Научная статья на тему 'Студенческий кинофестиваль и иные инновационные средства правового обучения и воспитания молодежи'

Студенческий кинофестиваль и иные инновационные средства правового обучения и воспитания молодежи Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
221
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ПРАВОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ / ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ / КРИМИНАЛИСТИКА / МЕЖДУНАРОДНЫЙ КИНОФЕСТИВАЛЬ / СТУДЕНЧЕСКИЕ ФИЛЬМЫ / LEGAL EDUCATION / LEGAL CULTURE / LEGAL AWARENESS / INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN EDUCATION / CRIMINAL SCIENCE / INTERNATIONAL FILM FESTIVAL / STUDENT FILMS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Гармаев Юрий Петрович, Чумакова Лидия Петровна

В статье анализируются результаты проведения в 2014 году Новосибирским юридическим институтом (филиалом) Национального исследовательского Томского государственного университета Первого международного кинофестиваля студенческих фильмов. Организаторы фестиваля собираются проводить его ежегодно и предлагают рассматривать этот проект как инновационное средство обучения студентов-юристов, а также как эффективную форму правового просвещения и правового воспитания широких слоев населения согласно основам государственной политики в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан Российской Федерации.Сформулировано также предложение о дальнейшем развитии в юридических науках прикладных разноотраслевых мультимедийных разработок: обучающих фильмов, кратких пособий и памяток, руководств и программ, изложенных в доступной, лаконичной форме. Это позволит сделать важный шаг к сближению юридической науки с практикой, к модернизации юридических наук, а главное к повышению эффективности правоприменения, к росту правовой культуры и правосознания населения страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENT FILM FESTIVAL AND OTHER INNOVATIVE MEANS OF LEGAL TRAINING AND EDUCATION OF YOUNG PEOPLE

In 2014 the First International Student Film Festival took place in Novosibirsk Law Institute (branch) of the National Research Tomsk State University. The festival organizersare going to hold it every year and offer to consider the project as an innovative teaching tool for law students, as well as an effective form of legal education and legal training for the general population according to the fundamentals of the state policy in the sphere of legal literacy and legal awareness of citizens of the Russian Federation.The authors formulate here a proposal for the further development of legal science in the paradigm of creating multimedia diversified applicative solutions: training films, short manuals and booklets, manuals and programs outlined in an accessible, concise manner. This will make an important step towards the convergence of legal science and practice, the modernization of legal sciences, and most importantly to improve the effectiveness of law enforcement, to an increase in legal culture and consciousness of the population.

Текст научной работы на тему «Студенческий кинофестиваль и иные инновационные средства правового обучения и воспитания молодежи»

Юбилей

105

Rossii: opyt, analiz, praktika [Laws of Russia: experience, analysis, and practice]. No. 1, pp. 101107. (In Russ.); Frolov I.V. (2009) [Administrative functions of the judiciary, their place in the system ofstate (administrative) control of Restructuring, Insolvency (Bankruptcy) sphere]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Tomsk State University]. No. 324, pp. 253256. (In Russ.); Frolov I.V. (2012) [Bankruptcy legislation and its implementation in practice of arbitration courts: legal trends and economic consequences]. Sudebnaya praktika v Zapadnoi Sibiri [Litigation practice in West Siberia]. No. 2, pp. 126-139. (In Russ.)

15. Sherstoboev O.N. (2014) [The doctrine of adequate judicial protection in administrative law (by the example of foreign nationals expulsion)]. Zhurnal rossiiskogo prava [Journal ofRussian law]. No. 2, pp. 68-79. (In Russ.); Sherstoboev O.N. (2012) [Can a legal person be guilty of an administrative offense?]. Administrativnoe pravo i protsess [Administrative law and process]. No. 3. Pp. 50-54. (In Russ.)

16. Scherbakova E.S. (2012) [Regulations in the field of law enforcement: theoretical and legal aspect]. Vestnik Saratovskoi gosudarstvennoi akademii prava [Bulletin of the Saratov State Academy of Law]. No. 1 (83), pp. 24-26. (In Russ.)

The paper was submitted 12.01.15.

СТУДЕНЧЕСКИЙ КИНОФЕСТИВАЛЬ И ИНЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ СРЕДСТВА ПРАВОВОГО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ

ГАРМАЕВ Юрий Петрович - д-р юрид. наук, профессор, кафедра уголовного права, процесса и криминалистики, Новосибирский юридический институт (филиал) Томского государственного университета. E-mail: [email protected]

ЧУМАКОВА Лидия Петровна - канд. юрид. наук, доцент, директор, Новосибирский юридический институт (филиал) Томского государственного университета. E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье анализируются результаты проведения в 2014 году Новосибирским юридическим институтом (филиалом) Национального исследовательского Томского государственного университета Первого международного кинофестиваля студенческих фильмов. Организаторы фестиваля собираются проводить его ежегодно и предлагают рассматривать этот проект как инновационное средство обучения сту-дентов-юристов, а также как эффективную форму правового просвещения и правового воспитания широких слоев населения - согласно основам государственной политики в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан Российской Федерации.

Сформулировано также предложение о дальнейшем развитии в юридических науках прикладных разноотраслевых мультимедийных разработок: обучающих фильмов, кратких пособий и памяток, руководств и программ, изложенных в доступной, лаконичной форме. Это позволит сделать важный шаг к сближению юридической науки с практикой, к модернизации юридических наук, а главное - к повышению эффективности правоприменения, к росту правовой культуры и правосознания населения страны.

Ключевые слова: юридическое образование, правовая культура, правовое просвещение, правовое воспитание, инновационные технологии в образовании, криминалистика, международный кинофестиваль, студенческие фильмы

В условиях продолжающегося рефор- вового просвещения и правового информи-мирования правовой системы повышается рования населения. В Основах государзначимость системы мер по совершенство- ственной политики Российской Федерации ванию средств правового воспитания, пра- в сфере развития правовой грамотности и

106

Высшее образование в России • № 2, 2015

правосознания граждан, утвержденных Президентом РФ 4 мая 2011 г., в числе мер этой политики названо «.. .распространение в электронных и печатных средствах массовой информации, в эфирном и кабельном вещании теле- и радиоканалов, созданных с государственным участием, в сегменте социальной рекламы, в сети Интернет информационной продукции, содержащей правовую информацию, а также способствующей развитию правовой грамотности и правосознания граждан и пропагандирующей законопослушание, добросовестность в осуществлении прав и выполнении обязанностей, уважительное и бережное отношение к правам и охраняемым законом интересам.» (подпункт 1 пункта 19).

Разработкой и внедрением подобного рода информационной продукции, вероятно, должны заняться и юридические науки. Между тем ни для кого не секрет, что в адрес этих наук все чаще раздаются критические замечания, связанные с их отставанием от потребностей практики. «В России, как и в некоторых других государствах, наблюдается излишняя теоретизирован-ность юридических научных исследований. По сути дела получается, что наука, призванная помогать практическомуработ-нику в его повседневной деятельности, отстраняется от своих обязанностей, и практики вынуждены довольствоваться теми уже давно устаревшими моделями, что у них есть. Можно сказать, что наука существует ради науки » [1, с. 7-8]. Быть может, не все так плохо, как полагает автор цитаты, но проблема, безусловно, есть. Так какими должны быть средства правового воспитания, правового просвещения и информирования молодежи?

Еще в XVII в. знаменитый педагог Я.А. Коменский советовал начинать обучение «с созерцания вещей, вместо их словесного описания». В обоснование своего тезиса он сопровождал свои учебные издания картинками. Благодаря современным достижениям IT-технологий в образовательную

деятельность прочно вошли такие понятия, как «e-learning», «tele-learning», «мультимедийное обучение» и т.п. И хотя в научной литературе уже достаточно давно начаты и еще далеки от завершения дискуссии о пользе и вреде такого рода инноваций в дидактике, бесспорно то, что юридическая наука и юридическое образование не вправе игнорировать очевидные тенденции.

Точнее, речь идет уже не о тенденциях, а о модернизации (а может быть, и о смене) парадигмы образовательной деятельности. Как верно заметил Э. Хильгендорф, во многих отраслях компьютер и мультимедиа заменили книгу, а все большему количеству молодых людей понимание объемистого текста дается с большим трудом. Во многих жизненных сферах началось вытеснение живой речи изображением. Автор категоричен: вместо того чтобы пассивно мириться с этим явлением, университетскому образованию следовало бы подхватить эту тенденцию и научиться управлять ею [2, s. 367]. Говоря о нарастающем отставании от других сфер деятельности (в русле обозначенной тенденции)всей системы образования, исследователь пишет об особо плачевном состоянии юридического образования как в своей стране (ФРГ), так и во всем мире. Думается, что и в России в этой части дела обстоят не лучшим образом.

Не считаем корректным оценивать состояние всех юридических наук, но, например, в отношении криминалистики следует констатировать, что большая часть ее прикладных разработок все еще характеризуется сложностью языка изложения, порой - безудержным и малооправданным теоретизированием. Многие наши коллеги признают, что дидактические средства юридических наук, их учебная «продукция» существенно отстают от современных достижений научно-технического прогресса в плане формы изложения, средств и методов доведения до «конечного потребителя».

Мы предлагаем активизировать процесс внедрения в юридическую науку и образо-

Юбилей

107

вание прикладных мультимедийных межотраслевых разработок (фильмов, электронных памяток, кратких пособий, буклетов, иных изданий), созданных с применением современных информационных и Интернет-технологий и доступных восприятию представителей всех слоев населения [3]. Указанная парадигма, технологии «e-learning», «tele-learning», «мультимедийного обучения», на наш взгляд, должны прочно войти не только в юридическое образование как таковое, но и в систему мер правового просвещения и правового информирования широких слоев населения.

Проблеме правового просвещения в различных сферах правоотношений уделяется большое внимание на международном уровне. Так, рядом развитых государств, в том числе с участием России, реализуются широкомасштабные международные проекты по антикоррупционному просвещению населения (см., например, [4]); в странах Западной Европы (Германия, Великобритания и др.) много внимания уделяется просвещению в области экологического права. Этой проблеме посвящены специальные разделы в учебниках [5; 6]. Подобная работа ведется и в России. Юридические вузы нашей страны, помимо традиционных форм (грантовые программы, конференции, олимпиады, конкурсы и т. п.), ищут, находят и успешно внедряют оригинальные, инновационные формы обучения и воспитания основам правовой культуры.

Коллектив преподавателей и сотрудников НЮИ (ф) ТГУ также настроен на поиск действенных форм обучения студентов и правового просвещения населения. Одна из таких неординарных методик была апробирована в 2014 г. Речь идет об идее проведения международного кинофестиваля студенческих фильмов по правовой тематике. Этот проект планируется сделать ежегодным, в дальнейшем рассматривается вопрос о том, чтобы посвящать каждый следующий фестиваль разным юридическим наукам. Однако первый и следующий

(в 2015 г.) кинофестивали было решено провести по одной из любимых российскими студентами юридических наук - криминалистике.

Как известно, особенностью этой науки и учебной дисциплины является не только прикладной характер знаний, умений и навыков, что очень важно для молодежи, стремящейся к самоутверждению в практике, правоприменении, но и некая важная нравственная основа: «Интерес криминалистики к преступлению, преступнику и его защитнику обусловлен стремлением создать научные средства, способствующие в конечном счете познанию истины в уголовном судопроизводстве» [7, с. 33-34]. Итак, поиск и установление истины в каждом уголовном деле, с применением современных технических, тактических и стратегических средств, методов и приемов, универсальных для любой страны, - вот что отличает криминалистику, характеризует ее нравственную основу в деле борьбы с преступностью. Студенты - молодые люди новой формации, свободные от идеологических установок предшествующих поколений, быть может, особенно остро чувствуют эту особенность криминалистической науки. Поэтому интерес к фестивалю фильмов по криминалистике со стороны молодежи из разных городов и регионов нашей страны, ближнего зарубежья был очень высоким.

Каждый фильм создавался в основном силами самих студентов, в этом заключалось требование оргкомитета фестиваля. То есть всё - от сценария и режиссуры до актерской игры и монтажа - несет на себе печать свободного творчества студентов-юристов, изучающих таким образом нормы уголовного и уголовно-процессуального права, криминалистические средства и методы. Вместе с тем одно из важных требований организаторов кинофестиваля заключается в том, чтобы каждый фильм содержал в себе элементы правового просвещения широких слоев населения для фор-

108

Высшее образование в России • № 2, 2015

мирования у них высокого уровня правовой культуры, пропагандировал традиции безусловного уважения к закону, правопорядку и суду, ценности добропорядочности и добросовестности как преобладающей модели социального поведения. Содержание каждого фильма должно быть направлено также на преодоление правового нигилизма в обществе.

Следует отметить, что в странах Западной Европы и Америки, как верно отмечено в [8], кино, видео, обучающие юридические фильмы уже давно являются важным средством начального и среднего образования. Но использование этих средств на уровне высшего, университетского образования пока еще не распространено достаточно широко. В последнее десятилетие несколько юридических школ Великобритании пытались интегрировать кино и иные аудиовизуальные средства в юридическое образование [8-10]. Нам известно, что в ряде стран проводятся студенческие кинофестивали, но в основном это мероприятия на уровне одного университета и с более узкими задачами, связанными не столько с правовым просвещением, сколько с обучением самих студентов-юристов (см., напр., [11]). Зачастую ставятся задачи, связанные с популяризацией определенного типа правоотношений (напр., [12]).

Несомненно, все эти меры чрезвычайно важны. Их реализация в той или иной степени вносит определенный вклад в дело правового просвещения. Однако мы не нашли в мировой практике традицию проведения регулярных международных студенческих кинофестивалей, направленных на правовое просвещение широких слоев населения разных стран. Во всяком случае, как нам известно, российские вузы не участвовали в такого рода проектах. В этом смысле предлагаемая нами идея проведения кинофестиваля претендует на новизну и актуальность в мировом масштабе.

Итак, в порядке приглашения к сотрудничеству доводим до сведения научного и

вузовского юридического сообщества следующую информацию.

16 и 17 апреля 2014 г., в рамках празднования своего 75-летия, Новосибирский юридический институт (филиал) Томского государственного университета провел масштабное и уникальное мероприятие -Первый международный кинофестиваль студенческих фильмов по криминалистике под названием «Золотой след». Целью проведения кинофестиваля стало повышение качества юридического образования, поиск и внедрение наиболее эффективных средств подготовки студентов, магистрантов, аспирантов юридических вузов, а также правовое просвещение широких слоев населения. Отдельные материалы кинофестиваля представлены для свободного изучения на официальном сайте Новосибирского юридического института (филиала) ТГУ (www.n-l-i.ru).

Вряд ли имеет смысл описывать содержание конкурсных фильмов, перечислять победителей и иных награжденных. Уверяем: творческое мышление студентов, их креативность, искренний интерес к предмету дали весьма впечатляющие результаты. Отметим, что, помимо гран-при, наград за первые, вторые и третьи места, были вручены также призы за лучшую роль, лучшую режиссуру, операторскую работу, сценарий, монтаж, а также приз зрительских симпатий. Например, последний уехал в город Душанбе (Таджикистан), в Таджикский национальный университет.

Оргкомитет кинофестиваля планирует создать открытую базу видеофильмов для использования их в учебном процессе и в деятельности по правовому просвещению граждан, правовому воспитанию молодежи.

Данное мероприятие стало возможно благодаря не только стараниям коллектива преподавателей, студентов, сотрудников института, но и уже имеющейся в вузе научной, материально-технической, образовательной базе, сложившимся традициям

Юбилей

109

и высоким стандартам образовательной деятельности. Создан специализированный криминалистический образовательный блок, поощряется научно-исследовательская работа студентов, развиваются и формируются научные школы. В рамках вышеназванной парадигмы, признающей несомненную важность фундаментальных научных теоретических разработок, в институте поощряется разработка небольших прикладных рекомендаций в виде фильмов, кратких учебно-практических пособий, памяток, специальных программных продуктов и т. п.

Следует помнить, что современная молодежь, а также взрослые люди возраста 25-55 лет, т.е. самая активная часть населения, в настоящее время пользуются стационарными и мобильными компьютерами (ноутбуками, планшетами и др.), устройствами для чтения электронных книг и др. как на работе, так и дома, а также в общественном транспорте, в поездках. До половины граждан ежедневно используют сложную мобильную телефонную технику - смартфоны и коммуникаторы, на которых установлено современное программ-

ное обеспечение, позволяющее слушать аудиокниги, просматривать видео, фото, презентации и слайд-шоу, прочий цифровой контент. Глубоко убеждены, что юридические науки и юридическая дидактика должны двигаться навстречу своему «конечному потребителю», разрабатывая и внедряя «продукцию » в различных вариантах в зависимости от характеристик типичного конечного потребителя. Данной статьей мы хотели бы привлечь внимание всех наших коллег и единомышленников -представителей юридической общественности - к двум взаимосвязанным предложениям.

Первое - это идея проведения международного кинофестиваля студенческих фильмов как одной из форм правового обучения и правового воспитания молодежи и всех граждан. Международный кинофестиваль студенческих фильмов по правовой тематике планируется сделать традиционным. Следующий пройдет в апреле 2015 г.

Второе - это предложение о дальнейшем развитии в юридических науках некой парадигмы создания прикладных разноотраслевых мультимедийных разработок

110

Высшее образование в России • № 2, 2015

типа обучающих фильмов, кратких пособий и памяток, руководств и программ, изложенных в доступной,лаконичной форме. Следование этой парадигме позволит сделать важный шаг к сближению юридической науки с практикой, а главное - к росту правовой культуры и правосознания населения.

Литература / References

1. Вележев С.С. Консолидация теории и прак-

тики в решении проблем, связанных с юридической ответственностью и наказанием // Администратор суда. 2011. № 1. С. 7-8. [Velezhev S.S. (2011) Theory and practice consolidation in legal responsibility and punishment problems solvation. Administrator suda - Court administrator]. No. 1, pp. 7-8. (In Russ.)]

2. Hilgendorf E. (2005) Juristenausbildung und

neue Medien. Juristische Zeitung. No. 8, pp. 365-373.

3. Гармаев Ю.П. Мультимедийные межотрас-

левые средства предупреждения преступности: перспективы разработки и внедрения // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. 2014. № 3. С. 71-80. [Garmaev Yu.P. (2014) Multimedia interindustrial crime prevention instruments: development and introduction prospects. Kriminologicheskiy zhurnal Baikal’skogo gosudarstvennogo universiteta ekonomiki i prava - Criminology Journal of Baikal National University of Economics and Law]. No. 3, pp. 71-80. Available at: http:// cj.isea.ru/ pdf.asp?id = 19505. (In Rus., abstract in Eng.)].

4. Project «Education against corruption».

Available at: http://www.sdcentras.lt/ antikorupcija/en/tp1.htm

5. Kraemer L. (2007) Environmental law. London:

Sweet and Maxwell.

6. Kloepfer M. (2004) Umweltrecht. Muenchen: Beck.

7. Эксархопуло А.А. Предмет и система кри-

миналистики: Проблемы развития на рубеже ХХ-ХХ1 веков. СПб.: Изд. дом СПбГУ, 2004. С. 33-34. [Jeksarhopulo A.A. (2009) Predmet i sistema kriminalistiki: Problemy razvitiya na rubezhe ХХ-ХХ1 vekov - The subject and the system of criminalistics]. St.-Petersburg: SPbGU Publ., pp. 33-34.]

8. Caudill D.S. (2012) Idealized Images of Science

in Law: The Expert Witness in Trial Movies. St. John’s Law Review, vol. 82, issue 3, article 6. Available at: http://scholarship.law.

stjohns.edu/lawreview/ vol82/ iss3/ 6.

9. Greenfield S., Osborn G., Robson P. (2001) Film

and the Law. Great Britain: Cavendish Publishing Limited. 264 p.

10. Denoncourt J. (2013) Using Film to Enhance Intellectual Property Law Education: Getting the Message Across, European Journal of Law and Technology, vol. 4, no. 1. Available at: http:// ejlt.org/ article/view/188/283#_edn1

11. Rough Cut Film Festival highlights Penn Law students’ visual advocacy, critical legal issue. Official website of the University of Pennsylvania Law School. 2012. Available at: https:// www.law.upenn.edu/live/news/2054-2012-rough-cut-film-festival-highlights-penn-law#.VEs0e_ l_uSo

12. «Forum Film Festival Opening» Fudan University School of Law in New York (Fordham Law School) Film Festival (Forum Film Festival). Available at: http:// law.fordham.edu/faculty/28606.htm

Статья поступила в редакцию 30.12.14.

STUDENT FILM FESTIVAL AND OTHER INNOVATIVE MEANS OF LEGAL TRAINING AND EDUCATION OF YOUNG PEOPLE

GARMAEV Yuriy P . - Dr. Sci. (Law), Prof., Novosibirsk Law Institute (branch) of Tomsk State University, Novosibirsk, Russia. E-mail: [email protected]

CHUMAKOVA Lidia P. — Cand. Sci. (Law), Assoc. Prof., Director, Novosibirsk Law Institute (branch) of Tomsk State University, Novosibirsk, Russia. E-mail: [email protected]

Abstract. In 2014 the First International Student Film Festival took place in Novosibirsk Law Institute (branch) of the National Research Tomsk State University. The festival organizers

Юбилей

111

are going to hold it every year and offer to consider the project as an innovative teaching tool for law students, as well as an effective form of legal education and legal training for the general population - according to the fundamentals of the state policy in the sphere of legal literacy and legal awareness of citizens of the Russian Federation.

The authors formulate here a proposal for the further development of legal science in the paradigm of creating multimedia diversified applicative solutions: training films, short manuals and booklets, manuals and programs outlined in an accessible, concise manner. This will make an important step towards the convergence of legal science and practice, the modernization of legal sciences, and most importantly - to improve the effectiveness of law enforcement, to an increase in legal culture and consciousness of the population.

Keywords: legal education, legal culture, legal awareness, legal education, innovative technologies in education, criminal science, international film festival, student films

____________ Thepaperwassubmitted 30.12.14.

ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВУЗА

СОЛОВЬЕВА Лариса Николаевна - зам. начальника учебного отдела по воспитательной работе, Новосибирский юридический институт (филиал) Томского государственного университета. E-mail: [email protected]

ЧУМАКОВ Алексей Вадимович - председатель студенческого совета института, Новосибирский юридический институт (филиал) Томского государственного университета. E-mail: [email protected]

Аннотацияя. В студенческие годы происходит мощная социализация личности, определяются ее ценностные ориентиры. Именно в эту пору молодые люди строят планы на будущее, поэтому воспитательной работе в высшем учебном заведении отводится особая роль. В статье освещаются особенности воспитания гражданственности и патриотизма в юридическом вузе на примере деятельности структур студенческого самоуправления Новосибирского юридического института (филиала) Томского государственного университета.

Ключевые слова: гражданское воспитание, патриотизм, добровольческое движение, студенческий совет, молодежное самоуправление, активная жизненная позиция, студенческая комиссия по качеству образования

Существует множество определений понятия «гражданское воспитание». Но суть их сводится к тому, что это направление воспитательной деятельности в системе образования, связанное с формированием гражданской позиции личности, ее общественного лица. Гражданское воспитание является основным элементом успешной социализации человека.

Не будем утомлять читателя перечнем целей и задач, стоящих перед воспитательной работой в образовательном учрежде-

нии, - они общеизвестны, так же как и направления этой работы [1; 2]. Остановимся на специфике воспитательной работы в юридическом вузе. Мы рассматриваем образовательный процесс не только как обучение, передачу студентам определенного пакета знаний в области права и смежных дисциплин. Это еще и обязательно каждодневная работа над «конечным продуктом », под которым подразумевается всесторонне развитая, цельная личность. В идеале из стен института должны выходить

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.