7. Мамсиров Х.Б. Модернизация культур народов Северного Кавказа в 20-е гг. XX в. (на материалах Адыгеи, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии): монография / Х.Б. Мамсиров. - Нальчик: Эльбрус, 2004. - 328 с.
8. Сергеева Г.А. Межэтнические связи народов Дагестана во второй половине Х1Х-ХХ вв. (этноязыковые аспекты) // КЭС. - М„ 1989. - Вып. IX. - С. 118.
9. Тарбеев В. Вопросы языка и алфавита // Красный Дагестан. - 1928. - № 27. - 2 февраля.
10. РФИИАЭДНЦ. Ф. 2. Оп. 1. Д.119. Л. 25.
11. ЦГА РД. Ф. 1п. Оп. 4. Д. 35. Л. 48.
12. ЦГА РД. Ф.Р. 37. Оп. 19. Д. 67. Л. 24.
13. ЦГА РД. Ф. 1-п. Оп. 7. Д. 39. Л. 7, 8.
14. ЦГА РД. Оп. 1. Д. 997. Л. 2.
Г.Г. Башанаева
СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ САНОГЕННОГО МЫШЛЕНИЯ
Аннотация. На основе теоретико-методологического анализа саногенного мышления автор выделяет структурные компоненты саногенного мышления: мотивационный, рефлексивный, эмоциональный и операциональный, которые взаимосвязаны между собой и направлены на реализацию основных функций саногенного мышления.
Ключевые слова: саногенное мышление, патогенное мышление, мотивация, рефлексия, эмоциональность, мыслительные операции.
Методологической основой исследования развития саногенного мышления, его структурных элементов и проявления особенностей послужили научные разработки представителей деятельностного подхода в психологии С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева. Особенности саногенного мышления проявляются тогда, когда удовлетворение потребностей личности встречает некую преграду в виде определенных сложившихся шаблонов поведения. В данном контексте условиями развития саногенного мышления субъектов семейных отношений, несомненно, являются особенности психического развития детей, которые выражаются в стремлении удовлетворить свои потребности привычными способами.
В силу этих обстоятельств всесторонний анализ научных подходов к пониманию сущности формирования саногенного мышления личности, проявляемого в повседневной жизнедеятельности, и учет особой категории субъектов изучаемого процесса позволил выделить основные компоненты, характеризующие особенности развития саногенного мышления: мотивационный, рефлексивный, эмоциональный и операциональный, направленные на реализацию основных функций оздоравливающего мышления:
а) активизация деятельности по самоопределению, актуализация ценностей и мотивов, определяющих направленность, согласование индивидуальной системы ценностей, устанавливающих приоритеты жизненного пути и значение познавательной деятельности; побуждение к выбору стратегии достижения жизненных целей за счет актуализации личностного ресурса; оптимизация эмоционального модуса переживаний и стабилизация мотиваци-онной сферы личности (мотивационный компонент)',
© Башанаева Г.Г., 2013
б) осознание проблемной ситуации, выбор оснований для сравнения альтернатив, интеграция и структурирование представлений о своем будущем, построение Я-образа, выявление и оценка адекватности собственного психологического ресурса нормативным требованиям (рефлексивный компонент)',
в) снятие или снижение уровня негативных эмоций, естественность в проявлениях чувств, сдержанность в психофизиологических ответах на стимулы социальной среды, эмоциональный контроль (эмоциональный компонент)',
г) выбор и определение конкретных целей, способов, средств и условий достижения жизненных перспектив, реализация избранной стратегии поведения, отношения к себе, психогигиена (операциональный компонент).
Ориентируясь на выделенные функции саногенного мышления, логично предположить, что в качестве внутренних условий, определяющих возможность и качество их осуществления, будут выступать следующие индивидуально-психологические особенности личности ребенка: рефлексивность, прогностичность, выраженность познавательной мотивации, социально-перцептивные способности (социальный интеллект), проницательность, интер-нальность, ответственность и др. Таким образом, при оценке саногенного мышления следует также учитывать не только предпочитаемые ребенком ценности социума, но и отношение к ним, а также планируемые и приметаемые способы их интериоризации во внутренний мир. В этой связи оценку оздоравливающего мышления целесообразно производить:
а) на уровне мотивов (оценке подлежат доминирующие мотивационные причины, повлиявшие на выбор в проблемной ситуации);
б) на уровне знания (оценивается полнота, адекватность, дифференцированность знания субъекта о себе, своем месте в семейном сообществе, обстоятельствах и факторах совершаемого выбора и реализации принятого решения);
в) на уровне эмоций (оценке подлежат выражаемые чувства; эмоциональные реакции и состояния, которые испытывает человек по поводу предстоящего и сделанного выбора, его результатов, а также оценочных суждений по отношению к различным подсистемам социальной среды и к самому себе);
г) на уровне умственного действия (оцениваются проявления внутренней активности мыслительных процессов человека, которые опосредованы подготовкой к выбору и реализации решения, вызванного проблемной ситуацией).
Первым звеном, характеризующим развитие саногенного мышления, является моти-вационный компонент, определяющий наличие у ребенка смысла, значимости познавательной активности, что приводит к активизации у него не только обучающих мотивов, но и стимулов быть успешным членом семейного коллектива. По мнению ученых Ю.М. Орлова, Б.З. Вульфова, Ю.В. Синягина, Н.Ю. Синягиной, Е.В. Селезневой, личностям с чертами патогенного мышления характерна рассогласованность мотивов (высокая мотивация на достижение успеха и низкая мотивация на защиту и наоборот), тогда как личностям с чертами саногенного мышления свойственна сбалансированная мотивация на защиту и успех [7].
С процессом саногенного мышления связана способность к осуществлению рефлексивной деятельности по самоопределению в проблемной ситуации и практическая реализация выбранного варианта действий. В этой связи следует подчеркнуть важную роль рефлек-
сии как процесса, позволяющего человеку оценивать и находить правильные решения в трудных обстоятельствах. Рефлексия (интеллектуальная, личностная) понимается как умение субъекта выделять, анализировать и соотносить с предметно-социальной ситуацией собственные качества и действия. Предметом рефлексии является деятельность, сам человек, другие люди. Уровень развития рефлексивных процессов - рефлексивность - рассматривается как «способность личности, позволяющая осознавать и принимать сложность и противоречивость внешнего мира, внутриличностных структур, сознательно выстраивать свою жизнедеятельность» [5].
По мнению JI.M. Карнозовой, самоопределение напрямую связано с рефлексивным способом существования человека, «самоопределение есть полная рефлексивная форма связи человека с миром, обеспечивающая сознательное личностное действие» [4]. Именно включение рефлексивных функций в действие ставит индивида в позицию исследователя по отношению к собственной деятельности.
Существенным фактором, обусловливающим особенности формирования саногенного мышления, является эмоциональный компонент. Среди множества понятий (самоуважение, самопринятие, эмоциональное отношение к себе и т.д.), относимых к эмоциональному компоненту, нет четких разграничений. Нет и однозначного толкования терминов «самоотношение» и «самооценка», их взаимосвязи, иерархии и соподчинения. Существуют два подхода к определению места самооценки и самоотношения в структуре эмоционального компонента. С одной стороны, самооценка понимается как составляющая эмоционального компонента самосознания, оценочное отношение к себе (И.И. Чеснокова, A.M. Прихожан, И.В. Дубровина); с другой стороны, ее выделяют в специальную функцию самосознания, не сводимую ни к одному из его компонентов (Л.В. Бороздина). Самоотношение также понимается как центральный компонент самосознания, как установочная система, реализуемая в особых актах самопознания, эмоциях, состояниях и действиях относительно самого себя.
Человек представляет собой одновременно три целостные системы: организм, социальный индивид и личность. Они взаимосвязаны между собой определенной уровневой организацией, где каждый уровень имеет свои особенности.
В содержательном плане взаимосвязь уровней самосознания с уровнями психического здоровья может быть представлена в следующих положениях: а) болезнь организма (психофизическое здоровье) ограничивает человека как социального индивида, влияя на индивидуально-исполнительский уровень психического здоровья, т.е. развитие личности обусловлено развитием индивида; б) каждый из уровней самосознания человека имеет определенную систему взаимосвязей и отношений (организм - среда, социальный индивид - социальная деятельность, личность - внутренняя активность); в) на уровне организма внешнее воздействие оценивается с точки зрения приятных или неприятных ощущений, на индивидном уровне самоотношение зависит от отношения других и характера взаимодействия с ними.
На основании описанных подходов можно сделать вывод, что эмоциональный компонент личности включает в себя самоотношение и самооценку. Исследуя самоотношение, ученые И.А. Васильев, В.Л. Поплужный, O.K. Тихомиров обосновывают его как эмоциональную составляющую, которая представляет собой общее самоприятие (или самоотверже-
ние) в зависимости от характера отношения к себе субъекта. Самоотношение является общей жизненной установкой человека и формируется в процессе развития [3].
Самооценка, как оценочная составляющая позволяет человеку ответить на вопросы: чего это мне стоит, что это значит для меня. Общая самооценка образуется на основе частных самооценок отдельных представлений о себе. По итогам самооценочной деятельности самосознания у человека формируется позитивное или негативное самоотношение, причем позитивное отношение к себе выступает одним из признаков оздоравливающего мышления [2].
Эмоциональный компонент также может быть представлен в виде суммы таких чувств, как самоуважение и аутосимпатия (В.В. Столин, С.Р. Пантелеев, B.C. Агапов). Такая аддитивность (слияние) глобального самоотношения относительно основных эмоциональных составляющих предполагает, что некоторый аспект отношения может оставаться неизменным, хотя при росте других компонент самоотношение также будет увеличиваться [8]. Исходя из этого, компоненты самоотношения исполняют роль компенсаторных механизмов, поддерживающих устойчивое эмоциональное состояние личности, что в конечном итоге может являться одним из признаков саногенного мышления.
Адекватное познание предметного мира и разрешение возникающих перед ребенком задач осуществляется посредством многообразных умственных операций, составляющих различные взаимосвязанные и интегрирующие друг в друга стороны мыслительного процесса.
Операциональный компонент отражает обращенность ребенка к внутренним стандартам и нормам оценки самоэффективности в познавательной деятельности. Значимость данного качества определяется значительной неопределенностью исходных условий, часто сопровождающих процесс принятия ребенком решений, необходимостью активно привлекать собственный опыт, особенно в ситуациях, характеризующихся дефицитом времени, высокой интенсивностью действий и динамикой событий. В основе операционального «фундамента» мыслительных процессов лежит самостоятельность. Кроме того, самостоятельность или стремление к ней в мыслительной деятельности является и мотивирующим фактором.
Качество развития саногенного мышления определяется по степени когнитивной сложности-простоты мыслительных процессов как способности интерпретировать социальное поведение по заданному количеству параметров (Бьери, Т.Б. Карцева); устойчивости, определяемой как степень изменяемости представлений о себе во времени, в зависимости от происходящих событий или ситуации (Л.М. Фридман, И.Ю. Кулагина, Т.Б. Карцева, Г.К. Черняховская). Устойчивость проявляется в стабильности системы самооценок личности (Л.В. Бороздина).
Когнитивная сложность/простота мыслительных операций выражается в степени их расчлененности по уровням иерархии, или в степени их дифференцированности (Е.Т. Соколова). Когнитивно сложная система содержит много конструктов, обеспечивает значительную дифференциацию в восприятии явлений и способствует большей согласованности внутренних процессов мышления. Когнитивно простая система содержит мало конструктов, и дифференциация восприятия при этом будет слабой. Следовательно, степень когнитивной
дифференцированности мыслительных операций выступает в качестве показателя устойчивости, согласованности и непротиворечивости изучаемого процесса.
В своих исследованиях Н.Д. Левитов установил, что процесс усвоения приемов выделения общих свойств (путем сравнения различных предметов) у детей происходит параллельно с овладением умения выводить понятия общих и частных, значимых и несущественных признаков; при этом ими активно приметаются все мыслительные операции - анализ, синтез, сравнение и обобщение [6].
На основе результатов психологических экспериментов A.B. Брушлинский приходит к выводу, что с развитием познавательной активности ребенка решаемые задачи и проблемные ситуации приобретают более сложный характер, вследствие чего при выделении отличительных и общих признаков нескольких предметов дети стремятся разложить их на различные кластеры. В этом случае, по мнению ученого, испытуемые применяют такую умственную операцию, как классификация [1]. Осуществляя классификацию, дети рассматривают предложенные предметы и выделяют в них наиболее существенные компоненты, используя умственные операции анализа и синтеза, в последующем делают обобщение по каждой группе предметов, входящих в целый класс. Такой сложный мыслительный операциональный процесс дает возможность проводить классификацию предметов по значимому признаку.
Приведенные факты позволяют предположить, что все мыслительные операции тесно коррелируют между собой и формирование саногенного мышления предполагает применение всех операций в комплексе. Только их взаимообусловленное использование способствует развитию оздоравливающего мышления в целом. Ряд психологических исследований позволил подтвердить, что комплексное применение мыслительных операций логического анализа, синтеза, сравнения, обобщения и классификации выступает мощным фундаментом хорошего обучения, полноценного усвоения учебного материала.
Результаты психологических исследований подтверждают важность выбранной категории для формирования саногенного мышления, т.к. именно в младшем возрасте дети начинают активно овладевать мыслительными операциями, а гармоничное применение всего арсенала переработки информации является необходимым условием развития саногенного мышления.
Библиографический список
1. Брушлинский A.B. Психология субъекта / A.B. Брушлинский. - СПб.: Алетейя, 2003. - С. 97.
2. Васильев И.А. Роль интеллектуальных эмоций в регуляции мыслительной деятельности // Психологический журнал. - 1998. - № 4. - С. 49-60.
3. Васильев И.А., Поплужный В.Л., Тихомиров O.K. Эмоции и мышление. - М.: Мысль, 1980. -С.86-91.
4. Карнозова Л.М. Самоопределение профессионала в проблемной ситуации: психосемиотическое исследование на материале организационно-деятельностных игр: автореф. дис. ... канд. психол. наук. -М„ 1991.-С. 9.
5. Карпов A.B. Психология рефлексивных механизмов деятельности / A.B. Карпов. - М.: Институт психологии РАН, 2004. - С. 77.
6. Левитов Н.Д. Психологические особенности младших школьников / Н.Д. Левитов. - М., 1989. -С. 79-81.
7. Орлов Ю.М. Оздоравливающее мышление / Ю.М. Орлов. - М.: Слайдинг, 2006. - С. 75-78.
8. Пантелеев С.Р. Самоотношение / В кн.: Психология самосознания. - М.: Апрекс, 2003. - С. 223226.
Н.М. Борозинец
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ: СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ
Аннотация. В статье подробно рассмотрена структура профессионального самосознания на основе анализа психолого-педагогической литературы отечественных и зарубежных авторов.
Ключевые слова: самосознание, профессиональное самосознание, самопознание, самоактуализация, самопонимание, саморегуляция.
Профессиональное самосознание, как разновидность социально-специфического самосознания, представляет собой сложное личностное образование, формирующееся под воздействием профессиональной среды и активного участия субъекта в профессиональной деятельности. Профессиональное самосознание посредством мотивов личности профессионала связано с профессиональной деятельностью. Профессиональное самосознание отражает «Я» профессионала.
Как показал анализ психолого-педагогической литературы, существует много подходов к определению структуры и содержания профессионального самосознания: Н. Казиев считает, что профессиональное самосознание является инстанцией, в которой происходит оценка имеющихся достижений, планирования направления саморазвития, его осуществление; 3. Иванова и К. Косев понимают профессиональное самосознание, как познание и самооценку профессиональных качеств и отношение к ним; П.А. Шавир определяет профессиональное самосознание как избирательную деятельность самосознания, подчиненную задаче профессионального самоопределения; Б.Г. Парыгин выделяет профессиональное самосознание как разновидность самосознания и рассматривается автором как осознание своей принадлежности к профессиональной группе; И.В. Вачков понимает профессиональное самосознание как осознание личностью себя, во-первых, в системе профессиональной деятельности, во-вторых, в системе профессионального общения, в-третьих, в системе собственной личности [7]. На наш взгляд, наиболее полно и всесторонне структура и содержание профессионального самосознания разработана A.A. Деркачом и О.В. Москаленко [3]. Авторами выделены функциональные и структурные компоненты профессионального самосознания:
• когнитивный, реализующийся в самопознании;
• мотивационный, реализующийся в самоактуализации;
• эмоциональный, реализующийся в самопонимании;
• операциональный, реализующийся в саморегуляции.
© Борозинец Н.М., 2013