Литература:
1. Байденко В. И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения: Метод. пособие. М, 2006.
2. Байденко В.И. Болонский процесс: поиск общности Европейских систем образования (проект TUNING). М., 2006.
3. Батышев С.Я. Блочно-модульное обучение. М., 1997.
4. Бородина Н.В, Эрганова Н.Е. Основы разработки модульной технологии обучения: Учеб. пособие. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1994.
5. Зимняя И.А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования. - М., Высшее образование сегодня. № 5. 2003. - С. 34-42.
6. Муравьева А. А., Кузнецова Ю. Н., Червякова Т. Н. Организация модульного обучения, основанная на компетенциях: Пособие для преподавателей. М., 2005.
7. Олейникова О. Н., Муравьева А. А., Коновалова Ю. В., Сартакова Е. В. Разработка модульных программ, основанных на компетенциях: Учебное пособие. - М.: Альфа-М, 2005. - 288 с.
8. Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. - М.: Народное образование, 1996. - 160 с.
9. Юцявичене П.А. Теория и практика модульного обучения. Каунас, 1989.
10. Design, Management and Evalution of Open/Flexible learning. Modul program. Internatinal Training Centre of the ILO. Turin, 2004.
СТУДЕНТ ВУЗА КАК СУБЪЕКТ УЧЕБНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Ф.Г. Мухаметзянова, А.Ш. Яруллина, Г.К. Бисерова, В.Р. Вафина
Статья посвящена изучению показателей проявления студента вуза как субъекта учебно-профессиональной деятельности. Выявлены личностные качества развития студента вуза как субъекта учебно-профессиональной деятельности.
Ключевые слова: субъект,субъект учебно-профессиональной деятельности, субъектность студента вуза.
The article deals with the development of a student as a subject of educational and professional activities. The author analyses main criteria, characterizing the development of a student as a subject of activity.
Key words: subject, educational activity, professional activity, development, criteria.
В современных условиях модернизации системы высшего профессионального образования особое внимание уделяется вопросам формирования
компетентности будущего специалиста, или бакалавра. Современному обществу нужны компетентные субъекты профессиональной деятельности,
способные к проявлению готовности к успешной профессиональной деятельности.
Современная социокультурная историческая ситуация в системе высшего профессионального образования требует подготовки будущего профессионала не столько как объекта, но и как субъекта деятельности. В условиях профессионального высшего образования созрела проблема интеграции различных подходов в подготовке будущего профессионала, вкоторых, он рассматривается, и как объект, и как субъект различных форм деятельности. В тоже время образовательный процесс в вузе не должен вылиться в тенденцию по «искоренению» объектов и искусственному «насаждению» субъектов, так как система профессионального образования не может быть только субъект-субъектной, в ней всегда присутствует объект(познания, деятельности).
Для научного осмысления проблемы развития студента вуза как субъекта деятельности в историогенезе мы взяли за основу субъектно-деятель-ностную теорию, разработанную С.Л. Рубинштейном и его учениками К.А. Абульхановой и А.В. Брушлинс-ким[1,3,6]. Квинтэссенция этой теории заключается в том, что самоизменение субъектом самого себя становится главной смысложизненной ценностью, выражающей внутреннюю потребность в саморазвитии, самодвижении.
Категория субъекта изначально является категорией философии и означает «подлежачее» под чем-то. Согласно А.В.Брушлинскому, категория субъекта является всеохватывающей, обобщенно раскрывающей неразрывно развивающееся единство всех качеств личности: природных, социальных,
общественных, индивидуальных[3]. Мы согласны с ним в контексте того, что, личность, напротив, менее широкое определениечеловеческого индивида, так как выдвигает на передний план ее социальные, а не природные свойства. Использование категория субъекта в психолого-педагогических исследованиях позволяет выявлять разную меру активности личности студента по освоению и присвоению той или иной учебной и далее профессиональной деятельности, а также меру ее интегративности и самоопределения в формировании наиболее значимых и личностно ценных, профессионально важных качествбудущего специалиста.
Проблема становления и развития личности студента вуза как субъекта определенной деятельности становится актуальной для педагогических исследований в контексте не столько формирования личности, сколько, в изучении вопросов создания педагогических условий для ее проявления и развития. В этом контексте востребованы размышления С.Л. Рубинштейн о том, что «субъект в своих деяниях, в актах своей творческой самодеятельности не только обнаруживается и проявляется, он в них созидается и определяется»[6]. Понятие субъекта В.А.Петровский рассматривает как индивидуума или носителя и творца деятельностив контексте единого, неделимого «существа», производящего деятельность[5].
В психологии и педагогике принято выделять разные виды субъектов. Впервые Б.Г. Ананьевым была введена дифференциация субъектов [2]. Выделяют субъект познания, учебной деятельности, общения, профессиональной деятельности, жизнедеятельности.
Особый интерес представляет понятие субъекта учебно-профессиональной деятельности. Студент в качестве субъекта учебно-профессиональной деятельности вырабатывает тот способ жизнедеятельности в учебно-профессиональном пространстве вуза, ту стратегию и тактику поведения в вузе, в соответствие с которой он приводит свою индивидуальность, свой тип и жизненные условия, обстоятельства в учебной деятельности в соответствии с требованиями, нормами, ценностями профессиональной деятельности.
В соответствии с основными положениями субъектно-деятельностной теории формирование личности студента вуза рассматривается нами как непрерывный процесс саморазвития, прежде всего, личностных качеств, без которых выполнение профессионалом функциональных обязанностей или невозможно, или происходит некачественно. Данное положение предполагает проявления студента вуза как субъекта учебно-профессиональной деятельности индивидуализированной активности, который сам «творит учение» и «делает самого себя», при этом стирается грань между процессами обучения и воспитания. Обучение в вузе все более становится личностноориенти-рованным действием субъекта учебно-профессиональной деятельности. При этом, степень проявления студентом себя как субъекта учебно-профессиональной деятельности называется субъектностью.Феномен субъектности студента заключается в невозможности его измерить количественно, однако качественное измерение возможно и даже нужно. В широком смысле, в метафоричном понимании, субъект-ность студента вуза - это «сдвиг» в
поведении, в действиях, компетенциях им самим же выстроенный[4].
Идея субъектности студента вуза, означающей свойство детерминации субъектаучебно-профессиональнойде-ятельности образовательном процессе вуза, рассматривается нами в качестве опорной в педагогике высшей школы. Быть личностью в студенческом возрасте означает, прежде всего, быть субъектом учебно-профессиональной деятельности, субъектом общения, субъектом самосознания, субъектом саморазвития. Субъектность студента начинает проявляться каждый раз тогда, когда студент «включает»в своем развитии такие механизмы «самости» как: саморазвитие, самостоятельность, самодеятельность,самовоспитание,са моактуализация, самореализация,са мопрезентация, самоотверженность, самоотдача и пр., и все, что связно с «само» (инициатива, надситуативная активность, креативность, ответственность и т.п.). Это означает, что студент как субъект учебно-профессиональной деятельности готов самостоятельно инициировать и осуществлять изначально практическую деятельность, общение, поведение, познание, созерцание и другие виды специфически человеческой активности (творческой, нравственной, свободной) и добиваться необходимых и высоких результатов.
Специфика образовательного процесса в вузе по созданию педагогических условий для становления субъектности студента заключается в психологическом механизмереципрок-ности (взаимодополняемости, взаимо-осуществляемости) двух развивающих явлений. Прежде всего,: развитие субъектности студента предполагает постоянное саморазвитие педагога
вуза, которое и есть условие развития субъектной включенности студента, его уровня субъектного и психического. Поэтому для студента быть субъектом учебно-профессиональной деятельности - это интегративная, и в то же время, внутренне существенная характеристика человеческой реальности в целом, которая в своей онтогенетическом контексте открывается как становящаяся иерархия способов самоопределения человека в мире и в самом себе. Внутренняя организация субъекта включает в себя психологические структуры, обеспечивающие человеку возможность быть, в первую очередь, субъектом собственной жизнедеятельности. В студенческие годы студент становится субъектом учебно-профессиональной деятельности. Наиболее абстрактным выражением способа существования и принципом организации человеческой реальности выступает главная способность человека - способность превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования, что и позволяет ему быть (становиться) «действительным субъектом (автором, хозяином, распорядителем) собственной жизни».
Человек развивается как субъект в процессе определенной деятельности. Мы согласны с рядом авторов теории субъектности о том, что человеческий индивид не рождается, а становится субъектом в процессе деятельности и общения [3, 6]. Так называемое «превращение» индивида в субъекта происходит в раннем дошкольном детстве, когда у ребенка складывается множество предметно-орудийных и чувственно-практических действий и он развивается как субъект игровой деятельности. В этот период поведение
ребенка все больше освобождается от непосредственной зависимости взрослых и обнаруживается его подлинная самость. В младшем школьном возрасте ребенок развивается как субъект учебной деятельности. Подросток развивается как субъект общения, порой затрудненного общения. Студент вуза как субъект учебно-профессиональной деятельности в структуре его целостности формируется в процессе профессиональной подготовки. Мы считаем, что на студенческий возраст приходится период расцвета личности как субъекта учебно-профессиональной деятельности. Студенческий возраст - это «золотой век» или сензитивный период для проявления личностной-субъектности студента вуза.
Совершенно другой взгляд на становление человека как субъекта образовательной деятельности представлен в работах В. А. Татенко[7]. Любой ребенок изначально полагается как полноценный субъект собственного психического развития, вступающий в активное взаимодействие с социальной средой. При этом в качестве субъекта индивид обретает себя не в подростковом или каком-либо другом возрасте, а в моменты порождения нового психического, вероятно, еще до рождения. В качестве механизма саморазвития психики человека как субъекта определенной деятельности выдвигается противостояние объекту, отстаивание своей самости. Начиная с неонатальной фазы, основным условием саморазвития психики выступает «субъект-субъектное» взаимодействие в контексте различных видов сопряженной активности.
Соглашаясь с основными выводами о необходимости саморазвития субъектных качеств в онтогенезе, мы,
тем не менее полагаем, что их становление и развитие не имеет четких возрастных рамок, т.к. этот процесс напрямую зависит от социальных и психолого-педагогических условий развития того или иного индивида в той или иной образовательной среде.
Изучая личность студента как субъекта образовательной деятельности, вернее учебно-профессиональной деятельности, нас, в первую очередь интересовал тот факт, когда личность проявляется как субъект преобразования, или творения предметной действительность, в том числе, и самого себя. Студент в процессе учебно-профессиональной деятельности вступает в активное отношение к своему социальному опыту, к своим потенциальным мотивам, побуждениям, к особенностям своего характера, способностям и продуктам своей деятельности. Субъектность студента проявляется в распредмечивании самого себя в процессе научения. Не случайно, в рамках теории социального научения, разработанной Д.Роттером, субъект образовательной деятельности рассматривается как активное создание, добивающееся своих целей и создающее стратегию поведения в течение всей жизни[8]. По отношению к студенческому возрасту эта точка зрения является вполне приемлемой.
Итак, трансформация категории субъекта из философии, психологии в профессиональную педагогику и его интеграция в рамках структурно-генетического и субъектно-деятельнос-тного подходов к развитию личности и его индивидуальности позволило нам определить ряд индикаторов или системных показателей проявления студента вуза как субъекта учебно-профессиональной деятельности:
1. Студент вуза как субъект учебно-профессиональной деятельности проявляется первично на уровне самобытности через личностное качество быть субъектом деятельности и означает быть самим собой, оставаясь при этом человеком, в лучшем понимании этого слова, и лишь вторично на уровне неординарности (отличаться от других).
2. Студент как субъект деятельности (учебной, учебно-профессиональной, общения) рассматривается как индивидуальное единообразие, а затем как индивидуальное своеобразие.
3. Студент вуза как субъект учебно-профессиональной деятельности развивается сначала в контексте внут-рисубъектного единства, а затем как межсубъектная единственность.
Структурно-генетический подход в интеграции с субъектно-деятельнос-тным подходом позволил нам также использовать характеристики процесса развития индивидуальности личности, как пика субъектности. При этом данный процесс рассматривается как дихотомическая дифференциация и сопряженность индивидуальных свойств как подсистем изменения и сохранения, специфической формой которых является соотношение потенциалов «субъекта» и «объекта» в психической жизни личности студента.
Для современной практики высшего профессионального образования важное значение имеет не только теоретическое представление о студенте как субъекте учебно-профессиональной деятельности, но и возможность практического изучения этого психологического феномена в практике подготовки в вузе. Для этого необходимо выделить основные при-
знаки, характеризующие проявление студента как субъекта учебно-профессиональной деятельности. Так, в работах С.Л.Рубинштейна отмечается, что таковым является процесс саморазвития личности. К такому пониманию развития А.В.Брушлинский добавляет еще необходимость изучения целостности и активности личности, а К.А.Абульханова к ним прибавляет такие качества, как инициативность и ответственность[1]. Ряд авторов рассматривают феномен субъектности в целостности общения, деятельности, самосознания и бытия, то есть как динамичное начало, становящееся и исчезающее, не существующее вне самого взаимодействия (межличностного, социального, деятельностного [1-7].В качестве черты, определяющей человеческую сущность, выделяют субъектную (свободную, осознанную) активность, дающую человеку возможность распоряжаться своей жизнью и судьбой. При этом творческая сила субъекта делает каждого архитектором собственной жизни, позволяет личности самоопределяться, вырабатывать собственные ценности и установки по отношению к миру [3].
Использование понятия студента как субъекта учебно-профессиональной деятельности подразумевает целенаправленное использование личностью студента вуза своих психических, личностных возможностей, способностей и т.д. в качестве средств разрешения задач, проблем жизни, общения, деятельности, развития профессионально значимых личностных качеств у будущего специалиста.
В дифференциации критериев развития студента вуза как субъекта учебно-профессиональной деятельности на первом плане выступили па-
раметры, которые были исследованы в школе С.Л.Рубинштейна[1-3]. . К этим критериям, прежде всего, относятся: возникновение способности личности отражать мир в качестве познаваемого объекта (активность); степень овладения различными видами деятельности психической активности (самостоятельность); характер связи между личностными структурами и особенностями познавательных процессов (самоуправление); степень психологической дифференциации (социальная направленность); особенности взаимосвязи познавательной и аффективной сфер личности (рефлексия). Проявление этих критериев невозможно без сформированности цели-задачи, самостоятельности, конструктивной самодеятельности, эмпатийных тенденций, стремления к социально-ориентированной активности.
Обобщенно-теоретический анализ источников по изучению феномена развития студента как субъекта учебно-профессиональной деятельности позволил выявить ряд показателей как личностных качеств субъектности:
- индивидуализированная и над-ситуативная активность субъект учебно-профессиональной деятельности как творческого носителя активности;
- самостоятельность в поисках источника познания и преобразования действительности;
- субъектная включенность в общественное развитие;
- способность отражать мир в виде познаваемого объекта;
- наличие развивающегося сознания и рефлексивного самосознания;
- целостность, единство, интег-ральность действий;
- системность и целостность всех свойств и качеств личности;
- способность к саморегуляции и не стимулируемому творчеству;
- стремление к самостоятельному овладению определенными видами деятельности, их функциями и компетенциями;
- бесконечное стремление к саморазвитию и самовоспитанию;
- самодостаточность и автономность в мыслях и делах;
- использование психических ресурсов (процессов, свойств, состояний, способностей) как средств объяснения жизнедеятельности и самоорганизации деятельности личности;
- выработка индивидуальной образовательной траектории, творческое использование индивидуальных стратегий, образовательных маршрутов, стилей жизни и деятельности;
- усиление своим бытием бытия другого человека, его индивидуальности и самоценности;
- наличие личной истории, жизненного пути, наличие архетипов, кланов;
- способность оригинально решать внешние и внутренние противоречия;
- ответственность в принятии решений и их исполнений;
- санкционированная активность (для военнослужащих);
- стремление к самоактуализации и самореализации;
- готовность к проявлению компетенций и компетентности.
Таким образом, субъектом учебно-профессиональной деятельности в вузе можно назвать личность студента, достигшую определенного уровня:
- индивидуализированной и, порой, санкционированной активности;
- субъекта взаимодействия с учебно-профессиональной действитель-
ностью на уровне самостоятельности, творческой самодеятельности, самоуправления;
- субъекта рефлексивного способа разрешения противоречий, возникающих во взаимодействии;
- субъекта самоуправления, которое является внутренним способом самоорганизации студентом собственной деятельности;
- субъекта социальной направленности на выполнение учебных заданий и саморазвитие профессионально значимых личностных качеств будущего специалиста.
Личность студента как субъекта образовательной, учебно-профессиональной деятельности развивается через проявление им определенного уровня активности. Однако, не всякая активность студента - субъекта учебно-профессиональной деятельности может привести к «наращиванию» субъектности. Активность студента как субъекта учебно-профессиональной деятельности проявляется в его умении и способности решать, возникающие в учебной и далее профессиональной деятельности, противоречия и практические задачи. Интеллектуальному и личностному саморазвитию студентов вуза в процессе образовательной деятельности способствует рефлексия, т.к. происходит определение жизненных стратегий, проявление самости на основе изучения своих актуальных и потенциальных возможностей.
Студент как субъект образовательной деятельности проявляется в социальной субъект-субъектной-ситуации развития и предполагает определенный уровень активности в сотрудничестве на основе принципа «отраженной субъектности». Обра-
зовательная деятельность в вузе, построенная на основе предоставления студенту возможности паритетного сотрудничества, определяет процесс его саморазвития. В тоже время, личность студента вуза по отношению к себе может выступать одновременно и субъектом, и объектом изменений, особенно на начальном этапе профессиональной подготовки. Поэтому основным условием является перевод студента из объектной в субъектную позицию, только при этом достигается,определенная степень самостоятельности и инициативности.
На наш взгляд, в процессе профессиональной подготовки в вузе должно происходить развитие студента как субъекта учебно-профессиональной деятельности через механизм субъект-ности. Мы считаем, что субъектность студента - это не столько результат процесса его развития, сколько условие его саморазвития. Не каждый студент может проявить себя сразу как субъект учебно-профессиональной деятельности, однако, участвуя в этом процессе, проявляя тот или иной уровень включенной субъектности, он вызывает процесс появления на арене психического развития личности субъекта новых психических образований.
Таким образом, в данной статье была сделана попытка представить
показатели проявления субъектности студента в контексте интеграции психолого-педагогических исследований. В тоже время требуют изучения вопросы экстраполяции психологических исследований в реальную практику подготовки будущего компетентного специалиста.
Литература:
1. Абульханова К. А. Психология и сознание личности - М.: Воронеж, 1999. -224 с.
2. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания - СПб.: Питер, 1999. - 232 с.
3. Брушлинский А. В. Избранные психологические труды. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН».- 2006. - 623с.
4. Мухаметзянова Ф.Г., Боговарова В.А. Индикаторы изучения феномена субъектности студента вуза//Казанский педагогический журнал. №1. 2012. - С.82-89.
5. Петровский В. А. Человек над ситуацией. - М.: Изд-во «Смысл». - 2010. - 559 с.
6. Рубинштейн CM. Бытие и сознание. Человек и мир. СПб: Питер. 2003. - 512 с.
7. Татенко В. А. Предмет и метод психологической науки: субъектная парадигма // Психолого-педагогические исследования субъекта деятельности. - Казань: ЮЛАКС, 2004. - С. 5-22.
8. Rotter J.W. Social learning and clinical psychology - New York, NY: Oxford University Press, 1954. - P. 23-38.