Научная статья на тему 'Студенческая пресса как проявление интерактивной медиасреды факультета'

Студенческая пресса как проявление интерактивной медиасреды факультета Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
804
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / СТУДЕНЧЕСКАЯ ПРЕССА / STUDENT PRESS / МЕДИАСРЕДА / MEDIA SPHERE / ЦЕНТР МУЛЬТИМЕДИЙНОЙ ЖУРНАЛИСТИКИ / THE CENTER OF MULTIMEDIA JOURNALISM / STUDENT EMBODIMENT

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Владимирова Татьяна Николаевна

В статье рассматривается студенческая пресса современной России как важная составляющая интерактивной медиасреды факультета журналистики. На примере работы Центра мультимедийных СМИ факультета журналистики МГГУ им. М.А. Шолохова показано, как организована интерактивная медисреда (в части создания студенческой газеты), дающая ряд возможностей для развития творческих, профессиональных способностей, так необходимых современным студентам, в том числе и для социализации личности. Автор считает, что студенческая пресса является ярким воплощением студенческого самоуправления. Далее в статье рассматривает студенческая пресса с точки зрения создателей текстов (журналистов), функционального назначения, целевой аудитории, тематики контекста, жанровой политики. Особое внимание исследователь обращает на учебно-воспитательные задачи данного вида периодики вуза, который имеет специфические функции корпоративного издания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Student's media as interactive media environment the faculty

The article considers the student press of modern Russia as an important component of the interactive media environment of The faculty of journalism. Media sphere (in terms of the creation of the student newspaper ), which gives a number of opportunities for the development of creative, professional skills, so necessary to modern students, including for socialization is showed on the example of the multimedia media of The faculty of journalism MGGU M.A. Sholokhov. The author believes that the student press is a vivid embodiment of the student government. The next one in article student press is examined in terms of the creators of texts (journalists), the functional purpose, the target audience, topics context genre policy. Particular attention is drawn to the researcher-training problems of this type of universitys periodical press, which has specific functions of the corporate edition.

Текст научной работы на тему «Студенческая пресса как проявление интерактивной медиасреды факультета»

УДК 378:070 ББК 74.48:76

Татьяна Николаевна Владимирова

канд. филол. наук, доцент, декан факультета журналистики, Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова, г. Москва, Российская Федерация, e-mail: [email protected]

Tatiana N. Vladimirova

PhD in philology, Associate Professor, Dean of the Faculty of Journalism,

Moscow State Humanitarian University of M.A. Sholokhov, Moscow, Russian Federation, e-mail: [email protected]

СТУДЕНЧЕСКАЯ ПРЕССА КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ МЕДИАСРЕДЫ ФАКУЛЬТЕТА

В статье рассматривается студенческая пресса современной России как важная составляющая интерактивной медиасреды факультета журналистики. На примере работы Центра мультимедийных СМИ факультета журналистики МГГУ им. М.А. Шолохова показано, как организована интерактивная медисреда (в части создания студенческой газеты), дающая ряд возможностей для развития творческих, профессиональных способностей, так необходимых современным студентам, в том числе и для социализации личности. Автор считает, что студенческая пресса является ярким воплощением студенческого самоуправления. Далее в статье рассматривает студенческая пресса с точки зрения создателей текстов (журналистов), функционального назначения, целевой аудитории, тематики контекста, жанровой политики. Особое внимание исследователь обращает на учебно-воспитательные задачи данного вида периодики вуза, который имеет специфические функции корпоративного издания.

Ключевые слова: студенческое самоуправление, студенческая пресса, медиасреда, центр мультимедийной журналистики.

STUDENT'S MEDIA AS INTERACTIVE MEDIA ENVIRONMENT THE FACULTY

The article considers the student press of modern Russia as an important component of the interactive media environment of The faculty of journalism. Media sphere (in terms of the creation of the student newspaper ), which gives a number of opportunities for the development of creative, professional skills , so necessary to modern students , including for socialization is showed on the example of the multimedia media of The faculty of journalism MGGU M.A. Sholokhov. The author believes that the student press is a vivid embodiment of the student government. The next one in article student press is examined in terms of the creators of texts (journalists), the functional purpose, the target audience, topics context genre policy. Particular attention is drawn to the researcher-training problems of this type of university's periodical press, which has specific functions of the corporate edition.

Keywords: student embodiment, student press, media sphere, the center of multimedia journalism.

© Т.Н. Владимирова, 2014

53

Включение Российской Федерации в Болонский процесс требует серьезного внимания к журналистскому образованию. Высшие профессиональные учреждения находятся в поиске: как, не утратив фундаментальности классического образования, прийти к практической профессиональной подготовке, как правильно использовать преимущества двухступенчатой системы обучения.

На факультете журналистики Московского государственного университета им. М.А. Шолохова создан Центр мультимедийной журналистики, который является площадкой, где у студентов есть возможность работать под началом разных преподавателей, создавать свои авторские медиапроекты, презентации с последующим анализом и тщательным разбором. Особенностью такого обучения является постепенное усложнение учебного материала, основанного на реальной практике.

Другими словами, организована интерактивная медиасреда, которая дает ряд возможностей для развития творческих, профессиональных способностей, так необходимых современным студентам.

Что такое медиасреда? Как отмечает Н.Б. Кириллова, «медиасреда — это <...> сфера, которая через посредничество средств массовой коммуникации связывает человека с окружающим миром, информирует, развлекает, пропагандирует те или иные нравственно-эстетические ценности, оказывает идеологическое, экономическое или организационное воздействие на оценки, мнения и поведениелюдей. Словом, влияет на социализацию личности» [2, с. 10]. Другими словами, это «социокультурное пространство информационного общества» [3].

Профессиональное образование будущих журналистов нуждается

в развитии, расширении исследовательской, творческой видов деятельности. Интерактивная медиао-бразовательная среда факультета дает студентам факультета или вуза формировать собственные образовательные траектории, расширить коммуникационное пространство, сформировать профессиональные компетенции.

Одной из актуальных задач в этой области создания медиасреды считается развитие студенческого самоуправления, основным центром которого может стать студенческая пресса.

Что же это за тип периодики? Это периодические издания, где создателем текстов (журналистом), целевой аудиторией, объектом рассмотрения являются студенты, область вузовской деятельности показывает степень зрелости информального поведения российской студенческой молодежи. Как отмечает К.А. Розанов, «студенческие издания — это особый сегмент молодежной периодики, где главными сотрудниками выступают студенты журналистских специальностей. Студенты-журналисты делают издания для своих сверстников и для себя, а пишут о том, что их окружает и волнует, — о своей студенческой жизни» [5, с. 81].

Наиболее значимым фактором развития студенческих изданий сегодня становится то обстоятельство, что газета или журнал включаются в медиаобразовательный процесс факультета журналистики и с их помощью решаются различные учебно-воспитательные задачи, которые в свою очередьформируют личность обучающегося. Поэтому, в настоящее время есть смысл говорить о данном виде журналистике, как о корпоративном сегменте, который выполняет специфические функции:

1. Введение хроники жизни студентов, информирование о мероприятиях факультета, вуза.

2. Предоставление форума для общения студентов, преподавателей, администрации учебного заведения.

3. Площадка для оттачивания журналистского мастерства.

Авторы студенческой прессы, в силу своего возраста и круга интересов, находятся со своими читателями в одной возрастной категории, в одном образовательном сообществе, это позволяет им быть более эмоциональными, интересными, непохожими ни на какие другие издания, тем самым воздействуя на аудиторию значительно сильней, делая ее, как отмечает исследователь И.В. Жи-лавская, «не только потребителем предлагаемой СМИ информации, не только адекватно ее оценивает, но и выступает как активная участница информационного производства, способная существенно влиять на политику СМИ» [1, с. 63].

Следовательно, миссия студенческих изданий в первую очередь просветительская, дидактическая, и только потом — развлекательная. И самый важный эффект этих редакций заключается в качественных изменениях, которые происходят с теми, кто их создает, и кто читает.

На факультете журналистики МГГУ им. М.А. Шолохова уже восемь лет издается газета «Импульс-М», которая является уникальным социальным пространством, в котором активно аккумулируются творческие и интеллектуальные силы студентов, где активно осваиваются профессиональные компетенции будущих журналистов. Идея создания газеты в 2007 году, принадлежащая студенческому совету факультета журналистики, помогла решить вопрос формирования информационного пространства для профессорско-

преподавательского состава, студенчества, ректората, вуза в целом.

Газета «Импульс-М» выходит с периодичностью — один раз в месяц, в электронной версии, распространяется через адресную рассылку. Это позволяет иметь постоянную обратную связь со своими читателями.

Самостоятельно работая над интересующими материалами, студенты занимаются поиском и отбором актуальной информации, учатся делать обобщения и выводы, осваивают коммуникативные навыки как для общения со сверстниками, так и с людьми разного возраста, профессий и социального статуса.

Газету «Импульс-М» по аудиторному охвату и методам работы можно отнести к группе факультетских студенческих газет. Она позиционируется как печатный орган факультета журналистики. Коллектив редакции — это единомышленники, которых объединяет общая цель. Информируя студенческое сообщество об образовательной политике факультета и университета, о насущных проблемах молодежи, культуре и искусстве, формируется особый взгляд на социальные проблемы общества. Для будущих специалистов в области масс-медиа очень важно получать ресурс самовыражения, самореализации, самоактуализации, что позволяет студентам гибко, своевременно, креативно реагировать на огромное количество изменений современного мира. Однако, здесь следует отметить специфическую особенность редакционных групп студенческих изданий — постоянная сменяемость кадров. Самые активные в жизни факультетской газеты — это студенты 1-2 курсов, перед ними еще остро не стоит задача трудоустройства, а желание быть услышанным велико.

Тематика газеты «Импульс» призвана удивлять своих читателей чем-то неожиданным, актуальным. Это происходит вследствие того, что студенты пишут тексты в газету, сами обрабатывают материалы, публикуют их в номере, студенты же их читают, критикуют. Это гарантирует читательский успех.

Журналисты газеты «Импульс-М» чаще всего пишут о проблемах, которые волнуют молодежь, дают советы, рекомендации, отвечают на вопросы своих читателей, делятся своим опытом или своих однокурсников, друзей. Редакционный коллектив создает ощущение площадки, где возможно потусоваться, получить позитивные эмоции, это достигается ярким цветовым оформлением, сочными фотографиями, живой подачей материала. Авторы публикаций помогают своими публикациями читательской аудитории, они стараются быть в курсе последних событий факультета, вуза, города, страны. В последние два месяца в издании значительно увеличился объем новостей, посвященных во-лонтерству, Олимпийским и Пара-лимпийским играм. И все же главной темой газеты «Импульс-М» является студенческая жизнь. При анализе материалов выделяются следующие тематические блоки:

- образовательный процесс, инновационные подходы в обучении;

- студенческая жизнь и самоуправление;

- культурная и спортивная жизнь студентов;

- отдых, путешествия;

- обзор художественной литературы, новинок кинематографа.

Тематические пристрастия журналистов и читательской аудитории «Импульса-М» выражается и в рубрикаторе издания: «Общество», «Образование», «Актуальное»,

«Культура», «Спорт», «Туризм и отдых», «Фоторакурс».

Итак, целями и задачами периодического издания студентов может стать, по мнению исследователя А. Носовой: «объективно и непредвзято информировать студенческую аудиторию о происходящем в вузе; рассказывать о конфликтных ситуациях, публиковать анонсы предстоящих мероприятий, акций, событий; давать советы, касающиеся учебного процесса; развлекать; образовывать» [4, с. 21-22]. Однако, следует отметить, что журналисты «Импульса-М» все больше в качестве информационных поводов выбирают темы, не связанные непосредственно с учебным заведением, это связано со стремлением показать свой кругозор.

Жанровая политика издания факультета журналистики МГГУ им. М.А. Шолохова разнообразна, хотя чаще всего используются информативные жанры: новостная заметка, интервью, репортаж, отчет, хроника.

Студенты, участвующие в создании газеты «Импульс-М», используют интерактивные элементы для вовлечения студенческой аудитории в процесс создания журналистских материалов. Для этого на страницах издания объявляются конкурсы, например, «Фотолайк», «Видеобитва МГГУ», «Ярмарка медиапроектов», «Ярмарка магистратур», «Пробный шар», «Сторителлинг» и т.д. Такая технология продуктивно влияет на взаимодействие редакции и аудитории на содержательный контент издания. Практически в каждом номере издания можно встретить интерактивные элементы, что отвечает потребностям сегодняшнего дня. Студентам необходимо быть услышанными, им надо научиться высказывать свое мнение, для этого используется прямая речь, естествен-

но включающая эмоциональную окраску, точность, личную позицию.

Студенческая пресса — один из важных ингредиентов журналистского образования, способных значительно повысить результаты обучения. Корреспондент студенческой газеты должен обладать компетенциями универсального журналиста, уметь реализовать творческий потенциал, развивать опыт взаимодействия и совместного решения задач, приобретать навыки общения и то-

лерантности, разрешать конфликты, работать с разнообразными потоками информации, критически оценивать и воспринимать их, создавать собственный информационный продукт, — все это эффективный меди-аобразовательный инструментарий.

Современная студенческая российская пресса находится в стадии самоопределения, а распространение идей медиаобразования создают условия для возникновения большого их числа.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Жилавская И. В. Медиаобразование молодежной аудитории / И. В. Жилав-ская // Медиаобразование 2013: сб. тр. Междунар. форума конф. «Медиаобразование 2013». Москва, 31 окт. — 2 нояб. 2013 г. / под ред. И. В. Жилавской. — М. : РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2013.

2. Кириллова Н. Б. Медиасреда российской модернизации / Н. Б. Кириллова. — М. : Академический Проект, 2005.

3. Кузьмин А. М. Категория «медиасреда» и ее содержание на современном этапе развития общества / А. М. Кузьмин // Медиаскоп. — 2011. — Вып. 1. — URL: http:// www.mediascope.ru/node/765

4. Носова Ю. А. Отечественная пресса для студенческой молодежи: историко-типо-логический аспект : автореф. дис. ... канд. филол наук : 10.01.10 / Ю. А. Носова. — URL: http://dislib.ru/filologiya/5093-1-otechestvennaya-pressa-dlya-studencheskoy-molodezhi-istoriko-tipologicheskiy-aspekt.php.

5. Розанов К. А. Молодежная пресса как составляющая студенческой жизни / К. А. Розанов // Известия Саратовского университета. Сер. Филология. Журналистика.— 2009. — Т. 9. — Вып. 2. — С. 81-87.

REFERENSES

1. Zhilavskaya I.V. Mediaobrazovaniye molodezhnoy auditorii / I.V. Zhilavskaya // Medi-aobrazovaniye 2013: Sb. trudov Mezhdunarodno-go foruma konferentsiy «Mediaobrazovaniye 2013». Moskva, 31 oktyab-rya — 02 noyabrya 2013 g. / Pod red. I.V. Zhilavskoy. — M.: RITS MGGU im. M.A. Sholokhova, 2013.

2. Kirillova N.B. Mediasreda rossiyskoy modernizatsii / N.B. Kirillova. — M.: Akademiches-kiy Proyekt, 2005.

3. Kuz'min A.M. Kategoriya «mediasreda» i yeye soderzhaniye na sovre-mennom etape razvitiya obshchestva / A.M. Kuz'min // Mediaskop. — 2011. — Vyp.1. — URL: http:// www.mediascope.ru/node/765

4. Nosova YU.A. Otechestvennaya pressa dlya studencheskoy molodezhi: istoriko-tipo-logicheskiy aspekt // Avtoref. kand. dis. po spets.: 10.01.10 / YU.A. Nosova. — URL: http://dislib.ru/filologiya/5093-1-otechestvennaya-pressa-dlya-studencheskoy-molodezhi-istoriko-tipologicheskiy-aspekt.php

5. Rozanov K.A. Molodezhnaya pressa kak sostavlyayushchaya studencheskoy zhizni / K.A. Rozanov // Izvestiya Saratovskogo universiteta. — 2009. — T. 9. — Ser. Filologiya. Zhurnalistika. — Vyp.2. — Pp. 81-87.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.