ЭКО. - 2016. - №1 ХОЛОДНЫЙ В.К., ВАСИЛЕНКО М.Е.
Студенческое предпринимательство в Приморском крае
В.К. ХОЛОДНЫЙ. Е-таИ; 1995vlad-95@list.ru
М.Е. ВАСИЛЕНКО, Владивостокский государственный университет экономики и сервиса. Е-таН: Marina.Vasilenko@wsu.ru
В статье приведены результаты социального опроса, который показывает предпринимательскую активность молодежи, достаточность знаний у современных молодых людей, обучающихся в высших учебных заведениях, экономическую активность студентов. Также предложен ряд рекомендаций, исполняя которые, можно улучшить климат для бизнеса.
Ключевые слова; предпринимательство, малый бизнес, бизнес-инкубатор, студент, поддержка обучающихся
Молодежь и предпринимательство
В последние годы в России активно развивается малое предпринимательство среди молодежи, студентов. Разрабатываются различные программы по развитию малого бизнеса в этой среде. Но, к сожалению, многие даже не знают о подобных проектах государства или опасаются, что им не хватит для этого опыта или знаний.
Одной из серьезных проблем в Дальневосточном регионе, как и в России в целом, является то, что выпускники вузов не могут найти рабочее место, особенно в период кризиса. В сложившейся ситуации открытие своего дела - оптимальный выход для молодого человека [1]. Но ввиду отсутствия опыта лишь немногие достигают успеха в своем бизнесе и получают высокие доходы [2].
Развитие студенческого предпринимательства тормозится рядом проблем, которые должно решать государство. Несовершенная система налогообложения, административные барьеры, отсутствие должной поддержки и недостатки финансово-кредитной политики - все это сдерживает инициативу молодых людей, не дает проявиться их предпринимательским способностям [3]. Основным недостатком государственной поддержки малого бизнеса является то, что проблемы его развития предприниматель
должен решать лично, отсутствует его связь со структурой хозяйственного комплекса и специализацией регионов [4].
В Государственной программе «Экономическое развитие и инновационная экономика Приморского края на 2013-2017 годы» и её подпрограмме № 2 «Развитие малого и среднего предпринимательства в Приморском крае на 2013-2017 годы» именно развитие молодежного предпринимательства поставлено в качестве одной из основных задач [5], но необходимые для этого меры отсутствуют.
Результаты исследования
Авторами было проведено исследование для определения отношения студентов трех вузов (Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, Дальневосточный федеральный университет и Дальневосточный рыбохозяйственный университет) Владивостока к организации малого бизнеса [1, 3].
В опросе приняли участие 383 чел., из них 229 девушек и 154 юношей. Опрашивались студенты всех курсов бакалавриата, а также специалитета; с каждого курса было выбрано примерно по 40-90 человек разных направлений обучения, отражающих структуру университета. Из числа опрошенных 39% обучаются по различным экономическим направлениям, 31% -юридическим, 30% - получают специальности по психологии, культурологи и т. д.
Социологический опрос, проведенный по специально разработанной анкете, включал 12 вопросов относительно самооценки студентов в части наличия достаточных знаний и компетенций, выбора наиболее привлекательного для бизнеса региона, достаточности информации и т. п.
Проведенное исследование показало, что свыше 65% опрошенных хотели бы организовать собственный бизнес, более 19% не смогли определиться либо затруднились ответить на этот вопрос. Таким образом, заинтересованность студентов в организации собственного дела довольно высока. Но 66% опрошенных готовы создать свое дело только после окончания обучения в вузе и всего 11% - уже сейчас, в период учебы. С точки зрения возрастной структуры никаких различий между студентами не обнаружено.
Большинство желающих открыть собственный бизнес - это студенты экономических и юридических специальностей (около 90% опрошенных по данным направлениям). Это вполне объяснимо: как правило, студенты-экономисты и юристы более четко понимают действие рыночных механизмов и особенности законодательства.
Около 58% респондентов отметили, что им не хватает знаний для открытия собственного бизнеса, в основном в непрофильных областях: студенты-экономисты считают, что им необходимы юридические знания, а юристы - экономические. Девушки и юноши о нехватке знаний упоминали в равной мере.
Около 94% студентов 1-2-х курсов не работают, но с 3-го курса и выше у них возникает потребность в дополнительных доходах. Здесь основной проблемой является то, что они заняты не по специальности, поэтому по окончании вуза не представляют особой ценности для работодателя. Тем не менее стремление современных студентов к финансовой независимости может служить предпосылкой для создания собственного бизнеса во время учебы или после окончания вуза.
Чаще всего работают студенты экономического направления (89% всех экономистов), гуманитарного и технического (78%), меньше - юристы (28%). При этом 68% работающих - юноши. В качестве основной причины поиска работы молодые люди называли финансовую независимость от родителей. А вот среди девушек стремление работать наблюдается только у тех, кто до поступления проживал в небольших поселках: работа для них является способом помочь родителям и компенсировать их затраты на содержание в городе.
Хотя студенты приехали из различных регионов страны, около 75% из планирующих открыть свой бизнес хотели бы сделать это во Владивостоке, 11% - в центральной России, 5% - в Приморском крае и только 9% не определились с местом (примечательно, что практически все неопределившиеся - девушки).
Исходя из представленных данных, можно охарактеризовать типичную модель поведения студента по отношению к созданию собственного бизнеса. Современный студент готов заниматься предпринимательской деятельностью, но только после окончания учебы в вузе. Как правило, это студент-экономист или юрист, он отмечает определенную нехватку знаний в несмежных
областях, а также недостаток опыта практического применения этих знаний. Обращает на себя внимание то, что студенты, несмотря на готовность заниматься собственным бизнесом, плохо представляют, в какой конкретно области они хотели бы начать свой бизнес.
Во Владивостокском университете экономики и сервиса студент может попробовать открыть свое дело, чему способствует «Инновационный бизнес-инкубатор». Цели его создания следующие: развитие молодежного предпринимательства, помощь в создании и первоначальная поддержка малых предприятий, выполняющих инновационные проекты; информационно-ресурсное обеспечение малых инновационных предприятий для продвижения на рынок региона новых бизнес-идей и технологий. Ежегодно проводится несколько конкурсов, направленных на привлечение инициативной молодежи в предпринимательскую деятельность и поддержку инновационных проектов. Действуют семь малых инновационных предприятий, созданных в соответствии с ФЗ № 217 [6].
Бизнес-инкубатор Дальневосточного федерального университета Terra Creativa, помимо комплексной поддержки молодежного инновационного бизнеса, особенно на этапе открытия и становления компании, предоставляет развитую инфраструктуру, ведет консалтинговую деятельность, содействует привлечению инвестиций [7].
Во Владивостоке также действует программа «Молодежный бизнес России», которая является частью международной программы поддержки молодежного бизнеса, разработанной Международным форумом лидеров бизнеса совместно с Фондом принца Уэльского. Целью программы является финансовая и информационная поддержка молодых людей, решающих открыть свой бизнес [6].
При этом студенты отмечают необходимость дополнительной информации о возможностях предпринимательства, что ставит вопрос об эффективности применяемых источников информирования.
Выводы и рекомендации
На основании проведенного исследования сформулированы предложения о необходимости:
- развивать бизнес-инкубаторы в каждом вузе, чтобы студенты могли реализовывать свои знания, получить опыт работы в сфере бизнеса. А также для выявления наиболее успешных студентов, которые способны в большей мере реализовывать свои предпринимательские способности с наименьшими издержками;
- усилить информационную поддержку бизнес-инкубаторов, используя интернет-ресурсы и регулярные встречи студентов с действующими резидентами бизнес-инкубаторов;
- предоставлять консультации по особенностям организации малого бизнеса в различных сферах;
- развивать школы предпринимательства с привлечением студентов различных специальностей с целью обмена знаниями между студентами разных направлений;
- привлекать студентов-предпринимателей на территории опережающего социально-экономического развития (ТОР) с комфортным предпринимательским климатом, где введены различные налоговые преференции, активно формируется инфраструктура, реализуются различные государственные проекты;
- расширить возможности дополнительного образования по необходимым для предпринимательства предметам, а также пересмотреть вопрос оплаты за эти занятия, чтобы все студенты могли получать дополнительные знания.
Проблема развития молодежного предпринимательства заключается не столько в нехватке финансовой поддержки, сколько в трудностях информационного характера [8]. Зачастую молодые люди просто не понимают, как организовать и вести малый бизнес, или боятся сделать неверный шаг, который приведет их дело к краху. Именно первоначальный этап является самым важным для большинства небольших компаний, и возможность получения информации об аналогичном опыте могла бы помочь решить многие возникающие проблемы.
Литература
1. Иванова А. В. Студенческое предпринимательство в Уральском государственном университете; условия развития и потенциал // Университетское управление; практика и анализ. - 2010. - № 3. -С. 21-26.
2. Терентьева Т. В., Смицких К. В. Оценка влияния на эффективность деятельности предприятий стройиндустрии // Вестник
Адыгейского государственного университета. Серия 5: Экономика. - 2013. - С. 193-201.
3. Резник Г. А. Студенческое предпринимательство в вузе: проблемы и перспективы развития // Проблемы современной экономики. - 2010. - С. 411-415.
4. Смицких К. В., Шумик Е. Г., Шеломенцев А. Г., Козлова О. А. Сравнительные межрегиональные оценки направлений региональной политики развития малого предпринимательства на Дальнем Востоке // Экономика и предпринимательство. - 2014. № 12 (ч. 3).- С. 924-931.
5. Государственная программа Приморского края «Экономическое развитие и инновационная экономика Приморского края» на 20132017 гг., утв. Постановлением Администрации Приморского края от 7 декабря 2012 г № 382-па «Об утверждении государственной программы Приморского края "Экономическое развитие и инновационная экономика Приморского края" на 2013-2017 годы» (в редакции постановлений Администрации Приморского края от 17 апреля 2014 года № 139-па).
6. Дальневосточный центр развития гражданских инициатив и социального партнерства. URL: http://www.fe-centre.org/projects/ projects_3.html/ (дата обращения: 02.04.2015).
7. Бизнес-инкубатор Дальневосточного федерального университета «Terra creative». URL: http://oldnew.dvfu.ru/bincubator/o-biznes-inkubatore-dvfu/
8. Терентьева Т. В., Шумик Е. Г. Особенности развития студенческого предпринимательства в Приморском крае // Сб. конференции: V уральский демографический форум с международным участием «Институты развития демографической системы общества», 2014. -С. 166-170.
Уважаемые авторы!
Начиная с первого номера 2016 г мы будем высылать авторский экземпляр журнала не в бумажном, а в электронном виде (формат pdf). Если Вы желаете получить традиционный, бумажный вариант, пожалуйста, сделайте заказ заранее, чтобы мы могли учесть его при определении тиража. Цена одного номера на первое полугодие 2016 г. - 360 руб., на второе - 440 руб. (подробнее см. раздел «Подписка» на сайте «ЭКО»).