УДК 336.7
А. А. Андриянова, Л. С. Андриянова
СЦЕНАРИИ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА ЦЕНТРАЛЬНОГО БАНКА РОССИИ
Аннотация.
Актуальность и цели. В статье сформулирована проблема специфики денежно-кредитной стратегии Банка России как мегарегулятора в создании комфортной среды для предприятий и организаций всех отраслей экономики. В структурировании и анализе принципов в целом финансовой политики России в условиях нестабильной геополитической ситуации важнейшим элементом выступает дискутирование сценариев денежно-кредитной стратегии Банка России.
Материалы и методы. В работе применен нормативный анализ, который дал возможность на основе аргументов исследователей-специалистов по проблеме и нормативно-правовой и аналитической документации Банка России выделить наиболее перспективные суждения рекомендательного характера относительно денежно-кредитной стратегии, прокомментировать их.
Выводы. Неустойчивое развитие российской экономики порождает вопросы об эффективности реализации денежно-кредитной политики органами государственного регулирования и надзора. В этой связи актуальным становится оценка роли Банка России как мегарегулятора финансовой системы и поиск направлений по повышению роли ЦБ РФ в устойчивом развитии финансово-кредитной системы. Меры повышения ставки рефинансирования Центробанка России, снижение экспортных пошлин на сырьевые ресурсы не обеспечивают развития промышленного и сельскохозяйственного производства, а по-прежнему способствуют сокращению доли производства относительно расширения топливно-сырьевого экспорта. Такие меры входят в противоречие с курсом на импортозамещение и на использование возможности создать новую основу экономики.
Ключевые слова: Банк России, денежно-кредитная политика, макроэкономическое развитие.
A. A. Andrianova, L. S. Andrianova
MACROECONOMIC DEVELOPMENT SCENARIOS AND MONETARY POLICY OF THE CENTRAL BANK OF RUSSIA
Abstract.
Background. The paper formulates a problem of specificity of monetary policies of the Bank of Russia as a mega-regulator in creating a comfortable environment for businesses and organizations of all sectors of the economy. In structuring and analysis of principles of the financial policy of Russia in whole in an unstable geopolitical situation the most important element is discussing of scenarios of the monetary policy of the Bank of Russia.
Materials and methods. In the research the authors applied a normative analysis, which made it possible, on the basis of arguments by researchers-experts on the issue and normative-legal and analytical documentation of the bank of Russia, to identify the most promising propositions of advisory nature concerning the monetary strategy, and to comment on them.
Conclusions. Unsustainable development of the Russian economy raises questions about effectiveness of monetary policy implementation by the governmental bodies of regulation and supervision. In this context, assessment of a role of the Bank of Russia as a mega-regulator of the financial system becomes relevant, as well as searching for directions to enhance the role of the Central Bank in sustainable development of the financial and credit system. Measures to increase the refinancing rate of the Central Bank of Russia, reduction of export duties on raw materials do not provide development of industrial and agricultural production, and continue to contribute to reduction of the share of production for expansion of fuel and commodity exports. Such measures are in conflict with the policy of import substitution and with an opportunity to create a new basis for the economy.
Key words: Bank of Russia, monetary policy, macroeconomic development.
Условия развития российской экономики на период до 2018 г. будут характеризоваться достаточно высокой неопределенностью. Прежде всего она связана с внешними факторами, к которым относятся настоящие изменения геополитической ситуации, неопределенность относительно продолжительности действия взаимных санкций и масштаба их влияния на российскую экономику. Помимо данного специфического фактора, существенная неопределенность сохраняется в отношении динамики традиционно значимых для России цен на нефть и другие энергоресурсы, а также дальнейшей валютной политики крупнейших развитых стран, определяющей внешние финансовые условия для России.
Перспективы экономического роста в среднесрочном периоде будут определяться скоростью и последовательностью необходимых структурных преобразований и способностью экономики к преодолению внутренних инфраструктурных и ресурсных ограничений. Важный вклад в обеспечение устойчивого роста должно внести восстановление инвестиционной активности, которое создаст условия для повышения производительности экономики и увеличения эффективности на уровне отдельных отраслей и рынков. Ключевым условием для преодоления спада инвестиций является снижение экономической неопределенности и улучшение делового климата, вовлечение в орбиту новых партнеров.
В этих условиях задачей Банка России является обеспечение ценовой и финансовой стабильности, что будет способствовать формированию условий для экономического роста. В рамках реализации режима таргетирования инфляции Банк России будет стремиться обеспечить создание четких ориентиров для экономики относительно уровня инфляции. Решения по денежно-кредитной политике, направленные на достижение цели по инфляции, будут приниматься на основе оценки текущего состояния экономики и среднесрочного прогноза ее дальнейшего развития с учетом существующих внешних и внутренних рисков, которые могут оказать значительное влияние на финансовую систему и экономику в целом.
Именно кризис 2008 г. вынудил Банк России сохранить элементы политики, сформированные в предыдущем периоде, и поддерживать режим управляемого плавающего валютного курса рубля, используя бивалютную корзину в качестве операционного ориентира политики валютного курса. Последнее переключение в начале 2010 г. и отсутствие переключений в 2011 г. подтверждают, что Банк России завершил формирование условий для приме-
нения режима инфляционного таргетирования и перехода к свободно плавающему курсу рубля [1]. Важным каналом сглаживания воздействия негативных внешних тенденций на внутреннюю экономическую активность станет возможность изменения курса рубля в соответствии с динамикой фундаментальных факторов курсообразования в условиях режима плавающего валютного курса.
Банк России рассмотрел три сценария развития российской экономики в период 2016-2018 гг., формирующих различные условия проведения денежно-кредитной политики. В сценариях заложены различные предположения о развитии внешнеэкономической ситуации, в том числе с учетом возможных изменений параметров действия введенных в 2014-2015 гг. обоюдных санкций, внешних финансовых условий, а также цен на мировых рынках энергоносителей, определяющих динамику условий торговли. В части внутренних факторов все варианты исходят из предпосылки об инерционном характере роста российской экономики в ближайшие три года.
Базовый сценарий предполагает сохранение среднегодового уровня цены на нефть марки «Юралс» около 50 долларов США за баррель в течение всего трехлетнего периода. Оптимистичный сценарий предполагает постепенный рост среднегодового уровня цены на нефть до 70-80 долларов США за баррель в 2018 г., рисковый сценарий - сохранение среднегодового уровня цены на нефть ниже 40 долларов США за баррель в 2016-2018 гг. [2].
Определяющими факторами формирования ценовой конъюнктуры рынка нефти со стороны предложения будут являться технологические изменения и активность расширения добычи нефти из нетрадиционных источников (сланцевая нефть). Определенные риски связаны с возможным влиянием на динамику предложения геополитических обстоятельств.
Сценарий I, рассматриваемый в качестве базового, исходит из предпосылки о постепенном восстановлении мировой экономики, незначительном снижении цен на нефть. Отличие сценария II от сценария I состоит в предположении ухудшения геополитической обстановки, более длительного действия санкций, а также повышения налоговой нагрузки на экономику. Сценарий III предполагает наиболее негативные с точки зрения реализации денежно-кредитной политики внешние и внутренние условия, включая стагнацию внешнего спроса и значительное ухудшение условий торговли.
Базовый сценарий, который, по оценкам Банка России, является наиболее вероятным, предполагает, что геополитические риски будут сохраняться на повышенном уровне. Влияние уже введенных санкций, включая ухудшение доступа к внешним финансовым рынкам для российских компаний, будет иметь пролонгированное действие. Это окажется сдерживающим фактором для роста экономики в 2016 г., действующим прежде всего на инвестиционную активность. Нормализация условий внешнеэкономической деятельности будет происходить постепенно.
Увеличение стоимости заимствований, ограничение доступа к внешнему финансированию и сохранение высоких рисковых премий для России будут выступать факторами, сдерживающими экономический рост в 2016 г., однако в дальнейшем ожидается постепенная нормализация ситуации.
В условиях, когда не только банки во многом зависят от поддержки ЦБ, но и ЦБ активно вовлечен в функционирование банковской системы через
различные инструменты рефинансирования, качество капитала банков должно находиться под жестким контролем. В противном случае значительные ресурсы государства могут быть израсходованы на докапитализацию банковского сектора, т.е., по сути, на латание дыр, а не на создание фундамента для нового экономического рывка [3].
Главной целью денежно-кредитной политики центральных банков большинства стран, исключая США, является поддержание ценовой стабильности. Лишь у Федеральной резервной системы (ФРС) главной целью денежно-кредитной политики является увеличение объемов производства и максимизация занятости, и только во вторую очередь - стабилизация цен и долгосрочных процентных ставок. Перед Центральным банком Индии, например, поставлена задача обеспечения благоприятных условий для кредитования приоритетных секторов экономики, особое внимание при этом должно быть уделено разработке инструментов финансирования микробизнеса и вовлечению в этот процесс беднейших слоев общества. Может быть, поэтому в последние годы наблюдаются столь высокие темпы экономического роста в Индии, которые в первом и втором кварталах 2015 г. превысили аналогичные показатели Китая [4].
В целях ограничения влияния ускорения роста цен на продовольственные товары на широкий круг товаров и услуг и инфляционные ожидания Банк России будет придерживаться умеренно жесткой денежно-кредитной политики в первой половине 2016 г. По мере стабилизации и последующего снижения инфляционных ожиданий Банк России будет рассматривать возможность смягчения политики. Причем при наличии выраженной тенденции к снижению инфляционных ожиданий выход инфляции на целевой уровень может происходить при более мягкой денежно-кредитной политике.
Снижение внешнеэкономической неопределенности, замедление инфляции и стабилизация инфляционных ожиданий в условиях проведения Банком России политики таргетирования инфляции создадут условия для последовательного снижения средне- и долгосрочных номинальных рыночных процентных ставок и удлинения сроков предоставления средств.
Внутренний спрос продолжит вносить основной вклад в рост ВВП. По мере нормализации внешнеполитической ситуации, снижения экономической неопределенности, смягчения внешних финансовых условий, замедления инфляции и улучшения ожиданий субъектов экономики будет происходить восстановление инвестиционной активности. Поддержку восстановлению роста инвестиций также должны оказать планируемые меры по финансированию инфраструктурных проектов за счет средств Фонда национального благосостояния, использование инструментов рефинансирования Банка России, направленных на стимулирование кредитования долгосрочных инвестиций, а также начало реализации крупного инвестиционного проекта в рамках долгосрочного сотрудничества с Китаем по расширению газового экспорта. Ожидается, что в 2015 г. темпы роста инвестиций в основной капитал будут находиться в положительной области. В 2016-2018 гг. прогнозируется дальнейшее восстановление инвестиционной активности. Ожидается, что рост инвестиций в основной капитал составит 1,4-1,6 % в 2015 г. и 2,5-3,5 % в 2016-2018 гг. [2].
Сохранение стабильной ситуации на внутреннем валютном рынке и проведение предсказуемой денежно-кредитной политики создадут условия для снижения долларизации экономики. С учетом перехода к плавающему валютному курсу, а также при условии реализации бюджетной политики в рамках бюджетных правил будет происходить последовательное снижение влияния валютного и бюджетного каналов на формирование денежного предложения в ближайшие три года. Денежное предложение со стороны органов денежно-кредитного регулирования будет формироваться преимущественно за счет операций Банка России по рефинансированию кредитных организаций, с учетом чего ожидается умеренный рост валового кредита Банка России банкам [2].
Сценарий II предполагает аналогичную базовому сценарию динамику внешнего спроса и цен на нефть, однако вместе с тем рассматривает возможность сохранения повышенной внешнеполитической напряженности на всем рассматриваемом периоде, в том числе пролонгированного действия обоюдных санкций и ограничений. В данном варианте ожидается больший по величине, по сравнению с базовым сценарием, отток капитала, что будет сопровождаться соответствующей курсовой динамикой. Изменение курса рубля, с одной стороны, частично компенсирует негативное влияние внешних условий, оказывая поддержку экономической активности через изменение чистого экспорта, однако в то же время приведет к повышению инфляционного давления.
При реализации данного сценария Банк России будет уделять повышенное внимание поддержанию финансовой стабильности. В случае возникновения признаков дестабилизации ситуации в финансовом секторе Банк России будет готов использовать дополнительные инструменты, соответствующие масштабам рисков. Среди возможных инструментов рассматриваются валютные интервенции для стабилизации ситуации на внутреннем валютном рынке, валютное рефинансирование, беззалоговые кредиты.
В третьем сценарии бюджетная политика, основанная на действии бюджетных правил и предполагающая возможность использования средств Резервного фонда для выполнения стабилизационной функции, внесет более выраженный положительный вклад в динамику совокупного спроса. Вместе с тем ее стимулирующий эффект не полностью компенсирует сдерживающее влияние от ухудшения внешней конъюнктуры. Некоторое ослабление рубля также может смягчить действие изменения внешних условий на экономическую активность, поддерживая конкурентоспособность российских производителей и способствуя активизации импортозамещения, однако для реализации данного эффекта в полной мере потребуется относительно продолжительный период времени. В то же время такая динамика курса рубля будет вести к ускорению инфляции.
В целом сдерживающее влияние на российскую экономику, которое будет оказывать изменение условий внешнеторговой и финансовой деятельности, будет иметь больший масштаб и более устойчивый характер, чем в сценариях I и II. Денежно-кредитная политика будет проводиться таким образом, чтобы сдержать инфляцию и при этом не допустить чрезмерного охлаждения экономики. С учетом стимулирующей бюджетной политики и гибкого курсообразования, которые будут препятствовать значительному за-
медлению темпов экономического роста и углублению отрицательного разрыва выпуска, сохранение умеренно жесткой направленности денежно-кредитной политики будет поддерживать уверенность экономических агентов в национальной валюте и препятствовать оттоку средств из рублевых депозитов и росту инфляционных ожиданий. Ожидается, что баланс внешних и внутренних факторов приведет к замедлению роста экономики до уровня менее 1 % в рассматриваемый трехлетний период.
Ключевой задачей Банка России будет являться обеспечение финансовой стабильности, недопущение снижения доверия к национальной финансовой системе и национальной валюте и повышения экономической неопределенности, препятствующей восстановлению устойчивого роста экономики. Банк России будет готов использовать широкий спектр инструментов, чтобы поддержать стабильность функционирования финансовой системы.
Во всех рассмотренных сценариях возможна также реализация дополнительных рисков, которые могут повлиять на инфляционную динамику и условия проведения денежно-кредитной политики. В частности, рисками для достижения цели по инфляции могут являться скачки цен на отдельные продовольственные товары, традиционно отличающиеся высокой волатильно-стью. Их краткосрочные изменения могут определяться факторами со стороны предложения на внутреннем или мировом рынке в зависимости от результатов сельскохозяйственного года (урожая отдельных культур). Значительное влияние на ценовую динамику также могут оказать возможные изменения государственной тарифной и налоговой политики [5].
Необходимо комплексное одновременное таргетирование следующих показателей: инфляции (при активном государственном противодействии немонетарной инфляции); денежной массы (рост монетизации); понижения процента и доходности финансовых активов; широкого коридора осуществления действительных колебаний валютного курса при либеральном режиме счета капиталов (вместо до- и посткризисной политики закрепленного курса, прерываемого рыночным шоком и девальвацией). Также представляется целесообразной имплементация в систему КДП инструментария банковского надзора [6].
В указанных выше случаях денежно-кредитная политика Банка России будет направлена на обеспечение ценовой и финансовой стабильности. В целях обеспечения устойчивости финансовой системы, сохранения доверия к ней и недопущения развития неблагоприятных вторичных эффектов изменения внешних условий, в том числе через ожидания субъектов экономики, Банк России будет готов использовать широкий спектр инструментов, включая возможные операции на внутреннем валютном рынке. Направленность денежно-кредитной политики будет определяться исходя из оценки характера замедления роста экономики, состояния финансовой системы, ожидаемого эффекта переноса динамики валютного курса и влияния снижения деловой активности на динамику потребительских цен. При этом важным фактором будет являться изменение инфляционных ожиданий. Если следование политике инфляционного таргетирования повысит доверие к способности Банка России обеспечивать достижение целевых ориентиров, при прочих равных условиях будет возможным поддержание более мягкой направленности денежно-кредитной политики.
Список литературы
1. Федорова, Е. Как влияют инструменты денежно-кредитной политики на достижение целей ЦБ РФ? / Е. Федорова, А. Лысенкова // Вопросы экономики. -2013. - № 9. - С. 113.
2. Основные направления Единой государственной денежно-кредитной политики на 2016 год и период 2017 и 2018 годов. - URL: http://www.cbr.ru/publ/ondkp/on_2016 (2017-2018).pdf
3. Орлова, И. Н. Финансовые санкции против России: влияние на экономику и экономическую политику / И. Н. Орлова // Вопросы экономики. - 2014. - № 12. -С. 64-66.
4. Иванченко, И. С. Сравнительный анализ функций ЦБ РФ сквозь призму экономического роста / И. С. Иванченко // Банковское дело. - 2015. - № 9. - С. 22.
5. Чернов, В. А. Геополитические факторы и финансовая политика России / В. А. Чернов // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2015. -№ 7. - С. 5.
6. Соловьев, Ю. С. Возможности применения антикризисного инструментария кредитно-денежной политики индустриально развитых государств / Ю. С. Соловьев // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 8, ч. 2. - С. 179.
References
1. Fedorova E., Lysenkova A. Voprosy ekonomiki [Economic issues]. 2013, no. 9, p. 113.
2. Osnovnye napravleniya Edinoy gosudarstvennoy denezhno-kreditnoy politiki na 2016 god i period 2017 i 2018 godov [Main lines of the Uniform state monetary policy for 2016 and for the period of 2017-2018]. Available at: http://www.cbr.ru/publ/ondkp/on_2016 (2017-2018).pdf
3. Orlova I. N. Voprosy ekonomiki [Economic issues]. 2014, no. 12, pp. 64-66.
4. Ivanchenko I. S. Bankovskoe delo [Banking]. 2015, no. 9, p. 22.
5. Chernov V. A. Natsional'nye interesy: prioritety i bezopasnost' [National interests: priorities and security]. 2015, no. 7, p. 5.
6. Solov'ev Yu. S. Ekonomika i predprinimatel'stvo [Economy and entrepreneurship]. 2015, no. 8, part 2, p. 179.
Андриянова Алена Александровна
кандидат экономических наук, доцент, кафедра экономики и финансов, Новороссийский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (Россия, г. Новороссийск, ул. Видова, 56)
E-mail: [email protected]
Андриянова Людмила Сергеевна кандидат экономических наук, доцент, кафедра философии, истории и права, Новороссийский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации (Россия, г. Новороссийск, ул. Видова, 56)
E-mail: [email protected]
Andrianova Alyona Aleksandrovna Candidate of economic sciences, associate professor, sub-department of economics and finances, Novorossiysk branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation (56 Vidova street, Novorossiysk, Russia)
Andrianova Lyudmila Sergeevna Candidate of economic sciences, associate professor, sub-department of philosophy, history and law, Novorossiysk branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation (56 Vidova street, Novorossiysk, Russia)
УДК 336.7 Андриянова, А. А.
Сценарии макроэкономического развития и денежно-кредитная политика Центрального банка России / А. А. Андриянова, Л. С. Андриянова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2015. - № 3 (35). - С. 161-168.