Научная статья на тему 'СТРУННЫЕ КВАРТЕТЫ А. К. ГЛАЗУНОВА: ФОРМИРОВАНИЕ ЖАНРА В ТВОРЧЕСТвЕ КОМПОЗИТОРА'

СТРУННЫЕ КВАРТЕТЫ А. К. ГЛАЗУНОВА: ФОРМИРОВАНИЕ ЖАНРА В ТВОРЧЕСТвЕ КОМПОЗИТОРА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1796
218
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
А. К. Глазунов / струнный квартет / творческий процесс / стиль

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Грищенко Е. В.

Статья посвящена проблеме изучения квартетов А. К. Глазунова. Семь струнных квартетов, написанных в различные периоды творчества композитора, позволяют наметить пути развития данного жанра от момента формирования до достижения высшей ступени в последних квартетах. Комплексное исследование квартетов предпринимается впервые, его целью является определение индивидуальных черт произведений, установление связей с другими сочинениями Глазунова, рассмотрение квартетов в рамках общей эволюции творчества композитора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СТРУННЫЕ КВАРТЕТЫ А. К. ГЛАЗУНОВА: ФОРМИРОВАНИЕ ЖАНРА В ТВОРЧЕСТвЕ КОМПОЗИТОРА»

УДК 785.74

СТРУННЫЕ КВАРТЕТЫ А. К. ГЛАЗУНОВА: ФОРМИРОВАНИЕ ЖАНРА В ТВОРЧЕСТВЕ КОМПОЗИТОРА

© Е. В. Грищенко

Санкт-Петербургская государственная консерватория Россия, 190000 г. Санкт-Петербург, Театральная площадь, 3.

Тел.: +7 (812) 312 21 29.

E-mail: demestov@yandex. ru

Статья посвящена проблеме изучения квартетов А. К Глазунова. Семь струнных квартетов, написанных в различные периоды творчества композитора, позволяют наметить пути развития данного жанра от момента формирования до достижения высшей ступени в последних квартетах. Комплексное исследование квартетов предпринимается впервые, его целью является определение индивидуальных черт произведений, установление связей с другими сочинениями Глазунова, рассмотрение квартетов в рамках общей эволюции творчества композитора.

Ключевые слова: А. К. Глазунов, струнный квартет, творческий процесс, стиль.

Основную часть наследия А. К. Глазунова составляют симфонические, балетные и камерные инструментальные произведения: именно они дают наиболее полное представление о творческом облике композитора и определяют его место в отечественном и мировом музыкальном искусстве. Особое место занимают струнные квартеты, в которых проявилось незаурядное мастерство Глазунова-инструменталиста. Композитору удалось привнести много нового в развитие данного жанра в России на рубеже Х1Х-ХХ веков.

В своем творчестве Глазунов отводит жанру струнного квартета существенное место, поскольку, по словам Л. Н. Раабена, «как и у многих других композиторов его поколения, у Глазунова значительно возрастает интерес к камерным жанрам» [1, с. 247]. А. П. Бородин, искренне почитавшийся Глазуновым, писал: «Я глубоко убежден, что камерная музыка представляет одно из могучих средств для развития музыкального вкуса и понимания» [2, с. 106].

Семь струнных квартетов создавались Глазуновым на протяжении почти пяти десятилетий (1881-1930 годы) творческой жизни ( Первый квартет ор. 1 (1882), Второй квартет ор. 10 (1884), Третий (Славянский) квартет ор. 26 (1888), Четвертый квартет ор. 64 (1894), Пятый квартет ор. 70 (1898), Шестой квартет ор. 106 (1921), Седьмой квартет ор. 107 (1930)) и в значительной мере отразили основные черты его стиля. Им присуще характерное для композитора объективное художественное миросозерцание, тяготение к сдержанной лирике, жанровость, опора на песенно-танцевальные интонации славянского фольклора и восточные музыкальные элементы. Именно в квартетах композитор достигает наиболее углубленного психологизма (квартеты № 4, 5, 6).

Струнные квартеты Глазунова, как и его творчество в целом, в настоящее время остаются недостаточно исследованными, они требуют всестороннего изучения и осмысления, поскольку «для многих профессионалов и любителей Глазунов остается во многом terra incognita» [3, с. 49]. Квартеты Глазунова зачастую лишь бегло упоминаются либо в работах о жизни и творчестве композитора [4-7], либо в обзорных исследованиях об отечественной

камерно-инструментальной культуре, которые часто дают лишь самую общую характеристику произведений [8-10]. К единичным трудам собственно о камерно-инструментальной музыке Глазунова относится статья Ю. В. Курдюмова, опубликованная еще при жизни композитора [11] и имеющая скорее популярный характер. Фактически единственная на сегодняшний день работа о данном жанре в творчестве Глазунова - уже цитировавшаяся статья Л. Н. Раабена «Камерно-инструментальные сочинения», в которой квартеты рассматриваются в ряду других камерноинструментальных сочинений Глазунова.

Первое обращение молодого Глазунова к жанру квартета было во многом обусловлено популярностью бытового камерно-ансамблевого музицирования в те годы. Влияние на обращение к данному жанру оказали и квартетные собрания, в частности, в доме М. П. Беляева. Определяющее значение имели также поддержка Н. А. Римского-Корсакова (под его руководством был написан Первый квартет) и участие самого Глазунова в камерных ансамблях на домашних концертах в качестве альтиста или виолончелиста.

Ко времени начала работы над Первым квартетом Глазунов уже был автором сочинений в разных жанрах. Среди них - фортепианные пьесы (в том числе несколько сонатин), ряд романсов и, главное, Первая симфония. Выделим и сочинения для различных ансамблей, среди которых есть несколько произведений для струнного квартета (Пять пьес для струнного квартета (1881) и, предположительно, два неизданных произведения: «Скерцо. Интродукция» (1880), «Фуга. Ыгоёисйопе» (1881)), в работе над которыми Глазунов впервые осваивает возможности квартетного письма.

В творческой эволюции Глазунова как квартетного композитора исследователями выделяются три периода, которые в целом совпадают с общей периодизацией творчества композитора: ранний период (конец 1870-х - 1880-е годы), зрелый период (1890-е - начало 1900-х годов), поздний период (середина 1900-х - 1936 год). В ранний период Глазуновым были созданы три первых квартета; в зре-

лый, наиболее насыщенный период, написано еще два квартета. Последние два квартета созданы в поздний период, через значительный временной промежуток: Шестой возник через 23 года после Пятого.

Каждый из трех периодов квартетного творчества Глазунова отличается рядом стилистических особенностей, изучение которых позволяет говорить об эволюции творчества композитора. Так, ранний период - это время формирования собственно квартетного стиля Глазунова, связанного с традициями «Могучей кучки», в частности Н. А. Римского-Корсакова, М. А. Балакирева, А. П. Бородина. Квартеты периода творческой зрелости отличают самобытность, свежее звучание (оригинальный мелодический язык, углубленная лирическая образность). В этот период в квартетах Глазунова наблюдается ослабление связей с традициями «куч-кизма», и, вместе с тем, усиление влияния на квартеты стиля П. И. Чайковского и С. И. Танеева. Квартеты последнего периода характеризуются новым интонационно-стилевым обликом, обусловленным закономерностями позднего творчества композитора.

Обращение Глазунова к квартетам в разное время происходит в различном жанровом окружении. В ранний период творчества, когда создаются три первых квартета, ведущее значение для Глазунова имеют симфонические произведения. Во второй период на первый план по очереди выступают две жанровые сферы: до середины 1890-х годов, во время создания Четвертого квартета, центральную роль играют симфонические произведения, но при этом внимание Глазунова все более начинают привлекать фортепианные жанры. Появляются также сочинения для различных инструментов (валторны, скрипки, альта) с фортепиано. Вторая половина 1890-х годов, когда создается Пятый квартет, выделяется обращением автора к жанрам кантаты и, главное, балета.

Шестой и Седьмой квартеты, созданные в поздний период творчества, возникают в окружении меньшего количества произведений в других жанрах. Примерно с 1915 года интенсивность сочинения у Глазунова, как известно, заметно снижается, и последние два струнных квартета, наряду с квартетом саксофонов и концертом для саксофона с оркестром, являются центральными произведениями периода.

Таким образом, на протяжении творческого пути Глазунова изменяется не только регулярность создания квартетов, но и место, которое занимают квартеты в наследии композитора.

Одной из основных особенностей квартетов Глазунова является развитие стилевых черт русской музыки второй половины XIX века. Оказавшись на перекрестке художественных и музыкальных традиций (классической «корсаковской» школы и новой музыки ХХ века), Глазунов отразил в своих квартетных сочинениях и черты новой стилистики, характерные для искусства рубежа XIX и ХХ веков.

С точки зрения трактовки квартета как инструментального жанра, соотношения каждой от-

дельной инструментальной партии и ансамблевого звучания мы отмечаем у Глазунова два основных подхода к трактовке квартета: как своеобразной «уменьшенной» симфонии (1, 2, 3, 7 квартеты) и как самостоятельного камерного жанра (4, 5, 6 квартеты).

Отечественные композиторы классической традиции нередко наделяли квартет чертами симфонии. Л. Н. Раабен пишет: «Русские композиторы-классики большей частью «подтягивали» камерный ансамбль к симфонии (а не наоборот, как это будет в последующую эпоху вместе с распространением модернизма), стремились сблизить симфонический и камерный жанры и в содержании, и в композиционных приемах» [1, с. 247].

В отдельные творческие периоды квартетные циклы Глазунова в целом различны по содержанию, общей идейной концепции. Ранние квартеты по идейному строю близки, как отмечалось, народножанровым произведениям кучкистов, в целом, это произведения лирико-эпического стиля. Концепция в них выстраивается от лирико-эпических 1-х частей цикла через скерцозность 11-х частей и лирику Ш-х частей к подвижным танцевальным образам финалов.

В квартетах зрелого периода появляются новые черты драматической патетики, стремление к открытому выражению чувств. На смену лирикоэпическому стилю ранних камерных ансамблей приходит стиль лирико-драматический. Музыкальный язык Глазунова психологизируется, непосредственная связь с кругом народно-жанровых образов и интонаций ослабевает.

Два поздних квартета различны по концепции. В Шестом квартете возникают новые качества, возможно, связанные с претворением Глазуновым образного и языкового строя искусства ХХ века. В связи с этим квартет открывает иное для композитора содержание. Идейная концепция Шестого квартета - романтическая, здесь центром является лирика во всем ее многообразии. Ни до, ни после Шестого квартета тема сокровенной лирики в смычковых ансамблях Глазунова не достигает столь высокого уровня обобщения.

Концепция Седьмого квартета демонстрирует движение от углубленной лирической драматургии, достигнутой в Шестом квартете, к сюитному принципу композиции с объективным миром музыкальных образов, общим утвердительным тонусом, лирико-эпическими народными образами, близкими к традициям «Могучей кучки» - все это приметы ранних квартетов, в частности Третьего квартета, связанного с Седьмым и рядом других интонационно-стилевых признаков.

По-разному Глазунов трактует и проблему цикла, хотя все квартеты композитора четырехча-стны. Первый и Второй квартеты тяготеют к классической модели сонатно-симфонического цикла. Третий квартет скорее представляет собой цикл сюитного типа. В связи с этим в квартетах отмечается разный принцип расположения частей. В Пер-

вом и Втором квартетах структура цикла следующая: сонатное Allegro - Скерцо - медленная часть -Финал (сонатное Allegro). В Третьем квартете цикл характеризуется отсутствием медленной лирической части: сонатное Allegro - быстрая интерлюдия - быстрая часть «вроде мазурки» (как называл ее сам композитор) - быстрый финал «Славянский праздник».

Трактовка цикла в зрелых квартетах также различна. В Четвертом квартете, где содержание драматизируется, Глазунов впервые помещает медленную часть на второе место в цикле, непосредственно после сонатного Allegro, приближаясь к устоявшейся в композиторской практике схеме сонатно-циклической композиции (сонатное Allegro -медленная часть - быстрое Скерцо - Финал /сонатное Allegro/). В Пятом квартете структура сходна с Первым и Вторым квартетами, где медленная часть располагается на третьем месте в цикле, после Скерцо. Это свидетельствует, с одной стороны, о влиянии нового драматического содержания на композицию Четвертого квартета и приближении ее к традициям циклических композиций с драматической образностью. С другой стороны -о переосмыслении этих традиций в Пятом квартете и создании драматического произведения с использованием более свойственной Глазунову структуры квартетного цикла.

Поздние квартеты различаются по структуре и трактовке цикла. Структура Шестого квартета представляет собой ставшую традиционной для большинства квартетов (за исключением Третьего) схему с быстрыми крайними частями и последованием скерцозной и лирической части внутри цикла. Строение цикла в Шестом квартете особым образом синтезирует черты квартетных циклов предшествующих периодов: расположение частей отсылает к ранним квартетам, а лирико-драматическое содержание определяет новые черты зрелых квартетов. В Седьмом квартете вновь наблюдается некое суммирование признаков квартетных циклов предшествующих периодов: черты сюитности, как и объективный мир музыкальных образов, сближают Седьмой квартет с Третьим; драматургическая роль отдельных частей, образующих цикл, напоминает циклы квартетов зрелого периода.

Процесс формирования циклов квартетов можно проследить по рукописным материалам Глазунова, сохранившимся в значительном количестве (В настоящее время мы располагаем информацией почти о 30-ти рукописях первых шести квартетов Глазунова. Они хранятся в Отделе рукописей Российской национальной библиотеки (далее - РНБ), в Научном отделе рукописей Санкт-Петербургской консерватории (далее - СПбГК)). Кроме того, Глазунов относится к тем немногим художникам, которые письменно зафиксировали свои взгляды на процесс сочинения. Ему принадлежит статья «О творческой работе композитора», написанная в 1924 году для профессора С.О. Грузенберга, рабо-

тавшего над вопросами психологии творчества [12]. Как показывает знакомство с материалами, рукописи струнных квартетов дают уникальную возможность наблюдать процесс создания произведений, описанный Глазуновым в статье.

В квартетах в первую очередь, раннего периода, структура складывалась не сразу, возникала необходимость трансформации состава цикла вплоть до полной замены какой-либо части. Например, в рукописях СПбГК №№ 1430 и 1431 зафиксирован первоначальный вариант финала Первого квартета, который впоследствии был отклонен композитором.

Сравнение эскиза (РНБ, рукопись №269) и окончательного варианта финала Второго квартета также показывает, что первоначально замысел финала был иным. Как оказалось, финал, написанный в сонатной форме (или только тема главной партии), были заимствованы Глазуновым для квартетного цикла из другого произведения, причем, произведения симфонического, установить принадлежность которого в настоящее время пока не удается.

Рукописные материалы Третьего квартета показывают, что квартет был составлен из отдельных пьес, сочиненных в разное время и по разному поводу. Документы свидетельствуют и о колебаниях композитора в определении жанра произведения, задуманного, видимо, как сюита.

В целом рукописи позволяют говорить, что в квартетах раннего периода формирование цикла было связано с продолжительными поисками, в процессе которых возникали замены финальных частей, использовался материал других произведений. В этом отношении рукописи квартетов зрелого и позднего периодов отличаются по качеству предварительной работы. Они дают основание полагать, что замысел квартетов на этих творческих этапах оформлялся Глазуновым сразу в виде самостоятельного произведения без привлечения материала других сочинений, все задуманное вошло в зрелые и поздние квартеты в полном объеме.

Все струнные квартеты объединены общими принципами, позволяющими говорить, во-первых, о самостоятельности квартетного письма, во-вторых, об отражении в них черт композиторского стиля Глазунова в целом. Данные принципы проявляются, например, в характере тематизма, используемого в квартетах, и приемах его развития. В основе ранних квартетов зачастую лежат короткие фразы диатонического склада. Песенность отличает большинство тем, в особенности темы побочных партий сонатных А11е^1 и медленных частей. В отношении ранних квартетов следует отметить также, что ведущим способом развития в них является разнообразный показ тем, при котором сохраняется начальное качество образа, но которое постепенно обогащается: возникают новые оттенки, нюансы, принцип многократного проведения в разных голосах, в различных вариантах без значительных интонационных преобразований. В развитии

тематизма Глазунов зачастую придерживается вариационных способов, которые превалирует над чисто разработочным развитием.

В зрелых квартетах Глазунов выступает как серьезный мастер мелодического письма: мелодии, темы квартетов приобретают большую протяженность, интонационную концентрированность; более отчетливой становится тематическая работа «на расстоянии», внутри частей и между ними. В целом в квартетах зрелого периода Глазунов делает значительный шаг вперед в отношении интонационной связанности тем сочинения как в рамках одной части, так и на уровне интонационной драматургии квартетного цикла в целом. В Четвертом и Пятом квартетах в сравнении с ранними квартетами, как отмечалось, особенно выделяется сфера лирики, которая служит контрастом к основным - взволнованным, смятенным образам-темам, оттеняя и смягчая их.

В зрелых квартетах Глазунов зачастую применяет способы развития тематизма, вошедшие в практику композитора в раннем периоде: посредством разнообразного варьирования тем, при котором возникают новые оттенки, нюансы. В результате такого варьирования музыкальная тема приобретает новые оттенки, становится рельефнее линия проведения ее образа в произведении.

Тематизм, интонационная работа в поздних квартетах суммируют достижения Глазунова в области интонационной выразительности. В поздних сочинениях, особенно в Шестом квартете, возрастает роль отдельной интонации в создании напряженной, психологизированной мелодики, а также в передаче различных оттенков лирической образности. Характер мелодического дыхания приобретает в данных произведениях полную свободу, его широта становится важнейшей чертой поздних квартетов.

Уже в ранних квартетах Глазунов демонстрирует исключительное владение приемами камерного ансамблевого письма, что отражается в сочетании тембров, акустически оправданной трактовке отдельных партий. Характерным приемом изложения в ранних квартетах Глазунова становится прием ансамблевого «плетения» голосов. Так, во Втором и Третьем квартетах Глазунов добивается нового качества в достижении единства инструментальных красок, многообразно раскрывая возможности каждого инструмента.

В зрелых квартетах усложняется камерное ансамблевое письмо Глазунова. Композитор находит новые, более яркие, по сравнению с ранними квартетами, сочетания тембров, особую акустическую трактовку отдельных голосов. Не типичным для прежних сочинений здесь является прием противопоставления одной пары инструментов другой. В отношении инструментально-ансамблевого письма поздние квартеты демонстрируют высочайшее владение Глазуновым приемами ансамблевой работы, сочетания тембров струнного ансамбля. Отметим особую свободу и отдельных инструмен-

тальных партий, и, вместе с тем, их идеальную сбалансированность и согласованность. В поздних квартетах, более, нежели в ранних, Глазунов, сохраняя традиционные черты, использует прием сольного звучания отдельных инструментов, в то время как остальные голоса создают тихий, «шелестящий» фон для солирующего голоса.

Все эти элементы связывают струнные квартеты с другими произведениями композитора, написанными в разных жанрах, и позволяют рассматривать их в рамках общей эволюции творчества А. К. Глазунова.

Таким образом, жанр струнного квартета прошел через всю творческую жизнь Глазунова. В квартетах нашло проявление исключительное мастерство камерного письма Глазунова, которое развивалось от произведения к произведению и отразило художественную эволюцию композитора. Трактовка квартетного цикла, отдельных частей, ансамблевой организации целого - эти и многие другие характерные черты творческого почерка Глазунова в целом нашли воплощение в этих сочинениях. В квартетах ярко проявились черты новаторства. В поздних квартетах возникает и новое содержание, ранее не свойственное квартетной музыке, обобщаются предшествующие достижения.

Все это определяет своеобразие и высокое значение квартетов Глазунова. Это не только ставит их в один ряд с сочинениями выдающихся мастеров отечественного струнного ансамбля, но и свидетельствует о значительном этапе, который открывает новые пути в развитии квартетного жанра в целом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Раабен Л. Н. Камерно-инструментальные сочинения // Музыкальное наследие. Глазунов. Исследования. Материалы. Публикации. Письма. В 2-х томах. Т. 1. Л.: Музгиз, 1959. С. 245-290.

2. Письма А. П. Бородина. С примеч. С. А. Дианина. Вып. 2. М.: Музгиз, 1936. 315 с.

3. Владимирова О. А. Феномен творческой личности композитора А. К. Глазунова // Музыка и время. 2006. №10. С. 49-55.

4. Асафьев Б. В. Глазунов. Опыт характеристики. Л.: Светозар, 1924. 178 с.

5. Янковский М. О. Вехи жизненного пути // Музыкальное наследие. Глазунов. Исследования. Материалы. Публикации. Письма. В 2-х томах. Т. 1. Л.: Музгиз, 1959. С. 7-114.

6. Ганина М. А. А. К. Глазунов. Жизнь и творчество. Л.: Музгиз, 1961. 388 с.

7. Оссовский А. В. А. К. Глазунов // Воспоминания. Исследования. Л.: Музыка, 1968. С. 363-380.

8. Раабен Л. Н. Инструментальный ансамбль в русской музыке. М.: Музгиз, 1961. 476 с.

9. Сраго Е. М. Развитие камерно-инструментальной культуры Петербурга шестидесятых-восьмидесятых годов XIX века. (Опыт комплексной характеристики): дис. ... канд. искусствоведения. СПбГК, 1994. 223 с.

10. Синявская Л. П. Струнный квартет в русской музыке: 17901860 годы. На исторических путях отечественной инструментально-симфонической культуры: Научное издание. УГК. Екатеринбург, 2004. 290 с.

11. Курдюмов Ю. В. Камерная музыка А.К. Глазунова // Русская музыкальная газета. 1907. №1. Ст. 20-29.

12. Глазунов А. К. О творческой работе композитора // А. К. Глазунов. Письма. Статьи. Воспоминания. Избранное. Сост. М. А. Ганина. М.: Музгиз, 1958. С. 457-459.

Поступила в редакцию 25.12.2009 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.