Научная статья на тему 'Субъективно воспринимаемые барьеры и ресурсы в реализации личностных ценностей'

Субъективно воспринимаемые барьеры и ресурсы в реализации личностных ценностей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
289
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
PERSONALITY'S VALUE / "BARRIER" AND "REALIZABILITY" OF VALUE / ЛИЧНОСТНАЯ ЦЕННОСТЬ / РЕАЛИЗУЕМОСТЬ И БАРЬЕРНОСТЬ ЦЕННОСТИ / ЖИЗНЕННОЕ ПРОСТРАНСТВО / БАРЬЕРЫ / РЕСУРСЫ / LIFE SPACE / BARRIERS / RESOURCES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Терентьева Светлана Александровна

Исследуются субъективные представления личности в период ранней взрослости о ресурсах, способствующих реализации наиболее значимых ценностей, и препятствующих этому барьерах и ограничениях. Показано, что высокая реализуемость личностных ценностей выражается в ориентации на внутренние ресурсы, при этом барьеры воспринимаются как стабильные. При барьерности ценностей наблюдается опора на внешние по отношению к самому субъекту ресурсы и фиксация на барьерах, на необходимости преодоления препятствий. Полученные результаты демонстрируют проявление тенденций барьерности и реализуемости личностных ценностей в особенностях представлений личности о барьерах и ресурсах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Subjective ideas of resources and barriers in realization of personality's values in a period of early youth are studied. Empirical research shows that high realizability of personality's values reveals itself in orientation to internal resources and disposition to percept barriers as constant. High barrier of personality's values is expressed by support of external resources and fixation on barriers, on overcoming obstacles. The results demonstrate that the barrierrealizability tendencies of personality's values manifest in specifics of personality's ideas of resources and barriers.

Текст научной работы на тему «Субъективно воспринимаемые барьеры и ресурсы в реализации личностных ценностей»

4. Грязнов А.Н. Детерминанты административного поведения подростков / А.Н. Грязнов // Казанский медицинский журнал. - 2005. - Т. 86.- С. 202 — 203.

5. Грязнов А.Н. Иерархия ценностей больных алкоголизмом / А.Н. Грязнов // Неврологический вестник: журнал им. В.М. Бехтерева. — 2005. — Т. 37, выпуск 3 — 4. - С. 54 — 62.

6. Шакуров Р.Х. Директор школы и педагогический коллектив / Р.Х. Шакуров // Соц. псих. аспект. - Киев: Рад. Школа, 1979. - 144 с.

7. Шакуров Р.Х. Эмоция. Личность. Деятельность (механизмы психодинамики) / Р.Х. Шакуров. - Казань: Центр инновационных технологий, 2001. -180 с.

СУБЪЕКТИВНО ВОСПРИНИМАЕМЫЕ БАРЬЕРЫ И РЕСУРСЫ В РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНЫХ ЦЕННОСТЕЙ

С.А. Терентьева

Исследуются субъективные представления личности в период ранней взрослости о ресурсах, способствующих реализации наиболее значимых ценностей, и препятствующих этому барьерах и ограничениях. Показано, что высокая реализуемость личностных ценностей выражается в ориентации на внутренние ресурсы, при этом барьеры воспринимаются как стабильные. При барьерности ценностей наблюдается опора на внешние по отношению к самому субъекту ресурсы и фиксация на барьерах, на необходимости преодоления препятствий. Полученные результаты демонстрируют проявление тенденций барьерности и реализуемости личностных ценностей в особенностях представлений личности о барьерах и ресурсах.

Ключевые слова: личностная ценность, реализуемость и барьерность ценности, жизненное пространство, барьеры, ресурсы.

Subjective ideas of resources and barriers in realization of personality's values in a period of early youth are studied. Empirical research shows that high «readability» of personality's values reveals itself in orientation to internal resources and disposition to percept barriers as constant. High «bar-rier» of personality's values is expressed by support of external resources and fixation on barriers, on overcoming obstacles. The results demonstrate that the «barrier- realizability» tendencies of personality's values manifest in specifics of personality's ideas of resources and barriers.

Key words: personality's value, «barrier» and «realizability» of value, life space, barriers, resources.

Становление индивидуального жизненного стиля приходится на раннюю взрослость - возраст, когда происходит осознание себя субъектом

собственной жизни, более осознанно по сравнению с юностью строятся жизненные планы, осуществляется профессионализация и реализация

в различных жизненных сферах. Именно с проблемами поиска своего места, своих целей, смыслов, с проблемой самореализации связаны основные психологические коллизии ранней взрослости. Задачи развития и психологического сопровождения личности в этом возрасте обусловливают актуальность теоретического осмысления того, что, в сущности, представляет собой, из чего складывается, с чем связан индивидуальный способ организации молодым человеком собственной жизни, собственного жизненного мира.

Большинством отечественных ученых признается, что центральным личностным образованием, задающим основную направленность жизни, особенности ее структурирования и организации, является ценностно-смысловая сфера (Б.С. Братусь, Д.А. Леонтьев и др.) [4,5]. Система ценностей составляет глубинную сущность личности и в сжатой форме отражает систему жизненных отношений и деятельностей человека. Большинство исследований ценностной сферы сводится к изучению иерархии ценностей, структуры приоритетов. Однако наряду с содержательным своеобразием системы личностных ценностей не меньшую роль в формировании индивидуального жизненного стиля играют и динамические особенности ее функционирования. Динамические аспекты можно рассматривать в значении, предложенном Б.С. Братусем, который выделил в ценностях, как и в любых других смысловых образованиях, наряду с содержательными и динамические стороны, относя к ним напряженность смысловых об-

разований, способы осуществления, соотношение реальных и идеальных целей [1,2]. Если сместить фокус рассмотрения с того, что человек ценит, на то, каким образом это связано с его реальной жизнью, становится очевидным, что именно отношения между «хочу» и «имею» задают основные векторы напряжения в ценностном мире личности и основную пищу для внутренней работы.

Понимание важности динамического аспекта процессов смыслообразо-вания в контексте личностных ценностей легло в основу теории преодоления Р.Х. Шакурова [10], который вносит представление о барьерах, затрудняющих доступ к ценностям и обусловливающих их дефицитность, в понимание самой сущности ценностей. Под барьерами он подразумевает «такие воздействия на человека (экзогенные и эндогенные), которые ограничивают свободу проявлений его активности, жизнедеятельности, прежде всего свободу в удовлетворении потребностей, устремлений, в реализации установок» [10]. При отсутствии барьеров, по мнению Р.Х. Шакурова, открывается неограниченный доступ к благам, человек быстро насыщается ими, они перестают приносить положительные эмоции и теряют свой смыслообразующий потенциал. Противоречит взгляду Р.Х. Шакурова, однако также затрагивает проблему роли доступности ценностей в смыс-лообразовании подход Е.Б. Фанта-ловой. С ее точки зрения, наиболее оптимальным состоянием является небольшая степень расхождения между ценностью и доступностью по основным, жизненно важным сферам, так

как в этом случае не возникает ни «стойких внутренних конфликтов», ни «тормозящей общую мотивацию внутренней пустоты» [9]. Состояние расхождения, близкое к нулю, даже обозначается ею как состояние гармонии.

Данное концептуальное противоречие снимается в работах Н.Р. Са-лиховой [6]. Предложенный ею теоретический конструкт барьерности-реализуемости отражает возможность существования двух противоположных динамических тенденций смысло-образования в контексте личностных ценностей, связанных с согласованием или рассогласованием их важности и доступности. В соответствии с тенденцией реализуемости, человек реализует то, что может реализовать в жизни, ценит то, что имеет, и понижает ценность того, что недоступно. Согласно тенденции барьерности, дистанция до ценности еще больше увеличивает ее важность и уменьшает оценку доступности, а высокая доступность понижает важность ценности. Тенденции согласования и рассогласования противоположны друг другу и взятые вместе задают континуум барьерности-реализуемости личностных ценностей.

Н.Р. Салиховой показано, что конструкт барьерности-реализуемости отражает работу функционального механизма ценностно-смысловой сферы личности, который является глубинным способом настройки своего рода внутреннего зрения, определяющего «объемность», фигуро-фоновый рельеф, центрацию вовне или вовнутрь жизненного пространства личности [7, 8]. Однако полученные в исследо-

ваниях результаты не дают возможности реконструировать внутреннюю психологическую картину стратегий барьерности и реализуемости, их представленность в сознании. Мы предполагаем, что при преобладании качественно разнородных тенденций барьерности и реализуемости личностных ценностей в сознании будут по-разному представлены образы барьеров и ресурсов, связанных с реализацией в наиболее значимых сферах [3].

Для эмпирической проверки гипотезы было проведено исследование в группе испытуемых, чей возраст представляет раннюю взрослость: исследовались взаимосвязи тенденций барьерности-реализуемости с характером субъективно воспринимаемых барьеров и ресурсов в реализации личностных ценностей.

В исследовании приняли участие 47 человек в возрасте от 22 до 27 лет (30 мужчин и 17 женщин), аспиранты естественно-научных специальностей Казанского государственного университета.

Для сбора эмпирических данных применялись следующие методики:

1. Ранжирование личностных ценностей по критериям значимости и субъективно оцениваемой доступности производилось методом попарного сравнения ценностей между собой. Использовался список терминальных ценностей (М. Рокич), содержащий 12 ценностей в соответствии с модификацией данной методики, предложенной Е.Б. Фанталовой [9]. Для каждого испытуемого рассчитывались индекс реализуемости как корреляционная связь важности и доступно-

сти ценностей и индекс барьерности как корреляционная связь важности ценности и степени рассогласования важности и доступности.

2. Структурированное интервью, в рамках которого респондентам предлагалось выбрать пять самых значимых для них ценностей, а затем в отношении каждой из них продолжить два высказывания: «Свободно реали-зовывать данную ценность мне позволяет...» и «Моя свобода в реализации

данной ценности ограничивается.».

Для обработки структурированного интервью использовалась процедура контент-анализа. В качестве единицы анализа рассматривалось предложение или часть сложного предложения, являющаяся самостоятельной смысловой единицей. Ответы классифицировались на основе специально сконструированных нами дихотомических критериев, отражающих характер описанных барьеров и ресурсов.

Таблица 1

Критерии классификации ресурсов реализации ценностей

Критерии анализа Тип ресурсов Примеры (продолжение фразы «Свободно реа-лизовывать данную ценность мне позволяет.»)

1. Локализация ресурсов по отношению к субъекту Внешние «наличие любимого человека», «отсутствие проблем с жильем», «доступность большинства медицинских услуг», «наличие большого количества источников информации»

Внутренние «уверенность в себе и своих силах», «мое отношение к собственному здоровью», «мое желание», «мое образование, навыки»

2. Зависимость от активности субъекта Зависящие от субъекта «я не курю, стараюсь правильно питаться», «нежность, любовь и забота по отношению к близким», «стараюсь вести здоровый образ жизни», «общаюсь с интересными людьми»

Не зависящие от субъекта «пример родителей, воспитание», «хорошая наследственность», «наличие интересных людей вокруг меня», «достижения современной медицины»

3. Конкретность концептуализации ресурсов Конкретно концептуализированные «мой открытый характер», «множество планов», «наличие хороших и верных друзей, поддержка близких людей, желание»

Обобщенно концептуализированные «твердая уверенность, что каждый человек имеет абсолютное право реализовывать свои убеждения и взгляды на мир в поступках по собственному выбору», «считаю, что сама любовь как таковая ценна, и каждый человек должен испытать это чувство, и не важно взаимная это любовь или нет. Несчастлив тот, кто никого не любил»

Высказывания о том, что позволяет свободно реализовывать ценность, рассматривались нами как самоотчеты испытуемых о ресурсах. Критериями для их анализа стали (табл. 1):

1. характер локализации по отношению к субъекту (внешние, «средо-вые» или внутренние, личностные);

2. зависимость от активности субъекта;

3. конкретность концептуализации.

Тексты о том, чем ограничивается

свобода в реализации ценности, рассматривались как описания барьеров. Для их анализа использовались критерии (табл. 2):

1. характер локализации по отношению к субъекту;

2. конкретность концептуализации;

Критерии барьеров в

3. «естественность»-«искусствен-ность» («объективные», существующие помимо воли каких бы то ни было субъектов и связанные с устройством мира, общества, природой человека и т.д. или «сделанные», существование которых вменяется кому-либо в вину, так как является плодом его действий и желаний: им может быть как сам человек, так и его близкие, правительство, человечество в целом и т.д.);

4. наличие направленности на преодоление;

5. стабильность;

6. степень индивидуальной отнесенности (типичные для некоторой группы барьеры или сугубо индивидуальные, имеющие отношение к субъекту лично).

Таблица 2

реализации ценностей

Критерии анализа Тип барьеров Примеры (продолжение фразы «Моя свобода в реализации данной ценности ограничивается...»)

1. Локализация барьеров по отношению к субъекту Внешние «плохой экологией», «равнодушием со стороны других людей», «трудными жизненными обстоятельствами»

Внутренние «собственной мнительностью и недостатками», «ленью», «моими собственными потребностями»

2. Конкретность концептуализации барьеров Конкретные «болезнью», «невысоким заработком», «загруженностью на работе»

Обобщенные «осознанием невозможности объять необъятное», «многомерностью и неоднородностью современного мира»

3.«Естествен-ность»-»искусствен-ность» барьеров «Естественные» («объективные») «воздействием окружающей среды, ухудшением экологии», «тем обстоятельством, что все люди рано или поздно старятся, болеют и умирают», «устройством характера»

«Искусственные» («сделанные») «нежеланием или отсутствием понимания, уважения в семье», «слабая сила воли», «стремлением к материальному достатку» (про ценность интересной работы), «личной безответственностью в некоторых вопросах»

4. Направленность на преодоление барьера Присутствует направленность на преодоление «отсутствием достаточного количества времени для зарабатывания денег. Но я работаю над этим!», «наличием некоторых проблем со здоровьем на сегодняшний день, которые надеюсь преодолеть в скором будущем», «сейчас уже сложно заводить хороших друзей, но зато можно заводить хороших знакомых»

Отсутствует направленность на преодоление «продолжительностью жизни», «существованием в природе людей, которые считают себя во всем правыми», «определенные барьеры не позволяют в полной мере ощутить свою свободу»

5. Стабильность барьеров Стабильные «общепризнанными границами поведения, нормами закона», «моей ленью и случайными обстоятельствами», «особенностями моего характера и особенностями характера моего любимого человека»

Временные «девушка сейчас живет в другом городе., и когда приедет, уже расстояние между городами не будет нам мешать», «учеба в аспирантуре мешает устроиться на полный рабочий день», «отсутствием на данный момент возможностей и перспектив устройства собственной супружеской и семейной жизни»

«неблагоприятной экологической обстановкой», «иррациональностью любви, она не подчиняется человеческому разуму, не зависит от наших желаний», «предвзятым отношением работодателей к студентам и учащимся, требование к опыту работы»

6. Индивидуальная отнесенность барьеров Типичные

Индивидуальные «осознанным нежеланием сходиться с малознакомыми людьми», «низкими финансовыми возможностями», «неправильным воспитанием», «призраками детства»

Подсчитывалось количество единиц текста, относящихся к тому или иному типу по каждому из девяти критериев, полученное числовое соотношение переводилось в процентное. Для статистической обработки полученных данных использовался корреляционный анализ по критерию Спирмена.

Результаты показали, что реализуемость личностных ценностей связана с внутренней локализацией ресурсов, с большей их обобщенностью и зависимостью от активности субъекта, в то время как индекс барьерности обнаружил связи с противоположными показателями (табл. 3). При этом показатель внутренней локализации

ресурсов коррелирует на высоком зависимости от активности субъекта и уровне значимости с показателями их обобщенности (табл. 4).

Таблица 3

Показатели взаимосвязей индексов барьерности-реализуемости с характеристиками ресурсов в реализации личностных ценностей

Характеристики ресурсов Внутренняя локализация Зависимость от активности субъекта Обобщенность описания

Индекс реализуемости 0,39** 0,28* 0,53***

Индекс барьерности -0,37** -0,23 -0,42**

Условные обозначения: звездочками отмечены коэффициенты, достигшие уровней статистической значимости р<0,05 (*), р<0,01 (**) и р<0,001 (***).

Таблица 4

Показатели взаимосвязей различных характеристик ресурсов в реализации

личностных ценностей

Характеристики ресурсов Внутренняя локализация Зависимость от активности субъекта Обобщенность описания

Внутренняя локализация 1

Зависимость от активности субъекта 0,48*** 1

Обобщенность описания 0,52*** 0,27 1

Условные обозначения: звездочками отмечены коэффициенты, достигшие уровня статистической значимости р<0,001 (***).

Что касается специфики барьеров, ограничивающих, по мнению респондентов, свободу в реализации ценностей, то с индексами барьерно-сти и реализуемости оказался связан только показатель их устойчивости

(табл. 5). Интересным представляется то, что сам показатель устойчивости барьеров связан с пассивным к ним отношением, отсутствием направленности на их преодоление (табл. 6).

Таблица 5

Показатели взаимосвязей индексов барьерности-реализуемости с характеристиками барьеров в реализации личностных ценностей

Характеристики барьеров Внутренняя локализация Направленность на преодоление Обобщенность описания Естествен-ность Устойчивость Ти-пич-ность

Индекс реализуемости 0,06 -0,13 0,15 0,05 0,30* 0,00

Индекс барь-ерности -0,03 -0,05 -0,04 0,11 -0,30* -0,16

Условные обозначения: звездочками отмечены коэффициенты, достигшие уровня статистической значимости р<0,05 (*).

Таблица 6

Показатели взаимосвязей различных характеристик барьеров в реализации личностных ценностей

Характеристики барьеров Внутренняя локализация Направленность на преодоление Обобщенность описания Естествен-ность Устой-чи-вость Ти-пич-ность

Внутренняя локализация 1

Направленность на преодоление 0,09 1

Обобщенность описания 0,18 -0,01 1

Естественность -0,35* -0,20 -0,01 1

Устойчивость 0,16 -0,31* 0,18 0,04 1

Типичность -0,36* 0,07 0,05 0,13 -0,01 1

Условные обозначения: звездочками отмечены коэффициенты, достигшие уровней статистической значимости р<0,05 (*) и р<0,001 (***).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Итак, высокая ценностная реализуемость, как тенденция к согласованию оценок важности и доступности ценностей, связана с опорой на внутренние, личностные ресурсы. То есть люди, высоко оценивающие для себя доступность наиболее значимых сфер жизни, склонны объяснять

возможность свободной реализации ценностей внутренними факторами: своими личностными особенностями, желаниями, убеждениями, устремлениями. Им также более свойственно опираться на ресурсы, зависящие от их собственной активности, нежели на нечто данное извне. При этом для них

характерна более обобщенная концептуализация ресурсов, а существующие барьеры чаще характеризуются как стабильные, при этом отсутствует направленность на их преодоление, на борьбу с препятствиями.

Барьерность, как тенденция к расхождению важности ценностей с их доступностью, ассоциируется с поиском вполне конкретных, внешних по отношению к субъекту ресурсов, которые от него практически не зависят. Возможности собственной реализации в значимых сферах скорее связываются с факторами, которые предоставляет окружающая среда, с другими людьми, организациями, достижениями современной науки и т.д., нежели со своими собственными качествами. Кроме того, такие люди склонны ориентироваться на неподвластные им, никак не зависящие от них ресурсы. Можно предположить, что подобная ситуация связана с переживанием человеком некоторой беспомощности. Однако при этом барьеры на пути реализации ценностей воспринимаются как явления временные, имеется установка на необходимость некоторых активных действий, направленных на их устранение.

Таким образом, выдвинутая гипотеза о взаимосвязи тенденций барьер-ности и реализуемости с характером субъективно воспринимаемых барьеров и ресурсов в контексте личностных ценностей в ходе исследования была эмпирически подтверждена, в первую очередь, относительно показателей, характеризующих ресурсы, способствующие реализации наиболее значимых ценностей. Из параметров, характеризующих барьеры, с индек-

сами барьерности-реализуемости оказался связан только один — показатель стабильности-временности в восприятии барьеров и ограничений в реализации значимых ценностей.

Находит в свете полученных результатов подтверждение и описание Н.Р. Салиховой некоторых характеристик переживания человеком жизненного пространства в зависимости от соотношения барьерности-реализуемости ценностей [7, 8].

При высокой реализуемости осмысление своей реализации в значимых жизненных сферах связано с более глубоким осознанием собственных возможностей. В сознании в этом случае присутствует в большей степени то, что способствует реализации личностно значимых ценностей, а не мешает ей. Опора на внутренние, личностные ресурсы, часто формулируемые в терминах, имеющих ценностно-смысловую, мотивацион-ную отнесенность, более активная, субъектная позиция по отношению к ним, в сочетании с представлением о них как обобщенных, а значит, более глобальных, масштабных, соответствует субъективному переживанию такого жизненного мира как освоенного, просторного, в котором человек является его центром и управляет всем происходящим.

Тогда как жизненный мир при преобладании барьерности с его большей экстернальностью, меньшей активностью, более конкретно формулируемыми, а значит, менее глобальными, частными представлениями о собственных ресурсах соответствует описанию субъективного переживания жизненного пространства как

незаполненного, тесного, недостаточно освоенного. При этом в нем более рельефно представлены барьеры, препятствия на пути реализации ценностей. Вероятно, можно говорить, что высокая барьерность личностных ценностей связана с фиксацией сознания на препятствиях, ограничивающих реализацию ценностей, человек субъективно пребывает в насыщенном барьерами мире и имеет слабый контакт с собственными ресурсами. Однако сами барьеры воспринимаются как явления временные, существует понимание необходимости активных действий по их устранению. Большая обращенность сознания вовне, сочетаемая с ожиданием активности от внешнего мира, означает и большую открытость влияниям извне.

В целом характерную для преобладания реализуемости ориентацию на внутренние ресурсы можно рассматривать как следствие погружения в наличное, в актуально реализуемые жизненные отношения, направленности активности и сознания на успешно освоенные виды деятельности, своего рода «копания вглубь». А это свидетельствует о более глубоком освоении как жизненного пространства, так и собственных возможностей и способностей. Одним из проявлений подобного уровня освоения своих возможностей и овладения ими может служить высокая обобщенность, масштабность рассуждений личности о собственных ресурсах.

Выраженная барьерность означает ориентацию на психологически удаленные от субъекта области жизненного пространства, в которых его возможности еще не могли быть

исследованы и реализованы. Человек еще не может на них полностью полагаться, и сознание его ориентировано на некие внешние ресурсы, которые могут «оснастить» его для реализации значимой ценности. Позицию человека по отношению к ним можно при этом охарактеризовать как пассивную, «выжидательную», но при этом чуткую, податливую к внешним факторам. Все это свидетельствует о переживании жизненного пространства как неосвоенного. В то же время он активно осваивает имеющиеся на пути барьеры, поглощен устранением, преодолением того, что затрудняет на данный момент достижение желаемого, как бы раздвигая границы наличного жизненного пространства, преобразуя его. Сам факт временности, непостоянства присутствующих в этом случае в образе мира барьеров является чрезвычайно важным — лишь в этом случае направленная на их преодоление активность имеет смысл и в прогнозе может стать успешной. В случае же с преобладанием реализуемости какие-либо действия по преодолению затрудняющих реализацию в значимых сферах факторов отсутствуют, так как имеющиеся ограничения уже оценены как устойчивые, стабильные, а потому усилия по их устранению нецелесообразны.

Итак, тенденции реализуемости и барьерности личностных ценностей действительно проявляются в характере представлений о барьерах и ресурсах, связанных с реализацией в наиболее значимых для человека сферах жизни. Реализуемость в период ранней взрослости выражается в ориентации на собственные возмож-

ности, на поиск внутренних ресурсов и характеризуется более выраженной субъектной позицией, высокой степенью обобщенности при рефлексии собственных ресурсов в реализации личностных ценностей. Барьерность при этом сопряжена с опорой на отчужденные от самого субъекта ресурсы и с фиксацией на барьерах, на необходимости преодоления препятствий. Полученные результаты расширяют представление о психологическом содержании динамических тенденций барьерности-реализуемости личностных ценностей и раскрывают особенности их проявления в представлениях личности о барьерах и ресурсах в период ранней взрослости.

Литература:

1. Асеев В.Г. Личностная значимость и вероятность событий // Проблемы психологии личности: советско-финский симпозиум / Отв. ред. Е.В.Шорохова, О.И.Зотова. - М.: Наука, 1982.-С. 236 — 242.

2. Братусь Б.С. Аномалии личности.-М.: Мысль, 1988.

3. Леонтьев А.Н. Образ мира // Избранные психологические произведения.-М., 1983. - С. 251 — 261.

4. Леонтьев Д.А. Новые горизонты проблемы смысла в психологии // Проблема смысла в науках о человеке (к 100-летию Виктора Франкла) / Материалы международной конференции. - М.: Смысл, 2005. - С. 36 — 49.

5. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, структура и динамика смысловой реальности. - М.: Смысл, 1999.

6. Салихова Н.Р. Типы смыслообразо-вания в контексте личностных ценностей.-Казань: Издательский центр КГУ, 2005.

7. Салихова Н.Р. Жизненное пространство личности в зависимости от барьерности или реализуемости ценностей // Известия Тульского государственного университета. Серия «Психология». Выпуск 6 / Под ред. Е.Е. Сапоговой. - Тула: Издательство ТулГУ, 2006. - С.149—165.

8. Салихова Н.Р. О механизме барь-ерности-реализуемости личностных ценностей в структурировании жизненного пространства // Третья Всероссийская научно-практическая конференция по экзистенциальной психологии: материалы сообщений / Под ред. Д.А. Леонтьева. -Москва: Смысл, 2007. - С. 103—106.

9. Фанталова Е.Б. Об одном методическом подходе к исследованию мотивации и внутренних конфликтов // Психологический журнал. — 1992.— Т.13.— №1. -С. 107—117.

10. Шакуров Р.Х. Психология смыслов: теория преодоления // Вопросы психологии.— 2003.— №5. - С. 18 — 33.

ПРОФИЛАКТИКА ПОДРОСТКОВОЙ ИНТЕРНЕТ-АДДИКЦИИ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ И ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ

В.Г. Соловьянюк-Кротова

В статье поднимается проблема профилактики одной из разновидностей девиантного поведения — интернет-аддикции. Раскрывается механизм ее возникновения у подростков и рассматриваются возможности профилактики интернет-аддикции в учебной деятельности в процессе обучения информатике и информационно-коммуникационным технологиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.