УДК 159.9
СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ И САМОРАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ
С.И. Оксанич, кандидат псх. наук, ГБОУ ВПО СтГМУ Минздрава России
UDC 159.9
STRUCTURAL COMPONENTS OF PSYCHOLOGICAL HEALTH AS A CONDITION OF DEVELOPMENT AND SELF- DEVELOPMENT OF THE PERSON
Oksanich S. I., Cand. Psyh. Sci. StSMU
Система образования является одной из наиболее важных структур, которая закладывает основы здорового образа жизни, тем самым, способствуя сохранению психического, физического и нравственного здоровья молодого поколения.
Структурные компоненты
психологического здоровья, включают:
- психоэмоциональный статус (уровень тревожности личности, эмоциональная устойчивость);
- представления студентов о здоровом образе жизни
- ценностное самоотношение (самоотношение, самооценка, ценностные ориентации).
В образовательном процессе реализация структурных компонентов психологического здоровья на всех этапах профессионального становления студентов посредством формирования компетенций самоактуализации
личности составляет условие их психологического здоровья и профессионального развития. Ключевые слова: психологическое здоровье, структурные компоненты, здоровый образ жизни
The educational system is one of the most important structures, which lays the foundation of a healthy lifestyle, there by promoting the preservation of mental, physical and moral health of the younger generation.
The structural components of psychological health include:
- psychological and emotional status ( uneasiness level of personality, emotional stability );
- students' ideas about a healthy lifestyle;
- valuable self-relations (the self-relation, the self-estimation, the valuable orientations).
The usage of the structural components of psychological health at all the stages of professional development of students through the formation of the person self-actualization promotes their psychological health conditions and professional development during the educational process
Keywords: psychological health, structural components, healthy lifestyle
Система образования является одной из наиболее важных структур, которая закладывает основы здорового образа жизни, тем самым способствуя сохранению психического, физического и нравственного здоровья молодого поколения, соответственно и нации в целом. Свидетельством ценности здоровья человека являются государственные концепции и нормативные акты, в которых на правовом уровне отражены приоритетные задачи и стратегии государства в области здоровья населения России.
Методологической основой исследования является комплекс идей и научных положений Болонского процесса и Концепции модернизации Российской системы образования, обусловленных парадигмой
здоровьесбережения, концепцией здорового образа жизни (Л.И. Алешина, A.M. Амосов, И.И. Брехман, Э.Н. Вайнер, И.Ю. Глинянова, В.П. Казначеев, Ю.П. Лисицын, В.П. Петленко, Г.И. Царегородцев и др.); концепцией личностного подхода в образовании (В. В. Сериков); контекстным подходом к моделированию процесса профессиональной подготовки специалиста (А.А. Вербицкий); компетентным подходом к формированию личности будущего специалиста (В.И. Байденко, Л.Н. Болотов, И.А. Зимняя, Н.А., Н.В. Кузьмина, B.C. Леднев, А.К. Маркова, Л.М. Митина, Н.Д. Никандров, Л.А. Петровская, М.В. Рыжаков, Н.А. Селезнева, В. Хутмахер); деятельностным подходом к личности будущего специалиста и процессу ее формирования (Е.В. Бондаревская, Е.В. Доманский, А.В. Коржуев, С. В. Кульневич, Н.И. Пидкасистый, В.А. Попков, Е.Л Рязанова, А.В Хуторской); технологическим подходом к проектированию образовательного процесса (Н.В. Борисова, Г. К. Селевко, Н.Б, Сенновский, Н.Н. Третьяков, Т.И. Шамова, Н.А. Юцявичене).
Анализ литературы позволяют утверждать, что психологическое здоровье рассматривается как система, включающая аксиологический, инструментальный и потребностно-мотивационный компоненты.
Отношение к здоровью и компоненты этого отношения имеют важное значение в сохранении здоровья и преодолении болезни. В. Н. Мясищев и А.Р. Лурия подчеркивали значение «внутренней картины болезни» для исследования механизмов заболеваний. По аналогии с «внутренней картиной болезни» В.М.Смирновым и Т.Н. Резниковой было предложено новое понятие «внутренняя картина здоровья» (ВКЗ). Внутренняя картина здоровья:
- это особое отношение к здоровью, выражающееся в осознании его ценности, а также в активно позитивном стремлении к совершенствованию в поведенческой, эмоциональной и когнитивной сферах;
- это определенное психофизическое пространство, где человек способен оценить свои биологические, социально-психологические и духовные возможности.
ВКЗ представляет собой не только знание о своих возможностях, но и умение пользоваться истинными резервами и нераскрытыми потенциями в себе самом, следовательно, это позволит человеку формировать активную жизненную позицию в отношении своего психического здоровья. По мнению В.А.Ананьева, внутренняя картина здоровья - это совокупность интеллектуальных описаний (представлений) здоровья человека, комплекс эмоциональных переживаний и ощущений, а также его поведенческих реакций [1]. Рассматривая ВКЗ с психологических позиций, В.А.Ананьев выделяет три ее основных грани - эмоциональную, когнитивную и поведенческую.
Обобщая результаты анализа формирования понятия «психологическое здоровье», мы определили психологическое здоровье
как эмоциональную устойчивость личности, ее самопринятие, способность к самореализации, сформированность ценностных ориентаций, способность приспосабливаться к условиям внешней среды.
Основываясь на историческом развитии представления о психологическом здоровье и теоретическом рассмотрении содержания данного понятия, мы выделили его структурные компоненты. Рассматривая внутреннюю картину здоровья с психологических позиций, мы выделяем 3 грани: эмоциональную, когнитивную и поведенческую как три слагающие структуры личности. Так, эмоциональная грань представлена психоэмоциональным статусом, когнитивная грань -представлениями о здоровом образе жизни, поведенческая -ценностным самоотношением.
Психоэмоциональный статус является основополагающим структурным компонентом психологического здоровья, он определяется регуляторными возможностями психики, а также степенью и уровнем саморегуляции сущностных потенций [12, 15]. Проявляется в уровне тревожности, эмоциональной устойчивости, стабильности личности, а также в степени удовлетворенности образовательной средой учебного заведения.
Сформированность представлений о здоровом образе жизни на этапе профессионального обучения позитивно влияет на развивающуюся личность, результаты чего можно представить следующим образом:
1) развиваются психологические механизмы стимуляции работы самосознания, ценностного самоотношения к себе как к личности;
2) формируется «культурная гуманитарная позиция» и соответствующий способ мышления. Основными характеристиками гуманитарной позиции при этом являются:
а) субъективное отношение к различным сторонам действительности, в том числе к самому себе, выражающее личностную точку зрения;
б) ценностное отношение, предполагающее живое, пристрастное отношение, основанное на диалоге и понимании;
3) создаются условия для профессионального формирования и становления личности, отвечающего за здоровье человека и формирующего основы творческой деятельности;
4) удовлетворяется потребность личности в самоактуализации, формировании адекватного образа «Я», в жизненном самоопределении.
Следующим структурным компонентом психологического здоровья является ценностное самоотношение. На психологическое здоровье в первую очередь воздействует система отношений человека к себе, другим людям, жизни в целом; его жизненные цели и ценности, личностные особенности (С.Л. Братченко, О.С. Васильева, Н.Г. Никифоров). Вместе с тем авторы подчеркивают, что рассмотрение этих
факторов, как отдельно влияющих на каждую составляющую здоровья, достаточно условно, так как все они находятся в тесной взаимосвязи [4, 423].
Итак, на основе теоретического рассмотрения понятия «психологическое здоровье» нами были выделены наиболее важные структурные компоненты психологического здоровья, включающие:
- психоэмоциональный статус (уровень тревожности личности, эмоциональная устойчивость (стабильность), отношение к образовательной среде колледжа);
- представления студентов о здоровом образе жизни (о составляющих здорового образа жизни);
- ценностное самоотношение (самоотношение, самооценка, ценностные ориентации).
Таким образом, реализация структурных компонентов психологического здоровья на всех этапах профессионального становления студентов посредством формирования компетенций самоактуализации личности составляет условие их психологического здоровья и профессионального развития.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Ананьев, В.А. Психология здоровья: пути становления новой отрасли человекознания/ В.А. Ананьев // Психология здоровья / Под ред. Г.С. Никифорова. - СПб., 2000. - 387 с.
2. Братусь, Б.С. Аномалии личности / Б.С. Братусь// М.: Медицина, 1988. - 304 с.
3. Брехман, И.И. Валеология - наука о здоровье /И.И. Брехман// М.: ФиС, 1996. - 206 с.
4. Васильева, О.С. Исследование представлений о здоровом образе жизни/ О.С. Васильева, Е.В. Журавлева // Психологический вестник РГУ. - Ростов-на-Дону, 1997. Вып. 3. - С. 420-429.
5. Вербицкий, А. А. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции /А.А. Вербицкая, О.Г. Парионова // М. 2009.- 336 с.
6. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования/ И.А. Зимняя//Высшее образование сегодня. № 5. 2003.
7. Лобейко, Ю. А., Самодиагностика и развитие личности студента/ Ю.А. Лобейко, Н. М. Швалева, С.И. Оксанич // Учебное пособие. - М.: Нар. Образование; Ставрополь: Изд-во СтГАУ «АГРУС», 2004. - 124 с.
8. Маслоу, А. Самоактуализация /А. Маслоу // Психология личности: Тексты. - М., 1982. с. 108-117.
9. Меграбян А.А. Личность и сознание / А.А. Меграбян // М.: Просвещение, 1978. - 176 с.
10. Оксанич, С. И. Психолого-педагогические условия сохранения и поддержания психологического здоровья студентов. Монография.- Пятигорск: ПГЛУ, 2008.- 174 с.Никифоров Г.С. Психология здоровья. - СПб., 2002. - 256 с.
11. Оксанич, С. И. Психология кризисных ситуаций. Учебно- методическое пособие для студентов.- Пятигорск: ПГЛУ, 2013.- 57 с.
12. Семенов, B.C. Культура и развитие человека /В.С. Семенов // Вопросы философии. - 1982. - №4. - С. 15-29.
13. Слободчиков, В.И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры / В.И. ыСлободчиков // Новые ценности образования: культурные модели школы. Вып. 7, Инноватор. - Bennet colledge. -M., 1997. - С. 88-91.
14. Хухлаева, О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции [Текст]: Учеб. пособие для студентов высших пед. учеб, заведений. - 2-е изд. / О.В.Хухлаева. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.-208с.