Структурный анализ печатных медиатекстов на занятиях со студентами
Е.В. Мурюкина, кандидат педагогических наук, Таганрогский институт имени А.П. Чехова, Ассоциация кинообразования и медиапедагогики России
Аннотация. В данной статье представлены примеры проведения литературно-имитационных, театрально-ролевых и изобразительно-имитационным занятий со студентами, базирующихся на структурном анализе.
Ключевые слова: медиаобразование, печатные медиатексты, студенты, структурный анализ, литературно-имитационные занятия, театрально-ролевые занятия, изобразительно-имитационные занятия.
Structural analysis of printed media texts in the classroom with students
Dr. Elena Muryukina, Anton Chekhov Taganrog Institute, Russian Association for Film and Media
Education
Abstract. This article presents examples of conducting literary-simulation, drama and role-to fine-simulation exercises with the students, based on structural analysis.
Keywords: media education, printed media texts, students, structural analysis, literary-simulation studies, theatre, role-playing exercises, fine-simulation exercises.
В своей практической работе мы опираемся на характеристику структурного анализа (Structural Analysis), данную А.В.Федоровым [Федоров, 2007, с.210-220], который заключается в анализе систем, отношений, форм медиакультуры, структуры медиатекстов. Медиапедагогом предложены многочисленные формы проведения медиаобразовательных занятий, направленных на развитие критического мышления и медиакомпетентности аудитории, в ходе структурного анализа печатных медиатекстов.
Используется циклическая форма проведения медиаобразовательных занятий от литературно-имитационных, театрально-ролевых к
изобразительно-имитационным, базирующихся на структурном анализе.
Цикл литературно-аналитических творческих заданий для выявления систем, отношений, форм медиакультуры, структуры медиатекстов на занятиях в студенческой аудитории [Федоров, 2007, с. 214]:
Медийные агентства (media agencies):
- изучение крупнейших медийных компаний и подготовка примерных структурных схем их функционирования, анализ отношений между персоналом медийной компании внутри системы конкретного агентства; Категории медиа/медиатекстов (media/media text categories):
- распределение медиатекстов (из предложенного педагогом списка) по структурному принципу;
Медийные технологии (media technologies):
- изучение современных технологий создания медиатекстов в медийных компаниях и подготовка примерных структурных схем основных технологических этапов создания медиатекста конкретного вида и жанра;
Языки медиа (media languages):
- анализ структурных особенностей аудиовизуальных решений печатных медиатекстов различных видов и жанров;
Медийные репрезентации (media representations):
- ознакомление с первым (или финальным) эпизодом медиатекста с последующей попыткой предсказать дальнейшие (предыдущие) события; Медийная аудитория(media audiences):
- раскрытие (на примере конкретного медиатекста массовой/популярной культуры) сущности механизма «эмоционального маятника» (по «эмоциональным маятником» понимается чередование эпизодов, вызывающих положительные: радостные, веселые и отрицательные: шоковые, грустные эмоции у аудитории, то есть опора на психофизиологическую сторону восприятия).
Здесь используются групповые виды работы. При этом учитываются преимущества групповых форм деятельности, которые сформулированы российскими психологами. Так, данные, полученные за последние годы, показывают, что формирование мышления можно стимулировать групповыми видами интеллектуальной работы. Было замечено, что коллективная деятельность по решению задач способствует усилению познавательных функций людей, в частности, улучшению их восприятия и памяти. Аналогичные поиски в психологии мышления привели ученых к выводу о том, что «в некоторых случаях, за исключением, пожалуй, сложной, индивидуальной творческой работы, групповая умственная работа может способствовать развитию индивидуального интеллекта. Было установлено,
например, что коллективная работа помогает генерированию и критическому отбору творческих идей» [Немов, 2001, с.304]. Благодаря использованию данных форм проведения медиаобразовательных занятий со студентами, дивергентное мышление получает хорошие предпосылки для развития.
В качестве примера одного из занятий, на котором студенты анализируют структурные особенности медиатекстов, систему отношений, форм медиакультуры, опишем опыт проведения семинара со студентами 4 курса по курсу «Технология медиаобразования в школе и вузе» (специализация «Медиаобразование» 03.13.30).
Основная информация, которая должна быть проанализирована студентами, находится как в конкретных медиатекстах, представленных в издании о кинематографе, так и в колонке на первой/последней станице, в которой собраны сведения об издателе (медийном агентстве). Используя в качестве материала для анализа современную российскую прессу о кинематографе, предлагается для анализа студентам следующие печатные издания: «Антенна», «Кинопарк», «ТВ Парк», «7 Дней», «Киноведческие записки», «СК-Новости», «Искусство кино», «Киносценарии», «Кинофорум», «Культура», «Сериал», «Панорама ТВ», «Экран и сцена», «Эра DVD» и пр.
Студенты делятся на мини-группы, для изучения им выдаются журналы и газеты (не менее 4 для каждой группы) различных типов [Мурюкина, 2006]. Такой компаративный анализ изданий, относящихся к разным типам, позволяет аудитории более четко выявлять сходства и различия как самой прессы о кинематографе, так и понять специфику, структурные особенности медиатекстов и т.д.
Данный этап работы подразумевает собой первичное, поверхностное изучение журнала/газеты, выделение колонок, разделов, сортировка медиатекстов по жанрам, и т.д.
Результаты любой работы, в том числе и аналитической, во многом зависят от критериев оценки. Безусловно, мы можем предложить группе готовые шаблоны критериев, но сообразно целям (развитие критического, самостоятельного мышления, медиакомпетентности), возрастным, профессиональным особенностям мы предлагаем студентам самим выработать основные критерии восприятия.
На первом этапе медиаобразовательного занятия необходимо разработать критерии восприятия печатного источника. Студенты активно включаются в работу:
Женя Г.: При выборе издания первое, на что обращаешь внимание, это внешнее оформление издания, его формат.
Настя М.: А я обращаю внимание на «лицо, которое изображено на обложке». Если я симпатизирую этому актеру, то высока вероятность того, что приобрету данный журнал.
Женя С.: Помимо уже сказанного я просматриваю анонсы статей, которые редакторы вынесли на первую страницу.
Сергей К.: Когда начинаешь листать издание, то чаще всего интерес вызывают большие по объему статьи, а короткие репортажи читаются уже при более подробном изучении содержания.
Дима Л.: Здесь есть и нюанс - при поверхностном ознакомлении статьи, о которых говорит Сережа, должны содержать достаточное количество фотографий, тогда они вызывают больший интерес у читателя.
Женя Г. А еще для повышения интереса читателя, авторы статьи любят помещать в рамке, выделять шрифтом на странице какую-либо интригующую, часто двусмысленную цитату из основного текста. Ты ее прочитал, и хочется прочитать и понять контекст, в котором она была сказана актером, а для этого необходимо купить журнал.
Сережа С.: При первичном восприятии издания многие потенциальные читатели обращают внимание на стимулирующие «странички»: если мы говорим о кинопрессе, то это программа телепередач - практически обязательная составляющая.
Настя М.: Почти во всех популярных изданиях есть гороскопы, призовые задания, кроссворды и его разновидности, в женских журналах - какие-нибудь тесты.
Таким образом, подводя итоги приведенного выше обсуждения, преподаватель и студенты формулируют критерии, которые влияют на первичное восприятие кинопрессы, а, значит, - и на ее популярность у аудитории, конкурентоспособность.
В соответствии с выдвинутыми критериями, группы после окончания первичного просмотра изданий о кинематографе, делают вывод, который должен отражать как информацию, которую они получили в ходе практического выполнения задания, так и учет типичных видовых особенностей (о чем до этого шла речь на лекционных занятиях).
Вторая часть занятия, направленного на структурный анализ печатных изданий, предполагает заполнение студентами таблиц 1 - 6, отражающих содержание шести ключевых понятий медиаобразования.
Таблица 1. Структурный анализ кинопрессы с позиции «агентства медиа»
Издания Агентства медиа
Учредители, тип собственности Концепция издания Пер иодичность
Таблица 2. Структурный анализ кинопрессы с позиции «категории медиа»
Издания Категории медиа
Соотношение иллюстраций и текста в % Преобладающие жанры текстов: а) портрет; б) очерк; в) интервью; г) рецензия; д) опрос; е) репортаж; ж) аналитическая статья; з) рекламная статья; и) перепечатка информации из других источников к) комментарии л) обзор Базовая инф ор мацио нн ая основа издания
Таблица 3. Структурный анализ кинопрессы с позиции «языки медиа»
Издания Языки медиа
Характер иллюстраций и дизайна издания, включая обложку Слоган издания (печатается на обложке) Уровень сложности медиатекстов
Таблица 4. Структурный анализ кинопрессы с позиции «аудитория медиа»
Издания Аудитория медиа
Тираж издания Связь с читателями Аудитория издания Пр еобладающая функция издания
Таблица 5. Структурный анализ кинопрессы с позиции «технологии медиа»
Издания Технология медиа
Технологические приемы, влияющие на повышение покупательной способности издания: качество бумаги, презенты (диски DVD, пробники косметической пр одукции и т. п.) Дизайнерские р ешения Наличие сайта печатного издания в Интернете
Таблица 6. Структурный анализ кинопрессы с позиции «репрезентации медиа»
Издания Реп резентация медиа
Доминирующие концепции осмысления кинопроцесса на страницах издания: -развлекательный подход; - информационно-развлекательный подход; - р екламно- инф ор мацио нны й подход; - информационно-аналитический подход; - аналитико-теоретический, креативный подход Реклама и ее объем в издании Наличие р азвлекательны х элементов (конкурсы, кроссворды и пр.) Использова ние дополнител ьных стимулов (гор оскопы и пр .) для повышения тир ажа
В результате анализа по разработанным для каждого ключевого понятия показателям, каждая мини-группа заполняет таблицу. Еще одно преимущество организации групповой работы на медиаобразовательном занятии - временной фактор: достаточно длительное по времени задание
51
студенты выполняют в более короткий срок. Далее мини-группы обмениваются данными, содержащимися в заполненных ими таблицах. На основе этих данных они формируют выводы. Мини-группа, заполнившая таблицу (например, «агентства медиа»), дает заключение об обоснованности и правильности сделанных выводов. Другие мини-группы должны подготовить и задать проблемные вопросы.
Вот пример вывода, сделанного студентом на основе изучения таблицы
1:
Сережа С.: Учредителей киножурналов/газет можно разделить на основные типы а) некоммерческий; б) коммерческий; в) «смешанный» (совмещающий «доли» государственных и коммерческих структур). Концепция издания о кинематографе напрямую зависит от учредителей: для коммерческого типа периодики тематика кинематографа и телевидения - только один из возможных способов получения прибыли. Поэтому развлекательная сторона является приоритетной. Периодичность прессы также находится в зависимости от коммерческой составляющей. Практически все издания «легкого жанра» базируются на издании телепрограммы, что позволяет им выходить еженедельно.
После анализа издания о кинематографе, одно из следующих занятий можно направить на структурный анализ конкретного медиатекста. Такое задание можно оформить в виде таблицы, предлагаемой АВ.Федоровым [Федоров, 20007, с.214], в основе своей содержащее вопросы, разработанные А.Силверблэтом. В общем виде таблица 7 выглядит следующим образом:
Таблица 7. Структурный анализ конкретных медиатекстов
Структурные компоненты медиатекста N Конкретное описание структурных компонентов медиатекста N
Вид медиатекста
Жанр медиатекста
Структурный блок завязки медиатекста
Структура фабулы (цепи основных событий)
Структурный блок развязки медиатекста
Принцип соотнесения иллюстраций медиатекста между собой (композиционное решение, соотношение с публикуемым текстом и т.д.)
Пропорциональное соотношение текстового материала и фотографий в медиатексте
Отражение ключевого понятия «агентства медиа» в анализируемом медиатексте
Отражение ключевого понятия «аудитории медиа» в анализируемом медиатексте
Отражение ключевого понятия «категории медиа» в анализируемом медиатексте
Отражение ключевого понятия «репрезентации медиа» в анализируемом медиатексте
Отражение ключевого понятия «языки медиа» в анализируемом медиатексте
Отражение ключевого понятия «технологии медиа» в анализируемом медиатексте
Такого рода задания помогают студентам «выработать» определенную технологию структурного анализа медиатекста, предполагающую логическую последовательность, определяющую основные блоки-компоненты, раскрывающие фабулу медиапроизведения. В качестве примера можно предложить заполненную таблицу 8 студентки 5 курса Жени Г.
Таблица 8. Структурный анализ медиатекста «Сати Казанова» автор интервью Т.Зайцева, фото Е.Сухова («7 Дней». 2007. № 34)
Структурн ы е компоненты медиатекста Конкретное описание структурных компонентов медиатекста
Вид медиатекста Инфор мационно-р азвлекательны й
Жанр медиатекста Интервью
Структурный блок завязки медиатекста Прежде всего, обращаешь внимание на то, что название, приведенное в качестве анонса на обложке - «Сати Казанова: «Господь всегда меня вытаскивал - он меня любит» и название в самом тексте «С. Казанова: Я сразу сказала девчонкам: не обижайтесь, но он мой» - разнится. Здесь улавливается пиаровский ход редакции, так как обложечное название более интригующее, завораживающее. А название внутри журнала говорит о направленности интервью - основной акцент делается на личную жизнь певицы, а не на ее творческую карьеру. Завязку можно найти в ответе на первый вопрос: «Как справляетесь с испытанием медными трубами?». Певица отвечает о своей высокой доли ответственности перед фанатами, о своей особой миссии: «Какая же ответственность на мне, если я подаю пример детишкам. Может это миссия у меня такая особая? Видно Бог дал мне шанс - сделал баловнем судьбы, публичным человеком...». Но певица использует свой талант на радость людям, не «жалея живота своего»: «Тебе же, дуреха, Богом даны дар и возможность именно для того, чтобы радовать людей. Вот и радуй! Задуши свою усталость, потому что это только твоя проблема». Такая завязка предсказывает нелегкую судьбу звезды по дороге к покорению своей мечты - стать певицей. Плюс ярко выраженная религиозность. Ссылки на Бога должны позитивно сказаться на степени доверия читателя к информации, помещенной в интервью.
Структура фабулы (цепи основных событий) Цепь основных событий совпадает с принципом «эмоционального маятника»: от детства в кабардинском селе без водопровода и пр. удобств, к хорошей успеваемости в школе, от тяжелого периода жизни в Москве без родителей, денег и т.д. - к покорению «Фабрики звезд» и музыкального Олимпа. Всего в интервью 6 вопросов и ответов
Структурный блок развязки Кульминационным моментом в медиатексте является ответ
медиатекста певицы на вопрос о заветном желании: «Дорогой Боженька, помоги мне стать великой певицей, талантливой актрисой, чтобы я могла заниматься благотворительностью, дарить радость людям, при этом чтобы у меня была замечательная семья, а родители были здоровы и жили долго и все родственники друг с другом дружили, люди всех религий тоже жили в мире и согласии». А развязка, - в счастливом завершении любовной линии. Из интервью можно заключить, что сердце певицы несвободно - за что она «бесконечно благодарна Богу».
Принцип соотнесения иллюстраций медиатекста между собой (композиционное решение, соотношение с пу блику емым тексто м и т.д.) Все иллюстрации сделаны редакционным фотографом, что указано в статье. В качестве интерьера выступает квартира певицы. Фотографии, иллюстрирующие медиатекст можно разделить на 2 группы: 1) фото позирующей певицы в разных комнатах апартаментов (ванна, спальня, столовая); 2) в интерьерах той же квартиры родственники и друзья певицы вместе с ней празднуют новоселье. Каждая из фотографий имеет поясняющую подпись. Кульминационной является последняя фотографии, на которой изображена семья певицы (в дружеских объятиях) с соответствующей надписью: «У меня столько родственников! Если взять только близких, то больше 100 человек получается, а если подальше, то и 300 наберется». Именно под этой фотографией опубликован ответ на последний вопрос о заветном желании: таким образом, семья звезды визуально воплощает ее мечту в жизнь. Итак, можно отметить, что текстовое содержание и иллюстрации разнятся между собой, но в тоже время отражают детали быта Сати, чем привлекают читателя.
Пр опор циональное соотношение текстового материала и фотографий в медиатексте Пропорциональное соотношение можно определить примерно так: 60 % объема интервью занимают фотографии и 40 % - текст. Можно также выделить еще один компонент (присутствующий на каждой странице) -рекламу. Если включать в расчет и ее, то соотношение будет 40 % полезной площади - реклама, 35 % - фото и 25 % текст интервью.
Отражение ключевого понятия «агентства медиа» в анализируемом медиатексте Поскольку для анализа мы выбрали интервью, то здесь легче проследить позицию агентства. Вот несколько вопросов для примера: «С коллегами-фабрикантами какие у вас отношения?», «Напрашивается вопрос о вашем воспитании», «Вы такой певческий самородок или любовь к пению у вас наследственная?», «У вас есть человек, который отвечает всем вашим представлениям о моральных качествах мужчины?». Можно сделать вывод о том, что редакцией задаются «лояльные вопросы», которые не «поднимают больные темы» (скандалы, сплетни, межличностные отношения и т.д.). Это должно, по мнению редакции, повлиять на степень доверия к информации, изложенной в тексте, а также сформировать положительное
восприятие героя интервью.
Отражение ключевого понятия «аудитории медиа» в анализируемом медиатексте Вопросы подобраны таким образом, чтобы быть интересными разновозрастной аудитории, так как журнал «7 Дней» позиционирует себя как издание для разновозрастного читателя, с преобладающим женским большинством.
Отражение ключевого понятия «категории медиа» в анализируемом медиатексте Жанровая принадлежность медиатекста легко определяется, интервью полностью совпадает с концепцией журнала.
Отражение ключевого понятия «репрезентации медиа» в анализируемом медиатексте Репрезентация - упор на иллюстрации в тексте с выделенными «ключевыми» цитатами, которые не столько поясняют содержание снимка, сколько выполняют рекламную функцию: некоторая двуплановость и недосказанность побуждает аудиторию читать интервью дальше, чтобы понять смысл выделенной цитаты.
Отражение ключевого понятия «языки медиа» в анализ ир у емом мед иат ексте Стиль интервью тщательно выверен, не имеет сложной структуры, так как медиатекст рассчитан на массового читателя. Контекстуальная основа базируется, преимущественно, на иллюстрациях.
Отражение ключевого понятия «технологии медиа» в анализируемом медиатексте Фотографии выполнены на высоком профессиональном уровне, бу мага качеств ен ная, печ ать полно цв етн ая.
Таким образом, можно утверждать, что проведение такого занятия позволяет студентам развить умения структурного анализа медиа и медиатекстов. Также необходимо отметить, что данное занятие весьма продуктивно для изучения шести ключевых понятий медиаобразования, их тесной взаимосвязи друг с другом.
Цикл изобразительно-имитационных творческих заданий для анализа систем, отношений, форм медиакультуры, структуры медиатекстов занятиях в студенческой аудитории [Федоров, 2007, с. 217]:
Медийные агентства (media agencies):
- подготовка серии из десяти карточек с рисунками, каждая из которых отражала бы определенные элементы структуры медийного агентства;
- подготовка серии из десяти карточек с рисунками, каждая из которых отражала бы определенные элементы структуры взаимоотношений печатного медийного агентства, учреждений государственного управления и аудитории. Категории медиа/медиатекстов (media/media text categories):
- подготовка серии из десяти карточек с рисунками, которая отражала бы определенные элементы структуры одного из медийных жанров; Медийные технологии (media technologies):
- подготовка серии из десяти карточек с рисунками, которая отражала бы определенные технологические элементы структуры создания конкретного медиатекста;
Языки медиа (media languages):
- подготовка серии из десяти карточек с рисунками, которая отражала бы определенные изобразительные элементы структуры создания медиатекста определенного вида и жанра;
Медийные репрезентации (media representations):
- подготовка серии из десяти карточек с рисунками, которая могла бы быть взята за основу для изображения структурных блоков сюжета конкретного медиатекста;
Медийная аудитория(media audiences):
- подготовка серии из десяти карточек с рисунками, которая могла бы быть взята за основу для изображения структурных блоков типологии медийного восприятия, свойственного различным группам аудитории.
Практика проведения медиаобразовательных занятий со студентами показала, что их увлекает процесс выполнения изобразительно-имитационных заданий. Тем более, что этот цикл заключительный, опирается на теоретические знания (полученные на лекционных занятиях) и практический опыт (эмпирический и накопленный в ходе выполнения литературно-имитационных и театрализовано-ситуативных заданий, предполагающих структурный анализ печатных медиатекстов).
В качестве примера одного из таких занятий можно привести оформление 10 карточек, репрезентирующих издание о кинематографе целевой читательской аудитории. Для подготовки данного задания предпочтительнее индивидуальная форма, так как это позволяет студенту выразить свое мнение. Для подготовки карточек каждый студент выбирает издание о кинематографе. Преподаватель объясняет, что для определения содержания и отражения его в картинках, коллажах (оформленных в виде карточек) необходимо изучить рубрикатор, титульную страницу издания, просмотреть все страницы издания, выделить ключевые и второстепенные медиатексты и т.д. При изготовлении карточек важно опираться на концепцию журнала/газеты, учитывать целевую аудиторию, придерживаться стилевых особенностей оформления медиатекстов и т.д.
Отметим, что подавляющее большинство студентов хорошо справляются с заданием: четко выделяют «ведущие» рубрики издания; оформление карточек во многом совпадает с представлением о журнале/газете у потенциальной читательской аудитории. Оформление карточек отражает тенденции самих печатных изданий: печатная информация «уступает место» зрелищной (фотографии и пр.). Есть и еще одна особенность в оформлении таких карточек: в свои работы студенты стараются привнести юмористический компонент.
Таким образом, использование всего комплекса занятий, базирующегося на структурном компоненте, позволяет студентам применить свой эмпирический опыт и знания, полученные на лекционных занятиях. А выполнение предлагаемых заданий развивает критическое, автономное мышление, творческие способности, умения анализа медиатекстов.
Литература
Buckingham, D. (2003). Media Education: Literacy, Learning and Contemporary Culture. Cambridge, UK: Polity Press, 219 p.
Silverblatt, A. (2001). Media Literacy. Westport, Connecticut - London: Praeger, 449 p.
Мурюкина Е.В. Медиаобразование старшеклассников на материале кинопрессы. Таганрог: Изд-
во Кучма, 2006. 200 с.
Немов Р.С. Общие основы психологии. М.: ВЛАДОС, 2001. 688 с.
Федоров А.В. Медиаобразование: творческие задания для студентов и школьников//Инновации в образовании. 2006. N 4. С.175-228.
Федоров А.В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза. М.: Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007. 616 с. Федоров А.В. Специфика медиаобразования студентов педагогических вузов // Педагогика. 2004. № 4. С.43-51.
Refe ren ces
Buckingham, D. (2003). Media Education: Literacy, Learning and Contemporary Culture. Cambridge, UK: Polity Press, 219 p.
Fedorov A.V. Media education: creative assignments for students and schoolchildren // Innovations in education. 2006. N 4. pp.175 -228.
Fedorov A.V. Specificity of media education students of pedagogical colleges // Pedagogy. 2004. № 4. P.43-51.
Fedorov A.V. The development of media competence and critical thinking of students of pedagogical universities. Moscow: ICOS UNESCO "Information for all", 2007. 616 p.
Muryukina E.V. Media education of pupils on the material of the film press. Taganrog: Kuchma, 2006. 200 p.
Nemov R.S. General principles of psychology. Moscow: Vlados, 2001. 688 p. Silverblatt, A. (2001). Media Literacy. Westport, Connecticut - London: Praeger, 449 p.