Научная статья на тему 'Субъектный подход к изучению особенностей аддиктивного поведения студентов'

Субъектный подход к изучению особенностей аддиктивного поведения студентов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
576
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДДИКЦИЯ / АДДИКТИВНАЯ ЛИЧНОСТЬ / СУБЪЕКТ / СУБЪЕКТНЫЙ ПОДХОД / СНИЖЕНИЕ УРОВНЯ АДДИКЦИИ У СТУДЕНТОВ / ADDICTION / ADDICTIVE PERSONALITY / SUBJECT / SUBJECT APPROACH / REDUCING ADDICTION AMONG STUDENTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Грязнов Алексей Николаевич

Рассматривается проблема аддикции с позиции субъектного подхода. Понимание аддиктивной личности как активного субъекта собственной жизни открывает новые возможности в раскрытии причин аддикции и способов предотвращения ее развития. Представлена модель снижения уровня аддикции у студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Subjective approach to studying of the features of students' addictive behavior

The problem of addiction is considered in the article from the position of subjective approach. The understanding of an addictive personality as an active subject of his or her own life opens new possibilities to reveal the reasons of addiction and the ways to prevent its development. The article presents the model for decreasing of the addiction level at students.

Текст научной работы на тему «Субъектный подход к изучению особенностей аддиктивного поведения студентов»

ВЕСТНИК УДМУРТСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

Психология

УДК 371.13 (045), 37.01:001.8 (045)

А.Н. Грязное

СУБЪЕКТНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ

Рассматривается проблема аддикции с позиции субъектного подхода. Понимание аддиктивной личности как активного субъекта собственной жизни открывает новые возможности в раскрытии причин аддикции и способов предотвращения ее развития. Представлена модель снижения уровня аддикции у студентов.

Ключевые слова: аддикция, аддиктивная личность, субъект, субъектный подход, снижение уровня аддикции у студентов.

Разработка теоретико-методологических основ и совершенствование социально-психологического инструментария профилактики отклоняющегося поведения учащейся молодежи приобретает особое значение в современных условиях. Стремительный рост ненормативной активности и зависимых форм поведения молодежи не только разрушает физическое и психическое здоровье будущего поколения, но и представляет серьезную угрозу национальной безопасности страны. Пространство девиации существенно расширилось в последние два десятилетия. К химическим зависимостям сегодня прибавился постоянно увеличивающийся список социокультурных девиаций и аддикций (зависимостей), таких как гемблинг, клаббинг, шопинг, интернет-зависимость и многие другие.

Актуальность данного исследования определяется тем, что проблема аддикции рассматривается в нем с позиции субъектного подхода. Рассмотрение личности как активного субъекта собственной жизни (С.Л. Рубинштейн, А.В. Брушлинский, А.Г. Асмолов, К.А. Абульханова-Славская, В.А. Петровский) открывает новые возможности в понимании причин аддикций и способов их минимизации или даже предотвращения развития.

По мнению В.А. Петровского наркоманию нужно рассматривать как специфическую активность личности, во многом обусловленную особенностями самосознания, ценностно-смысловыми, ценностно-мотивационными компонентами структуры аддиктивной личности и особенностями регуляции поведения, что может существенно обогатить представления о сущности и механизмах формирования психологической зависимости [6].

Социальная значимость проблемы распространения аддикций обусловила разработку множества программ психопрофилактики этого явления. Однако достаточно часто их целью становится изменение поведения человека без обращения к внутриличностным механизмам саморегуляции, что препятствует достижению высоких результатов при их реализации на практике. Программы вторичной профилактики, созданные без учета изменений, происходящих в ценностно-смысловой, ценностномотивационной сферах аддиктивной личности в процессе употребления психоактивного вещества, оказываются малоэффективными вследствие высокой резистентности (невосприимчивости) аддик-тивной личности к социально-психологическим воздействиям. Это подчеркивает актуальность создания в процессе терциарной социализации аддиктивной личности программ развития ценностносмысловой, мотивационной сфер и саморегуляции аддиктивной личности, направленных на формирование субъектной позиции относительно реализации личностных ценностей с учетом особенностей аддиктивной личности на различных этапах аддиктивности. Большинство авторов сходятся во мнении, что ценностно-смысловая, ценностно-мотивационная сферы личности являются важнейшими структурными компонентами личности. Усваиваясь индивидуальным сознанием, ценности, смыслы и мотивы представляют из себя не только универсальные категории, но и детерминанты, лежащие в основе выбора жизненного пути, определяющие особенности саморегуляции поведения человека.

Цели исследования: выявить особенности аддиктивного поведения у студентов, склонных к ад-дикции. Определить мишень перманентного социально-психологического воздействия на студентов склонных к аддикции.

Исследованием охвачен 291 студент (140 мужчин и 151 женщина). Исследование проводилось в высших учебных заведениях г. Казани (Республика Татарстан), г. Ижевска (Республика Удмуртия), г. Бирск (Республика Башкортостан). Студенты по возрасту распределились: 19-22 года - 229 человек, 23-29 лет - 60 человек, 30-39 лет - 10 человек. Учатся в вузе 170 человек на дневной форме обучения и 121 студент на заочной.

Методики исследования были использованы следующие:

1. Тест «Склонность к зависимому поведению» (автор В.Д. Менделевич) [5].

2. Опросник для выявления ранних признаков алкоголизма (авторы: К.К. Яхин, В.Д. Менделевич) [5].

3. Методика исследования мотивов употребления алкоголя (версия для подростков и молодежи) (автор Л.Купер, адаптирована А.Н. Грязновым, Е.А. Чеверикиной). (Source Article: Cooper M.L. (1994). Motivations for alcohol use among adolescents: Development and validation of a four-factor model. Psychological Assessment, 6, 117-128) .

4. Тест «Склонность к аддикциям» (авторы: А.Н. Грязнов, Е.А. Чеверикина).

Результаты исследования показали, что из всех опрошенных студентов 22,7% склонны к алкогольной зависимости и 12% -к наркотической зависимости. Склонность к той или иной аддикции выявлена у 29,4% студентов. При этом 32,6% студентов показали повышенную предрасположенность к получению удовольствий, что является показателем повышенного уровня склонности к употреблению психоактивных веществ (алкоголь, наркотики).

Установлены следующие личностные особенности студентов, характеризующие их как лиц, склонных к зависимому поведению: уход от реальности как способ защиты - 18,3%, тревожность -15%, трудно изменяемое поведение - 15%, необязательность - 22,5%, поверхностный характер общения - 28,3%, стремление произвести хорошее впечатление - 20,8%, боязнь трудностей и их плохая переносимость - 15%, стремление обвинять других и поиск оправданий для себя - 18,4%, уход от ответственности - 9,9%, подчинение влиянию, отсутствие самостоятельности - 15,8%.

Также выявлены показатели раннего алкоголизма: доступность спиртных напитков (наличие запасов алкоголя дома) - 26,7%; неуверенность в будущем, ощущение бесперспективности жизненного пути (социальный кризис) - 19,8%; предстоящее употребление алкоголя улучшает настроение (алкоголь как способ получения удовольствия) - 48,7%; похмельный синдром - 25%; провалы в памяти после употребления алкоголя - 26,7%; во время застолий алкоголь употребляется без ограничений - 60,4%; возникает сожаление в ситуации, когда спиртное заканчивается до окончания застолья и желание продолжать употребление алкоголя - 33,3%; ухудшение самочувствия, трудоспособности в результате употребления спиртных напитков - 15,5%; проблемы межличностного общения в семье, семейная нестабильность, неудовлетворенность семейной жизнью - 26,7%; неумение выстраивать взаимоотношения с социальным окружением, конфликтность, агрессивность - 25,5%; завышенная самооценка - 40%; подверженность влиянию компаний, употребляющих спиртные напитки - 10%; социальная терпимость к употреблению алкоголя («алкоголь как социально одобряемый наркотик») -56,7%; тяга к алкоголю не снижается после приема пищи - 39,7%.

Показано, что 7,7% студентов употребляют алкогольные напитки, руководствуясь мотивами получения наслаждения, удовольствия; 7,5% употребляют спиртное, чтобы успокоиться, снять стресс; 4,9% студентов употребляют спиртные напитки, чтобы не выделяться в компании, «быть своими»; 10% употребляют алкоголь, чтобы облегчить процесс общения, быть более раскрепощенными и коммуникабельными.

В связи с вышеизложенным, исходным для концепции в контексте социальной психологии выступает постулат Айзенка о том, что «...гены дают предрасположенность к чему-либо, именно окружающая среда формирует окончательный результат» (Eysenk, Hans Jurgen, 1989) [7].

Анализируя патологическое влечение к психоактивному веществу (ПАВ: алкоголь, наркотики и др.), обычно рассматривают две автономные системы детерминант аддиктивного поведения: биологическую, связанную с действием психоактивного вещества на организм и формированием наркома-нического синдрома, и социальную, раскрывающую ценностно-смысловую, ценностномотивационную стороны этого поведения. Однако обе они оказывают влияние на поведение человека не непосредственно, а лишь взаимодействуя между собой и определенным образом преломляясь в мотивационной сфере, сознании и самосознании. По отношению к первичным потребностям обращение к психоактивному веществу выступает в роли деятельности, направленной на патологическое

Субъектный подход к изучению особенностей. ФИЛОСОФИЯ. СОЦИОЛОГИЯ. ПСИХОЛОГИЯ. ПЕДАГОГИКА

переопредмечивание потребностей, при котором фармакологический эффект психоактивного вещества и ритуалы его употребления способствуют снижению напряженности потребности и создают иллюзию ее удовлетворения. В данном случае налицо действие психологического механизма нарушения опредмечивания потребности, по А. Н. Леонтьеву [6].

Другой мотивационный механизм, наблюдаемый в патологии,— механизм нарушения опосредования потребностей — также обнаруживается у аддиктивных личностей, начиная с того момента, когда в основе обращения к алкоголю оказывается патологическое влечение к нему. Действие этого механизма распространяется на деятельность, направленную на удовлетворение самого патологического влечения, когда в поведении аддикта появляется импульсивность, пренебрежение к социальным нормам, социальному окружению.

Мотивационные процессы, возникающие в результате взаимодействия биологических и социальных детерминант аддиктивного поведения, могут осознаваться аддиктами, но чаще остаются бессознательными. Независимо от этого формирующееся на их основе влечение к ПАВ выступает в тесной связи с индивидуальными особенностями мотивационно-потребностной сферы субъекта и во всех случаях оказывается носителем индивидуального личностного смысла. Познание его дает возможность раскрыть индивидуальные особенности каждого аддикта и на основе этого построить обоснованные с психологических позиций программы социально-психологических воздействий. Рассмотрение влечения к ПАВ с такой точки зрения требует концентрации внимания на его содержательной стороне, поскольку значение влечения радикально меняется в зависимости от его явных или скрытых функций, от того, какие потребности удовлетворяются благодаря воздействию ПАВ.

Г лавной мишенью перманентного социально-психологического воздействия при работе со студентами, склонными к той или иной зависимости, является влечение их к употреблению ПАВ. По нашему мнению, психологическая коррекция влечения к ПАВ проходит комплексно и на различных уровнях психической деятельности. Модель снижения уровня аддикции у студентов представляет собой сложный и многогранный процесс, цель которого - полный отказ от употребления алкоголя и других психоактивных веществ, ведение здорового образа жизни.

Под понятием «снижение уровня аддикций» студентов в широком смысле мы понимаем процесс социально-психологического воздействия на них, при котором происходит изменение основных бытийных потребностей, приобретение бытийных ценностей. Появляется умение выражать себя и развиваться в своем стиле и своем алгоритме, особенно в начальный период их профессионального становления.

Преодоление склонности к зависимости - это продолжительный по времени процесс, состоящий из нескольких специфических стадий. На каждой стадии должны быть разрешены определенные задачи и достигнуты определенные изменения, направленные на психологическую коррекцию аддик-тивной личности: на когнитивном уровне - это признание себя склонным к зависимости и ослабление психологических защит отрицания и рационализации; на уровне самосознания - это развитие положительной самооценки и самоуважения, развитие позитивного самоотношения; на эмоциональном уровне - это комплексная коррекция аффективных нарушений через умение управлять своим психическим состоянием; на уровне поведения - это изменение стиля и образа жизни, воздействие на среду склонной к аддикции личности; на мотивационном уровне - создание и укрепление мотивов, альтернативных влечению к алкоголю, наркотикам и другим зависимостям [2-4].

При социально-психологическом воздействии на студентов необходимо соблюдать следующий алгоритм: установление коммуникативного воздействия, минимизация и нейтрализация патологических статусов, способствующих развитию склонности к употреблению психоактивных веществ, обучение студентов умению формировать основные потребности, обретать бытийные ценности, способности реализовывать потенциал и умению выражать себя и развиваться в своем стиле и своем алгоритме, особенно в начальный период их профессионального становления, фиксации личности в нормативных личностных статусах, обучение контролю над актуализацией патологического личностного статуса, перевод актуальной личностной позиции из фазы формирования патологической части в нормативную, оказание помощи в раскрытии и обеспечении функционирования нормативных личностных статусов [2-4].

Таким образом, полученные данные свидетельствуют об актуальности проблемы профессионального становления студентов, склонных к аддикции. Современная ситуация развития общества настоятельно требует построения психолого-педагогической профилактики и консультирования в

области профессионального образования, ранней диагностики и предупреждения отклоняющегося поведения, аномального развития студентов и молодежи. Такие меры позволяют своевременно выявить и исправить эти отклонения примерно в 30% трудных случаев, а значит поставить на рынок труда больше трудоспособных, высококвалифицированных специалистов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Братусь Б.С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. 301 с.

2. Грязнов А.Н., Грязнов И.М., Гилемханова Э.Н. Клаббинг как новая форма зависимости в молодежной среде // Казан. пед. журн. 2010. №1 С. 117-123.

3. Грязнов А.Н., Тухватуллина Д.Р., Чеверикина Е.А. Психолого-педагогические компоненты профилактики возникновения зависимости от психоактивных веществ у студентов // Казан. пед. журн. 2009. №3.

4. Грязнов А.Н., Асылова З.Р. Интерперсональные отношения лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией // Казан. пед. журн. 2009. №7-8.

5. Менделевич В.Д., Садыкова Р.Г. Психология зависимой личности, или подросток в окружении соблазнов. Казань: РЦПНН при КМРТ; Йошкар-Ола: Марево, 2002. 240 с.

6. Немчин Т.А., Цыцарев С.В. Личность и алкоголизм. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1989. 192 с.

7. Шакуров Р.Х. Эмоция. Личность. Деятельность (механизмы психодинамики). Казань: Центр инновационных технологий, 2001. 180 с.

Поступила в редакцию 16.02.12

A.N. Gryaznov

Subjective approach to studying of the features of students’ addictive behavior

The problem of addiction is considered in the article from the position of subjective approach. The understanding of an addictive personality as an active subject of his or her own life opens new possibilities to reveal the reasons of addiction and the ways to prevent its development. The article presents the model for decreasing of the addiction level at students.

Keywords: addiction, addictive personality, subject, subject approach, reducing addiction among students.

Грязнов Алексей Николаевич, Gryaznov A.N., doctor of psychology, professor

доктор психологических наук, профессор Udmurt State university

ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет» Russia, Izhevsk, Universitetskaya st., 1/6

426034, Россия, г. Ижевск, ул. Университетская, 1 (корп. 6) E-mail: angkazan@rambler.ru

E-mail: angkazan@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.