Таким образом, можно сделать вывод, что операция для целей налогообложения - это юридический факт, с которым законодатель связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по отражению этого факта в налоговом учете и который является основанием для изменения налоговой базы соответствующего налога.
Рынок ценных бумаг - значительный сектор экономики, способный дать существенный приток капитала в Россию, однако противоречивость понятийного аппарата и сложность регулирования налогообложения зачастую являются серьезным препятствием на этом пути. Один из способов устранения этой проблемы видится в значительном повышении качества юридической техники налогового законодательства.
Р.Р. Камаев
СУБЪЕКТ ПРЕСТУПЛЕНИЙ ПРОТИВ ПОРЯДКА СБЕРЕЖЕНИЯ ВОЕННОГО ИМУЩЕСТВА*
Необходимым условием функционирования воинского правопорядка - важнейшей составляющей военной безопасности Российской Федерации, является соблюдение всеми военнослужащими правил сбережения военного имущества, обеспечение его сохранности, готовности к применению и использованию по назначению в строгом соответствии с установленными правилами.
Действующий уголовный закон содержит систему норм об ответственности за преступления против порядка сбережения военного имущества, которая включает умышленное уничтожение или повреждение военного имущества (ст. 346 УК РФ), уничтожение или повреждение военного имущества по неосторожности (ст. 347) и утрату военного имущества (ст. 348).
Данные нормы структурно включены в разд. XI УК РФ «Преступления против военной службы» и одноименную гл. 33 Кодекса.
Субъектами преступлений, предусмотренных ст. 346-348, как и субъектами преступлений против военной службы, являются две
* Статья рекомендована к печати доктором юридических наук, профессором С.В. Максимовым.
Труды Института государства и права Российской академии наук № 2/2015
категории лиц: военнослужащие, проходящие военную службу по призыву или по контракту, а также граждане, пребывающие в запасе, призванные на военные сборы. Это вытекает из ст. 331 УК РФ, в которой указано два системообразующих признака составов всех воинских преступлений: объект и субъект.
Объектом воинских преступлений являются специальные воинские правоотношения (порядок прохождения военной службы), нарушая которые виновное лиц посягает на военную безопасность. Эти отношения характеризуются относительной замкнутостью. Нарушить их может не каждое лицо, а лишь военнослужащий, включенный в эту систему отношений, т.е. специальный субъект.
Специальный субъект в литературе определяется по-разному. Так, А.А. Тер-Акопов рассматривает его как субъект отношений, выступающих в качестве специального объекта посягательства, надлежащим образом включенный в эту систему отношений и способный выполнять предусмотренные этими отношениями обязан-1
ности .
Д.В. Калякин считает, что под специальным субъектом преступления следует понимать совокупность признаков лица, включенного в специальную систему отношений, охраняемых уголовно-правовой нормой, характеризующей его способность по своему возрасту, психофизиологическим и социальным свойствам (помимо вменяемости) выполнять во время совершения преступления данный порядок поведения и нести на основании этого уголовную от-ветственность2. Аналогичной точки зрения придерживаются В.П. Шупленков3 и П.Е. Мелешко4.
Таким образом, из приведенных определений следует, что лицо должно быть включено в специальную систему отношений. Кроме того, все исследователи полагают, что специальным субъектом является совершившее преступление лицо, которое, кроме общих признаков субъекта, обладает еще и дополнительными, при-
1 См.: Тер-Акопов А.А. Преступление и проблемы нефизической причинности в уголовном праве. М., 2003. С. 153.
2 См.: Калякин Д.В. Субъект воинского преступления: Дисс. ...канд. юрид. наук. М., 1994. С. 8.
3 См.: Шупленков В.П. Проблемы уголовно-правовой борьбы с преступлениями против обороны СССР. М., 1986. С. 94-122.
4 См.: Мелешко П.Е. Субъект преступлений против военной службы: Дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2012. С. 11-12.
сущими только ему признаками (свойствами); эти признаки указа-
5
ны в уголовном законе или вытекают из него .
Вместе с тем необходимо учитывать, что положения ст. 331 УК РФ носят бланкетный характер. Это проявляется в том, что данная норма содержит военно-правовые понятия, установление содержания которых возможно только через обращение к соответ-
6 тэ
ствующим положениям военного права . В частности, понятие субъекта преступлений против военной службы определяется через понятие военнослужащего и гражданина, пребывающего в запасе, в период его нахождения на военных сборах. Из этого следует, что для решения вопроса о возможности привлечения лица к уголовной ответственности за совершение преступлений против военной службы необходимо обращаться к нормам не только уголовного законодательства, но и военного, регулирующего вопросы статуса военнослужащего и порядок прохождения военной службы и военных сборов.
Таким образом, субъект преступлений против военной службы как специальный субъект обладает наряду с общими признаками - вменяемостью и возрастом - специальными признаками. К их числу относится прежде всего пребывание лица в момент совершения преступления на военной службе или военных сборах.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе»7 статусом военнослужащего обладают граждане, проходящие военную службу по призыву или по контракту, а также иностранные граждане, проходящие военную службу только по контракту.
Военнослужащими являются граждане РФ, проходящие военную службу по призыву или в добровольном порядке (по контракту), а также иностранные граждане, проходящие военную службу по контракту на воинских должностях, подлежащих замещению солдатами, матросами, сержантами и старшинами.
5 О понятии специального субъекта см., например: Энциклопедия уголовного права. Т. 4. Состав преступления. СПб., 2005. С. 607; Орымбаев Р. Специальный субъект преступления. Алма-Ата, 1977. С. 50; Устименко В.В. Специальный субъект преступления. Харьков, 1989. С. 48.
6 См.: Зателепин О.К. Уголовно-правовые аспекты кодификации военного законодательства: проблемы соотношения военного и уголовного законодательства // Российский военно-правовой сборник. 2004. № 2. С. 186-188.
7 СЗ РФ. 1998. № 13. Ст. 1475.
В ст. 6 Федерального закона от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»8 военная служба определяется как вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на воинских должностях или не на воинских должностях в случаях и на условиях, предусмотренных федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента РФ, в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских (специальных) формированиях и органах, осуществляющих функции по обеспечению обороны и безопасности государства.
В соответствии с действующим законодательством военнослужащие проходят военную службу на воинских должностях: в Вооруженных Силах РФ;
во внутренних войсках Министерства внутренних дел РФ9; в инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти10;
в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны (согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне»11 входят в состав сил гражданской обороны); в Службе внешней разведки РФ12; в органах Федеральной службы безопасности13;
14
в органах государственной охраны ;
8 СЗ РФ. 2003. № 22. Ст. 2063.
9 См.: Федеральный закон от 6 февраля 1997 г. № 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 6. Ст. 711.
10 См.: Указ Президента РФ от 16 августа 2004 г. № 1084 «Вопросы Федерального агентства специального строительства (вместе с «Положением об инженерно-технических воинских формированиях и дорожно-строительных воинских формированиях при Федеральном агентстве специального строительства»)» // СЗ РФ. 2004. № 34. Ст. 3540.
11 СЗ РФ. 1998. № 7. Ст. 799.
12 См.: Федеральный закон от 10 января 1996 г. № 5-ФЗ «О внешней разведке» // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 143.
13 См.: Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности» // СЗ РФ. 1995. № 15. Ст. 1269.
14 См.: Федеральный закон от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ «О государственной охране» // СЗ РФ. 1996. № 22. Ст. 2594.
в федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ15;
в воинских подразделениях федеральной противопожарной
службы16;
в создаваемых на военное время специальных формированиях. В ст. 46 Закона «О воинской обязанности и военной службе» определены составы военнослужащих: 1) солдаты и матросы; 2) сержанты и старшины; 3) прапорщики и мичманы; 4) офицеры (младшие, старшие, высшие).
Согласно ст. 2 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»17 к военнослужащим относятся: а) офицеры, прапорщики и мичманы, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования, сержанты, старшины, солдаты и матросы, поступившие на военную службу по контракту; б) сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, а также курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения контракта. Каждому военнослужащему присваивается
18
соответствующее воинское звание .
С учетом бланкетного характера ст. 331 УК РФ важное значение при определении наличия или отсутствия статуса военнослужащего и круга субъектов преступлений против военной службы
15 См.: Федеральный закон от 26 февраля 1997 г. № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 9. Ст. 1014; Указ Президента РФ от 15 марта 1999 г. № 350 «Вопросы Службы специальных объектов при Президенте Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. № 12. Ст. 1453.
16 См.: ст. 5 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» // СЗ РФ. 1994. № 35. Ст. 3649.
17 СЗ РФ. 1998. № 22. Ст. 2331.
18 В теории и на практике в качестве дискуссионного отмечается вопрос о возможности привлечения к уголовной ответственности за воинские преступления несовершеннолетних курсантов высших военно-учебных заведений до заключения с ними контракта. См.: Заключение кафедры уголовного права Военного университета по вопросу о возможности привлечения к уголовной ответственности за преступления против военной службы курсантов высших образовательных учреждений профессионального образования // Право в Вооруженных Силах. Военно-правовое обозрение. 2002. № 10. (Вкладка «Военно-уголовное право». 2002. № 9-10. С. 8-10); Зателепин О.К. Квалификация преступлений против военной безопасности. М., 2009. С. 267-284.
имеет начальный и конечный момент нахождения на военной службе. В соответствии с п. 10 ст. 38 Закона «О воинской обязанности и военной службе» началом военной службы считается: для граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, - день присвоения воинского звания рядового; для граждан (иностранных граждан), поступивших на военную службу по контракту, - день вступления в силу контракта о прохождении военной службы; для граждан, не проходивших военную службу или прошедших военную службу ранее и поступивших в военные образовательные учреждения профессионального образования, - дата зачисления в указанные образовательные учреждения.
Момент окончания военной службы в п. 10 ст. 38 указанного Закона определяется одинаково для всех категорий военнослужащих -это дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части. Вместе с тем из даного правила существует ряд исключений, которые, по мнению законодателя, препятствуют окончанию военной службы в установленные сроки: а) военнослужащий находится на стационарном лечении; б) военнослужащий женского пола находится в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком; в) военнослужащий, проходящий военную службу по призыву, по его желанию остается в воинской части до дня отправки транспортного средства, осуществляющего индивидуальную или организованную перевозку военнослужащих, увольняемых в запас; г) военнослужащий участвует в походах кораблей; д) военнослужащий находится в плену, в положении заложника или интернированного; е) военнослужащий безвестно отсутствует - до признания его в установленном законом порядке безвестно отсутствующим или объявления его умершим; ж) военнослужащий находится под следствием; з) в отношении военнослужащего, являющегося подозреваемым или обвиняемым в совершении преступления, избраны меры пресечения в виде заключения под стражу с содержанием на гауптвахте или наблюдения командования воинской части.
Согласно п. 12 ст. 38 вышеназванного Закона не засчитывают-ся в срок военной службы время пребывания в дисциплинарной воинской части и отбывания дисциплинарного взыскания в виде ареста, а также время самовольного оставления части или места службы свыше 10 суток. В таких случаях общий срок службы должен увеличиваться на это время, что должно быть учтено при изда-
нии приказа об исключении военнослужащего из списков части. Если в приказе данные обстоятельства не учтены, то военнослужащий должен быть уволен по общим правилам. Следует также иметь в виду, что военнослужащему, освобожденному из дисциплинарной воинской части, при условии его безупречной военной службы время пребывания в дисциплинарной воинской части может быть засчитано в срок его военной службы в соответствии с Положением о порядке прохождения военной службы (утв. Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. № 123719).
К уголовной ответственности за преступления против военной службы лицо может быть привлечено и после окончания военной службы при условии, что деяние совершено им в период военной службы и не истекли сроки давности привлечения к уголовной ответственности.
В юридической литературе и судебной практике отсутствует единство взглядов по вопросу о возможности привлечения к ответственности лиц, на которых неправомерно возложены обязанности военной службы, называемых в теории «ненадлежащими» («негодными») субъектами. Так, одни авторы считают, что для определения субъекта преступления против военной службы не имеет юридического значения вопрос о неправомерности приема лица на службу20. Другие полагают, что лица, признанные на момент совершения преступления негодными к военной службе либо ошибочно призванные на службу, не могут быть субъектами воинских
21
преступлений и нести за них ответственность .
Судебная практика последних лет свидетельствует о том, что практические работники отрицают возможность привлечения к уголовной ответственности лиц, ошибочно находящихся на военной службе. Принципиальное значение по этому вопросу имеет решение Президиума Верховного Суда РФ по делу военнослужащего М., который, имея неснятую судимость, проходил военную службу и совершил самовольное оставление части. В частности, Президиум Верховного Суда РФ отклонил протест заместителя
19 СЗ РФ. 1999. № 38. Ст. 4534.
20 См.: Ахметшин Х.М. Вопросы практики применения закона об уголовной ответственности за воинские преступления. М., 1968. С. 16-25; Бражник Ф.С. Преступления против военной службы: Учеб. пособие. М., 1999. С. 20-21.
21 См.: Тер-АкоповА.А. Правовые основания ответственности за воинские преступления: Дисс. ... докт. юрид. наук. М., 1982. С. 191-214.
Генерального прокурора РФ и оставил оправдательный приговор в отношении М. в силе. Иными словами, последний не был признан
субъектом воинского преступления, поскольку в сфере воинских
22
правоотношений оказался на незаконном основании .
При совершении преступлений, предусмотренных ст. 346-348 УК РФ, нарушаются общие, а не должностные или специальные обязанности военной службы, поэтому субъектом этих преступлений может быть любое лицо, отвечающее общим признакам субъекта преступлений против военной службы23.
Субъектами преступлений, предусмотренных ст. 346 и 347 УК РФ, может быть любой военнослужащий, независимо от того, был ли вверен ему по службе предмет, который он уничтожил или повредил, или он случайно получил доступ к этому предмету, являлся ли уничтоженный или поврежденный предмет принадлежностью той части, в которой проходил службу виновный, или принадлежность предмета ему была неизвестна24.
В то же время специфика предмета преступления, предусмотренного ст. 348 УК РФ, определяемая правовым положением вве-ренности военного имущества, ограничивает круг лиц, подлежащих ответственности за данное преступление, только теми военнослужащими независимо от воинского звания и занимаемой должности, которым оружие, боеприпасы, предметы военной техники были вверены по службе25.
Согласно ст. 331 УК РФ наряду с военнослужащими субъектами преступлений против военной службы признаются граждане, пребывающие в запасе, во время прохождения ими военных сборов.
В соответствии со ст. 2 Закона «О статусе военнослужащих» на граждан РФ, проходящих военные сборы, статус военнослужащих распространяется в случаях и порядке, предусмотренных законодательством РФ. Порядок прохождения военных сборов детально регламентируется Положением о проведении военных сборов26.
22 См.: постановление Президиума Верховного Суда РФ от 29 апреля 1998 г. № 6н-043/97 // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1998. № 4 (172). С. 53-54.
23 Подробнее см.: Мелешко П.Е. Указ. соч. С. 12-13.
24 См.: Военно-уголовное право: Учебник. М., 2008. С. 240.
25См.: там же. С. 244.
26 См.: постановление Правительства РФ от 29 мая 2006 г. № 333 «О военных сборах и некоторых вопросах обеспечения исполнения воинской обязанности» 168
Вместе с тем заслуживает внимания позиция П.Е. Мелешко, который полагает, что указанные лица не могут признаваться субъектами преступлений против военной службы, поскольку они нарушают порядок прохождения не военной службы, а военных сборов. По его мнению, этих лиц следует привлекать к уголовной ответственности по статьям гл. 33 УК РФ, в том числе ст. 346-348 УК РФ27.
Представляется, что в ближайшей перспективе может возникнуть вопрос и о том, можно ли признавать субъектом преступлений против военной службы граждан, пребывающих в мобилизационном людском резерве.
Федеральным законом от 30 декабря 2012 г. № 288-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания мобилизационного люд-28
ского резерва» система подготовки и накопления мобилизационных людских ресурсов была изменена: наряду с мобилизационным людским ресурсом предусматривается формирование на добровольной основе мобилизационного людского резерва Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов из числа граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил РФ, Службы внешней разведки РФ, Федеральной службы безопасности РФ путем заключения с такими гражданами контракта о пребывании в резерве в соответствии с положениями разд. VIII1 Закона «О воинской обязанности и военной службе».
Согласно ст. 2 Закона «О статусе военнослужащих» на граждан, пребывающих в мобилизационном людском резерве, в случаях и порядке, предусмотренных законодательством РФ, распространяется статус военнослужащих.
Резервист исполняет воинскую обязанность в соответствии с Законом «О воинской обязанности и военной службе» и иными нормативными правовыми актами РФ (ст. 576 указанного Закона). Он обязан явиться в воинскую часть в срок, указанный в мобилизационном предписании, повестке и (или) распоряжении военного комиссариата, для исполнения обязанностей по соответствующей
(вместе с Положением о проведении военных сборов) // СЗ РФ. 2006. № 23. Ст. 2525.
27 См.: Мелешко П.Е. Указ. соч. С. 11-12.
28 СЗ РФ. 2012. № 53 (ч. 1). Ст. 7613.
воинской должности. Резервист исполняет и иные обязанности, установленные Положением о порядке пребывания граждан Российской Федерации в мобилизационном людском резерве29 (ч. 1 и 2 ст. 577 вышеназванного Закона).
В случае неисполнения обязанностей резервиста гражданин, пребывающий в резерве, привлекается к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности в соответствии с законодательством РФ (ч. 3 ст. 577).
Несмотря на то что из-за финансовых трудностей формирование мобилизационного людского резерва отложено как минимум до 2016 г.30, в последующем может возникнуть вопрос о квалификации действий таких лиц, совершивших деяния, содержащие признаки преступлений, предусмотренных статьями гл. 33 УК РФ (в том числе преступлений, предусмотренных ст. 346-348). Это обусловлено тем, что в УК РФ, в частности, в ст. 331, об ответственности граждан, пребывающих в мобилизационном людском резерве, ничего не сказано. А в силу прямых указаний военного законодательства эти лица к категории «граждане, пребывающие в запасе, совершившие преступления против военной службы во время прохождения ими военных сборов», относиться уже не будут, т.е. не смогут признаваться субъектами преступлений против военной службы (или лицами, приравненными к ним по ответственности).
По нашему мнению, данную проблему можно решить, внеся соответствующие изменения в ст. 331 УК РФ. Это укрепит военную безопасность Российской Федерации в части обеспечения нормального функционирования системы подготовки и накопления мобилизационных людских ресурсов. Реализация названной меры позволит давать должную уголовно-правовую оценку действиям граждан, пребывающих в мобилизационном людском резерве, за посягательства на военное имущество.
29 Такое Положение до настоящего времени не принято.
30 См.: ГавриловЮ. Резерв ушел в запас // Российская газета. 2014. 21 окт.