УДК 614-057.875-084:378.1
Жернакова Нина Ивановна
Доктор медицинских наук, профессор, декан факультета лечебного дела и педиатрии Белгородского государственного национального исследовательского университета, [email protected], Белгород
Ирхин Владимир Николаевич
Доктор педагогических наук, профессор, профессор кафедры теории и методики физической культуры Белгородского государственного национального исследовательского университета, [email protected], Белгород
Лебедев Тихон Юрьевич
Кандидат медицинских наук, доцент кафедры внутренних болезней №2факультета лечебного дела и педиатрии Белгородского государственного национального исследовательского университета, [email protected], Белгород
субъективные факторы успешности при обучении
медицинским специальностям
Аннотация. Статья посвящена изучению влияния некоторых субъективных факторов на успешность обучения студентов медицинских специальностей. В ходе проведенного исследования установлена взаимосвязь результатов промежуточной аттестации с целым рядом факторов, влияющих на успешность освоения студентами медицинских специальностей. Положительными факторами являются женский пол, обучение на бесплатной основе, проживание в поселке городского типа, расположенного в регионе со стабильной политической обстановкой, хорошее знание русского языка и высокий (более 83) средний балл единого государственного экзамена. Факторами, негативно влияющими на успешность освоения студентами медицинских специальностей, следует считать такие из них, как мужской пол, обучение на платной основе, проживание в городе, расположенном в регионе с нестабильной политической обстановкой, плохое знание русского языка, низкие и очень низкие (менее 67) средние баллы ЕГЭ. Баллы ЕГЭ по русскому языку более точно характеризуют интеллектуально-образовательный потенциал студента и более тесно связаны с последующей успеваемостью, чем баллы ЕГЭ по естественнонаучным дисциплинам (химия, биология). С целью повышения успеваемости при обучении иностранных студентов, для смягчения проблемы языкового барьера, можно рассматривать вопрос об организации обучения на языке-посреднике, а также разработку и внедрение комплекса мер по интенсификации изучения русского языка, на котором проводится обучение. Ключевые слова: студенты; медицинские специальности; успешность обучения.
Zhernakova Nina Ivanovna
Doctor of Medical Science, Professor, deanof faculty of Medical managementand Pediatrics of Belgorod National Research University, [email protected], Belgorod
Irhin Vladimir Nikolaevich
Doctor of Pedagogical Science, Professor, Professor of the Department of Theory and Methods of Physical Culture of Belgorod National Research University, [email protected], Belgorod
LebedevTikhonUrievich
Candidate of Medical Science, Associate Professor of the Department of Internal Diseases N.2 at the Belgorod National Research University, [email protected],Belgorod
subjective factors of success in the training of medical specialties
Abstract: The article is devoted to studying the influence of some subjective factors on the success of the training of the students of medical specialties. During the study we found a correlation
Щ0Д Сибирский педагогический журнал ♦ № 2 / 2014
between the results of intermediate certification by a number of factors which were affecting the successful development of students of medical specialties. The positive factors include female gender, gratuitous training, accommodation in the village of urban type, situated in a region with a stable political background, good knowledge of Russian language and high (more than 83) average score of the unified state examination. Factors affecting the success of the development of student medical specialties, should be considered, such as the male sex, the training on a paid basis, accommodation, located in a region with unstable political situation, poor knowledge of Russian language, low and very low (less than 67) average exam scores. Exam scores on Russian language more precisely characterize the intellectual and educational potential of the student and are more closely connected with the subsequent academic performance than exam scores for science (chemistry, biology). With the aim of raising achievement in teaching foreign students, to mitigate the problem of the language barrier, we can consider the question of the organization of education in the language of the intermediary, as well as the development and implementation of a complex of measures to intensify the study of Russian language training.
Keywords: students, medical specialties, success of training, factors.
Подготовка студентов медицинских специальностей - один из самых сложных видов обучения. Прогнозирование успеваемости таких студентов на основе анализа их индивидуальных особенностей - актуальная социально значимая задача, решение которой способно повысить качество организации образовательного процесса. Существующие работы по прогнозированию способности студентов и абитуриентов к обучению в основном ориентированы на оценку их различных психофизиологических особенностей и моральных качеств [1; 2; 3; 4 и др.], а количество баллов, набранных по результатам единого государственного экзамена (ЕГЭ), считается определяющим критерием при конкурсном отборе для поступления в вуз [6]. Однако хорошая успеваемость в средней школе вовсе не гарантирует столь же успешное получение высшего медицинского образования. Кроме того, логично предположить, что средний балл аттестата, постоянное место жительства и тип населенного пункта, в котором студент проживал до поступления в высшее учебное заведение, также взаимосвязаны с результатами последующего прохождения промежуточных аттестаций. Влияние этих субъективных факторов на освоение студентами медицинских специальностей изучено недостаточно, что и послужило причиной проведения данного исследования.
Для изучения взаимосвязей между субъективными факторами студентов и успехами юношей и девушек при получении высшего медицинского образования были проанализированы результаты промежуточных аттестаций (экзаменационных сессий)
717 студентов медицинского факультета НИУ «БелГУ» (с 2013 года - факультет лечебного дела и педиатрии медицинского института вышеуказанного университета), которые проходили обучение по специальности 060101.65 «Лечебное дело» в период с 2009 по 2013 годы.
Продолжительность периода наблюдения у студентов разных курсов варьировалась от 2 до 8 семестров. Результаты промежуточных аттестаций сопоставлялись с постоянным местом жительства студентов, типом населенного пункта, в котором они выросли (город, поселок городского типа, село), их полом, а также основой обучения (бюджетная, внебюджетная).
Соотношение студентов по полу было следующим: юноши - 241 (33,6%), девушки -476 (64,6%) обучающихся. Среди включенных в исследование 308 (43,0%) студентов получали высшее медицинское образование на бесплатной основе, 408 (57,0%) - на платной основе. До поступления в университет в городах проживало 460 (64,2%) обучающихся, в поселках городского типа - 97 (13,5%), в селах - 160 (22,3%) студентов. 573 (79,9%) включенных в исследование были гражданами России, 144 (20,1%) - иностранными гражданами из 8 стран ближнего (39 человек, 5,4%) и 30 стран дальнего (105 человек, 14,6%) зарубежья.
По уровню среднего балла ЕГЭ с учетом градаций, использованных во время проведенного Союзом ректоров России VII комплексного исследования успеваемости студентов высших учебных заведений РФ, студенты ранжировались следующим образом: высокий балл - более 83, средний
балл - 67-83, низкий и очень низкий - менее 67.
В зависимости от постоянного места жительства студенты были разделены следующим образом. Среди граждан РФ самую многочисленную группу составляли жители Белгорода и Белгородской области - 470 человек. Остальные жители Росси были сгруппированы следующим образом: представители других областей Центрально-Черноземного региона (Воронежская, Курская, Липецкая области) -32 человека, жители Южного федерального округа (Астраханская, Ростовская области, Краснодарский край) - 16 человек, уроженцы Северного Кавказа (Ставропольский край, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Чеченская республика) - 32 человека, жители других регионов РФ (Мурманская, Архангельская, Ленинградская, Рязанская, Брянская области, Хабаровский и Красноярский край, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий АО, Якутия, Чукотка и др.) - 23 человека.
Студенты из ближнего зарубежье были подразделены на представителей среднеазиатского региона (Туркменистан, Таджикистан, Киргизия) - 20 человек, Закавказья (Абхазия, Азербайджан, Армения) - 11 человек, а также студентов из других стран ближнего зарубежья (Молдова, Украина) -8 человек.
Обучающиеся из дальнего зарубежья подразделялись следующим образом:
- выходцы из Африки (Ангола, Бенин, Бурунди, Гана, Замбия, Кения, Мозамбик, Нигерия, Сьерра-Лионе) - 30 человек;
- жители стран арабского мира (Йемен, Израиль, Иордания, Ирак, Ливан, Оман, Палестина, Сирия) - 41 человек;
- латиноамериканцы (Бразилия, Колумбия, Коста-Рика, Панама, Эквадор) - 23 человека;
- уроженцы стран Азии (Камбоджа, Монголия, Непал, Таиланд) - 11 человек.
В ходе статистической обработки данных рассчитывался средний балл промежуточных аттестаций в зависимости от пола, основы обучения, типа населенного пункта, региона проживания и других параметров. Проводился корреляционный анализ. При сравнении показателей использовались стандартные методы вариационной статистики [5]. Различия считались достоверны-
ми при вероятности ошибки I рода менее 5% (Р<0,05).
В ходе проведенного исследования установлена взаимосвязь результатов промежуточной аттестации с целым рядом факторов, влияющих на успешность освоения студентами медицинских специальностей. Например, средний балл по результатам промежуточных аттестаций у девушек был существенно выше, чем у юношей (3,62±0,04 и 3,26±0,05 балла, соответственно; р<0,05). Как и ожидалось, средний балл у студентов, обучающихся на бесплатной основе, был выше, чем у студентов, которые не прошли по конкурсу на бюджетные места и заключили договора об обучении на платной основе (3,68±0,04 и 3,25±0,04 балла, соответственно; р<0,05). Неожиданные результаты были получены при сравнении средних баллов промежуточной аттестации у студентов, проживающих в разных типах населенных пунктов. Так, самые высокие значения этого показателя, были зафиксированы у обучающихся, постоянно проживающих в поселках городского типа. Жители городов имели более низкие средние баллы по результатам экзаменационных сессий (3,67±0,08 и 3,43±0,04, соответственно; р<0,05). У жителей сел значение данного показателя составило 3,58±0,06 балла, что также было выше соответствующего параметра горожан (р<0,05). Однако различия в среднем балле у жителей села и студентов, проживающих в поселках городского типа, оказались статистически не значимы (р>0,05).
При анализе зависимости среднего балла по итогам экзаменационных сессий от постоянного места жительства обучающихся обращало на себя внимание следующее. Различия по уровню среднего балла у студентов, проживающих в Белгороде и Белгородской области (3,65±0,03), студентов, проживающих в других областях Центрально-Черноземного региона (3,86±0,13), Южном Федеральном округе (3,83±0,18) и других регионах России (3,45±0,15) были статистически не значимы (р>0,05). Показатели студентов из региона Северного Кавказа в среднем были несколько ниже, чем у жителей Белгорода и Белгородской области (3,31±0,13 и 3,65±0,03 баллов, соответственно; р<0,05). Скорее всего, это было связано с более низким исходным уровнем подготовки
таких студентов из-за нестабильной политической ситуации в этом регионе.
Анализ успеваемости студентов из ближнего зарубежья показал, что результаты экзаменационных сессий у студентов из стран Закавказья и других стран ближнего зарубежья (Украина, Молдова) несущественно отличались от соответствующих показателей белгородцев (3,49±0,22, 3,73±0,25 и 3,65±0,03 баллов, соответственно; р>0,05). Однако у обучающихся из Средней Азии этот показатель был существенно ниже и составлял 2,82±0,16 (р<0,05). Скорее всего, это было связано со слабым знанием русского языка у большинства этих студентов.
Студенты из дальнего зарубежья имели самые низкие показатели по итогам экзаменационных сессий. Так, у студентов из Латинской Америки средний балл составил 2,68±0,15, у обучающихся из стран арабского мира и стран Азии - 2,83±0,11 и 2,84±0,22, соответственно, у студентов из африканских государств - 2,99±0,13 баллов. Наиболее вероятной причиной этого, как и в случае со студентами - выходцами из государств Средней Азии, представляется слабое знание иностранными студентами русского языка, которое затрудняло обучение и препятствовало успешному прохождению промежуточных аттестаций. До зачисления на медицинский факультет студенты в течение года проходили адаптационный курс обучения, в ходе которого изучали и русский язык. Однако уровень их языковой подготовки к моменту окончания адаптационного курса, по-видимому, оказался недостаточным для успешного усвоения учебного материала.
Балл ЕГЭ по химии умеренно тесно коррелировал с результатами сдачи дисциплины «Биоорганическая химия», экзамен по которой студенты сдавали в первом семестре (г=0,39; р<0,05). Аналогичная взаимосвязь была выявлена между баллом ЕГЭ по биологии и результатами сдачи соответствующего экзамена во втором семестре (г=0,39; р<0,05). Баллы ЕГЭ по русскому языку также умеренно тесно были связаны с результатами экзаменов по «Биоорганической химии» (г=0,41; р<0,05) и «Биологии» (г=0,34; р<0,05). Однако средний балл по итогам промежуточных аттестаций за весь анализируемый период слабо коррелировал со средним баллом ЕГЭ (г=0,29; р<0,05) и
умеренно - со средним баллом школьного аттестата (г=0,36; р<0,05). По-видимому, способность студентов к освоению других дисциплин гуманитарного, естественнонаучного и профессионального блоков в меньшей степени зависела от результатов сдачи ЕГЭ. Тем не менее, сопоставление средних баллов по итогам экзаменационных сессий в подгруппах с различными рангами ЕГЭ выявил отчетливую зависимость между этими параметрами. Так, у студентов в подгруппе с высоким баллом ЕГЭ, средний балл по итогам промежуточных аттестаций составил 4,17±0,10, в группе со средним баллом - 3,72±0,04, низким и очень низким - 3,40±0,05 балла (различия между всеми величинами статистически значимы, р<0,05). Это подтверждает значение уровня ЕГЭ для последующего прогнозирования успеваемости при обучении в вузе медицинским специальностям, однако это позволяет предположить нелинейный характер взаимосвязей между параметрами и влияние на эти показатели других факторов.
Анализ корреляции между результатами ЕГЭ по отдельным дисциплинам и средним баллом по итогам экзаменационных сессий показал, что результаты промежуточной аттестации умеренно тесно коррелировали с баллом ЕГЭ по русскому языку (г=0,36; р<0,05). Корреляция между средним баллом по результатам курсовых экзаменов и баллами ЕГЭ по химии и биологии была слабой (г=0,25 и 0,26, соответственно; р<0,05). По видимому, результаты ЕГЭ по такой гуманитарной дисциплине, как русский язык более точно характеризовали интеллектуально-образовательный потенциал студента и являлись более точным предиктором последующей академической успеваемости, чем баллы ЕГЭ по естественнонаучным дисциплинам.
В качестве положительных факторов, влияющих на успешность освоения студентами медицинских специальностей, в частности, специальности 060101.65 «Лечебное дело», можно рассматривать: женский пол, обучение на бесплатной основе, проживание в поселке городского типа, расположенного в регионе со стабильной политической обстановкой, хорошее знание русского языка и высокий (более 83) средний балл ЕГЭ.
Факторами, негативно влияющими на
успешность освоения студентами медицинских специальностей, в частности, специальности 060101.65 «Лечебное дело», следует считать такие из них, как мужской пол, обучение на платной основе, проживание в городе, расположенном в регионе с нестабильной политической обстановкой, плохое знание русского языка, низкие и очень низкие (менее 67) средние баллы ЕГЭ.
Баллы ЕГЭ по русскому языку более точно характеризуют интеллектуально-образовательный потенциал студента и более тесно связаны с последующей успеваемостью, чем баллы ЕГЭ по естественнонаучным дисциплинам (химия, биология).
С целью повышения успеваемости при обучении иностранных студентов для смягчения проблемы языкового барьера можно рассматривать вопрос об организации обучения на языке-посреднике, а также разработку и внедрение комплекса мер по интенсификации изучения русского языка, на котором проводится обучение.
Библиографический список
1. Абаскалова Н. П. Прогностическая оценка адаптационных возможностей студентов / Н. П. Абаскалова //Сибирский педагогический журнал. - 2012. - №9. - С.17-21.
2. Донника А. Д. Комплексный анализ формирования профессионально значимых качеств у студентов-медиков: автореф. дис. ... канд. мед. наук. - Волгоград, 2005. - 24 с.
3. Дмитриева Д. Д. Аксиологические основы формирования индивидуальной образовательной траектории студентов-медиков (на примере изучения РКИ) // Наука и школа. - 2012. - № 5. -С. 103-105.
4. Пушкина Т. В. Управление учебным процессом через повышение оптимальности критериев оценки результатов педагогического тестирования // Системный анализ и управление в биомедицинских системах. - Т. 2. - № 1.- С. 26- 28.
5. Плохинский Н. А., БиометрияН. А. Плохин-ский. - 2-е изд. - М.: Изд-во МГУ, 1970. - 367 с.
6. Федеральный закон об образовании №273-Ф3 от 29.12.2012. [Электронный ресурс]. URL: http: //www.rg .ru/2012/12/30/obrazovanie-dok. html (дата обращения 17.01.2014).