Научная статья на тему 'СТУДЕНЧЕСКИЕ МЕДИАПРОЕКТЫ В ЖУРНАЛИСТСКОМ ОБРАЗОВАНИИ'

СТУДЕНЧЕСКИЕ МЕДИАПРОЕКТЫ В ЖУРНАЛИСТСКОМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
398
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕДИАПРОЕКТ / МОНТАЖ / ВИДЕОСЮЖЕТ / ЖУРНАЛИСТИКА / ИНТЕРНЕТ-ПРОЕКТ / ПРОИЗВОДСТВО ГАЗЕТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Базикян С. А.

В современном российском высшем образовании наметилась тенденция к модернизации, к переходу от традиционных моделей обучения к инновационным, практикоориентированным моделям. Проектный подход в образовании - достаточно новое и малоизученное явление, вызывающее в педагогическом сообществе множество вопросов, но научных работ, посвященных изучению практического опыта реализации проектной модели в высшей школе и ее результатов, появляется достаточно мало. Статья посвящена роли медиапроектов в журналистском образовании. Сегодня для формирования медиаграмотности уже недостаточно одной теории - необходимо получение практических навыков разработки и производства медиапродуктов в различных форматах. С этой целью на кафедре журналистики Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого на протяжении девяти лет реализовывается серия образовательных медиапроектов в рамках дисциплин «Технология СМИ: производство газеты» и «Монтаж телесюжета: теория и практика». В их основе - принцип проектной деятельности: студенты учатся генерировать идеи и воплощать их в жизнь, получая конкретный результат. Под руководством преподавателя-куратора студенты разрабатывают концепцию учебной газеты, подбирают темы публикаций, разрабатывают систему рубрик, верстают его, обсуждают результаты на итоговой «летучке». Кроме того, студенты снимают и монтируют видеосюжеты на молодежную тематику. Непрерывное включение студентов в процесс разработки и выпуска медиапроизведений различных форматов позволяет сформировать у студентов профессионально значимые компетенции и вызвать устойчивый интерес к журналистике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Базикян С. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENT MEDIA PROJECTS IN JOURNALISTIC EDUCATION

In modern Russian higher education, there has been a trend towards modernization, towards the transition from traditional learning models to innovative, practice-oriented models. The project approach in education is a fairly new and understudied phenomenon that causes many questions in the pedagogical community, but there are quite a few scientific works devoted to the study of the practical experience of implementing the project model in higher education and its results. The article is devoted to the role of media projects in journalistic education. Today, to form media literacy, theory only is no longer enough - it is necessary to obtain practical skills in the development and production of media products in various formats. To this end, a series of educational media projects has been implemented at the Department of Journalism of Yaroslav-the-Wise Novgorod State University over a period of nine years within the framework of “Media Technology: Newspaper Production” and “TV Story Editing: Theory and Practice” disciplines. They are based on the principle of project activities: students learn to generate ideas and implement them, receiving a specific result. Under the guidance of a teacher-curator, students develop the concept of an educational newspaper, select the topics of publications, develop a rubric system, make it up, discuss the results at the final briefing. In addition, students shoot and edit youth-themed videos. The continuous involvement of students in developing and releasing media works of various formats allows students to form professionally significant competencies and arouse a steady interest in journalism.

Текст научной работы на тему «СТУДЕНЧЕСКИЕ МЕДИАПРОЕКТЫ В ЖУРНАЛИСТСКОМ ОБРАЗОВАНИИ»

УДК 070 Ы^:/^.от§/10.34680/24П-7951.2022.5(44).484-489

С.А.Базикян

СТУДЕНЧЕСКИЕ МЕДИАПРОЕКТЫ В ЖУРНАЛИСТСКОМ ОБРАЗОВАНИИ

В современном российском высшем образовании наметилась тенденция к модернизации, к переходу от традиционных моделей обучения к инновационным, практикоориентированным моделям. Проектный подход в образовании — достаточно новое и малоизученное явление, вызывающее в педагогическом сообществе множество вопросов, но научных работ, посвященных изучению практического опыта реализации проектной модели в высшей школе и ее результатов, появляется достаточно мало. Статья посвящена роли медиапроектов в журналистском образовании. Сегодня для формирования медиаграмотности уже недостаточно одной теории — необходимо получение практических навыков разработки и производства медиапродуктов в различных форматах. С этой целью на кафедре журналистики Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого на протяжении девяти лет реализовывается серия образовательных медиапроектов в рамках дисциплин «Технология СМИ: производство газеты» и «Монтаж телесюжета: теория и практика». В их основе - принцип проектной деятельности: студенты учатся генерировать идеи и воплощать их в жизнь, получая конкретный результат. Под руководством преподавателя-куратора студенты разрабатывают концепцию учебной газеты, подбирают темы публикаций, разрабатывают систему рубрик, верстают его, обсуждают результаты на итоговой «летучке». Кроме того, студенты снимают и монтируют видеосюжеты на молодежную тематику. Непрерывное включение студентов в процесс разработки и выпуска медиапроизведений различных форматов позволяет сформировать у студентов профессионально значимые компетенции и вызвать устойчивый интерес к журналистике.

Ключевые слова: проектный подход, проектная деятельность, медиапроект, монтаж, видеосюжет, журналистика, интернет-проект, производство газеты

Введение. В некоторых российских университетах активно внедряется инновационная траектория

обучения — проектная деятельность. Проектная деятельность предполагает вовлечение студентов, начиная с первых курсов обучения, в практическую реализацию теоретической базы. «Проект — это ограниченная во времени деятельность, представленная в виде мероприятий, направленная на решение социально значимой проблемы и достижение определенной цели, предполагающая получение ожидаемых результатов, путем решения связанных с целью задач, обеспеченная необходимыми ресурсами и управляемая на основе постоянного мониторинга деятельности и ее результатов с учетом возможных рисков» [1, с. 14].

Современная педагогическая наука рассматривает современный процесс образования не столько как процесс передачи знаний, сколько как среду для формирования самодостаточной, конкурентоспособной личности, способной на творческую инициативу и отказ от шаблонов. Но далеко не всегда удается реализовать практикоориентированную модель обучения в отечественном образовании. Как справедливо отмечают специалисты, в традиционную систему обучения, базирующуюся на так называемом «поточно-групповом обучении» и пассивном получении теоретических знаний очень сложно внедрить стиль активного обучения. «Проблема заключается прежде всего в традиционном порядке организации освоения образовательных программ, закреплённом в нормативной базе высшей школы, а также в существующей системе финансирования вузов, построенной на нормативах для обучения в учебных группах с определённой наполняемостью, что является следствием системы "поточно-группового обучения"» [2, с. 105]. Кроме того, внедрение проектного обучения в вузе порой наталкивается на резкое противодействие и со стороны педагогического сообщества, причины которого следует искать не только в нежелании педагогов в корне перестраивать собственные методики обучения, но и в некачественной организации самого процесса проектного обучения со стороны менеджмента вузов. Внедрение проектной деятельности в университетах зачастую сталкивается и с сопротивлением со стороны родителей и студентов. Традиционные методы обучения кажутся более проверенными, надежными, фундаментальными, более того, количество часов на реализацию проектов увеличивается за счет уменьшения часов, отведенных на освоение профессиональных дисциплин. Поэтому представляется очевидным, что внедрение проектной деятельности может оказаться плодотворным лишь на творческих направлениях подготовки. Таким образом, реализация проектно-ориентированного обучения в российских вузах сталкивается с достаточно серьезными проблемами, поэтому анализ успешных методик его реализации представляется весьма актуальным.

Постановка научной проблемы. Медиаобразовательные практики и проектная деятельность в них начинают активно изучаться в современном научном пространстве. Интересны работы И.Фатеевой о новых технологических форматах медиаобразовательных проектов, в которых анализируется их специфические отличия от других видов проектов [3]. Среди отечественных авторов вопросами медиаобразования активно занимаются А.Федоров и А.Новикова [4], продуктивным представляется проведенный ими анализ медиаобразовательных практик, внедряемых в школах и вузах США, Канады, Австралии, Великобритании, Германии, Франции и др. странах. Кроме того, ученые сравнивают медиаобразовательные инновационные практики Запада и ведущих вузов России и выявляют ведущие тренды и «подводные камни» практикоориентированного обучения [5, 6]

Особенно актуальными для нашего исследования становятся также идеи основоположника британского подхода к медиаобразованию Л.Мастермана [7-9]. Ученый отметил ключевую особенность медиаобразования, которую напрямую можно отнести и к проектной образовательной деятельности — оно дает студенту возможность увидеть изнутри, как происходит выпуск газеты, телепередачи, какие при этом используются технологии, попробовать самому принять участие в этом процессе. Так у рядового медиапотребителя, по Мастерману, вырабатывается возможность самостоятельного вынесения суждений, развивается критическое мышление.

В нашем исследовании и в своей регулярной практической работе в рамках курсов «Технология СМИ (производство газеты)» и «Монтаж сюжета (теория и практика)» мы опирались и на труды зарубежных авторов, например, A.Kaun [10], P.B.Orlik [11]. Таким образом, в условиях современного глобального информационного общества в научной среде оказываются достаточно популярными исследования, посвященные проблеме, которую автор пытается решить в представленной статье, а именно — разработке методик реализации практикоориентированной модели обучения в вузе. Но в отмеченных выше исследованиях сделан акцент на анализе зарубежного педагогического опыта, при чем без обращения к конкретным примерам из образовательной практики, в то время как настоящая работа нацелена на выявление актуальных инструментов создания студенческих медиапроектов и анализ их эффективности именно в отечественных вузах.

Эмпирические наблюдения. На кафедре журналистики НовГУ в течение девяти лет реализуется работа над медиапроектами. В рамках дисциплины «Технология СМИ (производство газеты)» студенты под руководством преподавателя работают над выпуском учебной газеты «Антоновка».

Изучение этой дисциплины не предполагает наличие входных требований — студенты осваивают ее на первом курсе, поэтому оно базируется на знаниях и умениях, полученных обучающимися в рамках общеобразовательной школы.

Основной целью дисциплины является формирование у студентов профессиональной компетентности в области новейших технических и технологических процессов производства современных печатных СМИ. Первая часть курса состоит из теоретической части — студенты изучают специфику работы в редакции печатного СМИ и основные этапы выпуска газетного номера. В учебном пособии Р.П.Баканова и М.В.Симкачевой «Учимся делать газету» указаны основные составляющие этого творческого процесса:

— освоение студентами профессиональных обязанностей сотрудников редакции: корреспондента, корректора, ответственного секретаря, редактора, дизайнера-верстальщика;

— знакомство с информационными жанрами: заметкой, репортажем, отчетом, информационной корреспонденцией, интервью; разбор понятий «жесткая новость» и «мягкая новость»;

— обучение практическому применению методов сбора информации, традиционно используемых в журналистике;

— практические рекомендации (методика) написания журналистского текста в информационных жанрах. Структура информационного сообщения в газете (журнале);

— знакомство студентов с функциональными особенностями разных редакционных должностей: редактора, его заместителей по направлениям, ответственного секретаря, дизайнера-верстальщика, корреспондента, литературного редактора, фотокорреспондента и освоение их профессиональных обязанностей;

— правила написания заголовков, требования к ним;

— культуру и правила оформления рукописей для сдачи их в печать;

— требования к графическому оформлению печатного издания [12, с. 21].

Но эта теоретическая база не возымеет должного эффекта, если студент не побывает в редакции и не увидит своими глазами, как организована там работа. Поэтому для приобретения теорией практического, наглядного аспекта преподаватель организовывает экскурсии в редакции городских и областных печатных СМИ, где у студентов есть возможность не только увидеть изнутри процесс производства номера, но и пообщаться с сотрудниками, задать вопросы главному редактору.

После этого студенты приступают к воплощению теории в жизнь — начинается выпуск учебной газеты, который включает в себя следующие этапы:

Распределение ролей — должностных обязанностей между студентами. Это главный редактор, заместитель редактора, ответственный секретарь, дизайнер, фотокорреспондент, корреспонденты, корректоры. Иногда уже на этом этапе возникают трудности — мало кто соглашается на должность корреспондента — большинство хотят занять руководящие позиции, необоснованно предполагая, что им в таком случае нужно будет лишь координировать работу, абсолютно не работая с текстами. Естественно, это ложный стереотип. Поэтому на этом этапе преподаватель должен развенчать этот стереотип и объяснить студентам, что главный редактор и его заместитель не только руководят коллективом и контролируют сроки сдачи материалов в номер, но и вычитывают каждый текст, отправляют его на доработку авторам, а то и просто не допускают его к печати — из-за чего очень часто возникают конфликты, которые преподаватель должен вовремя пресекать. Очень точно выразил эту мысль Р.П.Баканов «если корреспондент отвечает только за фактуру и соблюдение сроков сдачи своего текста в редакцию, то главный редактор со своим помощником (или заместителем) — за соблюдение сроков производственного цикла подготовки всего номера учебного СМИ, в том числе за регулярное и оперативное наполнение контентом сайта данного медиа. Если осознание этого имеется, то пусть

забывают о спокойной жизни: отныне им придется "доставать" своих одногруппников и просить у них отчеты о работе над будущими публикациями. Вот почему редактором должен быть человек, способный вести за собой весь редакционный коллектив, провести несколько учебных планерок, сформулировать концепцию будущего номера, видеть темы будущих публикаций, спрашивать каждого корреспондента о ходе работы над тем или иным материалом, обсуждать с ними структуру и жанры создаваемых медиа-текстов» [13, с. 40].

Определение концепции, тем, значимых информационных поводов для публикаций, рубрик и составление сетевого графика (таблицы с указанием сроков сдачи материалов, жанров, количества знаков, авторов). Для повышения творческой конкуренции преподаватель разбивает студенческую группу на две подгруппы: в одной ребята готовят традиционную «Антоновку», во второй — альтернативную учебную газету. Как показывает практика, с альтернативной газетой студентам работать намного интереснее — если в «Антоновке» уже есть определенная редакционная политика, сформировавшаяся концепция, система рубрик, то в альтернативной газете ребята начинают работу с нуля — придумывают название, логотип, слоган, разрабатывают концепцию, дизайн.

Сбор информации корреспондентами. На этом этапе важно грамотно определить источники информации

— зачастую ими оказываются слухи, сплетни, сарафанное радио, поэтому преподавателю необходимо сделать акцент на достоверности информации, на проверенности источников. «Сейчас настало время, когда каждому человеку важно не столько потреблять, сколько фильтровать и отсеивать ненужную, а то и вредную для него и его семьи информацию. Это особенно необходимо современным школьникам и студентам, которые зачастую не могут (возможно, не хотят) отличить фейковые сообщения от достоверных. Такой информационный инфантилизм способен привести молодежь к потреблению распространяемых запрещенными объединениями с негативными целями данных, а быть может, и поддержке их идеологии. Здесь надо быть внимательным как самим ребятам, так и взрослым - родителям и педагогам» [14, с. 42].

Реализация плана. Студенты в «полях». Посещают определенные на планерке мероприятия, фотографируют ключевые моменты, разговаривают с экспертами, участниками событий, затем на основе полученного материала пишут текст. Здесь возникают проблемы дисциплинарного характера — далеко не все присылают материалы в срок, отказываются взаимодействовать с редактором и не реагируют на его замечания, а некоторые перестают приходить на занятия. Как показывает опыт, такие проблемы возникают потому, что некоторые студенты приходят поступать на направление «Журналистика», не имея абсолютно никакого опыта написания журналистских текстов — ведь наличие творческого портфолио — необязательное условие для поступления на направление. Поэтому очень значимо активное участие преподавателя, особенно на данном этапе, иногда ему приходится брать на себя обязанности главного редактора и применять дисциплинарные взыскания в виде снижения баллов к студентам, срывающим сроки сдачи. Для коллективного обсуждения проблем создается специальная беседа в социальных сетях, а в мобильном приложении Trello студенты создают доски, списки и карточки с текстами, упорядочивая их и расставляя приоритеты. Кроме того, Trello позволяет всем участникам видеть, на какой стадии находится работа и сколько уже есть готовых текстов.

Когда все материалы собраны, начинается верстка полос в компьютерной программе Adobe InDesign. Нужно отметить, что несколько лет назад учебную газету верстал один студент от группы — обычно главный редактор, но такая работа, когда один человек берет на себя массу обязанностей, а остальные даже не представляют, как выглядит программа верстки, не может быть продуктивной, поэтому было решено предоставить возможность каждому студенту верстать полосу со своим материалом. На этом этапе важно соблюдать соответствие каждой полосы макету всего номера, разработанному студентом-дизайнером совместно с ответственным секретарем. Когда каждый хочет верстать по своему, номер оказывается хаотичным

— необходимо соблюдать единообразие - в оформлении иллюстраций, рубрик, при выборе шрифтов.

Печать номера в типографии. Процесс выпуска учебной газеты на кафедре журналистики обычно занимает 1 месяц, в течение семестра студенты подготавливают 4 номера (рис.). После того, как номер напечатан, обязательно проводится «летучка», на которой преподаватель разбирает каждый текст, а студенты озвучивают свои впечатления и пожелания.

Рис. Первые полосы учебной газеты «Антоновка» (номера разных лет)

Отвечая вызовам времени, в 2017 году кафедра журналистики НовГУ разработала новый учебный курс «Монтаж сюжета: теория и практика», во время освоения которого студенты снимают и монтируют видеосюжеты для нового кафедрального интернет-проекта «Видеомастерская ИГУМ», который планируется разместить в официальной группе Гуманитарного института НовГУ в социальной сети ВК и на видеохостинге YouTube.

В рамках этого курса студенты учатся не бояться камеры — самой главной проблемой оказывается в самом начале освоения этой дисциплины отказ студентов записывать стендапы со ссылкой на стеснительность и изъяны в речи. Поэтому прежде чем отправлять студентов на съемки в «поля», преподаватель посвящает их в азы ораторского искусства: при подготовке закадрового текста они учатся несколько раз проговаривать его вслух, меняя интонацию, темп, ритм. Кроме того, на занятиях студенты работают над постановкой голоса, выполняют артикуляционные упражнения. Очень полезной оказывается «работа над ошибками»: поиск в текстах одногруппников ошибок или неточностей, их корректировка.

Значимость техники речи для тележурналиста подчеркивают многие ученые: «Журналист, который работает перед микрофоном в студии или непосредственно с места происшествия, не обязан демонстрировать особый актёрский талант, чтобы снискать благосклонность аудитории. Он должен "подкупить" слушателя и зрителя своим мастерством, и не только сноровкой исполнителя, но и умелой работой в кадре и перед микрофоном, совершенной техникой устной речи, прежде всего актуальностью темы, оригинально освещенной в эфир» [1, с. 13].

В целом алгоритм работы студентов над видеосюжетами в рамках рассматриваемого курса сводится к следующим этапам:

— определение целевой аудитории (так как наша приоритетная тематика — это события из жизни НовГУ — в приоритете ИГУМ НовГУ — наша аудитория — студенты, абитуриенты, преподаватели, выпускники НовГУ;

— формулировка тем, поиск значимых информационных поводов, сбор информации по теме;

— написание синопсиса — примерного сценария будущего сюжета: места съемки, особые условия, наличие синхронов, стендапов, хронометраж;

— съемка сюжета в парах — один корреспондент, второй оператор;

— запись закадрового текста, монтаж сюжета в программе для нелинейного видеомонтажа Pinnacle

Studio.

Опять же освоение подобного курса проблематично без посещения редакции, поэтому для студентов организовываются экскурсии на областное телевидение, где ребята знакомятся с монтажерами, редакторами новостных телепрограмм, ведущими.

В проектной работе очень важна роль преподавателя-куратора — он не должен дистанцироваться и выполнять лишь роль охранника, надзирателя, он должен вовремя координировать работу студентов, разрешать спорные ситуации, не допускать конфликтов (юношеский максимализм очень мешает зачастую в работе над проектом), уметь вовремя сделать замечание, но и не забывать хвалить, поощряя активность и креативность.

«От преподавателя требуется индивидуально-личностная и непрерывная работа с каждым студентом в своей учебной группе, персональные советы и помощь, не сводящаяся к предусмотренному расписанием одному занятию в неделю. В творческом деле выходных дней не бывает» [13, с. 45].

Заключение. Проектная деятельность в журналистском образовании помогает студентам:

— учиться генерировать креативные идеи;

— создавать собственные медиапродукты и управлять ими;

— работать в команде;

— создавать значимый контент: от написания текстов в разных жанрах до съемок и монтажа сюжетов;

— применять на практике знания и навыки, полученные на теоретических курсах, начиная от того, как придумать идею эффективного медиапроекта до её реализации в жизнь.

— анализировать медиапроекты, критически относиться к собственным текстам и видео.

Тем не менее, при разработке и реализации студенческих медиапроектов возникают и трудности:

— недостаточное для проектной деятельности техническое оснащение университета (нехватка компьютеров, программного обеспечения);

— отсутствие у студентов мотивации к проектной деятельности;

— активность в группе 2—3 человек (работают лишь несколько человек — остальные «отсиживаются»).

Большое значение имеет то, что авторы рассмотренных нами студенческих газет, сюжетов являются

одновременно и целевой аудиторией этих проектов, это значительно упрощает разработку концепции и содержательно-тематической модели подобных медиапродуктов.

Проанализированные нами медиапроекты обладают не только образовательным, но и PR-потенциалом для университета. Как в учебной газете, так и в сюжетах студенческой видеомастерской преобладает контент об университете, в котором они реализовываются: ребята рассказывают о знаковых событиях, интересных людях, образовательных траекториях своей альма-матер, что особенно актуально накануне начала приемной кампании.

Таким образом, студенческие медиапроекты позволяют учащимся получить компетенции в сфере медиа, коммуникативные навыки, а их контент формирует информационное пространство университета. Образовательные проекты позволяют студентам занимать активную жизненную позицию, которая ему пригодится и в профессиональной деятельности. «В настоящее время у молодежи есть много возможностей для проявления своей социальной активности. Социально активный студент — это личность, которая вовлечена в преобразование социальной среды. Воспитание и развитие социально активной личности является успешным фактором гражданского становления. В юношеском возрасте, к которому относится студенчество, происходит формирование мировоззрения и социальных ценностей, которые индивид будет использовать как ориентир в своей личной и профессиональной жизни» [14, с. 189].

1. Яковлева Н.Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении: учеб. пособие. 2-е изд., стер. М.: ФЛИНТА, 2014. 144 с.

2. Данейкин Ю.В., Калпинская О.Е., Федотова Н.Г. Проектный подход к внедрению индивидуальной образовательной траектории в современном вузе // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 8/9. С. 104-116. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-8-9-104-116

3. Фатеева И.А. Новые технологические форматы медиаобразовательных проектов // Вестник ЧелГУ. 2015. N° 5(360). Филология. Искусствоведение. Вып. 94. С. 40-46.

4. Федоров А.В., Новикова А.А. Медиаобразование в ведущих странах Запада. Таганрог: Кучма, 2005. 270 с.

5. Медиаобразование сегодня: содержание и менеджмент / Под ред. А.В.Федорова. М.: Изд-во Гос. ун-та управления, 2002. 80 с.

6. Новикова А.А. Медиаобразование в России и Европе в контексте глобализации. Таганрог: Кучма, 2004. 168 с.

7. Masterman L. Teaching the Media. London: Comedia Publishing Group, 1985. 341 p.

8. Masterman L., Mariet F. Media Education in 1990' Europe. Strasburg: Council of Europe, 1994. P. 5-89.

9. Masterman L. The Media Education Revolution. Foreword // Teaching the Media: International Perspectives / Ed. by Hart. London: Lawrence Erlbaum Associates, Publishers, 1998. P. VII-XII.

10. Kaun A. I really don't like them! Exploring citizens media criticism // European journal of cultural studies. 2014. Vol. 17. № 5. P. 489-506.

11. Orlik P.B. Media criticism in a digital age: professional and consumer considerations. NY and London: Taylor @ FransisGroup, 2014. 599 p.

12. Баканов Р.П. Учимся делать газету: учебное пособие. Казань: Казан. гос. ун-т, 2010. 102 с.

13. Баканов Р. Педагогические приемы, направленные на эффективное освоение студентами дисциплины «Выпуск учебной газеты» // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2017. № 4. С. 34-45.

14. Сухачева Ю., Черемисин Н. Медиа-центр ТГУ как социально активная площадка студентов // Социально-гуманитарные молодежные проекты университетов — местному сообществу: Материалы всероссийской научно-практической конференции с международным участием (25—26 октября 2012 г.) / Под ред. Е.Г.Сырямкиной. Томск: Изд-во Том. Ун-та, 2013. С. 188-190.

References

1. Yakovleva N. Proektnaya deyatel'nost' v obrazovatel'nom uchrezhdenii: ucheb. Posobie [Project activities in an educational institution: study manual]. Moscow, 2014. 144 p.

2. Daneikin Yu., Kalpinskaya O., Fedotova N. Proektnyy podkhod k vnedreniyu individual'noy obrazovatel'noy traektorii v sovremennom vuze [Project approach to the implementation of individual educational paths in modern university]. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher education in Russia, 2020, vol. 29, no. 8/9, рр. 104-116. DOI: https://doi.org/10.31992/0869-3617-2020-29-8-9-104-116.

3. Fateeva I. Novye tekhnologicheskie formaty mediaobrazovatel'nykh proektov [New technological formats of the media education projects]. Vestnik ChelGU = Bulletin of ChelSU, 2015, no. 5(360). Filologiya. Iskusstvovedenie, iss. 94, pp. 40-46.

4. Fedorov A., Novikova A. Mediaobrazovanie v vedushchikh stranakh Zapada [Media education in leading Western countries]. Taganrog, 2005. 270 p.

5. Fedorov A., ed. Mediaobrazovanie segodnya: soderzhanie i menedzhment [Media Education Today: Content and Management]. Moscow, 2002. 80 p.

6. Novikova A. Mediaobrazovanie v Rossii i Evrope v kontekste globalizatsii [Media education in Russia and Europe in the context of globalization]. Taganrog, 2004. 168 p.

7. Masterman L. Teaching the Media. London: Comedia Publishing Group, 1985. 341 p.

8. Masterman L., Mariet F. Media Education in 1990' Europe. Strasburg: Council of Europe, 1994, pp. 5-89.

9. Masterman L. The Media Education Revolution. Foreword. In: Teaching the Media: International Perspectives / Ed. by Hart. London: Lawrence Erlbaum Associates, Publishers, 1998, pp VII-XII.

10. Kaun A. I really don't like them! Exploring citizens media criticism. European journal of cultural studies, 2014, vol. 17, no. 5, pp. 489-506.

11. Orlik P.B. Media criticism in a digital age: professional and consumer considerations. NY and London: Taylor @ FransisGroup, 2014. 599 p.

12. Bakanov R.P. Uchimsya delat' gazetu: uchebnoe posobie [Learning how to make a newspaper: a textbook]. Kazan', 2010. 102 p.

13. Bakanov R. Pedagogical methods aimed at effective mastering by students of the discipline "Issue of the educational project". Znak: problemnoe pole mediaobrazovaniya= Sign: Problematic Media Education Field, 2017, no. 4, pp. 34-45.

14. Sukhacheva Yu., Cheremisin N. Media-tsentr TGU kak sotsial'no aktivnaya ploshchadka studentov [TSU Media Center as a socially active platform for students]. Proc. of "Sotsial'no-gumanitarnye molodezhnye proekty universitetov — mestnomu soobshchestvu". Tomsk, 2013, pp. 188-190.

Bazikyan S.A. Student media projects in journalistic education. In modern Russian higher education, there has been a trend towards modernization, towards the transition from traditional learning models to innovative, practice-oriented models. The project approach in education is a fairly new and understudied phenomenon that causes many questions in the pedagogical community, but there are quite a few scientific works devoted to the study of the practical experience of implementing the project model in higher education and its results. The article is devoted to the role of media projects in journalistic education. Today, to form media literacy, theory only is no longer enough — it is necessary to obtain practical skills in the development and production of media products in various formats. To this end, a series of educational media projects has been implemented at the Department of Journalism of Yaroslav-the-Wise Novgorod State University over a period of nine years within the framework of "Media Technology: Newspaper Production" and "TV Story Editing: Theory and Practice" disciplines. They are based on the principle of project activities: students learn to generate ideas and implement them, receiving a specific result. Under the guidance of a teacher-curator, students develop the concept of an educational newspaper, select the topics of publications, develop a rubric system, make it up, discuss the results at the final briefing. In addition, students shoot and edit youth-themed videos. The continuous involvement of students in developing and releasing media works of various formats allows students to form professionally significant competencies and arouse a steady interest in journalism.

Keywords: project approach, project activities, media project, editing, video, journalism, internet project, newspaper production.

Сведения об авторе. Станислава Александровна Базикян — кандидат философских наук, доцент; Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, кафедра журналистики; ORCID: 00000003-0880-6554; [email protected].

Статья публикуется впервые. Поступила в редакцию 10.08.2022. Принята к публикации 01.09.2022.

Ссылка на эту статью: Базикян С.А. Студенческие медиапроекты в журналистском образовании // Ученые записки Новгородского государственного университета. 2022. № 5(44). С. 484-489. DOI: 10.34680/2411-7951.2022.5(44).484-489

For citation: Bazikyan S.A. Student media projects in journalistic education. Memoirs of NovSU, 2022, no. 5(44), pp. 484-489. DOI: 10.34680/2411-7951.2022.5(44).484-489

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.