СЦЕНАРИИ СОВМЕСТНОГО ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РАДИОЭЛЕКТРОННОГО КОМПЛЕКСА И СЕКТОРА ИКТ-УСЛУГ
В статье рассматриваются различные сценарии развития российского инфокоммуникационного сектора с учетом перспектив внедрения в России новейших технологий беспроводной передачи данных и приводятся результаты прогнозных расчетов, которые позволили оценить влияние инновационного развития сектора ИКТ на выпуск продукции радиоэлектронного комплекса.
Создание в России современной конкурентоспособной экономики инновационного типа в последние годы стало одним из главных декларируемых приоритетов [1]. Причем кризисные явления в мировой экономике в 2008-2009 гг. вызвали замедление темпов развития мировых наукоемких, высокотехнологичных рынков [2]. Российские компании могут воспользоваться ситуацией, чтобы занять определенные ниши на этих рынках и без значительного отставания от мировых лидеров внедрить технологии, которые только выходят на уровень коммерческого использования. Одной из таких передовых технологий может стать передача больших объемов информации по беспроводным каналам связи - так называемые технологии мобильной связи четвертого поколения (4G). Этот стандарт только начинает внедряться в коммерческое использование. Он позволяет работать на широком диапазоне частот, и для него пока нет единых мировых стандартов передающего оборудования.
В 2011 г. Минкомсвязи России выступило с рядом законодательных инициатив, которые должны обеспечить преимущество отечественных производителей при создании инфраструктуры сетей мобильной связи нового поколения. В частности, в ряде лицензионных условий использования частот для строительства сетей мобильной связи было закреплено условие об использовании только отечественного оборудования, а позднее законодательно было определено само понятие отечественного оборудования. Предполагалось, что использовать такое оборудование обяжут всех победителей конкурсов на создание федеральных сетей по технологии LTE (Long-Term-Evolution) [3]. Эти законодательные меры в сочетании с особенностями начавшего формироваться рынка LTE-оборудования могли бы позволить отечественным компаниям наладить производство собственной линейки передающей аппаратуры нового стандарта и придать мощный импульс развитию радиоэлектронной промышленности.
Ранее проведенные исследования показали, что при инновационном сценарии развития российской экономики валовой объем выпуска товаров радиоэлектронной промышленности и ИКТ-услуг к 2030 г. должен увеличиться примерно в 3,5-4 раза по сравнению с 2010 г. [4, с. 70]. Однако при этом комплекс ИКТ рассматривался как совокупность отраслей по оказанию инфокоммуникационных услуг, а также отраслей, производящих соответствующие аппаратные средства [4, с. 54]. В контексте задачи, решаемой в данном исследовании, применен другой подход. Был выделен отдельный сектор ИКТ-услуг в дополнение к четырем статистическим агрегатам наукоемкого, высокотехнологичного комплекса (НВТК), принятым в классификации Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) для российской национальной инновационной системы. Этими агрегатами являются: 1) авиаракетно-космическая промышленность (АРКП); 2) производство сложных (специальных) видов техники (производство СВТ), 3) атомная промышленность (АТП) и 4) радиоэлектронный комплекс (РЭК) [5]. По этой классификации РЭК включает производство ап-
паратных средств, рассматриваемое в [4] как часть НВТК, и следующие виды деятельности по ОКВЭД:
- 30.02 производство электронных вычислительных машин и прочего оборудования для обработки информации;
- 31.62 производство прочего электрооборудования, не включенного в другие группировки, кроме электрооборудования для двигателей и транспортных средств;
- 32 производство аппаратуры для радио, телевидения и связи, производство электро- и радиоэлементов, электровакуумных приборов;
- 33.20 производство контрольно-измерительных приборов.
Необходимо отметить, что значительная часть продукции РЭК в настоящее время относится к продукции оборонного назначения (прежде всего, зенитноракетные комплексы и радиоэлектронное оборудование специального назначения). Объемы производства такой продукции не отражаются в общедоступных источниках статистической информации. Однако данные, полученные в результате совместного исследования ИНП РАН с агентством ТС-ВПК [6], позволили восстановить общие объемы выпуска РЭК и использовать их в данной работе.
Сектор ИКТ-услуг ниже рассматривается как сумма следующих видов деятельности:
- рынка программных средств (входит в 72-й раздел по ОКВЭД);
- рынка ИТ-услуг, включая услуги доступа в Интернет (входит в 64.20.5 и 72-й разделы);
- услуг по предоставлению подвижной (мобильной) электросвязи (64.20.12);
- услуг радиосвязи, радиовещания, телевидения и спутниковой связи (64.20.12);
- услуг междугородней и международной связи (64.20.11);
- услуг по присоединению и пропуску трафика (64.20.3);
- услуг по предоставлению документарной электросвязи (64.20.12).
Структура сектора высокотехнологичных ИКТ-услуг (1467,6 млрд. руб.) в 2011 г.
показана на рис. 1.
Рынок услуг, включая услуги Интернет 13%
Рынок
программных
средств
Услуги присоединения и пропуска трафика 13%
Подвижная
электросвязь
43%
МН/МГ связь
6%
Спутниковая связь и ТВ-вещание 5%
Документарная
электросвязь
11%
Рис. 1. Структура доходов сектора высокотехнологичных ИКТ-услуг в 2011 г.
Доля выделяемого таким образом сектора высокотехнологичных ИКТ-услуг в общем объеме сектора ИКТ (определяемого по классификации Минкомсвязи России/ на 2011 г. составляет примерно 70%. Доля валовой добавленной стоимости
1 Минкомсвязи России относит к ИКТ также проводную, почтовую и другие виды связи, не относящиеся к высокотехнологичным, которые не включены в это исследование.
(ВДС) сектора высокотехнологичных ИКТ-услуг составляла в 2011 г. около 1,8% ВВП. Среднегодовая численность занятых в секторе - около 1 млн. чел. [7].
В работе [4] выполнен поисковый прогноз по двум сценариям (инновационноинвестиционному и инерционному), которые учитывали только общие макроэкономические ограничения. В данной работе на основе развития ранее предложенного прогнозно-аналитического инструментария [8] исследуются два возможных сценария совместного развития сектора ИКТ-услуг и РЭК, в основе которых лежат различные условия создания в России федеральных сетей беспроводной передачи данных по технологии LTE. Оптимистический сценарий предполагает введение жестких регулирующих мер по стимулированию импортозамещения в сфере поставок оборудования для новых сетей, а реалистический сценарий, напротив, не предполагает никаких ограничений по использованию импортного оборудования и при этом также учитывает ряд других факторов, способных затормозить развитие новой технологии беспроводной связи в России. Главной целью работы был прогноз не столько развития сектора ИКТ-услуг, сколько определения потенциала его возможного влияния на выпуск промышленной продукции РЭК.
В работе показано, что импортозамещение в сегменте оборудования для создания мобильных сетей связи четвертого поколения могло бы придать мощный импульс производству российского радиоэлектронного оборудования. Однако принятые в 2012 г. Роскомнадзором конкурсные условия по распределению частот для LTE, а также окончательное определение отечественного оборудования, принятое Минкомсвязи, содержали ряд серьезных ограничений на развитие сетей LTE в России, что делает реализацию такого сценария маловероятной.
Основные тенденции развития сектора ИКТ-услуг в 2003-2011 гг. В предкризисный период (до 2008 г.) сектор ИКТ-услуг был одним из лидеров по темпам роста среди других агрегатов НВТК. Среднегодовые темпы прироста объема сектора с учетом роста тарифов на мобильную связь составляли более 34% (рис. 2)2.
Млрд. руб. %
Рис. 2. Абсолютные показатели объема высокотехнологичных ИКТ-услуг в текущих ценах ( 0 ) и темпы прироста в сопоставимых ценах (-■-) в 2003-2011 гг.
В общей сложности сектор ИКТ-услуг за этот период увеличился почти в
4 раза, в первую очередь за счет большой доли быстрорастущего рынка сотовой связи, а также развития рынка услуг по присоединению и пропуску трафика.
2 Источник: расчеты автора по данным Минкомсвязи, Росстата и МЭР РФ, с учетом индекса тарифов на услуги электросвязи.
В кризисный период и последующие годы (2009-2011 гг.) темпы роста сектора ИКТ-услуг существенно замедлились, в основном, за счет прекращения роста в сегменте подвижной электросвязи. Подчеркнем, что эта объективная тенденция не связана с кризисными явлениями в экономике, она отражает реальное насыщение рынка мобильной связи в России. По данным на март 2012 г., общее количество номинальных абонентов сотовой связи (по числу проданных SIM-карт) в России составило 225,84 млн. чел., что соответствует уровню проникновения 155,6% [9]. При этом цены на услуги сотовой связи продолжают снижаться. За период с 2009-2010 гг. средняя цена за минуту в сопоставимых ценах (APPM) у трех крупнейших мобильных операторов РФ (МТС, «Вымпелком» и «Мегафон» - так называемая «большая тройка») снизилась на 7% [10].
В условиях, когда потенциал роста сектора ИКТ за счет роста абонентской базы фактически исчерпан, сотовые операторы переключили внимание на предоставление различного рода дополнительных услуг, так называемых VAS (от англ. Value Added Services - услуги с высокой добавленной стоимостью). Необходимо отметить, что с начала 2008 г. объем квартальной выручки сотовых операторов от VAS увеличился почти вдвое (рис. 3, данные AC&M). Причем основным драйвером роста доходов стало развитие беспроводного широкополосного доступа в Интернет (ШПД). Доля этого вида услуг в общем объеме VAS увеличилась с 20% в начале 2008 г. до 40% и более в начале 2012 г. При этом ежемесячная аудитория мобильного интернета достигла к 2012 г. 58 млн. абонентов (в 2010 г. 49 млн.), т. е. уровень охвата населения РФ данным видом услуг составил 26%.
Рис. 3. Динамика квартальной выручки от VAS-операторов «большой тройки»
2008-2012 гг.:
■ - цифровой контент; 0 - интернет-трафик; ЕШ - сообщения;
@- другие дополнительные услуги; -♦- рост квартальной выручки (правая шкала)
Ожидается, что именно развитие скоростного широкополосного доступа в интернет должно стать основным источником роста сектора ИКТ-услуг в краткосрочной перспективе. По данным Союза операторов связи LTE, рост мобильного трафика данных за 2010 г. увеличился почти в 2,6 раза. Согласно прогнозным оценкам Союза, к 2015 г. он
может возрасти более чем в 25 раз по сравнению с объемом 2010 г. [11]. При этом растущие объемы передачи данных диктуют необходимость создания мощной инфраструктуры, способной передавать большие объемы информации, а также формируют спрос на соответствующий тип абонентских устройств. В 2011 г. продажи смартфонов (в абсолютном выражении) в России возросли на 75% по отношению к 2010 г. и составили 7,6 млн. шт. в то время как продажи обычных телефонов сократились на 3%. В денежном выражении рынок смартфонов в 2011 г. увеличился на 55% относительно 2010 г. и достиг 80,6 млрд. руб., что составило 49% всего рынка мобильных телефонов [12].
Крупнейшие мобильные операторы России («большая тройка») в последние годы активно развивают инфраструктуру сетей мобильной связи третьего поколения (технологии UMTS и HSPA). Такие сети уже генерируют более 85% всего трафика мобильного ШПД. Дальнейшим развитием этой технологии должна стать беспроводная связь так называемого «четвертого поколения» (4G), которая позволяет обеспечить скачкообразное увеличение скорости3 передачи данных по сравнению с UMTS и HSPA. К технологиям мобильной связи четвертого поколения относят Long-Term Evolution (LTE) и Worldwide Interoperability for Microwave Access (WiMAX). Они обе обеспечивают сходные характеристики сетей, однако стандарт LTE разработан и поддерживается организацией 3rd Generation Partnership Project (3GPP), ответственной за развитие семейства стандартов GSM, на базе которого уже были созданы UMTS и HSPA. Именно лоббистские возможности этой организации в первую очередь предопределили преимущество этого стандарта. Кроме того, технология LTE позволяет теоретически обеспечивать «обратную совместимость» устройств LTE с сетями «предыдущих» поколений (2G и 3G), т.е. абонентское устройство LTE может использоваться в более медленных сетях HSPA или UMTS при условии работы сетей в одном частотном диапазоне.
Технология LTE стала особым объектом нашего внимания, так как на сегодняшний день она является действительно передовой и наиболее распространенной. В мире работает примерно 90 коммерческих сетей LTE в 45-ти странах. Согласно данным Wireless Intelligence, на конец второго квартала 2012 г. число абонентов LTE-сервисов составляло 27 млн. чел. Причем 47% их общего числа находится в США, 27 - в Южной Корее, 13 - в Японии, а на все страны Европы приходится лишь 6% [13].
Еще одной особенностью LTE, что очень важно для России, является возможность строить сети LTE на обширном диапазоне частот, поскольку какого-либо общепринятого мирового стандарта передающего оборудования для таких сетей пока не существует. Международный союз электросвязи (International Telecommunication Union, ITU) предъявляет лишь базовые требования к сетям 4G (скорость передачи данных, спектральная эффективность, помехоустойчивость и т.д.). Однако в рамках этих требований различные производители и центры по разработке и стандартизации мобильных решений часто разрабатывают собственные стандарты и требования к оборудованию и сетям. В результате наблюдается автономизация решений LTE как по географическому принципу (решения из стран Европы, США, Японии, Китая и др.), так и по корпоративному (ведущие производители или крупные операторы представляют на мировом рынке свои собственные решения LTE, зачастую под собственными наименованиями). Такая ситуация дает возможность российским производителям радиоэлектронного оборудования разработать и наладить производство собственной линейки как передающего оборудования LTE, так и абонентских устройств.
3 Это стандарт теоретически обеспечивает пиковую скорость передачи данных до 326,4 Мбит/с от базовой станции к пользователю и до 172,8 Мбит/с в обратном направлении. Де-факто реальная скорость в таких сетях даже при самых благоприятных условиях не превышает 5-10 Мбит/с, что все равно значительно больше, чем в сетях, построенных по технологиям 30, где максимальная скорость передачи данных ограничена 3,5-3,6Мбит/с.
На сегодняшний день доля отечественной продукции на внутреннем рынке телекоммуникационного оборудования составляет примерно 10-15%, а в ряде сегментов практически равна нулю [14]. Однако преимущества, которые отечественные компании могут получить на российском рынке оборудования для сетей ЬТБ, дают шанс значительно увеличить эту долю. Необходимость использования отечественного оборудования при строительстве сетей ЬТБ планировалось закрепить законодательно. В 2010 г. требование использования российского оборудования уже было включено в конкурсы на получение частот 2,3-2,4 ГГц для сетей беспроводного доступа по технологии *^МАХ в 40 регионах РФ. Предполагалось также, что аналогичное требование будет закреплено и в конкурсах на строительство федеральных сетей нового поколения. Именно из этого условия первоначально и строится прогноз влияния развития сетей ЬТБ на РЭК.
Прогнозные сценарии. Для оценки такого эффекта применялся прогнозноаналитический инструментарий, основанный на методах межотраслевого баланса (МОБ). Он базируется на построении упрощенных таблиц МОБ, включающих четыре агрегата НВТК, отрасль «наука и научное обслуживание», а также агрегат «остальная экономика», объединяющий показатели других видов экономической деятельности народного хозяйства. Расчет формирующих его структуру «технологических коэффициентов межкомплексных связей» осуществлялся путем совмещения статистических показателей отдельных видов экономической деятельности по ОКВЭД со структурными показателями отдельных отраслей и подотраслей НВТК, полученными в результате совместного исследования ИНП РАН и агентства ТС-ВПК [6]. Первоначально оценивался объем спроса на продукцию НВТК со стороны государства для всего прогнозного периода на основе анализа государственных программных документов, определяющих приоритеты долгосрочного развития отдельных отраслей комплекса на долгосрочную перспективу, и методов оценки бюджетных расходов на военную продукцию. Для оценки динамики технологических коэффициентов также проводился анализ целевых индикаторов программ долгосрочного развития, что позволило при долгосрочном прогнозировании НВТК учитывать дополнительные ограничения, связанные со структурой кооперационных связей внутри комплекса, и повысить достоверность прогноза [4].
Для оценки стимулирующего влияния развития сетей мобильной связи четвертого поколения к четырем агрегатам НВТК, включенным в базовую балансовую модель, был добавлен пятый - «сектор ИКТ-услуг». Применение модели, основанной на методах МОБ, позволило учесть влияние кооперационных связей и показать стимулирующее воздействие, которое развитие сектора ИКТ способно оказать на РЭК и другие агрегаты НВТК, а также учесть введенные в модель ограничения по основным производственным фондам и рабочей силе. Эффект введения ограничений на использование импортной продукции отечественными предприятиями сектора ИКТ-услуг оценивался по нижеследующему алгоритму.
На основе условий конкурсов, по которым между операторами были распределены частоты для оказания услуг по технологии ЬТБ, определялся общий минимальный объем инвестиций со стороны операторов, необходимых для развития инфраструктуры новых сетей. Параллельно, на основе ранее выполненных долгосрочных прогнозов развития сектора ИКТ рассчитывался совокупный эффект внедрения данной технологии.
Общий объем дополнительного спроса на продукцию РЭК распределялся по годам прогнозного периода в соответствии с конкурсными условиями, определенными Минкомсвязи России, и инвестиционными стратегиями ведущих российских операторов мобильной связи.
На основе официальных документов Минкомсвязи, определяющих технологические требования и уровень локализации производства инфраструктурного оборудования для развертывания новых сетей мобильной связи, определялась максимально возможная доля отечественной продукции РЭК в общем объеме продукции, спрос на которую предъявят мобильные операторы.
Далее в используемую модель вводился дополнительный объем спроса на продукцию РЭК и проводились расчеты с учетом ограничений по объему инвестиций и основным производственным фондам в каждом году реализации программы внедрения LTE.
Общая схема оценки эффекта реализации программы развития LTE с использованием отечественного оборудования показана на рис. 4.
Рис. 4. Схема оценки эффекта импортозамещения в сфере оборудования для ИКТ
В рамках исследования влияния сектора ИКТ на РЭК рассматривались два возможных сценария:
- оптимистический - предусматривающий дополнительные законодательные меры по ограничению применения импортного оборудования для строительства сетей LTE и достижение 50-процентного уровня локализации производства, установленного Минкомсвязи России для «отечественного оборудования»;
- реалистический - не предусматривающий жестких ограничений на использование импортного оборудования при строительстве сетей LTE, подразумевающий уровень локализации производства «отечественного оборудования» в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами, а также учитывающий ряд ограничений на объем возможных инвестиций в строительство сетей LTE со стороны крупнейших российских мобильных операторов.
В качестве базового сценария, с которым сравнивались результаты прогнозных расчетов, рассматривался вариант, при котором 100% оборудования для строительства российских LTE-сетей будет закупаться за рубежом. Другими словами, дополнительный спрос на продукцию РЭК при развитии сетей LTE будет формироваться только за счет закупки оборудования специального назначения для конверсии радиочастотного спектра.
Общий объем инвестиций операторов в строительство сетей LTE при оптимистическом сценарии определялся на основе условий конкурсов на право строительства федеральных сетей LTE, проведенных Роскомнадзором в июле 2012 г. Эти конкурсы должны были состояться еще в начале 2012 г., но по ряду причин откладывались. На конкурсах было разыграно четыре комплекта частот на всю территорию страны, которые получили компании «большой тройки» (МТС, «Мегафон», «Вымпелком») и «Ростелеком». По условиям конкурса каждый из четырех победи-
телей должен к 2019 г. полностью обеспечить покрытие сетью ЬТБ всех населенных пунктов РФ с населением более 50 тыс. чел. Причем, в конкурсных условиях определены конкретные требования к плотности покрытия и скорости передачи данных, которые практически полностью исключают возможность «формального» запуска сети с одной базовой станцией в городе4. В результате, чтобы не лишиться лицензий, операторам придется инвестировать в создание сетевой инфраструктуры весьма значительные средства. Минимальный порог, определяемый условиями конкурсов - 15 млрд. руб. в год5 до 2019 г. (т. е. в общей сложности 420 млрд. руб.) [15]. Для удовлетворения конкурсных условий по скорости передачи данных6 объем вложений должен быть как минимум в полтора раза больше, т. е. около 600-700 млрд. руб. до 2019 г. К этой сумме также следует прибавить стоимость конверсии частот. Дело в том, что на конкурс выставляются частоты, большая часть из которых используется Минобороны России и другими силовыми ведомствами для обеспечения различных видов спецсвязи, и операторам, желающим развивать сети ЬТБ, предстоит за свой счет оплачивать перевод оборудования силовых ведомств на другую частоту (фактически закупать новое оборудование). В конкурсных условиях объем финансовых расходов победителей на конверсию не указан, так как информация о том, сколько частот в этих диапазонах реально используют военные и какие радиоэлектронные средства придется заменять, составляет государственную тайну. По разным оценкам, четырем победителям конкурсов придется потратить на конверсию в общей сложности от 80 до 100 млрд. руб.
Таким образом, совокупные вложения в инфраструктуру сетей мобильной связи четвертого поколения в России могут составить около 700-800 млрд. руб. до 2019 г., из которых, по оценкам Союза операторов связи ЬТБ, примерно половина должна пойти на закупки непосредственно базовых станций и другого радиоэлектронного оборудования. Если хотя бы часть спроса на оборудование этого класса будет удовлетворена за счет отечественных производителей, это может оказать значительное стимулирующее воздействие на РЭК. Предполагалось, что при оптимистическом сценарии будут введены жесткие законодательные ограничения на использование отечественного оборудования для строительства сетей ЬТБ, и дополнительный спрос на продукцию РЭК со стороны сектора ИКТ может составить до 50% общего уровня затрат на строительство сетей (т.е. 350-400 млрд. руб. до 2019 г.). Большая часть этого спроса будет удовлетворяться за счет продукции, производимой на совместных предприятиях российских компаний и ведущих зарубежных производителей оборудования. О планах создания таких производств уже объявил целый ряд российский компаний7. Также условия оптимистического сценария предполагают, что на конверсию радиочастотного спектра будет затрачено 100 млрд. руб.
Расчеты показали, что при этих условиях развитие сетей ЬТБ в России может придать значительный импульс росту производства в РЭК. Реализация масштабной программы импортозамещения в сегменте оборудования для ЬТБ позволит увеличить общий объем выпуска российской радиоэлектронной промышленности в пе-
4 Услуга передачи данных «должна предоставляться с минимальной скоростью передачи данных от абонентских станций к базовым станциям при максимальной загрузке сети связи — 1 Мбит/с во всех средних и высших учебных заведениях в границах населенного пункта».
5 Здесь и далее объемы предполагаемых затрат указаны в ценах второго квартала 2012 г.
6 Чтобы получить дополнительные конкурсные баллы, без которых выиграть конкурс, скорее всего, не получится, оператор должен взять на себя обязательства построить сеть, обеспечивающую скорость передачи данных от абонентских станций к базовым станциям в 4 Мбит/c и выше.
7 «Роснано» собирается инвестировать в производство базовых станций LTE (4G) в Томской области на местном заводе «Микрон». В качестве партнера выбрана Nokia Siemens Networks, которая будет не только участвовать в передаче технологий, но и спонсировать сам проект. О планах по строительству оборудования для LTE заявляли ГК «Ростехнологии» и Alcatel Lucent, «РВМ Альянс» — совместная компания израильского производителя Runcom Technologies с российской группой «Альянс» и концерном «Созвездие», а также предприятие американской Motorola и «Информинвестгрупп».
риод до 2030 г. почти на треть в сравнении со сценарием, предусматривающим использование исключительно импортного оборудования. Результаты прогнозных расчетов по оптимистическому сценарию относительно базового, не предполагающего использования отечественного оборудования, показаны на рис. 5.
(а) (б)
Рис. 5. Прогноз выпуска сектора ИКТ-услуг (а) и РЭК (б) до 2030 г. при оптимистическом сценарии развития сетей мобильной связи четвертого поколения в России:
-О- без импортозамещения; -□- с импортозамещением
Необходимо отметить, что условия оптимистического сценария, которые формировались исходя из приоритетов работы Минкомсвязи, озвученных в начале 2012 г. [8], к настоящему времени в значительной степени потеряли актуальность. Дело в том, что из конкурсов на строительство федеральных сетей LTE был исключен пункт об обязательном использовании «отечественного оборудования», а также стали известны окончательные критерии определения такого оборудования. Кроме того, выяснилось, что существенного государственного финансирования на развитие сетей LTE направляться не будет, а для частных компаний вложения в их развитие могут оказаться неоправданными и непосильными.
Операторы «большой тройки» до сих пор не завершили цикл инвестиций в развитие мобильных сетей третьего поколения. За 2009-2011 г. в развитие таких сетей МТС, Мегафон и Вымпелком вложили в общей сложности примерно 244 млрд. руб., а доходы от услуг по предоставлению беспроводного широкополосного доступа в Интернет составили 153,2 млрд. руб. (рис. 6) [16].
Млрд. руб.
Рис. 6. Инвестиции в развитие сетей мобильной связи третьего поколения и доходы от предоставления услуг беспроводного широкополосного доступа в Интернет операторов «большой тройки» в 2009-2011 гг.:
0 инвестиции; Ц доходы
В этих условиях осуществлять значительные инвестиции в развитие принципиально нового стандарта компании, скорее всего, не будут, особенно учитывая тот факт, что преимущество сетей нового поколения перед уже работающими сетями 3G (декларируется повышение скорости передачи данных в 4,5 раза [17]) является в российском случае сильно преувеличенным: при распределении между четырьмя операторами частоты пришлось «нарезать» на очень узкие полосы. Каждый из операторов получил по две полосы частот шириной в 7,5 МГц в нижнем диапазоне (790-862 МГц/ и по две полосы 10 МГц в верхнем диапазоне (2,5-2,69 МГц). При этом стандартом LTE определена возможность работы оборудования только на определенных, «фиксированных» полосах частот: 1,4, 3, 5, 10, 15 и 20 МГц. Это означает, что в нижнем диапазоне операторам придется использовать только 5 МГц, а в верхнем - строить сети на полосе шириной в 10 МГц. Скорость же работы сетей LTE напрямую зависит от ширины канала. Теоретический прирост скорости в 4,5 раза в сравнении с 3G возможен, во-первых, только по отношению не к самым современным стандартам 3G, а во-вторых, только на полосе шириной в 20 МГц. Между тем реальный выигрыш по скорости сети LTE на полосе в 10 МГц у самых современных сетей 3G (стандарт HSPA+ R7) будет в районе 20%, а на полосе в
5 МГц еще меньше. При этом сети LTE предназначены исключительно для передачи оцифрованной информации, передавать в них «голос» аналоговым способом, как в сетях, использующих технологию 3G, невозможно [16]. Это значит, что инвестиции в строительство таких сетей полностью должны окупаться за счет различных услуг, связанных с передачей цифрового контента.
Кроме того, востребованность скоростного беспроводного интернета по технологии LTE, как ожидается, будет относительно низкой. По данным J'son & Partners Consulting, только около трети регионов РФ перспективны для внедрения беспроводных технологий связи, еще треть имеет хороший потенциал, при этом оставшиеся регионы остаются малоперспективными. Наибольшая концентрация регионов с высоким потенциалом развития беспроводных технологий сосредоточена в Центральном, Северо-Западном и Уральском федеральных округах. Это Московская, Белгородская, Ленинградская, Калининградская, Свердловская и Челябинская области. В Приволжском, Сибирском и Дальневосточном федеральных округах готовность к внедрению беспроводных технологий связи средняя, а в Южном и Северо-Кавказском ФО - низкая [10].
В этих условиях велика вероятность того, что российские операторы будут стремиться минимизировать реальные инвестиции в развитие сетей и создавать лишь «видимость» активной работы в этом направлении. Очаговое покрытие LTE будет создаваться там, где требуют условия конкурсов. Однако процесс распространения сетей на другие районы будет затягиваться под различными предлогами.
Еще одним серьезным фактором, который будет ограничивать эффект внедрения технологий мобильной связи четвертого поколения в России, может стать методика определения «отечественного» оборудования, утвержденная совместным приказом Минпромторга и Минэкономразвития [18]. Согласно этому документу, основной критерий, по которому телекоммуникационное оборудование может быть отнесено к российскому - 60-70-процентный уровень локализации. Однако согласно принятой методике, при вычислении доли импортных комплектующих будут учитываться не все импортные детали и материалы, а только те, аналоги которых выпускаются в России. В результате, «российским» по утвержденным критериям может признаваться оборудование, просто собранное из импортных дета-
8 Ростелеком - 791-798,5/832-839,5 МГц; МТС - 798,5-806/839,5-847 МГц; Мегафон - 806-813,5/847-854,5МГц; Вымпелком — 813,5-821/854,5-862 МГц.
лей, аналоги которых не производятся в России, при условии, что производственные затраты в виде расхода электроэнергии и заработной платы рабочих составят не менее 60% себестоимости продукции.
С учетом этих обстоятельств в реалистический прогнозный сценарий был заложен ряд ограничений: уменьшение общего уровня инвестиций со стороны операторов мобильной связи до 300 млрд. руб. до 2019 г.; уменьшение доли «отечественной» продукции в объеме закупаемого оборудования до 10% в начале прогнозного периода и 15% после 2020 г.; ограничение затрат на конверсию до 80 млрд. руб. Результаты прогнозных расчетов при реалистическом сценарии развития сетей LTE в России показаны на рис. 7.
(а) (б)
Рис. 7. Прогноз выпуска сектора ИКТ-услуг (а) и РЭК (б) до 2030 г. при реалистическом сценарии развития сетей мобильной связи четвертого поколения в России -О- без импортозамещения; -□- с импортозамещением * * *
Таким образом, развитие сетей мобильной связи четвертого поколения способно оказать мощное стимулирующее воздействие на РЭК. Однако конкурсные условия на право строительства федеральных сетей LTE и существующая нормативноправовая база определения отечественного оборудования, в значительной степени ограничивают потенциал развития РЭК.
Чтобы максимально использовать инновационное развитие сектора ИКТ-услуг для одновременного развития РЭК, необходимо принять комплекс мер, направленных на поддержку отечественных производителей оборудования, пока ведущие мировые вендоры полностью не заняли российский рынок. Также необходимо обеспечить распределение частотного ресурса, которое позволит задействовать под сети LTE полосу частот в 20 МГ ц, поскольку без этого строительство таких сетей не приведет к существенному выигрышу в скорости, т. е. будет экономически неоправданным.
Литература
1. Государственная политика в области формирования национальной инновационной системы: Проблемы и решения. М.: ИПРАН РАН, 2008.
2. Фролов И.Э., Ципко В.А., Кошовец О.Б., Ганичев НА. Анализ управления и контроля бюджетными ресурсами в условиях финансово-экономического кризиса: зарубежный опыт и уроки для России. М.: Изд-во Счетной палаты РФ. 2011.
3. Доклад министра связи и массовых коммуникаций РФ И. Щеголева на расширенном заседании Коллегии Минкомсвязи России 15 мая 2012 г. http://minsvyaz.ru/ru/speak/index.php?id_4=43366
4. Кошовец О.Б., Ганичев Н.А. Долгосрочные перспективы развития российского информационнокоммуникационного комплекса //Проблемы прогнозирования. 2011. № 6.
5. Базовый доклад «Национальная инновационная система и государственная инновационная политика Российской Федерации» к обзору ОЭСР национальной инновационной системы Российской Федерации. М.: Минобрнауки РФ, 2009.
6. Технико-экономические показатели развития высокотехнологичных отраслей в 2003-2011 гг. Ч. 1. Основные ТЭП ВПК России в 2003-2011 гг. // Совместная НИР Агентства ТС ВПК и ИНП РАН. М.: ИНП РАН. 2012.
7. Численность занятых в российской экономике 2009 г. и прогноз потребности 2010-2015 гг. Аналитическое исследование Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий. // http://www.apkit.ru/files/personal2009_final.pdf
8. Ганичев Н.А., Фролов И.Э. Долгосрочное развитие российского высокотехнологичного комплекса в условиях нестабильного роста мировой экономики (модель и прогноз) //Проблемы прогнозирования. 2010. № 6.
9. Отчет агентства Advanced Communications and Media (AC&M) от 23 мая 2012 г. // http://www.acm-consulting. com/data-downloads. html
10. «Телеком 2011» — отраслевой обзор агентства CNews. http://www.cnews.ru/reviews/free/telecom2011
11. Перспективы внедрения LTE в Российской Федерации — доклад председателя Союза операторов связи LTE Г. Хасьяновой на расширенном заседании коллегии Минкомсвязи РФ в мае 2012 г. // http://minsvyaz. ru/ru/speak/index.php?id_4=433 71
12. Краткий обзор рынка смартфонов по итогам 2011 года. ГК «(Связной» http://www.svyaznoy.ru/info/press-centre/?ID=1481055.
13. Low LTE penetration rate impedes replacement demand for smartphones in Europe // http://www.digitimes.com/news/a20120730PD205.html
14. Калин А.А. Иллюстрированные тезисы к долгосрочному прогнозу научно-технологического развития сектора информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) России до 2030 г. Москва. 2010. Режим доступа: strategy2020.rian.ru/load/366077780
15. Конкурсная документация конкурса № 1/2012 на право получения лицензий на оказание на территории Российской Федерации услуг связи с использованием радиоэлектронных средств в сетях связи стандарта LTE и последующих его модификаций в полосе радиочастот 791-862 МГц. http://www.rsoc.ru/tender/communication/p606/news15164.htm
16. Павлюц А. Почему LTE будет, а счастье — нет, или о перспективах LTE в России // http://nag.ru/articles/article/22391/pochemu-lte-budet-a-schaste-net-ili-o-perspektivah-lte-v-rossii.html
17. Презентация к докладу министра связи и массовых коммуникаций РФ Н. Никифорова на заседании Правительства РФ 13 июля 2012 г. // http://minsvyaz.ru/ru/news/index.php?id_4=43490
18. Приказ Минпромторга РФ и Минэкономразвития РФ от 17 августа 2011 г. № 1032/397 // http://www.minpromtorg.gov.ru/docs/interagency/2