УДК 378.02 : 372.8 Чалкина Наталья Анатольевна
кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей математики и информатики
Амурского государственного университета [email protected]
Юрьева Татьяна Александровна
старший преподаватель
кафедры общей математики и информатики
Амурского государственного университета
Киселева Алена Николаевна
старший преподаватель
кафедры общей математики и информатики
Амурского государственного университета
СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ АДАПТИВНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ КОМПЬЮТЕРНОЙ ГРАМОТНОСТИ СТУДЕНТОВ
Chalkina Natalya Anatolievna
PhD in Education Science, Assistant Professor of the General Mathematics and Computer Science Department, Amur State University [email protected]
Yuryeva Tatyana Aleksandrovna
Senior Lecturer of the General Mathematics and Computer Science Department, Amur State University [email protected]
Kiseleva Alena Nikolaevna
Senior Lecturer of the General Mathematics and Computer Science Department, Amur State University [email protected]
STRUCTURAL COMPONENTS OF THE ADAPTIVE LEARNING TECHNOLOGY USED IN STUDENTS’ COMPUTER LITERACY FORMATION
Аннотация:
Одной из образовательных задач, стоящих перед педагогической наукой и практикой, является совершенствование формирования компьютерной грамотности бакалавров гуманитарных направлений подготовки. В связи с этим в статье рассматривается совокупность содержа-тельных компонентов адаптивной технологии обучения, используемой при формировании компьютерной грамотности студентов.
Ключевые слова:
адаптация, технология, адаптивная технология, информационная технология, компьютерная грамотность, структурный компонент, дидактический принцип, концепция.
Summary:
Education science faces such an education objective as improvement of the computer literacy formation of Bachelors in the Humanities. In this regard the article considers the range of content components of the adaptive learning technology applied in the students’ computer literacy formation.
Keywords:
adaptation, technology, adaptive technology, information technology, computer literacy, structural component, teaching principles, conception.
В условиях построения современного информационного общества политические, экономические и социальные изменения в жизни страны требуют новых подходов к подготовке бакалавров. Главная задача российской образовательной политики - обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства [1]. В связи с этим одной из актуальных образовательных задач, стоящих перед педагогической наукой и практикой, является совершенствование формирования компьютерной грамотности бакалавров гуманитарных направлений подготовки, что позволит им быть востребованными на рынке труда.
Использование технологий обучения способно повысить эффективность и качество образовательных программ, усилить адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития обучающихся. Делая основной упор на адаптивные технологии, создается наиболее благоприятная среда для развития студентов с уже проявленной одаренностью и учитываются индивидуальные особенности каждого обучаемого.
С появлением информационных технологий в сфере образования появилась возможность создания высокоэффективных технологий обучения, позволяющих, с одной стороны, обучающимся повысить эффективность освоения учебного материала и, с другой стороны, пе-
дагогам уделять больше внимания вопросам индивидуального и личностного роста студентов, направлять их творческое развитие. Недостаточная информированность о реальном уровне знаний обучаемого и естественные различия в их способностях усвоить предлагаемые знания стали главной причиной появления адаптивных технологий.
Термин «адаптация» (позднелат. adaptatio - приспособление, прилаживание) первоначально использовался в биологической науке для обозначения процесса приспособления и функций организмов и их органов к определенным условиям внешней среды [2]. В настоящее время понятие «адаптация» вышло за пределы биологии. Оно стало употребляться во многих технических, естественных и гуманитарных науках. Адаптивность - это свойство, качество, способность системы к адаптации. Адаптивность в образовании выражается в согласовании целей и результатов процесса обучения к рыночному спросу, адекватности между личностью и обществом [3].
Адаптивная технология, отражая гуманистический подход в образовании, предусматривает дифференцированный подход к обучению с учетом уровней интеллектуального развития обучающегося, его подготовки и способностей [4].
Исследуя опыт различных авторов, мы под адаптивной технологией обучения понимаем систему обучения, реализуемую в процессе формирования компьютерной грамотности студентов с учетом потребностей будущего профессионала.
Основываясь на структурных компонентах деятельности, рассматриваемая адаптивная технология обучения представляет собой совокупность четырех взаимосвязанных структурных компонентов - целеполагающего, содержательного, процессуального и оценочного.
Целеполагание является главным системообразующим компонентом деятельности, который включает в себя задачи, концепции и принципы реализации адаптивной технологии.
Применение адаптивной технологии основывается на концепциях деятельностного подхода и личностно-ориентированного обучения.
Задачами использования адаптивной технологии при формировании компьютерной грамотности бакалавров гуманитарных направлений подготовки являются: повышение уровня компьютерной грамотности студентов; доступность применения в массовом обучении; экономия времени учебного процесса согласно методологии проектирования педагогических технологий академика В.М. Монахова [5].
Исходя их определения адаптивной технологии, дидактическими принципами являются: самостоятельность, активизация, индивидуальность, систематичность и последовательность.
Принцип самостоятельности как свойство учебного процесса полагает, что содержание деятельности, организуемой с помощью адаптивной технологии, должно развивать у студентов способность ориентироваться в новой ситуации, стремление и умение самостоятельно мыслить, отстаивать собственные суждения, а также находить свой подход к решению новой задачи.
Принцип активизации предполагает, что деятельность, организуемая с помощью адаптивной технологии, должна формировать у студента не только типовые умения по готовому алгоритму, но предоставлять возможность самостоятельно построить алгоритм действий при решении творческих задач.
Принцип индивидуальности выражается в индивидуализированных приемах и способах сотрудничества преподавателя со студентом. Использование адаптивной технологии в процессе обучения, построенного с учетом индивидуальных особенностей обучаемых, обеспечивает успешность усвоения учебного материала, способствует формированию высокого уровня их интеллектуального и нравственного развития.
Принцип систематичности и последовательности предполагает усвоение знаний, умений и навыков в определенной логической связи, когда ведущее значение имеют существенные черты изучаемого материала, и когда этот материал, взятый в совокупности, представляет собой целостное образование, систему. Этот принцип предусматривает глубокое осмысление обучающимися логики и системы в содержании усваиваемых знаний, а также систематическую работу по повторению и обобщению изучаемого материала. В осуществлении систематичности и последовательности в обучении большая роль принадлежит проверке и оценке знаний учащихся. Учет и оценка знаний проводятся с целью контроля за работой обучающихся и выявления качества их успеваемости. Вместе с тем они приучают студентов к систематическому освоению изучаемого материала, способствуют предупреждению и преодолению пробелов в знаниях.
Содержательный компонент находится в подчиненном положении по отношению к поставленным целям. Он определяет основные содержательные особенности и содержательные линии компьютерной грамотности бакалавров гуманитарных направлений подготовки. К содержательным особенностям относятся:
1. Мировоззренческий аспект - формирование целостного представления об общности информационных процессов управления в природе, обществе и технике, представляет значимость информационных технологий в профессиональной деятельности.
2. Прикладной аспект - ознакомление с методами и средствами получения, обработки, передачи, хранения и использования информации.
Основными содержательными линиями являются офисная и поисковая компоненты компьютерной грамотности бакалавров гуманитарных направлений подготовки [6].
Процессуальный компонент реализуется посредством применения разнообразных форм, методов и средств обучения в учебном процессе. В процессе использования адаптивной технологии применяются известные методы учебно-познавательной деятельности, такие как: стимулирования и мотивации учения, организации и осуществления учебных действий и операций, контроля и самоконтроля. Основным средством, используемым при формировании компьютерной грамотности, является адаптивный электронный учебник. Форма обучения отражает характер последовательных взаимообусловленных адаптивных действий преподавателя и обучаемого в педагогическом процессе. Основной формой обучения адаптивной технологии, используемой при формировании компьютерной грамотности студентов, является индивидуальная форма обучения, заключающаяся в самостоятельной организации учебно-познавательной деятельности.
Оценочный компонент является завершающим компонентом структуры и определяет успешность достижения цели в процессе использования адаптивной технологии.
Компоненты адаптивной технологии были положены в основу методики формирования компьютерной грамотности бакалавров гуманитарных направлений подготовки на филологическом факультете Амурского государственного университета.
Ссылки:
1. Лейфа А.В., Лейфа И.И. Развитие системы высшего профессионального образования в Российской Федерации // Вектор науки. Тольяттинский государственный университет. 2012. № 1. С. 345-347.
2. Советский энциклопедический словарь. М., 1987.
3. Ащепков В. Профессиональная адаптация преподавателей // Высшее образование в России. 1998. № 4. С. 61-72.
4. Ловцов Д.А. Адаптивная система индивидуализации обучения // Педагогика. 2001. №6. С. 24-27.
5. Монахов В.М. Методология проектирования педагогической технологии (аксиоматический аспект) // Школьные технологии. 2000. № 3. С. 57-71.
6. Чалкина Н.А. Компоненты компьютерной грамотности студентов гуманитарных специальностей высшей школы // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2010. № 3. С. 105-113.
References (transliterated):
1. Leyfa A.V., Leyfa I.I. Razvitie sistemy vysshego professional'nogo obrazovaniya v Rossiyskoy Federatsii // Vektor nauki. Tol'yattinskiy gosudarstvenniy universitet. 2012. № 1. P. 345-347.
2. Sovetskiy entsiklopedicheskiy slovar'. M., 1987.
3. Ashchepkov V. Professional'naya adaptatsiya prepodavateley // Vysshee obrazovanie v Rossii. 1998. № 4. P. 61-72.
4. Lovtsov D.A. Adaptivnaya sistema individualizatsii obucheniya // Pedagogika. 2001. №6. P. 24-27.
5. Monakhov V.M. Metodologiya proektirovaniya pedagogicheskoy tekhnologii (aksiomaticheskiy aspekt) // Shkol'nie tekhnologii. 2000. № 3. P. 57-71.
6. Chalkina N.A. Komponenty komp'yuternoy gramotnosti studentov gumanitarnykh spetsial'nostey vysshey shkoly // Vestnik KGPU im. V.P. Astafeva. 2010. № 3. P. 105-113.