Научная статья на тему 'Студенты и наука: к истории высшего технического образования на Дальнем Востоке'

Студенты и наука: к истории высшего технического образования на Дальнем Востоке Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
307
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДАЛЬНИЙ ВОСТОК / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТЕХНИЧЕСКИЕ ВУЗЫ / СТУДЕНТЫ / НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / FAR EAST / HIGHER EDUCATION / TECHNICAL HIGHER SCHOOL / STUDENTS / SCIENTIFIC RESEARCH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хисамутдинова Наталья Владимировна

Предлагается ретроспективный анализ одного из важнейших направлений работы высшей школы приобщения студентов к научным исследованиям на разных этапах развития высшего технического образования на российском Дальнем Востоке. Региональные особенности данного процесса рассмотрены через призму общероссийских образовательных реформ и тенденций. Статья содержит новые факты из истории высшего технического образования, взятые из центральных и местных архивов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Students and the research: about the history of the higher technical education in the Far East

The article presents the retrospective analysis of one of the most important aspect of the higher school activity: involving students into scientific research on the different stages of higher technical education development in the Russian Far East. Regional features of this process are considered through the prism of national educational reforms and trends. The article reveals new facts from the history of higher technical education, obtained at the central and local archives.

Текст научной работы на тему «Студенты и наука: к истории высшего технического образования на Дальнем Востоке»

УДК 378

Хисамутдинова Наталья Владимировна

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Владивосток, Россия

Студенты и наука: к истории высшего технического образования на Дальнем Востоке

Предлагается ретроспективный анализ одного из важнейших направлений работы высшей школы - приобщения студентов к научным исследованиям на разных этапах развития высшего технического образования на российском Дальнем Востоке. Региональные особенности данного процесса рассмотрены через призму общероссийских образовательных реформ и тенденций. Статья содержит новые факты из истории высшего технического образования, взятые из центральных и местных архивов.

Ключевые слова и словосочетания: Дальний Восток, высшее образование, технические вузы, студенты, научные исследования.

Важным фактором, определявшим уровень подготовки специалистов в первых высших учебных заведениях России, было наличие в их составе высококвалифицированных преподавательских сил. Специальных научных учреждений тогда было мало, и деятельность ученых, прежде всего, была связана с кафедрой или лабораторией учебного заведения. Это обстоятельство давало значительный выигрыш высшей школе: именно в ней были сосредоточены основные научные силы. В частности, в течение десяти лет профессором химии Технологического института в Санкт-Петербурге (1863-1872) был Д.И.Менделеев. Именно в этот период он защитил докторскую диссертацию, написал фундаментальный труд «Основы химии», открыл Периодический закон и разработал знаменитую Периодическую систему химических элементов. Множество талантливых ученых и изобретателей преподавали в Московском техническом училище: профессор В.И.Гриневецкий, разработавший основы теории двигателей внутреннего сгорания, профессор A.C. Ершов, с теоретических работ которого начались исследования в области гидравлики, профессор В.А. Малышев, обобщивший иностранный и отечественный опыт обработки металлов и дерева, отец русской авиации профессор Н.Е. Жуковский и другие, оставившие заметный след в мировой науке и технике. Ученые, читавшие лекции в учебных заведениях, проводили научные исследования совместно со своими студентами, которые получали при этом не только дополнительные знания, но и опыт исследовательской

работы. Это способствовало повышению уровня преподавания, формированию в вузах новых научных школ, повышению заинтересованности студентов в научно-исследовательской деятельности.

Традиция проведения в стенах вуза научных исследований и привлечения к ним студентов была воспринята и на российском Дальнем Востоке. В Восточном институте (1899-1920), первом вузе региона, лучшие студенты могли совершать командировки в изучаемые страны, где не только совершенствовали язык, но и проводили исследования. Приучая их к научному поиску, профессора считали главной задачей научить студентов разбираться в собранных материалах, анализировать приобретенные сведения, относиться критически к своей работе. Повышенное внимание, которое уделялось в Восточном институте развитию у студентов навыков самостоятельной исследовательской работы, сыграло огромную роль в дальнейшем при создании новых вузов, став основным принципом обучения техническим специальностям. Известно, что в период 1919-1922 гг. ряд студентов Владивостокского политехнического института активно помогали профессорам в их исследованиях. Так, М.К. Елиашевич в своих работах упоминает о том, что при геологических исследованиях берегов Амурского залива к нему часто присоединялся студент И.Н. Плаксин, а в работах по уточнению запасов Сучанского угольного месторождения помогали студенты-практиканты A.B. Барбот-де-Марни и В.В. Носиков-Невский. Тот же Плаксин, уже студентом технического факультета Государственного Дальневосточного университета (ГДУ), участвовал в исследованиях профессора химии Б.П. Пентегова, проводимых в лаборатории физической химии, открытой в 1922 г. на территории Дальзавода. Профессору А.П. Георгиевскому в его краеведческих исследованиях 1920-х гг. тоже активно помогали студенты: будущие историки, врачи, инженеры.

В целом же вклад студентов ГДУ в научные исследования был незначительным. Лишь отдельные молодые люди, интересующиеся наукой, работали в этот период наряду с преподавателями, но степень их участия в общей работе не фиксировалась и в годовые отчеты университета не включалась. Научное творчество студентов в основном развивалось в рамках научных кружков и обществ, которые начали создаваться при ГДУ в 1924-1925 гг. На горном отделении технического факультета, например, благодаря сильному профессорско-преподавательскому составу работал геологический кружок, занятия которого неизменно собирали большую аудиторию.

Одним из четырех научных обществ ГДУ было научно-техническое при техническом факультете. Оно имело несколько секций и объединяло

преподавателей, инженеров и студентов. Председателем бюро каждой секции выбирался научный работник, чаще всего профессор, а секретарем- студент. Среди различных направлений работы секций особое внимание уделялось вопросам, связанным с развитием местной промышленности: механизация Артемовских копей и лесозаготовительных предприятий Дальнего Востока, улучшение транзитных возможностей Владивостокского торгового порта, снабжение Владивостока водой и т.д. Члены общества оказались и в числе тех, кто в 1926-1929 гг. радиофицировал Приморский край.

В рамках просветительской работы среди населения они выступали с научными докладами перед жителями края. В 1928-1929 гг., например, было сделано 35 докладов о развитии промышленности и внедрении технических усовершенствований на предприятиях края [7. С. 16]. Многие из студентов, принимавших участие в работе общества, стали впоследствии научными сотрудниками, крупными специалистами. Так, И.Е. Сметанюк, секретарь совета общества, став кандидатом технических наук, преподавал во Владивостоке и Москве. П.И. Томских, получивший ученую степень одним из первых выпускников ГДУ, в 1943-1951 гг. руководил Дальневосточным политехническим институтом.

Как свидетельствуют источники, «вопрос о формах и содержании научно-исследовательской работы студентов» был выдвинут лишь в 1927 г. [6. С. 145] С этого времени профессорско-преподавательскому составу вуза начали предъявлять требования по вовлечению студентов в исследования. Научно-исследовательская работа студентов была внесена в общеуниверситетский план, от студенческой профсоюзной организации потребовали «обеспечить внимание всего студенчества к этой работе, проводя широкую массовую работу» [1]. В рекомендациях кафедрам указывалось: «Научно-исследовательская работа не обязательно должна даваться только тем, кто готовится к научной деятельности, но вообще всем способным в той или иной мере к исследовательской работе, которая на Дальнем Востоке является крайне необходимой. Она может быть связана с обычной производственной работой (более обыкновенный случай) и отделена от нее (исключительный случай). Чаще связана с дипломной работой» [11].

Действительно, темы дипломных проектов, особенно на техническом факультете, говорят об их большом значении для народного хозяйства Дальнего Востока. Многие из них были нацелены на разработку передовых технологий. В частности, И.Н. Плаксин защитил дипломную работу по технологии извлечения золота из концентратов рудных месторождений (1926). Выпускник 1927 г. Г.К. Татур, будущий профессор ДВПИ, посвятил свою дипломную работу применению электросварки к постройке паровых котлов и сосудов высокого давления.

Общеизвестно, что успех приобщения студентов к научно-исследовательской деятельности в огромной степени зависит от отношения к этой работе, особенно к ее организации, преподавательского состава вуза. Там, где преподаватели увлеченно занимаются исследованиями, и студенты не остаются в стороне. Среди талантливых ученых старшего поколения многие исследователи высшей школы Дальнего Востока ставят на первое место профессора В.П. Вологдина, блестящего теоретика и экспериментатора, создавшего первую в стране научную школу электросварки и сумевшего сплотить вокруг своих идей талантливую молодежь. Вологдин был среди тех деятелей высшего технического образования Дальнего Востока, которые активно привлекали к своей работе студентов. В 1928/29 учебном году два учебно-вспомогательных учреждения под его руководством - лаборатория электрической и газовой сварки и лаборатория паровых котлов - вели более десяти тем.

Основателем научных исследований в области машиностроения и металлообработки на Дальнем Востоке стал доцент B.C. Соколов, разработчик многих передовых технологий. Инженер широкого диапазона, он сумел сплотить вокруг себя молодежь для совместной работы, в частности для исследований режущего инструмента, применяемого на приморских предприятиях.

Масштабные исследования проводились в ГДУ под руководством химика Б.П. Пентегова. Ученый-практик с богатейшим производственным опытом, проявивший себя до приезда во Владивосток новатором и талантливым организатором производства на уральских заводах, на Дальнем Востоке нашел для себя обширное поле деятельности: разрабатывал технологии для местных предприятий пищевой промышленности, изучал водоросли дальневосточных морей, искал эффективные методы переработки морских ресурсов и способы извлечения соли из морской воды. Результаты исследований Пентегова и его учеников отражены в десятках публикаций того времени.

По воспоминаниям выпускников ГДУ всегда в поиске были профессора горного отделения А.Н. Криштофович, И.А. Преображенский, H.H. Павлов, А.И. Козлов, М.А. Павлов. Эти и другие талантливые преподаватели смогли передать студентам свою увлеченность и любовь к науке, найдя в них последователей и продолжателей своего дела. Они привлекали своих студентов к экспедиционным исследованиям по изучению традиционных и в то время полезных ископаемых - золота, каменного угля и железа Дальневосточного края и острова Сахалин. Студенты горного отделения в течение последних трех лет обучения, как правило, включались в состав экспедиций в качестве практикантов. В полевой период они выполняли работу коллекторов, а зимой участвовали в камеральной обработке материалов и составлении отчетов.

Научная работа под руководством талантливых ученых не была напрасной. Один из выпускников ГДУ писал: «Если по количеству специалистов первые выпуски были невелики, - высоки были по качеству. Ученики оказались достойными своих учителей. Академик H.H. Рыкалин, член-корреспондент АН СССР М.И. Агошков, доктор технических наук Г.К. Татур, кандидаты технических наук М.С. Куликов, П.И. Томских, И.Е. Петухов и многие другие... Высокая урожайность первых выпусков ГДУ обусловлена, прежде всего, высокой квалификацией профессорско-преподавательского состава, преданностью науке и неустанной исследовательской работой, которую они вели как в стенах, так и вне стен университета» [12].

Несмотря на целый ряд научных достижений преподавателей ГДУ, в 1930-е гг. уровень привлечения студентов к исследованиям значительно снизился. В первую очередь, это было обусловлено структурными реформами, начавшимися в высшей школе СССР в 1930 г. Вузовский научный потенциал был ослаблен делением ГДУ на отраслевые институты (политехнический, сельского хозяйства, горный, рыбохозяйственный и др.). То, что раньше концентрировалось в одном вузе, теперь пришлось делить между несколькими учебными заведениями. На уровень организации научной работы повлияли также многочисленные аресты одних преподавателей (Н.Г. Жукова, Д.Н. Мацкевича, П.Н. Пантелеева, Б.П. Пен-тегова, И.Н. Тимофеева и др.) и переезд в центральную часть России других (В.П. Вологдина, B.C. Пака, H.H. Рыкалина и др.). Трудности с формированием научно-педагогического персонала повлекли за собой снижение научной квалификации преподавателей.

Данные годовых отчетов Дальневосточного политехнического института (ДВПИ), оставшегося с 1934 г. после очередной реорганизации единственным техническим вузом региона, свидетельствуют о том, что приобщение студентов к исследованиям шло медленно и неуверенно. В 1936/37 учебном году, например, из 26 кафедр научно-исследовательская работа велась на 12. Кафедры общенаучных и общетехнических дисциплин участия в ней не принимали вовсе. Лишь 15-20% всех исследований проводилось при участии студентов (17 человек), причем студентов старших курсов и дипломников среди них было всего восемь. Руководство ДВПИ считало это недостаточно весомым показателем и ставило в вину кафедрам «весьма медленный процесс приобщения студентов к исследованиям» [2]. Действительно, показатели участия студентов ДВПИ в научной работе были ниже, чем в некоторых других технических вузах СССР. О Харьковском химико-технологическом институте, например, сообщалось, что там научно-исследовательской работой охвачены все студенты-пятикурсники [5]. Впрочем, вполне возможно и то, что ДВПИ отчитывался более объективными показателями, чем другие вузы.

Анализ документов показывает, что в конце этого десятилетия объем вузовских научных исследований по сравнению с предыдущим десятилетием значительно сократился, а тематика сузилась. Совсем не велось теоретических исследований, направленных на перспективу, и разработки носили преимущественно прикладной характер. Наука стала уделом лишь отдельных лиц: в 1938 г. в ДВПИ ею занимались 26 преподавателей из 75 (34%), а план научно-исследовательской работы был выполнен в весьма незначительной степени: из 36 запланированных тем были начаты восемь и закончена всего одна. Среди причин такого положения в отчете назывались:

-выбытие научных работников - 14 тем; -длительные научные командировки научных работников - 4; -перегрузка научных работников учебными поручениями - 4; -недостаток отпущенных сумм по сравнению с потребностью - 6 [2]. Участие большинства студентов в научно-исследовательской деятельности оставалось опосредованным (работа в экспедициях или помощь преподавателям в выполнении производственных заказов) или пассивным, через посещение научных студенческих кружков, как основанных еще на техническом факультете ГДУ, так и новых. В середине 1930-х гг. их начали создавать на механо-энергетическом факультете, в 1940 г. по инициативе доцента Е.Б. Юровецкого появился механико-машиностроительный кружок на кафедре «Станки и инструменты» судо-механического факультета. В 1945 г. на его заседаниях было прочитано 11 докладов (из них четыре - студентами), проведено три экскурсии на суда и в заводские цеха. В кружке по изучению двигателей на кафедре судовых двигателей внутреннего горения и установок (руководитель ассистент Г.С. Конников) в 1945 г. прошло пять занятий и проведена одна экскурсия. Там же был организован кружок по изучению логарифмической линейки. Продолжалась работа научно-технического общества водоснабжения и сантехники. В 1945 г. его участники работали над составлением проекта водоснабжения Владивостока из р. Лянчихе (ныне Богатая), а также рассматривали технический проект первой очереди теплофикации Владивостока.

В 1949 г. в ДВПИ работало девять студенческих научных кружков (по 20-30 студентов в каждом). Ими руководили, как правило, опытные преподаватели, имеющие научные степени и труды: Е.Б. Юровецкий, А.Т. Октябрьский (геологический), Н.Г. Чиннов (горное дело), А.Е. Баррон (энергетический), B.C. Антоненко (кораблестроительный), Л.А. Хак (су-домеханический), А.Г. Воль-тер (лесоинженерный) и т.д. С 1944 г. при ДВПИ действовало краевое отделение Всесоюзного инженерно-технического общества судостроения, в работе которого принимали участие и преподаватели, и студенты. Но систематическими исследованиями ря-

дом с преподавателями по-прежнему занимались лишь отдельные молодые люди, которые в дальнейшем стали крупными учеными, преподавателями ДВПИ и других технических вузов (B.C. Коровин, А.Т. Октябрьский, П.П. Пустынцев, Н.В. Барабанов и др.).

Ежегодно в вузе планировалось увеличение числа студентов, вовлеченных в научную работу, внедрение элементов научного исследования в лабораторные занятия, но воплотить планы в жизнь мешали недостаток оборудования, слабая активность и низкая квалификация большинства преподавателей, плохое финансирование со стороны промышленных наркоматов, которым подчинялся в те годы вуз. Слабое привлечение студентов к научной работе в отчетах также объяснялось их чрезмерной загруженностью текущей учебной работой, неумением организовать свободное время, слабым руководством деканатов и кафедр [2]. Первая научно-техническая сессия, посвященная подведению итогов научно-исследовательской работы в ДВПИ, состоялась только в марте 1946 г. Ее основной темой была техническая помощь преподавателей и студентов вуза предприятиям Дальнего Востока в годы Великой Отечественной войны. В этот период работой по 19 госбюджетным и пяти хозрасчетным темам были охвачены 22 научных работника вуза. Число студентов, привлеченных к исследованиям, в отчете не указано [2].

В Хабаровском институте инженеров железнодорожного транспорта, втором дальневосточном техническом вузе, первая научно-практическая конференция с участием студентов и представителей Дальневосточного отделения железной дороги прошла в ноябре 1949 г. - по внедрению разработанной в институте технической ступенчатой маршрутизации. Там, как и в ДВПИ, основная часть научно-исследовательских работ была связана с запросами производства и носила прикладной характер. При отсутствии на Дальнем Востоке академической и ведомственной науки вузы являлись центром научно-технической мысли, и именно на них возлагались задачи разработки и внедрения в производство высокопроизводительных машин, более совершенных и дешевых материалов, передовых технологий и методов организации труда.

ДВПИ в это время называли в числе вузов, в которых научно-исследовательская работа «не вполне отвечает современным требованиям». Вышестоящие органы считали, что в проектах, разработанных в институте, слабо представлены теоретические исследования, а темы разработок плохо согласованы с историческими решениями XIX съезда КПСС и выводами труда Сталина "Экономические проблемы социализма в России"» [2]. От научных работников ДВПИ в связи с этим потребовали шире развернуть работу по заключению договоров с заводами и ведомствами на проведение хоздоговорных исследований и активнее привлекать к ним студентов.

Значимость вовлечения студентов в научно-исследовательскую деятельность возросла в 1960-е гг., когда учебно-воспитательный процесс в технических вузах СССР проходил под воздействием научно-технического прогресса, и модель специалиста стала включать в себя аспекты научной организации исследований. Участие студентов в научно-исследовательской работе (НИР) рассматривалось как метод самостоятельного поиска, выбора подходов к решению теоретических и практических задач и стало важной составляющей учебно-воспитательного процесса технических вузов. Основными задачами развития научного творчества студентов ставились воспитание у них творческого подхода к инженерным обязанностям, подготовка к созидательной деятельности. В связи с этим на кафедрах вводились лабораторные работы, проектные и расчетные задания с элементами исследования, все большее число курсовых и дипломных проектов принимало характер научно-исследовательских работ.

Уже на первом курсе студентов привлекали к работе в различных научных секциях и кружках, число которых росло, а также в системе научных студенческих обществ и студенческих конструкторских бюро (СКВ). В 1968/69 учебном году в ДВПИ действовало 106 кружков научного общества студентов и восемь СКВ. В них по хоздоговорам и госбюджетной тематике работали более 800 студентов разных форм обучения, участвуя в разработке и изготовлении установок, приборов, макетов, которые внедрялись и на производстве. В результате 290 курсовых и дипломных работ носили исследовательский характер, 97 исследований было представлено на студенческий смотр-конкурс Дальневосточного совета по координации и планированию научно-исследовательских работ по техническим и естественным наукам. На юбилейной научной конференции вуза в 1968 г. многие студенческие работы были отмечены как представляющие большую практическую ценность и научный интерес.

В Хабаровском политехническом институте (ХПИ) развитие студенческих конструкторских бюро приходится на середину 1960-х гг., когда они начали работать при кафедрах «Строительные и дорожные машины», «Детали машин», «Автомобильные дороги». Если в 1967 г. в вузовские исследования были вовлечены 542 студента, то через год - 605, а в 1969 г. -вдвое больше [2].

В Дальрыбвтузе (Владивосток) к концу 1970-х гг. 2/3 студентов дневного отделения приобщались к исследованиям в студенческих научных кружках, которыми руководили около 70% преподавателей. В 1978 г. институт получил 20 наград научно-технического конкурса студентов вузов Минрыбхоза СССР, а также диплом Всесоюзного научно-технического общества.

В Комсомольском-на-Амуре политехническом институте (КнАПИ), где первое студенческое научно-техническое общество создали в 1961 г.,

студенты привлекались к НИР и опытно-конструкторским работам в основном через дипломное проектирование. Дипломные проекты строились главным образом на производственном материале, касались модернизации станков и другого технологического оборудования. Многие разработки после защиты применялись на местных предприятиях, в частности метод Е.Ф. Боровикова по расчету режимов обработки титановых сплавов на основе физико-математических свойств обрабатываемых материалов. Студенты-дипломники КнАПИ также разработали технологию групповой обработки деталей и предложили проект станка для обработки магниевого рельса. Местные предприятия ежегодно принимали к внедрению от 30 до 45% дипломных проектов студентов этого вуза [3].

Результаты научных исследований занимали большое место и в курсовых, и дипломных работах студентов ДВПИ. Так, в 1977 г. на горном факультете десять дипломных проектов, рекомендованных к внедрению на производстве (45% от всех дипломных работ), были выполнены по результатам научно-исследовательских работ. Были внедрены в производство также некоторые дипломные разработки студентов-технологов, касающиеся повышения производительности труда и качества обработки деталей, применения автоматических подналадочных систем и др. В учебном процессе вуза нашла применение экспериментальная компрессорная установка для испытания гидропривода вращения круглош-лифовального станка, также изготовленная студентами.

В последующие годы участие студентов в работе по хоздоговорам и госбюджетной тематике, в научных кружках и факультетских СКБ еще больше возросло. Основополагающим методологическим документом при этом был «Примерный типовой комплексный план организации НИРС на весь период обучения», разработанный в 1979 г. Минвузом СССР, ЦК ВЛКСМ, ЦК профсоюзов работников просвещения, высшей школы и научных учреждений, НИИ проблем высшей школы и Всесоюзным Советом по НИРС. Главным звеном в системе планирования научно-исследовательской работы студентов (НИРС) в конкретном вузе были комплексные планы по отдельным специальностям. Совет по НИРС ДВПИ на основе директивных документов и опыта работы ряда вузов технического профиля подготовил в 1982 г. методическую разработку «Комплексный план организации научно-исследовательской работы студентов», в которой подробно рассмотрена процедура составления комплексных планов организации НИРС по основным направлениям подготовки в вузе.

Для каждой специальности разрабатывался свой план организации научно-исследовательской подготовки на весь период обучения. Он предусматривал привитие интереса к науке не отдельным заинтересованным лицам, а всем студентам вуза. План начинал действовать уже с пер-

вого семестра: студентам читали курс «Введение в специальность», проводили экскурсии по лабораториям и кафедрам, знакомили с перспективными направлениями развития науки и техники. Большое внимание уделялось теоретической подготовке студентов к исследовательской работе: было организовано чтение курсов лекций «Научные основы организации исследований», «Патентоведение», «Библиотековедение и библиография», усовершенствована организация специальных исследовательских практикумов на профилирующих кафедрах.

Необходимость данной работы была осознана всеми техническими вузами Дальнего Востока, но характер учебных программ, содержание и методика преподавания соответствующих дисциплин различались. Так, в ДВПИ посчитали целесообразным разделить курс «Основы научных исследований» на две части: в первую (70-80% всего объема курса) включить разделы, представляющие интерес и обязательные для проработки студентами всех специальностей. Во вторую часть вошли разделы, охватывающие вопросы научной организации исследований по конкретной специальности, решение наиболее типичных, вероятных и перспективных задач данной отрасли промышленности. Курс основ патентоведения, предложенный Министерством высшего и среднего специального образования РСФСР как факультативный, в ДВПИ и ХПИ читался в качестве обязательного с последующим зачетом. Для изучения достижений отечественной и зарубежной науки и техники устраивались выставки патентной информации, учебных и методических пособий, нормативных актов, а для пропаганды изобретательской деятельности оформлялись стенды «Лучшие изобретатели вуза», «Как оформить заявку на изобретение», «Типичные ошибки при составлении заявок» и т.д. [9]

Разработка и внедрение комплексных планов преследовала цель выработки у всех студентов профессиональных и психологических качеств, необходимых для выполнения научно-исследовательской и опытно-конструкторской работы по специальности. В соответствии с этим планы-программы по специальностям предусматривали систематическое обучение студентов основам исследовательской работы с постепенным переходом - в соответствии с логикой учебного процесса - от более простых навыков к более сложным; знакомство с современными научно-техническими проблемами по специальности, методами и средствами выполнения исследований и конструкторской работы в соответствующей области науки и техники; воспитание способности совершенствовать и расширять знания и применять их на практике. Также предполагалось с первых курсов привлекать студентов к участию в решении реальных научных и народно-хозяйственных проблем по специальности, выявлять наиболее талантливых студентов, имеющих склонность к исследовательской деятельности.

Несмотря на то, что состояние учебно-лабораторной базы дальневосточных технических вузов оставляло желать лучшего, а финансирование вузовской НИР отставало по объему вложений от академической в среднем в пять раз, а от отраслевой - в восемь раз [4], научно-технические исследования занимали большое место в деятельности преподавателей и студентов. Хотя в документах инспекторских проверок регулярно фиксировались недостатки в организации и проведении научно-исследовательской работы (слабое привлечение студентов, преобладание небольших хоздоговорных работ, не представлявших научного интереса, нарушение сроков завершения исследований, отсутствие вузовской координации и пр.), народное хозяйство региона получало от технических вузов огромную практическую помощь. В активе каждого института имелись уникальные разработки и блестящие изобретения, закрепленные авторскими свидетельствами. Только в 1987 г. научные исследования и разработки студентов и преподавателей ДВПИ отмечены 15 дипломами Министерства высшего и среднего специального образования РСФСР, четырьмя медалями Выставки достижений народного хозяйства, 63 грамотами. В соавторстве со студентами внедрены 14 рацпредложений и получены четыре авторских свидетельства. Наличие научных школ, известных далеко за пределами российского Дальнего Востока, закрепляло приоритет вузов по ряду научных направлений и гарантировало использование наработок в учебном процессе. Особенности развития исследовательской работы в вузах (в первую очередь, ДВПИ, ХПИ, КнАПИ, ХабИИЖТ) привели к тому, что учебный и научно-исследовательский процессы были максимально сближены, а на некоторых факультетах и даже слиты воедино.

Примечательно, что из студентов технических вузов Дальнего Востока той поры вышли многие нынешние руководители и профессора вузов Дальнего Востока, доктора наук: недавние ректоры Дальневосточного государственного технического университета Г.П. Турмов и A.A. Фат-кулин (окончили ДВПИ в 1967 и 1977 гг.), ректор ВГУЭС Г.И. Лазарев (окончил ДВПИ в 1971 г.), профессор ВГУЭС А.П. Латкин (окончил в 1969 г. ДВПИ, где несколько лет руководил студенческим научно-техническим обществом), ректор Дальневосточного государственного университета путей сообщения Б.Е. Дынькин (окончил ХабИИЖД в 1971 г.), ректор Комсомольского-на-Амуре технического университета А.М. Шпилев (окончил КнАПИ в 1972 г.) и др. Сегодня именно на них лежит ответственность за вовлечение студентов в науку и будущее высшего образования на Дальнем Востоке.

1. Архив ДВГТУ. Планы и отчеты факультетов. 1967-1970 гг.

2. Государственный архив Приморского края. Ф. 24-С/52. Оп. 8. Д. 23.

Л. 17; Ф. 52. Оп. 9. Д. 3; Ф. 52. Оп. 10. Д. 469,968,969.

3. Государственный архив Хабаровского края. Ф. 704. On. 1. Д. 12. Л. 55об.

4. Васильева, Е.В. Научная интеллигенция Дальнего Востока СССР (60-е -середина 80-х годов) / Е.В. Васильева. - Владивосток: Дальнаука, 1993.188 с.

5. Высшая школа.-М., 1937.-№ 4.

6. Георгиевский, А.П. Дальневосточный государственный университет за пятилетие 1922-1927 года / А.П. Георгиевский // Экономическая жизнь Дальнего Востока. - 1927. - №10.

7. Дальневосточный государственный университет: отчет научно-технического общества при техн. фак-те ГДУ за 1928-29 гг. - Владивосток, 1930. - 60 с.

8. История Дальневосточного государственного университета в документах и материалах. 1899-1939.- Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1999. - 628 с.

9. Комиссаров, Н.И. О совершенствовании программы и методики преподавания курса «Научные основы организации исследований»/ Н.И. Комиссаров, Н.Г. Храпатый, A.B. Жуков // Исследования по планированию и организации учебного процесса: межвуз. сб. - Владивосток, 1975. - 125 с.

10. Материалы встречи (1972 г.) выпускников ГДУ-ДВПИ 20-30-х гг.: рукопись. - B.c.

11. Некоторые предположения относительно связи студенчества лесного отделения с производством // История Дальневосточного государственного университета в документах и материалах. 1899 - 1939. -Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 1999. - С. 396.

12. Терешонков, Е.Я. Ровесники нашего века / Е.Я. Терешонков // Материалы встречи (1972 г.) выпускников ГДУ-ДВПИ 20-30-х гг.: рукопись. - B.c.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.