Научная статья на тему 'Субъективный образ "успешной личности" у женщин с разной социальной и психологической адаптированностью'

Субъективный образ "успешной личности" у женщин с разной социальной и психологической адаптированностью Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
767
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСПЕХ / СУБЪЕКТИВНЫЙ ОБРАЗ "УСПЕШНОЙ ЛИЧНОСТИ" / СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ АДАПТАЦИЯ / Я-КОНЦЕПЦИЯ / "ИДЕАЛЬНЫЙ Я-ОБРАЗ" / SUBJECTIVE IDEA OF THE "SUCCESSFUL PERSONALITY" / "IDEAL IMAGE OF ME" / SUCCESS / SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ADAPTATION / CONCEPTION OF ME

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Беглова Эльмира Ильдусовна

В статье рассматривается взаимосвязь содержания субъективного образа "успешной личности" с уровнем социальной и психологической адаптированности женщин разного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Беглова Эльмира Ильдусовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUBJECTIVE IDEA OF "SUCCESSFUL PERSONALITY" AMONG THE WOMEN OF DIFFERENT SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ADAPTIVITY

The author of the article speculates on the correlation between the contents of the subjective idea of the "successful personality" and the level of social and psychological adaptivity among the women of differ-ent ages.

Текст научной работы на тему «Субъективный образ "успешной личности" у женщин с разной социальной и психологической адаптированностью»

ВЕСТНИК ТГГПУ. 2010. №2(20)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ПСИХОЛОГИЯ

УДК 159.923.2

СУБЪЕКТИВНЫЙ ОБРАЗ "УСПЕШНОЙ ЛИЧНОСТИ” У ЖЕНЩИН С РАЗНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ АДАПТИРОВАННОСТЬЮ

© Э.И.Беглова

В статье рассматривается взаимосвязь содержания субъективного образа "успешной личности" с уровнем социальной и психологической адаптированности женщин разного возраста.

Ключевые слова: успех, субъективный образ "успешной личности", социально-психологическая адаптация, Я-концепция, "идеальный Я-образ".

В современных условиях становится очевидным социальное значение проблемы успешности, ориентации на достижение успеха в жизни. С точки зрения К.А.Абульхановой, социальные представления оказывают регулирующее и направляющее действие, поскольку существующий в сознании индивида образ успешного человека как некой "модели должного", оказывает влияние на поведение индивида, построение жизненных стратегий, профессиональное и личностное самоопределение, выбор стиля и образа жизни. Представления об успешном человеке в значительной степени детерминируют выбор основного направления самореализации и активность личности в обществе, его успешной социальнопсихологической адаптации [1: 123]. Х.Хекхау-зен показал, что индивидуально-психологические особенности личности, значимые в предрасположенности личности к успешному поведению, неразрывно связаны с позитивным образом собственного "Я" [2: 97].

По мнению А.А.Налчаджяна, успех личности

- это то положение вещей, когда поставленная человеком цель достигнута в точности так, как она им предвиделась. Во всех случаях, когда цель и результат не соответствуют друг другу, возникает задача социально-психологической адаптации личности. Даже большой успех, превосходящий все ожидания, вызывает вопросы и требует от личности и окружающих адаптации к создавшейся новой ситуации. У человека, добившегося большого успеха, с целью адаптации к новой ситуации возникает потребность изменения своей "Я-концепции", приведения ее в соответствие с новыми достижениями. Проблема адаптации встает перед личностью с еще большой остротой в том случае, когда она переживает состояние неудачи, неуспеха. Особенности "Я-концепции" и ее отдельных подструктур являют-

ся показателями того, как адаптирована личность к социальным условиям своего существования. В структуре личности могут существовать как адаптивные, так и дезадаптивные и патологически адаптирующие "Я-концепции" и их подструктуры. Когда человек оказывается в проблемной ситуации и перед ним возникает необходимость адаптации, в сфере его сознания и ближайшего подсознательного в норме возникает ситуативный "Я-образ", предназначенный именно для данного процесса адаптации в данной конкретной ситуации. В дальнейшем этот "Я-образ" может сохраниться на подсознательном уровне и воспроизводиться только в сходных проблемных ситуациях [3: 296-330]. Поэтому субъективный образ "успешной личности" представляет собой ситуативную или устойчивую подструктуру "Я-концепции", структурную целостность, элементами которой являются когнитивные и оценочно-эмоциональные компоненты; интроекция черты, пока еще отсутствующей у данной личности, в структуру личности и ее проекции на "идеальное Я"; представление человека о том типе личности, каким он должен был бы стать, исходя из усвоенных моральных норм, идентификационных моделей и ценностей.

В одних и тех же проблемных ситуациях разные люди адаптируются по-разному и с различной степенью успешности. Подобные факты свидетельствуют о том, что должна существовать способность к адаптации или адаптивность, уровень же обладания этой способностью достаточно сильно отличается в зависимости от возраста, социального положения и психического состояния индивида.

В связи с этим возникает вопрос о взаимосвязи содержания субъективного образа "успешной личности" с уровнем социально-психологической адаптированности у женщин разного возрас-

та. В частности, можно предположить, что объективные и субъективные причины неудач безработных женщин и причины "неуспешной" стратегии адаптации зависят от сформированно-сти и особенностей содержания субъективного образа "успешной личности" и степени идентификации с ним образа Я.

С этой целью в исследовании выявлялись взаимосвязи адаптированности женщин на рынке труда с содержанием их субъективного образа "успешной личности", а также в соотношении с иерархией ценностей и личностными особенностями, отражающими их психологическую адап-тированность. В исследовании принимало участие 174 человека. Данная выборка состояла из 80 нетрудоустроенных и 94 трудоустроенных женщин. Показатель социальной адаптированно-сти предварительно определялся по характеру социальной позиции женщин на рынке труда. В континууме социальной неадаптированно-

сти/адаптированности испытуемые были разделены на четыре категории: 1) безработные женщины, находящиеся в поисках работы больше года (социально неадаптированные), 2) безработные женщины, находящиеся в поисках работы меньше года, 3) безработные женщины, не начавшие поиск работы (студентки старших курсов) 4) трудоустроенная группа женщин (социально адаптированные). Дополнительно данные группы женщин были разделены на две возрастные категории: "молодое" и "старшее" поколение. К "молодому" поколению были отнесены лица в возрасте 18-35 лет, к "старшему" поколению - женщины 35-65 лет. Это разделение на возрастные категории осуществлялось с учетом востребованности женщин до 35 лет на российском рынке труда и переживанием большинством людей в этом возрасте кризисного состояния, когда изменяется представление о своей жизни, может происходить переоценка ценностей. К "молодому" поколению относились студенты 4, 5 курсов очной и заочной формы обучения ТГГПУ, (трудоустроенные и безработные). "Старшее" поколение тоже представляли трудоустроенные женщины и группа лиц, состоящие на учете по трудоустройству в Государственном бюджетном учреждении "Центр занятости населения Ново-Савиновского района" г.Казани.

Диагностика образа "успешной личности" определялась с помощью проективной методики " Нарисуй успешную женщину и успешного мужчину". В целях нашего исследования использовался модифицированный вариант, где при сохранении концептуальных основ классической методики "Рисунок человека" в интерпретации рисунка была изменена инструкция: испытуе-

мым предлагалось нарисовать "успешную женщину" и "успешного мужчину". Задание нарисовать "успешного мужчину" было введено в связи с тем, что в современной культуре, близкой к маскулинному типу, образ "успешности" нормативно больше ассоциируется с мужской позицией [4: 296-330]. Ожидалось, что модифицированный вариант позволит не только "раскрыть" образ себя, психологические особенности, эмоциональное состояние, индикатор конфликта, ценностные установки испытуемых, но и субъективное содержание образа "успешного человека", степень проецирования своего Я на этот образ, а также специфику гендерных аспектов восприятия данных образов. Для усиления параметров валидности проективной методики результаты сопоставлялись с данными, полученными с помощью методики Е.Б.Фанталовой "Уровень соотношения "ценности" и "доступности" в различных жизненных сферах", которая позволила оценить, какие жизненные ценности личности являются ведущими, а также установить наличие внутреннего конфликта в связи с расхождением доступных и желаемых ценностей.

Показатели психологической адаптации определялись как ощущение негативных психологических состояний (проявление тревожности, фрустрации, агрессивности, ригидности и уровня нейротизма) с помощью тестов Г. Айзенка "Самооценка психических состояний" и "Типы личности". Результаты психодиагностики дополнялись анкетированием, где выявлялся возраст, занимаемая должность трудоустроенных, семейное положение испытуемых. После выполнения проективной методики предлагалось ответить на дополнительные вопросы с целью выявления стереотипного восприятия образа "успешной личности" в сознании испытуемых: ""Успешная личность" - это ...", "Каковы жизненные цели мужчины и женщины?", "Кто из них наиболее успешен? Почему?", "Они работают? Если да, то кем? Если нет, то почему?", "Кому из них легче устроиться на работу? Почему?".

Результаты анкетирования показали, что с точки зрения женщин "старшего" поколения показателями жизненного успеха являются чувство значимости, включенность в активную деятельность, наличие близких людей, здоровье. С точки зрения "молодого" поколения, показателем успеха являются в первую очередь материальная и статусная выделенность, однако наличие формального образования и семьи также играют большую роль. Социально адаптированная группа женщин по результатам опроса делает акцент на семейных ценностях, а социально неадаптированная - на профессиональном и материаль-

ном компоненте успеха. На уровне социальных стереотипов сохраняется представление, особенно у женщин "старшего" возраста, что успех, а в особенности успех публичный - это мужская прерогатива, женщине же важнее сохранять семейное благополучие. "Молодое" поколение

склонно считать, что современные успешные женщины должны в первую очередь себя реализовать в профессиональной сфере, а в дальнейшем сочетать профессиональную и семейную роли.

По результатам проективной методики для нетрудоустроенных женщин "старшего" поколения, находящихся в поисках работы больше года (социально неадаптированных), было характерно изображать "успешных женщин" грустными и одинокими. Прослеживалась тенденция к изображению фигуры "успешной женщины" внизу листа и маленького размера, что может свидетельствовать о депрессивных тенденциях. Образ " успешного мужчины" изображался, напротив, в высоком статусном положении. Рисунок обычно располагался по центру, что свидетельствует о позитивном отношении к данному образу.

По сути, социально неадаптированная группа женщин "старшего" поколения, рисуя "успешную женщину" в мрачных тонах и в скромной социальной роли, спроецировала свои личностные особенности, переживания, негативное эмоциональное и психическое состояние, внутренний конфликт на данный образ. При этом положительное изображение образа "успешного мужчины" свидетельствует о гендерной дифференциации в восприятии образа "успешной личности". Такая дифференциация представлений о мужской и женской социальной позиции с идентификацией образа "успешной личности" только с мужским образом и несформированность образа "успешной женщины" является, на наш взгляд, причиной неспособности как психологически, так и социально адаптироваться к создавшейся в их жизни проблемной ситуации. Исследования показывают, что если человек имеет субъективное представление об "успешной личности", которое не может превратиться в "динамическое Я", а затем и в "настоящее Я", то тогда это представление может постепенно редуцироваться и, распавшись, вовсе исчезнуть. В подобных случаях приходится констатировать потерю человеком перспектив осуществления своих притязаний, разочарование и глубокую фрустрацию. Эти результаты соотносились с данными по методике Е.Б.Фанталовой "Уровень соотношения "ценности" и "доступности" в различных жизненных сферах". У женщин данной группы также наблюдалось наличие внутреннего конфликта

в связи с невозможностью реализовать желаемые ценности такие, как материальный достаток и профессиональная занятость, в действительность. В то же время доступные в их жизни ценности такие, как наличие хороших и верных друзей, познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры), а также интеллектуальное развитие, не выступали в качестве желаемых.

Низкая самооценка испытуемых, депрессивные тенденции, тревожность, фрустрирован-ность, повышенный уровень нейротизма, выявленные в проективной диагностике, нашли свое подтверждение и в результатах тестов Г.Айзенка "Самооценка психических состояний" и "Типы личности".

В соответствии с концепцией А.А.Налчаджя-на [3] данную группу нетрудоустроенных женщин по социальному положению и психологическим характеристикам можно отнести к типу "временной ситуативной дезадаптированности", который характеризуется неспособностью адаптации к собственным потребностям и притязаниям, переживаемым длительным внутренним и внешним конфликтами без нахождения психических механизмов и форм поведения, требуемых для их разрешения.

Образ "успешной личности" в группе молодых нетрудоустроенных женщин отличался у студенток и у нетрудоустроенных женщин, находящихся в поисках работы меньше года. Для студенток было характерно "успешную женщину" и "успешного мужчину" изображать совместно, как любящую семейную пару. В рисунках присутствовала ярко выраженная демонстративность, проявляющаяся в обилии разнообразных деталей, особенно украшений, особое внимание уделялось прическе, отделке на платье, позе изображенного персонажа. В характере изображения "успешной женщины" и "успешного мужчины" проявлялась инфантильность, завышенные самооценка и уровень притязаний, эгоцентризм, попытки уйти от необходимости адекватно оценить объективную социальную реальность.

У молодых женщин, находящихся в поисках работы меньше года, прослеживалась тенденция изображения атрибутов семейных ценностей в левом верхнем углу бумаги, а атрибутов материального достатка, деловой обстановки, карьерных достижений вокруг изображаемого образа. Это говорит о том, что наличие семьи у них находится на уровне замысла, планов на будущее, желания, а в настоящее время приоритет отдается профессиональной самореализации, достижению стабильного материального достатка. Образ "успешного мужчины" также изображался в вы-

соком статусном положении с наличием материальных атрибутов: машины, дома, денег, деловой одежды. Для представительниц данной группы успешность мужчины и женщины как представителей социальных групп скорее похожи, чем различны. Следовательно, в их представлении нет жесткой дифференциации мужских и женских ролей с точки зрения социальных ориентиров и жизненных ценностей [5: 35].

У нетрудоустроенных женщин "молодого" поколения также наблюдался перенос своего психического состояния и внутреннего конфликта на образ "успешной женщины". У студенток он выражался в проявлениях инфантильности, ригидности, агрессивности. У женщин, находящихся в поисках работы меньше года, - в тревожности, агрессивности, что также нашло свое подтверждение в результатах тестов Г. Айзенка. По результатам методики Е.Б. Фанталовой наличие внутреннего конфликта у студенток заключалось в недоступности материально обеспеченной жизни, любви (духовной и физической близости с любимым человеком), при этом доступными ценностями являлись наличие хороших и верных друзей, здоровье, уверенность в себе, познание. Для женщин, находящихся в поисках работы, причиной внутреннего конфликта стало отсутствие интересной работы и счастливой семейной жизни, а здоровье и свобода как независимость в поступках и действиях считались доступными, но не ценными.

Таким образом, разное социальное положение неработающих женщин "молодого" поколения оказалось непосредственно связано с немного разными по содержанию, но сходными по уровню проявления состояниями психологической адаптированности. Нетрудоустроенную группу "молодого" поколения можно отнести к типу "временной ситуативной адаптированно-сти", который легко может перейти в состояние "временной ситуативной дезадаптированности" как вследствие внутрипсихических изменений, так и в результате изменений определенных аспектов ситуации.

Рассмотрим результаты женщин "молодого" и "старшего" поколения, которые будучи трудоустроенными были отнесены к группе социально адаптированных. У большинства женщин данной группы изображение "успешной женщины" было помещено в верхней части листа, что говорит о стремлении к достижению, признанию, что не всегда может быть реализовано и, как следствие этого, сопровождается чувством незащищенности перед реальностью.

Встречались также рисунки, где изображение " успешной женщины" занимало весь лист, в не-

которых случаях изображение человека вообще не помещалось на листе. Это свидетельствует о наличии компенсаторного превознесения себя и своих достоинств в связи с невозможностью проявить их в реальной жизни. Также в рисунках "успешной женщины" часто присутствовал деловой стиль одежды, указывающий на стремление контролировать проявление своих чувств и потребностей в повышении статуса, на подчинение себе других людей.

Образ "успешного мужчины", как и "успешной женщины", определялся наличием семьи, материального достатка и достижений в профессиональной сфере. Следует отметить, что данная категория лиц не стала изображать "успешного мужчину" на отдельном листе бумаги, как это требовалось по инструкции. Образ "успешного мужчины" был нарисован рядом с "успешной женщиной" в роли ее мужа. Образ детей и мужа нарисованы с сильным нажимом карандаша, с использованием штриховки. Такое изображение свидетельствует о тревожности либо по поводу отсутствия семьи, как одной из составляющих образа успешности, либо из-за невозможности уделять достаточное время своей семье в настоящий момент.

Приведем несколько вариантов гендерных аспектов восприятия "успешной личности" в проективных рисунках трудоустроенных женщин.

Вариант 1. Образ "успешного мужчины", выраженный посредством высокого статусного положения с наличием материальных атрибутов, расположен над женщиной, которая вместе с детьми и домом изображена в нижней части листа. В данном рисунке женщина выступает в роли " хранительницы" домашнего очага, но расположение ее изображения внизу листа может свидетельствовать о наличии низкой самооценки, потребности в поддержке и защите. Мужчина, успешный в профессиональной сфере и материально обеспеченный, занимает авторитетное, главенствующее положение в семье и несет ответственность за ее материальное обеспечение; успешность же женщины связана с семьей и, возможно, с зависимым положением от мужчины.

Вариант 2. Образ "успешного мужчины" совпадает с образом "успешной женщины". Изображение материальных атрибутов расположено равномерно вокруг мужчины и женщины одинакового роста, стоящих рядом, взявшись за руки. Здесь прослеживается желание видеть рядом с собой не только мужа, но равноправного партнера, с которым можно было бы добиться успехов в профессиональной сфере и приумножить материальное благосостояние.

Вариант 3. Образ "успешной женщины" расположен в центре листа большого размера. Образ " успешного мужчины" нарисован в верхнем левом углу, дети в правом верхнем углу, материальные атрибуты расположены равномерно вокруг женщины. В данном рисунке большое изображение женского образа указывает на некоторую экспансивность, стремление к самораспро-странению, наличие враждебных агрессивных тенденций по отношению к окружению, некоторую склонность к тщеславию. Изображение "успешного" мужчины, смещенное вправо, говорит о реалистичности, стремлении видеть перспективу в лице мужчины, достигшего материального благосостояния, однако это может быть интерпретировано и как проявление зависимости от него, отождествление образа "успешного мужчины" с образом отца.

Интересен тот факт, что у социально адаптированных женщин, как и у предыдущей, нетрудоустроенной группы женщин, произошла проекция своего психического состояния на образ "успешной женщины", выраженная в ригидности, агрессивности и тревожности, что нашло свое подтверждение в результатах тестов Г. Айзенка. В ценностно-смысловой сфере личности трудоустроенных женщин ведущей ценностью оказалась счастливая семейная жизнь, что также нашло свое подтверждение как в проективной методике, так и в результатах методики Е. Б. Фанталовой.

Вместе с тем ценностная сфера разных групп обусловлена еще и возрастными различиями. Так, для женщин "старшего" поколения ценностными приоритетами являлись статусное положение "успешной женщины", наличие материальных атрибутов (дом, драгоценности, машина). Можно отметить положительную эмоциональную окраску самого рисунка, которая была передана посредством изображения солнца, окружения близкими людьми (семьей). Расположение рисунка в центре листа, наличие данных атрибутов вокруг изображения отражает достаточно хорошую организованность человека, его открытость, умение устанавливать адекватные взаимоотношения с другими, позитивное отношение к самому себе. Образ "успешного мужчины" определялся через наличие семьи, материального достатка и достижений в профессиональной сфере. Гендерные различия в атрибутах "успешной женщины" и "успешного мужчины" не были четко выражены, что свидетельствует о том, что для социально адаптированных женщин жизненные возможности и шансы, представленные мужчинам и женщинам, в социуме и в профессиональной сфере воспринимаются как равные.

Для женщин "молодого" поколения было характерно совместное изображение образа "успешного мужчины" и "успешной женщины". " Успешность" обоих персонажей определялось наличием семейных ценностей, материального благополучия и профессионального самоопределения. Гендерные различия в атрибутах "успешной женщины" и "успешного мужчины" тем не менее все же прослеживались. Для одной группы женщин было характерно изображать образ "успешного мужчины" посредством высокого статусного положения, при этом образу "успешной женщины" (на этом же рисунке) отводилась роль домохозяйки, полностью зависящей от материально обеспеченного мужа, являющегося главой семьи. Для остальных женщин не существовало жесткой дифференциации "мужского" и "женского" успеха. Достижения в профессиональной сфере, материальное благополучие согласно их рисункам являлись одинаково доступными как и для женщин, так и для мужчин. Можно заключить, что причиной отождествления своего "Я-образа" с образом "успешной личности" послужило то, что данная группа женщин имела систему положительных представлений о себе, которые она считала соответствующими реальности. Эти представления играют огромную роль в жизнедеятельности: мотивируют активность, детерминируют выбор ближайших целей и уровень притязаний, определяют особенности общения с людьми, выбор адаптивных механизмов и стратегий и т. п. По социальному положению и выявленным психологическим характеристикам данную группу женщин можно отнести к типу "устойчивой ситуативной адаптированности", что предполагает надежную долговременную адап-тированность, но только в определенных, типичных, повторяющихся ситуациях, в которых личность стремится находиться как можно чаще [3].

В целом результаты исследования показали, что каждому типу социально-психологической адаптации соответствовал свой вариант образа "успешной личности". Адекватность - неадекватность этих представлений, то или иное аффективное отношение к этим представлениям, в том числе и степень принятия их как составляющих своей "Я-концепции", влияют на выбор стратегии и тактик самореализации, могут определять успешность личности. Сильно выраженная гендерная дифференциация представлений об успешной личности у группы неработающих женщин, заключающаяся в отрицательной проекции себя на образ "успешной женщины" и положительном восприятии образа "успешного мужчины", вероятно, привела к снижению их адаптивных возможностей в отличие от тех лиц,

которые не дифференцировали для себя "мужской" и "женский" успех в профессиональной сфере.

С другой стороны, хроническое воздействие стрессоров и фрустраторов приводит к снижению уровня самоуважения, ослаблению чувства личной компетентности во взаимодействии с физической и социальной средой. Согласно Р.Хел-мрайх и Р.Рэдлоф, снижение уровня самоуважения личности должно привести к целому ряду изменений в ее поведении: к проявлению неадаптивных форм поведения, к усилению внушаемости, к ухудшению исполнения деятельности [6: 158]. В связи с этим можно предположить, что продолжительная стрессовая ситуация нетрудоустроенности негативно сказывается на "Я-концепции" женщин, вытесняя из сферы "Я"

- идеального образа "успешности".

Более глубокое понимание роли и механизмов формирования субъективного образа успешности в ряду ценностных ориентаций личности способствовало бы разработке и оптимизации программ по адаптации, повышению эффектив-

ности личности не только в профессиональной

деятельности, но и в повседневной жизни.

1. Абульханова-Славская К.А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды. - М.: Московский пси-холого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО "МОДЭК", 1999. - 224 с.

2. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: в 2-х томах. - М.: Педагогика, 1986. - 406 с.

3. Налчаджян А.А. Психологическая адаптация: механизмы и стратегии. - М.: Эксмо, 2010. - 368 с.

4. Малкина-Пых И.Г. Гендерная терапия. - М.: Экс-мо, 2006. - 928с.

5. Бэм С. Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов / Пер. с англ. -М.: "Российская политическая энциклопедия", 2004. - 336 с.

6. Helmreich R. and Radloff R. Environmental Stress and the Maintenance of Self-Esteem. - In: Social Psychology. Ed. By E.Aronson and R.Helmreich. New York a.o., 1973. - 447 р.

SUBJECTIVE IDEA OF "SUCCESSFUL PERSONALITY” AMONG THE WOMEN OF DIFFERENT SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL ADAPTIVITY

E.I.Beglova

The author of the article speculates on the correlation between the contents of the subjective idea of the "successful personality" and the level of social and psychological adaptivity among the women of different ages.

Key words: success, subjective idea of the "successful personality", social and psychological adaptation, conception of ME, "ideal image of ME".

Беглова Эльмира Ильдусовна - аспирант кафедры общей психологии Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета.

E-mail: pf@tggpu.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.