Научная статья на тему 'СЦЕНИЧЕСКИЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ КАЗАХСКОГО ТАНЦЕВАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА И ЕГО СВЯЗЬ С УСТНОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ'

СЦЕНИЧЕСКИЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ КАЗАХСКОГО ТАНЦЕВАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА И ЕГО СВЯЗЬ С УСТНОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
хореография / фольклор / кюй / инструментальная музыка / ансамбль / композиция / танец / choreography / folklore / kui / instrumental music / ensemble / composition / dance

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кайыр Жанибек Усенович

В статье рассматривается современное состояние казахского танцевального фольклора и его трансформация в исполнительском искусстве. Известно, что в основе постановочного казахского народного танца лежат легенды устной литературы. Научные работы ученых, которые изучали казахский фольклорный танец и сценические интерпретации фольклора, также являются основой статьи. Основным источником казахского фольклора была устная литература. Легенды и сказки казахского народа также повлияли на развитие фольклорного танца.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STAGE INTERPRETATIONS OF KAZAKH DANCE FOLKLORE AND ITS CONNECTION WITH ORAL LITERATURE

The article examines the current state of Kazakh dance folklore and its transformation into performing art. It is known that the basis of the staged Kazakh folk dance are the legends of oral literature. Scientific works of scientists who studied Kazakh folklore dance and stage interpretations of folklore are also the basis of the article. The main source of Kazakh folklore was oral literature, legends and fairy tales of the people also influenced the development of folklore dance.

Текст научной работы на тему «СЦЕНИЧЕСКИЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ КАЗАХСКОГО ТАНЦЕВАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА И ЕГО СВЯЗЬ С УСТНОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ»

№ 2(128)

AunT

/W\ ФИЖ

7universum.com

UNIVERSUM:

ФИЛОЛОГИЯ И ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

февраль, 2025 г.

СЦЕНИЧЕСКИЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ КАЗАХСКОГО ТАНЦЕВАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА

И ЕГО СВЯЗЬ С УСТНОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ

Кайыр Жанибек Усенович

магистр пед. наук, ст. преподаватель, Деятель культуры Республики Казахстан, Казахская национальная академия хореографии, ORCID - 0000-0003-4097-8145 Республика Казахстан, г. Астана E-mail: [email protected]

STAGE INTERPRETATIONS OF KAZAKH DANCE FOLKLORE AND ITS CONNECTION WITH ORAL LITERATURE

Zhanibek Kaiyr

master of pedagogical sciences, senior lecturer, Kazakh national academy of choreography, Kazakhstan, Astana

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается современное состояние казахского танцевального фольклора и его трансформация в исполнительском искусстве. Известно, что в основе постановочного казахского народного танца лежат легенды устной литературы. Научные работы ученых, которые изучали казахский фольклорный танец и сценические интерпретации фольклора, также являются основой статьи. Основным источником казахского фольклора была устная литература. Легенды и сказки казахского народа также повлияли на развитие фольклорного танца.

ABSTRACT

The article examines the current state of Kazakh dance folklore and its transformation into performing art. It is known that the basis of the staged Kazakh folk dance are the legends of oral literature. Scientific works of scientists who studied Kazakh folklore dance and stage interpretations of folklore are also the basis of the article. The main source of Kazakh folklore was oral literature, legends and fairy tales of the people also influenced the development of folklore dance.

Ключевые слова: хореография, фольклор, кюй, инструментальная музыка, ансамбль, композиция, танец.

Keywords: choreography, folklore, kui, instrumental music, ensemble, composition, dance.

Известно, что народное творчество играет важную роль в развитии современного искусства. Очевидно, что ученые каждой эпохи, понимая сущность народного творчества, вносили большой вклад в его изучение. Мы можем изучать этапы развития древнего танца через те немногие танцы, которые дошли до нас благодаря этому народному искусству. В данном направлении имеются исследования Л. Сарино-вой, Д.Абирова и Т. Изим. Также работы ученых А. Шанкибаевой «Казахская хореография: развитие формы и искусства» и докторанта А. Молдахмето-вой «Отражение традиционной культуры в семантике лексики казахского танца» направлены на изучение этой темы.

Народный казахский танец является важной составляющей художественной культуры общества и воплощает обычаи и традиции многих поколений в этнокультурном пространстве Казахстана. Этим объясняется необходимость сохранения и развития казахского народного танца как обязательной составляющей этого процесса.

Исторически сложилось так, что казахский танец, состоящий из простых движений, представляющих жизнь степных казахов, отражающих их быт, труд, охоту, военное мастерство, на протяжении многих веков удовлетворял культурные и духовные потребности народа. Наши предки, которые жестами, поступками передавали влияние окружающей их природы, смогли развить искусство танца как духовное богатство своего народа. Сегодня многогранная культура и традиции нашего народа, уходящие корнями в глубокую древность, стали достоянием многих поколений.

Выдающийся ученый Ауельбек Коныратбаев говорил: «...фольклор - это, прежде всего, синкретическое искусство. В нём отражен быт народа, искусство театра, речи, танца и музыки в целом » [5, с. 8].

Много свидетельств традиционного искусства казахского народа, импровизационная традиция поэтов и песенников основана на синкретическом единстве поэзии и музыки, играется на кобызе или домбре. Поэтому казахская народная музыка напрямую связана с поэзией и словом.

Библиографическое описание: Кайыр Ж.У. СЦЕНИЧЕСКИЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ КАЗАХСКОГО ТАНЦЕВАЛЬНОГО ФОЛЬКЛОРА И ЕГО СВЯЗЬ С УСТНОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ // Universum: филология и искусствоведение : электрон. научн. журн. 2025. 2(128). URL: https://7universum. com/ru/philology/archive/item/19337

№ 2(128)

В целом танец - это искусство, основанное на настроении человека, подчиненное ритму музыки, представленному серией различных движений. Танец отражает красоту и изящество, свойственные человеку и его отношение к жизни и настроение. Нужно только уметь правильно находить и использовать движения, которые представляют это настроение. Ритм ясно выражает невидимые колебания человеческой души. На возникновение народных танцев влияет характер, образ жизни и культура каждого народа.

В своей работе «Казахский музыкальный фольклор» Е.Балабеков сказал: «Необходимо рассматривать единую многосистемность музыкального фольклора как народное искусство», также говорил что: «.. .единоборства и битвы, победы и поражения, встречи и прощания влюбленных, действия сказочных и фантастических персонажей передаются не только голосом, но и жестами и движениями тела. Поэтому в музыкальном фольклоре есть компоненты устного, музыкального, театрального, пластического элементов, имеющие функциональную основу» [2, с. 22]. В данном случае можно сказать, что так развивался казахский танцевальный фольклор.

Художественное описание полета птицы в кюйе "Акку" или ход лошади рысью, хромоту, выстрел из ружья, разные периоды в "Аксак к¥лан" передаются через музыку. Известно, что наряду с кюями флейты, кобыза и домбры эти кюи представляют собой художественное, мастерское повествование. Музыкант, прежде чем исполнит кюй, рассказывает слушателю о чувствах, ставших причиной возникновения этих произведений, а также об авторе. Таким образом, не только музыка и поэзия были составляющим композиции песни, но и художественное повествование легенды дополняло эти кюи.

Композиция казахского фольклора носит эстетический характер. Древние представления о жизни, природе и обществе формировались через музыку, устную литературу и ремесла. Фольклорные произведения являются свидетельством многовекового самосознания народа, художественного познания окружающей среды, природы и прочего.

Фольклор, в свою очередь, играет особую роль в воспитании будущих поколений, формировании нравственно-эстетического мировоззрения. Под ее влиянием казахские женщины прививали в своем поведении скромность, доброту и нравственность, достоинство и мужество. Казахские девушки вместе с ребятами смогли принять участие в играх "Алты-бакан", "Ак CYЙек", "Кара к¥лак", "Айгелек". Именно поэтому казахская женщина наравне с мужчинами защищала свою землю от врага, управляла страной и шла на айтыс, не закрывая лица.

Искусство народного танца не стоит на месте, а находится в процессе развития на протяжении всей жизни, сохраняя национальные традиции, формируя танцевальную культуру народа и создавая новое духовное богатство.

Если учесть, что фольклор - это творчество, непосредственно связанное с исторической жизнью народа посредством воображения, образности,

февраль, 2025 г.

то искусство танца имеет глубокое происхождение. До наших дней не дошли его канонические формы. Однако среди народа сохраняется тематическое содержание, образные описания. Таким образом, искусство танца развивалось и совершенствовалось на протяжении веков во взаимосвязи с другими искусствами.

Широко известные древние кюи и старинные ритмы использовались при постановке народных танцев «Коян би», «Жезтырнак», «Кдобеп». с 70-х годов ХХ века стали пропагандировать сценические постановки народных танцев. Здесь можно назвать танцы «Шалкыма», «Айда быпым», «врмек», поставленные на произведения Сугира, А.Байтурсы-нова и Даулеткерея и на долго вошедшие в репертуар фольклорного ансамбля «Шертер».

В танце «Шалкыма» изображен тонкий и грациозный образ девушки-казашки, а в «Айда был-пым» - вежливость, «Ормек» - передает образ мастерицы рукоделия. После в репертуар отдельных танцоров фольклорного ансамбля «Сазген» вошли танцы на произведения Кызыл мойын Куандык, Раз-дык, Байжигит, а также танцы «Жезтырнак», «Кы-лышпан би», «Келиншек», «Айкосак», «Ортеке», в основы которой легли мотивы баксы шаманов.

Солисты ансамбля «Сазген», созданного при Музее музыкальных инструментов имени Ыкыласа в Алматы, представили в 1983 году программу «Казахские фольклорно-этнографические танцы». Народная тема в репертуаре известных исполнителей Тойган Изим и Усен Макан, посвятивших много лет работы развитию казахского танца, является основой их творчества. Тойган Изим исполняла танец "Жезтырнак" в постановке балетмейстера О.В. Все-володской-Голушкевич, где образ красивой девушки превращается в злой дух ведьмы-жезтырнак. Этот мифический образ в кочевой жизни был близок восприятию казахского народа. А танец «Ортеке» в исполнении Усена Макан - это подражание движениям из мира животных.

Можно сказать, что О.В. Всеволодская-Голуш-кевич основывала свои постановки на казахских легендах.

Известный художник, киноактер Аубакир Исма-илов проделал огромную работу по возрождению танцев, которые он видел в детстве в селе, которым научился у отца и деда. Танцы Исмаилова «Кусбеги-дауылпаз», «Жастар бш», «Алка котан» и в сегодняшние дни очень популярны.

Роль фольклора в развитии искусства танца мы можем увидеть также в репертуаре Государственного ансамбля танца «Алтынай».

Хореографическая композиция «Бастау», вошедшая в репертуар ансамбля, включала танцы "Сайыс, "Баксы ойыны", «Жезтырнак», «Кылышпан». И все эти танцы исполнялись под старинные народные кюи. Танцевальные постановки «Келиншек», «Жар-жар», «Прощание», являются ярким примером возрождения древнего культурного наследия нашего народа и стали настоящим традиционным представлением. Танец «Баксы ойыны" (Шаманская игра) послужил основой для пополнения репертуара ансамбля

№ 2(128)

такими фольклорным произведениям, где изображались действия древних времен.

Развитие любого вида искусства не может ограничиваться фольклором, этнографией и народным творчеством. Известно, что идти в ногу со временем, запросами жизни, удовлетворять культурно-эстетические вкусы зрителей требует большого творческого поиска, художественной концентрации коллектива. Поэтому исполнительское мастерство -это не просто копия народного искусства, это особый вид, возникающий в результате творческого объединения артистов. Поэтому работа, которая начинается с прослушивания и анализа музыки каждого танца, заканчивается утверждением типа сценического костюма.

Танец «Кайран 25», вошедший в репертуар юных танцоров ансамбля «Сазген» Алматинской областной филармонии, а позже получивших звание заслуженных артистов Республики Казахстан Ай-гуль Тати и Гульнары Пишенбаевой, стал поистине народным произведением. В описании жизни двух стариков танцорам удалось ярко и убедительно передать образ через казахскую танцевальную пластику. Известно, что балетмейстер Гульсауле Орымбаева умеет точно передать национальный характер, а от исполнителей требуется большое мастерство, чтобы донести его до зрителей.

«Все старинные казахские традиции и праздники сопровождались песнями и стихами, поэтому, если театр хочет прикоснуться к жизни народа, необходимо создать полноценный образ старины», — сказал Мухтар Ауэзов [1, с. 53].А. Тажи-баев, изучавший историю драматического театра, говорил: «Драматургия народной поэзии, песни и драматические элементы из эпоса явились прекрасной основой для национального театра» [4, с. 11]. Такие народные традиции, как «Жар-жар», «Прощание», «Беташар», которые связаны с этим театральным искусством, стали прекрасным образцом народных танцев, занимающих место в репертуаре танцевальных коллективов.

Являясь частью культуры народного творчества, искусство танца популярно и наиболее точно отражает нормы поведения в обществе, гендерные отношения, культурные ценности. Особенно это проявляется в народных танцах. Это кодовая система для определенной группы населения. В рамках этой системы человек связывает себя с хореографическими элементами, воспринимает свою личность как неотъемлемую часть национальной социокультуры.

В этой кодовой системе содержится много информации, которая дается человеку через систему движений тела, формирование пространства и положения танцоров по отношению друг к другу. Здесь мы согласны с высказыванием: «Танец - это средство выражения эмоций посредством постоянно меняющихся движений с определенным ритмом» [6, с. 12].

Содержание казахского танца имеет широкий спектр. Повседневная жизнь народа стала неисчерпаемым источником темы этого искусства. Казахский танец следует рассматривать как важную часть

февраль, 2025 г.

нашей национальной культуры. Наряду с народным творчеством он вносит большой вклад в развитие профессионального исполнительского искусства.

Творческая культура народа вместе с человеческим сознанием прививает и нравственную природу. Ни один народ не может творчески выразить себя вне национальной культуры. Поэтому художник, композитор, хореограф при написании своего произведения старается изучать народную культуру. При постановке народного танца балетмейстер учитывает географическое положение, историю и особенности общественной жизни страны. Наверное, поэтому каждый народ оставляет свой след в искусстве танца.

В наши дни народный танец сближается с традиционными, бытовыми танцами. Его суть заключается в стремлении отразить региональные различия. Исследователи подчеркивают качества личности исполнителя в подаче хореографического материала. «Постепенное развитие танца направлено на сохранение национальной основы и идеи танца, его самобытности и обогащение его опытом профессионального искусства, а затем донесения до зрителя. Такая лексика, как язык танца, его движения - помогают создать картину, как краски в живописи» [3, с. 103]. Зрительское восприятие этнографического хореографического материала осуществляется через призму спектакля. Невозможно создавать народные танцы без сильной внутренней, моральной поддержки исполнителя. «В повседневной жизни люди танцуют для себя, а не для публики. Если в таком виде танец переносится на сцену, то нет реализма искусства. Для зрителя танец не может быть копией повседневного танца» [7,5 с. ].

Любые праздники, торжества, традиции сопровождались народными танцами и они исполнялись публично, индивидуально. С развитием истории народа, можно сказать, что казахское искусство танца тоже совершенствуется, меняется его структура и пополняется в содержательном плане.

Искусство танца является общечеловеческим достоянием и понятно всем народам мира. В зависимости от национальных особенностей каждого народа - различны и художественные средства изображения и содержание искусства танца. Танец каждого народа возникает из красивых, тонких движений, подчиненых определенным правилам. Таким образом, со временем у народов мира сформировались принципы искусства танца. В искусстве танца мы ясно видим национальный характер каждого народа. Их легко отличить друг от друга, так как они могут выражать традиции, обычаи и образ жизни каждого народа.

Таким образом, современные постановки казахского народного танца, отражающие быт, обычаи и традиции народа - стали духовным сокровищем и формируют эстетические взгляды молодежи.

Казахский танец, как и музыка, является национальным достоянием, которое неразрывно связано с традициями народа. Наш народ умел широко праздновать особенные события жизни, такие, как проводы невесты, где исполнялись народные песни, кюи и проводились различные национальные игры.

№ 2(128)

февраль, 2025 г.

Такой масштаб празднования отображает выражение «отыз ^н ойын, кырык ^н тойын», что означает тридцать дней игр и сорок дней праздников. Культура народного танца возникла из народных игр, различных трудовых движений.

В целом танец - это искусство, основанное на настроении человека, подчиненное ритму музыки, представленному серией различных движений. Искусство танца отражает красоту и изящество человека, его отношение к жизни и настроению. Нужно только уметь правильно находить и использовать движения, которые представляют это настроение. Ритм ясно выражает невидимые колебания человеческой души. На возникновение народных танцев влияет характер, образ жизни и культура каждого народа.

Согласно историко-этнографическим исследованиям, на обширной территории так называемой «казахской степи» построено и разрушено множество селений и поселков. Однако для сегодняшнего поколения вышеупомянутые фольклорные темы были основой танцевального искусства, начиная с наскальных рисунков и заканчивая старинными народными танцами. Поэтому и искусство танца развивалось при сохранении национальной самобытности.

Хореография выступает важным элементом в системе идейной, развивающей, информационной,

воспитательной, социальной, культурной, выразительной, релаксационной, коммуникативной, ценностно-гедонистической, адаптационно-рекреационной функций. Хореография - вид искусства, способный дать человеку чувство ответственности и долга. Изучение и интеграция народного хореографического искусства позволяет воспитать в народе чувство патриотизма и гордости, сохранить национальное достояние и обеспечить баланс между временем и поколением.

В заключение можно сказать, что казахский народный танец развивался синкретично с другими видами искусства. Народная хореография представляла собой многофункциональную систему, способствующую всестороннему развитию человека. Он используется для совершенствования объективных качеств человека, т. е. его тела (физическое здоровье, красота строения тела, ровная осанка и т. д.), при формировании его субъективных качеств, являющихся важными составляющими человека, т. е. его духовного понимания ( нравственные идеалы, ценности, отношение к другим, сила воли и др.).

Известно, что жизнь и традиции народа меняются в связи с изменениями в обществе. Соответственно тематическая идея и содержание танцевального искусства, уходящего своими корнями в народное творчество, постоянно меняются.

Список литературы:

1. Ауэзов М. Шыгармалар жинагы. Т. 11. - Алматы, 1969.- 480 с.

2. Балабеков Е. Казактын музыкалык фольклоры: болмысы, озиндик ерекшелиги, тарбиелик мазмуны мен за-манауи омиршендиги. Оку куралы. - Алматы: 2006.- 158 с.

3. Заикин Н.И. Фольклорный танец и его сценическая обработка: метод. пособие / Н.И. Заикин // Всероссийский научно-методический центр народного творчества и культурно-просветительной работы. - М.: Петит, 1991. - 134 с.

4. Казак театрынын тарихы. Т.1. - Алматы: 1975.-398 б.

5. Коныратбаев А. Казак фольклорынын тарихы. - Алматы, 1991.- 288 б.

6. Королева Э.А. Ранние формы танца - Кишинев, 1977.- 214 с.

7. Фольклорные танцы Тверской земли: записаны автором в Тверской губернии в 1938 году / Т.А. Устинова. -Тверь: Алексей Ушаков и К, 2002.- 159 с.: ил

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.