i etnokul'turnykh traditsii narodov Saiano-Altaia. Materialy IV mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii molodykh uchenykh, aspirantov i studentov, posviashchennaia Godu gostepriimstva v Respublike Tyva / ed. by U. V. Ondar. Kyzyl, Tuva State University. 227 p. Pp. 82-83. (In Russ.).
Ondar, A. U. (2015) Traditsionnaia novogodniaia pishcha u tuvintsev. New Research of Tuva, no. 1, pp. 112-118. (In Russ.).
Renchinova, Ts. E. (2006) «Sagaalan» v dukhovno-nravstvennoi kul'ture buriat: traditsiia i sovremennost'. Ulan-Ude, ADD. 188 p. (In Russ.).
Sundui, G. D. (2017) Dukhovnye tvoreniia Shagaa. Kyzyl, National School Development Institute. 52 p. (In Russ.).
Tuvintsy. Rodnye liudi (2022) / Ch. K. Lamazhaa, N. D. Suvandii, Sh. Yu. Kuzhuget, Sh. B. Mainy. St. Petersburg, Nestor-Istoriia. 344 p. (In Russ.).
Tiutrina, K. S. (2010) Shagaa — traditsionnyi prazdnik sovremennykh tuvintsev. New Research of Tuva, no. 1, pp. 211-227. (In Russ.).
Kharunova, M. M. (2010) Problemy vozrozhdeniia natsional'noi kul'tury v Tuve v postsovetskii period. New Research of Tuva, no. 2, pp. 62-70. (In Russ.).
Submission date: 11.04.2023.
Сувандии Надежда Дарыевна — кандидат филологических наук, доцент, заведующая лабораторией этнологии и лингвокультурологии, декан филологического факультета Тувинского государственного университета. Адрес: 667004, Россия, г. Кызыл, ул. Монгуша Сата, д. 9В. Тел.: +7 (923) 268-93-69. Эл. адрес: [email protected]
Suvandii Nadezhda Daryevna, Candidate of Philology, Associate Professor, Head, Laboratory of Ethnology and Linguoculturology; Dean, Philological Faculty, Tuvan State University. Postal address: 9B Mongusha Sata St., Kyzyl, Russian Federation, 667010. Tel.: +7 (923) 268-93-69. E-mail: [email protected]
DOI: 10.17805Дри.2023.2.16
Студенческие песни как направление в музыкальной культуре
А. Д. Бородай Московский гуманитарный университет
Студенческая песня — это часть современной музыкальной культуры. Она достаточно широко распространена в обществе. Песня живет в студенческой среде, создает неповторимую атмосферу студенческой жизни, ее несут по жизни многие выпускники вузов разных лет. Каждое поколение студентов оставляет написанные песни о студенческой жизни. Песни о студенчестве пишут профессиональные поэты и композиторы. Песенное искусство является достаточно популярным в нашей стране. Поют все поколения: от детского сада до ветеранов. В этом широком возрастном диапазоне выделяются студенты, как особая социально-демографическая группа молодежи, которая характеризуется общностью ценностных ориентаций, характером труда и образом жизни.
Ключевые слова: музыкальная культура; песенное творчество; студенческая песня; гимн вуза; песенная тематика; популярные студенческие песни
ВВЕДЕНИЕ
Музыкальная культура представляет собой сложную и многогранную социальную систему, которая включает в себя произведения различных музыкальных жанров, форм и средств музыкальной выразительности. В эту систему входят создатели музыкальных произведений, исполнители, все, что связано с историей создания музыкальных сочинений. Здесь же система музыкального образования (начальное, среднее и высшее образование), формирование умения воспринимать музыку различных жанров и музыкальных направлений, музыкальные навыки игры на инструментах, чтение нот с листа и т. д. Понятие «музыкальная культура» включает музыку разных направлений и жанров (Панферова, 2021: 32).
Важная часть музыкальной культуры — песенное творчество, посвященное студенческой молодежи. Тематической особенностью таких песен является студенческая жизнь во всем ее многообразии. Песня — это вокальное произведение в музыке, которое может иметь профессиональных либо самодеятельных авторов. В студенческой среде нашел свое развитие жанр авторской песни, который сродни народной музыке.
В предлагаемой статье мы попытаемся определить тематическое разнообразие студенческой песни, ее предназначение для жизни вузовских коллективов, отражение в песне учебной деятельности, отношение к сдаче зачетов и экзаменов, студенческой дружбы, веселых и развлекательных мероприятий, работы студенческих отрядов, гимнов вузов как показателя единства и сопричастности к учебным заведениям.
Концепция нашего исследования отражает основные методологические подходы к выявлению характеристик и особенностей студенческой песни, ее тематических направлений, жанров и стилей музыкальных произведений. Мы исходим из того, что за длительный исторический период накоплен огромный пласт произведений песенной культуры, которые относятся к студенческой песне.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПЕСНИ О СТУДЕНТАХ
В истории музыкальной культуры нашей страны заметное место принадлежит песням о студентах. Самые авторитетные композиторы и поэты посвящали свои произведения студенчеству. Таким образом отражались те или иные события в политической и общественной жизни страны, где студенты всегда играли важную роль. Наиболее активным в создании песен о студентах был послевоенный период ХХ в. В это время были написаны песни «Боевой марш студентов» (музыка А. Новикова, слова В. Харитонова); «Марш советских студентов» (музыка В. Мурадели, слова Э. Иодковского); «Песня московских студентов» (музыка А. Новикова, слова Л. Ошанина); «Студенческая песня» (музыка И. Дунаевского, слова Л. Ошанина); «Студенческая песня» («Как мы дружили») (музыка В. Соловьева-Седого, слова Л. Ошанина); «В добрый час!» (музыка Б. Мокроусова, слова Л. Ошанина); «Студенческая застольная» (музыка А. Островского, слова О. Фадеевой); «В честь друзей и подруг» (студенческая песня из спектакля «Молодость») (музыка Б. Мокроусова, слова Л. Ошанина); «Студенческая песня из кинофильма "Поезд идет на восток"» (музыка Т. Хренникова, слова А. Коваленкова) и др. (Студенческие песни: Электронный ресурс).
Значительная часть этих произведений исполнялась профессиональными коллективами либо студенческими художественными коллективами под руководством профессиональных хормейстеров, художественных руководителей. В послевоенный период быстрыми темпами развивалась система высшего образования. К началу 1970-х гг. в стране работало более 800 вузов с количеством обучающихся 4,5 млн человек. Целеустремленная и активная часть молодежи страны поступала в вузы, принимала участие в самодеятельном художественном творчестве, общественной жизни вузов.
Приведем только один пример того, как рождалась идея создания студенческой песни. В августе 1947 г. на Всемирном студенческом конгрессе в Праге был создан Международный союз студентов (МСС). В соответствии с уставом целями Международного союза студентов являлась защита интересов студентов, борьба за международную безопасность и мир против империализма, неоколониализма и колониализма, реакции, расизма и фашизма, за национальное освобождение, социальный прогресс и демократизацию образования. В конце 1973 г. в МСС входили 88 студенческих организаций из 86 государств (Международный союз студентов: Электронный ресурс).
Международный союз студентов принимал участие в организации Всемирных фестивалей молодежи и студентов, которые проходили один раз в четыре года в различных странах. В 1948 г. поэт Лев Ошанин в содружестве с композитором Ва-но Мурадели написал Гимн Международного союза студентов (Панков: Электронный ресурс). В припеве звучали такие слова: «Воля друзей, верных друзей, атомной бомбы и пушек сильней!». Гимн перевели на многие языки народов мира, он звучал на различных торжественных мероприятиях, включая фестивали молодежи и студентов. В 1951 г. авторы гимна были удостоены Сталинской премии.
Заметным явлением в музыкальном искусстве второй половины ХХ в. стало творчество композитора Давида Тухманова. Он написал много популярных песен, которые исполняются до сих пор. Среди них «День Победы», «Я люблю тебя, Россия!», «Как прекрасен этот мир», «Притяжение Земли», «Соловьиная роща», «Родина моя» и многие другие. Классикой жанра стала песня Д. Тухманова «Из ваган-тов» (Песенка студента), которая вошла в альбом «По волне моей памяти» (1975). Можно отметить, что из всего альбома эта песня стала наиболее популярной. Одна из причин — тема студенчества. Значительная часть населения нашей страны прошла через вузы и питает особые чувства к этому периоду жизни. Главное — это молодость. Композитор, реагируя на отношение зрителей и слушателей к своему произведению, говорил: «...Я постарался передать в музыке озорной и неуемный дух, свойственный вообще всякой студенческой братии во все времена. Песенка эта стала едва ли не самой популярной из всего цикла, множество людей услышали это непонятное странное, и все меня спрашивали: что такое "ваганты"? Ну, а теперь всякий знает — это нормальные студенты» (цит. по: Курий: Электронный ресурс).
ГИМНЫ РОССИЙСКИХ ВУЗОВ
Среди многочисленных студенческих песенных произведений необходимо выделить гимны вузов. Гимн (от греч. hymnos) — это хвалебная песнь, музыкальное произведение торжественного характера. Его слова, как правило, патриотичны, прославляют вуз и его ценности. Гимны стали важным атрибутом имиджа вуза, его
традиций и высокой духовности. Истории написания гимнов современных российских вузов различные. Иногда вузы обращаются к профессиональным поэтам и композиторам и заказывают гимн. В ряде случаев гимны рождаются в среде студентов и потом признаются как официальные музыкальные произведения. Есть опыт, когда руководители вузов участвуют в создании гимнов.
Гимн университета имеет символическое значение. Это прежде всего показатель единства учебного заведения, повод для преподавателей и студентов ощутить чувство гордости за свой вуз и чувство радости за принадлежность к alma mater. Это явление не дань моде, а глубокая необходимость возрождения духовных, культурных традиций в университетской среде. Содержание университетских гимнов подчеркивает роль и значение родного вуза на фоне истории развития образования, науки и культуры России (Мыльников, 2015: 482).
В 1997 г. был написан гимн Московского гуманитарного университета «Наша Звезда». Инициатива в создании гимна принадлежала ректору вуза, известному ученому, доктору философских наук, профессору Ильинскому Игорю Михайловичу. К тому времени он имел большой опыт литературной деятельности. Работал главным редактором журнала. Издал сборники собственных стихов и песен. И. М. Ильинский написал текст гимна и дал ему название — «Наша Звезда». Написать музыку гимна пригласили известного композитора, заслуженного деятеля искусств РСФСР, народного артиста России Марка Анатольевича Минкова.
Свершилось творческое таинство. Через некоторое время композитор показывал за роялем результаты своей работы. Договорились, что необходимо сделать запись гимна в исполнении вокальной группы, чтобы можно было поработать над аранжировкой. Композитором была предложена запоминающая мелодия. Стало понятно, что гимн получился. Его запели. Он был интересным для студентов и преподавателей. Гимн стал важным атрибутом официальных мероприятий. Первое исполнение Гимна Института молодежи «Наша Звезда» состоялось на празднике Посвящения в студенты 9 сентября 1997 г. У рояля был автор музыки — композитор Марк Минков. Премьера гимна состоялась.
Название гимна «Наша Звезда» стало поводом для того, чтобы университет подал заявку в Институт астрономии РАН о регистрации звезды своего имени. В ноябре 2004 г. МосГУ получил сертификат, в котором было записано: «18 ноября 2004 г., г. Москва. Настоящим подтверждаем внесение записи в Каталог небесных тел "РосАстро" о присвоении звезде шестнадцатой величины в созвездии Скорпиона, координаты 243,0132-28,18961 имени "Московский гуманитарный университет". Запись зарегистрирована на имя Московского гуманитарного университета. Данные о регистрации публикуются под ИНД 114-651 в ежегодном издании "Звездный Альманах"»1.
Гимн жил своей жизнью. На торжественных мероприятиях в университете его всегда исполняли с большой поддержкой зрительного зала. В 2009 г. общероссийское общественное объединение «Национальная система развития инновационной и творческой деятельности молодежи России "Интеграция"» совместно с Московским государственным университетом геодезии и картографии организовали в Москве Второй Всероссийский конкурс «Песни российских вузов». На этом конкурсе была учреждена специальная номинация «Гимны вузов». Наши студенты решили принять участие в этом творческом конкурсе. Подготовили вокальную группу, которая выступила в рамках этого конкурса. В итоге Московский гуманитар-
ный университет получил диплом первой премии Второго Всероссийского конкурса «Песни российских вузов» за гимн «Наша Звезда». Диплом был подписан председателем жюри конкурса композитором, народным артистом России В. Г. Ага-фонниковым и председателем национальной системы «Интеграция» А. С. Обруч-никовым2.
Гимн МГУ им. М. В. Ломоносова был создан в ХХ1 в., за год до празднования 250-летия главного вуза страны. Он впервые был исполнен 24 января 2004 г. на праздновании Татьянина дня. Автором слов гимна МГУ стал профессор биологического факультета В. Д. Федоров. В создании текста, его редактировании принял участие ректор МГУ В. А. Садовничий. Музыку гимна МГУ написал композитор, лауреат Государственной премии РФ В. И. Мартынов. Он известен в музыкальных кругах и как ученый-музыковед, автор монографии по истории музыки. Музыку к гимну Владимир Мартынов написал специально по заказу руководства университета. Первое исполнение гимна МГУ им. М. В. Ломоносова было поручено хору МГУ и оркестру Российского государственного музыкального телерадиоцентра под управлением народного артиста России С. И. Политикова (У Московского государственного университета . : Электронный ресурс).
Интересна история создания гимна Московского педагогического государственного университета (МПГУ). Она связана с именами студентов послевоенного поколения, которые прославили педагогический вуз и целое поколение студентов. В начале 1950-х гг. в этот вуз поступили студенты, имена которых в дальнейшем стали олицетворять авторскую песню, современную поэзию, театральное искусство, журналистику. Студентами «Московского поющего института», как называли МГПИ во второй половине XX в., были такие известные артисты, музыканты и мастера авторской песни, как Юрий Визбор, Ада Якушева, Юлий Ким, Петр Фоменко, Юрий Ряшенцев, Юрий Коваль, Виталий Коржиков, Владимир Красновский, а также многие другие, для которых институт стал местом творческой самореализации и чьи имена вошли в историю отечественной культуры (Чернышова, 2017: Электронный ресурс).
Гимн МПГУ был написан студентом филологического факультета, обучавшимся по специальности «русский язык и литература» Юрием Визбором, в дальнейшем кумиром многих любителей авторской песни, его актерского таланта и сценического очарования. Известна точная дата написания стихов, которые стали в дальнейшем гимном вуза. Стихи будущего гимна написаны были 11 декабря 1953 г. Сам Визбор написал, что его соавтором был однокурсник Юрий Ряшенцев. В дальнейшем в создании музыки принимал участие Владимир Красновский.
Таким образом, вот уже семь десятилетий в Московском педагогическом государственном университете поют гимн, авторами которого стали студенты начала 1950-х гг. Они передали ощущение студенческой жизни, студенческой дружбы, будущей работы «далеко на востоке», последнего зачета. Сегодня под сводами вуза по-прежнему звучат слова: «Мирно засыпает родная страна, и в московском небе золотая луна.».
ПЕСЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО СТУДЕНТОВ
Для студенческих песен характерно тематическое разнообразие. Насколько разнообразна жизнь студента, настолько она и отражается в песнях. Анализ студенческих песен показывает, что можно выделить песни, в которых прославляется
вуз и избранная специальность. Много песен посвящено сессиям, экзаменам и зачетам, способам преодоления сложностей этой части студенческой жизни. Важное место в студенческих песнях занимает тема любви, которая наполняет романтикой жизнь молодых людей и вдохновляет их на поступки. Но, пожалуй, самой распространенной является тема студенческой дружбы. Жизнь подтверждает, что зачастую студенческая дружба может длиться всю жизнь.
Один из основоположников студенческой и бардовской песни Юрий Визбор отмечал, что «студенческая песня сама по себе явление довольно значительное... В студенческую пору обретает человек профессию, и песни студентов — как записки следующим поколениям: вот так мы жили, вот так мы любили, так мы верили в будущее... Многие авторы сумели найти поэзию в повседневном студенческом быту, подняться от узкоцеховой темы до молодежной песни гражданского звучания» (Визбор: Электронный ресурс).
В советских вузах широко распространилось создание Студенческих театров эстрадных миниатюр (СТЭМ). Они ставили спектакли, проводили капустники, где всегда присутствовала песня. Зачастую это была студенческая самодеятельная песня. Иногда создавались слова на известную мелодию, но много песен было написано и профессиональными композиторами. Примером может служить песня «От сессии до сессии.». Здесь студенческий юмор был на первом месте: «В первые минуты бог создал институты, и Адам студентом первым был. Адам был парень смелый, ухаживал за Евой, и бог его стипендии лишил». Смысловая кульминация этой песни заключается в следующих словах: «От сессии до сессии живут студенты весело, а сессия всего два раза в год» (Калмин: Электронный ресурс). Есть сведения, что слова этой песни были написаны в начале 1950-х гг. выпускником Литературного института им. М. Горького Владленом Бухновым (1924-1994). Мелодия была заимствована у композитора М. Блантера, который в 1943 г. написал «Песню военных корреспондентов» на слова К. Симонова (Бухнов: Электронный ресурс).
Во многих вузах студенты создавали неформальные творческие объединения, сочиняли студенческие песни, сценарии капустников, участвовали в концертах. Как мы уже писали выше, целая плеяда талантливых студентов училась в начале 1950-х гг. в Московском педагогическом государственном институте. В то время в МПГИ учились Юрий Визбор, Юрий Красновский, Ада Якушева, Юлий Ким, Борис Вахнюк, Светлана Багдасарова. Позднее в этот вуз поступили Петр Фоменко, Юрий Ряшенцев, Максим Кусургашев и др. В дальнейшем они стали известными бардами, журналистами, поэтами, литераторами. Именно группа студентов из МГПИ начала 1950-х создала целое «песенное» направление студенческого творчества, ставшего в условиях «оттепели» колыбелью бардовского жанра, можно сказать, «задала направление» в его развитии. Студенты филологического факультета Юрий Визбор и Юрий Ряшенцев написали песню «Мирно засыпает страна», которой суждено было стать гимном главного педагогического вуза страны (Много впереди путей . : Электронный ресурс).
Песни о студентах и для студентов сочиняли и исполняли Владимир Высоцкий («Марш студентов-физиков» и «Песня студентов-археологов»), Андрей Макаре-вич («Посвящение Архитектурному институту»), Александр Зацепин («Это мы не проходили»), Виктор Барковский («Альма-матер»), Булат Окуджава («Союз друзей»), Юрий Визбор («Мирно засыпает страна» — гимн МПГУ), Валерий Канер («А все кончается, кончается, кончается.»), Ада Якушева («Вечер бродит..»).
ПЕСНИ О СТУДЕНЧЕСКИХ ОТРЯДАХ
Несколько десятилетий в России существует движение студенческих отрядов. В 1970-1980-е гг. до 800 тыс. студентов надевали зеленые куртки и ехали строить важные объекты в различные районы огромной страны. Студенческие отряды были различных профилей: строительные, сельскохозяйственные, путинные, проводниковые, педагогические. Это была интересная и полезная часть студенческой жизни. Главным в жизни студенческих отрядов была работа, но впечатления оставались от дружбы, вечерних песен у костра, капустников и концертов для местного населения (Приступко, 2008: 94).
В 1968 г. комсомол отмечал свое 50-летие. В Москве и в регионах проходило много различных творческих мероприятий. Молодым поэтам и композиторам был предложен конкурс на создание лучшей песни о комсомоле. Такой конкурс был организован в Хабаровском крае. Особенностью Дальнего Востока того времени были ударные комсомольские стройки. Одна из них — строительство целлюлозно-картонного комбината в Амурске. Этот город возводили в 60 километрах от Комсомольска-на-Амуре, на берегу Амура. Каждое лето на стройки Хабаровского края приезжали со всей страны студенческие строительные отряды. Они оставляли у жителей края хорошее впечатление от ударного труда и организации общественной жизни по месту дислокации (Бородай, 2018: 237).
Массовое движение студенческих отрядов стало поводом для хабаровского поэта Валерия Шульжика написать стихи «Зеленые куртки» и предложить их молодому дальневосточному композитору, выпускнику Новосибирской консерватории им. М. И. Глинки по классу композиции Борису Напрееву для создания песни. Так они хотели отреагировать на призыв создать песню к юбилею комсомола. Авторы считали, что патетические песни напишут другие авторы, а они решили запечатлеть одну из ярких страниц в жизни комсомола, которой является движение студенческих отрядов (Напреев: Электронный ресурс).
В 1968 г. на Дальнем Востоке был открыт Хабаровский государственный институт культуры. В этот вуз пригласили работать на кафедру теории и истории музыки композитора Бориса Дмитриевича Напреева. Он быстро нашел общий язык со студентами. Интересно преподавал свои дисциплины. Показывал написанные музыкальные произведения. В институте бурлила студенческая жизнь. Проводились концерты, состязания команд Клуба веселых и находчивых. Свои способности на сцене показывали будущие режиссеры театральных коллективов, руководители оркестров народных инструментов, руководители хоровых коллективов, будущие библиотечные работники.
С 1969 г. в Хабаровском государственном институте культуры стали формировать студенческие отряды путинного, а затем строительного, железнодорожного, педагогического профилей и летние агитбригады, которые давали концерты в отдаленных районах Дальнего Востока. С этого времени песня «Зеленые куртки» вошла в постоянный репертуар концертных программ. Спустя некоторое время ее запел весь Хабаровский краевой студенческий отряд. В Хабаровский край направлялись студенческие строительные отряды из московских вузов. Они увозили с собой эту песню. Она действительно стала популярной в студенческой среде. В 1973 г. Хабаровский краевой штаб студенческих отрядов выпустил специальный сборник под названием «Зеленые куртки» в помощь студенческим агитбригадам для куль-
турно-массовой работы среди населения и организации досуга в рамках третьего трудового семестра (там же: 240).
В исследовании нашей темы возникает вопрос о жанровых и стилевых предпочтениях студенческой молодежи и экстраполяции результатов некоторых исследований на интерес к студенческой песне. Е. Н. Полянская и Н. В. Каргина опубликовали результаты исследования о музыкально-стилевых предпочтениях российских студентов. В опросе было предложено 17 основных направлений музыкального искусства для высказывания предпочтения одному или нескольким вариантам. Результаты показали, что интересы студенческой молодежи к жанрам и стилям в музыкальном искусстве распределились в целом равномерно. Максимальный интерес (3,7) был зафиксирован к музыке из кинофильмов, а минимальный (1,3) — к авангардному направлению в классике. Из того, что относится к студенческой песне, бардовская песня получила интерес на уровне 2,0 баллов, эстрада — 1,8, рок — 3,2, рэп — 3,6 (Полянская, Каргина, 2018: 189).
ПОПУЛЯРНАЯ СТУДЕНЧЕСКАЯ ТЕМА
Анализ студенческих песен показывает, что одна песенная тема студенческой жизни является доминирующей. Речь идет о дате в календаре — 25 января. В это день отмечается день памяти святой великомученицы Татианы, которая по церковным канонам является покровительницей российских студентов. МГУ им. М. В. Ломоносова ежегодно 25 января отмечает день основания Московского университета. Сложилось так, что эту дату многие вузы отмечают как День студентов. К этому времени завершается зимняя экзаменационная сессия, наступают каникулы. Это отдых от учебы и праздничное ощущение от жизни. Указом Президента РФ от 25 января 2005 г. №76 «О Дне российского студенчества» официально утвержден «профессиональный» праздник российских студентов3. А в 2007 г. был подписан Федеральный закон, согласно которому День российского студенчества стал одной из памятных дат России4.
Рассматривая студенческие песни, мы обнаружили, что существует множество песен с одинаковым названием: «Татьянин день». Начнем с песни Н. Олева и Ю. Са-ульского, которая начинается со слов: «Был белый снег, шел первый день каникул, целый день вдвоем бродили мы с тобой». Далее по тексту появляются главные слова в песне: «"Татьяна плюс Сергей" равняется любовь». Таким образом, можем сделать заключение, что эта студенческая песня про любовь (История создания ... : Электронный ресурс).
Автором слов и музыки следующей песни под названием «Татьянин день» является Вадим Головня. Песня начинается со слов: «Татьянин день — январь почти итожит, Татьянин день — вторая треть зимы, и он уже не первый век тревожит студенческие юные умы». Далее автор приходит к известному заключению: «Пусть этот праздник дарит людям веру, немножечко надежды и любовь!» Это также песня про любовь (Головня, 2023: Электронный ресурс).
Слова и мелодия следующей песни «Татьянин день» написаны Татьяной Мир-чук. Она считает этот день праздником души. Это день ее именин. Начинается песня со слов: «Хорош денек для праздника, ей-Богу, Татьянин день придумали не зря». В тексте песни прямого отношения к студенчеству нет, но название студенческого праздника говорит само за себя. А основной смысл в словах этой песни,
видимо, следующий: «Он праздничный, и знаю я заранее — мне в этот день сопутствует успех!» (Мирчук, 2023: Электронный ресурс).
Следующая песня «Татьянин день» представлена автором и исполнителем Михаилом Фирюлиным. Первый куплет песни начинается со следующих слов: «Все бывшие студенты в Татьянин день близки, хотя порой моменты и серебрят виски». В песне поется про первый тост за Татьяну, про знакомый образ, который друзей со всех концов страны зовет. Видимо, можно сказать, что данная песня «Татьянин день» посвящена дружбе бывших студентов (Фирюлин, 2023: Электронный ресурс).
Еще одну песню «Татьянин день» написала Татьяна Чубарова. В этой песне 17 раз повторяется имя Татьяна. Песня начинается с детской непосредственностью и новогодним слогом: «За окошком снег кружит, зимний праздник к нам спешит.» Во втором куплете автор продолжает: «Метет январская метель, в моей душе поет апрель.» В итоге автор заключает, что «Татьянин день — он самый лучший.» и предлагает поднять тост «за всех Татьян». Можно заключить, что эта песня о празднике, который называется «Татьянин день» (Чубарова, 2023: Электронный ресурс).
Дмитрий Лик — автор и исполнитель песни «Татьянин день». Эта песня действительно студенческая по содержанию. Здесь есть один характерный оборот: «За окошком Татьянин день, в институт собираться лень». По-нашему мнению, представлен образ немотивированного студента, который еще не сдал зачет по философии. В тексте песни «шуршат зачетки», «метет метель», «как же весело было всем», «до утра в общаге», «как хорош был "Татьянин день"». В песне зафиксировано впечатление от студенческого праздника (Лик: Электронный ресурс).
Автор песни «Татьянин день» Денис Карев, судя по тексту, своей возлюбленной Татьяне несет цветы в подарок по случаю праздника, ее именин. Январский снежок скрипит под ногами. «Она и сама, как цветок, хороша. При виде ее расцветает душа». Он пишет слова на снегу: «Татьяна, я тебя люблю!» Песня заканчивается словами: «Хочу я с тобою быть рядом всегда. И очень надеюсь, что скажешь ты: "Да"» (Карев: Электронный. ресурс).
Подводя итог этой части нашего исследования, мы можем констатировать, что песни с одинаковым названием «Татьянин день» — разные по содержанию и литературному качеству. Это допустимо, потому что многие песни являются авторскими, по сути, самодеятельными. Время рассудит, и, возможно, часть песен не будет востребована для концертных программ и студенческих посиделок. Так всегда бывает с музыкальными произведениями.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог нашего исследования, мы подтверждаем выдвинутую гипотезу, которая определяет студенческую песню как специальное направление в музыкальной культуре нашей страны. История музыки в целом и история песенного искусства в частности подтверждают, что студенческая песня занимает значительное место в художественной культуре нашего народа. Мы можем выделить песни советских и российских поэтов и композиторов, которые воспевают студенчество как часть нашего общества. Получила развитие практика создания гимнов российских вузов, которые играют важную роль в жизни студенческих коллективов. Целое направление студенческой песни посвящено студенческим отря-
дам, которые вносят большой вклад в экономическое развитие страны. Большое количество песен создается для того, чтобы поднимать настроение студентам, укреплять студенческую дружбу, весело проводить досуг. Песни о студентах пели выдающиеся исполнители, которые возвысили это искусство и сделали его бессмертным.
примечания
1 Наша Звезда. Гимн Московского гуманитарного университета [Электронный ресурс] // Ильинский Игорь Михайлович. URL: https://ilinskiy.ru/litchnoe/gimn/ (дата обращения: 10.03.2023).
2 Там же.
3 Указ Президента РФ от 25 января 2005 г. №76 «О Дне российского студенчества» [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/6152453/?ysclid=lhpwr5lv9g789184598 (дата обращения: 15.03.2023).
4 Федеральный закон от 24 октября 2007 г. №231-ФЗ «О внесении изменения в статью 1.1 Федерального закона "О днях воинской славы и памятных датах России"» [Электронный ресурс] // Президент России. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/26362 (дата обращения: 15.03.2023).
список литературы
Бородай, А. Д. (2018) Первые студенческие отряды ХГИК // ХГИК в нашей жизни: Время. События. Люди : сб. ст. / сост. А. Д. Бородай ; под ред. С. Н. Скоринова. Хабаровск : Хабаровский гос. ин-т культуры. 273 с. С. 237-259.
Бухнов, В. В первые минуты [Электронный ресурс] // A-Pesni. URL: http://a-pesni.org/ stud/v1minutu.php (дата обращения: 11.03.2023).
Визбор, Ю. О студенческой песне, ее зарождении, становлении и развитии [Электронный ресурс] // ВКонтакте. URL: https://vk.com/wall174769230_3199 (дата обращения: 12.03.2023).
Головня, В. Татьянин день [Электронный ресурс] // Страна вокалистов. URL: https://vo-cal-land.ru/catalog/g_rus/15736/143386 (дата обращения: 12.03.2023).
История создания песни «Татьянин день» [Электронный ресурс] // Одноклассники. URL: https://rn.ok.ru/group/52934859554886/topic/153797458996038 (дата обращения: 11.03.2023).
Калмин, О. От сессии до сессии живут студенты весело — Хит 70-х [Электронный ресурс] // Stihi.ru. URL: https://stihi.ru/2017/06/26/4291 (дата обращения: 11.03.2023).
Карев, Д. Татьянин день. Текст песни [Электронный ресурс] // Гуру песен. URL: https:// pesni.guru/text/%D0%B4%D0% B5%D0%BD %D0% B8% D1%81-%D0%BA%D0%B0%D1%80 %D0%B5%D0%B2-%D1%82% D0% B0% D1%82%D1%8C%D1%8F%D0%BD%D0%B8%D0%BD-%D0% B4%D0% B5% D0%BD%D1%8C (дата обращения: 11.03.2023).
Курий, С. Ко дню студента. Какова история песни Давида Тухманова «Из вагантов»? [Электронный ресурс] // ШколаЖизни.га URL: https://www.shkolazhizni.ru/culture/arti-cles/79515/ (дата обращения: 11.03.2023).
Лебедев, Л. А. Международный союз студентов [Электронный ресурс] // Small Encyclopedia. URL: http://bfsibguti.ru/mezhdunarodnyj-sojuz-studentov/ (дата обращения: 11.03.2023).
Лик, Д. Татьянин день — текст песни [Электронный ресурс] // Гуру песен. URL: https:// pesni.guru/text/%D0%BB%D0%B8%D0%BA-%D0%B4%D0%BC%D0%B8%D1%82%D1 %80%D0%B8%D0%B9-%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D1%8F%D0 %BD%D0%B8%D0%BD-%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%8C (дата обращения: 11.03.2023).
Международный союз студентов [Электронный ресурс]. URL: http://bfsibguti.ru/mezh-dunarodnyj-sojuz-studentov/ (дата обращения: 15.03.2023 г
Мирчук, Т. Татьянин день (песня) [Электронный ресурс] // Проза.ру. URL: https://proza. ru/2013/01/25/321 (дата обращения: 11.03.2023).
Много впереди путей, дорог... история песни «Гимн МПГИ» [Электронный ресурс] // BARDS.RU. URL: http://www.bards.ru/press/press_show.php?id=452 (дата обращения: 11.03.2023).
Мыльников, А. М. (2015) Университетские гимны // Бюллетень медицинских интернет-конференций. Т. 5. №5.
Напреев, Б. Зеленые куртки. Песня студенческих строительных отрядов [Электронный ресурс] // CLASSIC-ONLINE.RU. URL: https://classic-online.ru/ru/production/184549? ysclid=lf4g57t6bp561587043 (дата обращения: 11.03.2023).
Панков, Г. Гимн Международного союза студентов [Электронный ресурс] // Musify. URL: https://musify.club/track/georgii-pankov-gimn-mezhdunarodnogo-souza-studentov-v-muradeli-l-oshan-9705523?ysclid=lf4e9zmn1n54065678 (дата обращения: 11.03.2023).
Панферова, Е. М. (2021) Музыкальная культура как сложная система // Образование и воспитание. № 1 (32). С. 32-34. URL: https://moluch.ru/th/4/archive/187/5949/ (дата обращения: 15.03.2023).
Полянская, Е. Н., Каргина, Н. В. (2018) Музыкально-стилевые предпочтения российских студентов // Знание. Понимание. Умение. №1. С. 187-194. DOI: http://dx.doi.org/10.17805/ zpu.2018.1.15
Приступко, В. А. (2008) Студенческие отряды: исторический опыт 1959-1990 годов. М. : Изд-во Московского гуманитарного ун-та. 294 с.
Студенческие песни [Электронный ресурс]. URL: https://ale07.ru/music/notes/song/ bayan/ppvsb/text_ppvsb_sp.htm?ysclid=lhpwiqod0197396205 (дата обращения: 15.03.2023).
У Московского государственного университета им. Ломоносова появились свой гимн, герб и значки [Электронный ресурс] // Русская линия. URL: https://rusk.ru/newsdata.php? idar=407290 (дата обращения: 12.03.2023).
Фирюлин, М. Татьянин день [Электронный ресурс] // MUZMO.SITE. URL: https:// muzmo.site/track/mihail-firyulin-tatyanin-den-skachat-5412ea076b8a27ccf9a2c61 cd1078e91 (дата обращения: 11.03.2023).
ХГИК в нашей жизни: Время. События. Люди : сб. ст. : к 50-летию Хабаровского государственного института культуры (2018) / сост. А. Д. Бородай. Хабаровск : Хабаровский гос. ин-т культуры. 373 с.
Чернышова, Е. (2017) Московский поющий [Электронный ресурс] // Литературная газета. №45 (6620). 15 ноября. URL: https://lgz.ru/article/-45-6620-15-11-2017/moskovskiy-poyush-chiy/ (дата обращения: 11.03.2023).
Чубарова, Т. Татьянин день // Текст песни. URL: https://tekst-pesni.online/tatyana-chuba-rova-tatyanin-den/ (дата обращения: 11.03.2023).
Дата поступления: 16.03.2023 г.
student songs as a trend in music culture A. D. Boroday Moscow University for the Humanities
Student song is a part of contemporary music culture. It is sufficiently widespread in the society. Songs live in student environment, creating a unique atmosphere of student life which is carried through live by many university graduates of different years. Every generation of students leaves behind written songs about student life. Professional poets and composers also write songs about students. The art of singing is quite popular in our country. All generations sing — from pre-school children to the elderly. Students are distinguished from this wide age range as a special social and demographic group of young people, which is characterised by common value orientations, the nature of work, and lifestyle.
Keywords: music culture; songwriting; student song; university anthem; lyrical themes; popular student songs
references
Borodai, A. D. (2018) Pervye studencheskie otriady KhGIK. In: KhGIK v nashei zhizni: Vremia. Sobytiia. Liudi : sb. st. / comp. A. D. Borodai ; ed. by. S. N. Skorinova. Khabarovsk, Khabarovsk State Institute of Culture. 273 p. Pp. 237-259. (In Russ.).
Bukhnov, V. V pervye minuty. A-Pesni [online] Available at: http://a-pesni.org/stud/v1minu-tu.php (accessed: 11.03.2023). (In Russ.).
Vizbor, Iu. O studencheskoi pesne, ee zarozhdenii, stanovlenii i razvitii. VKontakte [online] Available at: https://vk.com/wall174769230_3199 (accessed: 12.03.2023). (In Russ.).
Golovnia, V. Tat'ianin den'. Strana vokalistov [online] Available at: https://vocal-land.ru/cat-alog/g_rus/15736/143386 (accessed: 12.03.2023). (In Russ.).
Istoriia sozdaniia pesni «Tat'ianin den'». Odnoklassniki [online] Available at: https://rn.ok.ru/ group/52934859554886/topic/153797458996038 (accessed: 11.03.2023). (In Russ.).
Kalmin, O. Ot sessii do sessii zhivut studenty veselo — Khit 70-kh. Stihi.ru [online] Available at: https://stihi.ru/2017/06/26/4291 (accessed: 11.03.2023). (In Russ.).
Karev, D. Tat'ianin den'. Tekst pesni. Guru pesen [online] Available at: https://pesni.guru/ text/%D0%B4%D0% B5%D0%BD %D0% B8% D1%81-%D0%BA%D0%B0%D1%80%D0%B5 %D0%B2-%D1%82% D0% B0% D1%82%D1%8C%D1%8F%D0%BD%D0%B8%D0%BD-%D0% B4%D0% B5% D0%BD%D1%8C (accessed: 11.03.2023). (In Russ.).
Kurii, S. Ko dniu studenta. Kakova istoriia pesni Davida Tukhmanova «Iz vagantov»? Shko-laZhizni.ru [online] Available at: https://www.shkolazhizni.ru/culture/articles/79515/ (accessed: 11.03.2023). (In Russ.).
Lebedev, L. A. Mezhdunarodnyi soiuz studentov. Small Encyclopedia. [online] Available at: http://bfsibguti.ru/mezhdunarodnyj-sojuz-studentov/ (accessed: 11.03.2023). (In Russ.).
Lik, D. Tat'ianin den' — tekst pesni. Guru pesen. [online] Available at: https://pesni.gu-ru/text/%D0%BB%D0%B8%D0%BA-%D0%B4%D0%BC%D0%B8%D1%82 % D 1 % 8 0 % D 0 % B 8 % D 0 % B 9 - % D 1 % 8 2 % D 0 % B 0 % D 1 % 8 2 % D 1 % 8 C % D 1 %8F%D0 %BD%D0%B8%D0%BD-%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%8C (accessed: 11.03.2023). (In Russ.).
Mezhdunarodnyi soiuz studentov [online] Available at: http://bfsibguti.ru/mezhdunarodnyj-sojuz-studentov/ (accessed: 15.03.2023). (In Russ.).
Mirchuk, T. Tat'ianin den' (pesnia). Proza.ru [online] Available at: https://proza.ru/2013/ 01/25/321 (accessed: 11.03.2023). (In Russ.).
Mnogo vperedi putei, dorog... istoriia pesni «Gimn MPGI». BARDS.RU [online] Available at: http://www.bards.ru/press/press_show.php?id=452 (accessed: 11.03.2023). (In Russ.).
Myl'nikov, A. M. (2015) Universitetskie gimny. Biulleten' meditsinskikh internet-konferentsii. Vol 5. №5. (In Russ.).
Napreev, B. Zelenye kurtki. Pesnia studencheskikh stroitel'nykh otriadov. CLASSIC-ON-LINE.RU [online] Available at: https://classic-online.ru/ru/production/184549?ysclid=lf4g57t6 bp561587043 (accessed: 11.03.2023). (In Russ.).
Pankov, G. Gimn Mezhdunarodnogo soiuza studentov. Musify [online] Available at: https:// musify.club/track/georgii-pankov-gimn-mezhdunarodnogo-souza-studentov-v-muradeli-l-oshan-9705523?ysclid=lf4e9zmn1n54065678 (accessed: 11.03.2023). (In Russ.).
Panferova, E. M. (2021) Muzykal'naia kul'tura kak slozhnaia sistema. Obrazovanie i vospitanie, no. 1 (32), pp. 32-34. (In Russ.).
Polianskaia, E. N. and Kargina, N. V. (2018) Muzykal'no-stilevye predpochteniia rossiiskikh studentov. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 1, pp 187-194. DOI: http://dx.doi.org/10.17805/ zpu.2018.1.15 (In Russ.).
Pristupko, V. A. (2008) Studencheskie otriady: istoricheskii opyt 1959-1990 godov. Moscow, Moscow Univ. for the Humanities. 294 p. (In Russ.).
Studencheskie pesni [online] Available at: https://ale07.ru/music/notes/song/bayan/ppvsb/ text_ ppvsb_ sp.htm?ysclid=lhpwiqod0197396205 (accessed: 12.03.2023). (In Russ.).
U Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta im. Lomonosova poiavilis' svoi gimn, gerb i znachki. Russkaia liniia [online] Available at: https://rusk.ru/newsdata.php?idar=407290 (accessed: 12.03.2023). (In Russ.).
Firiulin, M. Tat'ianin den'. MUZMO.SITE [online] Available at: https://muzmo.site/track/ mihail-firyulin-tatyanin-den-skachat-5412ea076b8a27ccf9a2c61cd1078e91 (accessed: 11.03.2023). (In Russ.).
KhGIK v nashei zhizni: Vremia. Sobytiia. Liudi : sb. st. : k 50-letiiu Khabarovskogo gosudarstvennogo instituta kul'tury (2018) / comp. by A. D. Borodai. Khabarovsk, Khabarovsk State Institute of Culture. 373 p. (In Russ.).
Chernyshova, E. (2017) Moskovskii poiushchii. Literaturnaia gazeta, no. 45 (6620). November, 15 [online] Available at: https://lgz.ru/article/-45-6620-15-11-2017/moskovskiy-poyushchiy/ (accessed: 11.03.2023). (In Russ.).
Chubarova, T. Tat'ianin den'. Tekst pesni [online] Available at: https://tekst-pesni.online/ tatyana-chubarova-tatyanin-den/ (accessed: 11.03.2023). (In Russ.).
Submission date: 16.03.2023.
Бородай Александр Дмитриевич — доктор исторических наук, профессор, заслуженный работник культуры РФ, декан факультета рекламы, журналистики, психологии и искусства Московского гуманитарного университета. Адрес: 111395, Российская Федерация, г. Москва, ул. Юности, 5. Тел.: +7 (916) 832-00-36. Эл. адрес: [email protected]
Boroday Aleksandr Dmitrievich, Doctor of History, Professor, Honoured Worker of Culture of the Russian Federation, Dean, Faculty of Advertising, Journalism, Psychology and Art, Moscow University for the Humanities. Postal address: 5, Yunosti St., Moscow, Russian Federation, 111395. Tel.: +7 (916) 832-00-36. E-mail: [email protected]