goré M. Les grands systèmes de droit contemporains. Dalloz, □ 2016. P. 5. А

7 Финансовое право : учебник для бакалавров / отв. ред. Е. Ю. Грачева. М., 2016. С. 46. ПЕРА

>

в Я УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е. Кугафина(МГЮА)

Необходимо заметить, что понятие «контроль в сфере денежного обращения» является собирательной категорией, которую нечасто можно встретить в трудах ученых. Также стоит упомянуть, что данный особый вид финансового контроля многими учеными вовсе не упоминается.

Заметим, что финансовый контроль в сфере денежного обращения может выступать в качестве:

1) самостоятельной формы контроля;

2) составной части других форм контроля8.

Данный вид финансового контроля существует во взаимосвязи с другими видами контроля, так как финансовая система любого государства взаимосвязана и не может быть поделена на отдельные независимые друг от друга элементы.

Более того, необходимо перечислить субъектный состав контрольных правоотношений в сфере денежного обращения, а именно:

1) активные (контролирующие) субъекты, которыми выступают государства и органы местного самоуправления (управления) в лице их уполномоченных органов;

2) пассивные (подконтрольные) субъекты — ими являются юридические и физические лица, а также индивидуальные предприниматели, так как они осуществляют различные операции в наличной и безналичной форме в национальной или иностранной валюте.

Таким образом, важно подчеркнуть, что под финансовым контролем в сфере денежного обращения понимаем следующие элементы в совокупности, а именно:

1) контроль соответствующих субъектов государства за эмиссией национальной валюты в наличной и безналичной форме, а также за предотвращением изготовления и использования фальшивых денежных знаков;

2) контроль органов государственной власти за деятельностью национальных и международных платежных систем;

3) контроль за проведением операций посредством использования цифровых валют (криптовалют);

4) контроль за противодействием отмыванию доходов и финансированию терроризма (далее — ПОД/ФТ).

Следовательно, уместно, на наш взгляд, внести данные пункты определения финансового контроля в сфере денежного обращения в учебники и учебные пособия по дисциплине «Финансовое право» в связи с серьезными изменениями в обществе и его переходом к «пострыночной (цифровой) экономике».

Субъекты контроля в сфере денежного обращения в Японии

В настоящее время в Японии можно выделить пять основных органов государственной власти, которые осуществляют контроль в сфере денежного обращения:

1) Министерство финансов;

2) Агентство финансовых услуг;

3) Банк Японии;

8 Правовое регулирование денежного обращения (Денежное право). С. 57.

в

-1МШп]Ш Карпов К. А.

УНИВЕРСИТЕТА Субъекты финансового контроля |Q/

имени o.e. кугафина(мгюА) в сфере денежного обращения в Японии

4) Монетный двор;

5) Национальное бюро печати.

Вспоминая историю, заметим, что Министерство финансов Японии, в современном его понимании, было основано в 1869 г в эпоху реставрации императорской власти. В XX в. данный орган исполнительной власти государства (далее — Кабинет) осуществлял контроль за кредитными организациями, рынком ценных бумаг, страховыми компаниями, а также разрабатывал проекты налоговой политики государства, в том числе, что более интересно для данного исследования, контролировал международные переводы денежных средств и фондовые биржи9.

Также перед Министерством финансов стояла задача по увеличению доходов страны посредством улучшения налогового администрирования, выпуска государственных ценных бумаг и регулирования таможенных тарифов для импортируемых и экспортируемых товаров. В XXI в. Министерство финансов осуществляет государственную политику и финансовый контроль в различных сферах, по аналогии с Министерством финансов России. Более того, необходимо упомянуть, что Министерству подчиняются Монетный двор и Национальное бюро печати Японии10.

Агентство финансовых услуг

Агентство финансовых услуг Японии (далее — Агентство) было учреждено в июле 2000 г. в связи со структурными изменениями законодательства и административной реформой в Японии. С января 2001 г Агентство находится в прямом подчинении Кабинета государства (Правительство страны). Необходимо заметить, что ранее полномочия вновь созданного Агентства были сосредоточены у Министерства финансов страны. Однако после экономического кризиса 90-х гг. прошлого столетия Кабинет принял решение об учреждении отдельного Агентства, которое напрямую подчинялось бы Кабинету.

Так, в настоящее время Агентство финансовых услуг осуществляет наблюдение за финансовым рынком, т.е. контролирует рынок ценных бумаг11, а также операции посредством использования криптовалют в стране, осуществляет контроль за противодействием отмыванию доходов и финансированию терроризма и др. В случае выявления соответствующих нарушений законодательства страны Агентство направляет данную информацию в следственные органы для дальнейшего возбуждения уголовных дел.

Также Агентство финансовых услуг на примере рынка криптовалют имеет право наделения статуса саморегулируемой организации (далее — СРО) ассоциации бирж (kabushiki kaisha12 сходна с ПАО по законодательству РФ) цифровых

9 Brown J. R. The Ministry of Finance: Bureaucratic Practices and the Transformation of the Japanese Economy. Greenwood Publishing Group, 1999. P. 17.

10 Ministry of Finance // URL: https://www.mof.go.jp/english/about_mof/organization/index.htm.

11 Japanese Financial Markets: Junichi Ujiie Elsevier President and CEO Nomura Holdings, Inc.: □ Woodhead publishing limited Cambridge England. 2002. 292 p. A

12

Article 2 Companies Act (Act No. 86 of July 26, 2005). ПЕРА

>

в Я УНИВЕРСИТЕТА

имени O.E. Кугафина (МГЮА)

валют. Данное решение означает, что это юридическое лицо имеет право осуществлять контроль за криптовалютными биржами и привлекать к ответственности нарушителей законодательства. Агентство предоставляет полномочия СРО по установлению правил для защиты клиентов, их персональной информации, а также по подготовке правил для предотвращения отмывания денежных средств.

Правительство страны было вынуждено пересмотреть свой подход к регулированию этой отрасли. Данное явление связано с двумя крупными преступлениями — кражами, которые произошли в 2018 г. Так, в сентябре 2018 г. около 60 млн долл. США были украдены у криптовалютной биржи Tech Bureau Corp. Перед инцидентом компания получила два предписания по улучшению правил ведения бизнеса от Агентства после кражи 530 млн долл. США на Токийской криптовалютной бирже Coincheck Inc в январе 2018 г.

По мнению представителей Агентства финансовых услуг Японии, необходимо ужесточение законодательства, изменения которого не повлияли бы существенным образом на проведение операций с использованием криптовалют. Как считает Ю. Сузуки (Yuri Suzuki), старший партнер юридической фирмы «Atsumi & Sakai», правила СРО будут намного строже, чем действующее законодательство. Она ожидает, что данные действия помогут отрасли восстановить доверие общественности13.

Также, заметим, что на сегодняшний момент Агентство финансовых услуг состоит из двух структурных образований: комиссии по надзору в сфере ценных бумаг и биржи, а также надзорного органа общественно признанных бухгалтеров и аудиторов. В регионах данный орган власти представлен отделениями, созданными для проверки и надзора за местными финансовыми институтами и, что не менее важно, за локальными бюро Министерства финансов страны. Общую координацию Агентства и его отделений на местах курирует комиссар14.

Банк Японии

В Японии ключевым субъектом, осуществляющим денежно-кредитную политику является Банк Японии. Он был основан в 1882 г. на основании принятого в этом же году Закона о Банке Японии (The Bank of Japan Act), вступившего в силу 10 октября 1882 г.15 Данное решение было необходимо для властей страны, так как дальнейшая индустриализация и развитие экономики были невозможны без доступных денег, которые направлялись бы на поддержку предпринимателей16.

В настоящее время деятельность Банка Японии регулируется Законом 1997 г Данный акт провозглашает два новых принципа деятельности Центрального банка: независимость от Министерства финансов и прозрачность деятельности

13 Japan grants cryptocurrency industry self-regulatory status // URL: https://japantoday.com/ category/tech/Japan-grants-cryptocurrency-industry-self-regulatory-status.

14 Pamphlet of Financial Services Agency: Tokyo, Japan, 2016. P. 3—20.

15 The Bank of Japan Act (promulgated in June 1882).

16 Tsutsui W. M. Banking in Japan: The evolution of Japanese banking, 1868—1952. Taylor & Francis, 1999. 59 p.

в

•МШН1Ж Карпов К. А.

УНИВЕРСИТЕТА Субъекты финансового контроля

имени o.e. кугафина(мгюА) в сфере денежного обращения в Японии

Банка Японии17. В указанном Законе перечислены основные направления деятельности и функции Банка:

1) эмиссия банкнот и финансовое регулирование деятельности на основе взаимоотношений с исполнительной ветвью власти государства, но с провозглашением и уважением автономии Банка;

2) обеспечение финансовой стабильности в государстве на основе плавного урегулирования денежных средств между банками и другими финансовыми институтами;

3) валютное и денежно-кредитное регулирование Банком Японии должно быть направлено на достижение стабильности цен, тем самым обеспечивая благоприятное развитие национальной экономики18.

Также уместно заметить, что главным органом Центрального банка является Политический комитет (policy body). Он состоит из девяти членов, которые определяют высшие интересы страны в финансовой и денежно-кредитной сферах19. Более того, Комитет вырабатывает основные направления правового регулирования банковской деятельности в стране. Прерогативой данного Комитета являются изменение уровня процентной ставки, определение и изменение видов и условий векселей, и в том числе условий и оценочной стоимости кредитования в стране.

На основании ч. 1 ст. 1 Закона о Банке Японии от 18 июня 1997 г. № 89 основная цель Центрального банка заключается в выпуске денежных знаков, а также в осуществлении эмиссионного и валютного контроля. Главная задача Банка Японии заключается в достижении стабильности цен для развития национальной экономики (ст. 2 упомянутого выше Закона)20.

Так, пятая глава Закона о Банке Японии посвящена национальной валюте страны. Также на основании ст. 46 Закона Центральный банк регулирует вопросы эмиссии денежных знаков, а именно банкнот. Заметим, что этот орган государственной власти обладает исключительным правом по выпуску денег, которые являются законным платежным средством, что, в свою очередь, легитимирует их использование без ограничений. Банк Японии направляет поручения Национальному бюро печати по выпуску определенного объема денежных знаков. Важно учитывать, что Центральный банк государства устанавливает своими нормативными актами перечень банкнот, а также их номинал. К примеру, с 1 ноября 2004 г. в Японии существует четыре типа банкнот: 1 000 иен, 2 000 иен, 5 000 иен и 10 000 иен21.

Таким образом, важно заметить, что в соответствии со ст. 47 Закона о Банке Японии22 можно выделить виды и формы денежных знаков страны. Так, виды денежных знаков определяются согласно решению Кабинета государства, а фор-

17 Records of the Bank of Japan Archives: Recent Trends in Researches in Japanese Economic History: Bank of Japan / Mari Ohnuki, Daisuke Murakami and Masanori Takashima — Prepared for Asia-Pacific Economic and Business History Conference, 18—20 February, 2009.

18 Articles 1—5 The Bank of Japan Act (Act No. 89 of June 18, 1997).

19 Articles 14, 22 The Bank of Japan Act (Act No. 89 of June 18, 1997). Р

20 Articles 1—2 The Bank of Japan Act (Act No. 89 of June 18, 1997). О

21 Valid Bank of Japan Notes // URL: http://www.boj.or.jp/en/note_tfjgs/note/valid/validnotes.pdf. А

22 Article 47 The Bank of Japan Act (Act No. 89 of June 18, 1997). ПЕРА

>

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в Я УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е. Кугафина(МГЮА)

мы — на основании принятого решения министра финансов. Следовательно, эмиссия банкнот является функцией Банка Японии и Национального бюро печати, а монет — Кабинета в лице Министерства финансов и Монетного двора Японии.

Монетный двор и Национальное бюро печати

Данные субъекты финансового контроля в сфере денежного обращения стали правопреемниками органов чеканки денег периода Эдо (эпоха правления сёгу-нов династии Токугава с 1603 по 1868 г.). Так, с 1601 по 1868 г. в Японии существовала унитарная металлическая денежная система, созданная Иэясу Токуга-вой — первым сёгуном династии Токугава. В рамках проведенной им реформы были созданы специальные учреждения — Киндза (золотые монетные дворы) и Гиндза (серебряные монетные дворы). Упомянутые органы контролировали все рудники по добыче металлов в государстве, а также осуществляли контроль за деятельностью монетных дворов на территории государства23. С конца XVII в. основное здание золотого монетного двора стало находиться в городе Эдо (ныне Токио). В настоящее время на территории Киндзы находится главное здание Банка Японии.

Целесообразно уделить особое внимание Национальному бюро печати. Оно было создано 27 июля 1871 г. как офис бумажных денег (Shisheshi) при Министерстве финансов Японии, а в августе того же года данный орган был переименован в Бюро бумажных денег (БЫИе^о). Услуги, которые данное Бюро оказывало в первые годы своего существования, носили общий характер в соответствии с политикой правительства в отношении бумажных денег, включая выпуск и обмен бумажных денег, лицензирование и обслуживание национальных банков (частных банков).

В те годы технологии, которые подходили бы для печати современных банкнот, не использовались в Японии, поэтому правительство Мэйдзи было вынуждено заказывать тиражи бумажных денег в Германии и США. Поскольку требования к производству бумажных денег внутри страны повышались, было решено, что Бюро бумажных денег должно принять меры для их производства внутри государства. Так, в январе 1872 г сфера деятельности Бюро была расширена официально и стала включать печатные и бумагоделательные услуги, начиная с производства бумажных денег, ценных бумаг и почтовых марок, заканчивая оказанием услуг коммерческим организациям по типографской печати.

Затем 15 октября 1877 г. Бюро бумажных денег стало изготавливать первые самодельные бумажные деньги Японии — национальную банкноту в одну иену под названием «Шинкен», или «новая банкнота», таким образом, сделав первый шаг к современной печати и производству денег в Японии. В дальнейшем, 1 января 1898 г., Бюро бумажных денег было объединено с Газетным бюро, которое ранее занималось выпуском официальных Ведомостей, являясь печатным органом государственной власти страны24.

23 Snodgrass M. E. Coins and Currency: An Historical Encyclopedia. 2007. P. 214.

24 National Printing Bureau // URL: https://www.npb.go.jp/en/guide/enkaku.html.

•МШН1Ж Карпов К. А. СЛ

УНИВЕРСИТЕТА Субъекты финансового контроля

УНИВЕРСИТЕТА ^ e ^

имени o.e. кугафина(мгюА) в сфере денежного обращения в Японии

В настоящее время Национальное бюро печати является независимым административным органом — инкорпорированным агентством, включающим головной офис, исследовательский институт, правительственный центр печати и несколько фабрик печати. На основании п. 1 ст. 2 Закона Японии от 16 июля 1999 г. № 103 «Об общих положениях инкорпорированных административных агентств»25 под термином инкорпорированное административное агентство следует понимать организацию, зарегистрированную в соответствии с положениями этого Закона и на основании соответствующего индивидуального акта как ведомство, которое учреждается для осуществления определенных действий:

1) достижения среднесрочных целей;

2) научных исследований как национальное агентство исследований и развития или

3) осуществления части возложенных на него Кабинетом страны государственных полномочий.

Согласно Закону упомянутые выше виды деятельности должны быть выполнены в целях защиты публичных интересов и национальной экономики. Более того, Закон провозглашает требование, согласно которому данные виды деятельности не должны осуществляться непосредственно самим государством, а также не могут быть делегированы коммерческим организациям или монопольному субъекту.

Как было упомянуто ранее в работе, полномочия по выпуску монет возложены на Кабинет и на Монетный двор Японии. Монетный двор был создан в Осаке правительством Мэйдзи с целью модернизации монетной системы. Данный орган был учрежден 4 апреля 1871 г., а чеканка монет началась на основе западных образцов. Поскольку в то время тяжелая промышленность в стране еще не была развита, все необходимое оборудование для чеканки импортировалось. Кроме того, на территории монетного двора были построены заводы по производству серной кислоты, соды, угольного газа и кокса. Была установлена телеграфная и телефонная связь, а также изготовлены весы и даже часы, поскольку в то время в Японии отсутствовало необходимое для чеканки монет оборудование.

С тех пор функции Монетного двора многократно расширили, включив, помимо основной операции по чеканке монет, производство орденов (украшений), медалей и металлических предметов искусства26. Орган также проводит анализ и испытание металлических руд и минералов, осуществляет процедуру сертификации изделий из драгоценных металлов и т.д. Монетный двор, как и Национальное бюро печати, стал инкорпорированным административным агентством с 1 апреля 2003 г. Важно заметить, что в современной Японии Монетный двор осуществляет чеканку следующих монет различного достоинства, а именно: 1 иена, 5 иен, 10 иен, 50 иен, 100 иен и 500 иен27. Монеты считаются выпущен-

25

Basic Law on Reforming Government Ministries under the Act on General Rules for

incorporated Administrative Agencies (Law No. 103 of 1999, modified in 2014). Р

26 Japan Mint // URL: https://www.mint.go.jp/eng/profile-eng/eng_guide_history.html. 0

27 Bank of Japan Notes and Coins Currently Issued // URL: https://www.boj.or.jp/en/note_tfjgs/ А note/valid/issue.htm/. ПЕРА

>

в Ж УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е. Кугафина(МГЮА)

ными только тогда, когда они будут направлены на проверку в Банк Японии для дальнейшего их использования на территории страны28.

Таким образом, анализ правового статуса субъектов финансового контроля в сфере денежного обращения в Японии позволит доктрине финансового права нашей страны фундаментальнее исследовать положительные и отрицательные стороны данного вопроса в японской юрисдикции. Также заметим, что по своей сути большинство норм сходны, однако в Российской Федерации не урегулирован вопрос использования цифровых валют. Данная ситуация, по нашему мнению, тормозит рост национальной экономики, способствуя нелегальному использованию денежных средств, которые обмениваются на криптовалюты для дальнейшего вывода капитала за рубеж.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Арзуманова Л. Л. Система права денежного обращения как подотрасли финансового права Российской Федерации / отв. ред. Е. Ю. Грачева. — М. : Проспект, 2016.

2. Годме П. М. Финансовое право. — М., 1978.

3. Правовое регулирование денежного обращения (Денежное право) / Н. М. Артемов, И. Б. Лагутин, А. А. Ситник, М. Н. Урда. — М. : Норма, Инфра-М, 2016.

4. Ситник А. А. Финансово-правовое регулирование денежного обращения в Российской Федерации : дис. ... канд. юрид. наук. — М., 2010.

5. Финансовое право : учебник для бакалавров / отв. ред. Е. Ю. Грачева. — М., 2016.

6. Bank of Japan Notes and Coins Currently Issued // URL: https://www.boj.or.jp/en/ note_tfjgs/note/valid/issue.htm/.

7. Brown J. R. The Ministry of Finance: Bureaucratic Practices and the Transformation of the Japanese Economy. Greenwood Publishing Group. 1999.

8. David R., Jauffret-Spinosi C., Goré M. Les grands systèmes de droit contemporains. — Dalloz, 2016.

9. Gaudemet P. M. Joël Molinier: Finances publiques budget/trèsor Tome I. — Montchrestien, 1996.

10. Japan grants cryptocurrency industry self-regulatory status // URL: https:// japantoday.com/category/tech/Japan-grants-cryptocurrency-industry-self-regulatory-status.

11. Japan Mint // URL: https://www.mint.go.jp/eng/profile-eng/eng_guide_history.html.

12. Japanese Financial Markets: Junichi Ujiie Elsevier President and CEO Nomura Holdings, Inc. — Woodhead publishing limited Cambridge England, 2002.

13. Ministry of Finance // URL: https://www.mof.go.jp/english/about_mof/organization/ index.htm.

14. National Printing Bureau // URL: https://www.npb.go.jp/en/guide/enkaku.html.

28 Outline of the Issuance and Circulation of Banknotes and Coins // URL: https://www.boj.or.jp/ en/note_tfjgs/note/outline/index.htm/.

УНИВЕРСИТЕТА

УНИВЕРСИТЕТА

имени О.Е, Кутафина (МГЮА)

Карпов К. А.

Субъекты финансового контроля в сфере денежного обращения в Японии

15. Outline of the Issuance and Circulation of Banknotes and Coins // URL: https:// www.boj.or.jp/en/note_tfjgs/note/outline/index.htm/.

16. Pamphlet of Financial Services Agency. — Tokyo, Japan, 2016.

17. Records of the Bank of Japan Archives: Recent Trends in Researches in Japanese Economic History: Bank of Japan / M. Ohnuki, D. Murakami and M. Takashima. — Prepared for Asia-Pacific Economic and Business History Conference, 18—20 February, 2009.

18. Snodgrass M. E. Coins and Currency : An Historical Encyclopedia. 2007.

19. Tsutsui W. M. Banking in Japan: The evolution of Japanese banking, 1868— 1952. — Taylor & Francis, 1999.

20. Valid Bank of Japan Notes // URL: http://www.boj.or.jp/en/note_tfjgs/note/valid/ validnotes.pdf.

□ Р О

Б А

ПЕРА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.