Научная статья на тему 'Структурные преобразования экономики регионов с угольной специализацией'

Структурные преобразования экономики регионов с угольной специализацией Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
114
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
π-Economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
НЕПЕРСПЕКТИВНЫЕ ТЕРРИТОРИИ / ИННОВАЦИИ / СТРУКТУРНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНАЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ / ВОПРОСЫ ЭКОЛОГИИ / РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ / УГОЛЬНАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ / ЭКОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Крутько Татьяна Ивановна

В период реструктуризации угольной промышленности отечественная экономика впервые столкнулась с совершенно новым кругом проблем, к решению которых она оказалась не готовой. Возникли проблемы крупномасштабного закрытия десятков угольных шахт и разрезов, имеющие исключительно сложный характер в результате взаимодействия социальных, экономических, экологических, технологических факторов.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Крутько Татьяна Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n restructuring of the coal industry the domestic economy has faced for the first time absolutely new circle of problems to which decision it has appeared not ready. There were problems of large-scale closing of tens collieries and the cuts, having exclusively difficult character as a result of interaction social, economic, ecological, technology factors.

Текст научной работы на тему «Структурные преобразования экономики регионов с угольной специализацией»

8. Новоселов, А. С. Теория региональных рынков [Текст] : учебник / А.С. Новоселов. - Ростов на/Д: Феникс, 2007. - 448 с.

9. Новоселов, А.С. Рыночная система региона: проблемы теории и практики [Текст] / А.С. Новоселов. - Новосибирск: ИЭОПП СО РАН, 2007. - 568 с.

10. Косманев, А. Региональная туристская инфраструктура: подходы, методы и опыт исследования [Электронный ресурс] / А. Косманев. - Режим доступа: http:// www.prj-pgpu.ru

11. Архипова, В. Об инфраструктуре как определяющем факторе развития туризма в регионе [Текст] /

B. Архипова, А. Левизов // Журнал ВлГУ. - 2007. -№ 18. - С. 40-44.

12. Архипова, В. Моделирование туристских потоков по показателям инфраструктуры Центрального Федерального округа [Текст] / В. Архипова, А. Левизов // Журнал ВлГУ. - 2008. - № 16. -

C. 32-34.

УДК 332.145

Т.И. Крутько

СТРУКТУРНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНОВ С УГОЛЬНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИЕЙ

Сегодня для успешного решения задачи модернизации национальной экономики и социально-экономического развития России необходимо эффективное управление не только страной и ее регионами, но и отдельными территориями (муниципальными образованиями).

В последнее десятилетие проблемы неперспективных территорий постоянно находятся в центре внимания ученых, политиков, хозяйственников, общественности. Однако многочисленные обсуждения этого вопроса так и не привели к ощутимому улучшению ситуации. Одна из причин этого кроется в отсутствии соответствующих политических решений и эффективных программ структурной модернизации экономики депрессивных территорий [2, 3].

Во многих регионах России, в том числе в Пермском крае, существуют не отдельные проблемы (экономические, экологические, социальные, инфраструктурные и др.), а целый их комплекс. Такая ситуация особенно характерна для территорий с угольной специализацией.

Ухудшение горно-геологических условий добычи угля во многих угольных бассейнах с конца 1970-х гг. привело к постоянному сни-

жению технико-экономических показателей работы отрасли. К 1993 г. более половины шахт имели фактический срок службы свыше 40 лет и лишь 18 шахт были относительно новыми (со сроком службы до 20 лет). Длительное время не подвергались реконструкции 46 % шахт. Только на 15 % шахт технико-экономические показатели были сопоставимы с аналогичными зарубежными предприятиями. Выбытие мощностей по добыче угля в этот период в три раза превысило их ввод. В ходе реструктуризации отрасли угледобычи изменилась роль отдельных углепромышленных регионов в топливо-обеспечении национальной экономики, в связи с чем была проведена градация регионов с точки зрения перспектив их развития и «привлекательности» для «нового» бизнеса, основанная на оценке их природно-ресурсного и производственно-технического потенциалов. В результате такой градации все угледобывающие регионы были разделены на три группы. Регионы, в которых резко снизилась или вовсе прекратилась добыча угля, попали в категорию неперспективных и оказались за рамками интересов «нового» бизнеса и новых властей. Регионы, в которых объемы добычи угля изме-

^ЖауЧНО-ТеХНИЧе£КИеВеДОМ2£ТИ«СПбГП|У.6'.2211.ЭКОНОМИЧе£КИе.НаУКИ

нились незначительно, были отнесены к стабильным и инвестиционно привлекательным и получили некоторую государственную поддержку, а регионы с возрастающими объемами добычи угля - к перспективным, с активным участием в их развитии частного бизнеса и государства.

В категорию неперспективных регионов попал Кизеловский угольный бассейн Пермского края. Уже в начале 1980-х гг. объем добычи угля в этом регионе был в четыре раза меньше, чем в 1959 г. Пик объемов добычи приходился на 1960 г. (12 млн т), но почти сразу начал падать, а в 1965 г. угледобыча перешла в категорию убыточных отраслей (убыток составил 63,8 млн р.) экономики Пермской области. К 1980 г. объем угледобычи уменьшился вполовину - 6 млн т, рентабельность производства устойчиво снижалась. В 1990-х гг. добычу угля в Кизеловском угольном бассейне начали постепенно прекращать, шахты закрывать. В 1997 г. на акционированном предприятии «Кизелуголь» продолжало работать лишь пять шахт из тридцати, построенных в бассейне, а в 2000 г. добычу угля в бассейне полностью прекратили.

В начале реформ у руководства предприятий и администрации района были надежды на сохранение или лишь небольшое ухудшение социальной обстановки в муниципальном образовании, что в значительной степени было обусловлено основными целевыми установками реформирования угольной промышленности, заявленными в утвержденной Правительством РФ «Концепции реструктуризации российской угольной промышленности» [5]. Согласно Концепции, уже на первом этапе структурной перестройки отрасли в 1994-1998 гг. предполагалось: 1) создать конкурентоспособную угольную отрасль, состоящую из предприятий различных форм собственности, функционирующих на основе самофинансирования при последовательном снижении масштабов государственной поддержки; 2) обеспечить социальную стабильность в угледобывающих регионах и социальную защищенность работников угольной промышленности в процессе ее реструктуризации, повышение их жизненного уровня.

Однако решить задачи, намеченные на период первого этапа структурной перестройки, в полной мере не удалось. Ход преобразований замедлили объективные и субъективные факторы: не были достроены и введены в эксплуатацию шахты нового технико-экономического уровня в некоторых областях России; не удалось инвестировать в необходимых объемах средства в реконструкцию предприятий, модернизацию и обновление горно-шахтного оборудования; не были созданы новые рабочие места взамен выбывших. Не была решена и одна из основных задач реструктуризации - достижение рентабельной работы угольных компаний и отрасли в целом. Проблемы предприятий угольной промышленности усугублялись крайне запущенным состоянием объектов социальной инфраструктуры шахтерских городов и поселков, большая часть которых находилась на балансе предприятий отрасли. Социальные проблемы угледобывающих регионов также оказались не решенными.

Крайне отрицательно на эффективности работы угольной промышленности сказался и действовавший в то время порядок ценообразования. Цена на уголь, являющийся замыкающим видом топлива в балансе энергоносителей, формировалась при крайне низком уровне рентабельности. В то же время нефтяная и особенно газовая отрасли, добывающие более эффективные при потреблении виды топлива, имели значительно более высокие уровни рентабельности при практически тех же уровнях цен в пересчете на условное топливо.

В результате администрация Кизеловского муниципального района и Пермской области, а также работники предприятий и жители городов и поселков Кизеловского угольного бассейна уже в начале перестройки столкнулись с рядом сложных, масштабных и социально значимых проблем, которые им пришлось, по сути, решать самостоятельно [6, 7]:

- трудоустройство работников отрасли трудоспособного возраста в связи с их массовым высвобождением вследствие ликвидации предприятий;

- переселение избыточных трудовых ресурсов, шахтерских семей, пенсионеров и инвалидов из

поселков угольного бассейна в другие города края или другие регионы;

- передача с балансов предприятий отрасли объектов жилищно-коммунального назначения в муниципальную собственность и объективная необходимость их поддержки в ближайшей перспективе;

- поддержание социальной инфраструктуры территории и социальная защита работников как действующих, так и закрываемых предприятий;

- отсутствие финансовой поддержки углепромышленных территориальных образований в рамках работы по диверсификации монопродуктовой экономики углепромышленных территориальных образований.

Социальные приоритеты перестройки угледобывающей отрасли требовали создания соответствующих механизмов регулирования и компенсирующих мер по смягчению социальных последствий реструктуризации, которые так и не были созданы [7]. Социальный аспект реструктуризации угольной отрасли, проявившийся в сокращении численности персонала и очень низком уровне его трудоустройства, отсутствии социальной защиты высвобождаемых работников и других негативных тенденциях и последствиях, отразился в первую очередь на социально-экономическом положении углепромышленных территорий (городов и поселков), где местная экономика и занятость населения длительное время были ориентированы только на производство угля [1].

Ликвидация градообразующих предприятий привела к тяжелым социальным последствиям для населения углепромышленных территорий Пермского края. Отсутствие до начала реструктуризации отрасли в городах и поселках Кизе-ловского угольного бассейна предприятий других отраслей, не позволило обеспечить занятость за счет перепрофилирования и исключило возможность поддержать семьи за счет доходов других членов семьи. Экономика территории оказалась в режиме «самовыживания», а большинство из немногочисленных предприятий других сфер экономики (торговли, сферы услуг, небольших предприятий по производству товаров народного потребления, транспорта и т. д.)

оказались банкротами. Зона сильнейшей депрессии в Кизеловском угольном бассейне -Гремячинск, Губаха и Кизел (убыточны 55-80 % предприятий). Из-за отсутствия доходов от угледобычи сократилась и налогооблагаемая база местных бюджетов, нарушились нормальные условия функционирования предприятий коммунального хозяйства, учреждений здравоохранения, образования и культуры. Привычными стали несвоевременные выплаты заработной платы, пенсий, льгот и компенсаций. За десятилетия реформ уровень покупательной способности на углепромышленных территориях Пермского края оказался значительно ниже (душевой товарооборот в среднем по области составил 15-35 %), чем в среднем по региону, что привело к существенному снижению уровня жизни населения.

Недостаточное финансирование социальной сферы, находившейся на балансе предприятий отрасли (до передачи), а затем у муниципалитетов (после передачи), привело к снижению объемов капитального и текущего ремонтов жилого фонда, объектов коммунального хозяйства и соцкультбыта. В настоящее время около 50 % объектов жилищно-коммунального хозяйства и социальной сферы в поселках и поселениях Кизеловского угольного бассейна находится в аварийном состоянии.

Анализ процессов реструктуризации угольной отрасли в ее начальный период показывает, что структурная перестройка оказалась подчиненной решению важных, но локальных, отраслевых целей, таких как оптимизация производственного потенциала отрасли, повышение рентабельности угольных предприятий, смена собственности, а такие задачи, как формирование рынков труда, социальная защита высвобожденных работников и т. п. остались без внимания либо решались без должного учета долгосрочных социально-экономических последствий реструктуризации для будущего этих территорий. В результате в Пермском крае, также как и в ряде других регионов страны, остро стоит задача улучшения ситуации в депрессивных районах, поиска путей подъема их экономики, в том числе на основе инновационных подходов

^ЖауЧН0-ТеХНИЧе£КИеВеД0М2£ТИ«СПбГПУ.6.2211.ЭК0Н0МИЧе£КИе.НаУКИ

к решению комплексных социально-экономических проблем в углепромышленных территориях, а также на принципах рационального природопользования [4].

Данные направления деятельности актуальны и для экономики Кизеловского угольного бассейна, по всей территории которого расположены огромные терриконы углепромышленных отходов. Современные технологии и зарубежный опыт использования углепромышленных отходов в качестве исходного сырья дают возможность

эффективно применять их в хозяйственной деятельности территории и края (например, в строительстве). Процесс вовлечения отходов целесообразно осуществлять с учетом всех факторов региона, позволяющих принимать своевременные и обоснованные решения по рациональному природопользованию и улучшению состояния природной среды.

Работа выполнена в рамках Темплана-2011 ГОУ ВПО ПГУ по заказу Федерального агентства по образованию (тема № 1.5.10).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Лексин, В.Н. Муниципальная Россия: социально-экономическая ситуация, право, статистика [Текст] : в 5 т., 12 кн. / В.Н. Лексин, А.Н. Швецов. -М.: Эдиториал УРСС, 2000.

2. Мингалева, Ж.А. Инвестирование прогрессивных структурных сдвигов в промышленности [Текст] / Ж.А. Мингалева // Экономика региона. - 2006. -№ 3(7). - С. 66-82.

3. Мингалева, Ж.А. Инвестиционные механизмы управления прогрессивными структурными сдвигами: некоторые теоретические аспекты анализа сдвигов [Текст] / Ж.А. Мингалева // Журнал экономической теории. - 2006. - № 2. - С. 121-136.

4. Мингалева, Ж.А. Государственные инвестиции

в инфраструктуру как фактор регионального экономического развития [Текст] / Ж.А. Мингалева, Е.В. Подгорнова // Научно-технические ведомости СПбГПУ. Серия «Экономические науки». - 2010. -№ 2(96). - С. 115-119.

5. Основные направления реструктуризации угольной промышленности России [Текст]. - М., 1995. - 17 с.

6. Попов, В.Н. Занятость в угольной промышленности: реальность и перспективы [Текст] / В.Н. Попов, А.А. Рожков // Уголь. - 1997. - № 4.

7. Социальные вопросы при ликвидации предприятий в ходе реструктуризации угольной промышленности России [Текст]. - М.: Росуглепрофсоюз, 1997.

УДК 332.1

А.С. Ли

ОБ ОДНОМ АЛГОРИТМЕ ОЦЕНКИ УРОВНЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

Качественное развитие экономики региона, позволяющее учитывать социальные и экологические требования, возможно только в рамках концепции устойчивого развития, в основе которой лежит баланс ключевых составляющих (экономической, социальной, экологической). Достигнуть баланса можно при учете требований заинтересованных сторон. Возникает необходи-

мость управления развитием региона в целях достижения высокого уровня устойчивого развития. Управление должно осуществляться на основе реальных данных об уровне устойчивого развития (обратная связь). Для реализации мониторинга и оценки уровня устойчивого развития региона необходима разработка адекватного ин-струментарно-методического обеспечения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.