Научная статья на тему 'Субъективный образ социального мира как репрезентация социальной ситуации развития личности'

Субъективный образ социального мира как репрезентация социальной ситуации развития личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
336
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Субъективный образ социального мира как репрезентация социальной ситуации развития личности»

3. Динамика доли когнитивного компонента в структуре родительской любви такова: до конца второго периода зрелости доля когнитивного компонента возрастает, после происходит ее постепенное уменьшение. В более ранний возрастной период (первый период зрелости), когда появляется ребенок, родитель начинает узнавать его особенности, размышляет над тем, какой должна быть его родительская любовь, как продемонстрировать ее ребенку - доля когнитивного компонента еще незначительна. Постепенно, по мере развития ребенка увеличивается объем знаний родителя о себе как о родителе, о своей родительской любви, о личности ребенка - доля когнитивного компонента возрастает. В более поздние возрастные периоды (конец второго периода зрелости, пожилой возраст) происходит отделение ребенка от родителя. Как правило, дети создают собственные семьи и начинают жить отдельно от родителей. Значительно уменьшается объем знаний родителя о личностных особенностях ребенка и его интересах. Так как знание объекта любви возможно при постоянном взаимодействии с ним, доля когнитивного компонента уменьшается.

Таким образом, на протяжении жизни родителя любовь может изменяться, преображаться, переходить из одного состояния в другое. Родительская любовь имеет свою динамику, перемены, присущие родительской любви, неизбежны, так как в процессе жизни родителя изменяются его физиологические процессы и психологические переживания.

Список литературы

1.Василюк Ф.Е. Психология переживания (анализ преодоления критических ситуаций). - М.: Изд-во МГУ, 1984. - 200 с.

2.Винникот Д.В. Разговор с родителями. - М.: Независимая фирма "Класс", 1994. - 112 с.

3.Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. - М.: Изд-во МГУ, 1987. - 170 с.

4.Изард К.Е. Эмоции человека. - М.: Московский университет, 1980. -440 с.

5.Мид М. Культура и мир детства. - М.: Наука, 1988. - 429 с.

6.Рамих В.А. Материнство как социокультурный феномен: Дис.... д-ра филос. наук. - Ростов н/Д.: Изд-во РГУ, 1997. - 236 с.

7.Спиваковская А.С. Как быть родителями: о психологии родительской любви. - М.: Педагогика, 1986. - 160 с.

8.Фромм Э. Искусство любить. - СПб.: Азбука, 2001. - 224 с.

9.Хорват Ф . Любовь, материнство, будущее. - М.: Прогресс, 1982. -143 с.

10.Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений: Курс лекций. - М.: Апрель - Пресс, 2000. - 512 с.

СУБЪЕКТИВНЫЙ ОБРАЗ СОЦИАЛЬНОГО МИРА КАК РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ*

И.А. Николаева

Проблема структуры социальной ситуации развития личности. Анализ подходов к социальной ситуации развития в отечественной психологии, сопоставление классических представлений о социальной ситуации развития (Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин, Б.Г. Ананьев, И.В. Дубровина ) и современных взглядов (Г.В. Бурменская, М.Ю. Кондратьев, В.Т. Кудрявцев, В.С. Лазарев, К.Н. Поливанова, В.И. Слободчиков, Т.В. Снегирева, Д.И. Фельдштейн, Б.Д. Эльконин, Г.К. Ура-залиева) позволил выделить современные тенденции в данной области. Это акцент на индивидуальных вариан-

' Исследование проводится по заказу МОРФ.

тах развития, на целостном, интегрированном (и структурированном) подходе к проблеме взаимодействия личности и среды, а также стремление использовать для решения данной проблемы субъективную реальность, "идеальную форму". Для прикладных исследований характерно широкое использование понятия социальной ситуации развития (ССР) и его разночтений. Сегодня не существует четких структурных представлений о ССР, которые могли бы быть операционализированы и использованы в сравнительных исследованиях. Структура рассматривается как соотношение реальной и идеальной формы (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, Б.Д. Эльконин, К.Н. Поливанова), внешних условий и внутренних процессов (Л.И. Божович, И.В. Дубровина), представленность "ближайших" и "далеких" отношений с обществом (Л.С. Выготский, М.М. Лисина), соотношение ориентации на взрослых и сверстников (Ю.М. Кондратьев, В.В. Абра-менкова).

На основе теоретического анализа поставлена задача построения структуры тех аспектов ССР, которые представлены в субъективной реальности личности и отражают индивидуальную социальную ситуацию развития. Предлагается решение данной задачи посредством содержательного и структурного сопоставления понятия ССР с понятиями и категориями, имеющими то же предметное поле - взаимодействие личности и среды в его субъективных аспектах. Это понятия "социальная ситуация", "идентичность", "отношение", "смысл", "образ мира".

Выявлены различные подходы к социальной ситуации: А.В. Филиппова, С.В. Ковалева, Л.Ф. Бурлачука и Е.Ю. Коржовой как к смысловому отображению действительности; Л.И. Анциферовой, Н.В. Гришиной, М. Шерифа, М. Аргайла как к внутренней ситуации и др. Структура социальной ситуации развития моделируется на основе опыта структурирования социальных ситуаций. Социальная ситуация развития в данном случае понимается как избирательный синтез множества реальных и потенциальных социальных ситуаций, либо как паттерн взаимодействий личность - среда в настоящий период жизни, интегрированных переживанием смысла жизни на данном этапе жизни.

Структура индивидуальной ССР может быть представлена, согласно вышерассмотренной логике, в соответствии с "интерсубъективной" структурой ситуации: (КТО и КАКИЕ участники взаимодействия (отношений) с субъектом, в КАКИХ ОТНОШЕНИЯХ с субъектом ИССР они находятся, КАКОВ СМЫСЛ этих отношений для настоящего этапа жизни субъекта). Данная структура описывается тремя уровнями: уровнем социально-ролевых отношений, уровнем социально-перцептивных отношений, уровнем ценностно-смысловых отношений субъекта.

Возможно моделирование структуры ССР на основе соотнесения ССР и идентичности. Концепции идентичности (Э. Эриксона, Дж.Марсиа, Г. Брейкуэлл, П. Бергера и Т. Лукмана, Ю.Л. Качанова И. Гоффмана, Г. Фогель-сона и др.), обнажая механизм превращения социального в индивидуальное, демонстрируют своеобразную содержательную близость либо генетическое единство с предметом нашего исследования. Прослеживается общность детерминации данных предметов (Э. Эриксон, А.И. Гоффман, Г. Фогельсон), единство механизмов развития (В.С. Мухина,Э. Эриксон, Дж. Марсиа, Д. Маттесон, Дж. Колеман), возможная общность структурных элементов, которыми могут быть значимые идентификации, "идеальное присутствие одного индивида в другом" (Э. Эриксон, Ю. Качанов, Дж. Мид, Г. Брейкуэлл, В.А. Петровский и

др.). Понимая социальную ситуацию развития как систему отождествлений и обособлений со значимыми другими и сопоставляя ее с идентичностью, можно построить ее структуру, аналогичную структуре социальных ситуаций.

Моделирование структуры ССР как системы значимых отношений личности на данном этапе жизни. Понятие "отношение" в психологической литературе имеет два основных содержания. Одно - это интрасубъ-ективная, личностная характеристика (К.С. Абульханова - Славская, Л.И. Божович, Д.А. Леонтьев, В.Н. Мясищев, С.Л. Рубинштейн и др.). Другое содержание "отношения" -это характеристика интерсубъективного взаимодействия в контексте психологии общения (Н.Н. Обозов, Гозман, А.А. Бодалев), в контексте социализации личности (А.В. Петровский, В.И. Слободчиков, М.И. Бобнева и др.).

В моделировании ССР использована концепция уровневой организации межличностных отношений А.В. Петровского (1987), включающей функционально-ролевые, эмоционально-оценочные, личностно-смысловые отношения, главный "регулятор" которых - персонализированный другой, существующий в воображении или в реальном плане. Одновременно учтены аспекты значимых отношений, выделенные А.В. Петровским в модели "значимого другого". В результате выделены структурные уровни социальной ситуации развития.

Ключевой идеей исследования является обоснование образа социального мира как феноменологического аспекта и пространства операционализации социальной ситуации развития. Анализ подходов к структурированию образа мира Г.А. Глотовой, Е.Ю. Артемьева, В.В. Петухова, С.Д. Смирнова, Д.А. Леонтьева, Н.Н. Королева, А.Н. Леонтьева, Ф.Е. Василюка, В.П. Зинченко, Б.Д. Эльконин и др. позволяет представить феноменологию ССР как феноменологию отношений "Я - мир", представленных в образе социального мира. В качестве элементов, репрезентирующих "живые отношения", могут выступать те субъективные образования, которые по форме субъективной репрезентации есть "люди - в ситуациях" (Н. Кантор), "динамическая идеальная представленность другого" в сознании (В.А. Петровский). Структурные особенности образа мира позволяет рассмотреть образ социального мира и как феноменологию социальной ситуации развития, и как удобное пространство операционализации теоретической модели.

Итак, теоретическая структурная модель социальной ситуации развития как системы отношений со значимыми другими имеет три уровня - уровень социально-ролевых отношений, уровень социально-перцептивных отношений и уровень ценностно - смысловых отношений.

Операциональная модель ССР. Операциональная модель индивидуальной социальной ситуации развития построена в пространстве содержания сознания субъекта. Она представлена субъективным образом социального мира, - это "мир людей" как важнейший фрагмент "образа мира".

В соответствии с предложенной теоретической структурой ССР, здесь выделяется три уровня. Наиболее "поверхностный", доступный сознанию, наиболее легко актуализируемый - это уровень образов людей и событий. Он представлен социально-ролевыми характеристиками тех "людей", которые принадлежат внутреннему миру индивида, с которыми возможен его внутренний диалог. Второй уровень - это социально-перцептивный уровень, представленный теми качествами личности другого и особенностями взаимоотношений с другими людьми, к которым субъект чувствителен.

Это уровень переживаемых отношений, связанных с этими людьми, схем, сценариев, категорий, типизаций и т.д., которые вербализуются, в частности, в атрибутируемых эмоционально окрашенных признаках. Самый глубокий уровень - ценностно-смысловой - представлен переживанием ценности (антиценности) других относительно "Я" и личностных ценностей субъекта. Это переживание того, кем являются для субъекта в его жизни другие, и какова его роль по отношению к ним. Целостная ценностно-смысловая репрезентация ССР во внутреннем мире субъекта переживается как смысл жизни на данном этапе жизни.

В совокупности эти характеристики трех уровней описывают субъективный образ социального мира, представляющий ИССР.

Общность и специфика понятия социальная ситуация развития (ССР) по отношению к рассмотренным выше понятиям:

1) ССР - это социальная ситуация, но не конкретная ситуация из жизни субъекта, а ситуация психологическая, избирательный синтез множества реальных и потенциальных социальных ситуаций. Эта абстрактная ситуация интегрирована во внутреннем мире переживанием смысла (или бессмыслия) данного (настоящего) периода жизни.

2) ССР - это система отождествлений и обособлений со значимыми другими, аналогична идентичности. Однако фокус идентичности - это "Я", а фокус ситуации развития - это "мир".

3) ССР - это система отношений ""Я - в мире", индивидуальная конфигурация этих отношений, связанных "узлом" в позицию "Я". Отношения - психологическая категория, более широкая по отношению к понятию ССР

5) ССР - это переживание субъектом смысла "Я - в мире" и "мира - для меня", смысла жизни на данном этапе жизни. Однако ССР - это не только смысл, она наполнена "живыми" отношениями, другими людьми, общением, деятельностью. Смысл составляет лишь ядро индивидуальной ССР.

В социальной ситуации развития выделяется объективный (онтологический) аспект и субъективный (феноменологический). _Онтологический_аспект индивидуальной ССР - это жизненные социальные отношения, отношения со значимыми другими в контексте более широких общественных отношений. Феноменологический аспект индивидуальной ССР представлен субъективным образом социального мира.

В конструировании методики учтены проблемы и принципы сбора данных, поставленные и сформулированные Е.Ю. Артемьевой, Н.В. Гришиной, В.Ф. Петренко, Д.А. Леонтьевым. Данная методика по объекту исследования и техникам сбора информации (ассоциирование, атрибутирование, шкалирование) типологизируется как психосемантическая, по характеру предоставленной информации и возможностям содержательного анализа -как качественно-феноменологическая. Оригинальность и преимущества методики обусловлены, в первую очередь, своеобразием использования ценностно-смысловой шкалы, на которой испытуемый размещает ассоциированных персонажей. Полюса шкалы - это ""самое высокое и возвышенное, что может быть в человеке", "самое низкое и низменное, что только можно вообразить в человеке" и точка "Я", которая размещается первой на данной шкале.

В соответствии с данной методикой, субъективный образ социального мира описывается 37 показателями (табл.1), которые дают возможность многокачественного и многомерного описания СОСМ в соответствии с тео-

ретической моделью ССР, позволяют проводить качественный и количественный анализ данных. Ряд параметров ценностно-смыслового уровня объективируют новые феномены, которые ранее не являлись предметом измерительных исследований в психологии.

Шлица!

Перечень параметров н показателей образа социального мира в методике _«Я и другие»_

Показатели уровня социально-ролевых отношений Показатели уровня сониально-пернептивных отношений

показатели количества персонален, относимых к категориям показатели количества атрибутов, относимых к категориям

М — мужчины (старше испытуемого) Км -коммуникативные

м - мальчики: (не старше испытуемого) А - альтруистические

Ж — женшины (старше испытуемого) Э - эстетические

д — девочки (не старше испытуемого) Ф - физические

Р - родственники Гн — гностические (качества ума)

Зв - «звезды» политики, спорта и т.д. П - практические

КГ - киногерои МН - манеры и нормы

ЛГ - литературные герои Пг - этнические, волевые

Уч - учителя Он - недифференцированная оиенка

жив - животные Эм — эмоциональность, психодинамика

Р - романтические

Вп - высшие ценности

Гл - глорические

Ге - гедонические

Э+ - - эмоциональный баланс вербальных характеристик

Параметры и показатели уровня ценностно- смысловых отношений

СО - интервал от полюса антгшенностеи до точки «Я» С'амооиенка

Е выше Я - количество перс он лжей, расположенных выше точки «Л» на шкале Оптимизм - пессимизм, жизненные ресурсы — препятствия

Е выше.сер. - количество персонажей, расположенных «выше середины» шкалы

Е «Я» - количество персонажей, онененных на одном уровне с Я Оощность с другими

Ешах — количество персонажей, расположенных максимально высоко (max - фактор) Количество идеалов

Ейий - кол1гчесгво персонажен, расположенных крайне низко (min - фактор) Количество антиидеалов

lmax - интервал от «идеалов» до всего массива «персонажей» в усл. Ед. Степень идеализации как противопоставленность «идеалов» «миру»

1min — интервал от «антиидеалов» до всего массива «персонажен» в усл.ед.

lmax+lmin — общая удаленность «идеалов-антиидеалов»

Lmax - удаленность крайне-«верхнего» персонажа от полюса личностных ценностей в условных единицах Степень идеализации как степень соверлзшеевз образов -идеалов; максимализм — толерантность (абстрактность идеалов)

Lniin - удаленность крайнего «нижнего» персонажа от полюса антиценностей в усл. ед.

Lmax—Limn —удаленность «персонажей» от полюсов шкалы

Нормы параметров СОСМ для подростков 12 - 16 лет, полученные на основе квартального разбиения выборок

Таблица 2

Порядковый № и обозначение параметра Границы двух средних квартилей для подростков разного пола и возраста

7-е кл. 43 дев. 8-е кл. 55 дев. 9-е кл. 60 дев. 10-е кл. 77 дев. 7-е кл. 31 мал. 8-е кл. 34 мал. 9-е к.л 25 мал. 10-е кл. 33 мал.

№1 М 4 - 11 2 - 7 3 - 7 4 - 15 6 - 17 4 - 11 4 -27 8 - 25

№2 м 6 - 14 8 - 19 8 - 18 10 - 22 16-25 16 -26 10- 20 10 -25

№3 Ж 8 - 14 6 - 11 4 - 9 5 - 12 6 - 11 6 - 12 1 - 7 2 - 8

№4 д 17 -23 16 -24 13 -20 9 - 18 3 -13 7 - 12 2 - 17 4 - 13

№5 Р 8 - 17 4 - 12 4 - 13 4 - 10 4 - 13 1 - 9 0 - 7 2 - 10

№6 Зв 0 - 6 0 - 5 0 - 6 1 - 11 0 - 11 2 - 8 4 - 28 3 - 24

№7 КГ 0 - 1 0 0 - 1 0 - 1 0 - 2 0 0 - 1 0 - 1

№8 ЛГ 0 0 0 0 - 2 0 0 0 0 - 1

№9 Уч 1 - 5 1 - 5 1 - 4 1 - 5 0 - 5 3 - 8 0 - 4 0 - 7

№10 жив 0 - 3 0 0 - 1 0 - 1 0 - 1 0 0 0

№11 Км 4 - 15 5 - 17 9 - 17 5 - 16 0 - 4 0 - 7 1 - 10 1 - 7

№12 А 10 -25 4 - 14 5 - 17 6 - 15 0 -15 3 - 9 2 - 8 2 - 7

№13 Э 2 - 14 3 - 14 1 - 7 2 - 10 0 - 2 0 - 5 0 - 3 0 - 8

№14 Ф 0 - 4 0 - 4 1 - 7 0 - 4 0 - 3 0 - 9 2 - 7 3 - 8

№15 Гн 2 - 14 3 - 11 2 - 7 3 - 10 0 - 7 4 - 13 2 - 6 2 - 10

№16 П 0 - 5 0 - 3 0 - 3 2 - 7 0 - 4 0 - 2 1 - 6 1 - 7

№17 МН 2 - 7 1 - 5 2 - 8 2 - 9 0 - 6 0 - 4 0 - 6 2 - 6

№18 Пг 0 - 2 0 0 - 1 0 - 2 0 - 1 0 - 1 0 0 - 1

№19 Оц 5 - 22 4 - 17 3 - 14 3 - 11 2 - 20 3 - 16 3 - 16 3 - 14

№20 Эм 0 - 3 1 - 4 0 - 6 0 - 5 0 - 1 0 - 1 0 - 3 0 - 3

№21 Р 0 0 0 - 1 0 - 1 0 0 0 0

№22 Вц 0 - 1 0 - 2 0 0 - 1 0 0 0 0

№23 Гл 0 0 0 - 1 0 0 0 0 0 - 1

№24 Ге 0 0 0 0 0 0 0 0

№25 СО 10- 16 11 - 18 11 -14 11 - 15 10 - 16 14 - 18 11- 16 11 -16

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

№26 ЕвышеЯ/Ен.Я 0,6-3,8 0,1 -1,3 0,2 -,25 0,2 -,95 0,4 -1,5 0,1 -0,7 0,3 -1,9 0,3 -1,6

№27 Евыше сер. 33 - 47 30 - 45 27 -40 27 -42 26 - 47 24 - 41 28- 43 26 -46

№28 Ея 0 - 2 0 - 2 0 - 5 0 - 6 0 - 2 0 - 5 0 - 5 0 - 3

№29 Етах 3 - 10 2- 6 1 - 5 2 - 5 3 - 12 2 - 6 1 - 7 2 - 8

№30 Етт 1 - 5 2 - 4 1 - 6 1 - 4 1 - 6 2 - 4 1 - 4 2 - 6

№31 1тах 1 - 3 1 - 3 2 - 6 2 - 5 1 - 4 1 - 3 2 - 5 2 - 5

№32 !тт 2 - 7 2 - 6 2 - 8 3 - 7 2 - 14 2 - 5 3 - 11 2 - 10

№33 !тах+1тт 3 - 13 3 - 8 5 - 14 5 - 1 6 4 - 20 3 - 8 7 - 17 4 - 16

№34 Lmax 1 - 3 1 - 4 2 - 5 2 - 13 1 - 5 1 - 4 1 - 12 1 - 8

№35 Lmin 1 - 18 1 - 7 1 - 15 2 - 22 1 - 17 1 - 6 1 - 9 1 - 21

№36 Lmax+Lmin 2 - 19 3 - 13 5 - 22 8 - 32 3 - 23 3 - 10 3 - 22 5 - 31

№37 Э+/- 3 - 11 2 - 10 2 - 5 2 - 6 1 - 11 1 - 5 1 - 6 2 - 18

Эмпирическое исследование субъективного образа социального мира подростков 12 -16 лет. Обобщая результаты проведенного статистического анализа, можно сделать вывод относительно валидности использованных показателей:

1. Большинство предложенных показателей по данным дисперсионного и квартильного анализа имеют значимую связь с возрастом и полом, обнаруживают возрастную динамику, содержательно соответствующую известным подростковым изменениям, и могут быть признаны валидными и использоваться в диагностике возраст-но-полового развития. Это показатели социально-ролевого уровня: М, м, Ж, д, Р, Зв; показатели социально-перцептивного уровня: Км, А, Э, Ф, Гн, П, МН, Оц, Э+/-; показатели ценностно-смыслового уровня Евыше я, Е и производные от них.

2. Не имеют значимой связи с возрастом и могут использоваться, в первую очередь, в исследовании личностных особенностей показатели "кино- литгерои" (КГ,ЛГ), "учителя" (Уч), гностические (Гн), глорические (Гл), гедонические (Ге), романтические (Р) оценки, "высшие ценности" (ВЦ), качества общения (Км) у девочек, количество оцененных выше середины (Евыше сер), количество антиидеалов (Етт).

3. Не обнаружены связи с полом показатели "киногерои" (КГ), эстетические (Э), гедонические (Ге) оценки других, количество оцененных выше середины (Евыше сер), чувство общности с другими (Ея), количество образов - антиидеалов (Етт), интервал "отрыва" антиидеалов (1тт).

4. Показатели "Евыше сер." и количество образов -антиидеалов "Етт" представляют интерес как возможные психологические константы, сравнимые по устойчивости с самооценкой. Показатель "Евыше я /Е ниже я", являясь предполагаемым аналогом самооценки, имеет более выраженную возрастную динамику у девочек, чем СО, тогда как у мальчиков данный показатель более стабилен, чем СО.

Относительно половозрастной динамики СОСМ можно заключить, что особенности динамики СОСМ в целом соответствуют известным возрастным характеристикам подростка.

1. Возрастная динамика социально-ролевого уровня СОСМ девочек - подростков характеризуется двумя "переходами". В 13 лет - резкое снижение взрослых мужчин, родственников, животных, увеличение количества мальчиков в СОСМ. В 15 лет - возрастание количества мужчин - "звезд". Плавное снижение количества женщин и девочек в СОСМ на протяжении всего периода.

2. Динамика социально-перцептивного уровня СОСМ девочек - подростков. В 13 лет - снижение этических (А) аспектов в восприятии; в 14-15 лет - дискомфорт, связаннный с критической оценкой физических (Ф) данных, вытеснение собственно эстетических (Э) и гностических (Гн) аспектов восприятия. К 15-16 годам - возрастание практических (П) и социально-нормативных (МН) аспектов в восприятии, уменьшение недифференцированных оценок (Оц) и оценок эмоционального состояния (Эм). Аспекты общения (Км) преобладают у девочек на протяжении всего подросткового периода.

3. Динамика ценностно-смыслового уровня СОСМ у девочек - подростков. В 13 лет исчезает радужное восприятие других (Евыше я), усиливается критический максимализм в оценках ^тт). В 14 лет формируются идеалы - их противопоставленность миру (1тах), их избирательность (Етах); снижается критичность ^тт). В 15 лет повышается чувство общности с другими (Ея), возрастает абстрактность идеалов ^тах), повышается реалис-

тичность в оценке других (Евыше я). Самооценка (СО) у девочек на протяжении данного периода не имеет значимых изменений.

4. Динамика социально-ролевого уровня СОСМ мальчиков-подростков характеризуется переломом в 14 лет, в котором снижается количество мальчиков (м), женщин (Ж), родственников (Р), возрастает дисперсия относительно девочек (д), резко возрастает количество мужчин - "звезд" (М, Зв).

5. Динамика социально-перцептивного уровня СОСМ мальчиков-подростков. В 13 лет - снижение этических аспектов в оценках других (А), и эмоционально-позитивных оценок (Э+/-). В 15 - 16 лет - рост признаков, отражающих ориентацию на достижение, физическое совершенство, особенности общения (П, Э, Ф, Км), В 16 лет - возрастание эмоционально-позитивных оценок (Э+/-). Значимой динамики недифференцированной оценки других (Оц) на протяжении данного периода у мальчиков, по сравнению с девочками, не отмечено.

6. Динамика ценностно-смыслового уровня СОСМ у мальчиков-подростков. В 13 лет у мальчиков повышается чувство общности с другими (Ея), снижается количество идеалов (Етах), идеалы не противопоставляются миру (1тт, 1тах), заостряется критический максимализм в оценках ^тт), завышается самооценка (СО). В 14-15 лет повышаются все интервальные показатели, свидетельствующие о формировании идеалов (1тах, 1тт, Lmax, Lmin), становится более адекватной самооценка. К 16 годам толерантность в оценках^тт) у мальчиков еще более возрастает.

7. Показателями, дифференцирующими пол, являются:

В 12-13 лет (7-е кл.): наличие мальчиков (м) и девочек (д) в СОСМ, наличие коммуникативных (Км) и эстетических (Э) оценок в восприятии других;

В 13 - 14 лет (8-е кл.): наличие девочек (д) в СОСМ;

В 14 - 15 лет (9-е кл.): наличие мужчин (М), "звезд" (Зв) в СОСМ, коммуникативные характеристики (Км) в восприятии других;

В 15 - 16 лет (10-е кл.): коммуникативные характеристики (Км) в восприятии других и общий эмоциональный баланс атрибутируемых признаков (Э+/-).

Ориентировочные нормы параметров СОСМ представлены в табл. 2.

Для возраста 12-13 лет характерны недифференцированное восприятие других у мальчиков; ориентация на сверстников; игнорирование взрослых; игнорирование женского пола мальчиками; критичный пессимистичный индивидуализм; максимализм; вербальная агрессия; преобладание образов - антиценностей как следствие нарушенных семейных отношений (чаще у мальчиков); ориентация на физические качества и умения другого; несформированность идеалов (идеалы и антиидеалы не противопоставляются миру), максимальна идеализация образов родителей.

В возрасте 13-14 лет проявляются максимализм и пессимизм; несформированность идеалов и гиперкомпенсаторное завышение самооценки; инфантильное игнорирование взрослых; ориентация на физические качества у детей с нарушенными семейными отношениями.

Наряду с этими данными, которые могут свидетельствовать о значительных гипосоциальных тенденциях данного возраста, имеются и факторы "социализации" и "гиперсоциализации". Это дружба девочек и их тонкое, дифференцированное восприятие другого; своеобразное "прекраснодушие" части восьмиклассников (любознательность, доброжелательность, оптимистичность, отсутствие антиидеалов).

В возрасте 14-15 лет на первый план выходят социальные тенденции. Это резкое проявление потребности в достижении у мальчиков; ориентация на умения, навыки, волевые качества и игнорирование сферы общения; сформированность идеалов (идеалы противопоставляются "миру"); романтизм; оптимизм, отсутствие образов -антиидеалов.

В этом возрасте имеются и гипосоциальные тенденции, которые свойственные меньшей части обследованной группы. Это "мальчишество", игнорирование школы; инфантильное, недифференцированное восприятие других; "кино-гедонизм", сопровождающиеся невысокой самооценкой.

Для возраста 15 -16 лет характерны ориентация на символы достижения ("Звезд") и игнорирование ровесников; возврат к максимализму при незначительном количестве антиидеалов; уход в мир кино- и литературных героев, животных как следствие внутренних противоречий приезжих девушек, проживающих в интернате; отсутствие идеалов и антиидеалов у части подростков; инфантильное недифференцированное восприятие других и игнорирование девочек у части мальчиков; оптимизм, ориентация на физическое совершенство в сочетании с игнорированием взрослых женщин и родственников.

Следуя задаче сравнения субъективного образа социального мира с описанной в литературе социальной ситуацией развития, можно сделать следующие выводы:

1.В субъективном образе социального мира 12-13-летних (7-е кл.) имеются четкие тенденции игнорирования женского пола мальчиками и игнорирования взрослых подростками обоего пола. Данные тенденции согласуются с литературными данными о половой идентификации в данном возрасте и о формировании чувства "источника движения" самого себя, самодетерминации и самоуправлении собой.

В СОСМ 13-14-летних мы видим почти полное повторение картины предыдущего возраста в игнорировании взрослых (М) и максимализме ^тт, Lmax +Lmin). Сохраняется ориентация на мальчиков - сверстников у мальчиков, но появляется игнорирование противоположного пола у девочек.

В СОСМ 14-16-летних нами показаны общие характеристики, которые проявились на данной выборке и отличают ее от 12-14-летних. Это преобладание "Звезд" -взрослых мужчин и женщин и игнорирование ровесников. Ориентация в их оценках на практические (П), физические (Ф) качества, игнорирование коммуникативных особенностей (Км), что связано с мотивацией достижения в данном возрасте. Типичным является присутствие киногероев, что необходимо для "внутреннего монолога" юноши. Характерна перестройка ценностной сферы, связанная с формированием абстрактных идеалов (Lmax+Lmin, Lmin) и возрастающей толерантностью в 9-х классах и последующим возвратом к максимализму в 10-х классах.

В параграфе подтверждено отношение к родителям как образцам высших ценностей в возрасте 12-14 лет на основе качественного анализа "идеалов" и "антиидеалов" подростков 12-16 лет.

Анализ вариантов социализации подростков 1216 лет. Для каждого рассмотренного возраста выделено 6-7 наиболее весомых факторов, которые соответствуют узнаваемым социальным типажам, но описывают до 50% выборки каждого возраста. Данное факторное распределение характеризует высокую вариативность социализации в подрстковом возрасте. Полученные факторы интерпретированы не только как обобщенные характеристики, свойственные возрасту, но и как типичные вариан-

ты социальной ситуации развития индивидов, которые отражают личностные особенности, а также гипосоциальные, гиперсоциальные и неоднозначные тенденции социализации для каждой возрастной группы.

С помощью факторного анализа нами обнаружены следующие особенности рассмотренных возрастных групп.

1. Обнаружены свойственные Социальной ситуации развития 12 - 14-летних максимализм, группирование со сверстниками, неразвитость социальной перцепции, игнорирование женского пола в связи с завершением полоролевой идентификации у мальчиков, несформированность идеалов. Для возраста 13-ти лет: выраженные гипосоциальные тенденции, общее стабильное снижение параметров СОСМ соответствует традиционным представлениям о кризисности данного возраста. Для возраста 14-16 лет формирование абстрактных идеалов, ориентация на взрослые идеалы и потребность в достижении; возросшие возможности социальной перцепции; богатый внутренний мир и замещение реального общения воображаемыми персонажами.

Помимо содержательного сходства Субъективного образа социального мира и Социальной ситуации развития, описанной в литературе, обнаружены и некоторые противоречия. Это противоречие между констатируемым в литературе "чувством взрослости " раннего подросткового возраста и отсутствием взрослых в СОСМ в данном возрасте.

В параграфе представлены результаты, свидетельствующие о связи параметров СОСМ с микросоциальными характеристиками среды.

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

1.Большинство выделенных показателей субъективного образа социального мира соответствуют по содержанию и половозрастной динамике известным возрастным характеристикам социальной ситуации развития, что позволяет считать их валидными в исследованиях социальной ситуации развития.

2. Указанное в п.1 соответствие подтверждает основную гипотезу исследования о том, что субъективный образ социального мира является феноменологическим аспектом и операциональным эквивалентом социальной ситуации развития.

3. Параметры обсуждаемой исследовательской процедуры обнаруживают чувствительность не только к возрастным, половым, но и микросоциальным различиям испытуемых. Это позволяет использовать данную процедуру для исследования и описания индивидуальной социальной ситуации развития.

4. Многомерность и многокачественность данных с использованием необходимых статистических методов дает возможность выделения индивидуально-типичных вариантов социальной ситуации развития.

Методика проста в работе. Возможны индивидуальное и групповое применение. Многомерность и многока-чественность и измеряемость параметров позволяет использовать методику с разными исследовательскими целями: в сравнительных исследованиях СОСМ и социальной ситуации развития в широком возрастном диапазоне от подросткового возраста и до глубокой старости, для исследования ценностно-смысловой сферы личности, исследования уровня социально-перцептивного развития, в изучении субъективной социальной стратификации, для определения роли различных социальных групп в социализации личности.

Имеются некоторые ограничения и связанные с

ними возможности усовершенствования предложенного варианта исследовательской методики. В первую очередь, ограничения связаны с неразработанностью временных аспектов социальной ситуации развития. Перспективами усовершенствования методики являются:

- поиск операциональных эквивалентов временной перспективы;

- дальнейшая валидизация параметров ценностно-смыслового уровня;

- установление зависимости параметров СОСМ от микросоциальных и личностных характеристик.

Перспективы исследования. Проведенный сравнительный анализ понятий "ситуация", "идентичность", "смысл", "отношение", "образ мира" показывает возможность использования предложенной методики для исследования всех названных предметных реальностей. Так, показатели социально-ролевого спектра, показатели ценностного и эмоционального баланса отдельных социальных категорий могут быть использованы в решении недостаточно изученной проблемы взаимовлияния социальных идентичностей. Исследование с помощью нашей методики субъективной социальной стратификации индивида полезно для понимания роли отдельных социальных, профессиональных групп, "Звезд" в социализации личности на разных этапах жизни, позволит уточнить персонификацию ценностей и антиценностей.

Предложенные новые измеряемые параметры исследования ценностно-смысловой сферы личности открывают возможность исследования новых аспектов в данной сфере.

Список литературы

1. Николаева И.А. Исследование направленных ассоциаций в диагности-

ке социальной ситуации развития подростков //Практическая психология образования: опыт и проблемы: Сб. науч. трудов.-Курган: Изд-во КГУ, 1999.- С.109-111.

2.Николаева И.А. Социально-ролевой состав субъективного образа "социального мира" //Проблемы практической психологии. Ч. 1. Общие вопросы психологии: Межвуз. сб. науч. трудов. - Шад-ринск: Изд-во ШГПИ, 2000. - С.86 - 96.

3.Николаева И.А. Анализ индивидуально-психологических особенностей ученика и программа работы с ним: Методические указания для студентов к выполнению заданий по педагогической практике. -Курган: Изд-во КГУ, 2000. - 57с.

4.Николаева, И.А. Субъект: испытуемый или экспериментатор?//Сб. науч. трудов аспирантов и соискателей Курганского государственного университета. Вып.Ш. - Курган: Изд-во КГУ, 2001. -С.86 - 89.

5.Николаева И.А. Социальная ситуация развития индивидуальности и экзистенциальная ситуация: возможности операционализации // Практическая психология, 2001. Ежегодник. Том IV: Материалы региональной науч-практ. конференции. - Екатеринбург: Изд-во УрГПУ, 2001. - С.44 - 46.

6.Николаева И.А. Классификация и современные подходы к трактовке понятия социальная ситуация развития //Перспективы развития практической психологии: Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Ч. 1. - Шадринск: ШГПИ, 2001. - С. 15- 22.

7.Николаева И.А. Методика "индивидуальная социальная ситуация развития" //Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. - М.: ТЦ "Сфера", 2001. - С.380 - 394.

8.Николаева И.А. Психологический анализ раскраски субъективной ценностно-смысловой шкалы цветами Люшера //Сб. науч. трудов аспирантов и соискателей КГУ. Bbm.IV. - Курган: Изд-во КГУ, 2002.

- С.85-89.

9.Овчарова Р.В., Николаева И.А. Индивидуальная социальная ситуация развития //Известия Академии педагогических и социальных наук. Вып.6. Москва - Воронеж, 2002. - С.208 - 215. 10. Николаева И.А. Исследование субъективного образа социального мира подростков 13 лет //Психологическое сопровождение личности в педагогическом поцессе: Сб. науч. трудов. - Курган: Изд-во КГУ, 2002. - С.183-188.

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ АДЕКВАТНОСТИ РОДИТЕЛЬСКИХ ПОЗИЦИЙ В СЕМЬЯХ ПОДРОСТКОВ

С.С. Жигалин

Родительская позиция в интегральном взаимодействии позиций личности родителя. Теоретический анализ проблемы формирования адекватных родительских позиций в семьях подростков позволяет рассматривать родительскую позицию как интегральное взаимодействие жизненной, личностной и социально-ролевой позиций отца и/или матери.

В частности, личностная позиция как отношение личности к себе, другим, труду, жизни в целом, обусловливает отношение к себе как родителю (отцу или матери), отношение к другим членам семьи, например, к жене (мужу) и детям, сфере семейного труда, семейной жизни.

Социально-ролевая позиция как статус с определенной системой прав и обязанностей (жена, муж и др.) и роль как ожидаемое поведение, связанное с определенным статусом, влияют на функционально-ролевую согласованность и социально-ролевую адекватность родителей (отца и матери) в семье. Родительская позиция формируется под влиянием ожиданий, предъявляемых обществом в качестве одобряемых норм родительского поведения.

Жизненная позиция личности как стратегия и способ жизнедеятельности в целом охватывает всю сферу родительства, детерминируя, в том числе и родительские позиции.

С другой стороны, родительство (материнство и отцовство) является самоценным элементом развития личности, который, в свою очередь, обогащает все другие ее стороны. С этой точки зрения, родительские позиции могут способствовать определенным изменениям в целостной системе позиций человека. Являясь в период становления родительства производной общих позиций личности, родительская позиция оказывает на них обратное влияние в период зрелости родителя.

1. Родительская позиция имеет индивидуальные различия; трансформируется и изменяется у родителя в разные моменты его жизни.

2. Она определяется когнитивной сложностью личности и ее эмоциональной развитостью, внутренней противоречивостью или гармоничностью, а также степенью устойчивости личности. При нарушениях устойчивости личности родительская позиция может быть непоследовательной, несформированной, либо носить деструктивный характер.

Анализ литературы позволил определить следующие критерии общей классификации родительских позиций: характер и тип родительских установок; тип эмоционального отношения к ребенку; тип воспитательной практики; тип жизненных, личностных, социально-ролевых позиций родителей; степень согласованности родительских позиций; характер их воздействия на ребенка; время действия; прогностичность, изменяемость позиций; воспитательная эффективность и степень влияния родительских позиций на другие аспекты личности родителя. С учетом этих критериев разработана модель общей классификации родительских позиций.

Родительская позиция как система отношений родителя. Теоретический анализ показал, что термины "родительская позиция", "установка", "отношение", "воспитание" употребляются как синонимы. Мы разводим указанные выше понятия. Под родительским воспитани-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.