УДК 159.9:343.83 ББК 88.472 К26
G.S. KARPOVA*
SUBJECTIVE PSYCHOLOGICAL FACTORS IN THE DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL COMPETENCE
OF CORRECTIONAL OFFICERS
Аннотация: в статье приводятся результаты эмпирического исследования профессионально важных личностных качеств сотрудников исправительных учреждений, дается описание субъективных психологических факторов развития профессиональной компетентности служащих в уголовно-исполнительной системе, определяется практическая значимость полученных результатов исследования.
Ключевые слова: профессиональная компетентность, развитие профессиональной компетентности сотрудников УИС, профессионально важные качества сотрудников УИС, профессиональная мотивация сотрудников УИС.
ГАЛИНА СЕРГЕЕВНА КАРПОВА*
СУБЪЕКТИВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СОТРУДНИКОВ ИСПРАВИТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Annotation: this article presents the results of empirical research of professionally important personal qualities of correctional officers, the description of subjective psychological factors in the development of professional competence of penal officers are given, practical significance of the results of the study is determined.
Key words: professional competence, development of professional competence of penal officers, professional qualities of the penal staff, professional penal staff motivation.
Изменения, происходящие в уголовно-исполнительной системе, в частности появление новых целей, приоритетов в осуществлении кадровой политики, обусловлены потребностью современной службы исполнения наказаний в профессионально компетентных специалистах, в сотрудниках, готовых оперативно и грамотно решать трудные задачи, которые ставит перед ними государство. Интегрируя представления о проблеме профессиональной компетентности, имеющиеся в научной литературе, под профессиональной компетентностью сотрудников ФСИН России мы понимаем единство специального (операционально-технологиче ского), психолого-педагогического и этико-поведенчес-кого компонентов, состоящих из профессиональных знаний, умений, навыков, внутреннего отношения к профессии, профессионально важных качеств и способностей личности служащих, которые обеспечивают успешность выполнения ими профессиональной деятельности. Профессиональная психолого-педагогическая компетентность, в свою очередь, имеет когнитивно-креативную, социально-психологическую, рефлексивную, мотивационно-ценностную, эмоционально-волевую и экстремальную составляющие.
В настоящее время проблема развития проф-компетентности (ПК) сотрудников УИС подвергается тщательному теоретическому и экспериментальному анализу. Так, данная проблема рассматривается через наличие профессионально важных качеств личности служащего
0
1
О
(V)
0
1
CD
а ш
(V)
о
(V)
с -с
CD
О *
С
с<
о с
о *
* Начальник психологической лаборатории (УФСИН России по Оренбургской области) E-mail: Ufkbyrf86@mail.ru.
iK
о
О С >3
5« О О У
<0 о <0 го
0
с
1
о
<0
0
1 о
с:
(И. Ю. Блясова, Д. В. Волошин, С. А. Алисов, С. Н. Федоров, В. В. Лобачев, Т. В Зязина, Д. А. Сурков, Л. В. Капилевич, М. С. Коданева и др.); через формирование основных профессиональных компетенций, входящих в состав профессиограмм для сотрудников правоохранительных органов (Т. В. Белова1, А. В. Соколов, И. А. Чурилова и др.); через реализацию ком-петентностного подхода ведомственного профессионального и дополнительного видов образования сотрудников УИС (Н. Тюгаева, А. Антипов, А. Дорофеев, В. Ю. Новожилов2, Д. В. Ворошин и др.); через развитие отдельных видов профессиональной компетентности служащих (Л. С. Качкина, М. С. Коданаева, Э. В. Заутарова, О. Б. Панова, О. В. Самофа-лова, О. И. Юрина, Т. А. Симакова3, И. И. Купцов4, Г. И. Аксенова, Ю. С. Исмагилова5и др.). Анализ специальной литературы, посвященной профессиональному становлению и совершенствованию сотрудников УИС, показал, что проблема развития их профессиональной компетентности, в частности определения психологических факторов и условий данного процесса, изучена недостаточно.
Исследование специфики проявления профессионально важных качеств в составе профессиональной компетентности служащих исправительных учреждений г. Оренбурга осуществлялось путем сравнительного анализа сотрудников, проходящих службу: в отделах безопасности (инспекторов режимных отделов); отделах воспитательной работы с осужденными (начальников отрядов); психологических лабораториях (психологов).
В качестве методологического инструментария исследования были использованы (в скобках указаны аббревиатура и авторы методик, представленные в компьютерной программе Psychometric Expert 8): тест «Шкала самоэффективности» (SES, А. В. Бояринцева), опросник «Волевые качества личности» (ОВКЛ, М. В. Чумакова), опросник «Оценка уровня креативности» (ОУК, В. Р. Пятрулис), «Методика изучения мотивации профессиональной карьеры "Якоря карьеры"» (МПК, в адаптации В. Э. Винокуровой, В. А. Чикера), опросник «Компетентность социально-коммуникативная» (КСК), методика «Индивидуальная мера рефлексивности» (ИМР, А. В. Карпова, В. В. Пономарева), тест «Диагностика социальной эмпатии» (ДИСЭ, Ю. М. Орлова, Ю. Н. Емельянова), тест «Смыс-ло-жизненные ориентации» (СЖО, в адаптации Д. А. Леонтьева), «Краткий отборочный тест» (КОТ, В. Отис), «Стандартизированный много-
факторный метод исследования личности» (СМИЛ, в адаптации Л. Н. Собчик).
По итогам тестирования мы получили следующие результаты. Среди психологов исправительных учреждений практически не встречаются сотрудники с высоким уровнем развития эмпатийных способностей (только 2 %), в то время как низкий уровень развития данного параметра демонстрирует почти каждый третий из обследуемых психологов. Примечательно, что среди инспекторов отдела безопасности чаще, чем в других отделах, встречаются сотрудники, которым не свойственно сопереживать, понимать эмоциональное состояние другого человека, хотя среди сотрудников режимной службы чаще, чем среди психологов и начальников отрядов, встречаются люди с высоким показателем по шкале «эмпатия». Только каждый пятый психолог получил по результатам тестирования значения, свидетельствующие о внешней направленности поведения, стремлении к общению, вовлеченности в общественные процессы. В целом большинство респондентов склонны строить свое поведение по типу экстраверсии только в значимых для себя ситуациях (имеют средние показатели по данной шкале). Пониженный уровень эмпатии и отсутствие выраженной экстраверсии, скорее всего, свидетельствуют об эмоциональном выгорании и профессионально-личностной деформации служащих, которые приводят к тому, что сотрудники становятся менее общительны, более закрыты и сдержанны в проявлении своих эмоций.
Социально-коммуникативной компетентностью обладают, согласно результатам тестирования, большинство представителей всех исследуемых нами отделов, однако стоит отметить, что среди психологов чаще, чем среди других сотрудников отделов, встречаются сотрудники, в полной мере владеющие коммуникативными навыками, уверенные и толерантные в общении (84 %), среди сотрудников отдела безопасности каждый второй служащий обладает данными качествами. У 9 % от числа обследованных начальников отрядов выявлен высокий уровень социально-коммуникативной некомпетентности.
Что касается развития умственных способностей, то на основе полученных результатов можно сказать, что среди психологов (42 %) чаще, чем среди сотрудников других отделов, встречаются служащие с высоким уровнем интеллектуального развития, среди начальников отряда лишь каждый восьмой сотрудник имеет высокие значения по данному параметру, тогда как у каждого шестого воспитателя
уровень развития умственных способностей несколько снижен.
Показатели высокой степени выраженности креативности у сотрудников, характеризующихся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей в их профессиональной деятельности, имеют единицы из числа психологов (3 %) и начальников отрядов (4 %), среди сотрудников отделов безопасности нет ни одного служащего с высоким уровнем развития данного параметра. Однако среди воспитателей обнаружили отсутствие креативных способностей 24 % опрошенных сотрудников. В целом можно сказать, что большинство респондентов проявляют креативность в профессиональной деятельности, нестандартные подходы к решению профессиональных задач только в особо значимых для себя ситуациях, возможно, при дополнительном целенаправленном внутреннем или внешнем стимулировании труда.
Доминирующая профессиональная ориентация служащего во многом обусловливает эффективность его профессиональной деятельности, поскольку входит в состав профессиональной мотивации и определяет соответствие реальной профессии ожиданиям сотрудника. Выраженную ориентацию на служение имеют 77 % всех сотрудников, принявших участие в тестировании, причем среди психологов чаще, чем среди сотрудников других отделов, встречаются служащие, получившие высокие показатели по данному параметру (87 %). Это неудивительно, учитывая, что основными ценностями при данной ориентации являются «работа с людьми», «служение человечеству», «помощь людям», «желание сделать мир лучше» и т. д.
По итогам исследования 29 % всех респондентов ориентированы на независимость (автономию) в профессиональной деятельности. Нужно отметить, что первичная забота личности с такой ориентацией - освобождение от организационных правил, предписаний и ограничений. Ярко выражена потребность все делать по-своему: самому решать, когда, над чем и сколько работать. Таким сотрудникам очень сложно подчиняться правилам, установленным в системе исполнения наказаний (рабочее место, время, форменная одежда и т. д.). Заметим, что среди начальников отрядов такую профессиональную ориентацию обнаружили 45,5 % -это больше, чем в других исследованных нами отделах (среди психологов ориентацию на независимость обнаружили 31,5 % сотрудников, среди инспекторов отделов безопасности - 18 %). Полученная картина иллюстрирует и доказы-
вает то, что начальники отрядов и психологи в своей профессиональной деятельности испытывают серьезные трудности, обусловленные возникающими в связи со спецификой службы в УИС противоречиями между воспитательной функцией, функцией психологической помощи, с одной стороны, и строгого регламента труда, функциями надзора и контроля - с другой.
Почти каждый третий сотрудник из общей выборки нашего эмпирического исследования ориентирован на управление (46 %). В данном случае первостепенное значение для этих служащих имеют ориентация на интеграцию усилий других людей, полнота ответственности за конечный результат и соединение различных функций в учреждении. Среди психологов реже, чем среди сотрудников остальных отделов, встречаются лица с выраженной ориентацией на управление (25 %).
Стремление достичь профессиональной компетентности свойственно 49 % опрошенных, при этом среди психологов (62 %) такие сотрудники встречаются гораздо чаще, чем в остальных исследованных нами отделах. Среди инспекторов режимных служб каждый второй стремится к повышению уровня своей профессиональной компетентности. Начальники отрядов с такой ориентацией встречаются реже - только 23 % из числа воспитателей хотят быть мастером своего дела, бывают особенно счастливы, когда достигают успеха в профессиональной сфере, развивают свои способности.
Следует также отметить, что выраженные способности к рефлексии деятельности и общения имеют только 12 % всех респондентов, в то время как оставшимся 88 % свойственно прибегать к анализу причин своего поведения, эмоционального состояния, а также поступков и реакций других людей только в отдельных ситуациях, возможно, под воздействием авторитетных лиц (например, психолога, наставника, руководителя), другими словами, подавляющее большинство респондентов имеют невысокий уровень развития рефлексивных способностей. Между тем именно стремление к профессиональному и личностному развитию и способность внутренне выстраивать план такого развития, рефлексивно анализируя успехи и неудачи этого процесса, определяют субъектную позицию сотрудника в профессиональной деятельности, что является обязательным условием для развития его профессиональной компетентности.
Относительно развития волевых качеств сотрудников исправительных учреждений нужно сказать, что в среднем служащие обладают
0
1
О
(V)
0
1
CD
а ш
(V)
о
(V)
с -с
CD
О *
С
с<
о с
о *
iK
о
О С >3
is О О У
<0 о <0 го
0
с
1
о
<0
0
1
о
с:
целеустремленностью, внимательностью, ответственностью (76, 63, 82 % соответственно). Однако решительность и инициативность - это те качества, которые развиты у работников ИУ недостаточно. Выраженной решительностью обладает лишь каждый пятый психолог, почти каждый восьмой начальник отряда, почти каждый третий инспектор отдела безопасности.
Таким образом, внутренними (субъективными) психологическими факторами развития профессиональной компетентности служащих исправительных учреждений можно считать наличие и достаточную выраженность профессионально важных качеств (коммуникативных, когнитивных и рефлексивных способностей, эмпатии, креативности, инициативности, решительности и др.) и формирование у них профессиональной мотивации, профессиональных ориен-таций, соответствующих специфике деятельности сотрудников УИС. Итоги сравнительного анализа результатов исследования подтверждают наши предположения о том, что:
- профессиональная компетентность сотрудников ФСИН России представляет собой ин-тегративное качество личности, характеризующееся неравномерностью развития его компонентов;
- развитие профессиональной компетентности сотрудников исправительных учреждений имеет ряд особенностей, которые необходимо принимать во внимание в психолого-педагогическом сопровождении данного процесса;
Учитывая изложенное, в разработке программы развития ПК служащих исправительных учреждений мы выделяем два направления работы психолога в данном процессе: 1) работа с сотрудниками; 2) работа с их непосредственными начальниками. Первое направление включает
в себя: цикл лекционных и семинарских занятий (информационный блок), призванный повысить уровень знаний сотрудников о психологических основах профессионального и личностного развития, формировать мотивацию развития своей профессиональной компетентности; индивидуальные и групповые психологические консультации (консультативный блок) и психологические тренинги, направленные на развитие отдельных компонентов профессиональной компетентности (рефлексивного, когнитивно-креативного, мотивационно-ценностного, социально-психологического, экстремального, эмоционально-волевого), а также на решение разного рода проблем, связанных с преодолением трудностей, возникающих в процессе профессионального развития. Программа психологических тренингов будет разрабатываться с обязательным учетом выявленных в исследовании особенностей профессионально важных качеств и профессиональных ориентаций сотрудников УИС.
Работа с непосредственными начальниками сотрудников, принимающих участие в эксперименте, как второе направление программы развития профессиональной компетентности включает в себя лекционные, семинарские занятия, а также психологические консультации с руководством подразделения, которые призваны ознакомить его с понятием и содержанием ПК подчиненных, результатами психодиагностического обследования их профессиональной компетентности, с актуальным значением развития ПК сотрудников для эффективности деятельности подразделения, со способами создания психолого-педагогической среды для развития профессиональной компетентности служащих (стимулирование и педагогическое сопровождение данного процесса).
Список использованной литературы
1 См.: Белова Т. В. Развитие профессиональных компетенций в юридическом вузе // Безопасность уголовно-исполнительной системы. 2010. № 2. С. 64-69.
2 См.: Новожилов В. Ю. Психолого-педагогические проблемы формирования интегративных связей в образовательной деятельности военных вузов при реализации компетентностного подхода // Педагогическое образование и наука. 2011. № 9. С. 35-39.
3 См.: Симакова Т. А., Юрина О. И. Исследование мотивационной направленности выпускников академии ФСИН России 2012 г. // Человек: преступление и наказание: науч. журн. / Академия ФСИН России. 2012. № 4. С. 153-156.
4 См.: Купцов И. И. Роль психологии в духовно-нравственном и профессиональном становлении будущих сотрудников ФСИН России // Прикладная юридическая психология. 2009. № 1. С. 31-38.
5 См.: Аксенова Г. И., Исмагилова Ю. С. Проблема духовно-нравственного развития курсантов вузов ФСИН России // Там же. 2010. № 1. С. 21-32.
Статья рекомендована к опубликованию научно-экспертным советом академии, протокол от 24 января 2014 г. № 1.