смогут наладить рентабельное производство при оптимальном использовании земельных, трудовых, материальных и финансовых ресурсов в процессе реализации оптимальной программы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1 Экономико-математические методы и модели: учеб. пособие / С Ф Миксюк, В Н. Комков. И В. Белько [и др.]; под общ. ред. С.Ф Миксюк. В Н. Комкова. - Мн.: БГЭУ, 2006.-219 с.
2. Модельная система аналитических и плановых расчетов для повышения эффективности производства в сельскохозяйственных организациях: отчет о НИР (закл.) / Белорус, гос. сельско-хоз. акад; р\к. темы В.И. Колсснсв. - Горки, 2013. - 83 с. - № ГР 20114672.
3. Государственная программа устойчивого развития села на 2011-2015 годы. - Мн.. ГИВЦ Минсельхозпрода, 2011. - 87 с.
УДК 338.436
СУБЪЕКТЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ В АПК Нестеренко Л.Н.. к.э.н., доцент ФГБОУ ВПО «Брянская государственная сельскохозяйственная академия»
Приведены результаты исследования экономических отношений в АПК и аграрном секторе экономики, выявляющие сущность взаимоотношений между субъектами, их современное состояние и механизм их совершенствования, обеспечивающий повышение экономической эффективности АПК.
Ключевые слова: экономические отношения. субъекты, механизм регулирования, человеческий капитал, мотивация, критерии экономической эффективности.
Ситуация в сельском хозяйстве и АПК в целом. является сложной и требует новых методологических подходов в изучении и прогнозировании процессов В данном исследовании сделана попытка рассмотреть проблемы отрасли и механизм их регулирования с позиций субъектов экономических отношений.
Министерство сельского хозяйства, и научное сообщество, подводя итоги реализации Госпрограммы развития сельского хозяйства за 2008-2012 годы, выделило основные проблемы.) 11
1. Не удалось преодолеть технологическую отсталость.
2. Импорт продовольственных товаров возрос в 1,5 раза.
3. Неготовность нашего сельского хозяйства к любым форс-мажорам. - от засухи до большого урожая.
4. Все индикаторы, заложенные в Госпрограмме, ориентированы на показатели физического роста производства продукции, и ни один на экономику аграрного бизнеса - (ни на уровень рентабельности, ни на окупаемость вложенных средств). Изначально заложено противоречие, которое сводит на нет всю аграрную политику . Госпрограмма декларирует.
The article presents the results of a study of economic relations in agribusiness and agricultural sector, revealing the essence of the relationship between the subjects, their current status and the mechanism of their improvement, providing increased economic efficiency of agribusiness.
Key words: economic relations, the subjects, the mechanism of regulation, human capital, motivation. criteria of economic efficiency.
как цель, - необходимость обеспечения доступным продовольствием и товарами малообеспеченных слоев населения. С другой стороны, для роста производства нужно вкладывать огромные средства, которые при этом у ровне цен не окупятся.
5. Более высокий уровень технологий (например, нулевой вспашки в растениеводстве) позволяет добиваться неплохих результатов в условиях недостатка влаги, но требует смены парка техники, а это требует значительных инвестиций на первом этапе.
За период 2008-2012 годы, показатель обновляемое™ техники оказался в 2 с лишним раза меньше запланированного. Импортная техника, с учетом НДС и логистики, российским сельхозпроизводителям обходится в 1,5 раза дороже, чем их европейским конкурентам. Уровень инвестиций в новую технику у нас гораздо ниже, чем в развитых странах, так рынок сельхозтехники в России в 2012 году составил 140 млрд. руб., - это в два раза меньше, чем в Германии и в 6-7 раз меньше, чем в США.
6. Инвестиционная привлекательность сельского хозяйства мала, так как средняя рентабельность отрасли составляет 4-5%.
Государственные средства направляются, в основном на поддержание закредитованных хозяйств.
7. Строительство вертикального холдинга сегодня практически единственный способ нивелировать риски качелей ценовой конъюнктуры. На рывок способны те хозяйства, которые уверены в своих рынках сбыта и сырья.
8. В зерновой отрасли не отлажен механизм, который гарантировал бы выкуп государством с рынка лишнего зерна по цене обеспечивающей минимальную доходность, с возможностью для владельца выкупить зерно из интервенционного фонда в случае роста рыночных цен. (Уровень цен закупочных интервенций необходимо сообщать до посевной).
9. Низкая обеспеченность элеваторными мощностями, (при суммарной мощности в 63 млн. т, необходимо иметь еще дополнительно на 15 млн.т.).
10. Необходим поиск стран - импортеров для сельхозпродукции.
11. В новой программе до 2020 года заложена рентабельность отрасли в 3-5%, а плановый уровень доходов работников в сельском хозяйстве в размере 55% от средней зарплаты по стране, - это по существу является «смертью» для сельского хозяйства.
В США отслеживают, чтобы занятые в сельском хозяйстве имели доходы выше, чем горожане. Там не стесняясь, говорят: нужно же компенсировать отсутствие благ, которые имеют горожане.
Таким образом, сельское хозяйство страны в целом, по существу в 2008-2012 годах работало
на уровне простого воспроизводства, и лишь отдельные его отрасли, где осуществлялась государственная поддержка, особенно в части субсидированного инвестиционного кредитования, демонстрировали ускоренное развитие на основе инновационных технологий.[2]
Выявление проблемных зон в аграрном секторе экономики за последние годы с использованием оригинального методологического подхода, - с позиций системы экономических (финансовых) отношений между субъектами, - позволяет определить слабые места и рассмотреть возможные сценарии развития, способствующие улучшению ситуации.
Субъекты системы экономических (финансовых) взаимоотношений:
1. Предприятие - учредители;
2. Предприятие - предприятие;
3. Предприятие - подразделение;
4. Предприятие - работники;
5. Предприятие - вышестоящая организация (ФПГ, холдинг и др.)
6. Предприятие - налоговая система;
7. Предприятие - кредитные организации (банки);
8. Предприятие - страховые компании;
9. Предприятие - арбитражные суды;
10. Предприятие - государство.
11. Государство - работник
Система финансовых взаимоотношений на одиннадцати уровнях, механизм их регулирования изложены в таблице 1.
Субъекты Объекты Механизм регулирования Критерии оценки эффективности
1. Предприятие учредители Учредительный взнос, получаемая прибыль. Распределение прибыли, размер дивидендов. Своевременность выплат высоких дивидендов. Рентабельность собственного капитала.
2. Предприятие предприятие Количество и качество продукции, сроки реализации. Договор, хеджирование цены, штрафы за нарушение договоров. Отсутствие дебиторской задолженности, ценовая политика, обеспечивающая высокий уровень рентабельности продаж.
3. Предприятие подразделение Количество и качество произведенной продукции в соответствии с размером выделенных затрат. Хозрасчётные взаимоотношения. Хозрасчётный договор, условно-расчётные цены. Себестоимость продукции. Рентабельность производства.
4. Предприятие работники Объём и качество произведенной продукции (услуг) Размеры и сроки оплаты труда, стимулирующие выплаты Оплатоотдача, производительность и эффективность труда
5. Предприятие - вышестоящая организация (ФПГ, холдинг и др.) Выделяемые ресурсы (материальные, денежные, трудовые) Договора, решения головной компании (держателя) по распределению прибыли. Распределение и перераспределение прибыли, обеспечивающее партнёрские взаимоотношения, получение уровня рентабельности, обеспечивающего расширенное воспроизводство для всех участников.
6. Предприятие -налоговая система Прибыль, объём продаж, недвижимость и др. налогооблагаемые объекты. Процент налоговых отчислений, предусмотренных Налоговым кодексом. Своевременность и объективность расчётов по налогам и сборам, отсутствие штрафов, льготный режим налогообложения.
Таблица 1 - Система экономических взаимоотношений субъектов в АПК
7. Предприятие кредитные организации (банки) Размер необходимых кредитных ресурсов. Договор кредитования, % за используемые кредитные ресурсы. Отсутствие кредиторской задолженности, рентабельность совокупного капитала.
8. Предприятие страховые компании Имущество предприятия, объём производства, работники предприятия, предпринимательские риски, включая форс-мажорные обстоятельства. Договора, суммы страховых взносов и страховых выплат. Сумма возмещения страховых случаев, её % к сумме реальных потерь и убытков.
9. Предприятие - арбитражные суды Имущественный комплекс предприятия, претензии партнёров по бизнесу и др. Судебные решения по возмещению нанесённых убытков сторонами. Оперативность судебных решений. Полнота возмещения нанесённого ущерба.
10. Предприятие -государство Объём и качество произведенной продукции, роль предприятия в реализации целевых программ, продовольственной независимости и безопасности. Субсидии, льготные кредиты, лизинг, целевые программы, закупочные интервенции. Увеличение объёмов производства, рентабельность активов.
11. Государство - работник Семейный бюджет, доходы населения. МРОТ, социальные пособия (пенсии, стипендии, дотации и т.п.). Качество социального (человеческого) капитала, качество работников, их способность к освоению нового.
Оценка проблемных зон в аграрном секторе экономики за последние годы позволяет оценить их применительно к системе экономических (финансовых) отношений между субъектами, что обеспечивает необходимую конкретизацию проблем (таблица 2).
Таблица 2 - Проблемы АПК с позиций экономических взаимоотношений субъектов
Субъекты Проблемы аграрной экономики
1. Предприятие - учредители Недостаточное участие учредителей в управлении производством. Отсутствие достаточного опыта эффективного хозяйствования в рыночной экономике. Недостаток кадров эффективных менеджеров. Недостаточное инвестирование в производственную и социальную инфраструктуру.
2. Предприятие - предприятие Недостаток грамотных экспертов, экономистов по работе с дебиторами. Отсутствие маркетинговых служб по изучению и прогнозированию ситуации на конкретных рынках. Несовершенство контрактной системы взаимоотношений с партнёрами по бизнесу, без необходимых гарантий защиты от рисков.
3. Предприятие - подразделение Отсутствие реальных внутрихозяйственных отношений. Недостаточная экономическая подготовка руководителей и исполнителей. Отсутствие заинтересованности участников во внутрихозяйственном хозрасчёте.
4. Предприятие - работники Отсутствие эффективной мотивации труда. Низкий уровень оплаты труда исполнителей и специалистов. Недостаточная проработка деловой и социальной политики предприятий, являющихся сёло образующим фактором.
5. Предприятие - вышестоящая организация (ФПГ, холдинг и др.) Приоритет ведомственных интересов участников интеграционных процессов. Стремление к максимальному извлечению прибыли на данном этапе, без учёта перспектив развития.
6. Предприятие - налоговая система Фискальный характер взаимоотношений. Отсутствие консультативной помощи. Нестабильность налоговой системы.
7. Предприятие - кредитные организации (банки) Очень высокие процентные ставки за кредит, сдерживающие развитие бизнеса в аграрном секторе экономики. Венчурный характер многих инвестиционных проектов, не позволяющих надеяться на возврат кредитов.
8. Предприятие - страховые компании Отсутствие ресурсов по осуществлению страхования у предприятий, и у страховых компаний по возмещению ряда рисков. Высокие проценты по многим видам страхования. Отсутствие опыта эффективных взаимоотношений со страховыми компаниями.
9. Предприятие - арбитражные суды Неразвитость системы законодательной защиты предпринимателей. Не оперативность принимаемых решений по искам предприятий.
10. Предприятие - государство Недостаточный уровень государственной поддержки сельских товаропроизводителей. Неразвитость информационно-консультативной службы. Недостаточный уровень законодательной базы.
11. Государство-работник Недостаточный уровень мотивационной системы, позволяющей эффективно развивать бизнес в АПК и способствующей улучшению, демографической ситуации в сельской местности. 61% работающих в РФ попадает в категорию бедных[4] Недостаточное инвестирование в социальную инфраструктуру сельских населенных пунктов.
Для успешного развития экономики аграрного сектора необходимо определение приоритетов, обеспечивающих эффективное его развитие и реализацию задач, определённых в Доктрине продовольственной безопасности до 2020 года.
1. Приоритетное инвестирование в человеческий (социальный) капитал, на уровне, обеспечивающем должное качество: медицинского обслуживания, образования, профессиональной подготовки населения в течение всего жизненного цикла.
2. Усиление экономико-правовой подготовки кадров АПК.
3. Экспертиза и авторская поддержка бизнес -проектов на уровне различных кластеров в АПК.
4. Создание и развитие Информационно-консалтинговой службы в аграрном секторе экономики.
5. Развитие гражданского общества, включая СМИ, что обеспечит открытость социально-экономических процессов в обществе, формирование коммуникационных связей, доверия, и эффективность развития экономики и общества в целом.
Разработка мотивационной системы по шкале потребностей А. Маслоу, на уровне предприятия, региона и РФ.
Пирамида потребностей по А. Маслоу представлена на рисунке 1.
потребности
способы удовлетворения
V потребность в само-выражении
' IV потребность в самоуважении социальное признание
III потребности в социальных контактах
II потребность в безопасности ' и уверенности в будущем
I физиологические потребности
Достижение результатов независимо от последующего признания
Известность, публичное признание Сотрудничество с коллегами
\Заработная плата выше минимальной,
возможность страхования, социальные гарантии
Минимальная заработная плата, сносные условия труда
I - II - первичные потребности; III - V - вторичные потребности
Рис. 1. Пирамида потребностей по А. Маслоу
Первый уровень шкалы потребностей, - стадия «выживания», когда удовлетворяются в основном физиологические потребности.
Важным вопросом является определение размера доходов, на уровне физиологических потребностей (стадия выживания).
Правомерным является вопрос «кто у нас является бедным?»[4] Ответ вроде бы простой: те, у кого доход ниже прожиточного минимума, который правительство РФ установило для россиян на уровне в 6 тыс. 307 рублей в месяц.
"Прожиточный минимум в России, это уровень не просто бедности, а физического выживания" [4]. По мнению доктора экономических наук, директора Института проблем глобализации Михаила Делягина, на уровне бедности живут не 13, а 80% населения Российской Федерации.
К категории бедных он относит тех, чей уровень доходов позволяет сохранять физиологическое здоровье, но при этом им "не хватает средств на покупку простой бытовой техники".
По данным того же Росстата, 61% тех, кто в РФ подпадает под категорию бедных - работающие люди. "У нас работающие граждане сплошь и рядом получают мизерную зарплату", — отмечает Делягин.
«Десять лет назад Академия труда и социальных отношений рассчитывала свой, альтернативный правительственному, прожиточный минимум по методикам, несколько более приближенным к европейским стандартам. Он составлял примерно 12 тыс. рублей. Официальная инфляция в эти годы редко была ниже 10%, а, как правило, — выше. И если мы возьмем хотя бы
10-процентную инфляцию в качестве средней, за прошедшие десять лет, то получим 100-процентную прибавку.
Таким образом, реальный прожиточный минимум в России сейчас должен составлять не менее 20 тыс. рублей. Но даже если снизить планку до 15 тыс. рублей, то и тогда, по официальным данным Росстата, число тех, кто живет за чертой бедности, составит 52,4% населения. Вот сколько в России бедных на самом деле! По самым скромным, но честным подсчетам »!41
Таким образом, основным из факторов, сдерживающих развитие экономики АПК. является качество человеческого (социального)
капитала, отсутствие эффективной мотивации труда. Невозможно внедрение инновационных программ в АПК. при низком качестве кадров и низкой мотивации труда.
В соответствие с задачами, определенными в Доктрине продовольственной безопасности до 2020 года, на у ровне су бъектов, предложен механизм регулирования, способствующий повышению экономической эффективности развития аграрного сектора экономики. Механизм регулирования представлен в виде системы мероприятий, изменяющих алгоритм действий субъектов экономических отношений и управленческу ю парадигму в целом, на длительный период. (Таблица 3)
Таблица 3 - Механизм регу лирования финансовых (экономических) отношений на уровне субъектов, обеспечивающий реализацию Доктрины продовольственной безопасности
Субъекты Проект мероприятий по регулированию экономики аграрного сектора
1.11редприятие - учредители Развитие френчайзинговых взаимоотношений, позволяющих использовать инновационные технологии. Повышение качества экономических взаимоотношений, обеспечивающих эффективное развитие бизнеса (создание пулов, и др.). Изменение приоритетности инвестирования: - инвестирование в кадровый потенциал; - инвестирование в социальную инфраструктуру; -инвестирование в производственную инфраструктуру.
2.Предприятие - предприятие Совершенствование системы экономических взаимоотношений: - развитие кооперационно - интеграционных связей (перерабатывающей, кредитной, сбыто вой кооперации); - по развитию материальной базы, - более пшрокое использование лизинговых сделок; - развитие системы фьючерсных сделок (покупка ещё не выращенной продукции и др.); - совершенсгвовшше контрактной системы взаимоотношений между партерами по бизнесу (использование системы штрафов, неустоек, хеджирования цен и др.)
3.Предприятие - подразделение Развитие системы внутрихозяйственных хозрасчётных отношений, на основе хозрасчётных заданий, условно-расчётных цен и др. Инвестирование в развитие системы внутрифирменного обучения кадров.
4.11редприятие -работники Повышение доходов работников в сельском хозяйс тве в размере не шоке среднего уровня по стране, учитывая условия их жизни. Создание рабочих мест на основе инновационных технологий. Инвестирование в кадровый потенциал.
5.Предприятие - вышестоящая организация (ФПГ, холдинги др.) Развитие системы вертикатьно интегрированных образований, - (холдингов. ФИГ и др.), замыкающих цепочку : производство сырья - переработка - реализация. Определите приоритетов инвестирования в системе вертикально - интегрированных структур, на основе деловой и финансовой политики предприятия.
б.Предприятие - налоговая система Переход к стимулирующей фискальной политике.
7.Предприятие - кредитные организации (банки) Снижение % за кредит. Использование системы льготного кредитования инновационных проектов. I Независимая экспертиза бизнес - проектов, особенно носящих венчурный характ ер.
8. Предприятие - страховые компании Развитие системы страхования производственных и предпринимательских рисков.
9. Предприятие - арбитражные суды Развитие системы арбитражных и третейских судов, обеспечивающих защиту бизнеса.
10.11редприяше - государство Увеличите государственных инвестиций на социальные программы в сельское хозяйство до 6 триллионов руб. (в 20 раз больше запланированного уровня); Совершенсгвовшше ценовой политики Рну.шрование системы интервенций. Развитое информационно-конеатгинговой службы в ЛПК. Увеличите инвестиций в социальную инфраструктуру сельских населённых пунктов. Совершенствование законодательной базы.
11. Государство- работник Повышение МРО'Г до уровня, обеспечивающего нормальное воспроизводство трудового потенциала. Инвестирование в кадровый потенциал села, в целях улучшения демографической ситуации и повышения качества професеиона.тыюй подготовки трудового потенциала села.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. В системе методологических подходов в решении задач поставленных перед сельским хозяйством и АПК в целом, существуют разные подходы, определяющие, как физические объемы производства, так и размеры их финансирования. Однако, рассмотрение проблем отрасли и АПК с позиций субъектов экономических взаимоотношений, позволяет выработать более конкретный механизм их регулирования. определить приоритеты, способствующие повышению эффективности работы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 1. Литвинова Н. «Вместо стратегии - план по валу».
http://expert.ai/expert/2013/19/vmcsto-strateuii--plan-po-val u/media/194538/
2. И. Ушачсв, «Чего ждать крестьянину в 2020 году?» журнал «Аграрное обозрение», №2. 2013 год."
3. Постановление Совета федерации РФ 10 июля 2013.
«Об основных направлениях налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов».
4. Жслнин. А. «Сколько в России бедных» Росбалт, 19/07/2012. www/rosbalt. ru \ main\2012\07\ 19X1013045 html.
УДК 338.43
ТВОРЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ A.B. ЧАЯНОВА И СОВРЕМЕННАЯ АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ
Чирков Е.П.. д. э. н.. профессор. Заслуженный экономист РФ. Заслуженный ученый Брянской области
ФГБОУ ВПО «Брянская государственная сельскохозяйственная академия»
Аннотация. Рассмотрены основные этапы жизни А.В. Чаянова: учёба, нау чная, педагогическая и организаторская деятельность. Особое внимание уделено его исследованиям в области аграрной экономики (теория крестьянского хозяйства. крестьянская кооперация, общественная агрономия, экономические проблемы развития сельскохозяйственных отраслей и видов деятельности, другие), которые до настоящего времени остаются актуальными для сельского хозяйства нашей страны и всего мира.
Ключевые слова: А.В Чаянов, учёный, педагог, организатор, этапы жизни, научное наследие. современная аграрная политика.
ВВЕДЕНИЕ. 17 (29) января 2014 года исполнилось 126 лет со дня рождения выдающегося учёного экономиста-аграрника Александра Васильевича Чаянова Накану не, 21 и 22 ноября 2013 года прошёл V Всероссийский Конгресс экономистов - аграрников «Настоящее и буду щее агропромышленного комплекса России», посвященный 125-летию А.В Чаянова, который проводился Министерством сельского хозяйства Российской Федерации. Российской академией сельскохозяйственных наук и Общероссийской общественной организацией «Российское общественное объединение экономистов-аграрников».
На секции I «Нау чное наследие профессора А В Чаянова и проблемы современной аграрной экономики и теории с докладами высту пили ведущие исследователи в области аграрной экономики. аграрных наук, представлявшие высшие в
Annotation. The article considers the basic stages of the life of A. V. Chayanov: study, scientific, pedagogical and organizational activity. Special attention is paid to his research in the field of agricultural Economics (theory of peasant agriculture, peasant cooperatives, public agronomy, economic problems of the development of agricultural industries and types of activity, others), which have to date remain valid for the agriculture of our country and the whole world.
Keywords: A. V Chayanov. scientist, teacher, organizer, life stages, scientific heritage, modem agricultural policy.
у чебные и нау чные подразделения России, ближнего зарубежья. После пленарных докладов были представлены краткие сообщения и состоялась дискуссия о научном творчестве Александра Васильевича Чаянова. Они раскрыли научное наследие великого учёного экономиста-аграрника человека энциклопедических знаний, чьё имя с течением времени стало легендой и хорошо известно за рубежом и чьи научные работы, а их более трёхсот, надолго определили основу теоретических исследований в области планирования, организации и у правления сельскохозяйственным производством, по развитию сельской кооперации, становлению социально-экономических основ жизни деревни.
Большинство его нау чных работ, которые в 30-е годы прошлого столетия были изъяты из научных библиотек или уничтожены, вернулись на книжные полки и заняли достойное место в