Научная статья на тему 'Субъектная политика Беларуси в сфере региональной безопасности'

Субъектная политика Беларуси в сфере региональной безопасности Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
172
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ / А. ЛУКАШЕНКО / В. ПУТИН / РОССИЯ / СОЮЗНОЕ ГОСУДАРСТВО / УКРАИНА / МИНСКИЕ СОГЛАШЕНИЯ / РЕГИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / "ХЕЛЬСИНКИ-2"
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Субъектная политика Беларуси в сфере региональной безопасности»

СУБЪЕКТНАЯ ПОЛИТИКА БЕЛАРУСИ В СФЕРЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Ключевые слова: Республика Беларусь; А. Лукашенко; В. Путин; Россия; Союзное государство; Украина; Минские соглашения; региональная безопасность; «Хельсинки-2».

Следует отметить, что на протяжении нынешнего десятилетия прослеживается заметное повышение роли белорусского государства в обсуждении и решении проблем безопасности. Основные направления политики безопасности сформулированы в Концепции национальной безопасности Республики Беларусь, принятой в ноябре 2010 г.1 и основанной на следующем базовом принципе: «Республика Беларусь является состоявшимся, независимым, суверенным европейским государством, которое не относится ни к одному из мировых центров силы, проводит миролюбивую внешнюю политику и стремится к созданию условий для приобретения нейтрального статуса»2.

Проблемы безопасности постоянно находятся в поле зрения руководства страны, соответствующие документы становятся предметом обсуждения на высшем государственном уровне. Значительное место национальной безопасности отводилось в Послании президента РБ А. Лукашенко белорусскому народу и Национальному собранию, как в 2017, так и в 2018 г. В выступлениях главы государства подчеркивалось, что одной из серьезных угроз внешней и внутренней безопасности является обострение международной обстановки. Поскольку в одиночку сложно противостоять вызовам современного мира, РБ делает это коллективно, находясь в составе ОДКБ. При этом «интересам Республики Беларусь отвечает и пошаговое углубление диалога с военным блоком НАТО»3. Это, как считает белорусский президент, важно для снижения потенциальных рисков, которые возникли с приближением Альянса к границам РБ.

1 Концепция национальной безопасности Республики Беларусь. Утверждено. Указ Президента 9 ноября 2010 г. -Режим доступа: http://mchs.gov.by/kontseptsiya-natsionalnoy-bezopasnosti-respubliki-belarus/ (Дата обращения 06.07.2018.)

2 Там же.

3 Послание к белорусскому народу и национальному собранию. - Режим доступа: http://president.gov.by/ru/news_ru/ view/poslanie-k-belomsskomu-narodu-i-natsionalnomu-sobraniju-

18594/ (Дата обращения - 06.07.2018.)

Лариса Шаншиева,

зав. сектором Восточной Европы ИНИОНРАН

Эти вопросы обсуждались и на заседании Совета Безопасности Республики Беларусь 27 февраля 2018 г. Глава государства четко сформулировал свою позицию: «Если говорить объективно, нам не просто бороться с преступностью, потому что все мы видим и понимаем, что происходит вокруг нашей страны. И еще надо понимать то, что Беларусь осталась единственным безопасным, спокойным коридором для передвижения людей, грузов, наверное, и капиталов с Востока на Запад и с Запада на Восток»4. Согласно своей Военной доктрине, РБ намерена и дальше развивать систему региональной безопасности с учетом национальных интересов всех государств, а также на основе доверия и взаимопонимания.

В значительной степени внешняя безопасность РБ зависит от отношений с соседними странами - с Латвией, Литвой, Польшей, Россией и Украиной. Разумеется, в отношениях с каждой из них на сегодняшний день присутствуют в разной степени и элементы партнерства, и линии напряженности. Вместе с тем Беларусь стремится учитывать в своей политике соблюдение собственных национально-государственных интересов и сохранение партнерских отношений не только с пограничными европейскими странами, но и с государствами Евразийского региона.

Особое значение для обеспечения внешней и внутренней безопасности РБ имеют ее отношения с РФ. Связанная с Россией обязательствами Союзного договора, Беларусь изначально была ориентирована пророссийски, поскольку в новой геополитической ситуации белорусскому государству выстоять под давлением Запада без поддержки России не представлялось возможным. В последние годы отношения двух ранее близких славянских государств осложняются взаимными претензиями, конфликтами, «нефтегазовыми», «мясными» и «молочными» войнами, что постепенно отдаляет их друг от друга. Можно сказать, что ядро этих отношений постепенно размывается, а противоречия нарастают. Разрушено общее гуманитарное пространство, экономики обеих стран носят принципиально разный характер, отсутст-

4 Совещание о республиканской системе общественной безопасности. - Режим доступа: http://president.gov.by/ru/neus_ru/ view/ soveschanie-o-respu-sisteme-monitoringa—obschestvennoj -besopasnosti-15872 (Дата обращения - 06.07.2017.)

сентябрь 2018 г.

Выпуск 50(66)

вует общая стратегия внутриотраслевой интеграции. Кроме того, на внешних рынках Беларусь и Россия иногда вынужденно становятся конкурентами.

Вместе с тем Президент РБ А. Лукашенко неизменно заявляет в своих выступлениях о принципиальной важности сохранения и развития дружественных, союзнических отношений с Россией, имеющих стратегический характер. О необходимости укрепления интеграции в рамках Союзного государства говорилось и на заседании Высшего Государственного совета СГ в Минске в июне 2018 г.

Особенно тесное российско-белорусское взаимодействие развивается в военно-политической и военно-технической сферах. Ежегодно Беларусь и Россия проводят более 40 совместных мероприятий оперативной и боевой подготовки, в том числе масштабные учения с привлечением разного рода войск. Россия и Беларусь сотрудничают в рамках региональной безопасности в качестве восточно-европейской группировки ОДКБ. В 2016 г. введена в строй общая региональная система ПВО.

Что касается военной базы, которую Россия хотела разместить на территории союзника, то после длительных обсуждений было принято решение закрыть этот вопрос. Отвечая на дискуссию в западных СМИ и комментируя эту ситуацию, Президент РБ с присущей ему вербальной непосредственностью заявил: «Говорят - военная база. Да бросьте вы, кому нужны эти 10 самолетов, которые Россия хотела посадить в Бобруйске? Что дает эта база? Что такое в современной войне против НАТО, допустим, самолет? 10 минут боя, он взлетел - и его нет... И потом, что такое аэродром на переднем крае военных действий? Не дай Бог война - две ракеты на взлетно-посадочной полосе - ни один самолет не взлетит. Зачем их сюда?»1 В 2019 г. заканчивается срок аренды Россией двух ее военных объектов на белорусской территории - РЛС «Волга» под Ганце-вичами и узла связи ВМФ под Вилейкой. Видимо, должны будут пройти переговоры сторон о продлении аренды. Но здесь спор если и будет, то о цене, полагают специалисты.

Исключительно сложная международная обстановка в некоторой степени «работает» на Союзный договор, поскольку он дает обеим сторонам дополнительные гарантии в обеспечении безопасности. Россия, безусловно, заинтересована иметь на своей западной границе надежного союзника, сохранить белорусский «стратегический балкон». А Беларусь, в свою очередь, нуждается в поддержке со стороны России, как в экономической сфере, так и в политической. На официальном уровне руководители двух стран время от времени заявляют о позитивном

1 Встреча с представителями общественности белорусских и зарубежных СМИ. - Режим доступа: http://president.gov. by/ru/news_ru/view/vstrecha-s-predstaviteljami-obschestvennosti-Ье1ог^Их4-2агиЬе2Ьпух^т-15509 (Дата обращения - 06.07.2018.)

характере Союзного договора и его потенциальных возможностях. Перспективы движения «по единой траектории» и необходимость устранения имеющихся барьеров в российско-белорусских отношениях обсуждались на встрече двух президентов -В. Путина и А. Лукашенко в Минске в рамках заседания Высшего Госовета СГ в июне 2018 г.

К сожалению, следует признать, что формирование общего рынка Союзного государства постоянно сталкивается с возникающими проблемами то в продовольственной, то в энергетической сферах. К их числу добавляются вопросы пограничного и визового режимов.

Значительную роль в осложнении белорусско-российских отношений сыграли кризисные события на Украине и последующие действия России. Безусловно, украинский кризис повлиял непосредственно на внешнеполитическую позицию белорусских властей и белорусское общество. Десятки белорусских добровольцев отправились в зону конфликта, причем по разные стороны воюющих сторон. Из Украины в Беларусь двинулись потоки беженцев. Ситуация осложнялась тем, что внутри страны активизировалась оппозиция. Белорусские власти, опасаясь «цветной революции» в собственной стране, прилагали все возможные усилия для урегулирования конфликта на востоке Украины и нивелирования возможных рисков протестного движения в РБ.

Несмотря на то что Беларусь активно заявила о себе как участнице переговорного процесса и сделала все возможное для подписания Минских соглашений, она на первом этапе поддержала новую власть в Киеве, а в дальнейшем постаралась сохранить нейтралитет в спорных вопросах между Россией и Украиной. Серьезной проверкой союзнических отношений стал факт присоединения Крыма к России. До сих пор РБ не признает законность этого решения, что вызывает у российской стороны вопрос: так ли должен вести себя стратегический союзник? Есть вопросы похожего порядка и у Беларуси к России. В основном они обращены к недостаточно эффективной интеграции Союзного государства, отсутствию равновесных союзнических отношений, стремлению российской стороны диктовать свои условия развития сотрудничества. В международных вопросах белорусский президент старается сохранять, по возможности, нейтральную позицию, о которой он периодически напоминает России. В свою очередь российская элита воспринимает многовекторную внешнюю политику Александра Лукашенко как заигрывание с Западом. Между тем ограниченные ресурсы Беларуси, ее особое географическое положение, укрепление государственности и возрастающее значение суверенитета приводят к поиску ресурсов и взаимовыгодного сотрудничества РБ с разными странами.

Что касается роли Беларуси в обеспечении региональной безопасности, то она серьезно проявила себя в создании минской переговорной площадки по выходу из кризиса. В настоящее время, чтобы не утратить роль значимого актора в выполнении минских договоренностей (после того как лидер Казахстана предложил перенести минский мирный переговорный процесс в Астану), Беларусь заявила о готовности направить свой миротворческий контингент из 100 человек для разрешения конфликта в Донбассе.

Президент РБ в своих выступлениях постоянно проводит мысль о том, что Беларусь во многом содействует обеспечению европейской безопасности, создавая надежные транспортные коридоры для движения из Европы в Азию, а также проводя гибкую региональную политику. Кроме того, от нее исходят разные инициативы по мирному урегулированию конфликтов на европейском континенте. Одно из последних предложений такого рода -проект «Хельсинки-2». В условиях наступившего серьезного кризиса системы европейской безопасности А. Лукашенко счел необходимым и возможным инициировать сначала дискуссию об организации нового Хельсинкского процесса, а затем и сам процесс. Соответственно Минск готов стать площадкой для проведения любых мероприятий в рамках этой инициативы.

Вопрос о необходимости глобального диалога по проблемам безопасности обсуждался в Минске на международном форуме «Восточная Европа: В поисках безопасности для всех» (23-25 мая 2018 г.). По приглашению белорусской стороны в работе конференции приняли участие более 350 экспертов из почти 40 стран. Выступая на открытии форума, президент РБ акцентировал внимание на обострении международной обстановки и необходимости возвращения в правовое русло в решении спорных вопросов между странами. В очередной раз он предложил вернуться к ОБСЕ в качестве основы для диалога, а центром переговоров сделать Минск.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что внешняя политика Беларуси после 2015 г. претерпела серьезные изменения. Во многом благодаря инициативе по заключению Минских соглашений А. Лукашенко удалось выйти из внешнеполитической изоляции со стороны Запада и возобновить диалог с общеевропейскими организациями и ведущими странами Европы. Сегодня Республика Беларусь имеет репутацию устойчивой переговорной площадки и является одним из центров региональной дипломатии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.