Научная статья на тему 'Студент как субъект профессионального развития: инструментальные средства формирования и контроля компетенций'

Студент как субъект профессионального развития: инструментальные средства формирования и контроля компетенций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
233
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ / УРОВЕНЬ СФОРМИРОВАННОСТИ КОМПЕТЕНЦИИ / COMPETENCE / THE ACTUAL LEVEL OF COMPETENCE / STUDY RESULTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Могилёвкин Евгений Александрович, Садон Елена Владимировна, Новгородов Антон Сергеевич

Анализируется роль самостоятельной работы студентов в современных условиях организации образовательного процесса; анализируются возможности различных инструментальных средств в формировании и оценке компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Могилёвкин Евгений Александрович, Садон Елена Владимировна, Новгородов Антон Сергеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Student as a subject of professional development: tools for monitoring and competency building

The article analyses the role of independent work of students in modern conditions of organization of educational process; explores a variety of toolkits in the formation and evaluation of competencies.

Текст научной работы на тему «Студент как субъект профессионального развития: инструментальные средства формирования и контроля компетенций»

УДК 37

Могилёвкин Евгений Александрович Садон Елена Владимировна Новгородов Антон Сергеевич

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса Россия. Владивосток

Студент как субъект профессионального развития: инструментальные средства формирования и контроля компетенций

Анализируется роль самостоятельной работы студентов в современных условиях организации образовательного процесса; анализируются возможности различных инструментальных средств в формировании и оценке компетенций.

Ключевые слова и словосочетания: компетенция, результаты обучения, уровень сформированности компетенции.

В 2011 г. в России введены в действие федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) высшего профессионального образования (ВПО), которые воплощают перспективные международные и европейские тенденции совершенствования высшего образования. Центральной из них является усиление степени ответственности как образовательного учреждения за организацию эффективного процесса обучения, так и самих студентов - за собственную деятельность по достижению намеченных образовательных результатов.

Это выражается в требованиях ФГОС использовать студенто-ориентированный подход в проектировании образовательного процесса, формировать индивидуальные образовательные траектории с учетом пожеланий обучающихся, увеличить объем и усилить значимость самостоятельной работы студентов. Тезис подтверждается следующими пунктами ФГОС, подчеркивающими роль и обязательность самостоятельной работы в формировании компетенций, впрямую регламентирующими технологии, формы и инструментальные средства внеаудиторной работы как инструмента активизации будущего профессионала:

7.2. При разработке ООП бакалавриата должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпуск-

101

ников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера).

7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбора конкретных ситуаций, психологических и иных тренингов) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся.

7.11. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.

7.17. Внеаудиторная работа обучающихся должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение. Каждый обучающийся должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания учебной, учебно-методической и иной литературы по основным изучаемым дисциплинам и сформированной на основании прямых договоров с правообладателями [1].

Таким образом, выполнение требований ФГОС рассчитано на изменение не только условий реализации образовательной программы, но и ролей преподавателя и студента как участников учебного процесса. Без активного, осознанного отношения студента как субъекта профессионального развития к достижению образовательных результатов, выраженных в компетенциях, невозможно представить превращение студента в выпускника, готового занять достойное место на рынке труда.

Повышение роли самостоятельной работы студентов, кроме того, вызвано и изменением технологий обучения, в том числе увеличением доли активных и интерактивных занятий и активным использованием электронных средств обучения. И, что немаловажно, в ФГОС в виде компетенций как образовательных результатов закреплено формирование готовности студента к самостоятельному проектированию своей индивидуальной образовательной траектории и готовности к будущей профессии, что также неразрывно связано с правильной организацией самостоятельной работы.

Подобные тренды можно проследить в современном университетском образовании:

1. Ведущие мировые университеты начинают выкладывать ведущие электронные курсы в сеть (открытость информации как платно, так и бесплатно).

102

2. Создаются и активно используются специальные электронные оболочки для размещения учебного контента (Moodle).

3. Возможность совмещать работу и образование за счет выстраивания индивидуальной траектории.

4. Доступность и оперативность учебного контента (использование в мобильных устройствах).

5. Использование как он-лайн форм (вебинары, скайп-сессии, форумы) обучения, так и офф-лайн версий электронных учебных материалов.

Кроме того, повышение значимости самостоятельной работы среди остальных видов учебной деятельности обусловлено целым рядом причин, связанных с психологическими особенностями восприятия информации у, так называемого, поколения «Y», рожденного в период 1983 - 2003 гг.

Представители этого поколения особенно ценят свободу, стремятся к ярким впечатлениям, выбирают деятельность по принципу получения удовольствия и развлечения (стиль «fun»), ориентированы на быстрый результат и неформальный стиль общения, комфортный психологический климат. Для них очень важны возможность самореализации и свободное планирование рабочего времени [2].

Из особенностей усвоения учебного материала и отношения к знаниям у поколения «Y» можно назвать:

- способность эффективно усваивать отдельные порции знаний (так называемые кванты знаний - 2-4 тысячи печатных знаков текста или 34 минуты видео, клиповое сознание);

- предпочтение отдается оперативным информационным источникам - поисковикам, википедии, менее привлекательна тщательная и глубокая проработка материала в книге или в статье;

- интерес вызывает, прежде всего, то знание, которое можно сразу применить на практике (практикоориентированность);

- геймификация, то есть отношение к жизни как игре, поэтому учебный материал легче воспринимается, когда он подается в современном игровом формате, например в виде квеста;

- ярко выраженная мотивация, действующая ограниченный период времени, пока держится интерес к учебному материалу;

- привычка использовать различные гаджеты и информационные технологии в повседневной жизни;

- большое количество времени проводят в социальных сетях, поэтому привычнее воспринимается материал, организованный по сетевому принципу;

103

- тенденция к достижению индивидуальных результатов (борьба за личный рейтинг и персональное признание).

Кроме индивидуально-личностных особенностей на образовательный процесс также влияют ряд объективных факторов. В ситуации информационной глобализации, когда знания перестают быть сакральными, принадлежащими только отдельной группе (касте), а также когда новые знания нарастают лавинообразно, эти знания можно получать самостоятельно при наличии мотивации. Необязательно лично присутствовать на лекциях или ехать в другой город на повышение квалификации. Все необходимые знания уже можно осваивать буквально не выходя из дома, имея доступ к сети Интернет. Поэтому особую важность приобретает форма организации такого самостоятельного освоения знаний.

К формам самостоятельной работы студентов в нашем университете относятся:

- подготовка эссе (свободного или структурированного),

- on-line тестирование и анализ результатов,

- анализ видеолекций или видеороликов (видеокейсов),

- анализ текстовых кейсов,

- самостоятельные творческие задания (например, фотоколлаж, проведение интервью с профессионалом и т.д.),

- итоговая презентация по курсу с обоснованием выбора тем,

- анализ собственного опыта применения отдельных методов и технологий,

- анализ открытых Интернет-ресурсов (job.ru, сайты кадровых агентств и т.д.),

- использование электронных обучающих систем (Moodle).

Рассмотрим наиболее популярные и эффективные форматы самостоятельной работы студентов очной формы обучения, активно применяемые в нашем университете, к которым наблюдается достаточно высокий интерес у студентов.

1. Электронная обучающая среда Moodle. Данная оболочка позволяет разместить как часть лекционного материала, так и практические задания, помогающие формировать компетенции, предусмотренные учебной программой. Преимуществами подобной системы являются активизация работы студентов вне аудитории, формирование и развитие интереса к обучению за счет использования для данного поколения удобных форматов работы с информацией, а также создание условий для систематизации обширного учебного контента.

104

Собственный опыт применения подобной системы и опыт коллег выявили как возможности, так и ограничения данного подхода. Moodle дает возможность самостоятельно выбирать время работы (в определенном интервале) с учебным материалом, организовывать четкий контроль выполнения заданий (все задания вносятся в единую базу), а также обеспечивается возможность реализовывать различные сетевые проекты (ситуация, когда студенты, не находясь физически рядом, могут выполнять совместные задания).

Однако перед преподавателем и студентом порой возникают трудности организационно-технического характера, связанные с расширением файлов, их загрузкой и размещением в электронной среде. Также студенты, работающие в данной среде, отмечают опасность крена в сторону «виртуализации» процесса обучения, снижение значимости живого контакта с преподавателем. Существенно увеличивается объем работы преподавателя и его временные затраты как на формирование содержания учебного контента, так и на его разработку, продумывание логических связей, структуризацию, дизайн и т.д.

По экспертным оценкам на подготовку 32 часового учебного курса требуется от 160 до 320 дополнительных часов работы. При этом преподаватель не только занимается содержанием курса, но и овладевает навыками продвинутого пользователя ПК и знаниями отдельных программ для создания, например, видеороликов и 1^^презентаций. При наличии технической помощи и регулярного сопровождения специалистами, обладающими необходимыми навыками, временные затраты преподавателя могут быть существенно снижены.

Идеальный выход - создание в университете электронного издательства, то есть подразделения, которое обеспечивает размещение учебного контента в соответствии со всеми современными требованиями в электронной образовательной среде, беря на себя, по сути, всю техническую сторону, оставляя за преподавателем только содержательную и методическую часть.

Обратная связь от преподавателей, использующих ЭОС Moodle в обучении, вскрывает различные аспекты применения подобных средств обучения. При таком подходе возникает проблема прилежности (будет ли освоен заданный объем учебного материала в отведенный для него период времени) и доверия к самостоятельности решения заданий: нет никаких гарантий, что за студента может выполнить задания кто угодно.

Безусловно, преподаватель воодушевляет студента своим примером, но он же и дисциплинирует его: у образования есть шанс остаться простым информированием, а у студента - в лучшем случае стать эрудитом, посколь-

105

ку никакая электронная образовательная среда не учит работать в реальных ситуациях. По образному выражению коллег, «в виртуале 10 жизней, а в реале - одна!» и ошибки не только болезненны, но и непоправимы, а именно боль и стыд формируют «дисциплинарное тело» и учат властвовать собой, учитывать не только свои интересы, но чужие, учат синхронизироваться с другими. Отсутствие дисциплины приводит к несформированности у человека субъект-объектных различений: он не понимает разницы между миром и своим представлением о нем. Более того, стремится к установлению своего видения мира во всем мире всеми доступными ему способами - от каприза до бунта. Мало просто считать себя уникальным, нужно уметь в себе заинтересовать, а этого многие студенты сегодня не умеют.

Ограничения самостоятельной работы в Moodle. Важно отметить, что размещение учебного контекста в ЭОС не подменяет «живого» непосредственного общения преподавателя со студентом в аудитории, поскольку преподаватель учит не только передавая определенную сумму знаний и навыков, но и формируя систему ценностей у студентов, мотивируя и воодушевляя студентов собственным примером, он учит своей личностью. Метод обучения on-line развивает способность излагать мысли письменно, однако у студентов не формируется навык озвучивать и отстаивать свою позицию.

Преимущества (возможности) самостоятельной работы в Moodle. Возможность в комфортных условиях нарабатывать не только личные компетенции, но и работать в групповом проектном режиме и нарабатывать навыки командной работы (сетевые проекты), не выходя за пределы собственной квартиры.

Обратная связь от студентов, впервые осваивающих в этом учебном году курс «Деловая оценка персонала», в том числе и с помощью ЭОС «Moodle», позволила выявить как возможности, так и ограничения применения электронных обучающих сред в учебном процессе в вузе.

Существенные плюсы для студентов:

- можно набирать баллы для промежуточных и итоговых аттестаций, находясь и вне стен вуза. Это особое преимущество для студентов очной формы обучения, совмещающих учебу и работу. Доступ к Интернету имеет каждый студент в любой точке города, это гарантирует возможность выполнять задания в дороге, в отъезде и т. д.;

- возможность набрать баллы, упущенные во время пропусков по уважительной причине, более того, Moodle дает возможность не отключаться вовсе от учебного процесса во время отсутствия по любым возможным причинам;

106

- поколение «Y» действительно лучше воспринимает информацию on-line. Особенно эффективна среда Moodle для студентов, работающих в ней с первого курса;

- метод обучения on-line развивает способность излагать мысли письменно (при выполнении различных рефератов, эссе, докладов, анализа видеоматериалов), преподносить информацию через образы, графику;

- возможность поддерживать контакт с преподавателями в режиме «удаленного доступа, на расстоянии.

Тем не менее, как и у любого подхода, здесь есть и свои недостатки, а именно: временная сложность перехода на новую систему обучения студентов 2-4 курсов; уменьшение доли «живого» непосредственного общения с преподавателем, но как уже было сказано, для нового поколения это не однозначный недостаток; подход достаточно новый и пока требует технических изменений и доработки.

2. Одной из форм повышения мотивации к самостоятельной работе может быть активизация творческого потенциала студента за счет предложения выполнить ряд индивидуальных и групповых творческих заданий. Так, в рамках учебной дисциплины «Введение в профессию» предлагается целый ряд подобных заданий.

Задание «Фотоколлаж - Мои рабочие инструменты» (могут выполнить 2 человека). Краткое описание: творческое задание для тех, кто любит фотографировать. Студенту необходимо в своей фотоработе (набор фотографий, оформленных в виде коллажа) отразить предметы, связанные с вашей будущей работой. Оценивается нестандартный подход и полнота отражения профессии. Основные требования к выполнению задания: фотографии должны быть тех предметов, которые напрямую или опосредовано относятся с вашей будущей профессии. Должно быть сделано не менее 10 фотографий разных предметов. Коллаж должен нести цельную смысловую нагрузку.

К коллажу должна быть приложена пояснительная записка. Результаты своей работы можно представить как в распечатанном, так и электронном виде. При этом фотографии должны быть оформлены в едином файле или распечатанном листе.

Задание «Интервью у профессионала» (могут выполнить 2 человека). Краткое описание: необходимо провести интервью с представителем будущей профессии. Задание оформляется в письменном варианте в виде «вопрос-ответ». Оцениваются структура, содержательность и полнота раскрытия темы. Основные требования к выполнению задания: интервью должно проводиться с профессионалом именно вашей профессии, проработавшим в

107

этой сфере не менее 3-х лет и достигшим значительных успехов. Необходимо указать ФИО, должность, организацию, в которой работает профессионал. Интервью оформляется в видеостатьи за подписью профессионала.

Задание «Видеорепортаж - Один день из жизни профессионала» (могут выполнить 3 человека). Краткое описание: необходимо снять видеоролик, сюжет которого должен быть связан с описанием одного дня профессионала. Действующими лицами могут быть как студенты, делающий ролик, так и другие люди. Основные требования к выполнению задания: продолжительность видеоролика должна быть не менее 5 и не более 20 минут. Приветствуется сохранение четкой сюжетной линии.

Задание «Путь к успеху» (выполняется индивидуально). Краткое описание: необходимо создать свой маршрут достижения целей и реализации ценностей. Задание включает последовательное и подробное описание собственных шагов к достижению заветных целей. Основные требования к выполнению задания: задание предполагает творческо-логический подход, то есть нужно последовательно и подробно описать каждый свой шаг по заранее заготовленной схеме, при этом приветствуется креативное оформление своей работы. Инструкция к заданию, размещена на сайте vkontakte: документ в формате .pdf «Как добиться карьерного успеха и не потерять смысл» (Раздел «Документы»).

Задание «Моя карьера через 2, 5, 10 лет» (выполняется индивидуально). Краткое описание: необходимо оформить электронную презентацию, отражающую видение вашей карьеры через разные промежутки времени, с подробным описанием и творческим оформлением.

Основные требования к выполнению задания: презентация должна включать не менее 6 и не более 15 слайдов.

Задание «Эссе - Я будущий профессионал своего дела» (выполняется индивидуально). Краткое описание: данное задание является обязательным для всех. Эссе - это мини-сочинение с акцентом на личную позицию автора. В данной работе студент должен описать видение себя как будущего профессионала, важность его профессии в современном мире, какие конкретные шаги нужно сделать, чтобы стать профессионалом.

3. Еще одним из современных популярных форматов самостоятельной работы является использование видео:

■ фрагменты художественных и документальных фильмов, содержащие типичные ситуации, подлежащие анализу;

■ записанные вебинары специалистов в отдельных областях знания;

108

■ специальные видеокейсы, разработанные под конкретную тему курса или задачу.

■ фрагменты лекций с формированием блока вопросов и индивидуальных заданий, требующих не только собственно просмотра видео, но и привлечения дополнительных источников информации.

Подробнее рассмотрим подход к размещению фрагментов видеолекций и формирование вопросов к ним. Изначально записывается реальная лекция для студентов, присутствующих в аудитории, и студентов, обучающихся в филиале университета и находящихся в другом городе. Затем вся видеолекция разбивается на отдельные законченные в смысловом аспекте фрагменты, и к каждому фрагменту составляется свой комплект вопросов и заданий. Например, к лекции на тему «Современное кадровое интервью в деловой оценке персонала» подбираются вопросы и задания, которые не только направлены на понимание и усвоение информации собственно из лекции, но и требуют дополнительной самостоятельной работы студента:

Проанализируйте собственный опыт прохождения отборочного интервью (если таковой имеется).

Что вам помогало, а что мешало успешно пройти интервью?

Как бы вы изменили собственное поведение в ходе интервью с учетом информации, полученной по итогам просмотра видеолекции?

Какие психологические ошибки восприятия человека человеком могут исказить результаты интервью? Предложите варианты нейтрализации влияния таких ошибок. Приведите личные примеры, когда подобные психологические ошибки искажали восприятие собеседника.

К лекции на тему «Современные виды резюме как метод отбора и оценки кандидатов» после просмотра современного варианта видеорезюме предлагается ответить на следующие вопросы и выполнить такие задания:

Какие возможности для самопрезентации дает именно такой формат резюме?

В чем отличие такого формата от обычного резюме?

Какие элементы традиционного резюме отражены в видеорезюме и что это дает?

Какие элементы традиционного резюме не представлены в формате видеорезюме и с чем, на ваш взгляд, это связано?

Какую информацию о профессиональных, деловых, личностных качествах и компетенциях обладателя резюме могут получить из видеорезюме специалисты по деловой оценке?

Какие выигрышные приемы подачи персональной информации для потенциального работодателя или заказчика вы отметили в видеорезюме?

109

Сделали бы Вы свое видеорезюме? Обоснуйте.

Какие еще современные подходы к составлению резюме вам знакомы?

Приведите примеры творческого, нестандартного подхода к составлению резюме.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Что такое резюме с инфографикой и в чем его преимущества?

4. Работа с тестами в on-line режиме и анализ их результатов. При такой форме самостоятельной работы студентам предлагается пройти в on-line режиме тесты (это удобно, так как студент может выбрать оптимальное время прохождения теста для себя, условие только одно - доступ к Интернету). И самый важный - развивающий аспект - студент не просто проходит тесты, ему предлагается проанализировать их (на основании стандартных интерпретаций) и написать эссе. Приведем развернутый пример подобного задания.

Пройдите в он-лайн режиме оба теста (вариант Эдгара Шейна и вариант А. Новгородова и Е. Могилёвкина).

Ознакомьтесь с вашими индивидуальными результатами и их краткой интерпретацией.

Сохраните интерпретации обоих тестов в отдельных файлах.

Ознакомьтесь с развернутой интерпретацией результатов теста, приведенной в статье Е. Могилевкина и А. Новогородова из Справочника «Энциклопедия Карьера».

Просмотрите видеофрагмент «Якоря карьеры».

Особое внимание при чтении статьи и просмотре видеофрагмента уделите интерпретации сочетания различных карьерных якорей. Сочетаются ли ваши ведущие карьерные якоря или вступают в противоречие?

Сравните результаты обоих тестов (иерархию карьерных мотивов), если есть различия, попытайся их объяснить.

Наметьте пути развития ваших компетенций, исходя из полученных результатов тестирования. Подготовьте мини-эссе на тему «Развитие моих карьерных компетенций».

Кроме описанного варианта использования on-line тестирования актуальны и активно используются во ВГУЭС образовательные тренажеры, когда инструмент контроля является одновременно обучающей технологией. Речь идет о технологии «Интернет-тренажеры в сфере образования» НИИ мониторинга качества образования, г. Йошкар-Ола. Технология представляет собой программный комплекс, имеющий два режима: «обучение» и «самоконтроль». Интернет-тренажеры позволяют студентам самостоятельно подготовиться не только к внешним (ФЭПО, аккредитационному тестированию в рамках комплексной оценки деятельности образовательного учреждения,

110

внеплановым контрольно-надзорным процедурам), но и к внутренним (входному контролю знаний первокурсников, промежуточным и итоговым аттестациям студентов, приему экзаменов и зачетов) процедурам контроля качества знаний. Интернет-тренажеры содержат теоретический минимум по отдельным дисциплинам, правильные решения заданий, подсказки к неправильным вариантам ответов, несущие практическую пользу при закреплении знаний, умений и навыков студентов [3].

Необходимо заметить, что указанная технология, безусловно, удобна и имеет положительный отклик как со стороны преподавателей, так и в студенческой среде, но распространяется на дисциплины только базовой части «Гуманитарного, социального и экономического» и «Математического и естественнонаучного» и «Профессионального» циклов ООП.

В эту же категорию инструментальных средств организации самостоятельной работы предполагается включить ИС «СИТО» (собственная разработка ВГУЭС), используемую сейчас в системе внутреннего контроля качества обучения (текущая и промежуточная аттестации студентов) [4]. Для этой цели планируется модернизация информационной системы тестирования обучаемых «СИТО» в части возможности измерения составных частей компетенций и проведения самоконтроля студентов.

При этом ставится задача, не уходя от построения аттестационных педагогических материалов в соответствии с дидактическими единицами (темами учебной программы), иметь возможность конструирования аттестационных тестов по конкретным запросам с целью определения уровня освоения одной или нескольких составных частей компетенций или одной или нескольких компетенций.

Безусловно, кроме некоторой внутренней перестройки системы необходимо насытить аттестационные педагогические материалы заданиями, позволяющими оценить не только знания, но и умения. Это, например, могут быть кейс-задания и ситуационные задания. В этом направлении работа уже ведется.

Такой подход позволит рассматривать ИС «СИТО» как равноправную часть в структуре общей системы оценки компетенций, разрабатываемой во ВГУЭС. С другой стороны, при условии расширения базы тестовых заданий включить ИС «СИТО» в комплекс инструментальных средств для организации и контроля самостоятельной работы студентов.

1. ФГОС ВПО по направлению подготовки 080400.62 Управление персоналом (квалификация (степень) «бакалавр»). Утверждён приказом

111

Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. № 2073.

2. Могилёвкин Е.А. Факторы карьеры: явные и неочевидные / Е.А. Могилёвкин, А.С. Новгородов // Энциклопедия Карьера: ежегодный справочник по карьере и трудоустройству / В. Старченко, С. Захарова. - М.: «РТВ-Медиа», 2011. - С. 237-252.

3. Единый портал Интернет-тестирования [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://training.i-exam.ru/.

4. Кононова О.В. Система контроля качества подготовки ВГУЭС: особенности и перспективы развития / О.В. Кононова, Е.В. Садон // Университетское управление: практика и анализ. - 2012. - №4. - С. 43-52.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.