УДК 393.05
С.В. Филиппова
СТРУКТУРНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ИНСТИТУТА РИТУАЛЬНЫХ УСЛУГ В СОВРЕМЕННОМ РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ
На основе проведенного социологического исследования
представлен содержательный анализ структурных изменений института ритуальных услуг. Выделены основные факторы,
способствовавшие этому процессу. Показано активное включение церкви в сферу ритуального обслуживания.
Ритуальные услуги, структурные изменения, роль церкви
S.V. Filippova
STRUCTURAL CHANGES OF INSTITUTE OF RITUAL SERVICES IN A MODERN RUSSIAN SOCIETY
The article presents the substantial analysis of structural changes of institute of funeral services on the basis of the leading sociological researches.
The major factors promoting this process are allocated. Active inclusion of the church into the sphere of funeral service is shown here.
Ritual services, structural changes, role of the church
Проблемы социального взаимодействия в сфере ритуальных услуг в нашей стране мало освещены в социологической литературе. Несмотря на большое количество исследований в этнографии, культурологии, антропологии и в других науках эта тема в социокультурном контексте не рассматривалась. В рамках этих исследований внимание главным образом уделяется изучению похоронно-поминальных обычаев и обрядов, многообразию вариантов погребальных культов, характеристикам форм похоронных обрядов и тенденциям их эволюции [1, 2, 3].
Мемориальная культура имеет большую мировую историю и практику. Несмотря на свою консервативность, она улавливает и отражает все социальные изменения, происходящие в нашем обществе. Отношение к кладбищам, к ушедшим близким, к своим истокам во всем мире свидетельствует о культуре людей и нации в целом. Культура погребения - это часть общей культуры, общественная ценность в смысле сохранения духовных традиций, почитания и укрепления преемственности поколений, что особенно актуально в нашем обществе.
В советский период сфера ритуальных услуг отличалась высокой степенью государственного монополизма. Блокирование конкуренции и частной инициативы не давало возможности развиваться этой сфере услуг. В результате этого похоронное обслуживание было далеко от современных требований. Существовал дефицит ритуальной атрибутики и недостаток предприятий похоронного назначения. Состав похоронных услуг был крайне ограничен и не представлял комплекса всех необходимых
операций, связанных с организацией и проведением похорон, что приводило к чрезмерным временным и материальным затратам со стороны населения.
Со сменой политического и общественно-экономического курса в России произошли масштабные реформы, способствовавшие быстрому развитию института ритуальных услуг. В рамках данной статьи я попытаюсь содержательно проанализировать произошедшие в последнее время структурные изменения института ритуальных услуг, основываясь на проведенном социологическом исследовании.
В основе методологии исследования лежала разработанная Т. Шаниным концепция «двойной рефлексивности», которая связывает теоретические категории качественного исследования и качественно-количественного интерфейса со стратегиями полевого исследования интерактивного типа, которому присущи вживание, глубокие интервью, а также коллективная интеллектуальная поддержка в режиме «длинного стола» [4, с.317-344].
Социологическое исследование было проведено в 2007-2008 гг. в г. Саратове и Балаково Саратовской области и включало 24 глубинных интервью. Длительность интервью в среднем составляло один час. В качестве респондентов выступали директора и работники ритуальных агентств (10 человек), председатели профсоюзов крупных организаций (3 человека), священнослужители (3 человека), потребители услуг (8 человек). В большинстве случаев интервью проводились в рабочих кабинетах респондентов в спокойной обстановке, как правило, без участия третьих лиц.
В советское время организацией похорон и их проведением, содержанием кладбищ, производством похоронных принадлежностей и памятников занимались специализированные организации и предприятия республиканских министерств жилищно-коммунального хозяйства, бытового обслуживания населения и исполкомы местных советов народных депутатов. Отдельные функции похоронного обслуживания выполняли учреждения Министерства здравоохранения СССР [5, с.4]. Однако большинство респондентов, оценивая деятельность похоронных служб, отмечают, что в советское время отсутствовал необходимый состав учреждений похоронного назначения. Монополия государства на ритуальные услуги привела к тому, что в каждом городе существовало лишь по одному муниципальному предприятию, оказывавшему ритуальные услуги населению. В результате этого предприятия не справлялись с «потоком умерших», их родственникам приходилось «отстаивать очереди» и доставать ритуальную продукцию по «блату».
«В советское время не было вообще альтернативы «Ритуалу». Это было единственное муниципальное предприятие в Саратове, которое этим занималось, да и в каждом городе так» (директор ритуального агентства, г. Саратов, жен., 58 лет, 18.10.2007).
Отношение населения к существовавшему положению дел в похоронной сфере сводится к оценкам респондентов в диапазоне от «было трудно» до «это было ужасно». В качестве примеров трудностей респонденты указывают на существовавший «дефицит» ритуальной продукции и ограниченный состав ритуальных услуг.
«Раньше все было в дефиците. Приходишь в магазин, там похоронный уголок, и вот там по справке выдавали материал, платки. Гробы заказывали, в дело даже крашенные доски шли. Люди даже себе заранее гробы заказывали. По-видимому, это дефицит сказывался, желание запасаться. Раньше ничего не было, все сами делали» (директор ритуального агентства, г. Балаково, жен., 62 года, 03.07.2007).
«Люди сами хоронили. Агентства были, но в этих агентствах, в лучшем случае, продавали гробы. Я в Балаково еще в советские времена хоронил тетушку свою, так мне пришлось в выходной день искать гробовщика, искать лес, для того чтобы он сделал гроб, чтобы мне было, куда человека положить... Дефицит, конечно, был. Венки делали из бумаги и парафина, скручивали, красили, макали - получалось убожество. Эти убогие венки полежали там, они уже через месяц выцветали, становились безобразными. Они их
складывали в кучу, бумагу сжигали, а каркас использовали дальше, и все идет своим чередом» (директор ритуального агентства, г. Балаково, муж., 53 года, 02.07.2007).
Исходя из ответов респондентов, было установлено, что в последние годы институт ритуальных услуг подвергся существенным структурным изменениям. Этому, в первую очередь, способствовали экономические и политические изменения в общественной жизни современной России. Существовавший повышенный спрос на ритуальную продукцию и услуги увеличил экономическую привлекательность похоронного дела, а произошедшие в начале 90-х годов ХХ века изменения политического режима и переход к рыночной экономике привели в эту сферу частный капитал. Похоронное дело стало рассматриваться как широкое поле для деятельности, и многие, почувствовав здесь значительный потенциал, стремились освоить этот многообещающий рынок услуг.
Похоронное дело из-за «постоянного спроса» стало прибыльным бизнесом, приносящим огромный доход. Поэтому вполне закономерным стало возникновение большого количества ритуальных агентств, готовых за соответствующую плату оказать любую помощь в организации похорон.
«Занавес стал падать, так называемый железный, оттуда ветром подуло, и все это пошло потихоньку. А потом это стало деньгами нормальными пахнуть, а если деньги есть, то сейчас любой ветер с деньгами, его сразу начинают хватать» (директор ритуального агентства, г. Балаково, муж., 51 год, 17.10.07).
Сегодня в этой сфере в России занято более пяти тысяч производственных предприятий по изготовлению похоронных аксессуаров, оказанию похоронных услуг. Это около пятидесяти тысяч кладбищ и четырнадцать крематориев. Из всех предприятий похоронной сферы 6% являются государственными, 44% - муниципальными, остальные находятся в частной собственности.
Ежегодно предприятия отрасли обеспечивают захоронение более 2,3 млн. умерших. Объем оказываемых населению платных услуг составляет более 9 млрд. руб. Это 6-8% от всего оборота сферы бытового обслуживания, что позволяет похоронной отрасли занимать третье место среди других ее направлений.
Сегодня в отрасли трудится около 100 тысяч человек. Это работники кладбищ и крематориев; приемщики и агенты бюро похоронных услуг; работники предприятий, производящих похоронные принадлежности (текстильщики, флористы, гробовщики и др.); камнеобработчики, литейщики и кузнецы, изготавливающие надмогильные сооружения; водители катафального транспорта; работники ЗАГС; люди других профессий. Все они образуют единое профессиональное сообщество сферы похоронных услуг [6].
По данным правительства Саратовской области в лице Управления по ритуальным услугам на территории Саратовской области созданы и работают 67 ритуальных служб разной формы собственности, из которых в г. Саратове похоронным обслуживанием занимаются 20 ритуальных служб [7], а в г. Балаково - 5 ритуальных агентств.
Следует отметить, что в целом отмечается «хорошее отношение» респондентов к появлению большого количества ритуальных агентств. Можно предположить, что подобное отношение связано со значительным сокращением временных затрат на организацию похорон. Кроме того, смерть в семье - явление крайне эпизодическое. Многие люди, сталкиваясь с этим впервые, находясь в сложном психоэмоциональном, трагическом состоянии, оказываются в состоянии растерянности. Ритуальные агентства, беря на себя все заботы по организации похорон, оказывают психологическую поддержку родственникам умершего.
«Сейчас много ритуальных агентств, 3 или 4, и это хорошо, я считаю. Иной раз, некоторым лучше заплатить деньги и не нести в квартиру, чтобы он больше живым запомнился. Я считаю, что это правильно» (председатель профсоюза, г. Балаково, муж., 65 лет, 15.05.2007).
«Когда есть ритуальные агентства - это очень хорошо. Когда умирает близкий человек, это так тяжело, не до чего, все как в тумане. Это большая помощь, подспорье, что они есть, что они появились. Сейчас это более цивильно, что ли, в том плане, что едешь туда, сюда, то на второе кладбище, то на третье, кто-то там есть, кого-то нет, везти надо, могилки показывать, где место еще запомнить надо» (заместитель председателя профсоюза, г. Балаково, жен., 45 лет, 18.05.2007).
«День рождения каждый год, а похороны один раз. Люди теряются и им нужно помочь в этот момент, подсказать, как лучше сделать, я считаю, мы помогаем людям» (директор ритуального агентства, г. Балаково, муж., 51 год, 17.10.2007).
Для многих респондентов не осталось незамеченным появление специализированных периодических изданий по теории и практике похоронного дела, истории похоронной культуры, по основам религиозных обрядов, современным технологиям погребения и т.д. Следует отметить интерес респондентов, работающих в сфере похоронного дела, к проводимым тематическим выставкам, семинарам и конференциям, на которых демонстрируются новые разработки, а работники отрасли имеют возможность познакомиться с «достижениями» других, «перенять что-то
полезное», обогатиться новыми идеями.
«Мы выписываем журнал «Похоронный дом». Еще мы выписываем петербургский журнал «Реквием». Принимаем участие в выставках «Некрополь». В общем, стараемся не отставать» (директор ритуального агентства, г. Балаково, жен., 62 года, 03.07.2007).
«Сейчас в России проводится очень много выставок в Москве, Новосибирске. Мы часто ездим, смотрим, вообще, полезно вот так ездить. На семинары те же. Даже просто со своими коллегами сел, переговорил. Выписываем специальные журналы» (директор ритуального агентства, г. Балаково, муж., 51 год, 11.10.2007).
До недавнего времени одним из факторов, препятствующих развитию института ритуальных услуг, являлся дефицит специалистов. В нашей стране отсутствовала система профессиональной подготовки кадров для похоронной службы - ситуация, парадоксальная в мировой практике. Не существовало ни одного учебного заведения, которое осуществляло целенаправленную подготовку специалистов именно похоронного дела. Если раньше на работу в похоронную отрасль приходили люди, имеющие самое разное базовое образование, то сегодня такие высшие и средние специальные учебные заведения, как Новосибирский кооперативный техникум и Московский государственный университет сервиса осуществляют подготовку кадров для похоронных служб.
Особо следует отметить тот факт, что в последние годы происходит активное включение церкви в сферу ритуального обслуживания. В советское время религия находилась в ситуации выживания. В такое положение она была поставлена, прежде всего, социально-экономическими и социально-политическими обстоятельствами, которые приводили к постепенному вытеснению религии и церкви из общественной жизни, к уменьшению их влияния на массы, к ослаблению связей с ними, к отходу от религии значительного числа людей и к существенному сокращению ее воспроизводства в новых поколениях. Годы перестройки и события самых последних лет существенно изменили религиозную ситуацию в российском обществе. В процессе демократизации были устранены многие деформации недавнего прошлого в решении религиозного вопроса.
Пытаясь вернуть свое влияние в сфере похоронных услуг, имевшее место в дореволюционный период, некоторые священнослужители выступают с предложениями о создании вероисповедальных участков на общих кладбищах или отдельных вероисповедальных кладбищ. При церквях стали появляться православные похоронные службы, которые гарантируют проведение похоронного обряда в полном соответствии с православными традициями. Кроме того, священнослужители по просьбе родственников проводят религиозные погребальные обряды за определенную плату.
«При нашем храме создано похоронное бюро. Епископ нам дал указ, разрешающий нам открыть похоронное бюро. Открыли мы его в прошлом году. Оказываем все услуги: и одеваем, и транспорт у нас есть - микроавтобус, и отвозим на кладбище, и закапываем» (священнослужитель, г. Балаково, муж., 26.07.2007).
По мнению священнослужителей, ритуальные услуги не должны находиться в частных руках, потому что ритуальные агентства «что хотят, то у себя и творят». В подтверждение своих доводов священнослужители указывают на неудовлетворительное состояние кладбищ, на проведение ритуальными агентствами погребальных обрядов не в полном соответствии с православными традициями и на отсутствие у них «права хоронить». Создание православных похоронных служб при храмах, передача кладбищ в ведение церкви, согласно опросам священнослужителей, позволит «навести порядок» в этой сфере.
«Это все церковное было раньше. Это все было под крылом церкви. А в советское время все отняли. А сейчас вся эта сфера в частных руках. Даже уже не в государственных, а в частных руках. А они частники, что хотят, то у себя и творят. Сейчас все перешло к частникам. У церкви ничего нет, все отобрали. Вот там кладбищенские храмы были, и церковь за кладбищем наблюдала, ухаживала, сохраняла, наводила порядок. А сейчас там не поймешь: где-то частные конторы, где-то государство. Там деревьями все заросло» (священнослужитель, муж., г. Балаково, 25.07.2007).
«Возьмите состояние кладбищ, которые сейчас есть, закрытие кладбищ, не выдерживаются сроки, те, которые даже по закону положены. За старыми кладбищами практически ухода нет. У нас все бурьяном поросло. Мы пытаемся сейчас, не так много, но хороним, но мало все равно. Мы привозим человека сюда в церковь, здесь проходит отпевание. Мы стараемся провести обряд погребения в полном соответствии с православными традициями. Раньше церковь ухаживала, а сейчас уход за кладбищами это все муниципальное. Посмотрите, в каком они состоянии. Как могилу продать - это они все, а если посмотреть за старым кладбищем.» (священнослужитель, муж., г. Балаково, 26.07.2007).
«Ритуальных агентств много и они все частные, их нельзя проконтролировать. Что у них там происходит? Какие у них там порядки? Какие у них там уставы ритуалов? Их много и у всех разные руководители. И поэтому мы организовали похоронное бюро, чтоб у людей был выбор. Не хочу сюда в частный ритуал, а хочу в православный, чтоб чин отпевали, и вещи положили, как положено правильно, чтоб гроб как положено, чтоб все было правильно» (священнослужитель, муж., г. Балаково, 28.07.2007).
Активный рост количества ритуальных агентств и прибыльность похоронного дела способствовали возникновению в сфере ритуальных услуг острой конкуренции, не только между муниципальными и частными агентствами, но и между православными похоронными службами. Поэтому естественно, что действия церкви по освоению сферы ритуальных услуг встречают противодействие со стороны похоронных служб, не желающих делить «прибыльный бизнес», считая, что церковь «занимается не своим делом».
«На базе храма сейчас есть своя ритуальная контора, т.е. сейчас и церковь лезет в этот бизнес» (директор ритуального агентства, г. Балаково, жен., 62 года, 03.07.2007).
«У нас тут есть православная ритуальная контора. Вот по этому поводу приходил ко мне отец Александр. Он пришел ко мне и говорит: «Ну, давай, мне помогай.» Я ему говорю: «Ты понимаешь, ты пришел ко мне - к человеку, который руководит предприятием, которое выполняет эти услуги, и ты пришел и говоришь: «Дайте мне кусок этих услуг, я буду себе это делать». Вы как это себе представляете, дорогие товарищи попы? Сказать какие-то консультационные моменты, показать, какие мы услуги оказываем, пожалуйста, они у нас в прейскуранте все есть. А рассказывать о тонкостях, как это лучше сделать, ну, ты сам пойми, это же коммерческая деятельность моя персональная, а ты ее хочешь». Ритуальный бизнес стал очень прибыльным, это хорошие
деньги, и никто их делить не будет» (директор ритуального агентства, г. Балаково, муж., 51 год, 11.10.2007).
Полученные результаты исследования позволяют сделать вывод о том, что радикальные преобразования, произошедшие в постперестроечный период, привели к интенсивному развитию института ритуальных услуг. В результате проведенного исследования было установлено, что в последние годы институт ритуальных услуг подвергся существенным структурным изменениям. Произошедшие экономические и политические преобразования в современной России способствовали увеличению количества ритуальных агентств. Свободные рыночные отношения создали благоприятную почву для освоения этой отрасли частным сектором. Следует отметить, что увеличение количества ритуальных агентств и прибыльность похоронного дела привели к возникновению острой конкуренции не только между муниципальными и частными службами, но и церковью.
В связи с произошедшим политико-правовым и социально-экономическим процессом 1990-х годов, связанным с восстановлением в своих правах религиозной культуры, в последние годы отмечается активное включение церкви в сферу ритуального обслуживания, выраженное в создании православных похоронных служб при храмах, проведении религиозных погребальных обрядов за определенную плату. Однако организация похорон, продажа похоронных принадлежностей через похоронное бюро и проведение религиозных погребальных обрядов на коммерческих условиях не способствует росту престижа церкви и свидетельствуют о том, что в настоящее время идет процесс коммерциализации духовных практик.
Положительной тенденцией последних лет можнот считать появление высших и средних специальных учебных заведений, осуществляющих подготовку и переподготовку кадров для похоронной отрасли с учетом особенностей современного развития сферы похоронных услуг. Немаловажную роль в развитии института ритуальных услуг сыграли специализированные периодические издания по теории и практике похоронного дела, ежегодно проводимые тематические выставки, семинары, симпозиумы и конференции по погребальной тематике, информирующие специалистов о последних достижениях отрасли.
Таким образом, современные условия способствуют динамичному развитию института ритуальных услуг и создают предпосылки для такого развития в будущем, что имеет большое значение в самых различных аспектах социально-экономической и духовной жизни страны.
ЛИТЕРАТУРА
1. Носова Г.А. Традиционные обряды русских (Крестины, похороны, поминки). 2-е изд., доп. / Г. А. Носова // Сер. Библиотека Российского этнографа. М.: ИЭА РАН, 1999. 231 с.
2. Багдасарян В. Э. История погребальной культуры: танатологическая семантика / В.Э. Багдасарян, А.М. Гришков. М.: МГОУ, 2003. 160 с.
3. Гаврилова Т.И. Русский похоронно-поминальный обряд (на материале Курской области) / Т.И. Гаврилова / М-во труда и соц. развития РФ, Курс. ин-т соц. образования (фил.) Моск. гос. соц. ун-та. М.: Союз, 2002. 168 с.
4. Шанин Т. Методология двойной рефлексивности в исследованиях современной российской деревни / Т. Шанин, Е.М. Ковалев, И.Е. Штейнберг // Качественные методы в полевых социологических исследованиях. М.: Логос, 1999. С. 317-344.
5. Беньямовский Н. Д. Здания и сооружения траурной гражданской обрядности / Н.Д. Беньямовский, М.Ю. Лимонад, А. Л. Тавровский. М.: Стройиздат, 1985. 164 с.
6. Прозоровский А.Г. Профессиональное сообщество специалистов похоронного
дела / А.Г. Прозоровский // requiem.ru/services.
7. О состоянии ритуального обслуживания и похоронного дела в Саратовской области // saratov.gov.ru/news/events/detail.php?ID=9170.
Филиппова Светлана Валерьевна -
аспирант кафедры «Социология»
Саратовского государственного технического университета,
Статья поступила в редакцию 05.03.08, принята к опубликованию 25.04.08