Научная статья на тему 'Сценарии развития экономики Беларуси в среднесрочной перспективе с учетом влияния внешнеэкономических факторов: модельный инструментарий, результаты прогнозов'

Сценарии развития экономики Беларуси в среднесрочной перспективе с учетом влияния внешнеэкономических факторов: модельный инструментарий, результаты прогнозов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
699
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Савчишина Ксения Евгеньевна

В статье представлен модельный инструментарий, позволяющий оценивать перспективы экономического роста в Беларуси на среднесрочную перспективу с учетом динамики внешнеэкономических параметров. Автор приводит также результаты прогнозов по описанной модели для трех сценариев: инерционного, сценария активного наращивания внешнего долга и сценария повышения цен на энергоресурсы при импорте из России в Беларусь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сценарии развития экономики Беларуси в среднесрочной перспективе с учетом влияния внешнеэкономических факторов: модельный инструментарий, результаты прогнозов»

ЭКОНОМИКА СТРАН СНГ

К.Е. Савчишина

СЦЕНАРИИ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ БЕЛАРУСИ В СРЕДНЕСРОЧНОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ С УЧЕТОМ ВЛИЯНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ: МОДЕЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ, РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГНОЗОВ

В статье представлен модельный инструментарий, позволяющий оценивать перспективы экономического роста в Беларуси на среднесрочную перспективу с учетом динамики внешнеэкономических параметров. Автор приводит также результаты прогнозов по описанной модели для трех сценариев: инерционного, сценария активного наращивания внешнего долга и сценария повышения цен на энергоресурсы при импорте из России в Беларусь.

Исследование перспектив развития белорусской экономики в логике анализа влияния внешней среды, в частности, в рамках Единого экономического пространства (ЕЭП) актуально в силу значимости внешнеэкономических связей для развития республики Беларусь. Так, по итогам 2011 г. отношение стоимостного объема экспорта к валовому выпуску составило 35,9%, импорта - 36,4% (или 81,1% и 82,2% к ВВП соответственно).

К концу 2012 г. масштабы экономики Республики Беларусь превысили уровень 1990 г. практически в два раза [1]. Столь существенное расширение национальной экономики требует проведения активной экономической политики для обеспечения стабильных темпов роста в дальнейшем. Одним из направлений такой политики могут стать меры по расширению внешнеторгового оборота. Поскольку географически, политически и исторически основным торговым партнером Беларуси является Российская Федерация, это определило акценты, на которых было сосредоточено внимание в проведенном исследовании.

Тенденции внешнеторговьх отношений Беларуси. 2000-е годы стали для белорусской экономики периодом активного роста: среднегодовой темп прироста ВВП до кризиса 2008-2009 гг. составлял 8%. Одним из основных драйверов являлась внешняя торговля: в 2000-2012 гг. внешнеторговый оборот увеличился в 5,7 раза, а стоимостной объем торговли товарами возрос с 16 млрд. долл. в 2000 г. до 91,8 млрд. долл. в 2012 г. (табл. 1).

Таблица 1

Внешняя торговля товарами в Беларуси

Показатель 2000 г. 2002 г. 2005 г. 2007 г. 2009 г. 2011 г. 2012 г.

Экспорт товаров, млрд долл. 6,6 8,0 16,1 24,4 21,4 41,4 45,5

нефть, % к итогу 0,9 1,2 3,0 2,0 3,5 3,2 2,8

нефтепродукты, % к итогу 20,5 18,6 30,1 31,3 32,8 30,7 31,9

Импорт товаров, млрд долл. 7,6 8,9 16,7 28,4 28,3 45,1 46,3

нефть, % к итогу 21,6 16,8 25,2 25,5 24,9 20,8 18,0

нефтепродукты, % к итогу 2,8 1,1 0,9 1,7 4,7 7,7 12,0

газ, % к итогу 7,5 6,3 6,0 7,6 9,5 12,0 7,4

Баланс торговли товарами, млрд долл. -0,9 -1,0 -0,6 -4,0 -7,0 -3,7 -0,8

Источник: [2; 3].

Основными статьями экспорта и импорта к концу 2000-х годов стали энергетические ресурсы. Так, доля нефти, газа и нефтепродуктов в стоимостном объеме экспорта товаров увеличилась с 20% в среднем в 2000-2003 гг. до 35-36% в 20062012 гг. (за исключением 2010 г., когда она несколько снизилась до 31%). В стоимостной структуре импорта доля энергоресурсов составила 37,4% в 2012 г. по сравнению с 31,9% в 2000 г.

Товарная структура внешней торговли определялась не только внутренними потребностями и возможностями белорусской экономики, но и составом торговых партнеров. При этом географическое положение позволяет Беларуси выступать на европейском рынке в качестве транзитного продавца энергоресурсов. Как результат, основной поток импортируемых товаров формируется в торговле с Россией (табл. 2) и является в основной своей массе (на 60-65% в 2008-2011 гг. и на 80% в 2012 г.) импортом энергоресурсов. Одновременно значимость России как торгового партнера при экспорте белорусских товаров снижалась на фоне расширения экспорта нефтепродуктов из Беларуси в европейские страны.

Таблица 2

Значимость России как торгового партнера Беларуси

Показатель 2000 г. 2002 г. 2005 г. 2007 г. 2009 г. 2011 г. 2012 г.

Экспорт товаров

в Россию, % к итогу 50,7 49,6 35,8 36,6 31,5 34,8 35,3

Импорт товаров

из России, % к итогу 64,2 65,1 60,4 60,0 58,5 54,0 44,9

Источник: [4]

К 2005 г. торговые потоки энергоресурсов формировались следующим образом:

- импорт в Беларусь из России сырой нефти;

- переработка нефти на НПЗ в Беларуси;

- экспорт из Беларуси в Европу нефтепродуктов;

- импорт в Беларусь из России природного газа для нужд внутреннего промышленного производства и конечного потребления.

В 2011-2012 гг. к этой схеме добавился поток импорта в Беларусь из России нефтепродуктов, который составил 12% в структуре стоимостного импорта в 2011 г.

Успешность данной схемы товарного обмена с внешним миром определялась соотношением импортных и экспортных цен на энергоресурсы (рис. 1, 2).

Экспортные цены на энергоресурсы для Беларуси формируются в зависимости от тенденций на мировом, в частности европейском, рынке. Цены на импорт энергоресурсов из России существенно ниже общемировых (в том числе в силу сниженных таможенных пошлин"'). Так, для нефти соотношение экспортных цен к импортным увеличилось с 1,4 в среднем в 2000-2004 гг. до 2 в 2011-2012 гг. Это же соотношение для нефтепродуктов составляло в 2000-2002 гг. величину, меньшую 1, но к 2012 г. возросло до 1,4 (максимум был отмечен в 2004 г. на уровне 1,8) [3].

Более того, стоимость энергоресурсов при импорте из России в Беларусь была ниже, чем на российском внутреннем рынке2. Так, в период 2005-2007 гг., когда

' До создания Таможенного союза импорт нефти из России в Беларусь облагался пошлиной, ставка которой равнялась 33,5% от размера ставки при импорте в прочие страны. С момента образования Таможенного союза торговля между Россией и Беларусью является беспошлинной.

2 Для сопоставимости уровня цен на российском и белорусском рынках из цен на энергоресурсы для белорусских потребителей вычитались величина таможенной пошлины и стоимость транспортировки. Стоимость транспортировки рассчитывалась исходя из динамики тарифов на грузоперевозки на трубопроводном транспорте и расстояния от России до Беларуси (которое условно принималось равным 434 км, т.е. расстоянию от Москвы до российско-белорусской границы).

отмечался наиболее динамичный рост импорта нефти из России в Беларусь, стоимость барреля нефти для российских потребителей превышала аналогичную цену на белорусском рынке на 65-80%. В 2008-2011 гг. уровень нефтяных цен на обоих рынках практически сравнялся. Однако в 2012 г. цены на внутреннем российском рынке вновь превысили цены российского экспорта нефти в Беларусь (на 20%).

Долл./барр.

120

100 -

80

60 -

40

20 № №

0 - £ 1

%

у 120 -- 100 -- 80 4 60

40 20

I- 0

Год

Рис. 1. Соотношение импортных и экспортных цен на нефть: ЩЦ экспортные цены; ■ импортные цены (импорт из России); д цены на внутреннем российском рынке; -а- разница цен (правая шкала)

Долл./барр.

%

120

100 --

40 -20 "

Б а

100 80 60 40 20 0 -20

Год

Рис. 2. Соотношение импортных и экспортных цен на нефтепродукты ЮЗ экспортные цены; ■ импортные цены (импорт из России); -а- разница цен (правая шкала)

Аналогичная ситуация отмечалась и для цен на газ. Стоимость 1 тыс. куб. м газа при вывозе из России в Беларусь была в среднем на 60% меньше (за исключением 20102011 гг.), чем при импорте в прочие страны3 [5]. Более того, в 2004-2007 гг. цены приобретения газа для российских потребителей на 15-60% превышали уровень цен при экспорте в Беларусь [6]. После 2008 г. ситуация изменилась диаметрально: теперь цены для белорусских потребителей превышали цены на российском рынке на 25-140%, что при-

80 --

60

0

3 Для сопоставимости вывозных цен на газ при импорте газа из России в Беларусь и в прочие страны из общей величины цены вычитались импортные пошлины и транспортные расходы.

вело к сокращению физических объемов импорта газа на 5-18%. Однако в соглашении, подписанном правительствами Российской Федерации и Республики Беларусь в ноябре

2011 г., закреплялась такая цена на газ для Беларуси, которая в 2012 г. оказалась на 12% меньше уровня российских цен. При этом такой размер ценового диспаритета фактически фиксируется, по крайней мере, до 2015-2016 гг.

Несмотря на благоприятную ценовую ситуацию на внешних сырьевых рынках, баланс торговли товарами в Беларуси на всем анализируемом периоде был отрицательным, причем абсолютная величина превышения импорта товаров над экспортом увеличилась с 1,1 млрд. долл. в среднем в 2000-2005 гг. до 9 млрд. долл. в 2010 г. с последующей коррекцией в сторону уменьшения в 2011-2012 гг. Резкий рост отрицательного торгового сальдо начался в 2006 г., его темпы составили в среднем 44% к предыдущему году [4].

Увеличение дефицита внешнеторгового баланса определялось двумя факторами. С одной стороны, с позиций сырьевой торговли отмечалось сближение импортных и экспортных цен на нефть в 2006-2009 гг., и хотя эта разница не опускалась ниже 30%, тем не менее такого уровня соотношения цен оказалось недостаточно для поддержания положительного баланса торговли энергоресурсами. С другой - негативное давление на торговый баланс оказывала динамика несырьевого экспорта и импорта. Практически на всем периоде 2001-2010 гг. темпы роста импорта неэнергетических товаров превышали темпы роста экспорта в среднем на 3,2 проц. п. Как результат, отрицательное сальдо торговли товарами увеличилось с 95 млн. долл. в 2001 г. до 5,1 млрд. долл. в 2010 г. При этом курс доллара в 2006-2010 гг. (в период наибольшего роста отрицательного сальдо внешней торговли) был относительно стабильным вследствие роста внешнего государственного долга с 0,6 млрд. долл. в 2006 г. до 10,1 млрд. долл. на конец 2010 г. Эта стабильность курса вызвала еще большее расширение внутреннего спроса на импорт.

Сокращение абсолютной величины отрицательного торгового баланса в 2011-2012 гг. было обусловлено ростом экспортных цен на нефть и нефтепродукты на фоне стагнации (и даже снижения) импортных цен на эти товары. Дополнительный стимул для повышения сбалансированности внешней торговли придал и рост положительного сальдо по торговле неэнергетическими товарами (до 500 млн. долл. в 2012 г.), спрос на которые увеличился в первую очередь со стороны европейских стран и Украины [4].

Текущее состояние внешней торговли. По итогам I полугодия 2013 г. белорусский экспорт составил 22,2 млрд. долл., импорт - 21,9 млрд. долл. В целом по товарам и услугам торговое сальдо составило 0,3 млрд. долл., при этом по внешней торговле товарами было отмечено отрицательное сальдо (-1,7 млрд. долл. по сравнению с +1,6 млрд. долл. годом ранее) [4].

Стоимостной объем экспорта товаров сократился на 24%, импорта - на 10,5%. Основной причиной замедления динамики внешнего товарооборота стал обвал физических объемов импорта нефтепродуктов из России (с 6706 тыс. т в I полугодии

2012 г. до 63 тыс. т в 2013 г.), который на фоне стагнации импорта нефти привел к соответствующему снижению экспорта нефтепродуктов из Беларуси в страны Европы (с 9,7 млн. т годом ранее до 7 млн. т в 2013 г.). Негативным фактором явилась и ценовая динамика на энергетические ресурсы: цены на экспортируемые ресурсы сократились в большей степени (на 8,9%), чем на импортируемые (снижение на 2,7%).

Неэнергетический экспорт товаров также показал отрицательную динамику, так как наблюдалось снижение спроса со стороны российских покупателей (доля которых в общем объеме экспорта Беларуси составляет 42,5%) [7].

Платежный баланс и курс доллара. Увеличивавшееся (до 2010 г.) отрицательное сальдо по торговле товарами частично компенсировалось ростом положи-

тельного сальдо внешней торговли услугами (табл. 3), которое формировалось преимущественно по услугам транспортировки товаров через территорию Беларуси [8].

Счет вторичных доходов (текущие трансферты, в том числе гуманитарная помощь стране и правительственные взносы в международные организации [9]) после десяти лет формирования положительного сальдо, в 2011-2012 гг. демонстрировал резкий переход в область отрицательных значений в результате роста выплат ввозных таможенных пошлин в рамках распределения между странами Таможенного союза и вывозных пошлин на нефтепродукты в пользу России [10]. В результате отрицательное сальдо прочих текущих операций в 2011 г. было сопоставимо с отрицательным балансом торговли товарами (-3,9 млрд. долл. и -3,6 млрд долл. соответственно), а в 2012 г. увеличилось до -4,8 млрд. долл. (8% к ВВП).

Таблица 3

Платежный баланс Республики Беларусь, млрд. долл.

Показатель 2000 г. 2002 г. 2005 г. 2007 г. 2009 г. 2011 г. 2012 г.

Баланс торговли товарами -0,9 -1,0 -0,9 -4,3 -7,1 -3,6 0,5

Баланс торговли услугами 0,5 0,5 1,2 1,5 1,5 2,4 2,4

Баланс по прочим текущим операциям 0,1 0,1 0,1 -0,2 -0,5 -3,9 -4,8

Чистые инвестиции* 0,2 0,4 0,3 1,8 1,8 4,1 1,2

Чистое заимствование**, -0,1 0,2 -0,3 3,5 3,5 1,4 -0,1

в том числе:

Центральный банк 0,0 0,4 0,2 -0,8 0,0

банки 0,0 0,3 0,3 -0,3 0,8

государство 0,1 1,4 2,0 0,3 0,0

предприятия и население -0,4 1,4 1,0 2,3 -0,8

торговые кредиты и авансы -0,6 0,7 0,7 0,6 -1,3

кредиты и займы 0,2 0,7 0,3 1,8 0,5

Чистое накопление ЗВР 0,1 0,1 0,5 2,8 2,4 2,8 0,1

Кредиты МВФ 0,0 0,0 0,0 0,0 2,8 0,0 0,0

Исключительное финансирование 0,0 0,0 0,0 0,0 0,0 1,2 0,4

* Здесь в состав инвестиций включены прямые и портфельные инвестиции, а также операции с производными финансовыми инструментами.

** Чистое кредитование («-»)._

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Источник: [2].

Частично отрицательное сальдо текущих операций покрывалось за счет положительного объема чистых инвестиций. Основная их часть в 2007-2011 гг. (когда объем привлечения иностранных инвестиций достиг максимальных значений) приходилась на инвестиции из России в транспортную систему Беларуси [11]. Однако основными источниками поступления иностранной валюты в республику стали внешние заимствования. Внешние кредиты банковского сектора и нефинансовых компаний Беларуси в большинстве своем носят краткосрочный характер и связаны с текущим финансовым состоянием. Основная же часть привлечения внешнего долга приходится на сектор государственного управления (табл. 4).

Правительственные кредиты имеют в основном долгосрочный характер. Так, по условиям получения денежных средств из Антикризисного фонда ЕврАзЭС, срок погашения кредита равен десяти годам, включающим, в том числе, три года льготного периода [12]. Ставки кредитования белорусского правительства можно назвать льготными: по тому же кредиту ЕврАзЭС ставка равна ставке фондирования России на международных рынках, но не выше 4,9% годовых. Для сравнения: ставки по государственным ценным бумагам в мае - июне 2011 г. (когда было принято решение о предоставлении Республике Беларусь кредита ЕврАзЭС) для Латвии со-

ставляли 5,9-6,3%, Литвы - 5,05%, Польши - 5,9-6,1%, Венгрии - 7,1-7,2%, Португалии - 9,6-10,9%, Греции - 15,9-16,7% годовых [13].

Таблица 4

Внешние государственные заимствования Республики Беларусь, млрд. долл.

Показатель 2007 г. 2008 г. 2009 г 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.*

Увеличение внешнего государ-

ственного долга, 1,4 1,6 4,8 1,7 1,5 0,2 0,4

в том числе кредиты:

МВФ 0,0 0,0 2,8 1,3 0,0 -0,5 -1,0

ЕврАзЭС 0,0 0,0 0,0 0,0 1,2 0,4 0,9

КНР 0,0 0,0 0,5 0,0 0,0 0,0 0,2

РФ 1,5 1,4 0,7 0,0 0,3 0,4 0,2

* Данные на 1 сентября 2013 г.

Источник: [2; 10; 12; 14].

Благоприятные условия кредитования объясняются внеэкономическими причинами и определяются составом кредиторов. Основным из них является Россия, часть кредитов была получена от Китая и Венесуэлы.

Основной целью привлечения внешних государственных заимствований, как указано в условиях выделения кредитов, является устранение диспропорций платежного баланса и стабилизация на валютном рынке. При этом белорусское правительство не испытывало необходимости использовать внешние заемные средства на финансирование дефицита бюджета, так как консолидированный бюджет республики исполнялся в 2011-2012 гг. с профицитом ввиду существенного снижения бюджетных расходов (с 44,8% к ВВП в 2010 г. до 36,6% в 2011 г. и 40,8% в 2012 г.). Это позволило белорусскому правительству использовать внешние источники финансирования для погашения внутренних заимствований и наращивания запасов денежных средств на счетах правительства в 2011 г. В 2012 г. кредиты ЕврАзЭС использовались на частичное погашение ранее привлеченных кредитов МВФ, а также для покупки акций отечественных компаний на сумму 10,7 трлн. бел. руб. (2% к ВВП).

Млрд. долл. Бел. руб./долл.

Рис. 3. Баланс внешней торговли ( ■ ), государственный внешний долг ( 0 ) и курс доллара в Беларуси (-О-) (правая шкала)

Благодаря активному внешнему заимствованию курс доллара к белорусскому рублю оставался стабильным до 2008 г. и умеренно повышался в кризисный 2009 г. и в 2010 г., несмотря на почти двукратный рост отрицательного баланса торговли товарами (рис. 3).

Однако снижение объемов государственных заимствований в 2011-2012 гг. привело к обвальному ослаблению национальной валюты вопреки росту объема иностранных инвестиций и внешнего кредитования нефинансовых компаний.

В результате курс доллара относительно национальной валюты Беларуси увеличился с 2136 руб./долл. в среднем в 2003-2008 гг. до 2990 руб./долл. в 2010 г., 5145 руб./долл. в 2011 г. и 8352 руб./долл. в 2012 г. В первой половине 2013 г. курс доллара оставался стабильным (на уровне 8600-8700 руб./долл.) и несколько возрос в июле - сентябре (до 9080 руб./долл. на 1 октября).

Девальвация национальной валюты в 2011-2012 гг. позволила сократить отрицательное торговое сальдо, но одновременно привела к росту цен на внутреннем рынке (например, индекс потребительских цен увеличился с 109,9% в 2010 г. до 208,7% в 2011 г. и 121,8% в 2012 г.). Инфляция стала причиной сокращения реальных доходов всех экономических агентов (населения, государства и бизнеса), что значительно сузило возможности расширения внутреннего спроса. В результате динамика ВВП сократилась с 7,7% в 2010 г. до 1,5% в 2012 г. (табл. 5).

Таблица 5

Динамика основных индикаторов развития Беларуси

Показатель 2005 г. 2007 г 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г.

Динамика ВВП и его составляющих,

% к предыдущему году

ВВП 9,4 8,6 0,2 7,7 5,5 1,5

Потребление домашних хозяйств 15,0 6,6 0,1 9,4 2,3 10,9

Государственное потребление 0,3 -0,2 -0,1 3,2 -3,6 -1,2

Накопление основного капитала 19,2 7,6 3,9 17,5 13,9 -9,8

Экспорт -1,2 2,8 -11,9 2,5 29,5 10,6

Импорт -3,1 3,5 -12,2 7,7 15,8 9,4

Индекс потребительских цен, темп при- 8,0 12,1 10,1 9,9 108,7 21,8

роста к предыдущему году, %

Источник: [15].

Построение блока внешней торговли и платежного баланса в макроэкономической модели Беларуси. Для исследования влияния внешнеэкономических факторов на развитие внутренней макроэкономической ситуации в Беларуси использовалась квартальная макроэкономическая модель, разработанная в ИНП РАН4 [16]. В рамках описываемого проекта модель была расширена блоком уравнений для внешней торговли и внешних государственных заимствований.

Рассмотрим схему основных взаимодействий макроэкономических показателей и регрессионные уравнения, построенные на основе анализа ретроспективных данных. Для моделирования был использован эконометрический пакет 07, разработанный Университетом штата Мэриленд (США), находящийся в свободном доступе [17].

Модельные построения осуществлялись с применением регрессионного анализа, с помощью которого определялись основные взаимосвязи между экономическими индикаторами. Для оценки коэффициентов регрессионных уравнений использовалась база данных на период I кв. 2000 г. - IV кв. 2012 г., основанная на официально публикуемых материалах Национального статистического комитета

4 В работе над указанной моделью принимали участие А А. Широв, М.С. Гусев, А.Р. Брусенцева, С.В. Каминова, В.В. Потапенко и автор данного исследования, которым была собрана статистическая база бюджетных показателей, разработан блок налогов и бюджета, а также создана система экзогенных показателей бюджетного блока.

Республики Беларусь, Государственного таможенного комитета, Министерства финансов и Национального банка Республики Беларусь.

Построение основных взаимосвязей модели проводилось в логике спроса. Так, экономическая деятельность порождает формирование доходов экономических агентов: населения, государства и бизнеса. К доходам населения относятся оплата труда и государственные пособия, а также доходы от банковских депозитов и прочей экономической деятельности. Доходы государства формируются за счет налоговых и прочих поступлений. Доходами бизнеса (экономики) является стоимость вновь созданной продукции (ВВП) за исключением финансовых потоков, перераспределяемых в пользу населения (оплата труда) и государства (налоги). Доходы используются экономическими агентами на финансирование расходов, которые и формируют конечный спрос: потребление домашних хозяйств, государственное потребление и инвестиции (рис. 4).

Рис. 4. Основные взаимосвязи модели (экзогенные переменные выделены жирными рамками)

В модели не учитываются ограничения со стороны труда и капитала (т.е. факторов производства), что допустимо при кратко- и среднесрочном прогнозировании.

Внешнеторговый оборот Беларуси моделируется как сумма двух компонент: экспорт и импорт энергетических товаров (нефть, газ, нефтепродукты); экспорт и импорт прочих товаров и услуг.

Для каждого типа энергетических товаров моделируются балансы производства и потребления в натуральных единицах, а также динамика экспортных и импортных цен. Согласно реализованной схеме основная часть импорта энергоресурсов приходится на товары из России, которые используются не только для внутренних целей, но и для экспорта из Беларуси в европейские страны (рис. 5).

Экспорт неэнергетических товаров определяется посредством темпов экономического роста основных торговых партнеров (России и ЕС) и динамики курса национальной валюты к доллару. Импорт прочих товаров и услуг моделируется как функция внутреннего спроса на товары конечного и промежуточного потребления, а также инвестиционного назначения.

Объемы внешней торговли товарами и услугами определяют счет текущих операций платежного баланса. Счет операций с капиталом задается экзогенно.

Рис. 5. Схема натуральных потоков энергоресурсов в Беларуси

В финансовом счете платежного баланса основное внимание уделено моделированию динамики чистых внешних обязательств, которые разделены на две составляющие - обязательства государства (без учета операций Центробанка) и обязательства прочих экономических агентов (Центральный банк, прочие финансовые организации, нефинансовые организации и население). «Чистые» обязательства государства определяются как разность между величинами внешнего государственного долга на конец и на начало периода. При этом накопленная величина внешнего государственного долга задается экзогенно как параметр бюджетной политики. Изменение внешних обязательств негосударственных организаций и населения моделируется в зависимости от стоимостного объема чистого экспорта, выраженного в долларах.

Такая модификация уравнения была выбрана, исходя из предположения о том, что возможности для внешних заимствований предприятий и населения определяются уровнем текущего экономического развития. Индикатором этого развития для внешних кредиторов может служить сальдо внешней торговли, которое опосредованно отражает как физические объемы внутреннего потребления и производства, так и динамику курса национальной валюты.

Результаты расчетов показателей внешней торговли и платежного баланса встраиваются в общую конструкцию модели. Во-первых, данные экспорта и импорта товаров и услуг включаются в расчет ВВП по методу использования. Во-вторых, показатели платежного баланса определяют динамику курса национальной валюты. В-третьих, государственные внешние заимствования являются дополнительным источником для финансирования бюджетных расходов, которые трансформируются в текущее и инвестиционное государственное потребление, а также используются для выплаты пенсий и формирования фонда оплаты труда в государственном секторе (рис. 6). Вышеперечисленные макроэкономические индикаторы применяются для расчета располагаемых доходов основных экономических агентов (домашних хозяйств, государства, бизнеса) и в конечном счете позволяют определить ВВП указанным методом.

Так как основная часть заимствований носит долгосрочный характер, расходы на погашение государственного долга не оказывают влияния на экономическую динамику в среднесрочной перспективе. Тем не менее расходы по обслуживанию долга необходимо будет финансировать постоянно, что может существенно сказаться на размере непроцентных расходов бюджета.

Рис. 6. Основные взаимосвязи показателей платежного баланса и макроэкономических индикаторов

Для блока внешней торговли и платежного баланса список экзогенных переменных был сведен к параметрам внешнеэкономических условий, которые не могут быть определены в рамках модели национальной экономики:

- цена нефти марки Brent;

- импорт нефти из России в натуральных единицах;

- импорт нефтепродуктов из России в натуральных единицах;

- цены на газ при импорте из России;

- ВВП стран ЕС и России в постоянных ценах;

- курс российского рубля к доллару;

- накопленная величина внешнего государственного долга.

Динамика этих показателей обосновывается расчетами на основе комплекса моделей, разработанных ИНП РАН (в частности, модели внешней торговли стран ЕЭП).

Использование данного набора управляющих переменных продиктовано не только соображениями проблематичности их моделирования в рамках модели экономики Беларуси, но и задачами нашего исследования по определению меры влияния внешнеэкономических условий на развитие национальной экономики этой страны. При этом роль России как основного экспортера энергетических товаров определяет использование показателей торговли топливно-энергетическими товарами между Россией и Беларусью в качестве экзогенных переменных.

Результаты реализации инерционного сценария на период 2013-2016 гг. Инерционный сценарий подразумевает сохранение текущих тенденций экономического развития в среднесрочной перспективе. Динамика экзогенных параметров принимается весьма умеренной. При этом значения экзогенных параметров в краткосрочной перспективе (I-III кв. 2013 г.) задаются с учетом отчетных данных.

Такая логика позволила сформировать следующую динамику экзогенных внешнеэкономических факторов (табл. 6).

Табл. 6 требует следующих комментариев. Из общей консервативной динамики выбиваются показатели импорта нефтепродуктов из России. Формирование динамики этой величины осуществлялось таким образом, чтобы ее абсолютное значение вышло на тренд 2008-2009 гг. в течение 2014-2015 гг. Напомним, что в I-III кв. 2013 г. наблюдалось обвальное снижение физического объема импорта нефтепродуктов из России (см. раздел «Текущее состояние внешней торговли»).

Таблица 6

Основные экзогенные параметры внешнеэкономических факторов

Показатель 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.

I кв. II кв. III кв. IV кв.

Цена нефти марки Brent, долл./барр. 112,9 103,4 110,9 111,4 115,0 118,0 122,0

Импорт нефти из России, млн. т 5606,0 5483,2 5592,0 5202,5 23415,0 24586,0 25815,0

Импорт нефти из России, % к пре-

дыдущему году 102,8 99,6 105,0 111,8 105,0 105,0 105,0

Импорт нефтепродуктов из России,

млн. т 34,8 28,0 35,8 83,4 1265 1898,0 2087,0

Импорт нефтепродуктов из России,

% к предыдущему году 1,3 0,9 1,3 8,8 150,0 150,0 110,0

Цены на газ при импорте из Рос-

сии, % к предыдущему году 97,0 97,0 97,0 97,0 105,0 105,0 105,0

ВВП России, реальная динамика, % 102,4 102,1 102,8 100,6 103,6 102,4 102,5

ВВП ЕС, реальная динамика, % 99,4 99,6 99,5 100 101,4 101,4 101,4

Курс доллара к российскому рублю 30,4 30,74 31,09 31,43 31,66 32,02 32,55

Накопленная величина внешнего

государственного долга Белару-

си, млрд. долл. 12,7 13,0 12,9 12,9 13,2 13,3 13,4

Динамика импортных цен на газ задавалась согласно подписанному в конце 2011 г. соглашению между российским и белорусским правительствами о существенном сокращении импортных цен на газ для Беларуси5. При этом до конца прогнозного периода сохранится установившаяся в 2012 г. ситуация, когда цены на газ на внутреннем российском рынке превышают цены для белорусских потребителей (за вычетом транспортных расходов). Величина указанного превышения составит 25-35% с учетом динамики цен в России.

Необходимо также отметить, что динамика ВВП России задается для модели экономического развития Беларуси исходя из результатов работы квартальной макроэкономической модели QUMMIR. В данной версии прогноза используются результаты августа 2013 г. [18].

Реализация инерционного сценария (табл. 7) не позволит существенно активизировать экономический рост и вернуться к показателям динамики ВВП докризисного периода (9,8% в среднем за год в 2004-2008 гг.). Темпы прироста ВВП составят 1,2% в 2013 г. и 4,1-4,9% в 2014-2016 гг.

Низкая динамика ВВП в 2013 г. будет определяться снижением экспорта (на 18% в реальном выражении), в первую очередь - экспорта энергоресурсов. Негативный прогноз динамики экспорта будет обусловлен сокращением импорта нефтепродуктов из России, который отмечался в январе - сентябре текущего года. При этом такой прогноз можно считать в некотором роде оптимистичным, так как согласно сценарным условиям (см. табл. 6), уже в IV кв. 2013 г. предполагается некоторое восстановление физических объемов импорта нефтепродуктов.

При такой динамике внешнеторгового оборота положительные темпы роста ВВП в 2013 г. могут быть обеспечены в первую очередь за счет роста расходов бюджета. Достичь этого роста только путем увеличения доходной части бюджета не удастся: в силу замедления экономической динамики доходы консолидированного бюджета республики снизятся с 41,4% к ВВП в 2012 г. до 39,8% к ВВП в 2013 г. Дополнительным источником финансирования бюджетных расходов станут внешние государственные заимствования, которые увеличатся за год на 332 млн. долл.

5 Указанное соглашение от 25 ноября 2011 г. устанавливает цены на газ в 2013-2014 гг. В рамках инерционного сценария мы предполагаем, что пролонгация этого соглашения возможна до конца 2016 г.

Таблица 7

Прогнозные значения экономических индикаторов Беларуси, инерционный сценарий

Показатель 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.

Динамика ВВП и составляющих его элементов, в

ценах 2009 г., %

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ВВП 1,2 4,1 4,9 4,5

Потребление домашних хозяйств 3,1 2,6 5,8 5,8

Государственное потребление 2,3 0,1 0,6 0,3

Накопление основного капитала 5,2 3,2 2,9 4,1

Экспорт -18,0 6,2 4,5 2,8

Импорт -15,1 3,9 4,8 4,0

Ценовая динамика, %

Дефлятор ВВП 0,7 22,7 25,6 26,0

Индекс потребительских цен 10,5 22,8 23,5 30,0

Консолидированный бюджет, % к ВВП

Доходы 39,8 38,4 36,9 35,9

Расходы 40,6 39,1 37,4 36,3

в том числе процентные расходы 1,4 1,4 1,3 1,2

Доходы населения, тыс. бел. руб.

Среднемесячная номинальная заработная плата 3553,4 4496,4 5627,1 7267,4

Платежный баланс и курс доллара

Сальдо счета текущих операций

млн. долл., -5941 -4666 -4645 -5006

% к ВВП -9,9 -7,7 -7,3 -7,0

Курс доллара к белорусскому рублю 8965,6 11487,3 14195,8 16663,2

Государственный внешний долг, % к ВВП на

конец года 22,3 24,2 21,8 20,0

Основными факторами экономического развития в 2014 г. станут экспорт и накопление основного капитала. Однако рост этих элементов спроса (после спада 2012-2013 гг.) будет иметь восстановительный характер, поэтому не сформирует положительного вклада в прирост ВВП в дальнейшем.

В 2015-2016 гг. основным фактором экономического роста станет потребление домашних хозяйств. Ресурсами расширения потребительского спроса будут рост реальной заработной платы (прежде всего в государственном секторе) и кредитования физических лиц, а также существенное сокращение нормы сбережений (с 4,5% в 2013 г. до 2,9%6 в 2015-2016 гг.). При этом ослабление белорусского рубля позволит трансформировать часть этого спроса во внутреннее производство, так как удорожание импортных товаров будет гораздо существеннее, чем отечественной продукции.

Замедление инфляции в 2013 г. и ее последующее ускорение будут определяться динамикой ослабления белорусского рубля. В 2013 г. снижение номинального курса белорусского рубля к доллару продолжится и составит 7,4% по сравнению с 62,3% в 2012 г., что на фоне стагнации процесса монетизации экономики на уровне 32% ВВП (продуцированной замедлением роста кредитования населения и бизнеса в 2013 г.) позволит снизить показатель инфляции до 10,5%. В 2014-2016 гг. динамика ослабления национальной валюты ускорится до 28%, 23,5% и 17,4% соответственно, что станет причиной ускорения инфляции до 30% (на конец 2016 г.). Дополнительным фактором роста цен во второй половине прогнозного периода станет рост денежного предложения, связанный с расширением кредитования экономики.

Значительное ослабление курса белорусского рубля будет в свою очередь определяться отрицательным торговым балансом. Динамика замедления экспорта окажется

6 В инерционном сценарии принята гипотеза о том, что склонность населения к сбережению будет определяться динамикой потребления с некоторым лагом. Поэтому снижение темпов роста потребления домашних хозяйств в 2013-2014 гг. вызовет снижение нормы сбережений в 2015-2016 гг., что позволит поддерживать «привычный»уровень качества жизни.

более значительной, чем замедления импорта, что приведет к росту отрицательного сальдо счета текущих операций с 1,8 млрд долл. в 2012 г. до 5 млрд долл. в 2016 г.

В целом основное негативное влияние на экономическую динамику в Беларуси в среднесрочной перспективе в рамках инерционного сценария будет оказывать сохранение значительного отрицательного торгового баланса, провоцирующее ослабление национальной валюты и рост цен. Вызванная этим стагнация реальных располагаемых доходов населения, бизнеса и государства существенно ограничит темпы экономического роста.

Результаты реализации альтернативного сценария на период 2013-2016 гг. (сценарий активного наращивания государственного внешнего долга). Проблема несбалансированности торгового баланса могла бы быть решена за счет увеличения государственного внешнего долга: несмотря на активную политику внешних заимствований в 2007-2012 гг. резерв его наращивания далеко не исчерпан, так как уровень внешнего долга к ВВП Беларуси не превышает 25% и находится далеко от предельных значений, которые могут считаться небезопасными для устойчивости национальной финансовой системы.

Тем не менее потенциал активизации внешних заимствований как инструмента сдерживания динамики ослабления национальной валюты и вызванной им инфляции является весьма ограниченным. Данный вывод подтверждается результатами расчетов показателей экономической динамики Республики Беларусь в рамках сценария увеличения внешнего долга.

В рамках указанного сценария была принята гипотеза о наращивании объема внешнего государственного долга на 10% в 2013 г. с последующим ускорением до +50% в 2014 г., +50% в 2015 г. и +70% в 2016 г. для сдерживания темпов ослабления белорусского рубля в среднесрочной перспективе. Заданные темпы роста накопленного объема внешнего государственного долга позволяют формировать достаточно стабильную динамику роста номинального курса доллара, не превышающую 22% в год в 2014 г. и 5% в 2015-2016 гг. Реальный курс белорусского рубля при этом укрепится на 2,1% в 2014 г., на 9 и 21% в 2015-2016 гг. соответственно.

В рамках данного сценария вопрос о возможных источниках внешних заимствований (необходимый размер которых до 2016 г. может составить 39 млрд. долл.) специально не рассматривался. В качестве таких источников можно назвать традиционных кредиторов Беларуси: Антикризисный фонд ЕврАзЭС, объем которого за вычетом уже выданных и одобренных кредитов равен примерно 5 млрд. долл. по состоянию на 1 сентября 2013 г., а также правительство РФ. При этом в среднесрочной перспективе проблема погашения внешних заимствований не будет актуальной в силу долгосрочного (десять лет и более) срока возврата этих кредитов.

Однако, как отмечалось выше, достаточно благоприятные перспективы возможности наращивания внешнего долга не будут иметь для национальной экономики Беларуси долгосрочного стимулирующего эффекта. Уже в 2016 г. положительный вклад стабилизации валютного рынка в экономическую динамику будет полностью нивелироваться все более расширяющимся отрицательным сальдо внешней торговли (табл. 8).

Стагнация валютного курса позволит замедлить (относительно уровня инерционного сценария) темпы инфляции на 2 проц.п. в 2014 г. и в 1,3-1,5 раза в 2015-2016 гг., что повысит динамику реальных доходов экономических агентов. В свою очередь ускоренный рост доходов приведет и к активизации внутреннего спроса. Динамика потребления домашних хозяйств в 2014-2015 гг. достигнет докризисного уровня (6-9% в год), динамика инвестиций приблизится к этому уровню.

Таблица 8

Прогнозные значения экономических индикаторов Беларуси, по сценариям: инерционному (1) и наращивания государственного долга (2)

Показатель 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.

Динамика ВВП и составляющих его элементов

в ценах 2009 г., %

ВВП

(1) 1,2 4,1 4,9 4,5

(2) 1,4 6,2 6,9 3,2

Потребление домашних хозяйств

(1) 3,1 2,6 5,8 5,8

(2) 3,4 6,0 8,9 2,7

Государственное потребление

(1) 2,3 0,1 0,6 0,3

(2) 2,4 0,3 0,6 0,0

Накопление основного капитала

(1) 5,2 3,2 2,9 4,1

(2) 5,5 7,0 7,7 4,1

Экспорт

(1) -18,0 6,2 4,5 2,8

(2) -18,0 6,1 4,1 2,2

Импорт

(1) -15,1 3,9 4,8 4,0

(2) -15,0 6,2 7,3 2,7

Ценовая динамика, %

Дефлятор ВВП

(1) 0,7 22,7 25,6 26,0

(2) 0,8 21,4 15,4 14,8

Индекс потребительских цен

(1) 10,5 22,8 23,5 30,0

(2) 10,5 20,7 15,8 23,5

Консолидированный бюджет, % к ВВП

Доходы

(1) 39,8 38,4 36,9 35,9

(2) 39,7 38,3 37,4 37,2

Расходы

(1) 40,6 39,1 37,4 36,3

(2) 40,9 41,8 42,1 44,9

в том числе процентные расходы

(1) 1,4 1,4 1,3 1,2

(2) 1,4 1,8 2,3 3,2

Платежный баланс и курс доллара

Сальдо счета текущих операций, млн. долл.

(1) -5941 -4666 -4645 -5006

(2) -6036 -5871 -7333 -7459

Курс доллара к белорусскому рублю

(1) 8965,6 11487,3 14195,8 16663,2

(2) 8965,6 10946,7 11467,4 11473,1

Государственный внешний долг,

% к ВВП на конец года

(1) 22,3 24,2 21,8 20,0

(2) 23,8 34,3 41,7 60,0

Дополнительный стимул увеличению внутреннего спроса придаст и ускорение роста бюджетных расходов, который превысит динамику роста бюджетных доходов и будет финансироваться за счет внешних источников.

Однако к 2016 г. «ценовая» составляющая роста (обусловленная замедлением инфляции) будет полностью исчерпана и белорусская экономика вновь столкнется с фундаментальной проблемой несоответствия объемов экспорта и импорта. Динамику экспорта будут «тормозить» не только замедление экономического роста в странах - импортерах белорусской продукции (Россия, страны ЕС, Украина), но и реальное укрепление белорусского рубля, которое

приведет к частичной потере ценовой конкурентоспособности на внешних рынках. Одновременно темпы роста импорта превысят динамику инерционного сценария в силу более активного увеличения внутреннего спроса на неэнергетические товары.

Помимо роста отрицательного сальдо торгового баланса, сокращать внутренний спрос будет и рост процентных расходов бюджета, который, при прочих равных условиях, сужает возможности для увеличения непроцентных расходов, что в свою очередь сокращает динамику не только государственного потребления, но и потребления домашних хозяйств (в силу стагнации заработной платы в государственном секторе и пенсий) и инвестиций (в части государственных капитальных вложений).

Дальнейшее наращивание внешнего долга представляется нецелесообразным. Так, при росте уровня государственного внешнего долга до 70% к ВВП в 2016 г. курс доллара составит 11460 бел. руб./долл. по сравнению с 11473 бел. руб./долл. при гипотезе о росте внешнего долга до 60% к ВВП (результаты реализации которой представлены в табл. 8). Реальный рост ВВП относительно уровня инерционного сценария составит порядка +3,9% к концу 2016 г. для сценария увеличения долга до 70% ВВП по сравнению с +2,7% для сценария роста долга до 60% ВВП (т.е. при долге свыше 60% к ВВП на каждые дополнительные 10% ВВП заимствований будет приходиться на 0,8 проц. п. меньше прироста в динамике ВВП). В этом смысле внешний государственный долг в размере 55-60% можно считать оптимальным, так как нижняя граница отсекает объемы заимствования, при которых в 2016 г. наблюдается замедление экономической динамики до отрицательных значений, а верхний предел определяет целесообразный объем внешних заимствований, превышение которого не несет существенных экономических выгод.

Результаты реализации альтернативного сценария на период 2013-2016 гг. (сценарий повышения цен на энергоресурсы в Беларуси до цен их приобретения на российском рынке). Инерционный сценарий, описанный выше, является в некотором роде оптимистичным, так как предполагает сохранение достаточно низкого уровня импортных цен на газ, нефть и нефтепродукты для белорусских потребителей, что повышает ценовую конкурентоспособность производимых ими товаров, в том числе на российском рынке. Для оценки влияния фактора низких цен энергоресурсов на экономическую динамику в Беларуси, рассмотрим результаты реализации негативного сценария, в рамках которого предполагается, что уровни цен на газ, нефть и нефтепродукты на российском и белорусском рынках сравняются в 2014 г.

Повышение цен на энергоресурсы до российского уровня является критическим для экономического развития Беларуси в среднесрочной перспективе (табл. 9).

При реализации данного сценария экономическая динамика окажется отрицательной в 2014 г. (когда будет наблюдаться пик роста цен на газ и нефть для Беларуси) и впоследствии станет существенно отставать от показателей сценария инерционного развития. К 2016 г. ВВП в ценах 2009 г. может сократиться на 6,5% относительно прогнозного значения в инерционном сценарии. Потребление домашних хозяйств «потеряет» 6,3%, накопление основного капитала - 6,7%.

В предложенном сценарии усугубляется негативное влияние фактора ослабления национальной валюты, вызванное ростом отрицательного сальдо торгового баланса. При этом повышенные (относительно инерционного сценария) темпы роста экспорта, полученные за счет роста ценовой конкурентоспособности на внешних рынках при ослаблении белорусского рубля, не смогут нивелировать отрицательный эффект роста импортных цен на энергоресурсы.

Таблица 9

Прогнозные значения экономических индикаторов Беларуси по сценариям: инерционному (1) и повышения цен на российские энергоносители (2)

Показатель 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г.

Динамика ВВП и составляющих его элементов

в ценах 2009 г., %

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ВВП

(1) 1,2 4,1 4,9 4,5

(2) 1,4 6,2 6,9 3,2

Потребление домашних хозяйств

(1) 3,1 2,6 5,8 5,8

(2) 3,4 6,0 8,9 2,7

Государственное потребление

(1) 2,3 0,1 0,6 0,3

(2) 2,4 0,3 0,6 0,0

Накопление основного капитала

(1) 5,2 3,2 2,9 4,1

(2) 5,5 7,0 7,7 4,1

Экспорт

(1) -18,0 6,2 4,5 2,8

(2) -18,0 6,1 4,1 2,2

Импорт

(1) -15,1 3,9 4,8 4,0

(2) -15,0 6,2 7,3 2,7

Ценовая динамика, %

Дефлятор ВВП

(1) 0,7 22,7 25,6 26,0

(2) 0,7 32,7 35,3 31,7

Индекс потребительских цен

(1) 10,5 22,8 23,5 30,0

(2) 10,5 30,6 32,2 34,9

Платежный баланс и курс доллара

Сальдо счета текущих операций,

млн. долл.

(1) -5941 -4666 -4645 -5006

(2) -5941 -5307 -4797 -5116

Курс доллара к белорусскому рублю

(1) 8966 11487 14196 16663

(2) 8966 12688 17125 21043

Проведенное исследование позволяет сформулировать следующие основные выводы.

- Развитие белорусской экономики во многом определяется торговыми отношениями с Россией. Их влияние выражается посредством как динамики физических объемов экспорта энергоресурсов, так и соотношения цен российского импорта и общемировых цен.

- Отрицательный платежный баланс является основным негативным фактором, тормозящим экономическое развитие Беларуси в среднесрочной перспективе, так как продуцирует ослабление национальной валюты и высокую инфляцию.

- Согласно результатам расчетов по инерционному сценарию, следует вывод о том, что без кардинальных экономических преобразований темпы экономической динамики в Беларуси до 2016 г. будут значительно ниже, чем в предкризисный период (до 2008 г.); темпы инфляции останутся на уровне 20-30% в год.

- Наращивание объемов государственного внешнего долга может стимулировать ускорение экономической динамики, однако позитивный эффект будет исчерпан до 2016 г. Для стабилизации курса национальной валюты и темпов инфляции необходим дополнительный внешний долг 39 млрд. долл. в 2013-2016 гг.

- Возможность экономического роста в Беларуси в значительной мере определяется уровнем цен на энергоресурсы при импорте из России. Выравнивание этого уровня с показателями внутреннего российского рынка снижает прогноз величины ВВП (в реальном выражении) в 2016 г. на 6,5% относительно инерционного сценария.

Литература

1. The World Bank. Database. http://data.worldbank.org

2. Платежный баланс Республики Беларусь. Сайт Национального банка Республики Беларусь http://www.nbrb.by/statistics/BalPay

3. United Nations Commodity Trade Statistics Database. http://comtrade.un.org/

4. Статистическая база Государственного таможенного комитета Республики Беларусь. http://gtk.gov.by

5. Статистическая база Федеральной таможенной службы Российской Федерации. http://www.customs.ru

6. Россия в цифрах — 2013 г. Стат. сб. // Федеральная служба государственной статистики. Режим доступа: http://www.gks.ru

7. Социально-экономическое положение Республики Беларусь в январе-августе 2013 г. // Бюллетень Национального статистического комитета Республики Беларусь. http://belstat.gov.by/homep/ru/indicators/doclad/2013_8.php

8. Внешняя торговля Республики Беларусь. 2012. Стат. сб. Национальный статистический комитет Республики Беларусь. http://belstat.gov.by/homep/ru/publications/ftrade/2013/about.php

9. Методологические пояснения к платежному балансу Республики Беларусь. Сайт Национального банка Республики Беларусь. http://www.nbrb.by/statistics/BalPay

10. Платежный баланс Республики Беларусь с государствами-членами Таможенного союза и ЕЭП в 2012 г. Сайт Национального банка Республики Беларусь http://www.nbrb.by/statistics/BalPayCustomsUnion/

11. Инвестиции и строительство в Республике Беларусь. 2013. Стат. сб. //Национальный статистический комитет Республики Беларусь. http://belstat.gov.by/homep/ru/publications/invest/2013/about1.php

12. Антикризисный фонд Евразийского Экономического Сообщества (ЕврАзЭС). Презентация, сентябрь 2013 г., http://acf.eabr.org/r/about_akf/

13. Database of European Central Bank, http://www.ecb.europa.eu/stats/money/long/html/index.en.html

14. Платежный баланс, международная инвестиционная позиция и валовой внешний долг Республики Беларусь. Сб. Выпуски 2007-2012 гг. Сайт Национального банка Республики Беларусь. Режим доступа: http://www.nbrb.by/statistics/BalPay/

15. Национальные счета Республики Беларусь. Стат. сб. Выпуски 2010-2012 гг. Национальный статистический комитет Республики Беларусь. http://belstat.gov.by/homep/ru/publications/sns/2013/about.php

16. Широв А.А., Гусев М.С. (при участии А.А. Янтовского, В.В. Потапенко, К.Е. Савчишиной, С.В. Камино-вой, А.Р. Брусенцевой). Прогнозирование динамических и структурных характеристик развития Единого экономического пространства //Проблемы прогнозирования. 2013. №3.

17. Interindustry Forecasting at the University of Maryland. http://www.inforum.umd.edu

18. Прогноз индикаторов экономики РФ: 2013-2016 гг. (инерционный сценарий) // Бюллетень QUMMIR. № 26. Режим доступа: http://www.macroforecast.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.