Д. Нямжав, Б. Цэндсурэн, Н. Дуламжав, Д. С. Молхы. Субъектификация природных объектов в обучении монгольских студентов_
12. Сысоев П. В., Евстигнеев М.Н. Формирование информационной компетенции студентов языковых специальностей // Вестник ТГУ. - 2008. - Вып. 11(67). - С. 24- 33.
13. Тришина С. В. Информационная компетентность как педагогическая категория // Эйдос. - 2005. - 10 сент. [Электронный ресурс] - URL : http://www.eidos.ru/iournal/
2005/0910-1Шш1
14. Утенин М. В. Результаты исследования информационной компетентности студентов гуманитарных специальностей университета // Вестник ОГУ. - 2006. - Т.1, №6. - С.42-47.
Новосельцева Наталья Владимировна, преподаватель Бурятского государственного университета, e-mail: [email protected]
Novoseltseva Natalia Vladimirovna, lecturer, Buryat State University, e-mail: [email protected]
УДК 378.016:502(517.3)
© Д. Нямжав, Б. Цэндсурэн, Н. Дуламжав, Д. С. Молхы Субъектификация природных объектов в обучении монгольских студентов*
*
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ «Экоцентрическое взаимодействие человека с природой как фактор преодоления экологического кризиса», проект № 14-27-03001.
В работе приведена методика атрибуции субъектности лошади. Субъектификация в узком смысле слова, избранная авторами, является наиболее приемлемой при формировании экоцентрического взаимодействия студентов с миром природы.
Ключевые слова: экоцентрическое сознание, субъктификация в узком смысле слова, экологическая целесообразность.
D. Nyamzhav, B. Tsendsuren, N. Dulamzhav, D. S.Molkhy Subjectification of natural objects while teaching the Mongolian students
The paper describes a method of attribution of horse subjectivity. Subjectification in the narrow sense of the word, chosen by the authors, is the most acceptable in the formation of ecocentric student interaction with the world of nature.
Keywords: ecocentric consciousness, subjectification in the narrow sense of the word, ecological expediency.
Для преодоления экологического кризиса необходимо изменить систему взаимодействия человека с природой. Продолжающееся потребительское отношение к природе приведет к экологической катастрофе. Современная система взаимодействия с природой являестся антропоцентрической, поскольку высшей ценностью считается человек, а природа не признается ценностью. У нее нет самоценности, а ценность объектов природы определяется человеком в зависимости от того, насколько они ему полезны. Природа рассматривается только как источник удовлетворения потребностей человека, как его собственность.
Для утверждения нового типа взаимодействия с природой нужен новый тип личности, когда человек не будет противопоставлен природе, природа будет признана самоценной, природные объекты будут восприниматься человеком как полноправные партнеры по взаимодействию, которое будет ориентировано на экологическую целесообразность. Такой тип линости принято называть экоцентрическим, а систему ее взаимодействия с природой - экоцентрической.
Основой экоцентрического взаимодействия с природой является экоцентрическое сознание, которое определяет поведение человека, его
ориентированность на современное развитие человека и природы, на их коэволюцию. Другими словами, в основе экоцентрического взаимодействия человека и природы лежит их субъект-субъектное взаимодействие. Поэтому становится актуальной процедура субъектификации природных объектов, означающая наделение их свойствами, качествами и функциями субъект-ности. Тот, кто осуществил субъектификацию природного объекта, воспринимает его как субъект. Существуют различные формы субъек-тификации: анимизм, антропоморфизм и др. Наиболее употребительной является так называемая субъектификация в узком смысле слова. Она означает наделение природного объекта специфически субъектными функциями: обеспечивает воспринимающему переживание собственной личностной динамики; выступает опосредствующим элементом при построении воспринимающим системы своих отношений с окружающим миром; становится для воспринимающего субъектом совместной деятельности и общения.
Когда природный объект в результате субъ-ектификации воспринимается как субъект, воспринимающий начинает по-другому относиться ко всей природе: он не будет противопоставлять
ВЕСТНИК БУРЯТСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА
15 /2014
себя природе, нарушать существующее экологическое равновесие, все природные объекты будут восприниматься им как равноправные партнеры по взаимодействию, его отношение к природе не будет чисто потребительским, будет соблюдаться баланс прагматического и непрагматического взаимодействия с природой. Одним словом, его взаимодействие с природой будет экоцентрическим.
В качестве объекта субъектификации следует взять хорошо знакомый объект. Для монгольских студентов таким объектом будет, например, лошадь. По сути дела, для многих студентов лошадь уже обладает некоторыми свойствами и функциями субъектности. Мы рассматриваем субъектификацию в узком смысле слова. Студентам мы излагаем сущность субъектифи-кации в соответствии с тремя ее субъектными функциями, проводим диагностику по методике СПО и начинаем добиваться, чтобы лошадь стала для студентов «значимым другим», т.е. субъектом преобразований их окружения, ситуации их обучения, их внутреннего мира.
Отметим, что к понятию «значимый другой» возможно применить три подхода:
• Объективный подход, когда значимость другого определяется степенью его полезности при удовлетворении потребностей личности;
• Субъективный подход, когда значимость другого определяется произведенными преобразованиями в окружении личности, ее жизненной ситуации и внутреннего мира;
• Объект-субъектный, когда значимость другого определяется суммой объектной и субъектной составляющих.
Эксперимент показал, что субъектификация природных объектов монгольскими студентами не вызывает затруднений. Все дело в том, что в монгольском сознании и сегодня много архаического. Например, монгольское сознание является коллективным (проблема родовых отношений имеет по-прежнему решающее значение), а также оно является партиципальным (имеет место чувство единства рода, определенной части мира и мистических сил, населяющих ее). В Монголии по-прежнему высока степень единства человека и природы. Партиципальность проявляется в том, что природные объекты наделены субъективностью.
До сих пор сохранились такие формы атрибуции субъектности, как анимизм (природные объекты и явления имеют отделимую от них душу), персонификация (природные объекты и явления воплощаются в образе живого сущест-
ва), антропоморфизм (природные объекты наделяются человеческими качествами).
Высокая степень включенности человека в мир природы, атрибуция субъективности природных объектов, синкретичность во всех отношениях сохраняются в монгольском сознании с архаической эпохи. Это обстоятельство позволяет говорить о том, что монгольское экологическое сознание не является антропоцентрическим, в Монголии человек никогда не ставил себя выше природы, отношение к природе не было абсолютно потребительским, природа имела внутреннюю, собственную ценность, восприятие природных объектов всегда имело субъективный характер.
Плодотворное влияние на монгольское сознание оказал буддизм, проникший в Монголию из Тибета более 300 лет назад. В буддизме, в частности, проповедуется идея целостности мира - «Все в одном, один во всем». Также проповедуются ненасилие, терпимость, благоговейное отношение ко всему живому, самоограничение потребностей и другие добродетели, что способствует объединению человека и природы, ограничивает природопреобразовательную детель-ность людей. Все это позволяет говорить об уникальности монгольского сознания.
С. Д. Дерябо определяет экоцентрический тип экологического сознания как «систему представлений о мире, для которой характерны [1, с. 150]:
1. Ориентированность на экологическую целесообразность, отсутствие противопоставленности человека и природы;
2. Восприятие природных объектов как полноправных субъектов, партнеров по взаимодействию с человеком;
3. Баланс прагматического и непрагматического взаимодействия с природой.
Первая характеристика свойственна монгольскому сознанию. Принцип экологической целесообразности означает требование не нарушать существующее экологическое равновесие. Монгольскому сознанию свойственен принцип экологического самообеспечения, в соответствии с которым природные ресурсы используются только для удовлетворения потребностей существования, что благодаря включенности человека в мир природы равносильно ориентированности на экологическую целесообразность.
Вторая характеристика экоцентрического сознания, на наш взгляд, также свойственна монгольскому сознанию, поскольку субъектный характер восприятия природных объектов сохранился в нем с архаических времен.
Л. М. Орбодоева. Теоретические аспекты формирования метакомпетенции в процессе обучения иностранному языку
Номадное животноводство, сохранившееся у монголов до наших дней, обязывает соблюдать принцип экологического самообладания и воспринимать природные объекты в качестве полноправных субъектов и партнеров по взаимодействию.
Третья характеристика (баланс прагматического и непрагматического взаимодействия с природой) требует пояснений. Если в архаическое время в Монголии имела место неразде-ленность прагматического и непрагматического взаимодействия с природой, то теперь этого нет, но прагматическое взаимодействие с природой не является агрессивно-потребительским, как на Западе, роль непрагматического взаимодействия доминирует, природа имеет духовную ценность, самоценность, чего нет на Западе.
За успех субъектификации природного объекта ответственен тот, кто ее осуществляет. Наиболее легко выполнить атрибуцию субъект-ности домашних животных, с которыми возможно постоянное взаимодействие. Для студентов-монголов мы избрали для субъектификации лошадь, которая всем близка. У студентов зооветеринарного профиля во время производственной практики появляется возможность взаимодействовать с животными долгое время. Предварительно студенты изучают понятие субъектификации в узком смысле, усваивают каждую из трех специфических функций, которыми они должны наделить лошадь: способ-
ность обеспечить студенту переживание личностной динамики, выступить опосредствующим элементом при выстраивании им своих отношений с миром природы, открыться как субъект совместной деятельности и общения. Студентам сообщаются различные варианты влияния лошади на него. Мы проводим тренинг субъекти-фикации лошади, просматриваем видеофильмы, художественные произведения (рассказы, стихи, песни, картины), посвященные лошадям. На практике за каждым студентом закрепляется лошадь для субъектификации, студент осуществляет самоконтроль, самопознание и самооценку, следит за собственной личностной динамикой, за изменением своего отношения к лошади, к миру, придумывает объект совместной деятельности и общения с лошадью. В конце практики мы провели диагностику по известной методике [2]. Результаты диагностики показали, что субъектификация лошади прошла у всех успешно. Таким образом, экоцентрическое сознание монгольских студентов может быть сформировано на основе субъектификации природных объектов.
Литература
1. Дерябо С. Д. Экологическая психология: Диагностика экологического сознания. - М.: Изд-во МПСИ, 1999.
2. Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. - Ростов н/Д, 1996.
Нямжав Д., доктор психологических наук, профессор Монгольского государственного университета образования, e-mail: [email protected]
Цэндсурэн Болганы, доктор философии, профессор Монгольского сельскохозяйственного университета.
Дуламжав Н., преподаватель Монгольского государственного университета образования.
Молхы Дурбудхан Саулегул, кандидат экономических наук, доцент Монгольского государственного университета образования.
Nyamzhav D., Doctor psychological sciences, professor, Mongolian State University of Education, e-mail: [email protected]
Tsendsuren Bolgany, Doctor of Philosophy, professor, Mongolian University of Agriculture.
Dulamzhav N., lecturer, Mongolian State University of Education.
Molkhy Durbudhan Saulegul, candidate of economic sciences, associate professor.
УДК 378:811
© Л. М. Орбодоева
Теоретические аспекты формирования метакомпетенции в процессе обучения иностранному языку
Данная статья посвящена вопросу развития интеллектуально-личностных качеств студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе. Исходя из новых требований к управлению знаниями, автор обосновывает необходимость формирования метакомпетенции у студентов. Результаты анализа исследований в области психологии, когнитивной психологии, менеджмента знаний позволили автору выделить и обосновать характеристики метакомпетенции и основные компоненты ее содержания.
Ключевые слова: высшее профессиональное образование, лингвистическое образование, метакомпетенция, управление знаниями