УДК 316.653-057.87:314.7
И. И. Бойко, В. Г. Харитонова Чувашский государственный институт гуманитарных наук, г. Чебоксары
Студенческая и учащаяся молодежь Чувашии о межэтнических отношениях
Рассмотрены мнения более 700 студентов и учащихся Чувашии о межэтнических отношениях в республике, о причинах неприязни к лицам иных национальностей, о случаях дискриминации по различным основаниям.
Ключевые слова: студенты и учащиеся Чувашии, межэтнические отношения, социологический опрос.
Представленная статья написана на материалах опроса студентов и учащихся Чувашии в марте 2014 г. Общая численность респондентов составила 713 чел., в том числе студентов вузов - 324 чел., учащихся учреждений среднего профессионального образования - 287 чел. и начального профессионального образования - 102 чел. Один из блоков вопросов был направлен на выявление мнения молодых людей о межнациональных отношениях в республике. Отметим, что общая оценка этой проблемы отражает высокий уровень положительного взаимопонимания, исторически сложившегося в Чувашии между старожильческими группами населения. Более половины опрошенных дали им очень хорошую и просто хорошую оценку (51,8 %). Практически треть респондентов (32,1 %) подобные отношения относит к категории удовлетворительных, нормальных. Каждый четырнадцатый (7,2 %) посчитал, что в Чувашии подобные отношения можно характеризовать как неважные или плохие и враждебные. Подобные оценки согласуются с материалами опросов всего населения Чувашии, проведенных в ходе мониторинговых обследований, некоторое преобладание отрицательных оценок (на 4-5 процентных пунктов) отражает более острое восприятие молодежью данных вопросов. При этом разница в ответах не составляет критической оценки.
Отметим, что такие признаки, как пол, этническая принадлежность, тип учебного заведения, заметного влияния на распределение ответов не оказали. При этом подчеркнем, что, на наш взгляд, подобная общая оценка межэтнических отношений в республике не учитывает отношения молодежи к гражданам государств Средней Азии и Закавказья, дальнего зарубежья, но этот вопрос требует специального рассмотрения.
В то же время следует обратить внимание на то, что часть респондентов отметила, что в своей еще недолгой жизни уже испытывала дискриминацию,
ущемление своих прав, в том числе по возрасту (20,6 %), по национальной принадлежности (13,3 %), по идейно-политическим убеждениям (9,0 %), по полу (8,6 %), по вероисповеданию (4,3 %) и в связи с российским гражданством (3,0 %). При этом ген-дерные проблемы в первую очередь были испытанием для девушек (14,7 %), в то время как для мужчин они были малозначимы (2,6 %). По остальным дискриминационным пунктам анкеты у мужчин и женщин достаточно значимой разницы не наблюдалось. Если ввести этнический признак при учете ответов на данный вопрос, то оказывается, что студенты-русские чаще (14,9 %), чем чуваши (7,4), испытывали ущемление своих прав по идейно-политическим убеждениям, а по остальным вопросам распределение ответов у наиболее многочисленных этнических групп в Чувашии было примерно одинаковым. Более всего оказались на противоположных позициях студенты-православные и считающие, что Бог есть, но не симпатизирующие ни одной религии. Итак, дискриминация или ущемление по признаку пола: 7,7 и 27,2 %; по возрасту 19,3 и 27,2 %; по идейно-политическим убеждениям 8,6 и 18,1 % соответственно. Национальная принадлежность и вероисповедание не являлись для названных групп молодежи разграничительными факторами. Если же говорить о ситуациях, при которых студенты сталкивались с нарушением своих прав, то чаще всего (по 19,6 %) назвались случаи получения медицинской помощи и контакты с представителями органов правопорядка (полиции). Далее шли: в общении с людьми (на улице, с коллегами на работе, по месту жительства, с соседями) - 19,0 %; при поиске работы, установлении размера заработной платы -17,0 %; при обращении за защитой своих прав в правоохранительные органы (суд, прокуратуру, полицию) - 7,6 %; при получении, приобретении жилья -6,6 % (скорее всего, речь идет о месте в общежитии); при получением образования (5,6 %), при попытке
12
Исторические науки
открыть свое коммерческое дело (2,6 %); при получении гражданства, регистрации по месту жительства (0,6 %). Но чаще всего (в 45 % случаев) ущемления прав не было совсем. Значительные группы студентов испытывали в различных ситуациях чувство стыда за представителей своей национальности (45,8 %) или за свою страну (41,5 %). При этом девушки оказались более требовательными к людям своей этнической принадлежности или чаще оказывались в таких ситуациях, когда они воспринимали действия представителей своих народов как вызывающие чувство стыда. Среди студенток доля таких превысила половину (51,3 %), а среди молодых людей равнялась 40,4 %. Мужчинам ненамного, но чаще, чем студенткам, приходилось испытывать чувство стыда за свою страну (43,0 и 40,0 % соответственно). Этническая принадлежность (по крайней мере, для чувашей и русских) не влияет на восприятие отдельных ситуаций, вызывающих чувство стыда. Применительно к своей национальности положительные ответы русских равнялись 43,6 %, чувашей - 47,8 %. Чуть более 38 % респондентов назвали обстоятельства, при которых им становилось стыдно за представителей своей национальности. Многие говорили о бескультурье, хамском поведении, чрезмерном злоупотреблении алкоголем как внутри страны, так и за рубежом, невоспитанности, неуважении своей национальности, когда чуваши не знают или стесняются своего языка. Но бывают ситуации, когда стыдно становится за отношение к людям другой национальности, за участие в межэтнических конфликтах, когда избивают человека с другим цветом кожи, другой национальности. Неприязнь вызывает покорность судьбе, бездействие по отношению к будущему.
По данным опроса, 9 человек из 10 (90,8 %) в последние год или два не испытывали неудобства или негативного к себе отношения в связи с собственной национальностью. 3,4 % затруднились дать определенный ответ, а 5,9 % посчитали, что такие чувства им пришлось пережить. Говоря о подобных ситуациях, молодые люди отмечали, что они чувствовали агрессию со стороны представителей других национальностей, слышали нецензурную брань, замечали высокомерное отношение и прочее. В анкетах встречаются такие ответы (авторский текст сохранен): «многие стесняются разговаривать на чувашском языке», «в общественных местах, когда ты начинаешь разговаривать на чувашском языке, многие смотрят косо», «не любят, когда разговаривают на чувашском языке», «некоторым городским людям не нравятся чуваши, они их презирают», «чувашский народ считается алкоголиками в глазах других народов». Были ответы и другого характера: «русских не особенно любят и не всегда принимают достойно
в Чувашии», «я русский, но представители других национальностей считают, что они у себя дома и живут как им удобно», «отказались сдать мне квартиру, так как я татарка», «люди начинают тыкать, говорить, кто ты, что приехал сюда, т. к. я другой национальности» и т. д. Из этих ответов не совсем понятно, считают ли сами респонденты, испытавшие подобные негативные чувства, что проявление такого отношения носит в республике системный и постоянный характер, или же это только отдельные случаи, происходящие в основном на бытовой почве. На наш взгляд, у некоторых из молодых людей сложились убеждения, характерные для ксенофобских настроений. Конечно, носители таких взглядов составляют незначительную долю молодежи, но не следует забывать об их наличии. Каждый шестой респондент (16,3 %) когда-либо испытывал чувство стыда за представителей своей национальности; 78,3 % дали отрицательный ответ на данный вопрос, и 5,5 % затруднились ответить. При этом чаще всего такое наблюдалось у студентов и учащихся, русских по этнической принадлежности (21,2 %, чуваши - 13,6 %). Краткое описание обстоятельств, при каких молодым людям пришлось пережить чувство, подобное стыду, свидетельствует, что зачастую это связано с алкоголизмом: «алкоголизм и наркомания, вражда между людьми своей национальности, неуважение людей», «алкоголизм пожилых людей», «алкоголизм, несоответствующее поведение, падение нравственности», «когда вижу алкашей, бомжей», «когда на праздники все напиваются и ругаются», «пьянство и непристойное поведение чувашей», «русский алкоголизм» и т. д. Подобные высказывания отмечены у людей разных национальностей, их практически нет у представителей тех из них, кто исповедает ислам. Другая группа претензий к людям своей национальности связана с культурой поведения, отношением к другим людям: «агрессивное поведение к другим людям», «безнравственное поведение», «бранная речь в общественных местах», «иногда ведут себя совершенно неадекватно и могут очень негативно выражать свои эмоции в адрес других», «иногда они себя очень некультурно ведут, нет никакой речи об этикете», «использование ненормативной лексики», «не уступают место в транспорте пожилым людям», «низкий уровень культуры и нравственности, часто в транспорте, в больницах и на улицах». Можно выделить группу респондентов, испытывавших чувство стыда из-за пренебрежения соотечественниками чувашского языка: «бывает такое, что человек стесняется разговаривать на родном языке даже со знакомыми», «когда чуваш (деревенский, сельский) после того, как начинает жить в городе, начинает разговаривать только на русском языке», «некоторые чуваши,
приезжая в город, общаются не на чувашском языке. Стыдно». Видимо, и личный опыт, и сообщения различных СМИ стали причиной критических высказываний по поводу поведения представителей своей национальности за рубежом, в местах отдыха: «как они ведут себя за границей», «когда по новостям говорят, что россияне нарушают законы других стран и т. д.», «не умеют прилично вести себя за границей», «непристойное поведение на курортах», «отдыхая за границей, представители моей национальности ведут себя неподобающе». Многим не нравится, когда при выяснении разных точек зрения аргументом становится не логика, а сила, когда встречаются нарушения закона: «когда унижают людей другой национальности», «когда человек моей национальности - националист», «когда человек моей национальности совершил преступление», «некоторые представители моей национальности чаще решают конфликты с помощью силы». Встречаются и другие претензии, но преобладают такие, которые были сведены нами в вышеназванные группы.
При общем положительном настрое молодых людей обращает на себя внимание наличие в их составе значительной доли (34,9 %) тех, кто испытывал личную неприязнь к людям другой национальности. Более половины (54,9 %) ответили, что они не испытывали подобной неприязни, и 10,2 % затруднились дать определенный ответ. Важно при этом подчеркнуть, что этническая принадлежность, различные типы учебных заведений, пол опрошенных не играли заметной роли при ответах на данный вопрос. Максимальная разница с учетом этнического фактора составляет около 6 % пунктов («другая национальность» и «русские»: 31,5 и 37,7 %). Для разных типов учебных заведений подобная дистанция
ограничена 2,6 % пунктами. Источник подобного негативного отношения, по мнению самих респондентов, в личном опыте, более половины из их числа (52,0 %) отметили, что их неприязнь к людям другой национальности сложилась на основе личного общения. Далее по частоте выбора шли материалы социальных сетей, различных интернет-форумов и т. п. (29,8 %), СМИ (29,5 %), сложившееся в круге общения молодых людей мнение (24,8 %), опыт родственников, друзей, знакомых (21,0 %). Около 8 % опрошенных дали иной вариант ответа, столько же затруднились сказать что-то определенное.
По мнению учащихся и студентов, основная причина нетерпимости к людям другой национальности - в их вызывающем поведении в обществе, именно таким образом считают 66,6 % респондентов. Практически на 30 % пунктов меньше доля тех, кто видит проблему в самом обществе: 37,1 % полагают, что среди населения преобладают негативные стереотипы. Чуть более четверти опрошенных (27,8 %) ответили, что в основе нетерпимости лежат ксенофобские настроения у отдельной части граждан в виде личной неприязни к людям другой национальности и религии. На наш взгляд, цифра заметно завышена и требует дополнительного анализа. Еще 14,9 % отметили социальную подоплеку причин нетерпимости, поскольку считают важным, что эти люди принадлежат к другим социальным группам. Можно предполагать, что речь идет о более высоком уровне успешности, в основном с точки зрения материальной. Незначительная группа опрошенных (2,3 %) выбрала свои варианты ответов.
1.1. Boyko, V. G. Kharitonova Chuvash State Institute of Humanities, Cheboksary
Student and studying youth of Chuvashia on inter-ethnic relations
Discusses the views of more than 700 students and pupils of Chuvashia on inter-ethnic relations in the Republic, on the causes of hostility towards persons of other nationalities, cases of discrimination on various grounds.
Keywords: students and pupils of Chuvashia, inter-ethnic relations, sociological survey.